В.Н. ЯВСТВЕННЫЙ, Н.А. ШУСТОВА
V.N. YAVSTVENNY, N.A. SHUSTOVA
СТАНДАРТИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
HOW ТО STANDARDISE COMPETENCES
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА НА ОСНОВЕ ОЦЕНОК СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
THE INNOVATIVE APPROACH ТО ASSESSING THE READINESS OF GRADUATES MILITARY INSTITUTE ON THE BASIS OF ESTIMATES OF STANDARDIZED COMPETENCE
Сведения об авторах: Явственный Владимир Николаевич - заведующий методическим кабинетом учебно-методического отдела Военного института (дополнительного профессионального образования) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: vnkarina@mail.ru);
Шустова Наталия Андреевна - методист учебно-методического отдела Военного института (дополнительного профессионального образования) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат технических наук (г. Гатчина Ленинградской обл. E-mail: nashvsok@mail.ru).
Аннотация. В статье рассмотрены предложения по оценке компетенций выпускников ВИДНО ВУНЦ ВМФ «ВМА». Для этого предлагается стандартизировать компетенции выпускников учебных групп ВИДНО и на этой основе разработать матрицу компетенций для всего выпуска.
Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, квалификационные требования, матрица компетенций, матрица оценок компетенций.
Information about the authors: Vladimir Yavstvenny - Head of the Curriculum Office of the Military Institute (additional vocational education) of the Navy's MESC «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov», Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: vnkarina@mail.ru);
Natalya Shustova - Methodologist of the Training Development Department of the Military Institute (additional vocational education) of the Navy's MESC «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov», Cand. Sc. (Tech.) (Gatchina, Leningrad Region. E-mail: nashvsok@mail.ru).
Summary. The article considers some proposals on evaluating the competences of graduates of the Additional Vocational Education Military Institute (AVE MI) of the Navy's MESC 'Naval Academy'. To this end, it is proposed to standardise the competencies of the AVE Mi's graduate training groups and, on this basis, to develop a competency matrix for the graduates on the whole.
Keywords: competence, competence approach, qualification requirements, competency matrix, competency assessment matrix.
Несмотря на то, что термин «компетенция» возник в тридцатые годы XX века, компетентностный подход как специальный термин, обозначающий определенную систему понятий и действий, применимых для достижения необходимых результатов в обучении,
вошел в понятииныи аппарат педагогики на рубеже XX и XXI вв.
Компетентностный подход нацеливает усилия всех участников образовательного процесса на формирование у выпускника вуза определенного набора качеств, которые долж-
ны иметь статус постоянных признаков профессиональной подготовленности выпускника и в то же время быть новым меняющимся компетентом, который проявляется в результате взаимодействия обучающегося с другими участниками образовательного процесса
ч^ЭДТГиТи
и с образовательной средой. Другими словами, компетент-ностный подход направлен на формирование у обучающегося набора качеств, необходимого для успешного выполнения им в будущем профессиональной деятельности.
Таким образом, компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности.
При формировании компетенций офицера ВМФ необходимо использовать подход, определяющий, что компетенции описываются исходя из требований профессиональной деятельности военной части, а результат формирования компетенций должен оцениваться в ходе этой профессиональной деятельности.
В процессе образовательной деятельности ВИ ДПО решает две основные задачи: переподготовку офицеров ВМФ для назначения их на вышестоящие должности и повышение квалификации офицеров ВМФ.
Содержание учебных программ определяется теми квалификационными требованиями, которым должны удовлетворять выпускники ВИ ДПО и которые разрабатываются на основе модели деятельности военного специалиста.
В характеристике профессиональной деятельности военного специалиста указываются следующие виды военно-профессиональной деятельности: военно-управленческая, военно-техническая, военно-научная и нормативно-правовая.
По каждому виду военно-профессиональной деятельности определены задачи, которые должен решать выпускник ВИ ДПО в ходе своей службы.
Для решения задач военно-профессиональной деятельности в результате освоения дополнительной профессио-
нальной программы профессиональной переподготовки выпускник должен приобрести новые компетенции и совершенствовать полученные им в ходе обучения во ВМИ и службы на кораблях и частях ВМФ.
Начиная с 2016 года в квалификационных требованиях наряду со знаниями, умениями и навыками, которыми должен обладать выпускник ВИ ДПО, стали указываться компетенции выпускника.
Говоря об оценке результатов образовательной деятельности, с точки зрения компетентностного подхода, возникают вопросы: Как измерить уровень этих компетенций? Как сравнивать между собой компетенции разных учебных групп?
Анализ квалификационных требований для учебных групп факультетов командиров кораблей и флагманских специалистов соединений показал возможность перехода к единой системе оценок ком-петентностей военных специалистов различных специальностей.
