Научная статья на тему 'Итоги конференции'

Итоги конференции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги конференции»

Итоги конференции

С 27 по 29 сентября в Москве в «Президент-отеле » с успехом прошла III Международная конференция "MOSCOW Education Online 2009". Всемирная система конференций "ONLINE EDUCA", посвященная вопросам обучения с применением технологий e-Learning, поддерживается генеральным директоратом Европейской Комиссии. С 2007 г. по решению Форума СНГ Берлинской конференции "ONLINE EDUCA 2005" конференция проводится и в Москве, что позволяет представителям русскоговорящего сегмента приобщаться к международным стандартам качества образования и к мировому опыту внедрения инструментов e-Learning.

Международная конференция "MOSCOW Education Online" поддерживается Министерством образования и науки РФ, Российской академией образования, Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Федеральным агентством по образованию, Техническим комитетом по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании » (Технический комитет №461), Европейским фондом гарантий качества в электронном обучении (EFQUEL).

Конференции "MOSCOWEducation Online 2009" удалось стать знаковым событием в жизни образовательного сообщества России и привлечь внимание ведущих российских специалистов в области дистанционного и электронного обучения, заинтересованных в превращении e-Learning в упорядоченную систему. В конференции приняли участие руководители и эксперты Европейского фонда гарантий качества в e-Learning (EFQUEL), Международной организации по стандартизации (ISO) и Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК). На конференции были представлены ведущие российские вузы, среди которых Финансовая академия при Правительстве РФ, Государственный университет - Высшая школа экономики, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Московская финансово-промышленная академия, Ставропольский государственный аграрный университет, Томский политехнический уни-

верситет, Сибирский федеральный университет, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Удмуртский государственный университет и многие другие. В числе участников конференции такие известные компании, как Microsoft, «Лаборатория Касперского», «Компания Softline», «Инфокс-Интерак-тив», «НТВ-софт» и др.

На пленарных заседаниях прозвучали выступления В. А. Болотова - вице-президента Российской академии образования, В.Н. Пугача - начальника управления лицензирования и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, В.Д. Шадрикова - председателя Экспертного совета по качеству профессионального образования и развитию карьеры (Комитет по образованию Государственной Думы РФ), Ю.В. Рубина - сопредседателя Международного организационного комитета "MOSCOW Education Online", И. Вё и Р. Рейнхарта - руководителей Европейского фонда гарантий качества в электронном обучении (EFQUEL), Я. Павловски - представителя Международной организации по стандартизации (ISO), В.М. Позднеева -председателя Технического комитета по стандартизации №461, М.П. Карпенко -президента Современной гуманитарной академии.

Программа конференции включала, помимо двух пленарных заседаний, работу 25 параллельных секций, проходивших в различных форматах (круглые столы, секционные заседания, рабочие семинары). Организаторам удалось собрать созвездие самых авторитетных российских специалистов в области е-Learning. Среди ведущих секций были такие известные специалисты, как В.Д. Шадриков, С.А. Щенников, М.П. Карпенко, Е.К. Миннибаев, С.В. Коршунов, В.И. Трухачев, В.М. Позднеев, М.А. Лукашенко, В.А. Леднев, Т.А. Семкина, А.В. Велокопытов, Э.К. Лецкий, А.Ф. Шатров, А.Е. Печенкин, Г.П. Семенова, О.А. Ильченко, З.З. Валкизов. В число ведущих секций вошли и представители государственных органов власти: начальник управления лицензирования и аккредитации Рособрнадзора В.Н. Пугач, заместитель директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России Л.И. Ефремова, начальник отдела учебных заведений Минспорттуризма России С.А. Никитин.

В рамках конференции работали демонстрационные лаборатории компаний-лидеров IT-индустрии, где были представлены последние технологические новинки и программные решения в области образовательных инноваций.

Всего в конференции "MOSCOWEducation Online 2009" приняли участие около 400 российских специалистов и иностранных экспертов, представлявших более 100 высших и средних учебных заведений и около 40 компаний-производителей.

