ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
О. ИЛЬЧЕНКО, кандидат пед. наук
Общественный совет содействия повышению качества высшего образования
В современных условиях глобализации и конвергенции образовательных рынков и становления общего образовательного пространства в Европе высокое качество образования прочно ассоциируется с целями Болонского процесса: академическая мобильность, признание дипломов, введение кредитных систем, инвариантные технологии обучения и управления знаниями.
На международном рынке образовательных услуг наблюдается стремительное увеличение спроса на обучение посредством e-learning. Эта тенденция своевременно получила отражение в стратегии под названием «Электронная Болонья» (eBologna)1, основной целью которой является создание в Европе глобальной виртуальной среды для реализации Болонского процесса. При этом основные акценты делаются на:
• новые педагогические модели развития компетенций;
• гибкость в непрерывном обучении;
• оценку качества образования, поддержку индивидуального обучения и совместное обучение;
• внедрение e-learning и модели blended éducation (смешанного обучения) в глобальное образовательное пространство для обеспечения доступностиевропейскогообразования [1].
Стандартизация образовательной деятельности - условие
конкурентоспособности образовательных учреждений
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифи-
1 Проект был инициирован в 2003 г. Европейской ассоциацией университетов дистанционного образования (European Association of Distance Teaching Universities).
Стандартизация новых
образовательных
технологий
цированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. При переносе образовательной деятельности из традиционной среды в виртуальную возникает проблема сохранения упорядоченности, системности и целостности оказываемых образовательных услуг.
Гарантировать требуемый уровень качества подготовки выпускника можно лишь путем соблюдения образовательными учреждениями системы стандартов, регламентирующих образовательную деятельность вуза и инвариантных к среде и содержанию обучения. Такие стандарты должны содержать открытую информацию о нормах и правилах, выполнение которых всеми участниками образовательного процесса гарантирует высокий уровень образовательных услуг.
Образовательный стандарт - это совокупность общественно и профессионально признанных норм и требований к уровню подготовленности выпускника образовательной системы, отражающих цели ее функционирования и развития.
В России на протяжении длительного времени гарантом качества в образовании служат Государственные образовательные стандарты (ГОС), основная задача которых состоитв обеспечении стабильности единого образовательного пространства и реального управления всей системой непрерывного образования в стране. Важно отметить, что ГОС, по существу, унифицируют только одну из сторон образовательной деятельности, а именно содержание образования: «... действующие ГОС ВПО имеют недостатки, поскольку принципы, заложенные в них, обладают внутренне противоречивой природой. Идеология стандартизации опирается
на российские традиции и не учитывает мировой опыт, современные международные тенденции, складывающиеся в условиях глобализации образования. В российских стандартах слабо отражаются приоритеты государственной политики в образовании, прин-ципывзаимной социальной ответственности участников рынка образовательных услуг. А главное - практическое применение ГОС ВПО в качестве нормы, директивно заданного коридора порядка в образовании, элемента правил игры и рамок суверенитета образовательных учреждений не способствует повышению конкурентоспособности российских вузов на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг» [2].
На Западе приоритет отдается технической стороне образовательного процесса. В последнее десятилетие особенно активно разрабатываются стандарты на технические протоколы функционирования и взаимодействия информационных технологических систем (систем управления обучением). Техническими стандартами занимаются такие зарубежные организации, как CEN/ISSS, IEEE, IMS, AICC, ARIADNE, ISO и другие. Соответствие технологических платформ одной и той же группе стандартов является условием интероперабельности как самих систем, так и объектов, которыми оперируют эти системы. Именно поэтому за рубежом и в России сегодня главным требованием к закупаемой (или разрабатываемой самостоятельно) системе управления дистанционным обучением является условие построения платформы системы на базе международных технологических стандартов (например SCORM, IMS). При этом необходимо отметить, что разработчики и заказчики даже не упоминают о соответствии архитектуры системы и принципов ее функционирования педагогическим требованиям.
