акушерского дела родового зала с учетом рассчитанной нуждаемости населения в акушерско-гинекологической помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Расторгуева Т.И., Перспективная модель управления человеческими ресурсами медицинского учреждения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009; 1: 27—32.
2. Бубликова И.В. Проблемы и перспективы разработки нормативов нагрузки медицинских сестер, использующих в работе новые сестринские технологии. Главная медицинская сестра. 2003; 11: 47—9.
3. Иванова М.А. Нормирование труда — один из путей оптимизации качества оказания медицинской помощи больным [Электронный ресурс]. Социальные аспекты здоровья населения. 2007; 4 (4). Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/ у1е^^42/27... (дата обращения 22.01.2008).
4. Сон И.М. и др. Характеристика и объем основных трудовых ресурсов системы здравоохранения [Электронный ресурс]. Социальные аспекты здоровья населения. 2012; 3 (25). Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/413/30... (дата обращения: 03.07.2012).
5. Труханова И.Н., Бухалова Т.В., Лапик С.В. Анализ затрат рабочего времени медицинской сестры стационара по данным хронометража. Главная медицинская сестра. 2008; 1: 90—6.
6. Шипова В.М. Нормирование труда среднего и младшего медицинского персонала. Главная медицинская сестра. 2008; 8: 37—59.
Поступила 21.05.2015
REFERENCES
1. Rastorgueva T.I., Shchepin V.O. Long-term model of staff management in a medical establishment. Problemy sotsial'noy gi-gieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2009; 127—32. (in Russian)
2. Bublikova I.V. Problems and prospects of the development of working load standards load for nursing staff who use new nursing technologies. Glavnaya meditsinskaya sestra. 2003; 11: 47—9. (in Russian)
3. Ivanova M.A. Labor rate setting. On a way of optimizing the quality of provided medical assistance. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2007; 4 (4). Available at: http://vestnik.mednet.ru/con-tent/view/42/27... Accessed 22.01.2008).
4. Son I.M. The main characteristics and the volume of the medical staff. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2012; 3 (25). (in Russian) Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/413/30... Accessed 03.07.2012).
5. Trukhanova I.N., Bukhalova T.V., Lapik S.V. Analysis of the time-input in work of hospital nurse according to timing. Glavnaya me-ditsinskaya sestra. 2008; 1: 90—6. (in Russian)
6. Shipova V.M. Labor rate setting of nursing and paramedical staff. Glavnaya meditsinskaya sestra. 2008; 8: 37—59. (in Russian)
© Кондратова Н.В., 2015 УДК 614.2:616-58
Кондратова Н.В.
СТАНДАРТЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПАЦИЕНТА В ПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, 117869, Москва, Россия
В статье рассмотрены требования международных стандартов и рекомендации по обеспечению правильной идентификации пациента, возможности использования современных информационных технологий для оптимизации процесса, а также приведен опыт успешного внедрения стратегии правильной идентификации пациента в многопрофильном стационаре.
Ключевые слова: идентификация пациента; идентификационные браслеты; риск-менеджемент. Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (4): 37—40.
Для корреспонденции: Кондратова Наталья Владимировна, [email protected]
Kondratova N.V.
THE STANDARDS OF IDENTIFICATION OF PATIENT IN PROFILE HOSPITAL The N.I. Pirogov Russian national research medical university Minzdrav of Russia, 117997, Moscow, Russia
The article considers requirements of international standards and guidelines related to supporting of proper identification of patient and possibilities of application of modern information technologies in process optimization. The experience of successful implementation of strategy of proper identification of patient in multifield hospital is presented.
Keywords: identification ofpatient; identification bracelet; risk management.
Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (4): 37—40.
For correspondence: Kondratova Natalia Vladimirovna, [email protected]
Received 21.05.2015
Ошибки идентификации пациентов представляют собой реальную угрозу безопасности пациента в медицинских учреждениях. Недостаточное внимание к этой проблеме приводит к возникновению ошибок, многие из которых могут быть фатальными и приводить к назначению ненужных лечебных и диагностических манипуляций, неверному лечению, а также принятию ошибочных клинических решений на основании данных лабораторного и инструментального обследования, которые случайно зарегистрированы на больного, но не имеют к нему никакого отношения.
В Великобритании за 13-летний период было зарегистрировано 3273 случая неправильного лечения (введения пациенту непоказанных лекарственных препара-
тов или проведения не назначенных ему процедур), связанных с неправильной идентификацией пациента [1].
