АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 657.6
СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ
Е. В. ЛАРЮНИНА,
ассистент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Е-mail: golovina2000@mail. ru Иркутский государственный университет путей сообщения
Одной из проблем осуществления аудиторской деятельности является развитие методологических основ разработки стандартов аудиторской деятельности. В настоящей работе рассмотрены этапы разработки стандартов аудиторской деятельности, проанализирована возможность реализации принципов стандартизации аудиторской деятельности на предложенных этапах.
Ключевые слова: аудиторская деятельность, стандартизация аудиторской деятельности, этапы разработки стандартов аудиторской деятельности, принципы стандартизации аудиторской деятельности.
В настоящее время вопрос организации процесса разработки и пересмотра стандартов аудиторской деятельности является одним из ключевых в решении проблемы качества стандартов аудиторской деятельности.
Проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с Порядком разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, утвержденным решением Совета по аудиторской деятельности от 22.09.2011, протокол № 2. Анализ содержания этого документа позволяет выделить следующие этапы разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности
и их продолжительность, которые представлены в табл. 1.
Как отмечают С. И. Жминько и П. Б. Бакланова, данному порядку разработки проектов стандартов присущи следующие недостатки:
— усложненная схема движения проекта стандарта (разработчик — заинтересованные лица — разработчик — Минфин России — рабочий орган Совета по аудиторской деятельности — Совет по аудиторской деятельности — Минфин России — новый стандарт);
— не определены действия относительно стандарта, рекомендованного Советом по аудиторской деятельности к отклонению: будет ли он доработан, и если да, то разработчиком или новым исполнителем, которого в этом случае следует назначить;
— при сравнении с методикой разработки международных стандартов аудита возникает вопрос о целесообразности публичного обсуждения проекта стандарта до его первичного рассмотрения Советом по аудиторской деятельности;
— отсутствует система принципов создания проектов стандартов1.
1 Жминько С. И., Бакланова П. Б. Принципы и порядок разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 32 (230). С. 47.
Таблица 1
Этапы разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности
№ п/п Этап разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности Продолжительность этапа
1 Составление программы разработки стандартов рабочим органом Совета по аудиторской деятельности на 3 года с учетом предложений саморегулируемых организаций аудиторов, Минфина России, Росфиннадзора, Центрального банка РФ, других федеральных органов, планов Международной федерации бухгалтеров, изменений международных стандартов аудита и российского законодательства До 25 декабря предшествующего года
2 Одобрение программы разработки стандартов Советом по аудиторской деятельности
3 Разработка проекта стандарта саморегулируемой организацией аудиторов, размещение проекта в сети Интернет 10 дней с момента размещения на сайте Минфина России уведомления о разработке проекта стандарта
4 Публичное обсуждение проекта стандарта 1—3 мес.
5 Получение замечаний от заинтересованных лиц и организаций, внесение изменений в проект разработчиком с учетом полученных замечаний, размещение доработанного проекта стандарта, а также перечня полученных замечаний в сети Интернет
6 Рассмотрение проекта стандарта рабочим органом Совета по аудиторской деятельности, подготовка проекта решения Совета по аудиторской деятельности относительно проекта стандарта. Рекомендация Совета по аудиторской деятельности о принятии проекта стандарта к утверждению или отклонении направляется в Минфин России 1 мес.
7 Утверждение нового федерального стандарта аудиторской деятельности либо отклонение проекта стандарта Минфином России Срок не установлен
С нашей точки зрения, к недостаткам порядка разработки проектов стандартов также следует отнести:
— отсутствие порядка внесения изменений в программу разработки стандартов аудиторской деятельности;
— отсутствие порядка контроля за выполнением программы разработки стандартов аудиторской деятельности;
— отсутствие порядка назначения разработчиков проектов стандартов аудиторской деятельности;
— отсутствие перечня случаев, в которых разработчиком проекта стандарта аудиторской деятельности является рабочий орган Совета по аудиторской деятельности;
— отсутствие порядка пересмотра стандартов аудиторской деятельности.
Рассмотренные этапы разработки стандартов аудиторской деятельности в полной мере соответствуют нормам Федерального закона от 27.12.2002 N° 184-ФЗ «О техническом регулиро-
вании» 2, который отражает положения общей теории стандартизации. Порядок разработки национальных стандартов установлен ст. 16 данного Федерального закона и представлен на рис. 1.
