Н.Д. Дараган
СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация. Предназначение высшей школы - воспитание эколого-активной личности. Будущий педагог должен обладать умением руководствоваться нравственными, правовыми нормами и правилами экологически грамотного поведения в окружающей природной среде, способностью использовать полученные знания в своей профессиональной и просветительской деятельности.
Ключевые слова: природа, ценность, экологический кризис, экология, личность, экологическая культура, экологическое образование, экологическая этика, экологический гуманизм.
N. D. Daragan
PROGRESSION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS AS A
PEDAGOGICAL PROBLEM
Abstract. Education of the ecologically active personality is the purpose of higher education. Future teachers must have the ability to be guided by moral, legal regulations of ecologically competent behavior in the environment, the ability to use this knowledge in their professional and educational activities.
Keywords: nature, value, ecological crisis, ecology, personality, ecological culture, ecological education, ecological ethics, ecological humanity.
Развитие информационного общества требует переосмысления многих проблем взаимодействия человека с природой, а также существенной трансформации наших прежних мировоззренческих представлений. В настоящее время становится всё более очевидным, что экологические проблемы, стоящие перед мировым сообществом, невозможно решить без формирования экологической культуры людей.
Современные реалии свидетельствуют о том, что в области экологии до сих пор существует расхождение между словом и делом, расхождение должного, желаемого отношения к природной среде и действительностью. У нас провозглашаются лозунги охраны природной среды, проводится работа по их определённому претворению в жизнь, но природоохранная деятельность людей всё ещё оставляет желать лучшего. Встречаются и случаи бытования группового эгоизма, бюрократизма и недальновидности.
Нельзя не признать тот факт, что на современном этапе истории общества продолжается обесчеловечивание природы. Этим в значительной степени объясняется то, что экологическая проблема остаётся и в XXI веке первоочередной глобальной проблемой. Сегодня человечество всё более и более убеждается в том, что от взаимоотношений людей с окружающей природной средой зависит существование социума. Вместе с тем в общественном сознании доминирует представление о том, что без решения экологических проблем нельзя решить и другие глобальные проблемы цивилизации (продовольственную, энергетическую, предотвращение войн, терроризма и др.).
Правы учёные и философы, заявляющие, что экологические проблемы - не результат отдельных просчётов и ошибок, что они коренятся в способе бытия современного общества. Никто не будет спорить и с утверждением о том, что в настоящее время от людей требуется осознание значения окружающей природной среды в жизни человека и общества, её защиты, сохранения и гуманного преобразования. Однако парадокс в том, что человечество ради решения экологических проблем пока не готово отказаться от благ, предоставляемых нашей цивилизацией. Культ потребления, формируемый рыночной экономикой, стимулирует постоянно растущий спрос на различные товары и услуги, многие из которых требуют затрат невосполнимых природных ресурсов. Вот почему особую значимость сегодня приобретает экологическое просвещение населения, цель которого - формирование экологической культуры людей.
Как представляется, экологическую культуру можно рассматривать с разных позиций. Во-первых, экологическая культура как результат деятельности человека по преобразованию природы в направлении, которое соответствует его физиологическим и социальным потребностям. Во-вторых, экологическая культура характеризует уровень развития экологического сознания, экологического мышления и культуры чувств и восприятия. В-третьих, экологическая культура - это творческая деятельность людей по освоению окружающей природной среды, в процессе которой производятся, распределяются, потребляются и охраняются природные ресурсы. Здесь речь идёт о деятельности личности, осознавшей свое предназначение. Основываясь на отмеченных чертах
экологической культуры, можно дать ей определение. Таким образом, экологическая культура есть система знаний, умений, ценностных ориентаций в области экологии, искусства, верований, обычаев и традиций, а также творческой деятельности по сохранению и улучшению состояния окружающей природной среды.
Экологическая культура как элемент общей культуры индивида, естественно, не вкладывается в него природой. Она формируется как стихийно, в процессе его жизнедеятельности, так и сознательно, в процессе воспитания и обучения. По нашему убеждению, становление экологической культуры обусловлено, прежде всего, экологической потребностью, которая представляет собой жизненную необходимость в благоприятной среде существования. Причем экологическая потребность объективна по своему характеру и реализуется в экологическом интересе, под которым мы понимаем потребности людей в чистой, здоровой и благоприятной для жизни природной среде.
Значительную роль в становлении и развитии экологического интереса, безусловно, играет целенаправленная деятельность общества по формированию экологической культуры личности. В этом процессе личность выступает одновременно объектом и субъектом воспитания экологических ценностей. В конечном итоге, через личность осуществляется экологическое образование и воспитание как отдельного человека, так и общества в целом.
