Научная статья на тему 'XII международная конференция по электронному образованию Online Educa Berlin 2006'

XII международная конференция по электронному образованию Online Educa Berlin 2006 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XII международная конференция по электронному образованию Online Educa Berlin 2006»

№>1(7)2007

XII Международная конференция по электронному образованию Online Educa Berlin 2006

Международная конференция Online Educa Berlin 2006 стала местом встречи более 2000 участников более чем из 90 стран мира. Она является крупнейшим международным форумом по on-line образованию, на котором широко представлен и российский опыт. Аналогичная конференция Online Educa Moscow состоится в апреле 2007 года. Здесь будет обсуждаться не столько е-образование (e-learning), сколько более широкие вопросы использования информационных технологий для решения проблем развития систем образования.

Участниками конференции Online Educa Berlin являются руководители программ корпоративного обучения и развития компаний, кадровых служб, корпоративных университетов, IT-менеджеры, деканы факультетов, руководители и научные сотрудники вузов, преподаватели, персонал национальных, международных, региональных и европейских агентств и департаментов образования, руководство профессиональных ассоциаций, экспертных центров, профсоюзов и программ непрерывного обучения, поставщики технологий, услуг и образовательного контента, разработчики мультимедийных продуктов и программного обеспечения, представители бизнеса и консультанты по ведению образовательных программ. Каждый участник конференции имеет возможность установить множество полезных контактов, совершенствовать свои знания, опыт и профессиональные компетенции в области образования.

Конференция находится под патронажем Европейской комиссии (ЕС), проводится на английском языке и включает в себя пленарные заседания с участием экспертов мирового класса, презентации и практические демонстрационные сессии с обсуждением актуальных проблем сферы электронного образования, а также встречи в неформальной обстановке, на которых участники обмениваются практическим опытом и идеями. Параллельно с конференци-

ей проходит выставка новейших товаров и услуг ведущих международных производителей и поставщиков.

В ходе конференции участники имеют возможность:

• узнать о новинках в сфере е-1еагп1пд, новейших тенденциях в обучении и ключевых событиях в мире е-1еэгп1пд;

• встретиться и ознакомиться с мнениями и практикой признанных лидеров индустрии е-1еагп!пд;

• ознакомиться с практикой функционирования e-университета;

• ознакомиться с критериями выбора и особенностями использования технологий, услуг и продукции в сфере е-1еагп1пд;

• узнать о специфике производства учебных материалов и ресурсов, использующихся в е-1еагп1пд;

• обсудить положительный практический опыт обучения посредством е-1еагп1пд: подходы, стратегии и методики;

• узнать о ключевых факторах эффективного применения прикладных программ;

• обсудить с другими участниками факторы успеха и инновации в своей отрасли;

• завязать новые деловые контакты, встретиться с коллегами и обменяться опытом с широким кругом представителей отрасли;

• найти партнеров для участия в образовательных проектах по всему миру.

Nb 1(7) 2007

В этом году конференция Online Educa Berlin 2006 собрала рекордное количество участников (2048) из 92 стран мира. Среди них были представители вузов, чиновники, бизнесмены, менеджеры, заинтересованные в повышении квалификации своего персонала посредством современных информационных технологий.

На конференции, 29 ноября, проводились предварительные рабочие группы и семинары (pre-conference workshops and seminars), здесь участники в формате «круглого стола» высказывали свои мнения и делали короткие доклады с последующим обсуждением:

• Повторно-используемые учебные объекты: как обеспечить высокое качество содержания e-learning; ^ • Неформальное обучение в маленьких | и средних компаниях; .<= • Экономика e-learning; ¿g • Проектирование и внедрение дидакти-2 ческих игр для e-learning и др.

