Научная статья на тему 'Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепция вхождения в рынок'

Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепция вхождения в рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН / ПРОГРАММА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА / РЕЖИМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / СONCEPT / ECONOMIC REGION / PROGRAM / REGIONAL POLICY / OPEN ECONOMY / STIMULATION MODES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минакир Павел Александрович

Приводится основное содержание концепции вывода Дальнего Востока и Забайкалья из затяжного социально-экономического кризиса и налаживания эффективного функционирования регионов в условиях перехода к открытой рыночной экономике, разработанной в начале 1991 г. по поручению Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье» в ноябре того же года в связи с резким ухудшением социально-экономической обстановки на территории Дальневосточного экономического района и Забайкалья. Описываются предложения по долговременной политике развития региона, а также по проблемам формирования государственной региональной политики в отношении Дальневосточного экономического района и Забайкалья. Приводятся также соображения по экстренным мерам, которые необходимо осуществить в самом регионе и при помощи Союза и республики для стабилизации социально-экономической ситуации и создания основы для развития на базе рыночных отношений и кооперации со странами АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минакир Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Far East and Baikal Region on the Eve of Reform: A Concept of Transition to Market

The article describes the main components of a program developed in 1991 on request from the Inter-regional association of economic cooperation ‘Far East and Trans-Baikal’ for overcoming the longterm social-economic crisis of the Russian Far East and Trans-Baikal region and a smooth transition of the region to a market economy. The author presents considerations for long-term development policies of the region, as well as issues of the state regional policy with regard to the Far Eastern economic region and Transbaikalia. The paper also discusses emergency measures to stabilize the socio-economic situation and provide the development basis in mentioned regions. These measures implied market-based relations, cooperation with the Asia-Pacific countries and carrying out at different levels: regional, RSFSR and USSR. The author notes that the so-called ‘new model’ of regional development of the Russian Far East includes a number of tools from the concept of 1991. This replication emphasizes the randomness of the ongoing measures which effectiveness can be provided only by their fitting in systemic changes and decisions.

Текст научной работы на тему «Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепция вхождения в рынок»

Статьи

Пространственная Экономика 2017. № 1. С. 17-51

УДК 338.24.021.8

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ НАКАНУНЕ РЕФОРМЫ: КОНЦЕПЦИЯ ВХОЖДЕНИЯ В РЫНОК

л е т реформ

25

П.А. Минакир

Минакир Павел Александрович - академик РАН, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель. Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042. E-mail: minakir@ecrin.ru.

Приводится основное содержание концепции вывода Дальнего Востока и Забайкалья из затяжного социально-экономического кризиса и налаживания эффективного функционирования регионов в условиях перехода к открытой рыночной экономике, разработанной в начале 1991 г по поручению Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье» в ноябре того же года в связи с резким ухудшением социально-экономической обстановки на территории Дальневосточного экономического района и Забайкалья. Описываются предложения по долговременной политике развития региона, а также по проблемам формирования государственной региональной политики в отношении Дальневосточного экономического района и Забайкалья. Приводятся также соображения по экстренным мерам, которые необходимо осуществить в самом регионе и при помощи Союза и республики для стабилизации социально-экономической ситуации и создания основы для развития на базе рыночных отношений и кооперации со странами АТР.

Концепция, экономический район, программа, региональная политика, открытая экономика, режимы стимулирования.

DOI: 10.14530/se.2017.1.017-051

ВВЕДЕНИЕ

В 1987 г. была одобрена государственная долгосрочная программа развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 г. Уже к моменту принятия этой программы ситуация в экономике страны изменилась по сравнению с базовым для программы 1985 годом. Наиболее существенной модификации подвергся механизм принятия решений и распределения ресурсов в экономике. Введение элементов экономической свободы на

© Минакир П.А., 2017

микроуровне (для предприятий и объединений), передача прав по принятию решений об использовании производительных ресурсов предприятий при дефиците самих ресурсов привели к разрушению основополагающего принципа долгосрочной программы - развития по сценарию центра и за счет ресурсов центра.

В новых условиях центр провозгласил, что необходимость в прямом государственном управлении всеми процессами общественного воспроизводства при помощи плановых заданий и деятельной регламентации хозяйственной деятельности предприятий и организаций отпадает. Тем самым процесс принятия решений по поводу развития Дальневосточного региона и Забайкалья был перемещен на уровень предприятий, организаций, министерств и ведомств (в лучшем случае). К этому добавился постоянно обостряющийся на протяжении 1988-1990 гг. дефицит капитальных вложений. Обострение политических противоречий между Союзом и республиками трансформировалось в провозглашение необходимости перенести центр тяжести по формированию социальной, структурной, инвестиционной и экологической политики на республиканский уровень и даже на уровень местных Советов, оставив в компетенции Союза только формирование общегосударственных целей и приоритетов, разработку общегосударственных социальных, научно-технических и экологических программ и некоторые общие инфраструктурные функции.

Это в корне меняло все представления о возможностях и инструментах преодоления кризиса в регионе и требовало определения новой парадигмы регионального развития и управления, опирающейся на ставший к началу 1991 г. неизбежным процесс встраивания в экономический механизм рыночных регуляторов и открытия экономики для внешних взаимодействий.

К 1991 г. стало вполне очевидным, что Дальний Восток может развиваться лишь как открытый в обе стороны регион - в сторону тихоокеанского кольца и в сторону Европейской России. В закрытом состоянии регион обречен на быстрое вымирание. Конкурентоспособность практически всех видов продукции для внутреннего рынка равна нулю, следовательно, надежды на экономическое развитие за счет привлечения сюда капиталов и создания нового экономического потенциала и увеличения доходов нет. Привлекательность для иностранных производителей постоянно падает из-за этой самой закрытости региона, как и всей России. Наращивание импорта может идти только за счет экспорта конкурентоспособных на тихоокеанском рынке сырьевых товаров. Но наращивание этого экспорта все более осложняется таможенным регулированием и усилением централизованного контроля за экспортом стратегического сырья. Для прорыва этого порочного круга не-

обходимо было создать условия для свободного движения капиталов, людей и технологий между Дальним Востоком и Восточной Азией, что в свою очередь явилось бы стимулом для привлечения в регион внутрироссийских капиталов [2].

Экономико-географическое положение региона как «экономического острова», что усугубилось во второй половине 1980-х гг., позволяло поставить своеобразный экономический эксперимент по введению на его территории «режима открытости», превращению Дальнего Востока в привычное и выгодное поле деятельности для инвесторов и предпринимателей и в то же время в безопасное для потребителей и резидентов место.

Описываемая в данной статье концепция [1] как раз была предназначена служить общим макетом подобного социально-экономического проектирования, успех которого стал бы важным вкладом в решение глобальной задачи нахождения принципиально нового макроэкономического и институционального равновесия, тогда как провал подобного эксперимента не грозил какими-либо фатальными последствиями для национальной экономики.

СТАРТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Длительный эксперимент по превращению Дальнего Востока и Забайкалья в сырьевую провинцию страны на основе насаждения монопродуктовой экономики, перекачивание доходов от эксплуатации природных ресурсов в государственный бюджет и бюджеты министерства и ведомств, монополизировавших контроль над природными ресурсами региона, финансирования социальных и инфраструктурных программ в притихоокеанских районах СССР по остаточному принципу привел к сокращению запасов природных ресурсов, которые могут быть добыты традиционными методами, и к кризису в общеэкономической и социальной сферах. Только за 1980-1989 гг. доля перерабатывающих отраслей промышленности ДВЭР уменьшилась с 24,6 до 23,5%. Сырьевая база экономического развития региона трансформируется таким образом, что для поддержания масштабов производства в ресурсно-эксплуатирующих отраслях, а тем более для экономического развития на их основе, необходимо резко увеличить текущие и капитальные затраты в расчете на единицу готовой продукции. Это связано с необходимостью ввода новых технологий и технических систем с адекватными, качественно новыми характеристиками ресурсов и условиями их разработки, с возрастанием роли инфраструктуры (в первую очередь энергетического, транспортного и строительного) в развитии сырьевого сектора, а также с усилением экологической составляющей затрат на разработку сырьевых ресурсов.

Появившиеся во второй половине 1970-х гг. симптомы возникновения кризисной ситуации на Дальнем Востоке и в Забайкалье в связи с трансформацией природно-ресурсного потенциала и неспособностью централизованного планирования и управления справиться с ситуацией традиционными методами не были вовремя учтены, что привело к быстрому ухудшению ситуации в начале 1980-х гг. Долговременная государственная программа экономического и социального развития Дальневосточного экономического района и Забайкалья на период до 2000 г., принятая в августе 1987 г., была последней попыткой выправить ситуацию за счет централизованного перераспределения капитальных вложений и структурной их переориентации в пользу развития социальной сферы.

Формально долговременная программа (ДГП) действовала 5 лет (19861990 гг.), а фактически только 3 года (1988-1990 гг.). В ДГП были предусмотрены два чрезвычайно важных для развития Дальнего Востока и Забайкалья принципа: 1) выделение целевых средств на развитие социальной сферы в соответствии с нормативами, обеспечивающими к 2000 г. по крайней мере выравнивание социальных стандартов этих регионов с ситуацией в других частях страны; 2) придание ДГП государственного статуса, т. е. целенаправленное выделение средств государственного бюджета на реализацию основных социальных программ и модернизацию производительной базы и инфраструктуры. Однако эти принципы не были реализованы.

