подхода в изучении либерализма основана на раскрытии данной проблематики в рамках строгого социального-философского анализа, исключающего ее политизацию.
Библиографический список
1. Афанасьев, В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования) / В. Г. Афанасьев. М. : Политиздат. 1968. 384 с.
2. Мизес, Л. фон. Теория и история. Интерпретация социально-экономической революции / Л. фон Мизес. М. : ЮНИТИ, 2001. 251с.
3. Рормозер, Г. Кризис либерализма / Г. Рормозер. М. : Издательство института философии РАН, 1996. 292 с.
4. Согрин, В. В. Либерализм Запада / В.В. Согрин, А. И. Патрушев, Е. С. Токарева, Т. М. Фадеева. М. : Наука, 1995. 305 с.
5. Тейлор, Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами / Ч. Тейлор // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М. : Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 219-248.
6. Уолдрон, Дж. Теоретические основания либерализма / Дж. Уолдрон // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М. : Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998.
С. 108-137.
7. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
8. Чуринов, Н. М. О государстве и идеологии / Н. М. Чу-ринов // Теория и история. 2003. №3. С. 3-5.
9. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода: философские очерки. 2-е изд. доп. / Н. М. Чуринов ; Сиб. ин-т бизнеса, упр. и психологии. Красноярск, 2003. 515 с.
D. E. Grigorenko
LIBERALISM AS THE THEORY AND THE CONCEPTION OF SOCIAL MANAGEMENT
It is researched liberalism as the theory and the conception of social management from the point of view of socio-philosophical analysis. If is shown the specific features of managing of two main society types: individualistic one and collectivistic.
УЦК 316.423
Е. А. Жирнова
СТАНОВЛЕНИЕ АНТИГЛОБАЛИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Рассматривается становление антиглобалистского движения как процесс объединения организаций различной целевой направленности и последующего изменения их количественных и качественных характеристик. Проводится классификация антиглобалистских организаций по основному направлению деятельности.
Антиглобалистское движение - это общее название общественных организаций, движений и инициативных групп, которые ведут борьбу на глобальном, национальном, региональном и местном уровнях с социальными, экономическими, культурными, политическими и экологическими последствиями глобализации в ее нынешней форме.
Протестные акции различных организаций антигло-балисткого движения, хотя еще разрозненные, представляют определенный интерес в научном исследовании как новые социальные факторы, напоминающее международное рабочее, коммунистическое и национально-освободительное движения XX в.
По характеру формирования антиглобалистское движение коренным образом отличается от других альтернативных движений XIX и XX вв. В прошлом движения предполагали наличие единой позитивной идеологии, гегемонии одного класса, единой объединяющейся во всемирном масштабе организации, единого руководства (централизованного или демократичного), четко очерченных границ. Это в разной степени относится ко всем трем Интернационалам, международному коммунистическо-
му движению, в несколько иной форме к международным освободительным антиколониальным движениям.
Большинство исследователей и активистов антиглобалистского движения отмечают такие его характеристики становления и развития, как неожиданность, быстрота и широта распространения; идейно-организационный плюрализм; интернационализм; межклассовый, межнациональный и межрегиональный характер; сетевая организационная структура. Интернационализм движения проявляется в том, что оно с самого начала было международным и по кругу участников, и по целям, и по методам; его программа не ограничивается рамками национального государства, а представляет всемирную альтернативу развития.
Среди многочисленных антиглобалистских организаций, составляющих движение, можно выделить организации, созданные специально для борьбы с негативными последствиями глобализации и образующие центр (ядро) движения, и организации, существовавшие раньше и впоследствии примкнувшие к ядру. К первым организациям относится Ассоциация за налогообложение финансовых операций для помощи граждан (АТТАК), создан-
ная в 1998 г. во Франции небольшой группой видных политических деятелей (членов редакций газет, профсоюзных лидеров и общественных организаций), тесно связанных с левыми социалистическими партиями. АТТАК выступает за реформу мировой финансовой системы путем реализации идеи нобелевского лауреата Тобина, который предложил обложить налогом в 0,1 % все спекулятивные финансовые операции и пустить полученные деньги на борьбу с нищетой и голодом во всем мире. В настоящее время это международная организация, действующая в 40 странах и объединяющая более 40 тысяч активистов. Официальная цель АТТАК - организация международного движения за демократический контроль над финансовыми рынками и их институтами, чтобы препятствовать неограниченной свободе циркуляций капитала и спекулятивным операциям.
Большинство организаций и движений примкнули к антиглобализму во время различных массовых акций, а в результате осознания общности целей и противников.
Рассмотрим классификацию антиглобалистских организаций по основному направлению деятельности.