Безусловно, при создании порядка разработки стандартов аудиторской деятельности должны учитываться положения общей теории стандартизации, но в данном случае это оказалось некорректным, так как порядок разработки национальных стандартов далек от совершенства. Как отмечают Б. Брод и Г. Бунин, порядок принятия национальных стандартов требует совершенствования и упрощения — исключения излишних этапов и множества бюрократических документов3. Так, все вышеперечисленные недостатки порядка разработки проектов феде-
2 О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (в редакции от 03.12.2012). URL: http://www. consultant. га.
3 Брод Б., Бунин Г. Формирование методологии стандартизации как науки // Стандарты и качество. 2012. № 2. С. 57.
1. Разработка и утверждение программы разработки национальных стандартов
2. Разработка проекта стандарта, обеспечение доступности проекта заинтересованным лицам для ознакомления. Уведомление о разработке национального стандарта
3. Публичное обсуждение проекта стандарта
4. Получение замечаний от заинтересованных лиц и организаций, внесение изменений в проект разработчиком с учетом полученных замечаний. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования (не ранее 2 мес. с момента размещения уведомления о разработке национального стандарта)
5. Проведение экспертизы проекта стандарта техническим комитетом по стандартизации,
подготовка мотивированного предложения об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложение с результатами экспертизы направляется _в национальный орган по стандартизации_
6. Утверждение нового национального стандарта или отклонение проекта стандарта национальным органом по стандартизации
Рис. 1. Этапы разработки и утверждения национальных стандартов
ральных стандартов аудиторской деятельности в полной мере относятся и к порядку разработки национальных стандартов.
К положительным сторонам порядка разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности по сравнению с порядком разработки национальных стандартов следует отнести закрепление сроков, в которые должны быть выполнены те или иные этапы работ. Жесткая регламентация сроков позволит ускорить процесс стандартизации, что положительно отразится на актуальности информации, содержащейся в стандартах.
Принимая во внимание тот факт, что при разработке стандартов должны учитываться нормы международных нормативных документов, следует рассмотреть этапы стандартизации на международном уровне. Стандартизация аудиторской деятельности на международном уровне осуществляется под эгидой Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC).
Международная федерация бухгалтеров создана с целью укрепления бухгалтерской профессии во всем мире для защиты общественных интересов посредством:
— разработки высококачественных международных стандартов аудита и подтверждения достоверности информации, стандартов учета и отчетности в государственном секторе и стандар-
тов этики и образования для профессиональных бухгалтеров, а также содействия их внедрению и применению;
— содействия сотрудничеству и взаимодействию между организациями — членами Международной федерации бухгалтеров;
— сотрудничества и взаимодействия с другими международными организациями;
— выполнения роли официального международного представителя бухгалтерской профессии4.
Для реализации своей миссии в сфере аудиторской деятельности Международная федерация бухгалтеров основала в своем составе Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (International Auditing and Assurance Standards Board — IAASB).
Целью деятельности IAASB является удовлетворение интересов общества путем разработки высококачественных международных стандартов аудита, контроля качества, обзорных проверок, других заданий по подтверждению достоверности информации и сопутствующих услуг, а также содействия сближению международных и национальных стандартов. В результате IAASB повышает качество и единообразие практики во всем мире и укрепляет доверие общественности к профессии аудитора и предоставлению услуг по подтверждению достоверности информации5.
Этапы разработки международных стандартов в области аудита включают:
1. Отбор IAASB определенных актуальных тем для подробного изучения временными подкомитетами, созданными именно для этой цели.
4 Международная федерация бухгалтеров. URL: http://www. ifac. org/ru/about-ifac/organization-overview/ history (дата обращения: 12.12.2012).
5 Международная федерация бухгалтеров. URL: http://www. ifac. org/ru/auditing-assurance (дата обращения: 12.12.2012).
2. Делегирование IAASB подкомитетам обязательств по предварительной подготовке проектов стандартов.
3. Изучение соответствующим подкомитетом IAASB предварительных информационных потоков, состоящих из положений, рекомендаций, а также нормативных актов и иных материалов или проектов стандартов, изданных странами, являющимися членами Международной федерации бухгалтеров, а также региональными и иными профессиональными организациями.