К сожалению, многие подобные ошибки остаются нераспознанными. В одном из исследований медицинским сестрам и лаборантам предлагали провести обычные для них манипуляции на манекенах (внутривенные инъекции, забор и маркировка анализов крови), в процессе которых наблюдали за правильностью действий медицинского персонала по проведению идентификации пациента [2].
Медицинские сестры должны были выполнить манипуляции на трех манекенах, один из которых имел несоответствие по дате рождения и номеру карты между информацией на идентификационном браслете и на на-
правлении, выданном медицинской сестре. Участники исследования не знали, что оно посвящено правильной идентификации пациента. Только 61% медицинских работников обнаружили ошибку, а 39% выполнили манипуляции не тому пациенту, из них 15% так и не поняли, в чем они были неправы.
К сожалению, информации о распространенности таких ошибок в Российской Федерации нет, однако можно полагать, что они случаются не реже, чем в других странах мира.
Основная причина неправильной идентификации пациента — человеческий фактор. Интенсивный темп работы врачей и медицинских сестер, одновременное поступление нескольких пациентов, нахождение в отделении однофамильцев и близнецов, госпитализация иностранцев с трудно произносимыми и плохо запоминаемыми именами приводят к тому, что пациентам проводят не те обследования, они попадают не в ту операционную, получают не те лекарственные препараты.
Целью исследования стали внедрение стратегии правильной идентификации пациента в многопрофильном стационаре и оценка ее эффективности путем регистрации ошибок, связанных с неправильной идентификацией.
Материалы и методы
Исследование проведено на базе многопрофильного 48-коечного стационара клиники ОАО "Медицина" в 2011—2013 гг. Клиника ОАО "Медицина" — многопрофильная клиника в г. Москве, которая имеет сертификат качества по международным стандартам JCI с 2011 г. За 2011—2013 гг. в стационаре клиники пролечено 6288 пациентов. В стационаре внедрена система обеспечения правильной идентификации пациентов в соответствии с требованиями международных стандартов JCI. В течение всего времени исследования регистрировались ошибки и потенциальные ошибки, связанные с идентификацией пациента путем письменных сообщений медицинского персонала и руководителей ЛПУ
Результаты исследования
Распространенность ошибок, связанных с идентификацией пациента
За период исследования было зарегистрировано 8 ошибок, связанных с неправильной идентификацией пациента. Насколько опасными могут быть ошибки, связанные с неправильной идентификацией пациента, и к чему они приводят? Среди ошибок идентификации, зарегистрированных в клинике ОАО "Медицина" за 2011—2013 гг., 37,5% могли потенциально привести к причинению вреда здоровью. Все ошибки были связаны с неправильной идентификацией при применении лекарственных препаратов (формирование листа назначений врачом и выполнение назначений медицинской сестрой).
Наиболее драматичными могут быть последствия ошибок идентификации пациента, которые совершаются:
♦ при проведении хирургических манипуляций и операций;
♦ при переливании крови;
♦ при введении пациенту лекарственных препаратов.
Эти результаты соотносятся и с данными литературы. Так, Национальное агентство по безопасности пациентов США (NPSA) на основании анализа более 1329 зарегистрированных ошибок, связанных c неправильной идентификацией пациента, приводит данные за 2006— 2008 гг.: 85,5% инцидентов не имели серьезных последствий, в 12,2% случаев результатом стало
причинение легкого, а в 0,2% тяжелого вреда здоровью пациента [3].
Использование идентификационных браслетов
В ноябре 2005 г. NPSA опубликовало рекомендации по использованию в госпиталях идентификационных браслетов, которые должны носить все госпитализированные пациенты [4]. Однако даже после закупки необходимого оборудования и разработки инструкций по работе с идентификационными браслетами соблюдение правил идентификации персоналом остается проблемой.
За 2003—2005 гг. Агентство по безопасности пациентов Великобритании сообщило о 236 инцидентах и потенциальных ошибках, связанных с отсутствием или неправильным использованием идентификационных браслетов [5].
В июне 2006 г. в Великобритании было проведено исследование на базе университетской клиники в отделении неотложной травматологии. После поступления в клинику все пациенты были осмотрены на предмет наличия у них идентификационных браслетов, а также правильности идентификационной информации, размещенной на прикроватных табличках пациентов, регистрировалась способность пациента сообщить о себе идентификационную информацию. Было установлено, что 55% пациентов не имели идентификационного браслета, причем ни одному из этих пациентов не предлагали его надеть, из них 4 были неспособны сообщить о себе идентификационную информацию. У одного пациента было неверно написано имя на прикроватной информационной табличке, 48% пациентов вовсе не имели прикроватной информационной таблички, а 4,7% имели на ней некорректную информацию, чаще всего оставленную после предыдущего пациента [6].
