Научная статья на тему 'Станковая печатная графика в Сталинграде: 1943–1957 годы'

Станковая печатная графика в Сталинграде: 1943–1957 годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
печатная графика / линогравюра / репродукционная литография / автолитография / Сталинград / Г.И. Печенников / А.П. Легенченко / К.И. Финогенов / Л.И. Гагарина / И.А. Михранянц / printed graphics / linocut / reproduction lithography / autolithography / Stalingrad / G.I. Pechennikov / A.P. Legenchenko / K.I. Finogenov / L.I. Gagarina / I.A. Mikhranyants

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филимонова А.В.

Предметом исследования стало состояние станковой печатной графики в Сталинграде в послевоенный период. В статье определен круг мастеров печатной графики, работавших на территории послевоенного Сталинграда. Рассмотрены литографии художников И.А. Михранянц, К.И. Финогенова, Л.И. Гагариной, выполненные по зарисовкам во время творческих командировок в Сталинград. Просмотрены каталоги выставок сталинградских художников 1948–1956 гг., выделены персоналии сталинградских художников-графиков Г.И. Печенникова и А.П. Легенченко, работавших в различных техниках печатной графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Easel printed graphics in Stalingrad: 1943–1957

In 1943, everything connected with the artistic life of Stalingrad was destroyed or irretrievably lost. The small number of preserved sources of information about the activities of cultural institutions in the post-war period does not allow us to holistically recreate the path of the revival of fine art in Stalingrad, in particular, the formation of easel printed graphics in the region. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time the circle of masters of printed graphics who worked on the territory of Stalingrad was determined. The names of the artists considered in the article have gone down in history as Soviet fine art: K.I. Finogenov, I.A. MIkhranyants, L.I. Gagarina and Volgograd Fine Arts: G.I. Pechennikov, A.P. Legenchenko. The main material for the review of easel printed graphics were the works of graphic artists made in the period 1943-1957 from the collection of the Volgograd Museum of Fine Arts named after I. Mashkov and the State Historical and Memorial Museum-Reserve “Battle of Stalingrad”, as well as information from the catalogues of exhibitions of Stalingrad artists of 1940s-1950s. In the post-war period of restoration of artistic life in Stalingrad, two stages were identified: 1943-1948 – work in the city of seconded “metropolitan” artists, collecting material and making prints in Moscow, Leningrad and Kuibyshev; 1943-1957 – return to the liberated Stalingrad of “local” artists, work on the restoration of the Union of Artists and Art workshops, participation in regional and republican exhibitions. Artists K.I. Finogenov, I.A. MIkhranyants and L.I. Gagarina came to Stalingrad on creative business trips in 1943-1948, and lithographs were created based on the results of these trips. Of interest for the study are the color autolithographs of L.I. Gagarina, which clearly demonstrate the lively handwriting of the author, are characterized by picturesqueness and emotionality. In 1943, the Stalingrad branch of the Union of Artists was restored and its active exhibition activity began. In the catalogues of exhibitions of Stalingrad artists, the first engravings are presented by the graphic artist B.S. Gretsky. Studying the catalogues of Stalingrad artists of 1949-1957 allowed us to conclude about the exhibition activities of the masters of printed graphics of Volgograd – G.I. Pechennikov and A.P. Legenchenko. It was during these years that their creative path was formed.

Текст научной работы на тему «Станковая печатная графика в Сталинграде: 1943–1957 годы»

razvitiya obrazovaniya RAO - FGBNU "Institute for the Development Strategy of Education of the Russian Academy of Education". 2 (23). pp. 144 - 151.

14. Mikov, P. V. (ed.) & Istomina, E.S. (compa.) (2019) Spasennoye detstvo: memorial2naya knigaal2bom pamyati vospitannikov Legayevskogo internata Chernushinskogo rayona Molotovskoy oblasti (1941-1945 gody) [Saved childhood: a memorial book-album in memory of the pupils of the Legaevsky boarding school of the Chernushinsky district of the Molotov region (1941-1945)] Commissioner for Human Rights in the Perm Territory. Perm.

15. Lovyagina, V.E. (ed.) (2016) Risunki detey blokadnogo Leningrada iz sobraniya Gosudarstvennogo muzeya istorii SanktPeterburga: Al2bom-katalog [Drawings of the children of besieged Leningrad from the collection of the State Museum of the History of St. Petersburg: Album-catalog] St. Petersburg: State Museum of the History of St. Petersburg.

16. Schukina, E.L. (2010) Ocherki blokadnykh dney: iz opyta raboty detskikh sadov Kuybyshevskogo rayona Leningrada [Essays on blockade days: from the experience of kindergartens in the Kuibyshevsky district of Leningrad] St. Petersburg: Herzen University.