4. Подготовку соответствующим подкомитетом IAASB проекта стандарта и передачу его на рассмотрение IAASB.
5. Передачу проекта после утверждения IAASB на рассмотрение всех членов Международной федерации бухгалтеров, а также международных организаций, не являющихся членами Международной федерации бухгалтеров, но заинтересованных в принятии стандартов.
6. Рассмотрение IAASB полученных комментариев и предложений и внесение в проект необходимых корректировок и изменений.
7. Утверждение новой редакции в виде международного стандарта6.
Результаты сравнительного анализа этапов разработки стандартов аудиторской деятельности в российской и международной практике представлены на рис. 2.
По нашему мнению, очень важно, что проект стандарта на международном уровне создается временным подкомитетом, созданным специально для выполнения конкретной работы, так как в этом случае наиболее полно прослеживается связь между целями и результатами деятельности.
Также следует отметить, что в международной практике стандарт подлежит обсуждению после рассмотрения и утверждения IAASB, т. е. другими словами, после принятия окончательной редакции разработчиком стандарта. Если сравнивать это с действующим порядком разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, то возникает вопрос, почему рабочий орган Совета по аудиторской деятельности не направляет замечаний разработчику, как и другие
6 Суглобов А. Е., Михайлов С. В. Адаптация международных стандартов в России: состояние и проблемы // Аудитор. 2010. № 3. С. 25.
заинтересованные стороны, а наделен особыми полномочиями в проведении экспертизы стандарта и вынесению самостоятельных решений по рекомендации или отклонению к утверждению проекта стандарта. В такой ситуации не исключено, что рабочий орган Совета по аудиторской деятельности может блокировать проекты стандартов аудиторской деятельности, ведь порядок проведения экспертизы не установлен. Если бы рабочий орган Совета по аудиторской деятельности участвовал в обсуждении проекта стандарта аудиторской деятельности, это бы позволило сократить время на разработку стандарта аудиторской деятельности и сделать процесс обсуждения проекта более прозрачным.
Следует отметить, что на сегодняшний день универсальный порядок разработки стандартов аудиторской деятельности не разработан. Данный порядок разрабатывается каждым субъектом стандартизации самостоятельно. С нашей точки зрения, такой подход является не совсем корректным, так как порядок разработки должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить соблюдение всех принципов стандартизации аудиторской деятельности, которые являются одинаковыми для всех стандартов независимо от субъекта и объекта стандартизации, а также от масштабов распространения стандартов.
По мнению Е. М. Гутцайта, следует принять такую последовательность отечественной стандартизации: быстрая разработка первой версии (пусть неполной и неотшлифованной) стандартов; переход к полноценной второй версии стандартов; регулярное обновление стандартов в соответствии с изменениями в отечественной экономике и законодательстве и международных прототипах7.
Учитывая мнение Е. М. Гутцайта, нами предлагается при разработке стандарта выделение следующих стадий и этапов, которые представлены в табл. 2.
Поясним содержание каждого этапа разработки стандартов аудиторской деятельности.
Изучение практических проблем осуществления аудиторской деятельности — на этом этапе должны устанавливаться объекты стандартизации аудиторской деятельности.
7 Гутцайт Е. М. Виды финансового контроля: сущность и общие черты // Аудиторские ведомости. 2008. № 3. С. 3.
