Медицинские информационные системы
www.idmz.ru
F4BB
2015, № 3
н. в. КОНДРАТОВА,
Клиника ОАО «Медицина»
использование электронных идентификационных браслетов как инструмент повышения безопасности пациента в лпу
УДК 614
Кондратова Н. В. Использование электронных идентификационных браслетов как инструмент повышения безопасности пациента в ЛПУ (Клиника ОАО «Медицина»)
Аннотация. Правильная идентификация пациента является одной из международных целей безопасности и важным компонентом безопасности пациента в ЛПУ. В статье проанализированы преимущества и недостатки использования информационных технологий для улучшения процесса идентификации пациента, а также приведен опыт успешного внедрения использования электронных идентификационных браслетов для пациентов. Ключевые слова: электронный браслет, международные цели безопасности, правильная идентификация пациента.
UDK 614
Kondratova N. V. Patient identification bracelets as an instrument of patient safety improvement («Medicina» clinic.)
Abstract. Appropriate patient identification is one of the patient safety goals and important part of patient safety in hospitals. In this articles advantages and disadvantages of information technologies implementation for patient identification process are analyzed. Experience of successful implementation of patient identification bracelets is discussed. Keywords: identification bracelet, international patient safety goals, patient identification.
Введение
□ шибки идентификации пациентов представляют собой реальную угрозу безопасности пациента в медицинских учреждениях. Они могут приводить к неумышленному причинению вреда здоровью больного, появлению неудовлетворенности пациента и его семьи лечением, вплоть до претензий в страховую компанию или в судебные органы, необоснованному и бессмысленному увеличению расходов ЛПУ.
научная новизна и актуальность проблемы
Принимая во внимание высокий риск причинения вреда здоровью пациента в случае возникновения ошибок, связанных с неверной идентификацией, Объединенная Международная Комиссия рС1) обозначила обеспечение правильной идентификации пациента на всех
этапах лечебно-диагностического процесса как первую международную цель безопасности пациентов, неукоснительное соблюдение которой является одним из обязательных условий международной аккредитации по стандартам JG [1].
цель исследования
Внедрить стратегию правильной идентификации пациента в многопрофильном стационаре с использованием электронных идентификационных браслетов и оценить ее эффективность путем регистрации ошибок, связанных с неправильной идентификацией.
Материалы и методы исследования
Исследование проведено на базе многопрофильного 48-коечного стационара клиники ОАО «Медицина» в 2011-2013 годах. Кли-
>
© Н. В. Кондратова, 2015 г.
и информационные
технологии
ника ОАО «Медицина» - многопрофильная клиника в г. Москве, которая имеет сертификат качества по международным стандартам Jа с 2011 года. За период 2011-2013 годы в стационаре клиники ОАО «Медицина» пролечено 6288 пациентов. За период исследования в стационаре внедрена система обеспечения правильной идентификации пациентов с использованием электронных идентификационных браслетов в соответствии с требованиями международных стандартов JCL В течение всего времени исследования проводилась регистрация ошибок и потенциальных ошибок, связанных с идентификацией пациента путем письменных сообщений медицинского персонала и руководителей ЛПУ.
Результаты исследования и обсуждение
В США Национальное агентство по безопасности пациентов (NPSA) за двухлетний период сообщает о 1329 зарегистрированных ошибках идентификации пациента, а отделение по работе с ветеранами Национального Центра по Безопасности пациентов сообщило о 100 случаях ошибок идентификации пациентов за период с января 2000 по март 2003 [2]. За весь период исследования 2011-2013 в клинике ОАО «Медицина» было зарегистрировано 8 ошибок, связанных с неправильной идентификацией пациента.
Насколько опасными могут быть ошибки, связанные с неправильной идентификацией пациента, и к чему они приводят? NPSA приводит данные о наиболее частых последствиях таких ошибок [3]:
- неверное принятие решения о тактике лечения, основываясь на результатах лабораторных и инструментальных тестов, которые на самом деле относятся к другому пациенту
- задержка в лечении
- повторное проведение исследований из-за ошибок идентификации
- причинение прямого вреда здоровью пациента
- дополнительный дискомфорт, стресс и неудовлетворенность пациента и членов его семьи
- дополнительный дискомфорт, стресс и лишние затраты времени медицинского персонала
Среди ошибок идентификации, зарегистрированных в клинике ОАО «Медицина» за этот период, 37,5% могли потенциально привести к причинению вреда здоровью. Все эти ошибки были связаны с неправильной идентификацией при применении лекарственных препаратов (формировании листа назначений врачом и выполнении назначений медицинской сестрой).
