Научная статья на тему 'Стандартизация деятельности среднего медицинского персонала, как механизм совершенствования работы медицинской службы промышленного предприятия'

Стандартизация деятельности среднего медицинского персонала, как механизм совершенствования работы медицинской службы промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
819
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
FELDSHER’S STATION / WORKERS’ HEALTH / HEALTH SERVICE / INDUSTRIAL ENTERPRISE / STANDARDIZATION OF NURSING STUFF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корнияшева Любовь Петровна, Чернышев Владимир Михайлович, Потеряева Елена Леонидовна, Стрельченко Оксана Владимировна, Чебыкин Дмитрий Викторович

В статье представлен материал по организации функционирования производственной медицинской службы. Авторами описываются основные направления деятельности медицинской службы предприятия: процессы обеспечения выполнения стандартов, оказания неотложной и первой медицинской помощи, профилактики и лечения работников предприятия; приведены результаты собственного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корнияшева Любовь Петровна, Чернышев Владимир Михайлович, Потеряева Елена Леонидовна, Стрельченко Оксана Владимировна, Чебыкин Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZED ACTIVITY OF MEDICAL PERSONNEL AS ADVANCING MECHANISM FOR MEDICAL SERVICES OF INDUSTRIAL ENTERPRISE1SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment»

The material on the functioning organization of productive health service is presented in the article. Authors describe the main activities of health service of the enterprise: processes of ensuring implementation of standards, rendering emergency medical service, prophylaxis and treatment of employees of the enterprise; results of the research are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Стандартизация деятельности среднего медицинского персонала, как механизм совершенствования работы медицинской службы промышленного предприятия»

№ 6 - 2012 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки УДК 614.253.52.006:614.255.3

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, КАК МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Л. П. Корнияшева1, В. М. Чернышев1,2, Е. Л. Потеряева1, О. В. Стрельченко2, Д. В. Чебыкин1

1ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития (г. Новосибирск)

2ФГБУЗ «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического

агентства» (г. Новосибирск)

В статье представлен материал по организации функционирования производственной медицинской службы. Авторами описываются основные направления деятельности медицинской службы предприятия: процессы обеспечения выполнения стандартов, оказания неотложной и первой медицинской помощи, профилактики и лечения работников предприятия; приведены результаты собственного исследования.

Ключевые слова: медицинская служба, промышленное предприятие, фельдшерский здравпункт, стандартизация сестринской деятельности, здоровье работающих.

Корнияшева Любовь Петровна — начальник отделения среднего и младшего медицинского персонала медицинского консультативного центра ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 229-10-14, e-mail: luba151153@mail.ru

Чернышев Владимир Михайлович — доктор медицинских наук, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППВ ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», заведующий отделом науки и инновационной деятельности ФГБУЗ «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства», рабочий телефон: 8 (383) 346-33-32, е-mail: chernyshe-vladimir@yandex.ru

Стрельченко Оксана Владимировна — кандидат медицинских наук, директор ФГБУЗ «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства», рабочий телефон: 8 (383) 223-25-25, е-mail: somc.glav@mail.ru

Потеряева Елена Леонидовна — доктор медицинских наук, профессор, проректор по лечебной работе, заведующий кафедрой неотложной терапии с эндокринологией и

профпатологией ФПК и 1111В ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 222-26-01

Чебыкин Дмитрий Викторович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, докторант ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: orgzdrav@ngs.ru

Создание и развитие системы стандартизации в здравоохранении обусловлено объективной социально-экономической необходимостью. В Программе развития сестринского дела в РФ на 2010-2020 годы сказано: «Целью развития сестринского дела является повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала. Одной из основных задач развития сестринского дела является стандартизация практической деятельности специалистов со средним медицинским образованием». Это предполагает внедрение новых организационных форм работы с пациентами, использование в деятельности профессиональных стандартов и постоянное повышение квалификации.

При изменении системы оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий фактически были утрачены медико-санитарные части на многих предприятиях, в связи с чем фельдшерские здравпункты стали одной из самых важных структур в системе организация медицинской помощи рабочим и служащим. Фактически вся профилактическая и лечебно-оздоровительная работа проводится ими

непосредственно на предприятиях с активным вовлечением в процесс специалистов со средним медицинским образованием. Чтобы эффективно и качественно выполнять свои обязанности, сестринскому персоналу необходимо четко знать границы полномочий и ответственности, объем возложенных на них обязательств.