За весь период 1986-1990 гг. рост промышленного производства в Дальневосточном экономическом районе составил 14,9% против 21%, предусмотренного ДГП, и 17,5%, предусмотренных первоначальным пятилетним планом. Но даже этот уровень достигнут благодаря тому, что в 1986 г. прирост промышленного производства составил 5%. В дальнейшем началось падение темпов, и средний темп за 1987-1990 гг. составил всего 3%, что ниже даже наихудшего показателя за предыдущие 1981-1985 гг. (3,4%) и ниже, чем в допрограммный период 1971-1985 гг. (3,7%). Ни в одной из отраслей материального производства намерения программы (на прошедшую пятилетку) не реализованы. К концу пятилетки произошло даже снижение масштабов производства по сравнению с 1988 г. (на 1%).

Социальная программа практически осуществлялась только с 1988 г., когда был достигнут реальный сдвиг по единственному, но важнейшему компоненту - строительству жилья. Однако нерешенность вопросов с развитием и модернизацией строительной и энергетической базы региона, осложнения с финансовыми ресурсами привели не только к приостановке, но и к сокращению активности и в этой сфере. К концу 1990 г. отставание от ориентировок программы по жилищному строительству составило примерно 10%, а по другим социальным объектам еще больше (например, 30% по строительству школ).

Регион значительно отстает от среднесоюзных показателей уровня жизни населения. По обеспеченности жильем он занимает последнее место в РСФСР В 1989 г. на одного жителя Дальнего Востока приходилось 14 м2, Забайкалья - 12,1 м2 общей площади жилых домов (в РСФСР 16,1 м2). Дошкольными учреждениями охвачено соответственно 78 и 66,8% детей (в РСФСР - 70), во вторую смену занимается 30 и 24,3% учащихся (в РСФСР - 22%). Несмотря на относительно высокие районные коэффициенты и другие надбавки к заработной плате, в ряде зон региона в последние годы происходит процесс уравнивания заработной платы с развитыми районами, имеющими лучшие социальные условия жизни населения. Но и эти доходы практически население не может реализовать. Собственное производство потребительских товаров в регионе составляет в расчете на одного жителя 970 руб. в год, а по РСФСР - 1200 руб. Ввоз потребительских товаров все больше затрудняется из-за развала общегосударственного потребительского рынка.

Несмотря на то, что программа носила статус государственной и предполагала выделение за 15 лет почти 200 млрд руб. капиталовложений из центральных источников, на регион уже в 1989 г. было распространено ограничение капиталовложений, к чему добавилось сокращение даже выделенных ресурсов самими министерствами и ведомствами, которые являлись основными держателями ресурсов, ссылаясь на переход к рыночным отношениям и хозрасчетную самостоятельность предприятий, включенных в программы. Источников финансирования производительных, инфраструктурных и социальных программ у самого региона практически нет. Согласно проведенным расчетам, даже в случае поддержания в 19911995 гг. темпов развития экономики региона на уровне, соответствующем проектировке ДГП (6,3% в среднем за год), дефицит капиталовложений только по Дальневосточному экономическому району составит не менее 25 млрд руб., если по-прежнему регион не сможет опираться на централизованные источники финансирования и не будет иметь возможности увеличивать внутренние ресурсы накопления за счет активизации предпринимательской деятельности. Но даже такой уровень дефицитности может быть обеспечен только за счет изъятия у предприятий в пользу местных бюджетов порядка 75% чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов и страховых взносов, процентов банкам. Только данная мера ограничит дефицит финансовых ресурсов дефицитом капиталовложений на развитие и модернизацию производства.

Если не прибегать к изъятию из прибыли предприятий, в тяжелейшем финансовым положением окажутся местные Советы, у которых дефицит средств на содержание всей социальной сферы увеличится даже по

сравнению с сегодняшним почти сорокапроцентным дефицитом и составит суммарно по Дальневосточному региону около 30 млрд руб., причем этот дефицит прибавится к дефициту капиталовложений на основе производства. Однако такая мера начисто подорвет самостоятельность предприятий и рынок, не говоря уже о том, что будет противоречить Закону о предприятии.

Следует, однако, иметь в виду, что предусмотренное ДГП экономическое развитие нереально, Дальневосточный регион с 1990 г. вступил в этап кризисного снижения производственной активности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Переход к натуральному обмену в рамках межпроизводственных и межрегиональных экономических связей, а также практика установления договорных цен при сохранении фиксированных цен на сырьевую продукцию также привели к тому, что Дальневосточный регион оказался в неравных условиях. Цены на сырье устанавливаются в виде расчетных и не всегда покрывают даже издержки. В результате реформы цен 1991 г. положение только усугубляется. Путем взимания налога с оборота перераспределяется стоимость прибавочного продукта. Налог уплачивается по месту производства товара, и в западные районы уходит большая часть реального дохода территорий, так как налогом с оборота облагаются товары выборочно, и основная продукция региона практически не входит в круг облагаемых товаров. Только из Якутии поэтому порядка 800 млн руб. в год в ценах 1990 г. уходит в западные регионы страны. Положение усугубляется тем, что в сырьевых отраслях устанавливается 100-процентный госзаказ. Это ставит регион в невыгодные условия, не давая возможность осуществлять ни внутренний, ни внешний бартер, в то же время получая отказ за отказ в поставке продовольствия и сырья из других регионов по централизованным каналам.

Это ставит весьма серьезно проблему собственности и использования сырьевого потенциала региона. При любой модели развития регион не в состоянии обойтись без внешних связей и его зависимость от них чрезвычайно высока (почти 50% производимого в регионе совокупного продукта находятся в обороте ввоза-вывоза). Материальной основой этих связей могут быть только природные ресурсы региона. Ранее исключительная государственная собственность на них в какой-то степени оправдывалась поддержанием определенного уровня централизованных поставок продовольствия, сырья и пр. Однако с фактическим переходом на товарообменные и товарно-денежные отношения во внешнем обороте исключительность госсобственности на природные ресурсы нуждается в чрезвычайно серьезном обосновании.

Сложившееся положение вызывает сильное социальное напряжение в регионе. Крушение жилищной программы, относительное снижение уровня денежных доходов населения по сравнению с другими районами страны, товарный голод, карточная и талонная система распределения продовольствия и промышленных товаров, не обеспечивая реальными ресурсами, происходят в сравнении с процветающими и гораздо менее богатыми в природно-ресурсном отношении соседями - Японией, Кореей, Тайванем, Гонконгом. Быстрое улучшение экономического положения в Китае также накладывает свой отпечаток. Дальневосточники потеряли доверие к традиционным планам и программам, реализация которых отдается на откуп министерствам и центральным ведомствам, а выделенные ресурсы растворяются в общем «котле».

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ И ЗАБАЙКАЛЬЕ

Обсуждающиеся и принимаемые в настоящее время в Союзе и России антикризисные программы, которые наконец-то стали основываться на идеях интеграции в международном хозяйстве и создании гарантий для получения и эффективного использования внешних ресурсов с целью развития и стабилизации внутреннего рынка, создают возможность перехода к модернизации на их основе региональной стратегии экономического поведения и к созданию нового типа хозяйственного механизма, ориентируясь на наиболее выгодное с точки зрения интеграции в международную экономическую систему положения Дальневосточного региона.

В течение длительного периода (практически с 1932 г. по настоящее время) государственная политика в отношении Дальневосточного региона и Забайкалья заключалась в максимальном использовании этого региона как военного плацдарма, источника природных ресурсов для внутреннего и внешнего рынков, при этом экономическим принципом являлось закрепление монопродуктового экспорта из региона (природные ресурсы) и импорта всей остальной гаммы потребительских и производственных товаров. В финансовом отношении данная политика строилась на принципе поддержания постоянного дефицита в результате неэквивалентного обмена. В свою очередь дефицитность региона становилась постоянным фактором, обеспечивающим воспроизводство такой политики.

Основой государственной политики по отношению к Дальнему Востоку и Забайкалью в 1990-е и последующие годы должно стать создание условий для поддержки развития экономики региона в коммерчески выгодных направлениях, уничтожение монополии государства на определение харак-

тера внешних связей региона, финансовая поддержка региона не за счет искусственно создаваемых доходов государства от неэквивалентного обмена с регионом, а за счет целевых фондов, создаваемых самим государством. Государственная политика, в том числе и поддержка на государственном уровне экономического развития региона, должна строиться на следующих основных принципах.

Во-первых, признается, что уровень социально-экономического развития региона уступает среднесоюзным показателям и стал наиболее низким в Российской Федерации по не зависящим от самого региона причинам (колониальная политика министерств и ведомств). В связи с этим необходимо обеспечить определенную компенсацию низкого уровня социально-экономического развития для доведения его до среднесоюзных стандартов.

Во-вторых, регион, и особенно Дальний Восток, выполняют важнейшую общегосударственную функцию стратегического характера по содержанию и обеспечению оборонных усилий государства на Тихом океане, а также по поддержке транзитных связей государства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это предполагает компенсацию со стороны государства региону за выполнение этих функций в виде определенной фиксированной (или пропорциональной по какому-то критерию) платы за содержание инфраструктуры, поддерживающей военное присутствие в этом регионе.

В-третьих, принцип заинтересованности министерств и ведомств в развитии экономики и социальной сферы региона не оправдал себя, необходимо переориентироваться на принцип взаимных интересов на Дальнем Востоке субъектов Союза и Российской Федерации (республик, краев, областей) в различных формах: долевое участие в инвестиционных программах по развитию региона своими ресурсами, коммерческие отношения, платность за использование ресурсного и транспортного потенциала региона.