17. Youtube.com. Risunki detey blokadnogo Leningrada iz kollektsii Pedagogi-cheskogo muzeya SPb APPO [Drawings of the children of besieged Leningrad from the collection Pedagogical Museum of St. Petersburg Academy of Postgraduate Education]. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=WPfpV4cTChA (accessed: 08.19.2021).

18. Youtube.com. Narodnyy muzey «Deti i doshkol2nyye rabotniki osazhdёnnogo Leningrada» [Folk Museum "Children and preschool workers of besieged Leningrad"] [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=lBekT6GvHL0 (accessed: 08.21.2021).

19. Zenich, N.Yu. & Vasilyeva, I.G. & Ladyzhnikova, A.E. & Stalmak E.P. (authors-comp), Mikov, P.V. (ed.) (2020) My zhivem vdali ot Leningrada druzhnoyu, veseloyu sem'yey [We live far from Leningrad as a friendly, cheerful family] Commissioner for Human Rights in Perm. edge. Perm.

20. Litvinova, M.A. (ed.), Gusev, V.A. (ed. intro. Articles) (2015) V mire detskogo risunka. Fond detskogo tvorchestva Russkogo muzeya [In the world of children's drawing. Children's Creativity Fund of the Russian Museum] St. Petersburg: State Russian Museum.

21. Fomina, N. N. (2021) Formirovaniye istoricheskoy pamyati v protsesse provedeniya konkursov risunka [Formation of historical memory in the process of holding drawing competitions] UchiteV muzyki - Music teacher. 1 (52). pp. 4 -13.

УДК 76.03/.09

DOI: 10.24412/2070-075X-2022-3-38-46

А.В. Филимонова

СТАНКОВАЯ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА В СТАЛИНГРАДЕ: 1943-1957 ГОДЫ

Предметом исследования стало состояние станковой печатной графики в Сталинграде в послевоенный период. В статье определен круг мастеров печатной графики, работавших на территории послевоенного Сталинграда. Рассмотрены литографии художников И.А. Михранянц, К.И. Финогенова, Л.И. Гагариной, выполненные по зарисовкам во время творческих командировок в Сталинград. Просмотрены каталоги выставок сталинградских художников 1948-1956 гг., выделены персоналии сталинградских художников-графиков Г.И. Печенникова и А.П. Легенченко, работавших в различных техниках печатной графики.

Ключевые слова: печатная графика, линогравюра, репродукционная литография, автолитография, Сталинград, Г.И. Печенников, А.П. Легенченко, К.И. Фино-генов, Л.И. Гагарина, И.А. Михранянц.

В 1943 году, сложном и переломном не только для Сталинграда, но и для всей страны, все, что было связано с художественной жизнью города, было разрушено или безвозвратно утеряно. Сталинградский художественный техникум и Картинная галерея навсегда прекратили свое существование в 1942 году. Деятельность Сталинградского отделения товариществ «ВСЕКОХУДОЖНИК» и Союза художников РСФСР была приостановлена в связи с военными действиями в Сталинграде и возродилась в мае 1943 года. Небольшое количество сохранившихся источников информации о деятельности культурных учреждений в послевоенный период не позволяет целостно воссоздать путь возрождения изобразительного искусства в Сталинграде, в частности - становление станковой печатной графики в регионе.

Вместе с этим отдельные сведения мы можем найти в исследованиях О.В. Сар-куловой [1] и А.В. Липатова [2] о становлении и деятельности Сталинградского отделения Союза художников, о творчестве отдельных волгоградских художников в интересующем нас периоде были упоминания: в альбоме произведений А.П. Легеченко [3; 4], альбоме «Волгоградский художник» [5], электронном учебнике «Уроки памяти. К 75-летию Сталинградской битвы» [6].

Целью исследования стало изучение состояния станковой печатной графики в Сталинграде в 1943-1957 гг. - периоде восстановления народного хозяйства, предметом исследования - определение персоналий художников-графиков, работавших в этот период на территории Сталинграда.

Научная новизна состоит в том, что на основе архивных документов впервые определен круг мастеров печатной графики, работавших на территории Сталинграда. Имена художников, рассматриваемых в статье, вошли в историю как советского изобразительного искусства: Финогенов Константин Иванович, Михранянц Ия Альфонсовна, Гагарина Лидия Ивановна, так и волгоградского изобразительного искусства: Печенников Георгий Ильич, Легенченко Александр Павлович, Грецкий Борис Семенович.

Основополагающим методом в работе над исследованием является комплексный подход, соединивший систематизацию фактологического материала с персонологическим методом.