1. Стандартизация компетенций выпускников разных учебных групп ВИ ДПО ВУНЦ ВМФ «BMA».
Компетенции военного специалиста можно разделить на две большие группы - общие компетенции (OK) и профессиональные (ПК). Часть общих компетенций приобретается еще в школе, в ходе обучения во ВМИ, во время первичной должности на флоте и совершенствуется во время обучения в ВИ ДПО. Другая часть приобретается слушателями во время обучения в ВИ ДПО. То же самое касается и профессиональных компетенций.
Анализ квалификационных требований учебных групп переподготовки показал, что большинство общих
компетенций учебных групп одинаковы, несмотря на различные военные специальности. Так для групп командиров кораблей и флагманских специалистов общие компетенции одинаковы:
- ОК-1 - способность управлять морально-психологическим состоянием личного состава, проводить его обучение и воспитание в интересах решения поставленных задач;
- ОК-2 - способность организовывать работу по применению норм военного, международного, международного морского и международного воздушного права в служебной деятельности;
- ОК-4 - способность физически самосовершенствоваться и поддерживать физическую готовность к выполнению боевых и других задач в соответствии с предназначением.
ОК-1, ОК-2 относятся к компетенциям, которые формируются в ходе образовательного процесса ВИ ДПО, ОК-4 формируется во ВМИ и в дальнейшем совершенствуется в ВИДПО.
Из профессиональных компетенций общими у них являются:
- способность обеспечить поддержание боевой готовности (ПК-1) (корабля для командиров кораблей и боевых частей (служб) для флагманских специалистов);
- способность руководить боевой подготовкой личного состава (ПК-2) (на корабле для командиров кораблей и по специальности для флагманских специалистов);
- способность организовать применение оружия и использование технических средств при решении свойственных задач (ПК-3) (для командиров кораблей и флагманских специалистов);
- способность руководить подготовкой личного состава к борьбе за живучесть (ПК-5)
(корабля для командиров и оружия и технических средств для флагманских специалистов);
- способность анализировать результаты решения задач в профессиональной области (ПК-6) (для командиров кораблей и флагманских специалистов).
Интересно сравнить между собой следующие компетенции:
- способность принимать обоснованное расчетами решение, планировать выполнение боевой задачи (ПК-4 для командиров кораблей);
- способность выполнять обязанности офицера-оператора пункта управления, производить тактические и тактико-специальные расчеты, вырабатывать предложения в замысел командира соединения на выполнение поставленной задачи (ПК-4 для флагманских специалистов).
Обе компетенции связаны с принятием решения на боевые действия при проведении предварительных расчетов. Таким образом, по виду деятельности они по сути не отличаются друг от друга. Единственным отличием, как видно, является предмет деятельности.
В квалификационных требованиях для групп командиров кораблей добавляются еще 3 компетенции, которые касаются организации деятельности личного состава корабля, маневрирования и взаимодействия в составе группы кораблей.
В настоящее время количество профессиональных
компетенций разных учебных групп разное. Тем не менее, если рассматривать их с точки зрения деятельностного подхода, они схожи по виду деятельности, имея при этом профессиональную специфику.
Сравнение показывает, что есть возможность стандартизировать компетенции, т.к. вид деятельности не меняется в зависимости от специальности, а меняется только предмет деятельности. На этой основе можно утверждать, что разные специальности будут отличаться друг от друга одной-тремя компетенциями.
Подобная стандартизация компетенций позволяет сформировать таблицу компетенций, которые формируются и совершенствуются в ВИ ДПО у слушателей в ходе образовательного процесса. Если не разбивать компетенции на общие и профессиональные, а составить их полный список, обозначив каждую компетенцию К_т, т - номер компетенции по общему списку, то получаем следующую таблицу, где:
М - полное количество компетенций, которые совершенствуются и формируются вВИ ДПО;
у - номер учебной группы, у = 1, ..п..
Определенный набор компетенций есть в квалификационных требованиях каждой группы, а часть присуща только некоторым из
[Ц-Ц I]! V\ 11 T 1 ■ i j jf'l
1 M.-IJiV; IjJ ;fj} \ |
них. Исходя из данных таблицы, для каждой группы может быть составлен вектор компетенций. Например, для группы у
(у; К_1; К_2; К_3;... К М), (1)
где К_т - номер компетенции, стоящей в списке компетенций на т месте.
Если согласно квалификационным требованиям какие-то компетенции у группы не формируются, то на их месте должен стоять прочерк. Например:
(122; ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; -; -)
(243; ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ПК-1; ПК-2; ПК-3; -; - ;ПК-6; ПК-7)
Поэтому каждый слушатель за период переподготовки может быть описан подобным вектором, только вместо номера компетенции будет стоять оценка этой компетенции:
^cjJ 0сМ_К_1> ®сл1_К_2> °ст_К_3> 0сж_К_м)> (2)
где:
у - номер группы, в которой слушатель обучался, у = 1, ..щ п - количество групп ежегодно выпускающихся ВИ ДПО;
NcM - идентификационный номер слушателя в базе данных ВИ ДПО, i = 1,..R;
R - количество обучающихся в одном выпуске ВИ ДПО; О . ^ - оценка компетен-
сль К_т
ции К_т, т = 1, ..М.