Безусловно, экологическое образование и воспитание необходимо для воплощения экологических идеалов в действительность. Оно должно быть процессом обучения, воспитания и развития личности, направленным на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде и собственному здоровью.
В ходе образовательного процесса осуществляется передача индивидам различных элементов экологической культуры, имеющимся в историческом опыте человечества. Вместе с тем немаловажное значение приобретает формирование креативных способностей личности и прежде всего её способности творчески решать назревшие экологические проблемы. Бесспорно, этот процесс требует от личности глубокой сосредоточенности, воли и настойчивости в достижении поставленной цели.
На основе приобретаемых экологических знаний у индивидов формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, желание поделиться своими познаниями, полученной информацией с другими людьми. Уважение к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о животных не только рождают интерес к окружающей природной среде, но и способствуют формированию таких черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду других людей, охраняющих и умножающих природные богатства. Знания о природе побуждают людей бережнее относиться к ней, проявлять добрые дела и поступки, когда это необходимо.
Как уже было отмечено, формирование экологической культуры в российском обществе, воспитание у людей бережного отношения к природе является сегодня актуальной задачей. Поэтому в нашей стране разработана концепция непрерывного экологического образования, согласно которой экологическое образование является органической составной частью всех уровней образования. Экологическое образование и воспитание идёт по иерархической лестнице: семья - детский сад - среднее учебное заведение - вуз - профессиональная деятельность.
Главной целью непрерывного экологического образования является подготовка человека к разумному природопользованию, формированию у него экологического сознания и поведения. Как представляется, методологической основой такого образования должна быть философская концепция единства общества и природы. Вместе с тем в основном методологическом принципе теории взаимодействия общества и природы должна найти отражение не только тенденция нарастания воздействия общества на природную среду, но и тенденция увеличения зависимости общества от состояния природы.
Конечно, на каждом образовательном уровне используются свои технологии, поскольку каждый из них решает свои задачи. Мы убеждены в том, что современный педагог, формирующий сознание подрастающего поколения, должен быть эколого-активной личностью. А предназначение высшей школы воспитывать такую личность.
Усвоение будущими учителями целостной системы экологических знаний создаёт объективные условия для становления эколого-активной личности. Думается, что эколого-активная личность - это личность, которая не наблюдает пассивно за процессом разрушения окружающей природной среды, а осознанно, на базе глубоких знаний, осваивает её в целях создания оптимальных экологических условий бытия человека и общества. Такая личность заинтересована в экологическом просвещении населения, распространении экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Экологическое образование в вузе должно сформировать у будущего педагога понимание познавательной, нравственной, эстетической и оздоровительно-гигиенической ценности природы, помочь осознать необходимость личного участия в экологической деятельности, использовать полученные знания в своей преподавательской работе. Выполнению поставленной цели может способствовать и курс «Основы экологической культуры», который читается в нашем институте. Вместе с тем, с нашей точки зрения, различные аспекты взаимодействия «человек - природа» в большей или меньшей степени должны присутствовать и в темах различных естественных и гуманитарных дисциплин, которые у нас преподаются.
Мы убеждены в том, что на занятиях по дисциплине «Основы экологической культуры» необходимо концептуальное изложение экологических знаний. Будущие педагоги должны овладеть системой научных представлений о связях в системе «человек - природа». Тем самым они более глубоко осознают, что господство людей над природой имеет свои границы и их следует соблюдать. Студенты обязаны изучить приёмы и методы работы с информацией по экологической тематике, уметь работать с различными источниками рекомендуемой литературы по курсу, выбирать способы обработки экологической информации, подходящие для решения конкретной задачи, её систематизировать и обобщать, делать логические выводы из полученных знаний. Реализация принципа концептуальности обеспечит внутрипредметные и межпредметные связи, активизирует процесс обучения.
По нашему мнению, на лекциях и семинарах следует обращаться не только к знаниям, которые дает экология, но также и к философскому, культурологическому, правовому и религиозному знанию, где экологическая тематика также представлена. Именно такой подход выработает у обучающихся умение выявлять сущность анализируемых экологических проблем, определять их роль в обществе, получить более полное представление о них, объяснять полученные данные и результаты и более эффективно использовать их в своей жизнедеятельности.
