Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4)
_DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-4-204-208
Здоровье и общество
REFERENCES
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. — http://www. constitution.ru от 26.02.2014 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Российская газета. 2011; 23 ноября.
3. Обзор нормотворчества субъектов Федерации. Сайт Министерства юстиции — http://minjust.ru/ru/node/2516 от 26.02.2014 г.
4. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию от 12 декабря 2013 г. — http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155646 от 03.03.2014 г.
Поступила 16.05.2016 Принята в печать 25.06.2016
© Коллектив авторов, 2016 УДК 614.253.83
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii 1993 g. — http://www. constitution.ru ot 26.02.2014 g. (in Russian)
2. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 21.11.2011 g. N° 323-FZ "Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii". Rossiyskaya gazeta. 2011; 23 noyabrya. (in Russian)
3. Obzor normotvorchestva sub"ektov Federatsii. Sayt Ministerstva yustitsii — http://minjust.ru/ru/node/2516 ot 26.02.2014 g. (in Russian)
4. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii V.V. Putina Federal'nomu sobraniyu ot 12 dekabrya 2013 g. — http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_155646 ot 03.03.2014 g. (in Russian)
Ройтберг Г.Е., Кондратова Н.В., Галанина Е.В.
сравнительная оценка уровня культуры безопасности в медицинских организациях
ОАО «Медицина», 125047, г. Москва, Россия
На базе клиники «Медицина» проведены исследование культуры безопасности в 2014—2015 гг. на основании 465 заполненных опросников HSPSC и сравнительная оценка полученных данных. Для сравнения выбраны МУЗ «Зубовская участковая больница», не имеющая аккредитации по стандартам безопасности, и группа клиник США, работающих в системе поддержания безопасности пациента в течение многих лет. Проведены оценка динамики культуры безопасности в организации при внедрении стратегий безопасности пациентов в течение 5 лет и сравнение полученных результатов с клиниками США. Результаты исследования показали, что в условиях отсутствия внедрения стандартов безопасности в медицинской организации общая оценка безопасности остается крайне низкой. Исследование культуры безопасности с использованием опросника HSPSC является эффективным инструментом оценки внедрения различных стратегий безопасности пациента.
Работа в системе международных стандартов качества, в первую очередь стандартов JCI, позволяет в течение нескольких лет достичь высоких показателей культуры безопасности.
Ключевые слова: безопасность пациента; культура безопасности; методы оценки культуры безопасности.
Для цитирования: Ройтберг Г.Е., Кондратова Н.В., Галанина Е.В. Сравнительная оценка уровня культуры безопасности в медицинских организациях. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4): 204—208. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-204-208
Для корреспонденции: Кондратова Наталья Владимировна, канд. мед. наук, зав. стационаром клиники ОАО «Медицина», [email protected]
Roitberg G.E., Kondratova N. V, Galanina E. V
the comparative evaluation of level of security culture in medical
organizations
The clinic «Medicine», 125047 Moscow, Russia
The study was carried out on the basis of clinic "Medicine" in 2014—2015 concerning security culture. The sampling included 465 filled HSPSC questionnaires. The comparative analysis of received was implemented. The "Zubovskaia district hospital" Having no accreditation according security standards and group of clinics from USA functioning for many years in the system of patient security support were selected as objects for comparison. The evaluation was implemented concerning dynamics of security culture in organization at implementation of strategies of security of patients during 5 years and comparison of obtained results with USA clinics was made. The study results demonstrated that in conditions of absence of implemented standards of security in medical organization total evaluation of security remains extremely low. The study of security culture using HSPSC questionnaire is an effective tool for evaluating implementation of various strategies of security ofpatient.
The functioning in the system of international standards of quality, primarily JCI standards, permits during several years to achieve high indices of security culture.
Keywords: security ofpatient; security culture; techniques of evaluation of security culture For citation: Roitberg G.E., Kondratova N.V., Galanina E.V. The comparative evaluation of level of security culture in medical organizations. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (4): 204—208. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-4-204-208
For correspondence: Kondratova N.V., candidate of medical sciences, head of hospital. e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.