В-четвертых, государство, признавая необходимость социально-экономического развития региона в соответствии со своими интересами и закономерностями функционирования природно-хозяйственной системы региона, берет на себя функцию финансовой и материально-технической поддержки регионального развития. Эта поддержка осуществляется не в форме централизованного распределения ресурсов или дотаций по всем направлениям, а как целенаправленное финансирование государством определенных проектов и секторов хозяйства в соответствии с выработанными приоритетами в региональном развитии.

В-пятых, государство поддерживает предпринимательскую деятельность в регионе, признавая, что помимо важнейших проектов общерегио-

нального характера, определяющих общие условия и направления развития, социально-экономические перспективы региона определяются рынком и развитием предпринимательства.

Осуществление и регулирование экономического развития региона основывается на принципе разделения субъектов власти и экономических субъектов. Местные органы власти должны сосредоточиться в основном на формировании и поддержании общего режима и правил хозяйственной деятельности в соответствии с приоритетами, выработанными для каждого данного периода и каждой данной территории. Стремление получить под контроль Советов или исполкомов разных уровней как можно большую часть производства диктуется стремлением в сегодняшней ситуации обезопасить Советы от анархии, провоцируемой монопольными структурами и бессилием центра. Однако с точки зрения стратегии перехода на рыночные регуляторы экономической жизни такая тактика ошибочна. Она приведет к резкому возрастанию финансовых и организационных трудностей, которые неминуемо встанут перед Советами, а эффективность производства при этом неминуемо будет снижена.

Советам следует, наоборот, всячески стремиться к перекладыванию бремени поддержания и развития экономических, производственных структур на предпринимательство в различных формах, задавая четкие и эффективные с позиций социальных и территориальных правил экономического поведения, ограничивая негативные и поощряя позитивные последствия и проявления предпринимательства.

С целью максимально возможного переключения финансирования и ответственности за экономический оборот на предпринимательские структуры необходимо форсировать создание таких структур и обеспечение их всяческой поддержки. При этом следует исходить из того, что:

1) определенная часть предприятий коммерческого характера должна остаться, по крайней мере в течение определенного времени, в руках местных органов власти; это те предприятия, которые жизненно необходимы для поддержания стабильности социальной системы и недостаточно рентабельны для частного или акционерного капитала без существенного повышения цен (особенно часть предприятий пищевой промышленности, коммунальные службы в общественном секторе);

2) передача экономического оборота на территории под эгиду предпринимательского капитала должна происходить дифференцированно по формам, в зависимости от характера производств и их размеров; очевидно, общим правилом может быть проведение приватизации в секторе малого бизнеса и перевод на акционерные формы собственности средних и крупных предприятий;

3) приватизация и акционирование должны определяться решением вопроса о субъектах собственности в государственном масштабе, необходимо законодательно закрепить соглашения между территориями, республикой и Союзом о том, какие объекты будут находиться в исключительной собственности Союза и России, какие представляют собой территориальную собственность, это определяет ту часть, которая подлежит безусловной приватизации и акционированию; последняя может и должна увеличиться (возможно, не сразу, а постепенно) за счет территориальной собственности;

4) необходимо отказаться от установившихся притязаний государственных органов на долю (часто львиную) в акциях предприятий, которые передаются в коллективные формы собственности, государственные органы могут на территории региона преобразовывать находившиеся в их собственности (общественной собственности) объекты в акционерные предприятия и организации с распространением акций, но не могут покушаться на передачу им пакетов акций из других секторов экономики;

5) при акционировании предприятий в регионе необходимо использовать возможность выпуска дополнительных акций и их распространение не только в регионе, но и в других республиках и регионах для привлечения дополнительного капитала в целях модернизации и развития производства.

Для быстрого и эффективного проведения приватизации и акционирования в регионе необходимо создать за счет общерегиональных источников, источников отдельных территорий, государственного фонда развития Дальневосточного региона и Забайкалья (в зависимости от класса и значения изменяющихся форм собственности объектов) специальный фонд финансовой поддержки этого процесса. Учитывая, что многие предприятия на сегодняшний день убыточны или низкорентабельны, эти средства понадобятся для поддержания на первой стадии новых собственников, оказания им помощи в получении и гарантии кредитов, финансирования, предоставления им налоговых и прочих льгот, страхования рисков и пр. Возможно, придется некоторые объекты предварительно стабилизировать в финансовом отношении для создания нормальных стартовых условий новым собственникам. Эти фонды явятся своего рода стабилизационными фондами разгосударствления.

Основным принципом инвестиционной политики на региональном уровне должны быть:

• поддержка сырьевых отраслей экономики и модернизация этих отраслей за счет финансирования (прямого и косвенного) из общерегиональных фондов, а также из государственного фонда развития Дальневосточного региона и Забайкалья;

• стимулирование инвестиций частного (в том числе иностранного) капитала в развитие и модернизацию сырьевых отраслей, используя систему дополнительных льгот, концессий и пр.;

• целенаправленное стимулирование инвестиций предпринимательского капитала в такие отрасли и сферы региональной экономики, которые обеспечивают быструю окупаемость, высокие темпы накоплений и высокую рентабельность (легкая и пищевая промышленность, торговля, сфера услуг, туризм, производство высокорентабельных и неметаллоемких продуктов машиностроения, в частности, электротехники, радиотехники и пр.);

• привлечение в регион портфельных и прямых отечественных и иностранных инвестиций, в основном в вышеуказанные сферы, причем особое внимание следует в первый период уделять именно отечественным инвестициям, в том числе и в форме создания дочерних предприятий и филиалов предприятий и фирм, расположенных во внутренних районах России и Союза.

СОЗДАНИЕ ОСОБОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Акцент на перенос центра экономической жизни в предпринимательскую сферу при сохранении и повышении эффективности и целенаправленности контроля за предпринимательством требует создания в Дальневосточном регионе и Забайкалье режима наибольшего благоприятствования для деятельности отечественного и иностранного и смешанного предпринимательства. Основные принципы этого режима сводятся к следующему:

1) стимулирование инвестиций и функционирования предпринимательского капитала на территории региона; налоговые стимулы не могут являться достаточно действенными, учитывая удорожающие факторы и неосвоенность региона, отсутствие инфраструктуры, что повышает капиталоемкость производства, наиболее мощными стимулами могут быть:

• для отечественных предпринимателей - предоставление полной свободы операций и контактов с внешним миром (страны АТР) и льготный режим валютных операций;

• для иностранных и смешанных капиталов - получение широкого доступа на внутренний рынок Дальневосточного региона и Забайкалья, а также (через этот регион) других регионов и республик;

2) для обеспечения процесса «открытия» рынка Дальневосточного региона и Забайкалья в направлении АТР необходимо создание региональной банковской системы, гарантирующей конвертируемость рублевых доходов производителей, осуществляющих операции на данной территории;

3) широкое использование для финансирования инфраструктуры, поддержки рынка и социальных программ средств, мобилизуемых внутри региона на межтерриториальной основе в рамках общерегионального фонда экономического развития, а также средств специально создаваемого общегосударственного фонда развития этого региона, который должен мобилизовывать средства в разных регионах страны у разных производителей, заинтересованных в развитии региона и получении с его помощью продукции и услуг, в том числе международных: мобилизация средств осуществляется равными методами, в том числе посредством размещаемых с помощью региональной банковской системы межрегиональных займов;

4) создание локальных свободных экономических зон на территории региона, которые должны выполнить функцию катализаторов иностранного предпринимательства и стимулировать экспортно ориентированные производства;

5) использование сырьевого потенциала региона для создания экономической основы процессов конвертируемости рубля в операциях Дальневосточного банка.

Практически вышеизложенные принципы означают законодательное закрепление за регионом основных положений статуса свободного предпринимательства.

СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТ СТАТУСА РЕГИОНА СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А. Стимулирование инвестиций и предпринимательской деятельности.

На территории Дальневосточного района и Забайкалья стимулируется создание и функционирование национальных, совместных и иностранных предприятий, фирм и организаций. Все коммерческие и некоммерческие предприятия и организации, функционирующие на территории региона или инвестирующие на этой территории, пользуются равными правами и имеют равные обязательства перед территорией. В систему регулирования на национальном и региональном уровнях имплантируются следующие меры стимулирования инвестиций.

Налоговые льготы и условия:

• все предприятия, независимо от национальной принадлежности и форм собственности, с планируемым сроком функционирования не менее 10 лет, освобождаются от налога на полученную прибыль в первые 3 года после получения объявленной прибыли; дополнительно к этому иностран-

ные предприятия или предприятия с иностранным участием освобождаются от налога на прибыль в первые 5 лет после получения объявленной прибыли в качестве меры дополнительного стимулирования привлечения иностранного капитала;

• норма налога на прибыль в регионе составляет не более 20-25%, при этом высокотехнологичные предприятия и предприятия с высокой долей экспортной продукции в общем объеме производства (порядка 70%) могут получать льготу по налогообложению до 50% ставки налога;

• иностранные юридические и физические лица освобождаются на срок до 10 лет от налога на перевод за границу прибыли и личных доходов;

• иностранные и совместные предприятия в регионе получают освобождение от налогов на ту часть объявленной прибыли, которая направляется на финансирование социальных объектов и объектов производственной инфраструктуры, а также направляемой для реинвестирования в регионе части прибыли;

• разрешается ускоренная амортизация основного капитала для всех предприятий в регионе, амортизационный фонд полностью остается в распоряжении предприятия;

• исключаются из подлежащей налогообложению прибыли затраты на капиталовложения для модернизации производства, внедрение новых технологий и технических систем, развитие социально-культурной сферы в регионе;

• дополнительные льготы устанавливаются для предприятий и ассоциаций, образуемых на межтерриториальных основах и занимающихся производством продукции или оказанием услуг общерегионального назначения за счет концентрации общерегиональных ресурсов.