Главным материалом для обзора станковой печатной графики стали работы художников-графиков, выполненные в период 1943-1957 гг., из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. Машкова (далее - ВМИИ им. Машкова) и Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» (далее -МЗ «Сталинградская битва»), также сведения из каталогов выставок сталинградских художников 1948, 1951, 1952, 1954, 1955, 1956 гг. и выставки «Сталинградская хроника» [7].

В годы Великой Отечественной войны по заданиям Главного политуправления РККА и Комитета по делам искусств СССР на Сталинградский фронт были командированы бригады художников. Они выезжали на передовую, наблюдая в непосредственной близости боевые действия, иногда участвуя в них; следовали за войсками Красной армии, документируя военную реальность и ее героев, фактически ведя изобразительный репортаж с места событий. Среди фронтовых художников, прибывших в город в 1943 году, был К.И. Финогенов1. В музее-заповеднике «Сталинградская битва» хранятся его рисунки и эстампы: «Фриц»2, «Митинг в освобожденном Сталинграде»3, «В штабе 204-й стрелковой дивизии. Овраг Таловой»4, «У элеватора»5.

На основе работ из Государственного каталога музейного фонда РФ мы можем представить этапы работы художника над литографией «Митинг в освобожденном Сталинграде». В собрании ГМВЦ «РОСИЗО» мы встречаем две зарисовки «Сталинград освобожден. Митинг»6 и «Митинг в освобожденном Сталинграде»7, очевидно

сделанные с натуры быстрыми обобщенными линиями, и тщательный рисунок углем8 размером 44х69 см. Скорее всего, этот рисунок и был окончательным вариантом композиции, задуманной К.И. Финогеновым для дальнейшего перевода в литографию, хранящуюся в МЗ «Сталинградская битва». Изображения полностью идентичны, литография имеет меньший размер: 20,5х 29 см.

После освобождения Сталинграда, в августе-сентябре 1943 г., в город прибыла группа гражданских художников из Куйбышевской области, среди них была ленинградка И.А. Михранянц9. Ею были сделаны зарисовки на улицах освобожденного Сталинграда. Рисунки, хранящиеся в Самарском областном художественном музее, имеют одинаковый формат - 44х32 см, исполнены кистью-тушью с небольшой цветовой подкладкой и, скорее всего, сделаны по зарисовкам уже в Сызрани: «Дом Горисполкома, обороняемый сержантом Я.Ф. Павловым»10, «Немецкие танки на вершине Мамаева кургана»11, «Дом железнодорожников - наблюдательный пункт»12. Некоторые листы из этой командировки художница позже перевела в литографии: «Дом Павлова»13, «Дом железнодорожников»14, «Мамаев Курган»15, «Братская могила на Мамаевом кургане»16, «Блиндажи штаба 62-й армии»17, «Дом НКВД»18, «Мамаев Курган»19 [7].

Рассмотренные произведения К.И. Финогенова и И.А. Михранянц можно отнести к технике «репродукционная литография», когда художником создается оригинал композиции, но при этом его непосредственная творческая работа на камне отсутствует [8. С. 5].

В 1948 году в Сталинграде работала ленинградская художница Гагарина Л.И.20 Она не раз возвращалась в своем творчестве к образу родного для нее Царицына-Сталинграда и, как коренная волжанка, она изображает Волгу, ее работы посвящены великой реке и всем, кто трудится на ней. Для серии «Сталинград в 1948 году» («Набережная пивоваренного завода»21, «Бурный день»22, «На Волге»23) художница выполнила натурные зарисовки в Сталинграде, а автолитографии по этим зарисовкам - в Ленинграде. Отличие автолитографии от литографии состоит в авторском исполнении рисунка на камне. Автолитография создается художником-автором сразу на камне, что ярко проявляется в индивидуальной манере использования всех средств «литографского искусства» - свойств камня, изобразительных инструментов и материалов.

Сталинград мы еще раз встречаем в творчестве Гагариной в листах цветных автолитографий «Строительство Волгоградской ГЭС».

Помимо приезжих художников, собиравших изобразительный материал во время творческих командировок, в Сталинграде работали «местные» художники, вернувшиеся в родной разрушенный город из эвакуации или с фронта. До начала Великой Отечественной войны Сталинградское товарищество «Художник» объединяло около 40 художников разных специальностей [9. Л. 11]. В годы Великой Отечественной войны художественная жизнь в городе остановилась - боевые действия на территории Сталинграда привели к полному разрушению города, многие сталинградские художники ушли на фронт, погибли в осажденном Сталинграде. В мае 1943 года деятельность Сталинградского отделения Союза художников возобновилась, к исполнению обязанностей председателя правления Союза Художников РСФСР, а также председателя Сталинградского товарищества «Художник» приступил А.М. Николаев [10]. Уже в 1946 году в Товариществе «Художник» работало 28 человек, творческая группа составляла 15 человек [9. Л. 11].