Таблица
Стандартизированные компетенции, которые должны иметь слушатели по окончании образовательного процесса в ВИ ДПО
№
№ компетенции
Группы 1 2 3 4
1 K_1 K_2 K_3 K_4
2 KJ K_2 K_3 K_4
n-1 K_1 K_2 K_3 K_4
n K_1 K_2 K_3 K_4
М-2
М-1
М
К т
KJM-2)
KJM-1)
К М
К 5
К б
К т
KJM-1)
К М
К т
К М
К б
К т
KJM-2)
KJM-1)
К М
S* ,.
MiIAZA.
№
Iii
Предложенный подход позволяет оценить уровень образовательной деятельности ВИ ДПО. Совокупность векторов оценок компетенций всех слушателей, прошедших переподготовку в ВИ ДПО, в данном учебном году позволяет построить общую матрицу оценок компетенций. Строки этой матрицы представляют собой вектора оценок компетенций отдельного слушателя:
(3)
1 NM Осл\_К l • .. a„
1 NM Осл2_К_\ .. a,
i N*m ОслЯ\ К 1 . . OcnRX
2 NaW+l Oc.iRU\_K_\ . OcnRU]
п Na*-1 С) aiR-\_K_\ .. oZ
п Nc,r OcnR_K_ 1 . .. a*
где:
у - номер группы, в которой слушатель обучался, j = 1, ..п;
Ncлi- идентификационный номер слушателя в базе данных ВИ ДПО, * = 1, .Я;
О . г - оценка компетен-
слъ К_т ^
ции К_т, т= 1, ..М;
Н - количество слушателей в учебной группе с номером у. Причем
М = Д (4)
Первый столбец этой матрицы - номер учебной группы. Второй — номер слушателя по общему списку выпуска. Столбцы с третьего по М-й оценки, полученные слушателями за совершенствованные и вновь сформированные во время образовательного процесса компетенции. Первые строк описывают учебную с № 1. Строки с номером +1 по + Я2 - данные по учебной группе № 2, в которой человек. И так далее. Последние Ип строк соответствуют данным учебной группы № п.
При переходе в подготовке специалистов со «знаниево-го» подхода на компетентност-ный в конце образовательного процесса можно оценивать не только знания, умения и навыки выпускников, но и прово-
дить оценку тех компетенции, формирование и совершенствование которых заложено в образовательный процесс.
Использование метода формирования матрицы оценки компетенций позволяет получить результаты, заложенные в квалификационных требованиях.
2. Оценка компетенций выпускников ВИ ДПО ВУНЦ ВМФ «BMA».
В настоящее время оценки слушателям ставятся преподавателями-предметниками, которые определяют уровень знаний и умений по их предмету. В приложении к полученному диплому о переподготовке (повышении квалификации) офицер-выпускник получает набор оценок по предметам, несмотря на то, что в квалификационных требованиях прописаны компетенции, которые должен совершенствовать и которые должны быть сформированы в течение образовательного процесса.
В современной литературе представлено множество подходов к оценке компетенций. Авторы в основном исходят из того, что компетенция базируется на знаниях, умениях и навыках. Следовательно, оценка компетенции должна быть интегральной от оценки знаний, оценки умений и оценки навыков. Но в каком отношении эти оценки должны быть между собой - этот вопрос на данный момент не решен.
Знания являются важной составляющей компетенции, но они ее не подменяют. Умение применить знания в своей профессиональной деятельности отличает компетентного специалиста, а сама компетенция представляет собой целостную структуру. При отсутствии общепринятого критериального механизма оценки компетенций авторы предлагают следующее.
Оценка компетенций должна осуществляться группой экспертов (коллектив кафедры или аттестационная комиссия от зачета до итогового междисциплинарного экзамена). При этом оценивать компетенцию целесообразно в целом, не разбивая на составляющие. Ориентиром для окончательной оценки компетенции в этом случае служат оценки, полученные слушателями по всем видам промежуточного контроля.
По завершении образовательного процесса, если обучаемый полностью овладел компетенциями по своей военной специальности, он может быть описан вектором оценок:
(у;Л^; 5; 5; 5; ...; 5), (5)
где:
у - номер группы, в которой слушатель обучался, у = 1, ..щ
Исл. - идентификационный номер слушателя в базе данных ВИ ДПО, I = 1,
5 - максимальная оценка по каждой компетенции.