Этапы разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности Этапы разработки международных стандартов в области аудита
Составление программы разработки стандартов рабочим органом Совета по аудиторской деятельности на 3 года с учетом предложений саморегулируемых организаций аудиторов, Минфина России, Росфиннадзора, Центрального банка РФ, других федеральных органов, планов Международной федерации бухгалтеров, изменений международных стандартов аудита и российского законодательства Отбор 1АА5В определенных актуальных тем для подробного изучения временными подкомитетами, созданными именно для этой цели
Одобрение программы разработки стандартов Советом по аудиторской деятельности —
Разработка проекта стандарта саморегулируемой организацией аудиторов, размещение проекта в сети Интернет Делегирование IAASB подкомитетам обязательств по предварительной подготовке проектов стандартов
Изучение соответствующим подкомитетом IAASB предварительных информационных потоков, состоящих из положений, рекомендаций, а также нормативных актов и иных материалов или проектов стандартов, изданных странами, являющимися членами Международной федерации бухгалтеров, а также региональными и иными профессиональными организациями
Публичное обсуждение проекта стандарта Передача проекта после утверждения IAASB на рассмотрение всех членов Международной федерации бухгалтеров, а также международных организаций, не являющихся членами Международной федерации бухгалтеров, но заинтересованных в принятии стандартов
Получение замечаний от заинтересованных лиц и организаций, внесение изменений в проект разработчиком с учетом полученных замечаний, размещение доработанного проекта стандарта, а также перечня полученных замечаний в сети Интернет Рассмотрение IAASB полученных комментариев и предложений и внесение в проект необходимых корректировок и изменений
Рассмотрение проекта стандарта рабочим органом Совета по аудиторской деятельности, подготовка проекта решения Совета относительно проекта стандарта. Рекомендация Совета по аудиторской деятельности о принятии проекта стандарта к утверждению или отклонении направляется в Минфин России
Утверждение нового федерального стандарта аудиторской деятельности либо отклонение проекта стандарта Минфином России Утверждение новой редакции в виде международного стандарта
Рис. 2. Сравнительный анализ этапов разработки стандартов аудиторской деятельности в российской и международной практике
Таблица 2
Стадии и этапы разработки стандартов аудиторской деятельности
№ п/п Стадия Этап Продолжительность
1 Планирование Изучение практических проблем осуществления аудиторской деятельности Постоянно
Разработка проекта программы разработки стандартов аудиторской деятельности с учетом выявленных проблем в практической деятельности До 25 декабря предшествующего года
Рассмотрение и доработка проекта программы разработки стандартов аудиторской деятельности
Утверждение программы разработки стандартов аудиторской деятельности
Окончание табл. 2
№ п/п Стадия Этап Продолжительность
2 Разработка стандартов аудиторской деятельности Формирование группы разработчиков проекта стандарта аудиторской деятельности Не более 3 мес.
Разработка проекта стандарта аудиторской деятельности
Рассмотрение проекта стандарта аудиторской деятельности
Доработка проекта стандарта аудиторской деятельности с учетом полученных замечаний
Проведение юридической и лингвистической экспертизы стандарта аудиторской деятельности
Утверждение стандарта аудиторской деятельности
Публикация стандарта аудиторской деятельности
3 Мониторинг Анализ выполнения программы разработки стандартов аудиторской деятельности Постоянно
Анализ актуальности содержания стандартов аудиторской деятельности Постоянно
Утверждение программы пересмотра стандартов аудиторской деятельности До 25 декабря предшествующего года
Формирование группы разработчиков изменений, вносимых в стандарты аудиторской деятельности Не более 1,5 мес.
Разработка изменений, вносимых в стандарт аудиторской деятельности
Рассмотрение проекта изменений, вносимых в стандарт аудиторской деятельности
Доработка проекта изменений, вносимых в стандарт аудиторской деятельности с учетом полученных замечаний
Проведение юридической и лингвистической экспертизы новой редакции стандарта аудиторской деятельности
Утверждение новой редакции стандарта аудиторской деятельности
Публикация новой редакции стандарта аудиторской деятельности
Разработка проекта программы разработки стандартов аудиторской деятельности — на этом этапе должна формироваться последовательная программа действий по разработке стандартов аудиторской деятельности, а также по внесению изменений в иные нормативные документы, связанные с разработкой нового стандарта. В проекте программы должны быть предусмотрены конкретные сроки разработки и вступления в силу стандартов аудиторской деятельности. Разработанный проект программы должен быть доступен для изучения всеми заинтересованными сторонами, так как это является залогом качественного выполнения следующего этапа.
Рассмотрение и доработка проекта программы разработки стандартов аудиторской деятельности — на этом этапе должны учитываться и приниматься во внимание предложения
всех заинтересованных сторон. Важно, чтобы в случае отклонения какого-либо предложения составлялся мотивированный ответ с указанием причин, почему предложение не было учтено. Все поступающие предложения должны быть доступны для заинтересованных сторон с целью их всестороннего обсуждения. Рассмотрение и доработка проекта программы должны выполняться оперативно.
Утверждение программы разработки стандартов аудиторской деятельности — на этом этапе происходит формальное закрепление программы в качестве базы для сравнения фактически выполненной работы по стандартизации по окончании периода, на который утверждена программа.
