Научная статья на тему 'МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РОССИИ: ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РОССИИ: ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РОССИИ: ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

Бутова Т.В., к.э.н. доцент, заместитель декана Цихоцкий Ф.Н.

студент, член Научного Студенческого Общества факультет «Государственное и муниципальное управление»

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РОССИИ: ЦЕЛИ И

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

К целям межмуниципальной кооперации в России, продекларированным еще в начале 90-х годов и определяющим деятельность союзов и ассоциаций муниципальных образований, относят:

- межмуниципальный обмен опытом в управлении;

- защита и представление интересов муниципальных образований на государственном уровне;

- использование механизма оптимизации ресурсов муниципальных образований для решения их хозяйственно-экономических задач (после принятия Федерального закона № 131-ФЗ).

В настоящее время можно выделить три формы межмуниципального взаимодействия и сотрудничества, которые допускает российское законодательство:

- ассоциативные интеграционные формы (союзы, ассоциации и советы муниципальных);

- договорные формы кооперации муниципальных образований (соглашения об общих намерениях, договор о совместных действиях, согласование и координация усилий в достижении общих целей и др.);

- организационно-хозяйственные формы (создание АНО, фондов, а также учреждение таких хозяйственных обществ, как ЗАО и ООО).

Федеральным законом № 131 -ФЗ впервые устанавливаются базисные принципы ассоциативной интеграции межмуниципального взаимодействия в Российской Федерации, исполняющие ключевые положения Европейской хартии местного самоуправления: «Органы местного самоуправления вправе осуществлять сотрудничество и вступать в ассоциации с другими муниципальными образованиями с целью решения общих задач, которые представляют совместный интерес. Органы местного самоуправления могут взаимодействовать с органами местного самоуправления других государств на условиях, которые устанавливает закон» (ст. 10 Европейской хартии).

В соответствии с основными положениями Федерального закона № 131-ФЗ, в целях организации сотрудничества между органами местного самоуправления, а также выявления и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ формируется совет муниципальных образований субъекта РФ.

К функциям совета муниципальных образований субъекта РФ следует отнести не только выражение общих интересов муниципальных образований, но и защита их с помощью правовых механизмов.

Указанные выше советы муниципальных образований являются некоммерческими автономными организациями и формируются из муниципальных образований как отдельных субъектов права.

На сегодняшний день в стране, помимо единого общероссийского объединения муниципальных образований и советов муниципальных образований субъектов РФ, функционируют следующие общероссийские союзы и ассоциации:

• Ассоциация малых и средних городов России;

• Союз российских городов;

• специализированные и ведомственные ассоциации, к которым относятся Союз развития наукоградов, Ассоциация ЗАТО Министерства обороны, Ассоциация ЗАТО Росатома;

• межрегиональные ассоциации: Союз городов Центра и Северо-Запада, АСДГ - Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация «Города Урала», Ассоциация городов Поволжья, и др.

При этом союзы и ассоциации не являются организациями, которые являются вышестоящими по отношению к образующим их муниципалитетам. В то же время, координационная функция объединения подразумевает под собой управленческое воздействие на муниципальные образования со стороны уполномоченных органов, котором они добровольно делегировали соответствующие полномочия.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

3. Пухова М.М., Бутова Е.В., Толмачев В.П. Актуальные вопросы развития холдинговых структур в отечественной экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. №1(25) с.81-86

4. Рагозина Л.Г. Межмуниципальное сотрудничество в России: перспективы развития с учетом адаптации зарубежного опыта к возможностям российского законодательства // Местное право. 2009. № 9-10. С. 31-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.