В общем случае для каждого обучаемого вектор оценок компетенций будет иметь вид:
ОСЛ1_К_1> 0Сл1_К_2>
о * о\ о . г пХ (6)
где:
ЫсМ - идентификационный номер слушателя в базе данных ВИ ДПО;
у - номер группы, в которой слушатель обучался;
О - оценка компе-
тенции К-т, значения О . ^
^ 7 слъКт
принадлежат отрезку [0 ;1], 171=1, ..М.
Когда есть способ определения оценки компетенций, появляется возможность анализа результатов образовательного процесса.
Во-первых, на основе средней оценки по всем компетенциям получаем возможность сравнить подготовленность
слушателей между собой и даже составить их рейтинг. Для этого от матрицы оценки компетенций можно перейти к матрице средних оценок компетенций слушателей:
1 N сл\ ^Усл\_ср
1 N ел2 У^г ся1_ср
1 N aiR\ OaiR\_cp
2 N слЯ 1+1 v_y слЯ\+\_ср
(;'; Ol ; О 2 ;
— СР-Г — СР-Г
— ч>_/
От
— ср_1
Е (О m .)
g=lv — слд_/
Rj
где:
у - номер учебной группы;
От . - оценка за компетенцию ш слушателя с номером елд, q = 1-й., т = 1, ..М;
Л. - количество слушателей в группе с номером ].
Причем
Е Д. = Д.
у = 1 /
Таким образом, получаем матрицу оценок компетенций всего выпуска по учебным группам.
1 о_\9
2 0_ 1
О 2
— ч>
О 2
О 1 0 2
О M
— ср
О M
— ф
О M
(Ю)
, (7)
п N слЯ-1 ^ слЯ-1 . /7 ТУ" слД УУ слЯ ср /
где:
у - номер группы, в которой слушатель обучался, у = 1, ..п;
Ысл. - идентификационный номер слушателя в базе данных ВИ ДПО, I = 1, ..Д;
О . - средняя оценка
СЛ1_Ср г- г-1 —1
компетенции слушателя с номером 7Усл.;
К - количество слушателей в учебной группе с номером у.
М = Д (4)
Проранжировав последний столбец матрицы (7), получим ранг каждого слушателя.
Во-вторых, появляется возможность сравнивать между собой отдельные группы. Используя вектора оценок компетенций всей группы, получаем вектор средней оценки компетенций для каждой группы, который имеет вид:
<8> где:
у - номер учебной группы; 0_тср - средняя оценка за компетенцию в учебной группе у, т = 1, ..М.
(9)
Сравнивая оценки компетенции разных групп, можем сделать следующие выводы:
- у какой группы какая компетенция лучше сформирована;
- сопоставить уровни подготовленности слушателей разных групп.
Таким образом, в результате анализа квалификационных требований учебных групп ВИ ДПО ВУНЦ ВМФ «BMA» с одинаковыми сроками обучения было выявлено, что большинство общих компетенций учебных групп одинаковы.
Каждая из компетенций описывает определенный вид деятельности. Т.к. деятельность не меняется в зависимости от специальности, а меняется только предмет деятельности, предлагается стандартизировать компетенции по виду этой деятельности, что позволяет сформировать матрицу компетенций учебных групп, а на ее основе создать матрицу оценок компетенций всего выпуска. Это позволит иметь полную картину успеваемости учебных групп и всего выпуска для начальников кафедр и командования ВИ ДПО.
Для оценки компетенций предлагается: во-первых, оценивать компетенцию в целом, не разбивая на составляющие, группой экспертов. Под группой экспертов понимается коллектив выпускающей кафедры или аттестационная комиссия. Тогда в конце
обучения каждый слушатель может быть описан вектором вида (6), состоящего из оценок компетенций, заложенных в квалификационных требованиях.
Предлагаем по окончании переподготовки, повышения квалификации в приложении к диплому выпускника ВИ ДПО во вкладыш перед оценками по предметам добавить оценки компетенций согласно квалификационным требованиям военной специальности. "
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий AJÍ. Компе-тентностный подход и теория контекстного обучения. - М., 2004.
2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. -М., 2004.
3. Дробот И.С. Конструктивный подход к формированию компетенций в военном вузе// Aima mater (вестник высшей школы), 2015. № 2.
4. Катаев О.Д., Пахо-мов Е.С., Шустова H.A., Явственный В.Н. Промежуточный отчет о НИР «Разработка и апробация процессно-функ-циональной модели системы управления качеством образования в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (шифр «Качество-20»). - СПб.: ВИ ДПО ВУНЦ ВМФ «BMA», 2016.
5. Сборник квалификационных требований к уровню подготовки специалистов для замещения воинских должностей командиров (старших помощников, помощников) кораблей и флагманских специалистов соединений кораблей и минимуму содержания дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки. - СПб.: ВУНЦ ВМФ «BMA», 2016.