Стандартизация бизнес-процессов в управлении
■ V V
инфраструктурой железной дороги
см см о см
о ш т
X
<
т О X X
Фадеева Наталья Владимировна,
канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом», Красноярский институт железнодорожного транспорта — филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», [email protected]
Статья посвящена специфике стандартизации бизнес-процессов в управлении инфраструктурой железной дороги. Рассмотрены предпосылки и причины имплементации стандартизации процессов в исследуемой и области. Рассмотрены принципы стандартизации процессов в области управления железнодорожной инфраструктурой. Выявлены особенности и недостатки корпоративной системы стандартизации ОАО «Российские железные дороги». Среди перспективных векторов развития стандартизации российских железных дорог отмечается создание машиночитаемых и машинопонимаемых стандартов, «оцифровка» бизнес-процессов в целях мониторинга целей и процессов, автоматического моделирования и отслеживания показателей КР1, управления рисками и возможностями. В целом отмечено, что глобальная тенденция в области управления железнодорожной инфраструктурой такова: человеческое присутствие в вопросах моделирования системы процессов, их исполнения и мониторинга сокращается в пользу автоматизации. Ключевые слова: инфраструктура, железная дорога, стандартизация, процессный подход, бизнес-процесс, управление железной дорогой
Как правило, любая хозяйственная структура в своем развитии проходит долгий путь от слабо организованного образования, ключевой целью которого является выживание, до отлаженной системы ведения бизнеса, руководители которого обладают возможностью управлять своим будущим и оптимизировать процессы по всей цепочке создания стоимости. Подобное развитие обусловлено целенаправленным совершенствованием системы управления на предприятии [1, с. 95]. Одним из наиболее эффективных «режимов» управления предприятиями на сегодняшний день считается процессный подход. Сущность процессного подхода к управлению заключается в рассмотрении деятельности компании как совокупности процессов; сотрудник при этом сосредоточен на достижении четких задач, объединенных в бизнес-процесс. Бизнес-процесс, следовательно, есть совокупность взаимосвязанных операций, направленных на реализацию бизнес-стратегии и функционирование бизнес-системы [10, с. 106].
Важным и даже, может быть, ключевым преимуществом процессного подхода исследователи считают возможность прозрачной алгоритмизации, стандартизации и протоколирования процессов. За счет стандартизации и детального регламентирования каждого из процессов сводится к минимуму человеческий фактор, вариативность в качестве и количестве производимого продукта и т. п.
Стандартизация - далеко не новое понятие в современной науке и практике; однако, процессный подход придал понятию «стандартизация» совершенно новые сущностные грани, позволив говорить о стандарте как о подробной пошаговой инструкции, обеспечивающей унификацию всех рутинных бизнес-процессов. Стандартизация бизнес-процессов являет собой требования, зафиксированные в корпоративных протоколах, инструкциях, регламентах и предъявляемые к способу и результату выполняемых работ в области разработки, производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, ремонта, утилизации, продажи, а также в процессах жизнеобеспечения предприятия [1, с.95].
Система стандартизации бизнес-процессов являет собой особую подфункцию деятельности предприятия, реализуемую посредством взаимосвязанных объектов стандартизации. (1) структурные подразделения и сотрудники, инициирующие и разрабатывающие документы по стандартизации, регулярно приводящие их в соответствие с изменениями внешней и внутренней среды, (2) подразделения и сотрудники, обеспечивающие реализацию стандартизированных процессов; (3) подразделения и сотрудники, обеспечивающие контроль качества исполнения процессов и их соответствие стандартизирующей документации; (4) комплект стандартов на бизнес-процессы [1, с. 98].
Результат стандартизации, таким образом, - некие технологические карты и маршруты для каждого исполнителя работ, которые, в свою очередь «встраиваются»
в технологические карты более высокого уровня (агрегированные бизнес-процессы [7, с. 70]). Наличие описания бизнес-процессов, указывают А. В. Яценко и Е. А. Боркова, приводит к прозрачности деятельности каждого работника, а его четкая фиксация в виде инструкции, протокола, служебного регламента позволит избежать многих недостатков устных приказаний начальства, распоряжений, действий по собственному усмотрению (в таких ситуациях, указывают авторы, «присутствует и когнитивное искажение, связанное со спецификой человеческой памяти» [14]).
Учитывая тот факт, что в фокусе настоящей статьи -специфика стандартизации бизнес-процессов при управлении железнодорожной инфраструктурой, считаем целесообразным рассмотреть предпосылки и причины имплементации стандартизации процессов в исследуемой нами области. Данная тематическая область исследований не является глубоко проработанной, но тем не менее, некоторые российские и зарубежные исследования в ее рамках уже накоплены (О. И. Литвинова [9], В. П. Куприяновский [8], Д. Н. Козаченко [6], В. Гапанович [4], N. Ghaemi, [15], С. Stenstrбm [16] и др.). Как указывает П. С. Боровков, развитие любой системы обладает определенным диалектизмом: факторы бурного роста производства и бизнеса постепенно привели к неэффективности «существующих "рельсов развития"» [3, с. 47]. Транспортная и смежные сферы, пожалуй, оказались одними из первых отраслей, преобразования в которых стали необходимостью.