1

.§ 29 ноября 2006 года, параллельно с кон-¿1 ференцией, проходило не менее значимое § однодневное мероприятие — заседание Ев! ропейской ассоциации гарантии качества | e-learning (EFQUEL) на тему «Построение ^ сетей, структурирование и возникновение ц. новых возможностей в сфере поддержа-| ния качества e-learning в Европе». Деятель-Si ность Ассоциации EFQUEL, поддерживае-| мая Еврокомиссией, опирается на принцип

2 ведения диалога и включения в работу всех ^ заинтересованных лиц с целью повышения ^ качества и ввода инноваций в образование, Ц что позволит построить новое европейское Ц образовательное пространство. На заседа-* нии Ассоциации, в котором от России при-§ нимали участие представители Совета по ^ гарантии качества высшего образования

и Агентства по общественному контролю

Ц качества образования и развития карьеры

«5 (АККОРК), были представлены отчеты по ра-

5< боте, проделанной Ассоциацией в 2006 году, а также обсуждались вопросы процеду-4

ры учреждения Европейского знака качества в e-learning и присуждения награды EFQUEL за высокое качество обучения в e-learning. В рамках заседания обсуждалось значение качества в образовании для всех участников европейского образовательного процесса. Специальные секции Ассоциации были посвящены обмену практическим опытом и обсуждению роли конкуренции в e-lear-ning, процедуры присуждения наград, а также выработке соответствующих критериев качества.

Возвращаяся к конференции Educa, перечислим наиболее интересные из тем, по которым проводились пленарные заседания и секции 30 ноября и 1 декабря:

• Инновационные подходы к оценке компетенций учащегося (руководитель секции Сью Мартин, компания SAP AG, Германия);

• Будущее стандартов качества (руководитель секции Кристиан Штраке, университет Дуйсбург-Эссен (Duisburg-Essen), Германия);

• Оценка эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании (руководитель секции Кристиан Хохнбаум, Швейцарский виртуальный кампус, Швейцария);

• Европейская оценка качества e-lear-ning (руководитель — доктор Клаудио Дон-ди, EFQUEL);

• Подходы к гарантии качества обучения (руководитель — доктор Ульф Эйлерс, университет Дуйсбург-Эссен, Германия);

• Е-досье (e-portfolios) (председатель — Ульрих Бернат, Исследовательский фонд открытого и дистанционного образования, Германия).

В рамках каждой темы участники конференции под руководством эксперта данной области обсуждали несколько актуальных направлений.

Так, например, секцией «Подходы к гарантии качества обучения» руководил док-

тор Ульф Эйлерс, исследователь немецкого университета Дуйсбург-Эссен. В рамках темы была сделана серия интереснейших презентаций, отражающих единение различных организаций в стремлении к поиску подходов к качественному e-learning. В докладах были представлены основные направления и схемы стандартизации, а также названы конкретные параметры измерения качества обучения. Среди докладчиков секции были такие известные специалисты, как Энн-Мария Хассон (Франция), Хельга ван Хейсбрук (Бельгия), Войцек Зелинский (Польша), профессор Дитер Юлер (Швейцария), Мари Сирьякари и Титта Коски (Финляндия).

Презентации секции, посвященной электронному досье (e-portfolios), продемонстрировали важность применения е-досье в непрерывном образовании. Интересный доклад предложила вниманию участников секции Шейн Сьюзерленд: «От начальной школы к профессиональному обучению: использование системы е-досье для обучения через всю жизнь». Также отметим выступление Харри Кьюрулайнена «E-досье как инструмент оценки».

Хотелось бы особо выделить очень интересную панельную дискуссию на тему «К открытым стандартам и интероперабель-ности» под руководством Дая Гриффитса из Университета Болтон (Великобритания). Панельная секция — вариация круглого стола, для участия в котором приглашаются признанные эксперты в предметной области секции. Дискуссия проходит в форме высказывания авторских мнений на актуальные, несколько даже провокационные с неоднозначным ответом вопросы, которые подготавливает для участников ведущий.