Несмотря на то, что Сталинградское отделение Союза художников РСФСР было восстановлено в 1943 году, в городе до 1953 г. не было творческих мастерских. Как жили сталинградские художники, можно понять из автобиографии волгоградского художника В.М. Петинова (19.09.1943): «...в настоящее время после освобождения Сталинграда работать приходится в плохих условиях - резать на линолеуме или больше всего рисовать на цинке» [11].

Характерные для советского изобразительного искусства послевоенного периода сюжеты: мирный труд, счастливое детство, народные праздники, воспоминания о войне -

не сразу нашли отклик в творчестве сталинградских художников. А.В. Липатов отмечает, что «...саратовские и астраханские художники чаще обращались к более древним страницам истории своих областей, в то время как сталинградцы пытались изобразить переходный период для города - от развалин, хранивших отпечаток трагедии Сталинградской битвы, к страницам светлого будущего, в которых нарисованы широкие улицы, с новыми и комфортными домами и людьми, наполненные энтузиазмом» [2]. Сталинградские художники уделяли много внимания индустриальному пейзажу, теме «великих строек» и восстановления разрушенного города. На долгие годы творческой задачей сталинградских художников стало освещение трудовых будней строительства Волго-Донского судоходного канала, Сталинградской ГЭС, фиксирование основных этапов: работа в котловане, перекрытие Волги, строительство турбин, пуск гидростанции.

В послевоенные годы одним из основных направлений работы Сталинградского отделения Союза художников была выставочная деятельность. Представить «первые шаги» сталинградской печатной графики мы можем по фамилиям художников и названиям произведений в каталогах художественных выставок 1945-1956 гг. В различных техниках печатной графики в 1940-е - 1950-е годы в Сталинграде работали Борис Семенович Грецкий24, Георгий Ильич Печенников25 и Александр Петрович Легенченко26.

Впервые мы встречаем названия произведений, выполненных в технике печатной графики, в каталоге «Сталинградской художественной выставки 1951 года». Художник Б.С. Грецкий показывает работы: «Зима»27, «Мельница»28 [12. Л. 5-24]. На «Сталинградской художественной выставке» (1952) он показывает «Пейзаж»29, «Село»30, «Литография»31 [12. Л. 25-39]. Все работы художника выполнены в технике «литография».

На выставке произведений сталинградских художников (1955) А.П. Быков32 показывает эстамп «Берег Волги»33, Б.С. Грецкий - «Уголок деревни»34, работу, выполненную в технике «офорт - сухая игла» [12. Л. 56-63].

На крупной выставке графики сталинградских художников (1956) впервые показывает свои гравюры Г.И. Печенников [12. Л. 72-81]. Интересно, что первые эстампы были выполнены художником еще в начале 1950-х гг. В коллекции ВМИИ им. Машкова хранятся нетипичные для Печенникова камерные лиричные работы в технике «глубокой печати»: «Пейзаж»35, «Старик»36, «Вечер на Набережной»37. В 1950 году работы «Сталевары» и «Разливка стали» приняли участие в Республиканской выставке художников краев, областей и автономных республик РСФСР (Москва. 1950), и в 1951 году Георгий Ильич становится кандидатом в члены СХ РСФСР. В 1950-е годы начинает формироваться узнаваемый графический язык художника. Темой творчества художника на долгие годы стал человеческий героизм. От камерных работ он переходит к большим форматам и технике «высокой печати» - линогравюре. Возрождение Сталинграда нашло отражение в листах «Строительство Волго-Донского канала» (1951), «Посадка деревьев» (1955), «Перемычка 13 шлюза. Ротонда» (1954). Тема переосмысления жизни и смерти человека, героизма и самопожертвования на войне - в работах «За Сталинград» (1952), «Атака. Подвиг Паникахо» (1954), «За письмом» (1956).

В 1957 году работы Г.И. Печенникова «Море Цимлянское», «Волгарь»38, «Эстакада Сталинградской ГЭС»39 приняли участие в Республиканской выставке художников краев, областей и автономных республик РСФСР (Москва. 1957), в 1957 году Георгий Ильич становится членом Союза художников РСФСР.

В 1956 году на выставке графики сталинградских художников впервые показывает свои эстампы сталинградский график А.П. Легенченко. Александр Павлович - член Союза художников РСФСР с 1940 г., воевал, победу встретил в Берлине, был художником на фронте [13]. На первых выставках он экспонирует карандашные и акварельные зарисовки разрушенного Сталинграда, в этот период художник создал много документально точных и художественно образных зарисовок возрождающегося города, но именно в эти годы уже намечается лирическая линия творчества Александра Павловича. Он начинает работать в технике «сухая игла» и создает камерные листы: «Слуша-

ют радио» (1950), «Обнаженная» (1955), «Мать» (1956), «Натурщица» (1956), которые впервые экспонируются на Выставке произведений сталинградских художников в 1956 году [3; 4; 12]. Именно в этот период художник начал творческий путь от небольших натурных зарисовок в технике «сухая игла» до больших эпических листов, посвященных Родине - единственной теме его жизни.