Формирование группы разработчиков проекта стандарта аудиторской деятельности — на
этом этапе происходит отбор участников процесса разработки конкретного стандарта аудиторской деятельности. В группу разработчиков должны входить представители всех заинтересованных сторон. Следует отметить, что одновременно может формироваться несколько групп разработчиков, за каждой из которых должна быть закреплена обязанность по разработке конкретного стандарта аудиторской деятельности. Формирование нескольких групп разработчиков стандартов позволит ускорить процесс стандартизации, при этом важно, чтобы работа таких групп была скоординирована, так как не исключена вероятность, что нормы одного стандарта будут пересекаться с нормами другого стандарта, который находится в стадии разработки.
Разработка проекта стандарта аудиторской деятельности — на этом этапе группа разработчиков должна изучить теоретические и практические разработки по исследуемому вопросу, так как от качества проведения этого этапа зависит актуальность содержания стандартов и их инновационная составляющая. Обобщение и анализ полученной информации должны быть оформлены в виде стандарта аудиторской деятельности. На этом этапе желательно также составить пояснительную записку к стандарту, чтобы на этапе рассмотрения и обсуждения заинтересованные стороны понимали, почему то или иное положение нашло отражение в стандарте. На разработку проекта стандарта должно отводиться необходимое и достаточное количество времени.
Рассмотрение проекта стандарта аудиторской деятельности — этот этап аналогичен этапу рассмотрения проекта программы разработки стандартов аудиторской деятельности. Следует отметить, что допустима ситуация, когда заинтересованные стороны проигнорируют возможность высказать свою точку зрения по рассматриваемому вопросу. Во избежание такой ситуации логично закрепить за ними обязанность в принятии участия в обсуждении проектов документов, оказывающих влияние на их деятельность.
Доработка проекта стандарта аудиторской деятельности с учетом полученных замечаний — на этом этапе должны быть приняты во внимание все предложения, поступившие в рамках предыду-
щего этапа. Доработка проекта стандарта может считаться только тогда завершенной, когда все участники придут к консенсусу. Следует отметить, что принятие стандарта большинством голосов не учитывает точку зрения меньшинства. Достижение консенсуса предполагает как раз учет мнения всех участников процесса стандартизации.
Проведение юридической и лингвистической экспертизы стандарта аудиторской деятельности — на этом этапе происходит редактирование текста стандарта юристами и лингвистами с целью исключения противоречия законодательным нормам и соблюдения логики изложения текста документа.
Утверждение стандарта аудиторской деятельности — на этом этапе документ приобретает силу нормативного документа. Следует отметить, что дата утверждения стандарта и дата применения положений стандарта желательно не должны совпадать, т. е. стандарт должен сначала публиковаться, затем должен быть отведен период времени, чтобы специалисты могли изучить положения стандарта и, возможно, в качестве эксперимента апробировать его в работе.
Этапы рассмотрения проекта стандарта аудиторской деятельности, его доработки, экспертизы и утверждения должны быть осуществлены в ограниченный промежуток времени, чтобы не утрачивалась актуальность информации, изложенной в тексте документа, а также с целью урегулирования проблемного вопроса, требующего разрешения.
Публикация стандарта аудиторской деятельности — на этом этапе стандарт доводится до сведения всех сторон. Соблюдение этого этапа позволяет привлечь к ответственности субъектов, не соблюдающих нормы стандарта.
Анализ выполнения программы разработки стандартов аудиторской деятельности — на этом этапе анализируется соблюдение сроков выполнения работы по стандартизации, а также достижение целей, установленных программой. Анализ расхождений должен быть принят во внимание при дальнейшей работе по стандартизации аудиторской деятельности.
Анализ актуальности содержания стандартов аудиторской деятельности — на этом этапе должны анализироваться проблемы, воз-
никающие в практике применения стандартов аудиторском деятельности, поступающие предложения по внесению изменений в тексты действующих стандартов, изменения в международных стандартах и общей экономической обстановке, оказывающие влияние на содержание стандартов аудиторской деятельности, а также должно приниматься решение о необходимости пересмотра действующих стандартов аудиторской деятельности.