В США было проведено исследование, при котором контроль правильности использования идентификационных браслетов проводился при каждом взятии крови у пациента. В результате постоянного мониторинга процент ошибок, связанных с использованием идентификационных браслетов, уменьшился с 7,4 до 3% за двухлетний период [7].
Согласно требованиям Международных целей безопасности, в клинике ОАО "Медицина" разработана и внедрена система правильной идентификации пациента, которая включает в себя следующие компоненты:
♦ использование идентификационных признаков — фамилии, имени, отчества и даты рождения пациента при любом контакте с пациентом;
♦ обязательное ношение пациентами стационара идентификационных браслетов;
♦ цветная маркировка идентификационных браслетов;
♦ регулярное обучение сотрудников правилам идентификации пациента;
♦ ежегодное тестирование сотрудников на знание правил идентификации пациента;
♦ вводное обучение новых сотрудников правилам идентификации пациентов;
♦ установление целевых показателей для оценки эффективности программы;
♦ создание системы регистрации ошибок, связанных с идентификацией пациентов;
♦ создание системы контроля выполнения требований правильной идентификации.
Цветное кодирование браслетов облегчает и упрощает визуализацию особых групп пациентов [8], однако при внедрении этой системы Американская ассоциация госпиталей предупреждает, что необходимо соблюдать одинаковую цветную категорию как в различных отделе-
ниях одной больницы, так и в разных больницах, и дает четкие рекомендации по цветовой кодировке браслетов:
♦ красные — наличие аллергии;
♦ желтые — высокий риск падений;
♦ пурпурные — пациенты, отказавшиеся от реанимации (пациенты с отметкой "DNR" — "do not
rescucitate").
Были зарегистрированы случаи, когда медицинские работники, сменив место работы, по привычке пользовались цветной кодировкой, принятой на предыдущем месте работы. Одна из таких ошибок произошла, когда у пациента с желтым браслетом в одной из больниц в Пенсильвании произошла остановка сердца, а медицинская сестра не вызвала своевременно врача, поскольку на прежнем месте ее работы желтый браслет означал отказ от реанимации. Но в госпитале, где произошла ошибка, желтый браслет означал, что в эту руку не следует проводить внутривенные инъекции и переливания крови [9]. Пациент остался жив, а инцидент привел к появлению рекомендаций о стандартизации цветовой маркировки браслетов во всех госпиталях США.
По какому показателю оценить эффективность внедрения этой программы? Сначала было принято решение оценивать количество использованных браслетов за определенный период. Предпосылкой для введения этого показателя послужило требование о том, что каждый пациент должен носить браслет. Следовательно, количество использованных браслетов не может быть меньше количества пациентов. Однако при оценке этого показателя в течение 6 мес выяснилось, что количество использованных браслетов в 2,4 раза превышало количество госпитализированных больных, хотя при выборочных проверках выявлялись случаи отсутствия идентификационного браслета у пациента. При подробном анализе ситуации было обнаружено, что пациенты носят браслеты неохотно, часто пытаются тем или иным способом снять их, в связи с чем медицинские сестры вынуждены по нескольку раз за период госпитализации распечатывать браслет заново и надевать его на пациента. По этой причине показателем качества было принято считать количество ошибок, связанных с неправильной идентификацией пациента, на 1000 койко-дней. Динамика этого показателя за 2011—2014 гг. представлена на рисунке.
В клинике регистрируются как произошедшие ошибки, так и так называемые предотвращенные ошибки (когда ошибка была очень вероятна, но предотвращена вследствие действий).
Пример ошибки, связанной с идентификацией пациента. Врач назначил пациенту А. УЗИ почек, которое должно быть проведено непосредственно в палате. Вечером пациент обратился к медицинской сестре с вопросом о времени проведения исследования, так как в течение дня оно не было проведено. Медицинская сестра позвонила в отделение функциональной диагностики, где узнала, что исследование уже выполнено. При разборе ситуации выяснилось, что врач УЗИ прибыл в отделение и перепутал рядом расположенные палаты. В соседней палате находился пациент Б., которого несколькими минутами ранее доставили из операционной. Пациент не смог назвать Ф.И.О. и дату рождения, а врач УЗИ не посмотрела на идентификационный браслет. В результате УЗИ было выполнено пациенту Б., а внесено в историю болезни пациента А.