Безусловно, залогом эффективной и качественной медицинской помощи является её унификация на основе стандартов оказания медицинской помощи и ухода за больными. Обязательность исполнения и единое содержание гарантирует доступную качественную медицинскую помощь. Это и послужило поводом к тому, что нами был проведен анализ имеющихся стандартов, регламентирующих деятельность специалистов со средним медицинским образованием. При этом мы не обнаружили среди них адаптированных к использованию на здравпунктах промышленных предприятий. Далее были определены основные принципы функционирования медицинской службы на промышленном предприятии:

1. профилактическая направленность работы, основанная на данных мониторинга состояния здоровья работников и факторов, влияющих на него;

2. максимальное приближение медицинских подразделений к местам работы обслуживаемого контингента, обеспечение преемственности на различных этапах оказания медицинской помощи;

3. комплексный подход к охране здоровья работников, включающий в себя координацию действий со службами предприятия, учреждениями муниципального и государственного здравоохранения, активное участие медицинских работников в планировании и реализации всех мероприятий по охране труда и технике безопасности работающих;

4. повышение качества оказания медицинской помощи на основе стандартизации оснащения здравпунктов и деятельности специалистов со средним медицинским образованием;

5. постоянная готовность к оказанию своевременной и эффективной неотложной медицинской помощи.

Признавая приоритетность профилактической направленности в работе медицинской службы промышленного предприятия, в том числе фельдшерских здравпунктов, нами было принято решение в начале подготовить стандарты для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях, так как от этого во многом зависит не только восстановление здоровья, но и нередко сохранение жизни работающих.

Предварительно нами была изучена (проведен опрос) осведомленность фельдшеров здравпунктов в вопросах стандартизации их деятельности. Установлено, что о стандартизации в здравоохранении знает 70 % опрошенных, о том, что есть стандарты для специалистов со средним медицинским образованием — только 65 % респондентов, проявили интерес к разработке стандартов 37 %. Использовали в своей работе стандарты и другие документы, регламентирующие деятельность медработников со средним медицинским образованием, 58 %, из числа принявших участие в опросе, 26 % хотели бы использовать их в своей работе, 7 % затруднились ответить, а 9 % не считали целесообразным применять стандарты.

Исходя из полученных результатов, нами была определена дальнейшая тактика разработки и внедрения стандартов в работу фельдшеров здравпунктов, которая предусматривала:

• проведение разъяснительной работы среди сотрудников здравпунктов о целесообразности организации их деятельности на основе стандартов;

• подготовка новых стандартов и подбор уже существующих;

• обучение персонала работе со стандартами;

• контроль за усвоением ими навыков использования стандартов;

• определение эффективности внедрении стандартов в работу сотрудников здравпунктов.

Стандарты создавались на базе методических рекомендаций, руководств, монографий и документов, регламентирующих деятельность персонала здравпунктов и др.

Они готовились ни как минимальный уровень оказания помощи, а как минимально достаточный, т. е. это та помощь, которая обеспечивает лучшие результаты на базе современного уровня знаний и технологий при минимально необходимых тратах на нее.

После завершения намеченных нами мероприятий был проведен повторный опрос сотрудников здравпунктов. При этом количество лиц, знающих о стандартах в здравоохранении, увеличилось в полтора раза и составило 93 %. Одобрили внедрение стандартов 78 %, больше половины опрошенных (52 %) отметили, что их введение облегчило работу. 49 % считают, что повысилось качество медицинской помощи, 29 % указали, что экономится время на проведение процедур.

Для оценки эффективности внедрения стандартов медицинской помощи на доврачебном этапе нами был проведен анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности (2007-2009 годы) работников горно-обогатительного комбината ЗАО АК «АЛРОСА» (г. Мирный), на котором и были внедрены наши стандарты. Общее количество работающих на комбинате было 3591 человек, соотношение полов составило 2:1 (мужчины/женщины).

За анализируемый период число случаев нетрудоспособности на 100 работающих сократилось (см. табл.) на 6,4 %, с 75,9 случаев (2007 год) до 71,1 (2009 год). Средний показатель по стране колебался в те годы от 60-ти до 120-ти случаев на 100 работающих.

Произошло существенное сокращение (на 12,6 %) числа дней нетрудоспособности на 100 работающих (см. табл.) с 1403,4 до 1225,8, вместе с тем этот показатель несколько выше максимального уровня по стране (1200 дней на 100 работающих).