Следующие этапы, такие как утверждение программы пересмотра стандартов аудиторской деятельности, формирование группы разработчиков изменений, вносимых в стандарты аудиторской деятельности, разработка изменений, вносимых в стандарт аудиторской деятельности, рассмотрение проекта изменений, вносимых в стандарт аудиторской деятельности, доработка проекта изменений, вносимых в стандарт аудиторской деятельности с учетом полученных замечаний, проведение юридической и лингвистической экспертизы новой редакции стандарта аудиторской деятельности, утверждение новой редакции стандарта аудиторской деятельности, публикация новой редакции стандарта аудиторской деятельности, осуществляются аналогично этапам разработки стандартов аудиторской деятельности.
Главная цель разработки стандартов аудиторской деятельности — это разработка качественных стандартов. С нашей точки зрения, для оценки качества стандартов аудиторских услуг можно также использовать следующие подходы:
— оценка качества стандартов их пользователями;
— оценка качества стандартов по степени соответствия определенным критериям;
— комбинированный подход.
Реализация первого подхода может осуществляться путем проведения опроса пользователей стандартов аудиторской деятельности на предмет удовлетворенности содержанием и представлением стандартов. Реализация второго и третьего подходов предполагает наличие критериев. С нашей точки зрения, принципы, предложенные авторами в ранее опубликованной в этом журнале статье8, как раз и являются такими критериями. По степени их соблюдения можно судить о том, насколько качественно осуществляется процесс разработки стандартов аудиторской деятельности и насколько качественными являются стандарты в результате этой деятельности.
В табл. 3 проанализирована реализация принципов стандартизации аудиторской деятельности на каждом из предложенных этапов разработки стандартов аудиторской деятельности.
8 Слободняк И. А., Ларюнина Е. В. Принципы стандартизации аудиторской деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 2 (248). С. 35—46.
'-о
а
ц
и и
л о
б н
£ а «
ч
а
«
н
о
«
Ь
О
ю
«
а
«
а
И
«
в
«
н
ш
и
3
2
^
и
ь
о
ь
и
и
ь
о
о
о
«
а
X
ь
о
О
X
л
ч
и
ь
к
и
ч
«
о
«
о
а
о
ь
Ч
«
5
а
«
Ь
а
«
ч
я
«
н
о
03
о
с
а
X
X
а
а
к
а
а
«
а
ч
«
рц
Принципы, соблюдение которых обеспечивается осуществлением соответствующего этапа разработки стандарта аудиторской деятельности олохр! <4
Г^АхмМхЭ ВИЕМдООНИ^Э
ИХЭ0НЧ1ТЭХ«Я01/Э1ГЭ0Ц
ихэонхвнои
1ЧХОН1ГОИ
ихэомхМм
ихэоннэяхээ1и£>
ихэонээс!1/в
вхс1в1/нвхэ иинвяод ^Х ВИНЭН1ГОШЧЯ им ^эяс^и ихэонжогаоя
ихэончивХхмв
иxэowинэwиdu
ихэончи-Мхиэн
иwвxdвl/нвxэ Э ИХЭОННВЯОЭВШОЭ
ихэояи1^ояихс^цэн
ИХЭ0НЬИХ01Г0НХЭХ
иxэoннэwэdяэoяэ
ИХЭОНЭВШ
ИХЭОНЧ1ГЭХВЭ1/ ионнои1геяонни
ИХЭОНЧ1ГВИХЭ1Г1ГОМ
ихэонхнэхэимом
иевяэ ионхМдо
иxэoнdэwoнвIru
ии!гени1Л1ос»1
ИХЭОНЧ1ТЭХВОХЭ(Ш«Э
ИХЭОННЭ1ГЯМИ«НЭ1ГЭ11
ИХЭОНЧИ-ВНОИП^ -
ВИХИЯЕЫ охэ1им«я^эио
ИИЭМЭ1Т(|^ -
вНохНоп ОХОНМЭХЭИЭ
ихэонь^вн
Этап разработки стандарта аудиторской деятельности Изучение практических проблем осуществления аудиторской деятельности
Продолжение табл. 3
Этап разработки стандарта аудиторской деятельности Принципы, соблюдение которых обеспечивается осуществлением соответствующего этапа разработки стандарта аудиторской деятельности
научности системного подхода рефлексии опережающего развития рациональности | целенаправленности| самостоятельности координации планомерно сти обратной связи компетентности коллегиально сти инновационной деятельности гласности своевременности технологичности непротиворечивости согласованности с международными стандартами нейтральности применимости актуальности возможности проверки выполнения требований стандарта адресности существенности краткости полноты понятности по следов ательно сти единообразия структуры Итого
Разработка проекта программы разработки стандартов аудиторской деятельности с учетом выявленных проблем в практической деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12
Рассмотрение и доработка программы разработки стандартов аудиторской деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10