Оргкомитет конференции приглашает к участию в IVМеждународной конференции "MOSCOW Education Online 2010", которая предварительно запланирована на октябрь 2010 г., всех представителей образовательного сообщества России, заинтересованных в эффективном развитии е-Learning, внедрении стандартов и гарантий качества в образовании.

Выступая партнером Международной конференции "MOSCOWEducation Online" (см.: http://www.vovr.ru/ educ.html), наш журнал продолжает серию публикаций, посвященных проблематике конференции, в нашей традиционной рубрике. Ниже мы представляем вниманию читателей обзор выступлений, прозвучавших на пленарных заседаниях.

Ю.Б. Рубин: Уважаемые коллеги, прежде всего хотелось бы с удовлетворением отметить, что идея ежегодной конференции "MOSCOW Education Online" оказалась весьма жизнеспособной. Состав ее участников формируется из тех, кто не только увлечен идеологией электронного обучения, но и озабочен вопросами организации и обеспечения качества электронного обучения. Очень приятно видеть в зале людей, которые участвовали в работе нашей конференции и в прошлом, и в позапрошлом году. Постоянный состав участников говорит о том, что мы добиваемся своей цели, мы формируем круг заинтересованных сторон - лиц, вовлеченных в процесс укоренения и упорядочения e-Learning в российском образовательном поле.

За прошедший год мы сумели явно активизировать работу по формированию стандарта электронного обучения для Российской Федерации,который базируется на разработках, созданных, прежде всего, в 36-м комитете Международной организации по стандартизации (ISO). С учетом ряда плодотворных наработок Европейского фонда гарантий качества электронного образования, мы идем к тому, чтобы к концу текущего года все-таки сформировать национальный стандарт в области электронного обучения. Собственно, это одна из основных тем данной конференции. Качеству образования мы всегда уделяли пристальное внимание, но в этом году в обсуждении этой темы появится ряд новых контекстов.

Контекст первый. Сегодня федеральными органами управления образованием в полной мере осознается важность проблемы качества электронного обучения. Это значит,

что есть желание сделать электронное обучение системным элементом российского образования, чтобы оценка качества электронного обучения могла применяться в процессе государственной аккредитации.

Контекст второй. Дело в том, что тема интеграции е-Ьеагшп§в системы оценки качества, системы аккредитации вузов и образовательных программ, в другие национальные образовательные системы актуально звучит сегодня не только в России, но и за ее пределами. До определенного времени и в Западной Европе, и в Соединенных Штатах Америки традиционные подходы в сфере оценки качества образования и в сфере аккредитации вузов, так же как и в нашей стране, весьма слабо учитывали влияние е-Ьеагшп§ как одного из мейнстримов в современном образовании. Но уже в начале нового века целым рядом организаций были предприняты попытки создания новых подходов, которые были бы релевантны практике в сфере аккредитации вузов и аккредитации образователь-ныхпрограмм. Пожалуй, наиболее успешную попытку в этом направлении осуществляет Европейский фонд гарантий качества в электронном обучении (EFQUEL). На первой нашей конференции президент EFQUEL доктор Клаудио Донди рассказывал только о планах по реализации программы. Сегодня она проникает в жизнь многих

университетов Западной Европы, постепенно начинает влиять и на жизнь вузов Восточной Европы.

Московская финансово-промышленная академия, где я являюсь руководителем, как раз на прошлой неделе первой из российских вузов получила аккредитацию по программе UNIQUE. Но я это воспринимаю не как какую-то особую заслугу, особое достижение нашего вуза, а как исполнение полезной роли для российского образования в целом. Мне думается, что становление наших российских подходов к оценке качества и обеспечению гарантий качества в значительной степени опирается на мысль, что e-Learning должно восприниматься как часть целого. Вот эта досадная буква "e" в начале слова e-Learning, которая порой мешает правильно относиться кявлению, как-то уводит в сторону: нам надо постепенно все-таки переходить к неким интегрированным подходам в оценке качества, где e-Learning займет достойное место.

То есть программа UNIQUE, с моей точки зрения, это именно та программа, которая могла бы быть успешным, эффективным инструментом включения нашего с вами понимания значимости e-Learning в систему подходов, которые могут быть реализованы в институте государственной аккредитации программ и вузов Российской Федерации.

