№ 4 - 2012 г. 08.00.00 экономические науки
УДК 614.253.52:614.2
СЕСТРИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Е.П. Жаворонков, Ю.О. Ким, Т.Г. Николаева, Н.В. Куликова
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития (г. Новосибирск)
В статье рассматривается проблема развития сестринских служб медицинских организаций в условиях реформирования здравоохранения. Авторы указывают на необходимость реорганизации существующей структуры управления сестринским персоналом лечебно-профилактических учреждений с использованием инновационного подхода.
Ключевые слова: реформа здравоохранения, сестринский персонал ЛПУ, структура правления, реорганизация.
Жаворонков Евгений Павлович — доктор технических наук, профессор кафедры экономики и управления в здравоохранении ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-36-80, е-mail: [email protected]
Ким Юрий Олегович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой сестринского дела ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 228-50-69, е-mail: [email protected]
Николаева Татьяна Георгиевна — ассистент кафедры сестринского дела ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 228-50-69, е-mail: [email protected]
Куликова Наталья Виталиевна — ассистент кафедры сестринского дела ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 228-50-69, е-mail: [email protected]
Одной из тенденций мирового здравоохранения является повышение роли сестринского персонала с различным уровнем подготовки и, в частности, широкое использование сестринских кадров в управлении [7]. Появление новых специалистов — лидеров сестринского дела — заставляет пересмотреть сложившиеся стереотипы на роль и функцию медицинских сестер.
Эффективное управление сестринским персоналом является одним из приоритетных направлений «Отраслевой программы развития сестринского дела в РФ». В современных условиях дефицита кадровых и финансовых ресурсов для руководителей сестринских служб определена одна из основных задач в развитии персонала — формирование медицинской сестры новой формации: высококвалифицированного специалиста,
способного принимать решения и обладающего самостоятельностью в пределах своей компетенции.
Успех реформирования управления сестринским делом в значительной степени зависит от руководителей сестринских служб. Сестры-организаторы работают в условиях глубоких противоречий. С одной стороны, перед ними — «Отраслевая программа развития сестринского дела в РФ», перспективная, новая, достаточно высоко ставящая организаторскую планку, с другой — преобладание на практике устаревшего стереотипного подхода к сестринскому персоналу, когда в лечебных учреждениях в медсестрах видят только послушных исполнителей. В таких условиях непросто реализовать реформы, приходится преодолевать массу противоречий [5].
За последние 10-15 лет выявилось несовершенство организации управления сестринской службой в нашей стране. Анализ ситуации, сложившейся в сестринском деле, указывает на ряд нерешенных проблем, в том числе недостаточное нормативно-правовое обеспечение и несовершенство системы управления деятельностью сестринского персонала, малоэффективное использование кадров в практическом здравоохранении.
Неэффективность традиционной системы управления проявляется в возникающих проблемах координации деятельности сестринских структур, двойном подчинении и т. д. В настоящее время должностные функции организаторов сестринского дела недостаточно четко регламентированы. Обращает на себя внимание ограниченность прав организаторов сестринского дела, а с другой стороны, на них возложено огромное количество хозяйственных обязанностей, как правило, никак не систематизированных.
Негативным фактором, затрудняющим работу главных специалистов по сестринскому делу, является внештатный характер их деятельности на этом посту, а также огромные нагрузки на основной работе.
Вопросы, связанные с управлением сестринским персоналом, в литературе поднимаются довольно часто. Много публикаций посвящено опыту внедрения технологий сестринского процесса. Коллеги из разных регионов описывают преобразования, которые им удалось провести в своих лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ). Достаточно подробно перечислены все функции медсестры-менеджера [1, 3, 4, 7, 9].
Однако на сегодняшний день практически нет разработанной модели управления персоналом на уровне учреждения здравоохранения, позволяющей оптимизировать деятельность не только руководителей сестринской службы, но и всего среднего медицинского персонала.
Поэтому крайне важно на примере конкретного ЛПУ проанализировать, готовы ли руководители сестринских служб к решению новых задач, поставленных перед ними в области реформирования сестринского дела. Необходимо выяснить, стоит ли оптимизировать существующую структуру управления сестринским персоналом. Это побудило нас подойти к изучению данной проблемы, что и явилось целью проводимого нами исследования инновационного изменения в модели управления сестринским персоналом ЛПУ, некоторые результаты которого изложены в подготовленной для печати следующей статье.
Во всем мире инновационную деятельность в сестринском деле рассматривается как основа ежедневной практики, направленная на повышение качества ухода за пациентами и снижение стоимости услуг системы здравоохранения. Потребность в инновационных решениях очень высока, так как именно сегодня системы здравоохранения борются за обеспечение доступных, безопасных и эффективных услуг при одновременном сдерживании роста их себестоимости. Однако вклад медицинских сестер в инновационную деятельность не всегда признаваем и известен как среди самого сестринского сообщества, так и среди широких слоев населения [6].