Received 11.04.2016 Accepted 25.05.2016
Всемирная организация здравоохранения рас- ного здоровья. С целью улучшения безопасности сматривает безопасность пациента в медицинской пациента медицинская организация может внедрять организации как приоритетную задачу обществен- различные стратегии, направленные на разработку
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4) DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-204-208
Health and society
протоколов безопасности того или иного вмешательства, улучшение коммуникации, развитие системы сообщения о произошедших и потенциальных инцидентах, вовлеченность сотрудников в работу по повышению безопасности. Регулярное исследование культуры безопасности в медицинской организации является эффективным методом оценки эффективности проводимых мероприятий.
Безопасность пациентов — это раздел современной медицины и политики здравоохранения, который занимается мониторингом и анализом негативных последствий, вызванных воздействием лечения или применением лекарственных средств и медицинских технологий.
Институт медицины США, рассматривает безопасность пациента как неотъемлемую часть качественной медицинской помощи и определяет стратегию безопасности как комплекс мероприятий, направленных на предотвращение непредумышленного причинения вреда пациенту [1]. С целью оценки уровня безопасности в медицинской организации предложены различные методы, одним из которых является исследование культуры безопасности с помощью стандартных опросников, наиболее принятым из которых является опросник HSPSC [2].
Понятие «культура безопасности» существует не только в медицине, но и в других отраслях, связанных с высоким риском различных инцидентов, например в авиационной и ядерной промышленности.
Культура безопасности — это совокупность индивидуальных и групповых ценностей, восприятия, компетенций и принятых моделей поведения, которые определяют приверженность организации к обеспечению принципов безопасности [3].
Данные литературы говорят о том, что развитая культура безопасности в организации способствует правильному соблюдению стандартов безопасности, высокому уровню сообщений о медицинских ошибках и развитию безопасного поведения [4].
Таким образом, внедрение методов оценки безопасности в медицинской организации является актуальной задачей организации качественной медицинской помощи.
Цель исследования — проведение сравнительной оценки культуры безопасности в клинике ОАО «Медицина».
Материалы и методы
Клиника ОАО «Медицина» — многопрофильная клиника в Москве, которая имеет сертификат качества по ISO 9001 и аккредитована по системе международных стандартов JCI. Клиника ОАО «Медицина» имеет в своей структуре поликлинику на 1800 визитов в год и стационар, где ежегодно проходят лечение 2900 пациентов. Исследование культуры безопасности персонала проводилось в клинике в 2014—2015 гг.
Всего в исследовании приняли участие 506 человек (50% работающих в организации). В соответствии с требованиями по обработке в анализ были включены только валидные наблюдения (465 анкет),
где полностью или частично были заполнены все блоки.
Для оценки культуры безопасности был использован опросник HSPSC Этот опросник представляет собой инструмент для измерения культуры безопасности в организации, предложенный Рабочей группой по медицинским ошибкам и координации качества ^иГС) и позволяет исследовать три уровня культуры безопасности:
♦ поддержка руководителей культуры безопасности;
♦ командная работа между подразделениями;
♦ процесс передачи пациента из отделения в отделение.
Данный подход позволяет оценить уровень четырех ценностей:
♦ общее восприятие культуры безопасности;
♦ частота сообщения об ошибках;
♦ общая оценка уровня безопасности пациента;
♦ количество сообщенных ошибок.
В ходе анкетирования производится измерение семи основных аспектов культуры безопасности медицинской организации:
♦ действия руководства по поддержанию культуры безопасности;
♦ культура усовершенствований;
♦ командная работа в отделении;
♦ открытость коммуникаций;
♦ обратная связь и коммуникации при анализе ошибок;
♦ отсутствие наказаний за сообщенную ошибку;
♦ загрузка персонала.