В этой секции приняли участие практики высочайшего уровня, такие как Роджер Лар-сен из компании Fronter (Норвегия), Фабри-цио Кардиналле из Guinty Labs (Италия), Рич Каккевейл из Blackboard (США) и Джеф Мерриман из MIT (США). Специалисты обсуждали тему технологических стандартов

№>1(7)2007

и интероперабельности. Они высказывали свое мнение по поводу существующих on-line продуктов и вовлекали участников в дискуссию о роли разработчиков в поддержке открытых и интероперабельных услуг в области e-learning.

Приведем ниже несколько интересных высказываний.

Роджер Ларсен сказал, что «стандарты — играют только лишь роль адаптеров между различными технологическими системами, позволяющими системам взаимодействовать между собой с целью предоставления пользователям новых услуг. Никаких других ролей они не играют и играть не могут».

«Стандарты разрушают монополию», — считает Фабрицио Кардинале.

Рич Каккевейл говорит, что «стандарты должны быть просты в использовании. В качестве примера можно привести стандарт Standart Open Doc, который является аггре-гацией множества лучших стандартов в различных направлениях e-learning, но он настолько сложен, что им никто не пользуется».

По мере того как совершенствуются услуги и иные предложения со стороны поставщиков услуг и технологий в сфере e-learning происходит расслоение по специализациям и секторам, для каждого из которых используется свой подход. В этом году в программе конференции были предусмотрены специальные секции для экспертов, работающих в области медицины и оборонной отрасли. Эти секции становятся все более популярными, так как адаптация курса e-learning под нужды и требования каждой из групп пользователей задача не из легких. При подготовке специалистов в области медицины все чаще используются информационные и коммуникационные технологии для поддержки обучения студентов и обучения в ординатуре. Это такие программы, как шведская сетевая программа подготовки младшего медицинского персонала, а также программа подготовки, использующаяся в системе государствен-

Нв 1(7) 2007

ного здравоохранения в Андалусии (Испания).

Очень важно отметить, что в этом году во второй раз была организована секция с участием представителей России «Опыт внедрения е-!еагп1пд в России», к которой наши иностранные коллеги проявили большой интерес.

Данной секцией руководил М.А. Калинин, заместитель генерального директора по международным связям Агентства по общественному контролю качества образования и развития карьеры. В секции с докладами выступили д.п.н. В.А. Болотов — руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ (Рособрнадзор), к.п.н. О.А. Ильченко — директор департамента стандартизации Совета по гарантии качества высшего обра-^ зования, к.э.н. А.А. Ожгихина — директор | департамента проектирования и внедре-.<= ния учебно-методических комплексов Московской финансово-промышленной акаде-13 мии, к.п.н. Л.П. Варенина — заведующая 23 кафедрой иностранных языков Москов-.§ ской финансово-промышленной академии, ¿1 к.пс.н. Р.Ф. Габидуллин — проректор по ин-§ новационному развитию Восточного инсти-| тута экономики, гуманитарных наук, управ-| ления и права.

^ Доклад главы Рособрнадзора В.А. Бо-^ лотова посвящен актуальнейшей в России | теме — оценке качества е-!агп1пд. Ниже ¡^ приведем основные положения его до-<5 клада.

2 Виктор Александрович отметил несколь-^ ко факторов, сильно влияющих на модер-=§■ низацию системы российского образова-Ц ния. Главные из них:

I

* 1) вхождение России в Болонский про-§ цесс и планирование вхождения России во Всемирную торговую организацию;

2) усиление конкуренции между высши-Ц ми учебными заведениями России; § 3) введение в учебный процесс передо-5< выми вузами (государственными и негосударственными) е-!еагп1пд и развитие сме-6

шанных форм образования (blended learning).