Международный совет медицинских сестер считает, что сестринские инновации — основной источник развития систем здравоохранения во всем мире, так как медицинские сестры работают во всех медицинских учреждениях, со всеми типами пациентов, семей, сообществ, взаимодействуя как с работниками системы здравоохранения, так и со специалистами других отраслей. Инновации в сестринской практике чаще всего являются процессом постоянного пересмотра, обновления и улучшения результатов. И хотя они не приводят к значительным достижениям, о которых «звонят на всех углах», они способствуют повышению компетентности сестринского персонала и занимают центральное место в обеспечении и улучшении качества ухода [6].
Одним из примеров сестринских инноваций может служить организация периоперативного процесса в одной из медицинских организаций г. Омска. Потребность пациентов хирургического профиля в сестринской помощи возникает с момента поступления в стационар и необходима для восстановления утраченных функций организма, повышения самоухода и качества жизни пациента. С целью определения уровня информированности пациентов в пред- и послеоперационном периоде, а также с целью определения приоритетных психологических проблем пациентов в эти периоды нами было проведено анкетирование пациентов хирургического отделения. Анализ анкетирования показал, что перед операцией в первую очередь пациентов интересует информация о возможных исходах и осложнениях предстоящей операции; уровне инфекционной безопасности; болевых ощущениях во время и после операции. В меньшей степени пациентов интересует квалификация медицинского персонала и надежность медицинского оборудования, все пациенты перед операцией испытывают тревогу и чувство страха. При этом 80 % опрошенных считает, что информация о предстоящей операции помогает справиться с тревогой и успокоиться. Пациенты хирургического профиля страдают от недостатка информированности и хотели бы получать информационное сопровождение на всех этапах лечения, причем все пациенты хотят, чтобы весь период пребывания в хирургическом отделнии их сопровождала одна и та же медицинская сестра. Все пациенты считают, что необходимо больше уделять внимания таким вопросам, как помощь в преодолении тревоги и страха перед операцией, обеспечение сохранения чувства собственного достоинства пациента, своевременное получение инструкций, четко определяющих действия пациентов в различных ситуациях, создание обстановки тишины, покоя и доброжелательного отношения персонала к пациентам, участие медсестры в решении проблем пациента.
На основании данных, полученных во время исследования, было принято решение об организации работы сестринского персонала по технологии «периоперативный процесс». На организационном этапе был разработан пакет документов: должностные инструкции, сестринская документация, стандарты практической деятельности медицинской сестры, рекомендации пациентам и их родственникам, а также введена в штатное расписание должность периоперативной медицинской сестры, которая возглавляет сестринскую бригаду по уходу за пациентами.
Периоперативный процесс осуществляет бригада специалистов, а также пациенты и члены их семей, которые обязательно должны быть включены в процесс постановки цели и выработки плана по уходу. Они должны получить специальную информацию, чтобы сделать процесс принятия решения более легким. Периоперативная медицинская сестра сопровождает пациента в течение всего времени его пребывания в хирургическом отделении, при этом она не подменяет действия медицинских сестер, а координирует деятельность сестринского персонала на всех этапах периоперативного процесса (предоперационном, операционном и послеоперационном). Она следит за соблюдением стандартов выполнения тех или иных манипуляций, определяет факторы риска развития осложнений, проводит оценку функциональной независимости и потребностей пациента, разрабатывает план ухода, а также проводит школу здоровья с послеоперационными пациентами и их родственниками. При выписке периоперативная медицинская сестра проводит беседу с пациентом и родственниками, предоставляет выписку из сестринской карты наблюдения, обучающую информацию по уходу и рекомендации.
Периоперативная программа прошла апробацию в III квартале 2009 года. В эксперименте приняли участие 150 пациентов. Деятельность медицинских сестер на разных этапах периоперативного процесса оценивала инициативная группа, состоящая из практикующих врачей, медицинских сестер и представителей администрации.
С целью оценки эффективности периоперативного процесса и определения уровня удовлетворенности пациентов качеством сестринской помощи по новой технологии было проведено анкетирование пациентов. Все пациенты отметили, что получают от медицинских сестер всю необходимую информацию на всех этапах периоперативного процесса, все пациенты довольны тем, что в период лечения их сопровождала одна и та же медицинская сестра, все пациенты принимают участие в планировании ухода и довольны качеством ухода.
Данная модель периоперативного процесса способствует:
• согласованности действий, обеспечивающих непрерывный сестринский уход в периоперативный период;
• своевременности выявления факторов риска, что позволяет избежать развития многих осложнений в раннем послеоперационном периоде;
• обеспечению преемственности в работе медицинской сестры профильного отделения, медсестры-анестезиста и операционной медсестры.
Внедрение в сестринскую практику модели периоперативного процесса способствует повышению уровня удовлетворенности пациентов хирургического отделения в уходе, качестве сестринского обслуживания, психологической и информационной поддержке и реабилитационных мероприятиях.
Сопоставив данные инициативной группы и результаты анкетирования, мы сделали вывод, что руководители ЛПУ, врачи и сестринский персонал готовы к работе в условиях периоперативного процесса, отметили востребованность усовершенствованного сестринского сопровождения у пациентов хирургического профиля в рамках инновационной технологии [2].