Было проведено сравнение данных клиники ОАО «Медицина» с данными МУЗ «Зубовская участковая больница» [5] и с результатами исследования культуры безопасности в США [6] в 2012 г., в котором приняли участие 1128 больниц. Таким образом, в исследование были включены организации трех уровней: МУЗ «Зубовская участковая больница» — организация, в которой не внедрены стратегии безопасности. Данные этой медицинской организации показывают базовый средний уровень до того, как руководство принимает решение об улучшении культуры безопасности.
Клиника ОАО «Медицина» — организация, имеющая аккредитацию Международной объединенной комиссии JCI с 2011 г. и 5-летний опыт внедрения различных стратегий безопасности.
Госпитали США, работающие в системе стандартов безопасности пациентов в течение десятилетий.
Таким образом, при проведении сравнительного анализа можно выявить, насколько внедрение стандартов безопасности пациентов в течение 5 лет может улучшить объективные показатели культуры безопасности в организации и сравняться с клиниками, работающими в этой системе десятилетиями.
Результаты исследования
Опрос проводился среди сотрудников с различным стажем работы от новичков до тех, кто работает в клинике более 16 лет. Большинство опро-
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4)
DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-4-204-208
Здоровье и общество
%
90-1 80706050 Н 403020100-
82,6
■ ОАО «Медицина» □ США
■ МУЗ «Зубовская участковая больница»
Поддержка руководителем
культуры безопасности
Действия руководства по поддержанию
культуры безопасности
Обратная связь и коммуникации
Рис. 1. Взаимодействие сотрудников и руководителя по вопросам безопасности в ОАО «Медицина», США и МУЗ «Зубовская участковая больница».
%
80 и 70 60 504030 20 ю-| о
■ ОАО «Медицина» □ США
■ МУЗ «Зубовская участковая больница»
Командная работа между подразделениями
Командная работа внутри подразделений
Правильная передача пациента
Рис. 2. Сравнительные показатели командной работы в ОАО «Медицина», США и МУЗ «Зубовская участковая больница».
%
80 706050 40 302010 0
77,5
Частота сообщений об ошибках
Отсутствие наказаний за собщение об ошибке
Обратная связь при работе с ошибками
20,2
Общая оценка безопасности
Рис. 3. Сравнительные показатели работы при инцидентах и потенциальных ошибках и общая оценка безопасности в ОАО «Медицина», США и МУЗ «Зубовская участковая
больница».
шенных сотрудников работают в клинике на одну ставку.
Данные литературы показывают ключевую роль руководителей в создании и развитии культуры безопасности в медицинской организации [7]. Руководители организации должны создавать атмосферу, которая способствует улучшению безопасности, рассматривать безопасность как приоритетную за-
дачу при оказании медицинской помощи, а также занимать проак-тивную позицию и внедрять различные стратегии предотвращения ошибок до причинения вреда пациенту.
Нами проведена оценка внимания руководителя к проблемам безопасности, готовности поощрять и стимулировать сотрудников к проявлению инициативы, а также общая оценка культуры усовершенствования. Данные по этому блоку в клинике ОАО «Медицина» находятся на высоком уровне (рис. 1).
Для развития приверженности руководства принципам безопасности Институт по улучшениям в области здравоохранения (1Н1, США) рекомендует создать в медицинской организации комитет или рабочую группу по вопросам безопасности пациентов с включением в его состав руководителей, назначить ответственного сотрудника и регулярно проводить широкие обсуждения произошедших в клинике инцидентов и возможностей улучшения ситуации. Также руководству рекомендовано регулярно проводить обходы отделений, в ходе которых обсуждать вопросы безопасности со старшими медицинскими сестрами и заведующими отделений. Обсуждение результатов обходов, выявленных нарушений и предпринятых действий по улучшению ситуации в отделениях с рядовыми сотрудниками позволяет усилить приверженность врачей и медицинских сестер стандартам безопасности. Очень важно отмечать лучших (сотрудников или целые отделения) с целью формирования положительной мотивации.