Эти факторы выдвигают новые требования к контролю качества образования. Например, если в ближайшее время порядка 300 вузов перейдет на blended learning (e-learning), то Федеральная служба по надзору в системе образования Российской Федерации(Рособрнадзор)будет поставлена в совершенно новые условия. Поэтому совместными усилиями Рособрнадзора, сопутствующих организаций (например, агентства АККОРК) и инициативных вузов разрабатываются прозрачные системы оценки качества, понятные студентам, работодателям, потребителям, вузам и широкой общественности. В формирование процедур оценки образования предполагается вовлекать представителей вышеперечисленных категорий. Безусловно, нужно отслеживать инновации, которые происходят в системе, оценивать и рекомендовать или не рекомендовать их для широкого использования.

Сейчас нужны нормы, критерии и правила функционирования филиалов заочного обучения, которые могли бы реализовы-вать профессиональные образовательные программы по заочной форме получения образования с использованием всех современных технологий обучения, включая дистанционные образовательные технологии. Создание таких филиалов в регионах — это мероприятие, которое будет препятствовать снижению качества образования в ныне действующих филиалах вузов, где дистанционные технологии понимаются неоднозначно, поскольку основным критерием у некоторых вузов пока является не качество, а контингент.

В.А. Болотов отметил, что в целях превращения e-learning в повседневную обыденность необходимо уделить должное внимание вопросам унификации и стандартизации в сфере e-learning. Вопросы стандартизации и выбора платформы унификации сегодня активно обсуждаются заинтересо-

Ив 1(7) 2007

ванными организациями, в частности Европейским фондом качества в e-learning (European Foundation for Quality in eLearning)1.

Презентация О.А. Ильченко была посвящена стандартизации оценки качества организации учебного процесса в распределенном учебном заведении, использующем e-learning. В докладе было предложено авторское решение задачи оценки эффективности сетевых образовательных технологий и поиска путей их оптимизации как составной части проблемы управления качеством современной системы образования.

Заведующая кафедрой иностранных языков Л. П. Варенина и директор департамента проектирования и внедрения Учебно-методического комплекса А.А. Ожгихина рассказывали о практике разработки и внедрения интеллектуальных мультимедиапродук-тов. В основе таких продуктов лежит идея адаптации учебного контента к текущему психофизиологическому уровню учащегося, а также обучение учащихся с помощью методик нейролингвистического программирования (НЛП).

Р.Ф. Габидуллин, в своем докладе «Управленческое воздействие на географически распределенные структурные подразделения вуза, осуществляющего образовательную деятельность в условиях открытого образования», говорил о «наступлении нового этапа в образовательных системах, где университетом является сеть распределенных подразделений, использующих подходы в управлении отличные от традиционных, с обязательным применением единого информационного пространства. В этих условиях пересматриваются все элементы менеджмента в образовании, так как меняются приоритеты, условия внешней среды, показатели деятельности и общественная оценка результатов деятельности. Сейчас важно понимание необходимости поиска новых моделей управления вузом, позволяю-

щих учитывать специфику новой эпохи — открытости образования и формирования единого глобального образовательного пространства».

После окончания всех презентаций докладчики ответили на многочисленные вопросы аудитории.

Параллельно с конференцией проводилась выставка продуктов в области электронного образования, на которой ведущие международные производители представляют свои новейшие товары и услуги. В этом году в ней участвовало 116 компаний и организаций из Германии, Америки, Финляндии, Великобритании, Норвегии и других стран. Россию представляли стенды следующих организаций: Московской финансово-промышленной академии, Инновационного образовательного центра, группы компаний «Компетентум», а также Российского национального мультимедийного центра.

В прениях, дискуссиях и кулуарных беседах участники конференции Online Educa Berlin 2006 обменивались мнениями и по содержанию следующей конференции Online Educa Moscow 2007, которая состоится в апреле 2007 года. Это первая международная конференция в России, которая может стать самым крупномасштабным форумом, посвященным электронному обучению. С учетом результатов берлинской конференции участники предлагают в программу форума включить пленарные заседания, семинары, тематические секции, круглые столы, предварительные мастер-классы и другие мероприятия, в которых смогут принять участие более 500 человек.