Использование МИС, обладая несомненными достоинствами, также приводит к возникновению рисков и ошибок при проведении идентификации пациента, которые необходимо учитывать при внедрении МИС. NPSA [3] сообщает о следующих наиболее распространенных ошибках, которые могут происходить при использовании МИС:
1. Неправильный номер истории болезни. Пример: пациент был доставлен скорой медицинской помощью в больницу и получил неверный номер истории болезни, который уже принадлежал пациенту с бронхиальной астмой. В итоге пациент получил лечение по поводу бронхиальной астмы, которой у него не было.
2. Регистрация результатов обследования в неверную карту пациента. Пример: пациентке выполнено КТ брюшной полости. В базе данных больницы уже была зарегистрирована пациентка с тем же именем и фамилией, однако с другой датой рождения. Врач КТ внес результаты исследования на полную тезку и однофамильца. В итоге врач пациентки, которая поступила с подозрением на стеноз почечной артерии, сделал вывод об отсутствии у нее данного диагноза, но диагносцировал подозрение на рак яичников, о чем и сообщил пациентке. Пациентке была назначена кон-
Медицинские информационные системы www.idmz.ru _
2015, № 3 ^
сультация онколога, который произвел правильную идентификацию и обнаружил ошибку. Пациентка испытала огромный стресс.
3. Более одного пациента имеют одинаковый номер электронной истории болезни. Пример: пациент был доставлен в отделение инструментальной диагностики для проведения УЗИ брюшной полости. Результаты были зарегистрированы на номер истории болезни, который принадлежал двум пациентам, и в итоге попал в карту больного, которому УЗИ не назначалось и не проводилось.
4. Пациент имеет более одного номера истории болезни в электронной системе. Пример: при поступлении в написании фамилии пациента была допущена орфографическая ошибка, что привело к созданию двух номеров историй болезни: старого, в котором хранились предыдущие данные, и нового на данную госпитализацию. В итоге часть консультаций специалисты внесли в одну историю болезни, часть - в другую. В выписной эпикриз попала неполная информация, и пациент с комплексом соматических заболеваний не получил полные рекомендации по лекарственной терапии, что привело к декомпенсации.
В некоторых исследованиях показано, что внедрение МИС не приводит к улучшению идентификации пациента: по данным Общества информатизации и управления системами в здравоохранении (HIMSS) за 2012 год, 8% - 14% электронных записей содержат ошибки, которые могут помешать правильной идентификации пациента, в связи с чем представители этой организации рекомендуют включать в электронную карту пациента биометрические данные [4].
Использование МИС и электронных браслетов является важным компонентом программы, обеспечивающей правильную идентификацию пациента. Вне зависимости от того, какая именно технология используется для обеспечения правильной идентификации пациента, детальное планирование процесса идентификации
перед любым медицинским вмешательством является ключевым звеном этого процесса.
ВОЗ определяет следующие ключевые моменты разработки стратегий, обеспечивающих правильную идентификацию пациента [1]:
- Первичная и полная ответственность любого медицинского работника за проведение идентификации пациента перед проведением любого медицинского вмешательства
- Использование как минимум двух идентификационных признаков (например, ФИО пациента и дата рождения)
- Стандартизация процесса идентификации пациента
- Разработка четких инструкций по идентификации пациентов, которые не могут подтвердить свою личность, а также процедура идентификации однофамильцев
- Стимулирование пациентов к активному участию во всех этапах процесса идентификации
- Обеспечение правильной маркировки контейнеров, используемых для анализов крови и любых других образцов, направляемых на исследование
- Обеспечение четких инструкций действия медицинского персонала при обнаружении несоответствий данных лабораторных исследований клинической картине
- Обеспечение регулярных проверок на предмет возможности автоматического копирования и ошибок ввода информации в компьютер при использовании электронной истории болезни
_ Внедрение постоянного обучения процедуре правильной идентификации пациентов для сотрудников ЛПУ
- Обучение пациента важности процесса правильной идентификации с соблюдением принципов конфиденциальности.
Одним из инструментов, традиционно используемых для правильной идентификации пациентов, являются идентификационные браслеты.
и информационные
технологии
Рис. 1. Пример идентификационного браслета, используемого в клинике оао «медицина».
В ноябре 2005 NPSA опубликовало рекомендации по использованию в госпиталях идентификационных браслетов, подчеркнув, что все госпитализированные пациенты должны их носить [4]. В 2011 году в клинике ОАО «Медицина» было введено обязательное ношение идентификационных браслетов для всех пациентов стационара, а также разработана комплексная программа обеспечения правильной идентификации пациента.