1. Прежде всего, это известные и влиятельные неправительственные организации гуманитарной и правозащитной ориентации, возникшие задолго до самого антиглобалистского движения и впоследствии к нему примкнувшие: «Международная Федерация прав человека», «Врачи без границ» и т. д. Эти организации имеют четкую социальную направленность.
2. Организации, цель которых аннулирование внешнего долга развивающихся стран, объединяют около сотни тысяч участников в большинстве стран третьего мира. Самая известная - Ассоциация ЮБИЛЕИ 2000 (Jubilee 2000), выступающая за списание долгов беднейших стран.
3. Экологические организации, в разной степени радикальные, такие как, «Гринпис», «Друзья земли», «Фонд охраны дикой природы» и т. д., целью которых является защита окружающей среды.
4. Крестьянские организации, например «Via Campesina» (Крестьянский путь), провозгласившая в 60 странах «право народов самим определять свою продовольственную политику».
5. Организации по защите прав потребителей от посягательств транснациональных корпораций типа «Общественный гражданин», которую возглавляет американский политик Ральф Найдер.
6. Движения, целью которых является обеспечение социальных гарантий граждан в области труда и трудовых отношений, включают в себя различные профсоюзные организации социально-реформистской ориентации и организации по защите прав безработных, бедняков и т. д.
Это, прежде всего, профсоюзы социал-реформистской ориентации. Так, Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), образовавшаяся после раскола Всемирной Федерации профсоюзов, сегодня является основной профсоюзной международной организацией, насчитывающей 124 млн человек. Американская федерация труда - Конгресс производственных профсоюзов (АФТ-КПП) насчитывает 16,5 млн человек. Но далеко не все профсоюзные организации поддерживают антиглобализм. Профсоюзные организации универсаль-
ны как выразители интересов наемных работников в конфликте между трудом и капиталом, но в то же время полностью зависят то национальных особенностей (законодательства, правил, традиций). Так, профсоюзы развитых государств, критикуя деятельность транснациональных корпораций, в то же время крайне не заинтересованы в том, чтобы те переводили свое производство в развивающиеся страны с неизбежной потерей не только рабочих мест, но и своего влияния на проводимую компанией социальную политику. Поэтому они более склонны к компромиссам и переговорам с транснациональными корпорациями и другими международными институтами, что противоречит позиции других участников антиглобалистского движения.
Под организациями по защите прав безработных понимаются движения безработных или борьба против безработицы. Эти движения действуют преимущественно в развитых странах. Безработица затрагивает бедные страны в той же мере, что и богатые, но в последних безработные обладают специфическим «статусом», который дает особые права и обязанности, и создает, таким образом, особую социальную категорию «безработных».
7. Движение за Интернет, «свободный от прав собственности на программное обеспечение», открытый для творческого обогащения и использования всеми желающими. «Open source» (Открытый ресурс) - самая авторитетная организация, предполагающая своеобразную декоммерциализацию компьютерного программного обеспечения. Разработка и совершенствование программных кодов (в частности, на основе известной системы Lynux) должна стать коллективным творчеством всех желающих.
8. Разнообразные христианские (особенно католические) ассоциации и группы.
9. Наконец, многочисленные организации, которые отстаивают культурную самобытность, интересы коренных народов, права молодежи, женщин, сексуальных и иных меньшинств.
К антиглобалистам часто относят себя ультраправые националисты и изоляционисты, выступающие против объединения мира, против миграции рабочей силы и т. д. Но антиглобалисты, особенно АТТАК, а также радикальное крыло движения считают их цели и методы неприемлемыми и соответственно не признают их. Например, А. Каллиникос определил такую форму антиглобализма, как «реакционный антикапитализм», базирующуюся на национализме и апелляции к псевдосоциалистическим «общинным» ценностям, и отмечает его сходство с фашистской идеологией [2].
Мы рассматриваем антиглобализм как новый социальный феномен, но существует точка зрения, что на самом деле ни по идеологии, ни по составу участников это социальное движение не представляет собой ничего нового в сравнении с тем, что уже существует в мировом социальном пространстве на протяжении десяти и более лет.
Конечно, организации, созданные непосредственно для борьбы с негативными последствиями глобализации (например, АТТАК), имеющие изначально глобальные цели, не составляют большинство движения, которое представлено еще множеством других организаций.
Антиглобалистское движение представлено совокупностью общественных организаций, движений и инициативных групп, имеющих изначально четыре уровня деятельности:
- местный;
- региональный;
- национальный;
- международный.