Третий контекст связан с тем, что сегодня мы реально имеем возможность оказывать влияние на решения в области стандартизации, которыми занимается Международная организация по стандартизации. К сожалению, далеко не все знают о том, что в ISO четыре года назад был создан первый стандарт в области электронного обучения - стандарт ISO 19796, который сегодня успешно реализуется во всем мире и постепенно входит в жизнь и нашего академического сообщества. Во многом это осуществляется благодаря той важной работе, которую проводит Технический комитет по стандартизации №461. Она в значительной степени

базируется на разработках ISO и на наработках программы UNIQUE.

Тема качества - не единственная сквозная тема нашей конференции. В этом году у нас будет работать целый ряд принципиально новых секций, в частности секция по аграрному образованию, по медицинскому образованию, две секции по инженерному образованию, поскольку интерес именно со стороны вузов, где реализуются программы инженерного образования, оказался очень серьезным. По-прежнему будут демонстрироваться различные технические, технологические новинки и различные программные продукты, которые можно было бы применить в сфере электронного обучения.

В.А. Болотов: Уважаемые коллеги, о том, что тематика конференции сверхактуальна, говорит состав ее участников. В дополнение к тому, о чем говорил Юрий Борисович, я бы хотел обозначить еще одну проблему, которую, на мой взгляд, тоже нужно начинать серьезно обсуждать. Судя по всему, необходимо шире использовать информационные технологии не только для обучения студентов, но и в программах повышения квалификации, программах под-

готовки и переподготовки кадров. И это понятно: в быстроменяющемся мире нужно постоянно где-то добирать знания, и лучшего средства, чем то, которое мы обсуждаем, т.е. е-Ьеагшгщ, пока не придумано, если учесть еще и масштабы России. Однако, если заглянуть в электронную почту, то там полно спама - предложений научить чему угодно за короткое время: плати денежки, и всё будет в порядке. То есть проблема очень непростая, и образовательному сообществу в одиночку ее не решить. Ее нужно решать вместе с профессиональными союзами работодателей. Российский союз промышленников и предпринимателей начал большую работу по формированию профессиональных стандартов, и мне кажется, что АККОРКу и РСПП надо налаживать совместную работу и в области повышения квалификации и переподготовки. Сертифицировать программы повышения квалификации и переподготовки нужно и работодателям, и специалистам, понимающим, что такое информационно-коммуникационные технологии в образовании. Поэтому на следующей конференции вполне можно поставить вопрос о качестве электронных программ повышения квалификации и переподготовки и обсудить его вместе с профессиональными союзами работодателей. Российская академия образования обязательно примет участие в этой работе. От имени Российской академии образования поздравляю вас с началом конференции и желаю успехов.

В.Н. Пугач: Уважаемые коллеги, мне очень приятно находиться в аудитории, где обсуждаются столь острые проблемы развития отечественной системы образования. Думаю, не стоит тратить время на обоснование тезиса, что электронное обучение сейчас является наиболее значимой точкой роста и модернизации системы отечественного образования, повышения его качества и вообще трансформации его в новый формат работы. Собственно, мы сейчас являемся очевидцами зарождения будущего. И здесь я хотел бы сказать вам слова поддер-

жки как людям, которые способствуют этому процессу.

Электронное обучение в той или иной форме сейчас присутствует в деятельности любого учреждения высшего и среднего профессионального образования. В минимальной степени оно присутствует в форме элементарного доступа к электронным библиотекам, к базам данных. На другом полюсе - ведение образовательной деятельности полностью в электронном формате. А между этими двумя крайностями есть масса вариаций, которые, собственно, и составляют проблему применения электронного обучения в России.

В этой связи перед Рособрнадзором как государственным органом, выполняющим контрольно-надзорные функции, встает очень непростой вопрос: как относиться к распространению е-Ьеагшгщ?

Одна крайность - подходить к этому процессу максимально осторожно: после многократных проверок разрешать и допускать лишь какие-то отдельные элементы. Это один вариант тактики. Другой вариант - разрешить все и дать возможность рынку самому реализовать все эти процессы, технологии, а потом посмотреть, что получится в итоге. По опыту 90-х годов мы знаем,

что можно идти и так, но это будет достаточно сложно и болезненно.