История философии говорит нам о том, что философы разных эпох обращались к проблеме взаимодействия общества с окружающей природной средой. При этом они практически всегда показывали значимость природы для жизнедеятельности людей. Думается, что философская рефлексия условий и факторов, создающих определённую экологическую обстановку в обществе, важна для более глубокого и всестороннего осмысления экологических проблем. Она также нужна как для овладения навыками системного анализа явлений, происходящих в окружающей среде, так и для выработки оптимальной глобально-экологической стратегии. Вот почему на начальном этапе преподавания предмета «Основы экологической культуры» методически правильно познакомить студентов с предметом и кругом проблем экологической философии. Следует, прежде всего, обратиться к философским вопросам природы, специфике её познания, принципам взаимодействия природы и общества, основным этапам эволюции взаимодействия природы и общества, особенностям биосоциальной природы человека. Именно на этом образовательном этапе в сознании обучающихся вырабатываются методологические подходы, принципы изучения и решения экологических проблем, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые нужны для дальнейшей познавательной и практической деятельности.
С нашей точки зрения, в образовательном процессе значительное количество времени должно быть отведено характеристике проблем социальной экологии. Целесообразно проанализировать отношения между обществом и окружающей природной, социальной и культурной средой и показать влияние человеческой деятельности на состав и свойства окружающей среды, на здоровье личности и её генофонд. Конечно, должна быть достаточно высокая точность используемых данных. Рассматривая имеющийся материал, нужно выделить приоритет природных факторов как наиболее важных и незаменимых современными техническими средствами. Вместе с тем важно отметить, что нравственная позиция в отношениях человека к природе может быть только гуманистической, т.е. она должна иметь в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы.
Содержание лекций и семинарских занятий необходимо строить таким образом, чтобы в сознание обучающихся привнести гуманитарное видение экологических процессов, выработать у будущих учителей умение видеть и ценить красоту окружающей природы, сформировать у них чувство моральной и профессиональной ответственности за её сохранение. Будущие педагоги должны твёрдо усвоить, что природа является самоценностью и гуманное отношение к ней - это отношение по законам добра и справедливости. Данный принцип предполагает отказ от насилия человека над природой, культа потребления, уважение к природе, нравственное самосовершенствование, сохранение разнообразия природы. Следование этому принципу - долг каждого человека на Земле, его нравственная обязанность.
У студентов необходимо воспитать понимание того, что к преобразованию природы надо подходить благоразумно. Изучая конкретную экологическую ситуацию, важно уметь определять, где лучше положиться на естественные процессы, сохраняя их, а где имеет смысл внести коррек-
тивы в природные объекты, но при условии, что наше вмешательство не приведёт к новым проблемным ситуациям. В этой связи будущим педагогам нужно на лекциях и семинарах ненавязчиво внушать мысль о том, что люди должны постоянно соотносить свои действия с возможностями природной среды и что только при этом условии общество и природа могут существовать и развиваться как единое целое.
На занятиях, конечно, следует использовать традиционные методы и формы обучения. Вместе с тем не следует игнорировать и инновационные методы. К их числу можно отнести мультимедийные презентации, организацию круглых столов и проблемных форумов, различных форматов дискуссий, проведение деловых игр, тестирование, дистанционное обучение. Важным средством процесса экологического образования, безусловно, является компьютер, поскольку он обеспечивает наглядность рассматриваемого материала, высокую мобильность предъявляемой для осмысления учебной информации, позволяет преподавателю осуществлять контроль за усвоением студентами учебного материала, позволяет управлять текущим учебным процессом. Наряду с отмеченными технологиями следует по возможности шире использовать и практические формы обучения, добиваясь органического соединения теоретических знаний и практических умений, ставя конкретные задачи и разрешая их.
Анализ реалий современной действительности позволяет заключить, что вопросы экологической рефлексии в настоящее время тесно переплетаются с проблемами нравственного поведения личности. В этой связи становится очевидным, что сохранение человеческого рода невозможно без гуманного отношения людей не только друг к другу, но и к природе. Вот почему сегодня особую злободневность приобретает развитие и популяризация экологической этики, являющейся составной частью экологической философии.
Экологическую этику можно определить как учение о моральных отношениях человека с природой, основанное на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека. Акцентируя внимание на проблемах биосферы, всего живого, она создает предпосылки действий, ориентированных на сохранение и развитие человеческого и природного бытия. Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений. Экологическая этика требует соблюдения таких норм: отказ от любых действий, которые могут подорвать возможности существования будущих поколений; мера ответственности перед потомками должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся состояния природной среды; недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений. Всё сказанное выше позволяет говорить о значимости экологической этики в жизнедеятельности человека. Отсюда понятно, что характеристике экологической этики необходимо уделить значительное внимание. В этой связи следует проанализировать и понятие экологического гуманизма, являющегося главным принципом экологической этики.