Финансовые и тарифные льготы:

• всем иностранным и совместным предприятиям, а также советским предприятиям в части, соответствующей объему их экспортной деятельности, гарантируется конверсия рублевых средств в иностранную валюту по рыночному курсу через Дальневосточный банк экономического развития (ДВБЭР). К настоящему времени сделан шаг в сторону установления режима частичной конвертируемости рубля на внутреннем рынке СССР посредством установления курса рубля по отношению к доллару США на внутреннем валютном рынке СССР (который создается в рамках проводимых регулярно валютных аукционов). Однако задача заключается в переходе от установления курса рубля на внутреннем валютном рынке к установлению курса на подлинно валютном, то есть международном рынке, что невозможно без стабилизации экономических связей с зарубежными странами и активных операций в международных банковских сферах;

• для иностранных, совместных и советских предприятий в регионе, создающихся в наиболее важных секторах экономики и решающих наиболее важные проблемы территории в течение первых 5 лет после начала функционирования, устанавливаются льготные ставки всех видов рентных платежей, арендной платы за землю, здания и сооружения, тарифы платы за воду, электроэнергию, связь и другие виды коммунальных услуг за счет средств государственного фонда развития;

• предоставляется всем фирмам и предприятиям возможность получения льготных банковских кредитов через ДВБЭР для организации производства импортозамещающей продукции.

Организационные условия:

• в регионе устанавливается упрощенный порядок регистрации иностранных, совместных предприятий посредством принятия решений местными органами власти с проведением предварительной экспертизы;

• советские предприятия, находящиеся в государственной форме собственности, получают право организации совместных предприятий за счет собственных ресурсов при согласовании с вышестоящими организациями в соответствии с общими правилами регистрации иностранных капиталов и предприятий в регионе;

• всем субъектам хозяйствования предоставляется право на осуществление товарообменных и посреднических операций с товарами и услугами, производимыми в пределах региона;

• для всех субъектов хозяйственной деятельности устанавливается форма деловой и бухгалтерской отчетности на основе зарубежных стандартов и методик;

• материально-техническое снабжение в регионе организуется через товарную биржу, на которой субъекты хозяйствования осуществляют закупки необходимых материалов и сырья; кроме этого, создаются торгово-посред-нические коммерческие организации и фирмы, через которые осуществляются прямые закупки сырья, материалов, оборудования, комплектующих за пределами региона на договорных условиях.

Таможенные льготы:

• установление льготных таможенных пошлин на экспорт товаров и услуг, произведенных в регионе, и освобождение от таможенных пошлин, импортных товаров производственного и потребительского назначения, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности;

• отлаженное взимание таможенной пошлины в уменьшенном размере с импортируемых компонентов и сырья, используемых в производстве на территории региона товаров, предназначенных для реализации на внутреннем рынке других регионов республики и Союза;

• установление льготных таможенных пошлин на товары и услуги, экспортируемые транзитом через регион из внутренних районов СССР, в части, соответствующей стоимости, добавленной на территории Дальневосточного района и Забайкалья (в случае осуществления в регионе финишных операций по производству, упаковке и пр.).

Б. Создание Дальневосточного банка экономического развития (ДВБЭР) и государственного фонда социально-экономического развития региона (ФРДВ).

Банк создается как элемент государственной банковской системы, при этом являясь особым и самостоятельным государственным банком акционерного типа. Акции этого банка, кроме государственных структур, могут распространяться также среди коммерческих банков, территориальных органов, деловых кругов, в том числе и за границей. ДВБЭР, таким образом, тесно связывается с союзной и республиканской банковской системами.

Кроме этого, стимулируется создание сети филиалов иностранных банков. ДВБЭР наделяется правом и ресурсами (в том числе валютными) для осуществления заграничных операций. Им выполняются основные задачи по финансированию и кредитованию проектов экономического развития и сотрудничества региона, включая финансирование из государственных фондов. Важнейшей задачей ДВБЭР является обеспечение частичной конвертируемости рублевых депозитов, корреспондирующих с экономической деятельностью в пределах региона, на основе экспортных операций и установления справедливого (рыночного) курса рубля по отношению к иностранным валютам. На территории региона необходимо поддерживать исключительное рублевое денежное обращение, включая и систему налогообложения.

Фонд должен представлять собой финансовую организацию, опирающуюся на государственную поддержку, причем государство (союзный и республиканский бюджеты) может и должно быть одним из наиболее активных участников и спонсоров этого фонда. Фонд мобилизует финансовые средства регионов, республик, предприятий на основе распространения акций ключевых объектов инфраструктуры и сырьевого сектора Дальнего Востока и Забайкалья, а также проведения крупномасштабных займов. Организует работу по привлечению предпринимательского капитала на территории страны для инвестирования его на Дальнем Востоке и в Забайкалье, оказывает помощь инвесторам в изучении условий инвестирования, страхования рисков и пр.

Средства данного государственного фонда должны быть использованы для реализации идеи государственного обеспечения социально-экономического развития региона. Государственный бюджет не может и не должен в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

условиях рыночной экономики финансировать все экономическое развитие и все элементы социальной программы. Это нереально, и обещания подобного финансирования только дезорганизуют регион и блокируют возможные шаги по использованию собственных возможностей. Данный фонд (ФРДВ) необходим для финансовой и материально-технической поддержки важнейших проектов развития социальной и производственной инфраструктуры, а также для стимулирования инвестиций на развитие производств, имеющих ключевое значение для совершенствования экономической структуры региона и повышения его эффективности. Финансирование из ФРДВ нужно производить по программно-целевым принципам.

За счет средств данного фонда, как правило, будут финансироваться проекты общерегионального значения, которые ориентированы не на получение прибыли, а на создание условий для сбалансированного экономического развития, что служит общеэкономической базой коммерческой деятельности и способствует созданию инфраструктуры, обслуживающей, например, транзитные потребности разных регионов и предпринимательских структур. В перспективе подобные объекты, как правило, становятся коммерчески выгодными и способны приносить дивиденды.

Имеются в виду проекты:

• развития производственной инфраструктуры (энергетика, система топливоснабжения, дорожно-транспортное строительство, связь, создание концентрированных баз строительной индустрии);

• строительства и реконструкции важнейших производственных объектов, определяющих развитие экономики региона и гарантирующих государственный и региональный контроль над социально-экономической ситуацией. Особое значение имеет финансирование за счет ФРДВ «пусковых объектов» - объектов, определяющих возможности наращивания производственного потенциала всего региона и имеющих структурообразующий характер;

• решения экологических проблем союзной и республиканской значимости.

Кроме ФРДВ необходимо создание бюджетных фондов поддержки региона на основе как союзного, так и республиканского бюджета. Их задачей должно быть в основном обеспечение социальной поддержки населения, создание и поддержание социального минимума в области обеспечения жильем, коммунальными услугами, услугами здравоохранения и образования, а также финансирование отдельных проектов инфраструктурного характера.

Выделение средств на формирование данного бюджетного фонда развития Дальнего Востока должно быть законодательно закреплено в форме,

например, утверждения на определенный срок конкретной программы финансирования региона Верховными Советами Союза и России с выделением предела бюджетных ассигнований.

В дополнение к ФРДВ необходимо создать валютный фонд регионального развития. Этот фонд создается как часть общесоюзного валютного фонда и предназначается для финансирования важнейших проектов социально-экономического развития региона, которые носят международный характер и имеют важное значение не только для самого Дальневосточного района и Забайкалья, но и для других регионов страны (реконструкция и строительство морских портов, магистральных железных дорог, магистральных каналов связи, обустройство свободных экономзон и др.), а также для обеспечения гарантий по иностранным обязательствам региона (в том числе и для обеспечения конвертируемых расчетных счетов через ДВБЭР).

Для обеспечения операций ДВБЭР и ФРДВ по конвертируемости рубля, гарантий иностранных инвестиций и займов создается залоговый фонд, величина которого определяется размером операций с конвертируемой валютой и размером гарантируемых активов иностранных партнеров. Для создания залогового фонда необходимо часть природных ресурсов региона, включая запасы руд цветных и благородных металлов, лесные и рыбные ресурсы, пушнину, передать в исключительное распоряжение и пользование местным органам власти на основе договора между ассоциацией, представляющей регион, с одной стороны, и правительствами Союза и республики - с другой стороны. Для обеспечения гарантии валютных операций ДВБЭР, частичной сбалансированности платежей необходимо создать золотой запас ДВБЭР на основе части продукции золотодобывающей промышленности региона.

Кроме этого, источниками формирования залогового фонда могут являться:

• доходы в свободно конвертируемой валюте (СКВ), полученные от продажи предприятий в собственность иностранным юридическим и физическим лицам;

• часть доходов в СКВ от внешнеторговой и предпринимательской деятельности, аккумулируемых местными органами власти;

• часть доходов от арендных платежей, платежей за концессии, услуги инфраструктуры и пр.;

• часть доходов от поступающих в СКВ налогов, доходов от ценных бумаг и депозитов в иностранных банках;

• иностранные кредиты, полученные для создания гарантийного фонда и обеспечения конвертируемости платежных средств в регионе;

• отдельные ресурсы (месторождения минерального сырья, лесопокры-тые площади, рыбные поля), которые могут передаваться на условиях концессии или на других приемлемых условиях в пользование партнеру в случае серьезных финансово-экономических осложнений или форс-мажорных обстоятельств;

• земельные участки, обладающие экономической ценностью.

В. Собственность и контроль.