Динамика изменения некоторых показателей заболеваемости с временной утратой

трудоспособности (2007-2009 годы)

Годы Число случаев нетрудоспособности на 100 работающих Темпы изменения показателя,% Число дней нетрудоспособности на 100 работающих Темпы изменения показателя

2007 75,94 — 1403,42 —

2008 81,07 +6,7 % 1398,12 —4 %

2009 71,08 — 12,3 % 1225,77 — 12 %

Внедрение стандартов способствовало тому, что улучшилось оснащение здравпунктов, персонал стал тратить меньше времени на оказание медицинской помощи, сократилось количество посещений по поводу заболеваний, что позволило сотрудникам здравпунктов активней заниматься вопросами профилактики. За три года увеличился до 100 % охват медицинскими осмотрами рабочих, занятых во вредных условиях труда (в соответствии с приказом № 302-н Минздравсоцразвития России от 12.04.2011), который в 2007 году не превышал 86 %.

Заключение. Подготовка и внедрение стандартов в работу сотрудников здравпунктов промышленных предприятий способствовало рационализации их деятельности,

повышению качества оказываемой ими медицинской помощи, снижение заболеваемости работников предприятия.

Список литературы

1. Профессиональный риск для здоровья работников : руководство / Под ред.

Н. Ф. Измерова, Э. И. Денисова. — М. : Тровант, 2003. — С. 7-8.

2. Шаровар Т. М. Основные направления развития и совершенствования медицинской помощи работающим на промышленных предприятиях / Т. М. Шаровар // Пути повышения качества и эффективности медицинской помощи городскому населению и рабочим промышленных предприятий // Сб. науч. тр. — М., 1987. — С. 73-77.

3. Вялков А. И. Стандартизация как основа создания государственной программы обеспечения качества медицинской помощи / А. И. Вялков // Вестн. обязательного мед. страхования. — 2001. — № 3. — С. 3-8.

4. Вялков А. И. Показатели эффективности деятельности медицинских учреждений / А. И Вялков // Гл. врач. — 2005. — № 4. — С. 27-37.

5. Папук Е. М. Стандартизация в сестринском деле / Е. М. Папук // Сестр. дело. — 2011. — № 3. — С. 36-39.

STANDARDIZED ACTIVITY OF MEDICAL PERSONNEL AS ADVANCING MECHANISM FOR MEDICAL SERVICES OF INDUSTRIAL

ENTERPRISE

1 12 1 2 1 L. P. Korniyasheva , V. H. Chernyshev ’ , Е. L. Poteryaeva , О. V. Strelchenko , D. V. Chebykin

!SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.) 2FSBHE «Siberian district medical center of Federal medico-biological agency» (Novosibirsk c.)

The material on the functioning organization of productive health service is presented in the article. Authors describe the main activities of health service of the enterprise: processes of ensuring implementation of standards, rendering emergency medical service, prophylaxis and treatment of employees of the enterprise; results of the research are demonstrated.

Keywords: health service, industrial enterprise, feldsher’s station, standardization of nursing stuff activity, workers’ health.

About authors:

Korniyasheva Lyubov Petrovna — chief of middle and junior medical personnel unit at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», office phone: 8 (383) 229-10-14, e-mail: luba151153@mail.ru

Chernyshev Vladimir Mikhaylovich — doctor of medical sciences, professor of health care and public health organization chair of FAT & PDD at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», head of science and innovative activity department at FSBHE «Siberian district medical center of Federal medico-biological agency», office phone: 8 (383) 346-33-32, e-mail: chernyshe-vladimir@yandex.ru

Strelchenko Oksana Vladimirovna — candidate of medical sciences, director of FSBHE «Siberian district medical center of Federal medico-biological agency», office phone: 8 (383) 223-25-25, e-mail: somc.glav@mail.ru

Poteryaeva Elena Leonidovna — doctor of medical sciences, professor, pro-rector of medical work, head of emergent therapy with endocrinology and occupational pathology chair of FAT & PDD at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», 8(383) 222-26-01

Chebykin Dmitry Viktorovich — candidate of medical sciences, assistant professor of public health and health services department at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: ordzdrav@ngs.ru

List of the Literature:

1. Professional risk for workers’ health: guidance / Under the editorship of N. F. Izmerov, E. I. Denisov. — M: Trovant, 2003. — P. 7-8.

2. Sharovarov T. M. The main directions of development and improvement of medical care for workers of industrial enterprises / T. M. Sharovarov // Ways of improvement of quality and efficiency of medical care to urban population and workers of the industrial enterprises // Sb. scien. bul. — M, 1987. — P. 73-77.

3. Vyalkov A. I. Standardization as basis of creation of state program of ensuring the medical care quality / A. I. Vyalkov // Bul. obligatory medical insurance. — 2001 . — № 3. — Page 3-8.

4. Vyalkov A. I. Indicators of efficiency of activity of medical institutions / A. I. Vyalkov / Head physician. — 2005 . — № 4. — P. 27-37.

5. Papuk E. M. Standardization in nursing business / E. M. Papuk // Nursing business. — 2011. — № 3. — P. 36-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.