Студенты должны усвоить следующие основные положения экологического гуманизма: отказ от насилия над человеком и насилия человека над природой; уважение к природе; самоограничение вместо потребительства; необходимость нравственного самосовершенствования; сохранение разнообразия природы. Нужно сделать акцент и на таких этических принципах, как не навреди, не вмешивайся, будь порядочным, соблюдай законы природы, компенсируй ущерб. В связи с этим имеет смысл показать актуальность теории коэволюционного развития общества и природы, где речь идёт о гармоническом совместном их развитии, что является необходимым условием и предпосылкой будущего существования и прогресса человечества.
На семинарском занятии целесообразно обсудить книгу американского эколога и писателя Олдо Леопольда «Календарь песчаного графства», где обосновывается мысль о необходимости превратить человека из завоевателя сообщества, составляющего землю, в рядового и равноправного его члена. В этой связи важно обратиться к его утверждению о том, что мы не бережем землю потому, что рассматриваем ее как принадлежащее нам недвижимое имущество, а когда нам станет ясно, что она — сообщество, к которому принадлежим и мы сами, возможно, мы начнем пользоваться ею с любовью и уважением [1,7]. Заслуживают внимания и его мысль о том, что «нетронутая дикая природа придает определенность и смысл человеческой деятельности» [1,139].
Интерес для студентов может представлять и работа немецкого врача и философа Альберта Швейцера «Культура и этика», где выдвигается принцип благоговения перед жизнью, который гласит, что «добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей» [3,202]. Для того, чтобы более глубоко познакомиться с проблемами экологической этики, следует также рассмотреть и её современные направления, которые выражают представители движения за освобождение животных (его иногда также называют движением за права животных), экоцентризма, экофеминизма, глубинной экологии и пр.
Природа является не только местом развития культур, объектом, на который направлена деятельность человека, но и условием возникновения и становления культур. Поэтому она обу-
славливает различные формы человеческой деятельности, мировоззрение личности и систему её отношений с миром. Особенности природы и её изменений отражаются в различных культурных феноменах, прежде всего в традициях, обрядах и в художественной литературе. Вот почему на занятиях нельзя не обратиться к культурному наследию народов мира. Как представляется, будущим педагогам будет любопытно познакомиться с экологическими аспектами культур, носителями которых они являются.
Общеизвестно, что религия - это важнейшее явление культуры. Думается, что сегодня злободневен вопрос о влиянии религиозных убеждений на отношение индивида к природе, поскольку современные религии и церкви во многом формируют общественное мнение и оказывают значительное влияние на человеческие поступки. Религиозные взгляды могут быть действенной мотивацией для активного участия людей в охране природы.
В России, как известно, действуют более 70 религиозных конфессий. Большинство верующих в России исповедуют христианство в форме православия. Ислам - вторая по распространенности религия в России. Также из наиболее распространенных религий на территории России стоит назвать буддизм и иудаизм. Поэтому, на наш взгляд, на занятиях имеет смысл обсудить экологические принципы, выдвинутые этими религиями, хотя, если будет в этом потребность, можно рассмотреть и экологическую тематику других конфессий.
Поскольку охрана природы является частью христианского вероучения, на занятиях надо познакомиться с богословским осмыслением вопросов экологии, узнать о церковном участии в экологической деятельности. Экотеологические идеи можно найти в некоторых библейских канонических книгах Ветхого и Нового Завета. Интерес также могут представлять современные социальные доктрины христианских церквей, где имеются разделы, раскрывающие официальное отношение данных конфессий к природе, ее использованию и охране.
Заслуживает внимания позиция Русской Православной Церкви, которая сопоставляет богословское учение с современными научными данными о мире, учитывает подходы научных дисциплин экологического профиля и общественное мнение. Представляет интерес и её экологическая деятельность. Главные положения позиции Русской Православной Церкви по проблемам сохранения живой природы и окружающей среды содержатся в Основах социальной концепции (раздел XIII, «Церковь и проблемы экологии») и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека (раздел III.5).
Обращаясь к исламу, важно указать, что в Коране уделяется большое внимание экологической проблематике. Необходимо отметить, что ислам помогает людям осознать, что их контроль над природой не безграничен и что их потребительское отношение и манипулирование природой могут обернуться против них самих. Представляют интерес предложенные исламом эколого-этические правила, определяющие отношения между людьми и природой.