Возникновению антиглобалистского движения предшествовало объединение местных, национальных организаций целевого назначения в общие организации международного характера и переориентация деятельности с местного, национального на глобальный или международный уровни. Количественной характеристикой этого процесса является численность участников движения. Качественной характеристикой - цели движения и их направленность. В результате возникает новое социальное движение или коалиция движений, которые отличаются от своих предшественников новыми количественными и качественными характеристиками, соответственно численностью и направленностью.
Рассмотрим данную тенденцию на примере крестьянских организаций. Например, объединение Движения безземельных крестьян Бразилии с крестьянским движением Таиланда «Ассамблея бедных» и последующая разработка общих целей и программы действий с образованием объединенного движения «Via Campesina».
Крестьянские организации долгое время занимались исключительно национальными или местными проблемами. Различие конкретных ситуаций всегда затрудняло проведение совместных действий, выходящих за рамки обычной солидарности.
Например, в Бразилии велась борьба «безземельных» крестьян за аграрную реформу, которая, наконец, дала бы им свободный доступ к земле. Борьба безземельных за аграрную реформу под лозунгом «Борьба за землю -борьба всех» воспринимается бразильцами как вопрос первостепенной важности для всей страны, так как Бразилия - это страна, где, по словам Жоао Педру Стедиля, одного из главных руководителей движения, «свирепствует самое большое социальное неравенство на нашей планете» [1].
Одна из основных причин бедности и неравенства -это концентрация земель в руках крупных собственников: 45 тыс. человек владеют территорией, превышающей площадь в 1 тыс. га. Этим объясняются и популярность Движения безземельных, и постоянные попытки федеральной власти дискредитировать ведущуюся борьбу и само движение, которое фактически было основной силой, противостоявшей правительству в 90-е гг. и заплатило за это очень дорого: более 1 000 крестьян и активистов движения было убито охранниками помещиков.
Авторитет Движения безземельных объясняется также тем, что оно не только борется за аграрную реформу и выделение земель крестьянам, но и выполняет функцию «управления» производством в кооперативах, созданных на землях, отобранных у помещиков. Представление о размахе движения дают следующие цифры: в начале 1998 года в южном штате Рио-Гранде-До-Сул, родине «безземельных», движению удалось создать 120 общин,
представляющих 16 тыс. семей. В то же время и в том же штате 13 тыс. семей боролись за получение земли, ими было организовано 13 захватов. По федеральным оценкам, в общинах, организованных Движением безземельных, проживает около 150 тыс. семей. Забота о кооперативах, созданных на отвоеванных землях, важна для движения вдвойне. Во-первых, это возможность проводить свою сельскохозяйственную политику (кооперация производителей, биологически чистые продукты и т. д.); во-вторых, создание политически значимого движения, поскольку 10 % своего рабочего времени крестьяне этих общин посвящают коллективным задачам и политической борьбе. Такая сила позволила движению активно участвовать в международной борьбе.
Основным направлением деятельности «Ассамблеи бедных» Таиланда является защита крестьян, согнанных со своих земель строительством плотин (по замыслу государства эти плотины призваны служить модернизации Таиланда и включению его в мировой рынок); а также борьба против открытия рынков и развития экспортноориентированного сельского хозяйства. Ее участники в основном мелкие крестьяне, страдающие от низких цен на сельскохозяйственную продукцию на мировом рынке, а также бывшие крестьяне, лишившиеся своих земель в связи со строительством плотин, не получившие никакой компенсации, не имеющие возможности перебраться в другие регионы и вынужденные поэтому наниматься рабочими в деревнях или городах.
Экономическая глобализация породила проблемы, которые являются общими для Движения безземельных крестьян Бразилии и «Ассамблеи бедных» Таиланда. Эти проблемы связаны, прежде всего, с разорением мелких хозяйств транснациональными компаниями, а также генной инженерией и генетически модифицированными продуктами. Все это привело к установлению связей между крестьянскими движениями и созданию «крестьянского интернационала».
Организация «Via Campesina» была создана в мае 1993 г. после первой встречи представителей крестьянства Центральной Америки и Европы, прошедшей в 1992 г. Сегодня организация представлена в более чем 60 странах и насчитывает 50 млн зарегистрированных членов.
В свою очередь, эта коалиция присоединилась к антиглобалистскому движению и расширила свои цели и программу действий, которая теперь посвящена не только крестьянской борьбе, но и защите прав женщин, детей, аннулированию внешнего долга стран Юга.
Приоритеты «Via Campesina» показывают, что тема глобализации имеет большое значение для современной крестьянской борьбы: продовольственная безопасность и свободная торговля; аграрная реформа и социальные изменения в деревне; права женщин; права человека; устойчивое развитие крестьянского сельского хозяйства, биоразнообразие, биобезопасность и сохранение генетического достояния [3].