Модель blended education как оптимальная форма использования технологий e-learning
К настоящему времени многие учебные заведения в России и за рубежом пришли к
выводу, что использование модели e-learning «в чистом виде» зачастую ухудшает качество подготовки выпускника. Среди причин называются отсутствие «живых» контактов с преподавателем, плохая организация учебного процесса (чрезмерное увлечение участников процесса технологическими аспектами), плохая пропускная способность каналов Интернет/Интранет (последнее утверждение относится преимущественно к России) и другие. С другой стороны, возвращаться к «традиционному способу» реализации учебного процесса совершенно неправильно с точки зрения необходимости подготовки выпускника «нашего времени». Выход видится во внедрении в университеты модели смешанного обучения (blended education), основной концепцией которой является оптимальное сочетание традиционныхи инновационных способов реализации образовательной деятельности вуза. Модель позволяет эффективно реорганизовать абсолютно все аспекты деятельности вуза, начиная с принципов и способов построения учебного материала и заканчивая требованиями к управлению учебным заведением. Актуальность blended education подтверждается включением его в ряд задач, сформулированных Европейской ассоциацией университетов дистанционного образования для концепции еВок^а.
Модель blended education активно обсуждалась на конференции «ONLINE EDUCA BERLIN», проходившей в Берлине с 29 ноября по 2 декабря 2005 г. Участники конференции выражали сходное в общих чертах мнение, что данная модель является оптимальной формой для реализации технологий e-learning.
Задача стандартизации описания и представления учебного материала
Стандартные спецификации информационных ресурсов представляют собой принципиально сложные системыправил их описания и использования в распределенных информационных средах. В связи с этим раз-
44
Высшее образование в России • № 4, 2006
работка унифицированного языка описания учебных информационных ресурсов является одной из первейших задач сетевой дидактики - нового направления педагогики, занимающегося поиском оптимальных моделей учебного процесса в современных (распределенных) учебных средах.
Основными компонентами модели учебного процесса являются цели, методы обучения и содержание учебного предмета, которые тесно взаимосвязаны между собой. Именно цели обучения определяют отбор определенного содержания учебного предмета. Системно-целевой подход к процессу обучения как объекту дидактического исследования открывает путь к применению формализованных методов принятия оптимальных решений.
Исследования образовательной практики учебных заведений различных стран мира, проводимые автором в течение последних пяти лет, позволяют говорить об усиливающейся тенденции интегрирования (проникновения) содержания разных предметных областей друг в друга, что является, естественно, следствием глобализации и интеграции знаний. Принципы организации и представления учебного материала в вузе, таким образом, требуют переосмысления и реформирования. Модель интегрированных курсов, предлагаемая в этой связи некоторыми западными и российскими вузами2, как нельзя лучше отражает данную тенденцию.
О стандартизации дидактической терминологии
Тенденция активного внедрения в учебный процесс российских вузов различных международных стандартов (в основном стандартов области образовательных технологий) требует тщательного анализа и, возможно, пересмотра некоторых методических положений стандартизации терминологии и требований к содержанию тер-
2 Модель интегрированных курсов стандартизирована и используется в Московской финансово-промышленной академии.
минологического стандарта. В том числе и решения вопроса о допустимых синонимах, которые широко представлены в стандартах ISO и IEC3.
Терминологические стандарты — это нормативные словари системного типа. При разработке нового терминологического стандарта необходимо не только выделить в конкретной научной или технической дисциплине некоторую совокупность понятий и терминов, но и рассматривать ее как определенную систему. При этом следует прежде всего установить связи с уже действующими терминологическими стандартами как в плане содержания, так и в плане выражения. В противном случае может оказаться, что один и тот же термин в пределах смежных терминологических систем будет определен по-разному.
Проблема соответствия международным стандартам качества
В последнее время многие российские вузы выказывают желание реорганизовать свой образовательный процесс в соответствии с международными стандартами качества ISO 9000-9001. Среди преимуществ сертификации вуза по системе качества ISO среди прочего называется оптимизация организации системы управления предприятием. Ключевое слово здесь - предприятие. Совершенно очевидно, что высшее учебное заведение кардинально отличается от предприятия в части самих принципов построения системы управления качеством конечного продукта - выпускника университета.
Этот вопрос был вынесен на специальную сессию международного форума EFQUEL, проходившего в Берлине 29-30 ноября минувшего года4. Сессия была посвящена аспектам стандартизации образо-
3 ISO - Международная организация по стандартизации, IEC - Международная электротехническая комиссия.
4 Innovation for Quality in eLearning: an EFQUEL Forum. Berlin, 29-30 November 2005. (EFQUEL - European Foundation for Quality in eLearning).