В послевоенном периоде восстановления художественной жизни в Сталинграде можно выделить два этапа:

1943-1948 гг. - работа в городе командированных «столичных» художников, сбор материала и выполнение эстампов в Москве, Ленинграде и Куйбышеве.

1943-1957 гг. - возвращение в освобожденный Сталинград «местных» художников, работа по восстановлению Союза художников и художественных мастерских, участие в областных и республиканских выставках.

В творческие командировки в 1943 г. Сталинград приезжали К.И. Финогенов, И. А. Михранянц, Л.И. Гагарина, по результатам этих поездок ими были созданы литографии. Исследование работ из каталога Государственного музейного фонда РФ позволило отнести литографии К.И. Финогенова и И.А. Михранянц к репродукционному виду. В конце XX века произошли изменения в оценке печатной графики, особое внимание стало уделяться участию автора на каждом этапе создания оттиска, поэтому мы не стали рассматривать репродукционные литографии названных авторов в одном ряду с автолитографиями. Для нашего исследования эти работы являются документальным фактом присутствия и работы художников в Сталинграде в военный период.

Интерес для исследования представляют цветные автолитографии Л.И. Гагариной, которые наглядно демонстрируют живой авторский почерк, живописны и эмоциональны. Они были в ыполнены Гагариной в Сталинграде и Ленинграде, однако мы не имеем сведений об экспонировании этих листов в Сталинграде.

В 1943 г. восстанавливается Сталинградское отделение Союза художников и начинается его активная выставочная деятельность. В каталогах выставок сталинградских художников впервые эстампы представлены художником-графиком Б.С. Грецким, работавшим в Сталинграде в 1950-е гг. В связи с отсутствием репродукции сегодня нам сложно судить о художественных достоинствах выставленных гравюр.

Изучение каталогов сталинградских художников 1949-1957 гг. позволило нам сделать вывод о выставочной активности мастеров печатной графики Волгограда -Г.И. Печенникова и А.П. Легенченко. Именно в эти годы происходит становление их творческого пути. В 1950-е годы Печенников перешел от камерных лиричных работ в технике глубокой печати к теме человеческого героизма, требующей большого формата и лаконичной трактовки, основной техникой художника на долгие годы стала линогравюра. Легенченко в 1956 году впервые показал свои творческие поиски в технике «сухая игла». Именно в этот период художник начал творческий путь от небольших натурных зарисовок в технике «сухая игла», до больших эпических листов, посвященных Родине - единственной теме его творчества.

Примечания

1 Финогенов Константин Иванович (1902-1989) - советский живописец и рисовальщик, родился в г. Царицыне (ныне - г. Волгоград). В 1 924 году окончил Сталинградское художественное училище, некоторое время преподавал в нем. В 1932 году закончил Московский полиграфический институт. В годы Великой Отечественной войны как фронтовой художник работал в «Окнах ТАСС», газете «Правда».

2 Финогенов К.И. «Фриц». 1943. Литография. 9,3х21 см. МЗСБ. КП 1386/38.

3 Финогенов К.И. «Митинг в освобожденном Сталинграде». 1943. Литография. 20,5х29 см. МЗСБ. КП 1386/43.

4 Финогенов К.И. «В штабе 204-й стрелковой дивизии. Овраг Таловой». 1943. Литография. 22,3х14,4 см. МЗСБ. КП 1386/39.

5 Финогенов К.И. «У элеватора». 1943. Литография. 20,9x29 см. МЗСБ. КП 1386/45.

6 Финогенов К.И. «Сталинград освобожден. Митинг». 1943. б. кар. 25,5x29,5 см. РОСИЗО КП-13315.

7 Финогенов К.И. «Митинг в освобожденном Сталинграде». 1943. б. ар. 25,5x29,5 см. РОСИЗО КП-13297.

8 Финогенов К.И. «Митинг в освобожденном Сталинграде». 1943. б. уголь. 44x69 см. РОСИЗО КП-13296.

9 Михранянц Ия Альфонсовна (1908-1983) - советский художник-график. Родилась в Петербурге. Прошла обучение в Художественно-промышленном техникуме (Ленинград) на отделении «Книжная графика». В марте 1942 г. эвакуировалась из блокадного Ленинграда в Сызрань. В эвакуации занималась наглядной агитацией, работала в «Окнах ТАСС». В 1942 г. была принята в Куйбышевское отделение Союза художников. В послевоенное время вернулась в Ленинград и занималась иллюстрированием книг.