Проблемы коммуникации между медицинскими работниками являются ведущей причиной инцидентов, которые приводят к причинению вреда здоровью пациента [8]. Объединенная международная комиссия считает эффективную коммуникацию между медицинскими работниками одной из международных целей безопасности [9].
Как правило, основные проблемы в процессе коммуникации возникают при передаче пациента от одной смены к другой внутри подразделения или из одного отделения в другое.
■ ОАО «Медицина» □ США
■ МУЗ «Зубовская участковая больница»
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4) DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-204-208
Health and society
В опросниках для исследования культуры безопасности вопросам коммуникации и командной работы уделено большое внимание. Сравнительные данные по этим блокам демонстрируют, что командная работа является сильной стороной клиники ОАО «Медицина» и МУЗ «Зубовская участковая больница» (рис. 2).
С целью улучшения показателей культуры безопасности по этому блоку можно рекомендовать внедрение модели эффективной коммуникации при передаче пациента внутри отделения или между отделениями, которая состоит из следующих этапов:
♦ создание карты процесса с описанием роли каждого из участников процесса и зоны ответственности;
♦ разработка чек-листов передачи пациента с целью обеспечения максимально полной и корректной передачи информации о больном;
♦ получение обратной связи от исполнителей и обучение персонала;
♦ оценка эффективности внедрения и определение основных барьеров.
Эффективная работа с медицинскими ошибками является одним из важных компонентов общей культуры безопасности в организации. В 1999 г. впервые были опубликованы данные о том, что 98 тыс. человек в США ежегодно умирают вследствие медицинских ошибок, из которых многих можно было бы избежать [10]. По данным Института медицины, «Самая большая проблема в движении к более безопасной системе здравоохранения — изменение культуры безопасности от той, которая обвиняет людей за ошибки, на ту, где ошибки рассматриваются не как личные неудачи, но как возможности для улучшения системы и предотвращения причинения вреда» [11].
В рамках исследования культуры безопасности проводится оценка частоты сообщения об ошибках (рис. 3).
Сотрудники больниц США сообщают об ошибках чаще, чем в нашей стране, возможно, вследствие внедренной в течение многих лет системы мотивации сообщать о любых инцидентах. Сотрудники, сообщая об ошибках, обязательно должны иметь обратную связь и чувствовать, что в результате работа отделения меняется к лучшему. Именно поэтому при исследовании культуры безопасности сотрудникам задают вопросы о том, насколько открыто они обсуждают произошедшие ошибки в отделении и получают обратную связь от руководителя. Чтобы открыто сообщать об ошибках, сотрудники должны быть уверены в том, что их за это не накажут — ни сотрудника, который сообщил об ошибке, ни его коллег, которые причастны к ней. При опросе сотрудники должны указать, насколько они уверены, что сообщение об ошибке не повлечет за собой негативных последствий.
Из представленных данных видно, что общая оценка безопасности ОАО «Медицина» и МУЗ «Зубовская участковая больница» различается в 3 раза; это та область улучшения, которую организация может реально достичь при правильной организации
этой работы в течение 5 лет, а разница между клиникой ОАО «Медицина» и американскими госпиталями составляет всего 5%, что говорит о высокой эффективности проводимых мероприятий.
Заключение
В условиях отсутствия внедрения стандартов безопасности в медицинской организации общая оценка безопасности остается крайне низкой. Работа в системе международных стандартов качества, в первую очередь стандартов JCI, позволяет в течение нескольких лет достичь высоких показателей культуры безопасности. Исследование культуры безопасности является эффективным инструментом оценки внедрения различных стратегий безопасности пациента. Финансовая поддержка не осуществлялась. Конфликт интересов авторов не заявлен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Aspden P., Corrigan J., Wolcott J. et al. (Eds). Patient Safety: Achieving a New Standardfor Care. Washington, DC: National Academies Press; 2004.
2. Sexton J.B., Thomas E.J., Helmreich R.L. Error, stress, and teamwork in medicine and aviation: cross sectional surveys. Br. Med. J. 2000; 320: 745—9.