Пример предотвращенной ошибки, связанной с идентификацией пациента. Доктор перепутал листы назначений пациентов А. и Б. Медицинской сестре был направлен лист назначений на пациента А., который на самом деле предназначался пациенту Б. Согласно дейст-
0,45 0,40 0,35 0,30 0,25 0,20 0,15 0,10 0,05 0
0,42
0,21
2011 2012 2013
Динамика количества ошибок, связанных с идентификацией пациента (на 1000 койко-дней) за 2011—2013 гг.
вующему в клинике стандарту, медицинская сестра перед постановкой капельницы вслух прочитала пациенту, какой именно препарат она собирается вводить. Пациент сообщил, что этот препарат он никогда не получал. Медицинская сестра не стала начинать инфузию до выяснения ситуации, обратилась к врачу за подтверждением правильности назначений, врач обнаружил и исправил ошибку. Медицинская сестра зарегистрировала ошибку и направила ее в отдел качества клиники.
Проводили анализ основной причины всех зарегистрированных ошибок, связанных с неправильной идентификацией пациента, с разработкой корректирующих действий. Вне зависимости от того, где произошла ошибка, разбор и корректирующие действия проводились во всех отделениях клиники.
Основные барьеры, препятствующие успешному внедрению правильной идентификации пациента. Обеспечение соблюдения установленных правил идентификации пациента является главной проблемой на пути успешного внедрения программы правильной идентификации пациентов.
Сокращение ставок врачей и медицинских сестер, увеличение нагрузки на медицинских работников, а также недостаточно тщательно организованные процессы передачи смены медицинскими сестрами и врачами повышают вероятность ошибок, связанных с идентификацией пациента.
Основными барьерами, препятствующими успешному внедрению программы по правильной идентификации пациентов, являются следующие факторы:
♦ Трудности в изменении привычек персонала для обеспечения полного следования стандартам. Сотрудники ЛПУ должны безусловно принять, что любое взаимодействие с пациентом должно включать в себя правильную идентификацию.
♦ Различная организация процесса в разных подразделениях одного ЛПУ и в различных ЛПУ.
♦ Затраты, связанные с технической реализацией процесса.
♦ Интеграция процесса правильной идентификации пациента в структуру организации.
♦ Временные затраты на проведение идентификации пациента.
♦ Опечатки, связанные с компьютерным вводом информации в медицинские системы.
♦ Культурные барьеры включают:
♦ нежелание пациента носить идентификационный браслет;
♦ высокий риск неправильной идентификации пациента в силу схожести имен и дат рождения с другими членами семьи;
♦ преднамеренное использование чужой идентификации с целью получения более широкого спектра услуг;
ношение традиционной одежды, скрывающей черты лица пациента; трудности в воспроизведении незнакомых иностранных имен и фамилий; • недостаточное понимание причин внедрения данных рекомендаций
Заключение
Отсутствие системы, обеспечивающей правильную идентификацию пациента, приводит к медицинским ошибкам, которые могут оказаться фатальными для пациента. Внедрение программы правильной идентификации пациента представляет собой эффективный инструмент повышения безопасности пациентов в ЛПУ
Внедрение системы, обеспечивающей правильную идентификацию пациента, позволяет уменьшить количество связанных с ней ошибок. Основными компонентами правильной идентификации пациента являются использование как минимум двух идентификационных признаков, применение идентификационных браслетов, регулярное обучение сотрудников, создание системы контроля и мониторирования эффективности правильной идентификации пациента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Seiden S.C., Barach P. Wrong-side/wrong-site, wrong-procedure, and wrong-patient adverse events: are they preventable? Arch. Surg. 2006; 14 (1): 931—9.
2. Henneman Ph.L., Fisher D.L. et al. Patient identification errors are common in a simulated setting. Ann. Emerg. Med. 2010; 55 (6): 503—9.
3. NASP. Quarterly Data Summary Issue 10: Learning from reporting — patient identification. Issue date 01 November 2008 Reference number 0827F1.
4. National Patient Safety Agency Safer Practice Notice. Wristbands for hospital improves safety. Nov 2005.
5. Wristbands for hospital inpatients improves safety. National Patient Safety Agency, Safer practice no-tice 11, 22 November 2005. http:// www.npsa.nhs.uk/site/media/documents/1440_Safer_Patient_ Iden-tification_SPN.pdf.