10 Михранянц И.А. «Дом Горисполкома, обороняемый сержантом Я.Ф. Павловым». 1944. б. тушь. 44х32 см. СОХМ КП-7372.

11 Михранянц И.А. «Немецкие танки на вершине Мамаева кургана». 1944. б. тушь. 44х32 см. СОХМ КП-7371.

12 Михранянц И.А. «Дом железнодорожников - наблюдательный пункт». 1944. б. тушь. 44х32 см. СОХМ КП-7370.

13 Михранянц И.А. «Дом Павлова». 1943. Литография. 36х44,5 см. МЗСБ КП-14660.

14 Михранянц И.А. «Дом железнодорожников». 1943. Литография. 36,8х44,5 см. МЗСБ КП-14662.

15 Михранянц И.А. «Мамаев курган». 1943. Литография. 35,7х44,5 см. МЗСБ КП-14663

16 Михранянц И.А. «Братская могила на Мамаевом кургане». 1943. Литография. 36х44,5 см. МЗСБ КП-14665

17 35,8х44,3 см МЗСБ КП 14666

18 35,8х44,5 см МЗСБ КП 14661

19 35х44,5 см МЗСБ КП 14663

20 Гагарина Лидия Ивановна (1902-1984) - советский живописец и график, родилась в Саратове. В 1925 году закончила Сталинградское художественное училище. С 1929 по 1933 г. обучалась на живописном факультете Ленинградского ВХУТЕИНа. Член и экспонент АХРР-АХР, с 1938 - член ЛС СХ.

21 Гагарина Л.И. «Набережная пивоваренного завода». 1948. Автолитография. 37х51 см. ВМИИ им. Машкова. КП-2107/2.

22 Гагарина Л.И. «Бурный день».1948. Автолитография. 27,5х36,5 см. ВМИИ им. Машкова. КП 2107/1.

23 Гагарина Л.И. «На Волге». 1948. Автолитография. 36,5х33 см. ВМИИ им. Машкова КП-2107/3.

24 Грецкий Борис Семенович (1923). Участвует в сталинградских выставках с 1951 по 1956 годы. Биографические сведения отсутствуют. ГАВО. Р-1957. Оп. 1. Дело 34. Л.5-24.

25 Печенников Георгий Ильич (1916-1990) родился в г. Царицыне (Волгоград). Выпускник Сталинградского художественного техникума (1938). Воевал, в 1945 году вернулся в Сталинград, где до образования Художественного фонда работал в Центральном доме культуры железнодорожников Сталинграда. В 1947 году вступил в Сталинградское товарищество «Художник», руководил отделением Художественного фонда в Волгограде (1953-1957). С 1957 года - член Союза художников РСФСР.

26 Легенченко Александр Павлович (1911-2003) - выпускник Сталинградского художественного техникума (1934). В 1936-1937 гг. учился на подготовительных курсах в АХ у Е. Лансере. С 1937 года - член Товарищества художников РСФСР. В 1944 году вступил в Союз художников РСФСР. Вернулся в Сталинград в 1945 году.

"Культурная жизнь Юга России"

№ S (86), 2022

27 Грецкий Б.С. «Зима». 1949. Литография. 20х14 см. 2S Грецкий Б.С. «Мельница». 1949. Литография. 20х13 см.

29 Грецкий Б.С. «Пейзаж». Литография. 65х10 см.

30 Грецкий Б.С. «Село». Литография. 13х9 см.

31 Грецкий Б.С. «Литография». 9х10 см.

32 Алексей Петрович Быков (1912-1995) родился 12 октября 1912 года в Царицыне. С 1930 по 1933 учился в Саратовском художественном техникуме. В 1932 году начал публиковать свои рисунки в Саратовской краевой комсомольской газете «Молодой ленинец». Алексей Петрович вернулся с фронта в 1945 году в Сталинград. С 1950 по 1975 г. (до выхода на пенсию) Быков А.П. был художником газеты «Волгоградская правда». Член Союза художников РСФСР с 19S5 г.

33 Быков А.П. «Берег Волги». Офорт, сухая игла.

34 Грецкий Б.С. «Уголок деревни». 1955. Офорт, сухая игла, 10х15 см.

35 Печенников Г.И. «Пейзаж». 1950-е годы. Сухая игла. ВМИИ КП-4617.

36 Печенников Г.И. «Старик». 1950-е годы. Сухая игла. ВМИИ КП-4616.

37 Печенников Г.И. «Вечер на Набережной».1957. Офорт, акватинта. ВМИИ КП-

4033.