В Дальневосточном районе и Забайкалье законодательно гарантируется существование и функционирование любых форм собственности. Советские предприятия, находящиеся к моменту начала реализации данной концепции в государственной собственности, могут быть преобразованы в акционерные, коллективные, частные кооперативные, арендные предприятия или могут оставаться в государственной собственности.

По согласованию между Советами народных депутатов Советом министров РСФСР и СССР устанавливается перечень производственных и инфраструктурных продуктов в регионе, находящихся в государственной коммунальной собственности, а также осуществляется подача в коммунальную собственность отдельных производственных инфраструктурных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность на территории.

Вопрос о разграничении прав собственности на землю и другие природные ресурсы решается по согласованию местными органами власти и правительствами региона и республики.

Земля и природные ресурсы на территории региона, составляющие фонд приватизации, а также земельные участки и природные ресурсы, являющиеся коммунальной собственностью, передаются в собственность юридическим и физическим лицам, независимо от гражданства. Данный порядок устанавливается для регионов в качестве дополнительной льготы во изменение законодательства РСФСР Всем предпринимателям предоставляется право длительной (до 50 лет) аренды земли, зданий и сооружений в целях осуществления коммерческой общественной деятельности.

На территории Дальневосточного района и Забайкалья разрешаются любые виды экономической деятельности в рамках установленных правил и ограничений, направленных на гарантию сохранения окружающей среды и соблюдение экономических интересов территории республики и Союза. Все хозяйственные субъекты в регионе являются полностью самостоятельными во всех коммерческих, организационных и кадровых вопросах. Какие-либо вмешательства административных и советских органов в их деятельность не допускаются, и последнее не противоречит законам РСФСР и СССР. Не допускается какое-либо вмешательство министерств и ведомств в деятельность отечественных предприятий и организаций, расположенных в зоне

свободного предпринимательства Дальнего Востока и Забайкалья. Министерства и ведомства могут лишь размещать заказы на коммерческой основе и предлагать также на коммерческой основе услуги (информационные, снабженческие, по реализации продукции и др.).

Г. Организация рынка и денежного обращения.

В пределах Дальневосточного региона и Забайкалья для государственных и коммунальных предприятий может устанавливаться госзаказ на продукцию с обязательной оплатой по государственным ценам и предоставлением полного материально-технического обеспечения в объеме госзаказа. Для предприятий, находящихся в коммунальной собственности, госзаказ имеет форму регионального заказа на тех же условиях.

Для организации внутрирегионального оптового рынка создается товарная биржа с соответствующими обслуживающими фирмами, которая обеспечивает функционирование товарного рынка наряду со специализированными и универсальными торговыми фирмами.

Для предпринимателей, функционирующих в регионе, доступ к оптовому рынку свободен. Свободным является осуществление операций по торговле с другими районами страны. Для защиты сбалансированности товарных и денежных потоков в качестве антиинфляционного стабилизатора используется правило, согласно которому до достижения товарной и денежной фиксированности на внутреннем рынке СССР доступ на внутренний рынок Дальнего Востока и Забайкалья предприятий других регионов страны ограничен денежными средствами этих предприятий на счетах ДВБЭР (или других банков), образуемыми от поступлений в результате реализации продукции данных предпринимателей на рынке региона. Средства с этих счетов могут использоваться лишь на оплату товаров и услуг, а также как инвестиции, однако не подлежат конверсии в иностранной валюте.

Посреднические операции по реэкспорту продукции сырья, завозимого из других районов страны, запрещаются. Устанавливается определенная степень переработки на территории региона ввозимой продукции и последующего ее экспорта. Это не распространяется на продукцию, экспортируемую из других районов страны и следующую транзитом через территорию Дальневосточного района и Забайкалья.

Для стимулирования процессов акционирования и создания рынка ценных бумаг создается фондовая биржа, к операциям на которой допускаются экономические агенты, представляющие любые формы собственности как для данного, так и для других регионов, как государственные, так и иностранные.

Для защиты платежных операций ДВБЭР и курса рубля перевод рубле-

вых поступлений от реализации на территории региона продукции, ввезенной из других регионов страны и республик, а также рублевых накоплений, переведенных из других регионов от реализации там продукции, произведенной в регионе, осуществляется только в размерах, определяемых договорами с этими регионами и республиками о поставке конкурентоспособной экспортной продукции в Дальневосточный район и Забайкалье.

Совместные и иностранные предприятия в регионе получают право безлицензионных внешнеторговых операций. Советские предприятия и организации должны получить лицензию на внешнеторговую операцию. Право выдачи лицензии делегируется местным органам власти во всех случаях, кроме случаев ограничения на торгово-экономические отношения, накладываемых полномочными органами центральной власти по военно-политическим соображениям.

Для поддержания рублевого денежного обращения регионов розничная торговля, оплата труда персонала (кроме иностранного персонала), социальные выплаты, оплата заказов государственных и местных органов осуществляются исключительно в рублях. Остальные платежи могут осуществляться в свободно конвертируемой валюте, но только через банк, с обязательной конверсией в рубли по банковскому курсу.

Предприятиям региона разрешаются операции с акциями и ценными бумагами, в том числе и за рубежом.

Ценообразование в регионе основывается на принципах свободного рыночного ценообразования. Для предприятий, находящихся в государственной собственности, допускается установление цен соответствующими государственными органами. На продукцию и услуги предприятий, находящихся в коммунальной собственности, цены и тарифы устанавливаются по решению соответствующих органов власти.

Для обеспечения гарантированного минимума уровня жизни населения, особенно в первый период, когда товарный рынок не насыщен и конкуренция производителей не развернута, необходимо ввести систему гарантированных розничных цен на продовольственные и промышленные товары по определенному ассортименту. Разницу между рыночными ценами и гарантированными розничными ценами должны компенсировать местные Советы за счет средств, получаемых от налога с оборота по товарам со свободными ценами. Компенсацию следует производить торговле в соответствии с объемом реально проданного товара оговоренного ассортимента. Для стимулирования снижения цен или их стабилизации по данным товарам необходимо ввести систему стимулирования для производителей, например, снижение ставок налога на прибыль в определенной пропорции по мере снижения цен или же, наоборот, увеличение ставки налога на при-

быль пропорционально росту индекса цен с учетом изменения индекса на сырье и комплектующие.

Д. Формирование открытой экономики.

Ключевой задачей для этого является введение на территории Дальнего Востока правил регулирования и гарантий, общепринятых и понятных для стран Восточной Азии. Для решения этой задачи необходимо обеспечить два основных условия.

Во-первых, союзный законодатель должен принять разработанный в регионе, или по его инициативе и заказу, пакет нормативных актов и законов, целенаправленно ориентированных на Дальний Восток и Забайкалье, определяющий все основные стороны инвестирования и функционирования предприятий и организаций всех форм собственности в этом регионе. В этом пакете должны содержаться такие основные законы и акты:

• о правилах аренды и использования земельных участков;

• о концессиях;

• о налогах и налоговых льготах;

• о таможенных пошлинах и налогах и об их использовании;

• о трудовых отношениях и безработице;

• об иностранных банках, их филиалах и представительствах;

• о заключении договоров о безвизовых перемещениях;

• о порядке и правилах приобретения иностранными юридическими и физическими лицами собственности на территории Дальнего Востока и Забайкалья.

Необходимы также, очевидно, и другие законодательные акты, что должно выявиться в результате проведения специальной экспертизы законодательных основ экономического регулирования, действующих в СССР и в России, ориентированные на общепринятые законодательные нормы и правила в Восточной Азии. Ссылки на то, что в одной стране не могут действовать разные законы на разных территориях, несостоятельны. В такой стране, как Россия не может быть унифицированного регулирования для всех без исключения региональных зон, каждая из которых представляет собой по масштабам и специфике целую страну. Выше речь шла о законах и нормах, дифференцирующих режим регулирования экономической деятельности в соответствии с особенностями и возможностями конкретного региона. Это совершенно не означает изменения конституционных основ и основополагающих принципов, поддерживающих основные принципы конституции. В нашем понимании именно такая дифференциация есть региональная экономическая политика, а единообразие правил регулирования есть верный залог конечного развала страны в результате внутренних напряжений.

Во-вторых, в самом регионе должно быть выработано и проведено в жизнь общее понимание экономической политики и методов регулирования местных органов власти и управления. Прежде всего это касается порядка, характера и условий предоставления местных льгот, гарантий, системы воздействия на поведение экономических агентов.

Вероятнее всего и наиболее целесообразно в настоящее время взять за основу при разработке и принятии (непременно быстром - экспертиза, подготовка и принятие необходимых актов должны занять не более 3-4 месяцев) законов и нормативных актов, а также собственно региональных норм и постановлений - модель законодательного оформления процедуры экономического регулирования в китайских свободных экономических зонах. Это наиболее соответствует российскому Дальнему Востоку по уровню подготовленности к интенсивному экономическому росту, по общему экономическому уровню, по соотношению новых намерений и старых заблуждений. Кроме того, китайская модель заслужила достаточно хорошую репутацию и показала хорошие результаты в течение последних 10 лет.

Обязательным условием должно быть при этом законодательно оформленное обязательство региональных и центральных органов власти наложить мораторий на какие бы то ни было существенные изменения законодательной базы регулирования на срок не менее 5 лет. Без этого никакого эффекта не будет, образ России как страны крайней нестабильности политической и законодательной уже устойчив. Его нужно преодолевать только сильными средствами. Такой мораторий может стать подобным средством.