Поэтому у меня позиция такая: к процессам, которые происходят в этой сфере, нужно относиться адекватно. Есть опыт, накопленный мировым сообществом, и было очень интересно слушать, что говорят наши гости из международных организаций. Вместе с тем решающее значение здесь имеет работа всех участников данного процесса по самоорганизации, и в этом смысле работа нашего Технического комитета по разработке стандартов, я считаю, не может быть переоценена.

Я хотел бы предложить всем участникам развития электронного обучения прежде всего договориться между собой и самоорганизоваться, потому что сейчас можно наблюдать пока только ярких представителей, новаторов внедрения этой системы, каждый из которых идет своим путем. Каждая методика и каждая система, которую предлагают эти участники рынка, уникальна и заслуживает внимательного изучения. Вместе с тем с точки зрения упорядочения всей системы оценка их деятельности вызывает большие трудности. От государственных органов, Министерства образования и науки, Рособрнадзора требуется большое напряжение сил, чтобы вникнуть в суть реализуемых проектов и адекватно к ним отнестись. Между тем наши возможности достаточно ограниченны.

Итак, необходима самоорганизация. В противном случае мы будем сталкиваться с тем, что интересные находки, творческие технологические решения будут неверно интерпретированы и поняты, а в итоге некорректно оценены. В связи с этим хотел бы подчеркнуть, что проблема неких препятствий со стороны госорганов при процедурах лицензирования и аккредитации по применению электронных технологий в обучении, на мой взгляд, несколько надуманна. Да, есть обширные белые пятна, никак не регламентирующие применение электронных технологий, но я бы воспринимал их сейчас не как препятствия, а как

возможности. И со своей стороны хотел бы сообщить, что Рособрнадзор при проведении контрольно-надзорных мероприятий при лицензировании и аккредитации будет стараться максимально корректно и бережно относиться к экспертным оценкам и к выводам, которые могут организационно или в правовом поле привести к каким-то последствиям для образовательных учреждений, решившихся использовать электронные технологии. Мы готовы максимально корректно подходить к изучению опыта применения этих технологий, этих практик.

Безусловно,есть ограничения, которые сложно обойти образовательным учреждениям, готовым, по их словам, "уже сегодня" перейти полностью на электронный формат обучения. Есть ограничения по численности обучающихся, по соблюдению различных условий, требующихся при лицензировании, например, в части наличия бумажных носителей, которые при электронном виде могут быть не нужны. Но и здесь есть подвижки. Насколько мне известно, Министерство образования и науки готовит ряд нормативных документов, которые позволят значительно, в разы, снизить уровень этих требований в случае, если образовательное учреждение обеспечивает обучающимся доступ к библиотекам в электронном виде. В этой связи я хотел бы сказать, что мы максимально открыты для любых предложений по внесению изменений в существующие нормативно-правовые акты или созданию новых, для того чтобы электронное обучение не имело искусственных ограничений. Мы готовы рассматривать любые предложения.

Что касается процедуры аккредитации, то здесь ситуация выглядит, по-моему, еще проще. Я напоминаю, что процедура государственной аккредитации включает в себя экспертизу содержания и качества подготовки выпускников на предмет ее соответствия образовательным стандартам. Как содержание, так и качество может быть обеспечено в процессе образовательной деятельности образовательного учреждения с при-

менением любых технологий. Нас интересует прежде всего результат. Если он получен с применением данных технологий, то, значит, они имеют право на жизнь.

Другой вопрос, что эти результаты бывает очень сложно измерить. Пока нет стандартов, пока не устоялись технологии, которые применяются на рынке, мы вынуждены в большой степени опираться на субъективные подходы при экспертной оценке содержания и качества подготовки. Поэтому есть предложение-идея - шире использовать структуры, которые могли бы дать объективную экспертную оценку тем технологиям, которые применяются в образовательном учреждении, с тем чтобы эта экспертная оценка использовалась Рособр-надзором при формулировании выводов о качестве и гарантиях качества в конкретном образовательном учреждении при прохождении аккредитационных процедур.