Утверждение программы разработки стандартов аудиторской деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11
Формирование группы разработчиков проекта стандарта аудиторской деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 8
Разработка проекта стандарта аудиторской деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9
Рассмотрение проекта стандарта аудиторской деятельности 1 1 1 1 1 1 6
Доработка проекта стандарта аудиторской деятельности с учетом полученных замечаний 1 1 1 1 1 5
Проведение юридической и лингвистической экспертизы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9
Утверждение стандарта аудиторской деятельности 1 1 1 1 1 5
Публикация стандарта аудиторской деятельности 1 1
Анализ выполнения программы разработки стандартов аудиторской деятельности 1 1
Окончание табл. 3
Этап разработки стандарта аудиторской деятельности Принципы, соблюдение которых обеспечивается осуществлением соответствующего этапа разработки стандарта аудиторской деятельности
научности | системного подхода рефлексии опережающего развития рациональности | целенаправленности| самостоятельности координации планомерности обратной связи компетентности коллегиальности инновационной деятельности гласности своевременности технологичности | непротиворечивости согласованности с международными стандартами нейтральности применимости актуальности возможности проверки выполнения требований стандарта адресности существенности краткости полноты понятности последовательности единообразия структуры Итого
Анализ актуальности содержания стандартов аудиторской деятельности 1 1 2
Утверждение программы пересмотра стандартов аудиторской деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9
Формирование группы разработчиков изменений, вносимых в стандарты аудиторской деятельности 1 1 1 1 1 1 1 7
Разработка изменений, вносимых в стандарт аудиторской деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10
Рассмотрение проекта изменений, вносимых в стандарт аудиторской деятельности 1 1 1 1 1 5
Доработка проекта изменений, вносимых в стандарт аудиторской деятельности с учетом полученных замечаний 1 1 1 1 1 5
Проведение юридической и лингвистической экспертизы новой редакции стандарта аудиторской деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9
Утверждение новой редакции стандарта аудиторской деятельности 1 1 1 1 1 5
Публикация новой редакции стандарта аудиторской деятельности 1 1
Итого 2 2 4 4 4 8 8 10 3 5 2 2 4 5 14 14 5 5 2 2 10 2 3 2 2 2 2 2 2
I
■о
п *
ш £
За А !й
Й Ь О" X
о п н
О"
т
*
ь
<
х
>
■о О Ь х сг
СП
<
X
-1
>
ь ч
т ■о
г>
УО
ю о
(Л
Примечание. Цифрой 1 обозначена реализация принципа стандартизации аудиторской деятельности.
<
Л т
N О
и
Таким образом, предложенные этапы разработки стандартов аудиторской деятельности позволяют соблюсти все принципы стандартизации аудиторской деятельности, что является залогом разработки качественных стандартов в области аудита.
Список литературы
1. Брод Б., Бунин Г. Формирование методологии стандартизации как науки // Стандарты и качество. 2012. № 2. С. 57.
2. Гутцайт Е. М. Виды финансового контроля: сущность и общие черты // Аудиторские ведомости. 2008. № 3. С. 3.
3. Жминько С. И., Бакланова П. Б. Принципы и порядок разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 32 (230). С. 47.
4. Международная федерация бухгалтеров. URL: http://www. ifac. org/ru/about-ifac/
organization-overview/history (дата обращения: 12.12.2012).
5. Международная федерация бухгалтеров. URL: http://www. ifac. org/ru/auditing-assurance (дата обращения: 12.12.2012).
6. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 N° 184-ФЗ (в редакции от 03.12.2012). URL: http://www. consultant. ru.
7. Порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности: решение Совета по аудиторской деятельности от 22.09.2011, протокол № 2.
8. Слободняк И. А., Ларюнина Е. В. Принципы стандартизации аудиторской деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 2 (248). С. 35—46.
9. Суглобов А. Е., Михайлов С. В. Адаптация международных стандартов в России: состояние и проблемы // Аудитор. 2010. № 3. С. 25.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]