3. Organising for Safety: Third Report of the ACSNI (Advisory Committee on the Safety of Nuclear Installations) Study Group on Human Factors. Health and Safety Commission (of Great Britain). Sudbury, England: HSE Books; 1993.
4. Clarke S. Perceptions of organizational safety: implications for the development of safety culture. J. Org. Behav. 1999; 20 (2): 185—98.
5. Трифонова Е.Ю., Камынина Н.Н. Культура безопасносной больничной среды. Международный студенческий научный вестник. 2015; (5): 128—34.
6. Sorra J., Famolaro T., Dyer N., Nelson D., Smith S.A. Hospital Survey on Patient Safety Culture: 2012 User Comparative Database Report. Prepared by Westat, Rockville, MD, under Contract No. HHSA 290200710024C. AHRQ Publication No. 12-0017. Rockville, MD: Agency for Healthcare Research and Quality; 2012.
7. Kessler O. Leadership, safety culture and patient safety in hospitals: in search of evidence. BMCHlth Serv. Res. 2014; 14 (Suppl. 2): 64.
8. Root Causes of Sentinel Events, All Categories. Oakbrook, IL: Joint Commission, 2006 (http://www.jointcommission.org/NR/rdonlyres/ FA465646-5F5F-4543-AC8F-E8AF6571E372/0/root_cause_se.jpg, accessed 12 June 2006).
9. Международные стандарты аккредитации медицинских организаций: Пер. с англ. под ред. А.Ю. Абрамова, Г.Э. Улумбековой. М.; 2013.
10. Institute of Medicine. To Err is Human: Building a Safer Health System / Eds L.T. Kohn, J.M. Corrigan, M.S. Donaldson. Washington, DC: National Academy Press; 1999.
11. Institute of Medicine. Crossing the Quality Chasm: A New Health System for the 21st Century. Washington, DC: National Academies Press; 2001.
Поступила 11.04.2016 Принята в печать 25.05.2016
REFERENCES
1. Aspden P., Corrigan J., Wolcott J. et al. (Eds). Patient Safety: Achieving a New Standardfor Care. Washington, DC: National Academies Press; 2004.
2. Sexton J.B., Thomas E.J., Helmreich R.L. Error, stress, and teamwork in medicine and aviation: cross sectional surveys. Br. Med. J. 2000; 320: 745—9.
3. Organising for Safety: Third Report of the ACSNI (Advisory Committee on the Safety of Nuclear Installations) Study Group on Human Factors. Health and Safety Commission (of Great Britain). Sudbury, England: HSE Books; 1993.
4. Clarke S. Perceptions of organizational safety: implications for the development of safety culture. J. Org. Behav. 1999; 20 (2): 185—98.
5. Trifonova E.Y., Kamynina N.N. Safe environment culture of the hospital. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik. 2015; (5): 128—34. (in Russian)
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4)
DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-4-208-212
6. Sorra J., Famolaro T., Dyer N., Nelson D., Smith S.A. Hospital Survey on Patient Safety Culture: 2012 User Comparative Database Report. Prepared by Westat, Rockville, MD, under Contract No. HHSA 290200710024C. AHRQ Publication No. 12-0017. Rockville, MD: Agency for Healthcare Research and Quality; 2012.
7. Kessler O. Leadership, safety culture and patient safety in hospitals: in search of evidence. BMC Hlth Serv. Res. 2014; 14 (Suppl. 2): 64.
8. Root Causes of Sentinel Events, All Categories. Oakbrook, IL: Joint Commission, 2006 (http://www.jointcommission.org/NR/rdonlyres/
Здоровье и общество
FA465646-5F5F-4543-AC8F-E8AF6571E372/0/root_cause_se.jpg, accessed 12 June 2006). 9. International Standards for Medical Organizations Accreditation. [Mezhdunarodnye standarty akkreditatsii meditsinskikh organi-zatsiy]: Transl. from Engl. Under Edition of A.Y. Abramov, G.E. Ulumbekova. Moscow; 2013. (in Russian)
10. Institute of Medicine. To Err is Human: Building a Safer Health System / Eds L.T. Kohn, J.M. Corrigan, M.S. Donaldson. Washington, DC: National Academy Press; 1999.