Регистрация пациента при поступлении осуществляется на основании паспортных данных. Каждому пациенту присваивается уникальный номер в электронной истории болезни. На основании этого номера медицинская сестра распечатывает идентификационный браслет, на котором указаны фамилия, имя, отчество пациента, номер истории болезни, а также полная дата рождения.
Медицинская сестра должна надежно закрепить браслет на запястье у пациента, при невозможности (например, при наличии кожных заболеваний) - на лодыжке. После того, как пациенту надет браслет, медицинская сестра делает специальную отметку в истории
болезни. Проведение любых манипуляций с пациентом проводится только после проведения полной идентификации. Идентификация проводится в три шага:
- Медсестра спрашивает у пациента ФИО и дату рождения и сверяет эту информацию с информацией на браслете. Если возможно, пациента нужно попросить прочитать данные на браслете и подтвердить их.
- Если пациент не может отвечать на вопросы, медсестра уточняет, кто из родственников или сопровождающих лиц знает пациента.
- Медсестра спрашивает у родственников пациента ФИО и дату рождения и сверяет эту информацию с информацией на браслете.
Система печати браслетов интегрирована с существующей МИС и позволяет печатать браслеты разных цветов, обеспечивая наглядную маркировку пациентов высокого риска.
Ассоциация Американских Госпиталей (AHA) рекомендует использовать в стационарах браслеты различного цвета, которые означают различные категории пациентов [6].
Очень важно, чтобы пациент понимал важность проведения правильной идентификации
Рис. 2. Пример печати идентификационных браслетов с различной цветовой кодировкой в клинике ОАО «Медицина».
и взаимодействовал с медицинским работником на всех этапах лечения, основываясь на принципах партнерства и сотрудничества. Идентификационные браслеты являются легкими, не доставляют дискомфорта пациентам, с ними можно принимать душ, но тем не менее, некоторых больных они раздражают. Пациенты пытаются их снять, поэтому очень
важно, чтобы медицинская сестра подробно и доступно разъяснила пациентам цели и важность правильной идентификации.
Новые технологии последнего времени, например, использование бар-кодов, позволяют улучшить процесс идентификации, т.к. добавляют еще один идентификационный признак -соответствие бар-кода браслета и бар-кода,
Количество ошибок на 1000 койко-дней
-| 0,42
- 0,21
- 0,1
-
2011 2012 2013
Рис. 3. Количество ошибок, связанных с идентификацией пациента, на 1000 койко-дней, за период 2011-2013 годы.
>
о
» и информационные
технологии
указанного в направлении на исследование или в листе назначений [5].
По какому показателю оценить эффективность внедрения этой программы? Сначала было принято решение оценивать количество использованных браслетов за определенный период. Однако при оценке этого показателя в течение 6 месяцев выяснилось, что количество использованных браслетов в 2,4 раза превышало количество госпитализированных больных. При подробном анализе ситуации было обнаружено, что пациенты носят браслеты неохотно, часто пытаются тем или иным способом снять браслет, в связи с чем медицинские сестры вынуждены по нескольку раз за период госпитализации распечатывать браслет заново и надевать его на пациента.
В связи с этим за показатель качества было принято количество ошибок, связанных с не-
правильной идентификацией пациента, на 1000 койко-дней. Динамика этого показателя за 2011-2014 год представлена на рисунке 2.
Таким образом, можно говорить об эффективности внедренной программы, которая позволяет уменьшить количество ошибок, связанных с идентификацией пациента.
Заключение
Отсутствие системы, обеспечивающей правильную идентификацию пациента, приводит к медицинским ошибкам.
Разработанная в клинике ОАО «Медицина» программа правильной идентификации пациента в соответствии с международными стандартами качества JQ может быть использована в других ЛПУ для повышения безопасности пациентов и уменьшения числа ошибок, связанных с неверной идентификацией больного.
ЛИТЕРАТУРА:
1. WHO Collaborating Centre for Patient Safety Solutions Patient Safety Solutions | volume 1, solution 2 | May 2007.
2. Mannos D. NCPS patient misidentification study: a summary of root cause analyses. VA NCPS Topics in Patient Safety. Washington, DC, United States Department of Veterans Affairs, June-July 2003 (http://www.va.gov/ncps/TIPS/Docs/TIPS_Jul03.doc, accessed 11 June 2006).
3. NPSA. Quarterly Data Summary Issue 10: Learning from reporting - patient identification. Issue date01 November 2008 Reference number 0827F1
4. National Patient Safety Agency Safer Practice Notice. Wristbands for hospital improves safety. Nov 2005.
5. Wright AA et al. Bar coding for patient safety. New England Journal of Medicine, 2005, 354:329-331.
6. American Hospital Association. Quality Advisory. September 4, 2008.