Глубокий подход к вопросам экологии свойственен и еврейской традиции. Он касается защиты растений и животных, бережливого отношения к ресурсам, ограничения загрязнения общественной территории, воды и воздуха и в целом сохранения мира не тронутым во имя создавшего его Бога и ради последующих поколений. Следует показать, что основные положения Торы, касающиеся взаимоотношений Бога, человека и окружающей природы, толкуются христианскими и иудейскими богословами сходно. Между тем для более полного понимания экологических идей евреев надо обратиться к эсхатологии иудаизма.
Так как буддийская культура обладает большим опытом и способами решения экологических проблем, на занятиях рекомендуется рассмотреть экологические аспекты буддизма. При этом следует иметь в виду, что эти аспекты рассматриваются буддизмом исходя из принципов целостности бытия и взаимообусловленности. Поскольку буддистские понятия карма, ахимса, терпимость являются категориями, воспитывающими экологическую этику в человеке, имеет смысл рассмотреть их подробно.
В процессе становления экологической культуры будущих учителей существенную роль играет также усвоение ими основных положений экологического законодательства, ибо соблюдение экологических норм есть необходимый компонент экологической культуры личности. Излагая основы экологического права, следует исходить из того, что система экологического законодательства - это, прежде всего, Конституция РФ, закон об охране окружающей среды, закон о недрах, основы лесного законодательства, законы о животном мире, об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др.
Итак, экологическая культура будущего педагога формируется в процессе постижения им системы научных представлений о единстве человека, общества и природы, а также в ходе усвоения правовых, нравственных, религиозных, эстетических норм и ценностей экологической ориентации. Современный учитель должен быть эколого-активной личностью. Для такой личности характерно умение руководствоваться нормами и правилами экологически грамотного поведения в
окружающей природной среде, а также обладание способностью использовать сформированные компетенции в своей профессиональной и просветительской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Леопольд, Олдо Календарь песчаного графства /Олдо Леопольд; Пер. с англ. И.Г. Гуровой. - М.: Мир, 1983. -248 с.
2. Марар, О.И. Экологическая культура в современном российском обществе: актуальные проблемы. - Москва: Изд-во МНЭПУ, 2011. - 226 с.
3. Швейцер, Альберт Культура и этика / А. Швейцер; Пер. с нем. А. Текорюс. - Вильнюс: Минтис, 1989. - 366 с.
4. Подберёзный, В.В. Экологическая культура учителя начальных классов. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин - та, 2006. - 156 с.
5. Хесли, В. Философия и экология [пер. с нем. А. К. Судакова; послесл. В. С. Степина]. - М.: Изд. фирма АО «Ками», 1994. - 187-с.
Т.Н. Занина, П.В. Занина, В.В. Кураева
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В статье представлен материал о применении деятельностного подхода на уроках физической культуры, который предполагает формирование универсальных учебных действий у обучающихся. Объектом деятельности учитель - ученик предложены способы решения учебной задачи.
Ключевые слова: учебная деятельность, деятельностный подход, двигательное действие, учебная задача, учитель.
T.N. Zanina, P.V. Zanina, V.V. Kuraeva
SYSTEM-ACTIVITY APPROACH AS A CONDITION OF FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATION ACTION AT PHYSICAL CULTURE LESSONS
Abstract. The material on the application of the activity approach to physical culture lessons, which involves the formation of universal educational activities among students is presents at the article. The object of activity of the teacher - student learning are the ways to solve the problem.
Key words: learning activities, activity approach, motor action, learning task, teacher.
Основной задачей школы является выполнение государственного социального заказа. В связи с этим система образования вынуждена реконструироваться согласно изменениям в обществе.
В 2011 году был введен Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее Стандарт). Данный документ ставит перед педагогами новые задачи, отвечающие требованиям современного общества. В примерной основной образовательной программе говорится, что в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться [3]. В общем образовании акцент со знаний, умений и навыков, перенесен на способы учебных действий, которые в своей совокупности обеспечивают обучающимся умение учиться. Само же достижение «умение учиться», в свою очередь, предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают в себя: учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (преобразование материала, ориентировка, оценка и контроль) [1]. Достижение предметных и метапредметных результатов, которые необходимы для продолжения образования, должны стать предметом итоговой оценки обучающимися основной образовательной программы начального общего образования [4].
Разрабатываемые в каждом общеобразовательном учреждении программы отдельных учебных предметов должны содержать предметные и метапредметные, личностные результаты освоения конкретных учебных предметов, обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной общей образовательной программы начального общего образования [4].
Преподавание физической культуры было ограничено развитием двигательных качеств, что привело к изоляции от тенденций, происходящих в общем образовании, где динамично разрабатываются современные технологии, основанные на новейших дидактических принципах и методах, отличающихся от традиционных форм взаимоотношения субъектов образовательного процес-