Интернационализация собственности как основа интеграции на рынке капиталов и технологий. Формальная возможность вкладывать деньги в приобретение объектов государственной собственности и в другие формы собственности, приобретая недвижимость, должна быть существенно укреплена. Прежде всего, на территориях Дальнего Востока должна быть создана сеть компаний по операциям с ценными бумагами и недвижимостью, ориентированных на иностранных вкладчиков и покупателей. Функционирование рынка недвижимости при этом должно регулироваться доверенными банками на каждой территории, в функции которых входят оценка и установление справедливых рыночных цен для продавцов и покупателей независимо от их гражданства.

Особое значение имеет собственность на землю, в частности на горные и лесные участки и площади. Должна быть задействована система определения участков, для которых абсолютно невозможна (даже при законодательном разрешении этой проблемы) продажа. По таким участкам должна использоваться процедура долговременной аренды на срок 50-75-99 лет.

Такая аренда в случае земельных и горных участков должна совмещаться с концессией на разработку.

Об использовании концессионной формы сотрудничества давно и много, со вкусом говорится и пишется. Однако пока эта работа не станет стабильным и регламентированным элементом экономической политики территорий, ситуация останется неопределенной. На территориях следовало бы создать специальные компании, задачей которых не должно быть извлечение прибыли из своей деятельности по подготовке и проведению тендеров и концессионных конкурсов, а также торгов и аукционов. Задачей таких компаний должны быть только содействие и организация подобной деятельности.

Фактическое положение дел в сырьевых секторах экономики Дальнего Востока таково, что наличные сырьевые ресурсы практически поделены между хозяйствующими субъектами и являются предметом сильнейшей конкурентной борьбы между традиционными и новыми производственными и коммерческими структурами. Однако существуют значительные потенциальные запасы и территории, которые либо не разведаны, либо недоступны в настоящее время по финансовым причинам российским предпринимателям и государственным структурам. Они должны стать предметом максимально быстрого и разумного развития концессионных проектов. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

• поставка определенной части продукции на внутренний рынок;

• реинвестиции в обустройство территории и социальное развитие;

• гарантии по использованию современной технологии, обеспечивающей комплексность использования ресурсов и поддержание экологических стандартов.

Одним из важнейших условий интернационализации собственности и вообще организации эффективного проникновения иностранного капитала на дальневосточный рынок с целью поддержки его развития является предоставление своевременной, полной и достоверной информации о состоянии объектов приватизации и акционирования, включая информацию по природно-ресурсному потенциалу. Существующие схемы предоставления такой информации случайны, ненадежны, сверхкоммерциализованы и неэффективны. Следует создать на территориях Дальнего Востока информационные агентства, действующие под эгидой и по программе администраций и комитетов по управлению государственным имуществом, задачами которых являлись бы систематизация информации, подготовка на ее основе инвестиционных предложений по портфельным и прямым производственным инвестициям, осуществление рекламной деятельности в различных формах, включая и рекламирование условий инвестирования на территориях Дальнего Востока.

Либерализация режима передвижения людей, контроль и безопасность. Для Дальнего Востока, а точнее для резидентов из этого региона и для представителей юридических лиц, функционирующих на территории Дальнего Востока, необходимо предоставить особый режим заграничных поездок, равно как и для иностранных граждан, посещающих Дальний Восток в деловых целях. Этот особый режим должен заключаться в возможности для деловых поездок и той и другой стороны на безвизовой основе. Для этого следует заключить соответствующие соглашения на межправительственном уровне со странами Восточной Азии и Тихого океана, прежде всего с Японией, Китаем, Кореей, США, Канадой, Таиландом, Малайзией, Вьетнамом, Сингапуром. Это предполагает, что для поездок как российских, так и иностранных граждан в деловых целях не нужны будут специальные приглашения, а пребывание в стране будет контролироваться только отметками службы иммиграции соответствующих стран пребывания. Для Дальнего Востока при этом чрезвычайно важным вопросом является организация эффективного контроля за пребыванием иностранных граждан на этой территории. Особенно это касается китайских граждан, которые и сейчас не склонны соблюдать иммиграционную дисциплину и усиливают криминогенную обстановку в регионе, особенно в его южных районах. Вопрос контроля важен прежде всего для обеспечения безопасности пребывания и выполнения деловых программ иностранцами. Для организации такого контроля органам внутренних дел соответствующих краев и областей необходимо будет в первую очередь создать информационную систему для передачи информации о въезжающих иностранцах через пропускные пункты на границе Дальнего Востока, целях, сроках их пребывания, пунктах назначения, принимающих организациях и лицах.

Важной задачей является организация эффективного контроля за соблюдением иностранцами правил занятия бизнесом или трудовой деятельностью на Дальнем Востоке. Чрезвычайно популярной стала несанкционированная предпринимательская деятельность с извлечением доходов в сфере торговли, преимущественно китайскими гражданами. Это, с одной стороны, ведет к усилению криминогенной обстановки в целом, а с другой стороны, уводит от налогообложения огромные суммы оборота.

Экспортно-импортное регулирование. Частая и всегда в сторону ужесточения смена правил регулирования импортно-экспортной деятельности является одним из наиболее сильных дестабилизаторов, препятствующих нормальному функционированию открытой экономики. Постоянные ссылки на расхищение национального богатства и извлечение выгод от экспортно-импортной деятельности преимущественно отдельными структурами, а не всей экономикой свидетельствуют о неразумности и неотработанности

механизма регулирования, а не о необходимости возврата к государственной монополии внешней торговли.

Действующая в настоящее время система регулирования, основанная на квотах и лицензиях, лишь формально охраняет государственные интересы в сфере стратегического сырья. На самом деле эта система ориентирована на централизованное мздоимство и великолепно приспособлена к расхищению того самого национального достояния, которое должна защищать. Во всяком случае для иностранного капитала получение лицензии на право экспорта стратегического сырья становится все более печальным барьером, о который разбиваются намерения. Для российского бизнеса ситуация немногим лучше. Стратегическое сырье является единственным по существу источником платежных средств за товары, на получение которых сегодня по «централизованным поставкам» может надеяться только совершенно неисправимый мечтатель.

Необходимо изменить и зафиксировать на длительное время для Дальнего Востока порядок квотирования и лицензирования экспорта, включая экспорт стратегического сырья. Предприятия с иностранными инвестициями, доля которых в уставном капитале не менее 30%, занимающиеся производственной деятельностью, должны получить право безлицензионного экспорта продукции собственного производства даже в случае, если эта продукция подпадает под классификацию «стратегического сырья».

Для всех экспортеров на территории Дальнего Востока лицензии на право экспорта стратегического сырья должны предоставляться местными (краевыми, областными) администрациями во всех случаях, кроме случаев ограничения на торгово-экономические отношения, накладываемого полномочными органами центральной власти или управления по военно-политическим соображениям и на основе международных договоров и обязательств России, исходя из следующих критериев и в соответствии со следующими условиями:

• на территории должно быть строго ограниченное количество крупных и опытных во внешнеторговых операциях экспортеров, которым делегируется администрацией право экспорта стратегического сырья; таких фирм должно быть, как правило, не более 4-5;

• лицензии должны предоставляться на конкурсной основе и в конкурсе должны участвовать все фирмы, имеющие желание и отвечающие формальным требованиям, включая иностранные фирмы; не могут допускаться к конкурсу фирмы, функционирующие за пределами данной территории или не имеющие возможности доказать, что в их уставном капитале доля физических или юридических лиц, не являющихся резидентами на данной территории, не превышает 10%;

• предварительным условием является аннулирование ранее выданных лицензий на право экспорта стратегического сырья;

• при выдаче лицензий экспортеры заключают с администрацией договор, регламентирующий обязательства экспортера по обязательному ассортименту встречного импорта; последний, в свою очередь, определяется на основе сформулированных каждой администрацией приоритетов развития соответствующей территории и натуральных балансов;

• при получении квот администрации на экспорт нестратегических видов товаров и сырья экспортеры также заключают с администрацией аналогичный договор, но при этом в договоре обязательно оговаривается ответственность экспортера за нереализацию выделенной квоты, такая ответственность может вполне формулироваться как возмещение экспортером в валюте или по рыночному курсу в рублях стоимости недополученной территорией продукции или услуг, на которые территория рассчитывала при полной реализации выделенной квоты; подобные договоры заключаются с экспортерами независимо от того, иностранные или отечественные это фирмы;

• фирмы, получающие от администраций лицензию на экспорт стратегического сырья, кроме обязательств по встречному импорту отчисляют в пользу внебюджетных фондов соответствующих территорий 10% комиссионных, взимаемых при экспорте, при этом максимальный размер комиссионных фиксируется также администрацией.

Таможенное регулирование. Статус открытой территории предполагает, что открыта во внешний мир прежде всего экономика. Открытость предполагает свободу выбора производителя, свободу выбора рынка. Сейчас такой свободы нет ни у отечественных, ни у иностранных производителей. Таможенные пошлины слишком высоки и являются для экспортеров таким же барьером на внешний рынок, каким для них является высокая себестоимость продукции при реализации на рынках внутри России. Иностранные производители поставлены перед двойным барьером - лицензии и таможенные пошлины. Таможенное регулирование должно быть достаточно гибким, чтобы не запрещать, а стимулировать развитие экспорта и импорта, в конечном счете - производства. Задача таможенной службы - не собрать побольше пошлин вообще, но собрать побольше пошлин благодаря увеличению потока товаров через границу. В рамках таможенного регулирования следует предусмотреть:

• снижение таможенной пошлины на 50% при экспорте товаров и услуг дальневосточного происхождения;

• при импорте товаров производственного и потребительского назначения, предназначенных для осуществления производственной деятельности

в пределах Дальнего Востока, таможенная пошлина должна быть снижена на 50%;

• отложенное взимание таможенной пошлины в уменьшенном размере с импортируемых компонентов и сырья, используемых в производстве на территории региона товаров, предназначенных для реализации на внутреннем рынке других регионов страны;

• установление льготных таможенных пошлин на товары и услуги, экспортируемые транзитом через регион из внутренних районов страны, в части, соответствующей стоимости, добавленной на территории Дальнего Востока (в случае осуществления в регионе финишных операций по производству, упаковке и пр.);

• установление пониженных таможенных пошлин на экспорт продукции, осуществляемый по квотам администраций краев и областей, в части, соответствующей объему встречного импорта по договорам между администрациями и экспортерами;

• установление льготных таможенных пошлин на экспорт продукции собственного производства предприятий с удельным весом иностранных инвестиций в уставном капитале не менее 30% (по оплаченному капиталу).