Особую проблему составляет борьба против генетически модифицированных продуктов. Благодаря новым открытиям, связанным с ДНК, появилась возможность не только модифицировать гены, но идентифицировать их и использовать свойства того или иного продукта в
промышленном производстве. Транснациональные компании желают получить возможность патентовать гены живых организмов и таким образом обеспечить себе монополию на использование растений или продуктов, полученных на основе этого генного материала. В результате крестьяне будут лишены возможности культивировать многие растения, которые они выращивают на протяжении столетий.
Таким образом, на основе Движения безземельных крестьян Бразилии и «Ассамблеи бедных» Таиланда образовалось новое международное движение «Via Campesina», отличающиеся большим количеством участников и более широкой направленностью целей.
Движение выступает за международный союз, опирающийся на общественные движения, своего рода «союз народов», который смог бы противостоять международным институтам и транснациональным корпорациям.
Следуя его примеру, другие крестьянские движения также включаются в борьбу, в которой их поддерживают экологические организации, выступающие против бедности и обездоленности, а также движения потребителей.
Подобное объединение характерно для многих экологических, правозащитных организаций, действующих раннее только в национальных рамках.
Объединение движений позволяет обеспечить согласованность требований, выдвигаемых международным институтам, правительствам ведущих государств и транснациональным корпорациям.
Например, Международный валютный фонд и Всемирный банк выдают кредиты и снижают долговое бремя при условии введения «планов реструктуризации», которые теперь называются «стратегиями по сокращению бедности». В то же время кредиторы ждут выплат. Чтобы это было возможным, международные институты требуют от стран должников открыть их экономики и развивать экспортное производство, несмотря на негативные последствия таких шагов для продовольственного сектора сельского хозяйства и различных секторов общественных услуг. Выявляется связь между кампаниями за отмену долга, против политики Международного валютного фонда и Всемирного банка и против коммерциализации мира по программе Всемирной торговой организации. Со своей стороны, общественные движения стремятся не только вести борьбу за отмену долгов, но и искать альтернативные источники финансирования, например, через налог Тобина.
Таким образом, процесс глобализации создает объективные условия для формирования общих интересов различных движений. Поэтому они оказываются вместе на одних и тех же манифестациях и конференциях и стремятся построить общую сетевую систему согласованных действий.
Организации, входящие в движение, с учетом их многообразия и разнообразия целей, обычно, продолжают специализироваться в своей области, но при этом полагают, что все проблемы взаимосвязаны и могут быть решены только вместе. Поэтому, несмотря на разнообразие, организации координируют свою деятельность и объединяются в общую сеть. Каждая часть сохраняет относительную самостоятельность, при этом согласуя свои
действия с другими, обмениваясь информацией и обрабатывая общую стратегию под единой целью борьбы против негативных последствий глобализации.
Но разработка единой стратегии или альтернативной программы затруднена в связи с принципами формирования движения: радикальным идейно-организационным плюрализмом и отсутствием обязательности решений, что означает наличие права невмешательства и возможности самоустранения [4].
Подвижная, гибкая, открытая сетевая организация движения делает его массовым, привлекательным для самых разных слоев, групп, индивидов, способным быстро реагировать на разнообразные проблемы и плохо поддающимся (в отличие от четкой структуры) разрушению извне. Но при этом оно оказывается неустойчивым, легко распадается на составляющие части, слабо способным сохраняться под действием различных разногласий, провокаций и т. п.
Когда встает вопрос о реальном воздействии антиглобалистов на практический или политический ход событий, возникает существенная проблема, связанная с провозглашенным в принципах правом невмешательства и возможности самоустранения. Подобное равноправие и полная автономия участников позволяет сохранить единство движения в таких раскалывающих ситуациях. Так, например, произошло во время агрессии Северноатлантического союза (НАТО) в Югославии: проявилась почти полная пассивность большинства организаций антиглобалистского движения. Поэтому, право самоустранения значительно затрудняет выработку единого совместного решения, а значит практическую действенность антиглобалистского движения.
Здесь антиглобалисты сталкиваются с противоречием: между необходимостью сохранить свою открытость (что лежит в основе их успехов), с одной стороны, и обрести традиционные организационно-институциональные формы для участия в жизни гражданского общества и в политической борьбе, с другой; между принципом радикального плюрализма, позволяющим сохранять единство движения, и необходимостью принимать целостную альтернативную программу.
При этом единство антиглобалистского движения имеет большое значение, его нельзя рушить, если для этого нет очень серьезных причин, надо стремиться к гибкости, искать компромиссы, чтобы наращивать потенциал движения.