Список литературы
1. Жаворонков Е. П. Факторы мотивации труда медицинских сестер ЛПУ [Электронный ресурс] / Е. П. Жаворонков, Ю. О. Ким, Т. Г. Николаева,
Н. В. Куликова // Медицина и образование в Сибири : электронный научный
журнал. — 2012. — № 2. — Режим доступа :
http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=637
2. Инновационные технологии в работе сестринского персонала хирургического отделения / Ю. О. Ким, Т. Г. Николаева, Н. В. Куликова, Б. Г. Турабаева // Сб. материалов IX Российско-Германской научно-практической конференции имени Р. Коха и И. Мечникова. — Новосибирск, 2010. — С. 132-133.
3. Кормачева Н. А. Опыт организации работы по охране труда в учреждениях здравоохранения Красноярского края / Н. А. Кормачева // Здравоохранение. —
2003. — № 9. — С. 12-15.
4. Косарева Н. Н. Управление сестринским персоналом как одна из составляющих качества сестринской медицинской услуги / Н. Н. Косарева // Гл. мед. сестра. —
2004. — № 2. — С. 29-36.
5. Логинова И. И. О роли психологических знаний в управлении сестринским персоналом / И. И. Логинова // Гл. мед. сестра. — 2003. — № 7. — С. 71-74.
6. Островская И. В. Медицинские сестры и инновационные технологии в здравоохранении / И. В. Островская // Мед. сестра. — 2009. — № 3. — С. 4-9.
7. Павлов Ю. И. Совершенствование структуры управления сестринской службы многопрофильного ЛПУ / Ю. И. Павлов // Гл. мед. сестра. — 2003. — № 6. — С. 39-42.
8. Программа развития сестринского дела в России на 2010-2020 года. —
Екатеринбург, 2009.
9. Хейфец А. С. Старшая медицинская сестра — непосредственный руководитель и организатор работы сестринского и младшего медицинского персонала отделений ЛПУ / А. С. Хейфец // Гл. мед. сестра. — 2004. — № 1. — С. 16-23.
NURSING STAFF OF MEDICAL ESTABLISHMENTS AT HEALTH CARE REFORMING
E.P. Zhavoronkov, Y.О. Kim, Т.G. Nikolaeva, N.B. Kulikova
SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.)
The problem of development of nurse care service at medical establishments at health care reforming is considered in article. Authors indicate the need in reorganization of existing structure of nursing staff management at treatment-and-prophylactic establishments using innovative approach.
Keywords: health care reform, nursing staff of PME, board structure, reorganization.
About authors:
Zhavoronkov Evgeny Pavlovich — doctor of technical sciences, professor at economy and management in health-care department SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», office telephone: (383) 225-36-80, e-mail: [email protected]
Kim Yuri Olegovich — doctor of medical sciences, professor, head of nurse care chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8(383) 228-50-69, e-mail: [email protected]
Nikolaeva Tatyana Georgievna — assistant at nurse care chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8(383) 228-50-69, an e-mail: [email protected]
Kulikova Natalia Vitalievna — assistant at nurse care chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8 (383) 228-50-69, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Zhavoronkov E. P. Motivation factors of nurses work at PME / E. P. Zhavoronkov,
Y. O. Kim, T. G. Nikolaeva, N. V. Kulikov // Medicine and education in Siberia: electron scientific magazine. — 2012. — № 2. — Access mode:
http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=637
2. Innovative technologies in work of nursing staff of surgical unit / Y. O. Kim, T. G. Nikolaeva, N. V. Kulikov, B. G. Turabaeva // Col. of materials of IX Russian-German scientific and practical conference n. a. R. Koch and I. Mechnikov. — Novosibirsk, 2010. — P. 132-133.
3. Kormacheva N. A. Experience of organization of labor protection work in health care establishments of Krasnoyarsk Krai / N. A.Kormacheva // Health care. — 2003. — № 9. — P. 12-15.
4. Kosarev N. N. Management of nursing staff as one of components of quality of nurse care service / N. N. Kosarev / Head nurse. — 2004. — № 2. — P. 29-36.
5. Loginov I. I. About role of psychological knowledge in management of nursing staff /
I. I. Loginov / Head nurse. — 2003. — №. 7. — P. 71-74.
6. Ostrovsky I. V. Nurses and innovative technologies in health care / I. V. Ostrovsky // Nurse. — 2009. — № 3. — P. 4-9.
7. Pavlov Y. I. Improvement of structure of nursing staff management of multi-field PME / Y. I. Pavlov / Head nurse. — 2003. — № 6. — P. 39-42.
8. The program of development of nurse business in Russia for 2010-2020. — Ekaterinburg, 2009.
9. Heifetz A. S. The head nurse as head and organizer of work of nursing and younger medical staff of units of PME / A. S. Heifetz / Head nurse. — 2004. — № 1. — P. 16-23.