Дальний Восток все в большей степени превращается в транзитный регион, через который осуществляются возрастающие по объему экспортные и импортные поставки в другие регионы страны. Для компенсации повышенной нагрузки региона и содействия социально-экономическому развитию транзитных коридоров и конечных пунктов необходимо установить норматив отчислений взимаемых экспортных и импортных пошлин с товаров, следующих транзитом через территорию соответствующего края или области Дальнего Востока, с направлением этих средств во внебюджетные фонды территорий.

Создание локальных свободных экономических зон. Так же как чрезвычайно трудно «открывать» экономику всей страны одномоментно, повсеместно и по всем направлениям, почти невозможно добиться реального открытия Дальнего Востока в целом и сразу без создания действенного механизма такого открытия. Таким механизмом могут и должны быть локальные свободные экономические зоны, которые бы по аналогии с Китаем играли роль «окон» для проникновения в регион не только капитала и технологий, но и идеологии международного рынка, атмосферы доверия и уверенности.

Аналогия с Китаем кончается очень скоро, когда речь идет о свободных экономических зонах. Условия Дальнего Востока и прибрежных районов Китая чрезвычайно различны. На Дальнем Востоке практически нет густонаселенной прибрежной полосы, благоприятного климата, близко располо-

женных развитых финансовых и производственных центров с китайским населением и китайским капиталом. Тем не менее свободные экономические зоны могут эффективно использоваться для создания каналов открытия экономики Дальнего Востока.

В качестве свободных экономических зон не могут рассматриваться официальные СЭЗ типа СЭЗ «Сахалин» или «ЕВА», созданные по политическим соображениям в условиях острой политической борьбы союзного и российского центров. Фактически придание статуса свободной экономической зоны этим территориям стало всего лишь демонстрацией готовности центрального правительства осуществлять более или менее гибкую региональную политику в области экономического регулирования в надежде на способность территории воспользоваться предоставленными льготами для решения своих проблем. Это оказалось слабым решением по двум причинам. Во-первых, общая дестабилизация экономической и политической ситуации в СССР стала таким сильным отрицательным фактором в межнациональной конкуренции импортеров капитала, что весьма слабые льготы в СЭЗ при сохранении там общей унылой картины в смысле инфраструктуры заведомо не могли помочь изменить ситуацию в пользу дальневосточных СЭЗ. Во-вторых, при огромных масштабах территории СЭЗ количество проблем было и остается так велико, что любые инвестиции должны раствориться, даже при охотном инвестировании в эти СЭЗ произошло бы простое «разубоживание инвестиций». Несколько лучше ситуация в СЭЗ «Находка», которая территориально гораздо больше напоминает классическую свободную экономическую зону, но общей проблемой для всех СЭЗ стало принципиальное иждивенчество, традиционная экономия на «непроизводственных затратах», затратах на инфраструктуру. Надежды на то, что иностранные инвесторы смирятся так же, как это делают инвесторы отечественные, не имеют шансов на осуществление.

Необходимо строго придерживаться принципа создания свободных экономических зон как локальных, с концентрированным вложением капитала, преимущественно государственного, в создание соответствующей общепринятым международным стандартам инфраструктуры при обеспечении максимально стабильного режима регулирования, конкурентоспособного по основным показателям с конкурирующими СЭЗ в других странах Тихого океана, прежде всего в Китае.

На территории Дальнего Востока, учитывая его географию и сложившиеся внешнеэкономические связи, реальный экономический потенциал, целесообразно приступить к целенаправленному формированию ряда свободных экономических зон.

1. СЭЗ «Находка». Необходимо сконцентрировать капитал в форме цен-

трализованных инвестиций и кредитных ресурсов на создании качественной инфраструктуры. СЭЗ следует продолжать ориентировать на развитие транспортно-производственных функций.

2. Создание режима свободного города и свободного порта во Владивостоке. Владивосток является наиболее естественным пунктом для этого, кроме того, имеются исторические корни.

3. Зоны свободной торговли в Уссурийске и Пограничном. Учитывая сложившиеся и стремительно развивающиеся торговые связи с Китаем по линии Пограничный - Уссурийск - Владивосток, целесообразно активизировать и придать максимально возможную цивилизованную форму дальнейшему развитию торговой активности, которая развивается объективно.

4. Свободный порт Ванино. Ванино является вторым по значению тихоокеанским выходом после Находки и Владивостока, «висящих» на одной нитке Транссиба. Реконструкция порта Ванино и магистрали Комсомольск -Ванино усилит приток как внутренних, так и внешних грузов, создаст условия для их переработки и резкого повышения экономической активности за счет создания режима свободного порта. В перспективе это создаст реальные условия для развития зоны БАМа.

5. Создание режима свободной транспортно-производственной и технологической зоны в Хабаровске. Здесь необходимо использовать уже существующие и потенциальные возможности, связанные с центральным положением города в системе общедальневосточного транзита (железнодорожного, авиационного, речного), наличие крупнейшего узла международных авиалиний, в том числе и грузовых, также большой технический и технологический потенциал Хабаровска, позволяющий создать в перспективе технопарк.

6. Создание в районе Благовещенска свободной экономической зоны, ориентированной на Китай и взаимодействующей с торговой зоной в районе китайского города Хэйхэ.

Е. Стимулирование инвестиций и регулирование экономической конъюнктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стимулирование инвестиционной активности на Дальнем Востоке является одним из важнейших элементов экономической политики, результатом чего должнен стать реальный прирост рабочих мест и совокупного продукта, а не наращивание незавершенного строительства. Учитывая существующие и сейчас и в будущем ограничения со стороны квалифицированной рабочей силы и структуры производства, необходимо при стимулировании инвестиций исходить из приоритетов регионального развития, к которым следует отнести:

• развитие экспортных производств во всех секторах региональной экономики, так как в качестве глобальной тенденции в условиях становления рыночных принципов все более проявляется переориентация на импорт не-дополняющего ввоза продовольственных и потребительских товаров в регион, что требует постоянного поддержания равновесия в платежном балансе путем наращивания экспорта;

• стимулирование и поддержка развития сырьевого сектора экономики региона, включая разведку и изучение сырьевой базы;

• стимулирование развития быстроокупаемых и характеризуемых высокой долей добавленной стоимости секторов экономики, в первую очередь сервиса, туризма, транспортных услуг, включая транспортный транзит, а также производство продукции легкой, пищевой промышленности, массовой электро- и радиотехники с использованием технологии и комплектующих из соседних стран АТР, ориентируясь на национальный рынок;

• ориентация прежде всего на привлечение отечественных частных и государственных инвестиций (прямых и портфельных), учитывая, что требуется время для перехвата инициативы в конкурентной борьбе за иностранные инвестиции, равно как и для того, чтобы потенциальные иностранные инвесторы поверили в серьезность наших намерений.

Предоставление налоговых льгот не является наиболее действенным инструментом стимулирования инвестиционной и в целом экономической активности, но в общей системе льгот и стимулов является элементом чрезвычайно важным. Налоговые льготы являются не только чисто финансовым, но и в значительной степени пропагандистским аргументом в пользу предпочтения той или иной страны или сферы инвестирования.

Наилучшим решением было бы принятие закона, фиксирующего генеральные льготы для инвесторов на территории Дальнего Востока, а также предоставляющего налоговые льготы для функционирующих капиталов, обеспечивающих реализацию важных для территорий целей. Однако надеяться на это трудно, учитывая как общую тяжелую финансово-бюджетную обстановку, которая вряд ли существенно улучшится в ближайшее время, так и либеральные принципы правительства, с которыми нужно считаться и которые исключают предоставление льгот как универсальный инструмент экономической политики.

Поэтому необходимо использовать возможности каждой территории по предоставлению налоговых льгот в части налогов, поступающих в бюджеты территорий. В современных условиях это не такое уж слабое решение. При определении общей политики предоставления налоговых льгот имеет смысл исходить из следующих положений:

• предоставление налоговых каникул предприятиям с иностранными

инвестициями в случае, если доля последних не ниже 30% и уставный капитал полностью оплачен, на срок от 2 до 5 лет с момента объявления прибыли, исключая прибыль от торгово-посреднических операций;

• освобождение от уплаты налога на прибыль в бюджеты территорий на срок до 10 лет предприятий с иностранными инвестициями, равно как и отечественных предприятий, доля высокотехнологичной продукции которых превышает 30%, при условии поддержания в течение всего этого срока доли продукции высокой технологии в общем выпуске на этом уровне;

• освобождение от части налогов на прибыль (поступающей в бюджеты территории) предприятий независимо от форм собственности и национальной принадлежности в случае обеспечения прироста физического объема выпуска продовольственных и потребительских товаров, а также социально важных услуг, предназначенных для реализации на внутреннем рынке Дальнего Востока; эта мера важна как временная на период стабилизации производства, для поддержания уровня экономической активности или во всяком случае как противовес стремлению сократить выпуск продукции ради экономии на издержках при компенсации этого сокращения ростом цен;

• разрешение всем предприятиям независимо от форм собственности и национальной принадлежности применение ускоренной амортизации основного капитала.