11. Institute of Medicine. Crossing the Quality Chasm: A New Health System for the 21st Century. Washington, DC: National Academies Press; 2001.
© В.А. Погодина, А.И. Бабенко, 2016 УДК 614.2:316.356.2
Погодина В.А.1, Бабенко А.И.2
ФОРМИРОВАНИЕ зДОРОВЬЯ СЕМЬИ ЧЕРЕз РЕАЛИзАЦИЮ ЕЕ ФУНКЦИй
(ОБзОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1 ГБОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет Минздрава России, 630091, г. Новосибирск, Россия; 2 ФГБНГ Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний, 654041, г. Новокузнецк, Россия
Представлен анализ качественных характеристик источников информации о формировании здоровья семьи через реализацию её приоритетных функций как элемента здоровья и качества жизни населения на основе обзора 1224 российских и зарубежных публикаций в интернет-ресурсах медицинских (78 сайтов), социологических (12 сайтов), экономических (3 сайта). Установлено, что в 92,7—100% научных публикаций указано на несостоятельность профилактического направления по формированию здоровья семьи на всех уровнях амбулаторно-поликлинического этапа и необходимость его усовершенствования. Оценка состояния здоровья индивидуумов и населения осуществляется на основании разных показателей, но без учёта состояния здоровья членов семьи через приоритетность её функций на этапах развития и условий их реализации для здоровья и качества жизни населения.
Ключевые слова: формирование здоровья семьи; реализация приоритетных функций семьи. Для цитирования: Погодина В.А., Бабенко А.И. Формирование здоровья семьи через реализацию ее функций (обзор литературы). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4): 208—212. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-208-212
Для корреспонденции: Погодина Вера Александровна, канд. мед наук, доцент кафедры гигиены и экологии, [email protected]
Pogodina V.A.', BabenkoA.I.2
the development of family health through implementation of its functions
'The Novosibirskii state medical university of Minzdrav of Russia, 630091 Novosibirsk, Russia; 2The research institute of complex problems of hygiene and occupational diseases, 654041 Novokuznetsk, Russia The article presents analysis of qualitative characteristics of information sources concerning formation of family health through implementation of its priority functions as an element of health and quality of life ofpopulation based on review of1224 Russian andforeign publications in medical (78 sites), sociological (12 sites) and economic (3 sites) Web-resources. It is established that 92.7—100% of scientific publications mark inconsistence ofprevention direction related to formation of family health on all levels of ambulatory polyclinic stage. The necessity of enhancement of this direction is also emphasized. The evaluation of health of individuals and population is implemented on the basis of different indices but without accounting health conditions of family members through prioroty of its functions at the stages of development and conditions of their implementation for health and quality of life ofpopulation. Keywords: formation of family health; implementation; priority functions; family
For citation: Pogodina V. A., Babenko A.I. The development of family health through implementation of its functions.
Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (4): 208—212. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-4-208-212
For correspondence: Pogodina V.A., candidate of medical sciences, associate professor of the chair of hygiene and ecology. e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.
Received 24.03.2016 Accepted 13.04.2016
От степени состояния здоровья населения во многом зависит качество его жизни, поэтому при модернизации здравоохранения необходимо учитывать мероприятия, улучшающие здоровье населения. На различных этапах организации российского здравоохранения определяются системы сохранения здоровья населения. Они представлены участковой службой, профилактическими центрами, общей вра-
чебной практикой. Однако оказываемая ими лечебно-профилактическая помощь характеризуется как лечебная и диагностическая. Профилактическая помощь не первостепенна и реализуется не в полном объеме. Следовательно, должна быть создана лечебно-профилактическая помощь с ведущим профилактическим направлением в отношении здоровья семьи. Исследования по организации здоровья на-