вательного процесса вуза. Докладчики и участники форума, среди которых можно назвать, например, руководителей дискуссионных групп по стандартизации e-learning (Ян Павловский), оценке качества (Ульф Эйлере), гарантии и оценке качества (Серж Рове), отметили необходимость создания системы стандартов, регламентирующих управление качеством в высшем учебном заведении, в которую будут заложены иные, нежели в стандартах ISO серии 9000, подходы и принципы. Эту точку зрения поддерживают и участники недавно прошедшей в Берлине конференции «ONLINE EDUCA BERLIN», на секциях которой спикерам также задавался вопрос о целесообразности стандартизации деятельности вуза по системе ISO. Всякий раз докладчики говорили о необходимости разработки специальной системы управления качеством, отражающей специфику образования [3].
Гармонизация образовательных и профессиональных стандартов
Динамичность развития экономики предъявляет жесткие требования к профессиональной структуре рынка квалифицированного труда и к базовым компетенциям рабочей силы. В экономически развитых странах огромное внимание уделяется систематизации и тщательному описанию всего многообразия профессий, что и фиксируется в профессиональных стандартах. Профессиональный стандарт - это нормативный документ, отражающий минимальные требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом продуктивности и безопасности выполняемых работ.
По поручению Правительства (от 25 мая 2005 г. №АЖ-П44-2534) в Российской Федерации предусматривается проведение широкомасштабной работы по разработке и внедрению до I квартала 2008 г. системы профессиональных стандартов с учетом международного и российского опыта.
Таким образом, перед системой обра-
зования возникает вполне естественная задача сквозного сопряжения стандартов профессионального образования всех уровней. Решение этой задачи станет важным практическим шагом на пути реализации стратегии обучения на протяжении всей жизни и обеспечения конкурентоспособности отечественной квалифицированной рабочей силы.
Комплексная стандартизация -условие гарантированного качества образования
Системное решение проблемы гарантированного качества образования видится на институциональном уровне. Комплексная стандартизация описания образовательной системы создаст условия для обеспечения высокого качества образовательной деятельности любого учебного заведения в России или за рубежом. При этом система образовательных стандартов предполагает обязательное сопряжение требований стандартов всех уровней образования.
Единая система национальных образовательных стандартов должна охватывать все области деятельности современного университета, а именно:
■ содержание образовательной деятельности;
■ применяемые в учебном процессе образовательные технологии;
■ организацию процессов и направлений образовательной деятельности;
■ академический менеджмент.
Основными целями создания и внедрения единой системы стандартов на институциональном уровне являются:
■ информирование всех заинтересованных субъектов о гарантированном высоком уровне качества образовательных услуг, предлагаемых высшим учебным заведением;
■ информирование общественности о гарантированной эффективности образовательной деятельности учреждения и соответствии ее принятым в международном обществе образовательным стандартам.
46
Высшее образование в России • № 4, 2006
Предполагаются следующие задачи стандартизации на институциональном уровне:
■ способствовать обеспечению высокого уровня преподавания;
■ способствовать достижению результатов образовательной деятельности, соответствующих поставленным обществом целям;
■ определять пути улучшения качества образовательных услуг при выявлении недостатков;
■ обеспечить доступ широких слоев общественности, в том числе мирового сообщества, к надежной и прозрачной информации о степени соответствия высшего учебного заведения общепринятым стандартам и заданному или требуемому уровню качества.
Управление качеством учебного процесса в современном университете
Общими компонентами организационных процессов и направлений деятельности университета являются:
• организационное обеспечение учебного процесса;
• организация набора и приема контингента;
• организация информационного и учебно-методического обеспечения;
• развитие материально-технической базы;
• организация отбора и сохранения научно-педагогических кадров;
• организация трудоустройства выпускников;
• организация маркетинговой и РИ-де-ятельности;
• организация научных исследований.
Типовая организация управления качеством учебного процесса включает следующие базовые рабочие процессы:
• формирование учебного плана;
• процесс обучения (система учебных занятий);
• аттестация квалификации выпускников;
• аудит качества обучения;
• итоговая аттестация.
