Научная статья на тему 'Проблема гарантий качества e-learning-программ'

Проблема гарантий качества e-learning-программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема гарантий качества e-learning-программ»

Педагогические технологии

47

аудита качества обучения даются рекомендации по улучшению образовательной деятельности учебного заведения.

Таким образом, для подготовки конкурентоспособных специалистов как на внутренний, так и на мировой рынок труда России необходимо:

■ выработать пакет соглашений о содержании образования, однозначно понимаемый всеми заинтересованными сторонами;

■ повышать эффективность педагогической составляющей внедряемых в учебный процесс образовательных технологий - в первую очередь и лишь во вторую - оптимизировать технологические процессы (инструментарий);

■ унифицировать организационные процессы и академический менеджмент в вузе на основе специально разработанных стандартов, учитывающих и отражающих специфику функционирования учебного заведения.

Следует отметить, что использование высоких дидактическихтехнологий и созда-

ние системы стандартов, всесторонне регламентирующей деятельность вуза, не являются самоцелью - они направлены на совершенствование учебного процесса и массовое повышение качества подготовки конкурентоспособных специалистов. А сопряжение международных образовательных стандартов - это путь к интеграции систем образования различных стран, формированию единого рынка учебных программ.

Литература

1. Achieving the Lisbon goal: The contribution

of VET. Executive Summary (2004). March

1, 2005. - http://europa.eu.int/comm/ education/ policies/ 2010/ studies/ maastrichtexe_en.pdf

2. Рубин Ю., Емельянов А. Стандартизация

как фактор конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. - 2005. - №11. - С. 28.

3. ONLINE EDUCA BERLIN 2005. 11th Inter-

national Conference on Technology Supported Learning and Training. Book of abstracts. - Berlin, 2005.

А. ИЛЬИНСКИЙ, доцент, проректор Московская финансовопромышленная академия

Применение е-1еагп1п§-технологий в российских учебных заведениях (различных как по профилям подготовки, так и по форме собственности) требует системной перестройки всей образовательной деятельности вуза, в частности разработки качественно нового или переработки уже имеющегося учебно-методического обеспечения, реорганизации учебного процесса, переподготовки преподавательского состава и в конечном счете модернизации системы менеджмента учебного заведения.

Результатом проведенных в этой области экспериментов стало понимание того, что

Проблема гарантий качества e-learning-программ

наиболее эффективным со всех точек зрения является разумное сочетание классического и e-learning-инструментария, что нашло свое отражение в концепции blended education. Данному вопросу было посвящено большое количество докладов на крупнейшей международной конференции «ONLINE EDUCA BERLIN», посвященной развитию e-learning в мире, проходившей в конце 2005 г. в Берлине (Германия) [1].

Важно отметить, что проблема гарантий качества образования, получаемого с применением классических образовательных технологий и технологий e-learning, носит

48

Высшее образование в России • № 4, 2006

комплексный характер. Она не может быть эффективно разрешена без опоры на соответствующую нормативно-правовую базу, общепризнанные международные подходы и интересы всех участников образовательного рынка (Stakeholder groups): 1) высших учебных заведений; 2) учащихся и их родителей (законных представителей); 3) органов управления образованием и наукой; 4) работодателей.

Интересы данных субъектов достаточно сильно отличаются друг от друга, поэтому каждый из них непременно должен учитывать интересы других участников образовательного рынка и способствовать их реализации. К сожалению, гармонизация интересов пока далека от реальности, и не только в России.

Решение задачи нормализации системы взаимных интересов и ответственности всех субъектов образовательного рынка лежит в различных плоскостях регулирования их функционирования.

В мировой практике уже имеется успешный опыт решения подобных задач в национальных масштабах. На сегодняшний день в России предполагается активное привлечение общественных институтов, таких как Общественный совет содействия повышению качества высшего образования (www.qse.ru) и другие, которые могли бы взять на себя задачу разработки соответствующего нормативно-правового и методологического базиса, а затем осуществлять на их основе качественную оценку и экспертизу деятельности учебных заведений и реализуемых ими учебных программ, в том числе с применением технологий e-learning.

Одним из основных условий развития национального образования в обозначенном направлении является такая организация деятельности самих образовательных учреждений, которая уже изначально будет гарантировать высокое качество реализации учебных программ. Для решения данной задачи необходимо создать систему стандартов, охватывающую следующие сферы деятельности учебного заведения:

• содержание образования;

• образовательные технологии;

• управление образовательной деятельностью;

• организация образовательной деятельности учебного заведения [2].

Все эти сферы являются элементами одной системы, они достаточно плотно взаимосвязаны, поэтому необходима комплексная разработка стандарта как гарантии качества функционирования учебного заведения в целом.

Рассмотрим элементы системы стандартов более подробно, еще раз заострив внимание на том, что все они ориентированы на технологию смешанного обучения (blended education), которое подразумевает системное и последовательное обучение посредством интернет-технологий (e-learning), локального образовательного инструментария, выполненного с помощью ИКТ, и занятий в аудитории с преподавателем.

Первый элемент - содержание образования - представлен следующими позициями:

1) структура учебно-методического комплекса;

2) требования к содержанию его элементов;

3) стандарт на содержание и структуру профессиональных образовательных программ (учебных планов) конкретных специальностей.

Две первые позиции включают требования к структуре и содержанию учебно-методических комплексов (УМК). Отметим, что при изучении различных областей знаний (например экономики, информатики, юриспруденции) структура и содержание УМК должны быть несколько отличны, что также должно быть отражено в стандарте.

Объектом стандартизации выступают также принципы интегрированного представления учебно-методических материалов (УММ) в различных технологических средах. Это очень важно, так как при применении технологии blended education содержание одного и того же элемента УМК

Педагогические технологии

49

должно быть так распределено по различным средам, чтобы обеспечивать наиболее эффективное и качественное освоение учебного материала и приобретение учащимися необходимых навыков.