Одним из наиболее важных условий стимулирования роста экономической активности и инвестиционной деятельности в настоящее время является устойчивость и аккуратность работы банковско-финансовой системы и возможность получения финансовых ресурсов на осуществление инвестиционных мероприятий. Чрезвычайно важными, особенно для предприятий с иностранными инвестициями и отечественных предприятий и торговых фирм, оперирующих с валютой и постоянно имеющих дело с конверсией рублевых и валютных авуаров, являются доступность к валютному рынку и стабильность, в частности, операций по переводу прибыли иностранного партнера за границу.

Первой, и в настоящее время основной, проблемой является обеспечение оперативности банковских операций, трансфертов и платежей, хотя бы в пределах самого Дальнего Востока. Для стимулирования этого совершенно недостаточно предпринимаемых попыток административного контроля и введения различного рода санкций. Они способны дать эффект только в случае создания строгой системы банковских операций, достаточно унифицированной и регламентированной на основе электронных денег.

Поэтому общей и срочной задачей для Дальнего Востока является содействие в оснащении банковской сети соответствующей техникой и внедрении соответствующей технологии. Такое содействие предполагает включение банков в число приоритетных пользователей квотами администраций с целевым использованием валютных доходов на создание в течение ближайших 1-2 лет современной технологии банковского дела в регионе. Реальный приоритет в развитии и стимулировании должны получить только те коммерческие банки, которые включатся в этот «технологический пул». Напротив, различными способами следует удалять с рынка банковские учреждения, которые не собираются или не могут переходить на современный технологический и технический уровень.

Одним из важнейших сдерживающих моментов в развитии иностранного предпринимательства, равно как и отечественного, связанного с внешнеэкономическими операциями (а на Дальнем Востоке уже сейчас легче найти такое, чем не связанное так или иначе с зарубежными операциями), является неудобство и связанные с этим затруднения в переводе за границу валютной части прибыли и в других операциях с валютой. В частности, быть законопослушным предпринимателем и продавать на валютном рынке 50% получаемой прибыли весьма непросто, когда рублевого покрытия приходится ждать месяцами, теряя баснословные суммы из-за инфляции.

Необходимо обеспечить предприятиям с иностранными инвестициями возможность исключать из валютного дохода сумму ожидаемых дивидендов, подлежащих переводу за границу, в соответствии с зарегистрированным уставом предприятия с тем, чтобы сумма подлежащей обязательной продаже валюты исчислялась только с оставшегося валютного дохода.

Для ускорения операций по конверсии рублевых авуаров в валюту, а также для ускорения связанных с этим платежных операций необходимо создать на Дальнем Востоке, желательно во Владивостоке и Хабаровске, межбанковские валютные биржи. Функционирование этих валютных бирж должно поддерживаться законодательно, технологически и финансово Центральным банком.

Ж. Организация реализации концепции.

Предлагается следующая процедура реализации концепции и в будущем основанной на ней программы в действие [3]:

1) выработка консенсуса всех республик, краев и областей региона относительно концепции модернизации региональной экономической политики;

2) создание дальневосточной фракции депутатов Верховных Советов СССР и РСФСР, которые также должны прийти к консенсусу относительно данной стратегии развития и перестройки региона;

3) совместное представление концепции всеми руководителями административных территорий и депутатскими фракциями, получение одобрения Президентов СССР и РСФСР, Верховных Советов СССР и РСФСР относительно принципов и основных элементов государственной политики в отношении региона;

4) широкая презентация концепции и принципов программы модернизации региона на Дальнем Востока и за рубежом: создание совместной советско-иностранной группы экспертов по разработке программы реализации концепции, особенно в части хозяйственного механизма взаимоотношений между общерегиональной и территориальной политикой и действиями, а также взаимоотношений типа «центр - регион» и «регион и другое регионы»;

5) внесение в Верховный Совет РСФСР проектов законодательных актов, реализующих правовую основу данной концепции, причем необходимо добиться скорейшего принятия этих актов, чему должны способствовать депутатские фракции от региона;

6) формирование общерегионального экономического комитета для проведения переговоров с руководителями территорий относительно бюджета и конкретного финансового плана развития региона на ближайшее трехлетие;

7) проведение переговоров и законодательное закрепление их результатов относительно объектов собственности на территории региона;

8) проведение переговоров с крупными иностранными фирмами, банками, инвестиционными и страховыми фондами относительно их участия и кредитования создания нового режима функционирования в регионе;

9) создание ДВБЭР и ФРДВ, реорганизация банковской системы в регионе в целом; создание основных элементов рыночной инфраструктуры в соответствии с концепцией;

10) введение в действие законодательных актов о режиме функционирования в регионе и гарантиях инвестиций и предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После начала в 1992 г. реальных преобразований, план которых, как оказалось, был начертан вовсе не в идеальных конструкциях программы «500 дней», а в лабораториях зарождавшейся именно тогда либеральной глобализации, а экономическая оболочка заимствована из адаптированных вовсе не к российской экономике американских учебников по макроэкономике [4], ситуация в целом в российской экономике, а также на Дальнем Востоке и в Забайкалье существенно изменилась в течение очень короткого времени. Некоторые «рецепты», которые были предложены вышеописанной концеп-

цией, более не соответствовали реальной обстановке. Некоторые не могли быть использованы в силу изменения приоритетов общенационального и регионального развития, разрушения национальной финансовой системы и дезорганизации системы государственного управления.

Однако можно заметить, что ряд новаций и инструментов так называемой «новой модели» регионального развития Дальнего Востока представляют собой «превращенные формы» положений, предложенных в рамках вышеописанной концепции еще в начале 1991 г. Но столь же заметным является и то, что подобные совпадения лишь подчеркивают случайность предпринимаемых ныне шагов, результативность которых обеспечена быть может лишь их вписыванием в системные преобразования и решения. Именно отсутствие подобной целенаправленной системности есть отличительная черта современного поиска чудесных рецептов, которые раз за разом не оправдывают ожидания, а лишь внушают необоснованные надежды на чудо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Минакир П.А. Концепция долговременного развития Дальнего Востока. Препринт научного доклада. Владивосток: ДВО АН СССР, 1990. 46 с.

2. О стратегии социально-экономических преобразований в России (совместный доклад) / Отделение экономики РАН и Международного фонда «Реформа». М., 1992. 20 с.

3. Концепция выхода из кризиса и стимулирования социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья в условиях международной кооперации / под ред. П.А. Минакира // Приамурские ведомости. 1991. № 118. С. 3-5. № 119. С. 6-8.

4. Экономическая реформа на Дальнем Востоке: результаты, проблемы, концепция развития. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 1993. 167 с.

RUSSIAN FAR EAST AND BAIKAL REGION ON THE EVE OF REFORM: A CONCEPT OF TRANSITION TO MARKET

P.A. Minakir

Minakir Pavel Aleksandrovich - Academician, Doctor of Economics, Professor, Research Supervisor. Economic Research Institute FEB RAS, 153 Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042. E-mail: minakir@ecrin.ru.

The article describes the main components of a program developed in 1991 on request from the Inter-regional association of economic cooperation 'Far East and Trans-Baikal' for overcoming the longterm social-economic crisis of the Russian Far East and Trans-Baikal region and a smooth transition of the region to a market economy. The author presents considerations for long-term

development policies of the region, as well as issues of the state regional policy with regard to the Far Eastern economic region and Transbaikalia. The paper also discusses emergency measures to stabilize the socio-economic situation and provide the development basis in mentioned regions. These measures implied market-based relations, cooperation with the Asia-Pacific countries and carrying out at different levels: regional, RSFSR and USSR. The author notes that the so-called 'new model' of regional development of the Russian Far East includes a number of tools from the concept of 1991. This replication emphasizes the randomness of the ongoing measures which effectiveness can be provided only by their fitting in systemic changes and decisions.

Keywords: concept, economic region, program, regional policy, open economy, stimulation modes.

REFERENCES

1. Minakir P. A. Concept of Long-Term Development of the Far East. Preprint of Scientific Report. Vladivostok: FEB AS USSR, 1990, 46 p. (In Russian).

2. Strategy of Socio-Economic Transformation in Russia (Joint Report). Department of Economics RAS and International Fund 'Reform'. Moscow, 1992, 20 p. (In Russian).

3. The Concept of Out of the Crisis and Stimulating of Socio-Economic Development of the Far East and Transbaikalia in Conditions of International Cooperation. Edited by P.A. Minakir. Priamurskie Vedomosti [Priamurskie Vedomosti], 1991, no. 118, pp. 3-5, no. 119, pp. 6-8. (In Russian).

4. Economic Reform at the Far East: Results, Problems, Development Concept. Khabarovsk: Economic Research Institute FEB RAS, 1993, 167 p. (In Russian).

Для цитирования: Минакир П.А. Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепция вхождения в рынок // Пространственная экономика. 2017. № 1. С. 17-51. DOI: 10.14530/se.2017.1.017-051.

For citation: Minakir P.A. Russian Far East and Baikal Region on the Eve of Reform: A Concept of Transition to Market. Prostranstvennaya Ekonomika = Spatial Economics, 2017, no. 1, pp. 17-51. DOI: 10.14530/se.2017.1.017-051.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.