Для формирования конкурентных преимуществ учебного заведения на потребительском рынке (рынке труда) вузу необходимо периодически (зависит от предметной области деятельности вуза) проводить соответствующий мониторинг. Он необходим для определения текущих потребностей работодателей. Результатом анализа рынка труда будет являться отчет о текущих потребностях рынка и требованиях, предъявляемых работодателем к выпускнику. Такой отчет является основой для коррекции учебного плана на следующий учебный год. Соответствие компетенций выпускника потребностям рынка труда позволяет получить явные конкурентные преимущества для учебного заведения.
Для определения содержания обучения (совокупность учебных дисциплин, учебной и производственной практики и итоговых аттестационных мероприятий) в учебном заведении формируются Учебно-методические комиссии (УМК) по каждой специальности. В состав УМК включаются деканы факультетов, зав. кафедрами и ведущие преподаватели кафедр. УМК определяют атрибуты каждой дисциплины специальности (формы обучения, виды учебных занятий по дисциплине, условия осуществления промежуточных и итоговой аттестации, требования к преподавателям и студентам и т.д.), а также устанавливают периодичность актуализации учебно-методических материалов (УММ) по дисциплинам. Результатом деятельности УМК является учебный план на год, соответствующий требованиям государственных образовательных стандартов и отражающий текущие потребности рынка труда, а также план актуализации УММ по каждой дисциплине специальности.
Для выявления узких мест и оптимизации учебного процесса вуза проводится аудит качества учебного процесса по отдельным дисциплинам. По результатам анализа итоговых аттестационных мероприятий, а также мониторинга рынка труда и
аудита качества обучения даются рекомендации по улучшению образовательной деятельности учебного заведения.
Таким образом, для подготовки конкурентоспособных специалистов как на внутренний, так и на мировой рынок труда России необходимо:
■ выработать пакет соглашений о содержании образования, однозначно понимаемый всеми заинтересованными сторонами;
■ повышать эффективность педагогической составляющей внедряемых в учебный процесс образовательных технологий - в первую очередь и лишь во вторую - оптимизировать технологические процессы (инструментарий);
■ унифицировать организационные процессы и академический менеджмент в вузе на основе специально разработанных стандартов, учитывающих и отражающих специфику функционирования учебного заведения.
Следует отметить, что использование высоких дидактическихтехнологий и созда-
ние системы стандартов, всесторонне регламентирующей деятельность вуза, не являются самоцелью - они направлены на совершенствование учебного процесса и массовое повышение качества подготовки конкурентоспособных специалистов. А сопряжение международных образовательных стандартов - это путь к интеграции систем образования различных стран, формированию единого рынка учебных программ.
Литература
1. Achieving the Lisbon goal: The contribution
of VET. Executive Summary (2004). March 1, 2005. - http://europa.eu.int/comm/ education/ policies/ 2010/ studies/ maastrichtexe_en.pdf
2. Рубин Ю, Емельянов А. Стандартизация
как фактор конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. - 2005. - №11. - С. 28.
3. ONLINE EDUCA BERLIN 2005. 11th Inter-
national Conference on Technology Supported Learning and Training. Book of abstracts. - Berlin, 2005.
А. ИЛЬИНСКИЙ, доцент, проректор Московская финансово-промышленная академия
Применение е-1еагп1п§-технологий в российских учебных заведениях (различных как по профилям подготовки, так и по форме собственности) требует системной перестройки всей образовательной деятельности вуза, в частности разработки качественно нового или переработки уже имеющегося учебно-методического обеспечения, реорганизации учебного процесса, переподготовки преподавательского состава и в конечном счете модернизации системы менеджмента учебного заведения.
Результатом проведенных в этой области экспериментов стало понимание того, что
Проблема гарантий качества e-learning-программ
наиболее эффективным со всех точек зрения является разумное сочетание классического и e-learning-инструментария, что нашло свое отражение в концепции blended education. Данному вопросу было посвящено большое количество докладов на крупнейшей международной конференции «ONLINE EDUCA BERLIN», посвященной развитию e-learning в мире, проходившей в конце 2005 г. в Берлине (Германия) [1].
Важно отметить, что проблема гарантий качества образования, получаемого с применением классических образовательных технологий и технологий e-learning, носит