6. Perry D.C., Scott S.J. Identifying patients in hospital: are more adverse events waiting to happen? Qual. Saf. Hlth Care. 2007; 16 (2): 160. doi: 10.1136/qshc.2006.022202 PMCID: PMC2653157.
7. Howanitz P.J., Renner S.W., Walsh M.K. Continuous wristband monitoring over 2 years decreases identification errors. A college of American Pathologists Q-Tracks Study. Arch. Pathol. Lab. Med. 2002; 12 (6): 809—15.
8. Dighe A. et al. Massachusetts general hospital — bar coded patient wristband initiative: a CPM initiative. IHI National Forum storyboard presentation, December 2004; Safety Improvement Reports. saferhealth-care, 2005 (http://www.saferhealthcare.org.uk/IHI/Top-ics/IntheRealWorld/PatientIdentification/ImprovementReports/Mas-sachusettsGeneralHospital.htm, accessed 1 April 2007).
9. Use of color-coded patient wristbands creates unnecessary risk. Patient Safety Advisory Supplement, Vol. 2, Sup. 2. Harrisburg, Pennsylvania Patient Safety Authority, 14 December 2005 (http://
www.psa. state.pa.us/psa/lib/psa/advisories/v2_s2_sup_advisory_
dec_14_2005.pdf, accessed 11 June 2006).
nocTymna 21.05.15
© Коллектив авторов, 2015 УДК 614.2:616.1/.9-085-039.78
Жукова О.В.1, Федосеев В.Б.2, Конышкина Т.М.1, Кононова С.В.1
КЛИНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕРАПИИ ОСТРОГО И РЕЦИДИВИРУЮЩЕГО ОБСТРУКТИВНОГО БРОНХИТА
1ГБОУ ВПО "Нижегородская государственная медицинская академия", 603104, Нижний Новгород, Россия; 2ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", 603950, Нижний Новгород, Россия
Изучалась возможность прогнозирования клинических и экономических составляющих заболевания на примере перехода острого обструктивного и рецидивирующего обструктивного бронхита у детей в бронхиальную астму в условиях реальной клинической практики при оптимальном варианте лечения, предполагающем проведение диагностических тестов на внутриклеточные возбудители при повторных случаях бронхообструк-ции c использованием марковского моделирования.
Материалами для исследования служили медицинская документация (истории болезни больных обструктив-ным бронхитом), статистическая отчетность о состоянии здоровья населения по бронхолегочным заболеваниям, тарифы на оказание медицинских услуг, товарные накладные оптовых дистрибьюторов лекарственных препаратов. Ретроспективное исследование проводили путем выкопировки данных из 2259 историй болезни в специально разработанные карты с последующими анализом структуры врачебных назначений, тактики врача, оценкой терапевтической эффективности и расчетом затрат на лечение. Исследование проводили в трех медицинских организациях Нижнего Новгорода с 2008 по 2011 г. В ходе исследования был определен прогноз формирования бронхиальной астмы у детей, перенесших острый и рецидивирующий об-структивный бронхит в условиях реальной клинической практики, спрогнозированы случаи формирования бронхиальной астмы при проведении необходимых диагностических мероприятий по определению внутриклеточных возбудителей среди пациентов с острым и рецидивирующим обструктивным бронхитом. Также были оценены затраты на лечение пациентов с бронхиальной астмой в условиях реальной клинической практики и при оптимальном варианте лечения.
В результате марковского моделирования на заданный горизонт планирования получено снижение случаев формирования бронхиальной астмы при оптимальном варианте лечения в 6,3 раза относительно методик терапии, используемых в настоящее время, а затрат на их лечение — в 4,4 раза. Таким образом, использование марковского моделирования позволяет прогнозировать клиническую и экономическую эффективность различных методик лечения и обосновать выбор более дорогой методики терапии заболевания при ее наибольшей эффективности.
Ключевые слова: модель Маркова; фармакоэкономика; острый обструктивный бронхит; рецидивирующий обструктивный бронхит; бронхиальная астма.
Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (4): 40—43.
Для корреспонденции: Жукова Ольга Вячеславовна, [email protected]
Zhukova O.V.1, Fedoseev V.B.2, Konishkina T.M.1, Kononova S.V.1 THE CLINICAL ECONOMIC EVALUATION OF RESULTS OF THERAPY OF ACUTE AND RECURRENT
OBSTRUCTIVE BRONCHITIS