В рамках московской конференции решено организовать работу следующих секций:

• трансформация традиционных вузов с помощью информационных и коммуникационных технологий;

1 Более подробно с содержанием доклада можно познакомиться в статье В.А. Болотова нас. 9-11. (Прим. редакции.)

7

Нв 1(7) 2007

• правовые, технологические и содержательные вопросы организации сетевого обучения;

• в-!вагп!пд в системе непрерывного образования;

• эффективные модели взаимодействия вузов и бизнеса посредством применения технологий электронного обучения;

• корпоративные системы обучения с помощью в-!вагп1пд;

• в-!вагп1пд в области внутривузовской системы гарантий качества;

• аттестация и аккредитация программ, реализуемых с применением в-!вагп1пд;

• системы управления учебным контентом в электронном обучении;

• в-!вагп1пд в концепции инновационного образования;

• организация крупномасштабных меж-^ дународных образовательных и исследова-| тельских проектов с применением техноло-.«= гий в-!вагп1пд;

• электронное портфолио: формирова-13 ние, применение, развитие;

23 • формирование профессиональных и .§ личностных компетенций учащихся в в-!ваг-

1 п\пд;

§ • создание и управление совместной | образовательной средой в рамках элек-| тронного обучения;

^ • технологии обмена электронным учеб-^ но-методическим контентом {!вагп1пд оЬ}вс1э); | • интеграция научных исследований и

^ обучения при в-!вагппд.

г ^

2 Названия секций дают представление об ^ основных современных тенденциях разви-=§■ тия информационных образовательных тех-Ц нологий, в России в частности. Особое зна-Ц чение имеет используемая терминология: * распространенный термин «дистанционное § образование» заменяется термином «в-!ваг-

п1пд». Это служит еще одним подтверждением тому, что в настоящее время инфор-

Ц мационные технологии не только внедряют-

§ ся в различные традиционные формы обу-

5< чения, но и стимулируют появление новых,

смешанных форм, а, следовательно, порож-8

дают дополнительные вопросы, связанные с организацией учебного процесса, измерением качества обучения, управлением образовательной средой, построением системы непрерывного образования.

Таким образом, есть все основания предполагать, что следующая конференция поможет вывести обсуждение проблем электронного обучения на новый уровень. Более подробную информацию о том, что запланировано на московской конференции, какие дополнения появляются в ее программе, можно узнавать на сайте www. online-educa-moscow.com.

В заключение сделаем вывод о безусловном интересе европейской аудитории к вопросам качественного образования посредством технологий e-learning, в том числе и к опыту России в этой области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Репортаж подготовила Ольга Ильченко по просьбе редакционной коллегии журнала «Прикладная информатика»

От редакции

По результатам проведенной берлинской конференции 26-27 января в выставочном центре Messukeskus (Финляндия, Хельсинки) состоялась Международная выставка Educa-2007. Судя по составу — это очень крупная и важная eжeгoдная выставка для пpoфeccиoнaлoв в oблacти образования. Educa — это мecтo, nqe пpoфeccиoнaлы знa-гамятся c нoвыми пpoдуктaми и учугами в cвoeй cфepe. Учacтники выставки пoлучи-ли пpямoй кoнтaкт c диpeктopaми ш^л, OTe-циaлиcтaми пo дoшкoльнoй пoдгoтoвкe и дpугими пpoфeccиoнaлaми oбpaзoвaтeльнo-го ce^opa, включая peпeтитopов (это слово используется не только в России). Учителя школ и преподаватели вузов, школьники и студенты смогли познакомиться с имеющимися возможностями электронного обучения, посмотреть виртуальные библиотеки, базы данных, специализированные каталоги. Подобные широкомасштабные мероприятия позволяют передовым вузам достойно показать себя на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.