3S Печенников Г.И. «Волгарь». 1957. Линогравюра. ВМИИ OT-6S09. 39 Печенников Г.И. «Эстакада Сталинградской ГЭС». 1957. Офорт, акватинта. ВМИИ КП-4032.

Литература

1. Саркулова В.П. Живописное наследие края: Волгоградское (Сталинградское) отделение Союза художников во второй половине 1940-х - 1960 гг. URL: http://ist-konkurs.ru/raboty/2014/1703-zhivopisnoe-nasledie-kraya-volgogradskoe-stalingradskoe-otdelenie-soyuza-khudozhnikov-i-vo-vtoroj-polovine-1940-kh-1960-gg. (дата обращения 01.10.2020).

2. Липатов А.В. Художественная жизнь советской провинции в 1950-1960-е гг.: На материалах'Нижнего Поволжья // Евразийский союз ученых. 2014. № VIII. С. 121124.

3. Александр Павлович Легенченко. Графика: каталог выставки. М.: Советский художник, 19S6. 26 с.

4. Александр Павлович Легенченко: каталог выставки. Волгоград, 2001.

5. Волгоградский художник: альбом. Волгоград, 2007.

6. Уроки памяти. К 75-летию Сталинградской битвы. М.: Дрофа, 201S. 240 с.

7. Сталинградская хроника: каталог выставки произведений графики и живописи. Волгоград, 2017.

S. Суворов П.И. Искусство литографии. Москва: Искусство, 1964. 247 с.

9. Алтайский государственный архив (Алтайский ГА) Р-1584. Оп. 1. Д. 57.

10. Архив ОК ВОО ВТОО «Союз художников России». Николаев А.М. Личный листок по учету кадров.

11. Архив ОК ВОО ВТОО «Союз художников России». Петинов В.М. Личный листок по учету кадров.

12. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Р.-1967. Оп. 1. Д. 34.

13. Архив ОК ВОО ВТО «Союз художников России». Легенченко А. П. Личный листок по учету кадров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Easel printed graphics in Stalingrad: 1943-1957

Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2022, 3 (S6), 3S-46. DOI: 10.24412/2070-075X-2022-3-3S-46

Anna V. Filimonova, Volgograd State Social and Pedagogical University (Volgograd, Russian Federation). E-mail: annafil14@yandex.ru

Keywords: printed graphics, linocut, reproduction lithography, autolithography, Stalingrad, G.I. Pechennikov, A.P. Legenchenko, K.I. Finogenov, L.I. Gagarina, I.A. Mikhranyants.

In 1943, everything connected with the artistic life of Stalingrad was destroyed or irretrievably lost. The small number of preserved sources of information about the activities of cultural institutions in the post-war period does not allow us to holistically recreate the path of the revival of fine art in Stalingrad, in particular, the formation of easel printed graphics in the region. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time the circle of masters of printed graphics who worked on the territory of Stalingrad was determined. The names of the artists considered in the article have gone down in history as Soviet fine art: K.I. Finogenov, I.A. MIkhranyants, L.I. Gagarina and Volgograd Fine Arts: G.I. Pechennikov, A.P. Legenchenko. The main material for the review of easel printed graphics were the works of graphic artists made in the period 1943-1957 from the collection of the Volgograd Museum of Fine Arts named after I. Mashkov and the State Historical and Memorial Museum-Reserve "Battle of Stalingrad", as well as information from the catalogues of exhibitions of Stalingrad artists of 1940s-1950s. In the post-war period of restoration of artistic life in Stalingrad, two stages were identified: 1943-1948 - work in the city of seconded "metropolitan" artists, collecting material and making prints in Moscow, Leningrad and Kuibyshev; 1943-1957 - return to the liberated Stalingrad of "local" artists, work on the restoration of the Union of Artists and Art workshops, participation in regional and republican exhibitions. Artists K.I. Finogenov, I.A. MIkhranyants and L.I. Gagarina came to Stalingrad on creative business trips in 1943-1948, and lithographs were created based on the results of these trips. Of interest for the study are the color autolithographs of L.I. Gagarina, which clearly demonstrate the lively handwriting of the author, are characterized by picturesqueness and emotionality. In 1943, the Stalingrad branch of the Union of Artists was restored and its active exhibition activity began. In the catalogues of exhibitions of Stalingrad artists, the first engravings are presented by the graphic artist B.S. Gretsky. Studying the catalogues of Stalingrad artists of 1949-1957 allowed us to conclude about the exhibition activities of the masters of printed graphics of Volgograd - G.I. Pechennikov and A.P. Legenchenko. It was during these years that their creative path was formed.