Могут возразить, что таких структур пока нет. Действительно, рынок независимых агентств по контролю качества, аудиторов качества в образовательной системе еще не создан, в России мы только делаем первые шаги в этом направлении. Одной из таких организаций, которая оказывает услуги по независимой общественно-профессиональной аккредитации образовательных учреждений, является АККОРК. Если учесть, что сотрудники этой организации компетентны не только в изучении и оценке качества применения классических технологий обучения, возможно, им будет по силам и оценка качества использования е^еагшп§. Сейчас мы ведем аналогичные переговоры с Ассоциацией юристов России, которая также претендует на роль такого общественного института, инструмента по контролю качества в юридической сфере образования. Этот процесс сейчас явно не закончен, и мы, еще раз повторю, готовы к обсуждению любых предложений.

Ю.Б. Рубин: То, что мы услышали, я думаю, является «музыкой », которую мы давно хотели услышать, но, к сожалению, не слышали долгие годы. Теперь мы пони-

маем, что и тема электронного обучения, и наше подвижничество в этой области не будут оставлены без внимания со стороны основного надзорного органа Российской Федерации.

Смысл заключается в том, чтобы электронное обучение было выведено из андеграунда, в котором оно оказалось по разным причинам - и объективным, и необъективным. И я хочу обратить ваше внимание на очень верную констатацию того, что сегодня нет вузов и ссузов в России, которые бы в той или иной мере не были причастны к е^еагшп§. Везде, где есть сети, где есть сетевое обучение в том или ином виде - пусть даже это локальная сеть, не Интернет, - это уже элементы е^еагшп§.

Задача заключается в том, чтобы упорядочить эти процессы: упорядочить трансформацию технологий, упорядочить трансформацию методик, упорядочить трансформацию контентов, упорядочить организационные структуры таким образом, чтобы все это можно было бы квалифицировать как наличие гарантий качества образования. Если будет доказано, что применение, скажем, мультимедийной платформы представления контента ведет к повышению качества образования, например в сфере аграрного обучения, значит, это будет гарантией качества. Если же вуз говорит: «мы работаем в дистансе », а на самом деле от «дистанса» у него есть только две тарелки на крыше и проректор по дистанционному обучению, и больше ничего нет, - это не будет восприниматься как гарантия качества.

То есть те, кто действительно являются подвижниками, кто действительно являются не просто энтузиастами, а людьми, которые уже много сделали и еще могут много сделать в перспективе для нашей страны, для развития нашего российского образования, теперь действительно будут восприниматься как положительное явление, а не как негативное, как это было до сих пор сплошь и рядом.

Ингеборг Бё: Я представляю Европейский фонд гарантий качества в электронном обучении. На сегодняшний день система е-Ьеагп1п§ очень распространена и популярна во всем мире. EFQUEL - это организация, открытая для участия. Нашей миссией в Европе является распространение электронного обучения. Мы активно работаем с нашими участниками, предоставляя им необходимую информацию и давая рекомендации, в которых они нуждаются.

Основные принципы нашей деятельности - открытость, целостность, презентабельность, гибкость в ведении диалога, творческая окружающая среда, самообеспечение, лидерство.

Членами фонда являются организации, которые заинтересованы в качестве электронного образования. Конечно, они принимают участие в принятии решений по поводу того, каким должно быть это качество и какими должны быть стандарты качества электронного образования. Мы даем возможность принимать участие в принятии решений всем пользователям нашей системы. Таким образом, мы пытаемся создать сообщество. В число его членов входят и студенческие организации, студенческие советы, которые также задействованы в формировании политики фонда.