Вопрос стандартизации содержания и структуры учебных программ решается на основе общих педагогических принципов обучения и приобретения необходимых навыков и требований, предъявляемых к выпускникам учебных заведений со стороны работодателей и государственных органов управления образованием.

Объектом стандартизации при описании образовательных технологий выступают следующие категории:

1) виды образовательной деятельности (лекции, практические занятия, контрольные мероприятия и пр.);

2) проектирование траекторий изучения отдельных образовательных модулей;

3) проектирование траекторий изучения образовательных программ.

Стандартизация видов образовательной деятельности (ВОД) базируется на том, что прописываются цели и задачи каждого из участников учебного процесса, которые должны быть достигнуты. Затем дается описание требований, которым должны соответствовать участники образовательного процесса и технология проведения ВОД, чтобы достижение поставленных целей и задач было реальным. Далее стандартизации подлежат технологические схемы реализации ВОД в условиях смешанного обучения и исходя из особенностей изучения отдельных областей знаний.

Технология проектирования траектории изучения отдельного образовательного модуля зависит от множества параметров: целей и задач изучения конкретного модуля; особенностей изучения области знаний как в общем, так и в прикладном аспекте; особенностей формирования у учащихся необходимых компетенций; применения принципов смешанного и гибкого (flexible education) обучения.

Глобальной является задача стандарти-

зации технологии освоения целых специальностей, так как помимо перечисленных выше параметров здесь важно учитывать общие цели и задачи освоения специальности, принципы целостности и системности знаний, а также сочетаемость основных, прикладных и сопровождающих образовательных модулей.

Объектом стандартизации в сфере управления образованием является организационная структура управления всего университетского комплекса.

Стандарт на организационную структуру образовательного учреждения, работающего в технологиях смешанного обучения, должен предусматривать возможность формирования сетевой университетской структуры, что предопределено необходимостью качественного обслуживания учащихся, местонахождение которых не играет большой роли при обучении посредством глобальной информационной сети Интернет.

Данный стандарт должен содержать общие требования как к функционированию основного офиса университета и его распределенных структур, так и к организационному распределению различных функций, обязательных для сетевого университета. Например, обеспечение набора и регистрации студентов, формирование учебных планов, составление расписания занятий, управление финансами учебного заведения, обеспечение функционирования LAN (Local Area Network), обеспечение доступа в Интернет и пр.

Здесь необходимо отразить также систему внутрикорпоративного взаимодействия административно-управленческого персонала, профессорско-преподавательского состава и учащихся. В данной позиции стандарта должны быть прописаны со-подчиненности перечисленных выше субъектов и регламенты их взаимодействия.

Подсистема администрирования образовательной деятельности университета состоит из следующих основных блоков:

1) организация документооборота (например, стандарты ISO);

50

Высшее образование в России • № 4, 2006

2) мониторинг выполнения всех положений системы стандартов;

3) регулирующий инструментарий.

Принципы организации и ведения документооборота в образовательном учреждении уже подробно описаны в различных стандартах. Особо отметим, что при использовании в образовательном процессе инструментария e-learning существенно возрастают потоки документов, что приводит к необходимости автоматизации системы документооборота, и это должно найти свое отражение в стандарте.

Осуществление мониторинга выполнения требований всех положений описываемой системы стандартов позволяет сформировать механизм саморегулирования образовательной деятельности учебного заведения. Стандарты на мониторинг должны отражать перечень наблюдаемых процессов и рекомендуемые методики его проведения.

Для функционирования механизма саморегулирования одного только выявления и фиксации нарушений положений настоящей системы стандартов недостаточно. Необходимо сформировать механизмразреше-ния обнаруженных проблем.

Следует отметить, что большинство стандартов охватывают лишь те варианты реализации той или иной сферы деятельности учебного заведения, которые являются критичными для обеспечения гарантий приемлемого для представителей stakeholder groups качества ведения образовательной деятельности.

В результате создания такой системы стандартов и ее общественного признания на различных уровнях будут достигнуты следующие результаты:

1) решена проблема формирования инструментария для обеспечения гарантий качества образования;

2) создан реальный инструмент оценки качества работы учебных заведений, их сертификации, аккредитации и рейтингования, а следовательно, базис для эффективного

взаимодействия всех участников образовательного рынка;

3) разработан инструментарий, используя который администрация учебного заведения сможет повысить качество и эффективность деятельности своего учреждения.

В Московской финансово-промышленной академии уже ведется разработка и внедрение описанных выше стандартов. Имеющийся опыт показывает, что при интеграции в учебный процесс инструментария elearning меняется технологическая среда работы учебного заведения, что влечет за собой масштабные изменения всей его инфраструктуры и технологий реализации учебного процесса.

Следующим этапом (после разработки системы стандартов), дающим гарантии качества ведения образовательной деятельности учебными заведениями, будет привлечение специализированных организаций для осуществления функций мониторинга соблюдения образовательными учреждениями норм системы стандартов и удовлетворения потребностей всех участников образовательного рынка. Как показывает мировая практика, наряду с органами государственного регулирования образовательной деятельности с этой задачей наиболее успешно справляются общественные институты. Они уже появились и в России, что можно расценивать как еще один шаг отечественного образования к модели, по которой функционируют системы образования в наиболее развитых странах.

Литература

1. E-LEARNING: рождение новой галактики

// Платное образование. - 2006. - № 1-2. - С. 26; Говоркян Е. Е-learning в экономике, основанной на знаниях // Высшее образование в России. - 2006. - № 1.

2. Рубин Б. Е-learning в России: от хаоса к

глубокому укоренению // Высшее образование в России. - 2006. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.