Таким образом, несмотря на желательность сохранения единства движения, необходимы изменения в его организации, которая оптимальна при проведении про-тестных акций, но не столь продуктивна при долгосрочном коалиционном межгрупповом сотрудничестве, предполагающем создание более прочной основы для взаимодействия.
Библиографический список
1. Агитон К. Альтернативный глобализм. Новые мировые движения протеста / К. Агитон. М. : Гилея, 2004. С. 156.
2. Каллиникос, А. Антикапиталистический манифест / А. Каллиникос. М. : Праксис, 2005. С. 76.
3. Обращение координационного комитета «Via 4. Майданик, К. Л. Пути к другому миру. Заметки с Пя-Campesina» к широкой общественности. Режим доступа: того мирового социального форума (МСВ-V) / К. Л. Май-
http://www.viacam-pesina.org. Загл. с экрана. даник // Свободная мысль - XXI. М., 2005. № 1. С. 102.
E. A. Zhirnova
ANTIGLOBALIST MOVEMENT BECOMING
The antiglobalist movement becoming as a process of association of various target directedness organizations and consequent modification of their quantitative and qualitative performances is considered. The classification of the antiglobalist organizations on the main direction of activity is carried out.
УДК 378.1
Е. В. Карелина
СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ И ФИЛОСОФСКОГО МЕТОДА
Раскрыта сущность и специфика понятий «философская система» и «метод», сформулированы основные правила соотношения философской системы и философского метода.
Главная задача данной статьи: доказать, что при создании философского произведения необходима четкая взаимосвязь философской системы и метода (диалектическая система - диалектический метод; метафизическая система - метафизический метод).
Вопрос о взаимосвязи философской системы и философского метода является актуальным в философии, и это свидетельствует о теоретической дисциплине. Данная проблема в истории философской мысли мало изучена, так как исследователи предпочитают эклектику (синтез диалектических и метафизических элементов), говоря о том, что осуществить четкое соотношение философской системы и философского метода не является возможным из-за расплывчатого определения диалектики и метафизики. В связи с этим возникает эклектичная философская система, которая синтезирует диалектику и метафизику. Эту систему и методологию можно назвать спекулятивной.
Также нужно отметить, что реализация основной идеи состоит в невозможности объединения того, что не подлежит объединению. Если философы будут объединять две методологии, то это может привести к распаду целостной философской системы и уничтожению теоретической дисциплины.
Основная идея работы заключается в доказательстве того, что взаимосвязь философской системы и философского метода демонстрируется через четкое соотношение элементов в системе, содержания и формы.
Вопрос о соотношении философской системы и метода начинают обсуждать представители немецкой классической философии (Ф. В. Шеллинг, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель), связывая его с проблемой соотношения содержания и формы, материи и формы.
Соотношение философской системы и метода, а именно, материи и формы, рассматривает Ф.В. Шеллинг в произведении «О конструкции в философии («О конструировании в философии)», где говорит о том, что фор-
ма является предпосылкой для допущения философом ошибок в построении философской системы.
«Пока поэтому еще ни одна философия не может считаться истинной и абсолютной, если она не может доказать, что обрела абсолютную форму, или поскольку таковая, пожалуй, еще вообще не существует, то ни одно направление и ни одно стремление в философии не может считаться истинным, если его путеводной звездой и принципом не служит понимание неразрывной связи между сущностью и формой» [2. С. 5].
Шеллинг отмечает, что конструкция как таковая всегда в математике и в философии есть абсолютное и реальное отождествление всеобщего и особенного.
Философ считает, что определение в его полноте есть система, потому что она есть единство в многообразном.
Мыслитель говорит о том, что на формирование философской системы влияет действительность и природа. На основе этого возникает новая система, это новый тип представления. Эта система противоположна первому миру - действительности.
Автор отмечает, что человек свободен только во второй рефлексии, которая поднимает его над этой системой - не с точки зрения характера действий, но с точки зрения его продолжения, поскольку он может непосредственно вернуться или не вернуться в природу.
Также мыслитель рассуждает о высшей форме рефлексии - философской: «Над первой и второй рефлексией существует еще более высокая рефлексия, объединяющая обе первые. Это - философская рефлексия. И в ней есть своя система, ибо истина может быть только одна. Эта рефлексия есть нечто иное, как всеобъемлющая рефлексия, полная система во всех аспектах, или опять природа. Она есть природа, доведенная до высшего сознания, природа в ее ясности и совершенстве» [2. С. 21].
По мнению автора, система, которая выступает в каждом произведении, трактуется как четкий порядок эле-