Несколько слов о структуре EFQUEL. Это европейская национальная система образования и обучения. Мы участвуем в Европейском союзе в общей программе электронного обучения. У нас есть европейские провайдеры. Мы также поддерживаем европейскую отрасль е^еагп1п§. И конечно же, это институты, университеты и все организации высшего образования. Мы уделяем внимание и сектору школ. В нашей работе принимают участие и международные организации. Именно мы формируем политику Европейского союза по вопросам электронного обучения. Поскольку мы являемся фондом, мы отвечаем и на запросы и на требования Европейского союза в области электронного обучения. Сейчас мы работаем над созданием системы оценки качества обучения. Но одновременно мы должны заниматься не только разработкой системы оценки качества, но и серьезной исследо-вательско-инновационной деятельностью. Поскольку мы являемся открытой организацией, то пытаемся использовать все, что существует в данной области на мировом рынке, все ресурсы, которые дают нам возможность организовать эффективное электронное обучение. Мы поддерживаем инновационный подход, ищем инновационные решения и продвигаем эти идеи. В настоящее время мы реализуем многие проекты, и список этих проектов расширяется. Один из них - совместная работа с ЮНЕСКО.

Наш фонд имеет в своем составе как европейские организации, так и партнеров со всего мира. Мы организуем конференции не только для распространения собственных идей, но и для того, чтобы люди могли пообщаться и обменяться опытом. У нас есть рабочие площадки и на других конференциях.

Как фонд мы помогаем традиционным университетам и высшим учебным заведениям использовать достижения е^еагп1п§ в традиционной системе обучения. У нас большой опыт в этой области, поскольку еще в 1994 г. мы установили критерии для такой формы электронного обучения.

В этом году были награждены первые семь вузов, успешно прошедших аудит EFQUEL, - им были вручены свидетельства об аккредитации в Европейском фонде гарантий качества электронного обучения. В число победителей вошли вузы Великобритании, Италии, Финляндии, Испании. Очень приятно, что в этом списке теперь находится и российский вуз - Московская финансово-промышленная академия. Я вас всех поздравляю. Спасибо.

Б.М. Позднеев: Прежде всего, мне бы хотелось подчеркнуть, что качество - это, конечно же, не самоцель. Любое образовательное учреждение, любой автор электронного образовательного ресурса, выходя на рынок с образовательными услугами, в первую очередь думает о том, чтобы быть конкурентоспособным. Проблема обеспечения конкурентоспособности может быть рассмотрена и на национальном уровне, и на уровне отдельного образовательного учреждения, и на уровне групп образовательных учреждений (ведь электронное обучение, вообще-то, ориентировано на корпоративность). Целью является не качество как таковое, а конкурентоспособность качества электронного обучения и,

соответственно, образовательных услуг, которые обеспечиваются использованием соответствующих технологий.

Когда речь идет о качестве, имеется в виду необходимость его подтверждения. И в рамках российского законодательства, и на уровне международной практики, конечно же, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на процедуре сертификации, на процедурах подтверждения соответствия качества учебного процесса установленным требованиям, многочисленным документам нормативно-правовой базы, которые существует в разных государствах, в разных структурах, в разных образовательных учреждениях. Это одна из основных задач.

Говоря об опыте международной стандартизации, отметим, что в рамках Международной организации по стандартизации 10 лет назад был создан Технический подкомитет №36, занимающийся проблемой применения информационных технологий в обучении, образовании и подготовке. На нацио-нальномуровне 5 лет назадсоздан Технический комитет по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (ТК №461). Он представляет интересы Российской Федерации в ПК 36.

Коротко проинформирую о составе нашего национального Технического комитета. На сегодняшний день в Техническом комитете уже 6 рабочих групп, в настоящее время разработаны первые 6 национальных стандартов. В текущем году в рамках реализации плана национальной стандартизации в разработке находится 10 стандартов. Все они в высокой степени гармонируют с международными стандартами. Более того, в некоторых стандартах мы пытаемся предвосхитить те решения, которые будут разработаны в международных стандартах ПК 36. Представляется, что в ближайшие два года на национальном уровне будет принята базовая архитектура стандартов, которая позволит всем образовательным учреждениям в России создавать перспективные и конкурентоспособные системы электронного обучения.

Несколько слов о терминологии. Это непростой вопрос, мы три года работали над стандартом в терминологии, удалось согласовать национальную нормативную базу с уже принятыми в международной практике терминами в области электронного обучения, дать соответствующие комментарии. Думаю, даже по периодике можно заметить, насколько более строгой стала терминология в публикациях, связанных с электронным обучением.