References

1. Sarkulova, V.P.(2014) Zhivopisnoe nasledie kraya: Volgogradskoe (Stalingradskoe) otdelenie Soyuza khudozhnikov vo vtoroy polovine 1940-kh - 1960 gg [The picturesque heritage of the region: Volgograd (Stalingrad) branch of the Union of Artists in the second half of the 1940s - 1960s.]. [Online] Available from: http://ist-konkurs.ru/raboty/2014/1703-zhivopisnoe-nasledie-kraya-volgogradskoe-stalingradskoe-otdelenie-soyuza-khudozhnikov-i-vo-vtoroj-polovine-1940-kh- 1960-gg. (Accessed 01.07.2022).

2. Lipatov, A.V. (2014) Khudozhestvennaya zhizn' sovetskoy provintsii v 1950-1960-e gg.: Na materialakh Nizhnego Povolzh'ya [Artistic life of the Soviet province in the 1950s-1960s: On the materials of the Lower Volga region] // Evraziyskiy Soyuz Uchenykh. VIII. pp. 121-124.

3. Aleksandr Pavlovich Legenchenko (1986). Grafika: katalog vystavki. Moscow.: Sovetskiy khudozhnik.

4. Alexander Pavlovich Legenchenko. (2001) Volgograd.

5. Volgograd artist: album. (2007) Volgograd.

6. Uroki pamyati. K 75-letiyu Stalingradskoy bitvy. Moscow: Drofa, 2018.

7. Stalingradskaya khronika: katalog vystavki proizvedeniy grafiki i zhivopisi. (2017) Volgograd.

8. Suvorov, P.I. (1964) Iskusstvo litografii [The art of lithography] Moscow : Iskusstvo.

9. Altai State Archive (Altaiski GA) R-1584. List 1. File 57.

10. Arhiv VOO VTOO «Soyuz hudozhnikov Rosii». Nikolaev A.M. [Archive of the VOO VOO "Union of Artists of Russia].

11. Arhiv VOO VTOO «Soyuz hudozhnikov Rosii». Petinov V.M. [Archive of the VOO VOO "Union of Artists of Russia].

12. The State Archive of the Volgograd region (GAVO). R.-1967. List 1. File 34.

13. Arhiv VOO VTOO «Soyuz hudozhnikov Rosii». Legenchenko A.P. [Archive of the VOO VOO "Union of Artists of Russia].

УДК 77.04

DOI: 10.24412/2070-075X-2022-3-46-54

Н.Ю. Аветян

ИППОЛИТ РОБИЙЯР: ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

В российских музейных собраниях сохранилось достаточное число произведений французского фотографа Ипполита Робийяра для понимания его выдающейся роли в фотографической жизни Петербурга первой половины 1860-х годов. Однако до сих пор не было предпринято ни одной попытки осмысления его творчества в целом, не был осуществлен анализ отдельных работ. Главной задачей настоящей статьи является содержательный и формальный анализ произведений Робийяра а также реконструкция творческого метода мастера. Актуальность выбранной темы связана с отсутствием исследований творчества французского фотографа.

Ключевые слова: фотограф Ипполит Робийяр, ранняя русская фотография, творческий метод фотографа 1860-х годов, фотографические ателье в Петербурге.

В биографии Ипполита Робийяра достаточно белых пятен, но основные вехи его творческого пути известны и отмечаются в литературе о фотографе, впрочем, весьма скудной по количеству и в большинстве своем - справочной [1; 2; 3. P. 213; 4. Р. 571; 5. Р. 441]. Что же касается осмысления и анализа его произведений, здесь мы вынуждены констатировать совершенное отсутствие какой-либо литературы. Настоящая статья ставит своей главной целью проанализировать лучшие фотографические произведения Робийяра, а также осветить некоторые вопросы творческого метода. Эта задача представляется актуальной в свете изучения ранней фотографии в России, все чаще попадающей в поле зрения исследователей.

Деятельность ателье Робийяра пришлась на первую половину 1860-х годов, когда самым популярным в фотографическом мире стала фотографическая карточка небольшого удлиненного формата - визитка (carte de visite). Она оказалась необычайно популярной у современников, но не очень подходила для реализации художественных задач, особенно в плане композиции снимка. Очень скоро в этом виде светописной продукции сформировались определенные художественные штампы, так что, если бы мы хотели выявить индивидуальные особенности того или иного мастера исключительно по визиткам - мы бы вряд ли смогли это сделать. Напротив, отпечатки большого формата, как правило, отмечены яркой индивидуальностью и более всего из художественной продукции способны рассказать об уровне мастерства. Последнее характерно для Робийяра, в работах которого видна прекрасная сохранность, богатая проработка тонов, красота силуэтов, воздушность, чистота и ясность исполнения.

Одно из главных выразительных средств у французского мастера - организация пространства и связанная с этим композиция снимка. Удивительно, как мастер вполне традиционных пастельных портретов смог найти себя как художник-фотограф со своей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.