Для обеспечения конкурентоспособности, для убеждения заказчика, что система или электронный ресурс, который используется в обучении, соответствует требованиям гарантий качества, в мировой практике существует совершенно четкая процедура: подтверждение соответствия третьей стороной. В Российской Федерации есть различные системы обязательной и добровольной сертификации. С точки зрения подтверждения соответствия в области 1Т и электронного обучения существуют, на мой взгляд, две-три системы. Сегодня мы вручим в торжественной обстановке аттестаты шести испытательным лабораториям и одной вновь аккредитованной испытательной лаборатории. Они функционируют на базе Петрозаводского государственного университета, Воронежского государственного технического университета, Тамбовского государственного технического университета, Саратовского социально-экономического университета, Сибирского федерального университета и Кемеровского государственного университета. Особо хочу отметить, что уважаемая организация АККОРК также на своей базе аккредитовала испытательную лабораторию, которая будет заниматься испытаниями в системе электронного обучения

Ян Павловски: Главная идея стандарта заключается в том, чтобы достичь взаимопонимания, консенсуса, хотя часто это бывает очень сложно. Достичь консенсуса нужно и в технических требованиях, и в требованиях к обучающимся, и в требованиях к качеству обучения.

При разработке стандартов мы хотели бы обеспечить взаимосвязь стандартов, их доступность (для людей, которые обладают хорошими физическими возможностями, и для людей с ограниченными физическими возможностями) и качество, а также прозрачность.

Стандарты нельзя просто создать, они должны пройти тестирование, пройти обсуждение. Существует очень много организаций, которые занимаются разработкой стандартов. Вначале стандарты разрабатываются на национальном уровне. Последним пунктом в их апробации является Международный комитет по стандартизации, который я представляю.

Я хотел бы ознакомить вас с некоторой европейской проблематикой, которой занимается Международный комитет по стандартизации, потому что это может быть вам полезно в рамках сотрудничества с партнерами.

Прежде всего, это проблема мобильности обучающихся: студенты без каких-либо проблем могут иметь доступ к ресурсам и учиться в любом европейском университете, не представляя для этого дополнительных документов об образовании.

Далее, это метаданные для обучающих-

ся. Это система, которая помогает вам, если у вас есть желание продать свои курсы на европейском рынке, сделать так, чтобы эти курсы попали в различные базы данных. Разрабатываются специальные описания процессов для образовательных учреждений. Допустим, если вы использовали ISO 9000, то разработана система, по которой вы можете продолжать использовать данный стандарт с небольшими изменениями, и он будет гораздо лучше. Разработана система инструментов, которая помогает образовательным учреждениям измерять, насколько качественные услуги они предоставляют своим клиентам. 36-й подкомитет занимается также созданием гармонизированной модели качества, формирует так называемый «словарь по качеству»; планируется, что он будет готов через год. В 36-м подкомитете занимаются не только разработкой самих стандартов, но и тем, как их использовать, - руководством по использованию стандартов.

В сфере политики я вам рекомендую больше внимания уделить тому, что происходит на европейской арене в этой области. Европейский фондгарантий качества в электронном обучении активно занимается разработкой различных вопросов в области качества, и мой совет - внимательно следить за этим. Также существует европейская рабочая группа по обучающим технологиям, где предполагается индивидуальное участие. То есть если ваш университет желает в ней участвовать, то вы можете это сделать.

Мне думается, следует обратить внимание на то, что происходит не только в Европе, но и за ее пределами. Например, в Китае электронное обучение разработано на достаточно серьезном уровне. Оно уже используется на национальном уровне, и есть попытки его использовать на международном уровне. Поэтому стоит подумать о том, как мы можем продвинуть дистанционные технологии в другие страны.

Хотел бы пригласить вас к участию в различных комитетах и подкомитетах международного комитета по стандартизации

и к активному высказыванию своего мнения. Я буду рад поделиться с вами своим мнением, потому что для меня это очень важно, и тогда мы сможем вместе разработать те стандарты, которые всех устраивают и всем понятны.

М.П. Карпенко: Дистанционное образование, в общем-то, сейчас в России в основном осуществляется в двух формах, которые условно называются так: е-Ьеагп^, или электронное обучение, и информационно-коммуникационное обучение. Отличаются они тем, что е^еагшп§ осуществляется через Интернет, а информационно-коммуникационное обучение, как правило, по спутниковым технологиям, через центры доступа. Какие преимущества той и другой формы? Мы сторонники информационно-коммуникационного образования через центры доступа, поскольку в е^еагшп§ не решены некоторые проблемы. Первая - это проблема идентификации студента. Нет полной уверенности в том, что именно тот студент, которому будет выдан диплом, обучался все эти годы. Вторая проблема - это проблема нехватки профессорско-преподавательского состава. Можно, конечно, общаться на расстоянии с помощью Интернета, однако при этом, по нашим наблюдениям, производительность труда преподавателя снижает-

ся по сравнению с традиционным обучением. Эти недостатки могут быть, на наш взгляд, устранены с помощью информационно-коммуникационного обучения.

Если сравнивать количество персонала, требующегося вузу на тысячу студентов для управления текущей деятельностью традиционного вуза и распределенного вуза, то вы увидите, что оно уменьшается примерно в три с половиной раза. Резко снижаются также и текущие затраты. Есть еще один аспект, о котором обычно никто не упоминает. Это географический фактор, особенно важный для России, единственной страны с такой распределенностью населения. Поэтому те модели, которыми пользуются западные страны с концентрированным населением, для России не подходят. Для нее подходят только такие образовательные структуры, которые имеют распределенный характер.

Есть еще один аспект проблемы. У нас в системе образования человек как таковой, по существу, выпал из поля зрения. Ни по системам дидактики, ни по системам педагогики мы человека, то есть студента нашего, учащегося, просто-напросто не замечаем. Мы не обращаем внимания на пол обучающихся у нас студентов, на их возраст, на свойства нервной системы, то есть человека во всем многообразии его проявлений для нас не существует. Есть некое бесполое существо, которому мы пытаемся привить знания, умения и навыки. На наш взгляд, надо вернуть человека в систему образования. В связи с этим мы создали институт когнитивной нейрологии, который занимается изучением человека какучащегося. В конце концов, у нас уже сложилось убеждение, что с точки зрения нейрологии образование есть структурная перестройка мозга.

Очень много разговоров о качестве образования. Но чтобы определить, что такое качество образования, надо сначала договориться о том, что такое образование вообще. В мире известны два вида образования: академическое и профессиональное. Уни-

верситеты дают академическое образование, профессиональное же постигается в узких профессиональных школах. Мы знаем такие модели: например, медицинское образование, юридическое образование. Его нельзя получить в университете. Если медик отучился в медицинском университете, разве его допустят до лечения больных? Нет, он становится сначала интерном, долго тренируется в больницах, клиниках, потом сдает профессиональный экзамен и только после этого может приступить к реальному лечению больных людей. Примерно такие же схемы существуют при обучении другим профессиям. Университеты дают академическое образование. Цель университетов - развитие личности, а в теме нейро-логии - это структурная перестройка мозга человека. Вот что такое его образование.

Хочузакончить свое выступление тезисом о необходимости создания вузов новой формации, то есть распределенных вузов. Это требование общества: должна быть обеспечена непрерывность образования, массовость высшего и сверхвысшего - послевузовского - образования. Надо добиться образования на месте обитания, и образование должно носить международный характер. Что дает нам создание вузов новой формации, опирающихся на новые информационно-коммуникационные технологии? Развитие экономики, развитие человеческого капитала и, наконец, развитие самого человека в биологическом смысле. То есть увеличение продолжительности и качества его жизни.

Ю.Б. Рубин: Уважаемые коллеги! Я думаю, что наша конференция имеет все шансы войти в историю как конференция, на которой были рождены, обсуждены и продвинуты смелые идеи. Завершая наши заседания, я хотел бы поблагодарить наших уважаемых докладчиков, которые рассказали много интересного и полезного, и всех участников нашего форума за активную плодотворную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.