Во всем мире частные и государственные предприятия, оказывающие услуги в области железнодорожных перевозок, массово переходят на процессный подход к управлению как наиболее эффективный как в целом, так и применительно к отраслевой специфике. Стандартизация процессов как один из неотъемлемых шагов при внедрении процессного подхода в управлении железнодорожной инфраструктурой обретает особенную важность по следующим причинам:
(1) территориальная экспансия железнодорожных сетей и, соответственно, самих хозяйственных единиц, управляющих ими, привела к невозможности управлять всеми подразделениями из одной штаб-квартиры при помощи функциональных рычагов, что, в свою очередь, потребовало унификации всех манипуляций и процедур, выполняемых работниками различных, дистанционно удаленных, подразделений;
(2) укрупнение железнодорожных предприятий в трансграничном масштабе, либо налаживание межстра-нового сотрудничества в области железнодорожной инфраструктуры и путей сообщений, что, в свою очередь, обусловило усложнение взаимосвязей процессов: даже стандартные бизнес-процессы теперь оказывались связанными с деятельностью подрядчиков, исполнителей, партнеров из разных регионов и стран, каждый из которых действует в рамках собственных традиций, стандартов и процессов;
(3) ослабление рыночных позиций прежних монополистов и появление частных перевозчиков, в том числе морских, автомобильных, авиа-, составивших конкуренцию железнодорожным компаниям, вследствие чего последние были вынуждены работать в новой высококонкурентной среде и соответствовать требованиям потребителей к качеству услуг в плане обеспечения индивидуальности подходов, сроков исполнения, предложения дополнительных услуг и продуктов.
Изначально управленцы отрасли, начав осознавать важность новых тенденций, предпринимали интуитивные попытки реформирования бизнеса, пытаясь проводить улучшения на базисе традиционных взглядов на управление, реструктуризировать работу подразделений, уточнять функциональную регламентацию, нанимать более квалифицированный персонал. Впоследствии возникла необходимость полного пересмотра методологии управления, что, собственно, и привело к переходу на процессный подход к управлению и полную стандартизацию процессов как его компонента. Ранее нами предпринимались попытки регламентации и стандартизации бизнес-процессов в сфере транспорта [1820] с целью повышения качества оказываемых перевозчиком транспортных услуг. Кроме того, цифровая технологическая трансформация мирового и регионального экономического пространства невозможна без «оцифровки» и стандартизации бизнес-процессов [21].
Стандартизация - действенный метод повышения эффективности деятельности экономического субъекта [5, с. 20]. Стандартизация в области управления железнодорожной инфраструктурой соответствует тем же принципиальным положениям, что и стандартизация иных областей:
(1) разработка стандартов, описаний бизнес-процессов, инструкций и протоколов проводится при учете научных достижений;
(2) стандарты, описания, инструкции и протоколы отвечают требованиям заинтересованных сторон, учитывают тенденции развития соответствующих подотраслей;
(3) стандарты, описания, инструкции и протоколы составляются исходя из цели описываемого ими бизнес-процесса;
(4) стандарты, описания, инструкции и протоколы составляются таким образом, чтобы при ротации сотрудников реализовать описанные в них процедуры мог реализовать новый исполнитель.
Рассмотрим специфику бизнес-процессов, протекающих в сфере управления железнодорожной инфраструктурой. Управление инфраструктурой железной дороги представляет собой интегрированный «суперпроцесс», состоящий из процессов, связанных с выполнением разных видов деятельности: транспортировка, сбор информации и ее распределение заинтересованным субъектам, управление запасами, управление складированием, грузоперера-ботка, упаковка, поддержание функционирования транспортного состава, управление объектами недвижимости, обеспечивающими работу железной дороги и многими другими. Взаимодействие исполнителей процессов в рамках подобной системы направлено на выполнение транспортных, логистических и иных операций и контроль поставок, производства и распределения [9, с. 62]. Учитывая крайне широкий спектр сфер деятельности подразделений железной дороги, формирование единообразной процедуры деятельности без наличия четких и понятных регламентов представляет собой невыполнимую задачу. Этим, собственно, и обусловлена актуальность вопросов стандартизации бизнес-процессов в железнодорожной отрасли.
Как показывает анализ современной научно-практической литературы, периодики, медийных сообщений, интервью с представителями администрации отечественных бизнес-единиц железнодорожной отрасли,
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м м
CN СЧ О
cs
О Ш
m
X
<
m о x
X
ключевыми недостатками стандартизации бизнес-процессов в управлении железнодорожной инфраструктурой являются следующие. (1) сохранение такой черты управления, как излишняя формализация и бюрократия, которые, в свою очередь, нивелируют преимущества процессного подхода; (2) высокий уровень обобщения описаний бизнес-процессов, снижающий их практическую значимость для стандартов; (3) неадаптивность к изменениям внешней и внутренней среды.
Мы также можем отметить следующее. наиболее важные процессы управления в отечественной железнодорожной отрасли являются регламентированными, тогда как многие вспомогательные рутинные процессы - до сих пор не стандартизированы, и, следовательно, имеют импровизационный, спонтанный характер; данная особенность позволяет говорить, что в ряде инфраструктурных узлов наблюдается стихийный стиль управления, что, безусловно, противоречит стратегической линии, выбранной РЖД и направленной на полный переход к процессному подходу.
Корпоративная система стандартизации ОАО «Российские железные дороги» представляет собой «совокупность документов в области стандартизации, устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации в области железнодорожного транспорта», а также «комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых оАо «РЖД» с целью их разработки и внедрения» [12]. Высший уровень стандартизации в ОАО «РЖД» включает в себя следующие документы.
СТО РЖД 01.001-2010 «Корпоративная система стандартизации - открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Основные положения»;
СТО РЖД 01.002-2010 «Корпоративная система стандартизации открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Стандарты ОАО «РЖД». Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»;
СТО РЖД 01.003-2010 «Корпоративная система стандартизации открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Стандарты ОАО «РЖД». Требования к обозначению»;
СТО РЖД 01.005-2010 «Корпоративная система стандартизации открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Стандарты ОАО «РЖД». Правила построения, изложения и оформления» [17].
Российские железные дороги являются одним из примеров активного внедрения инновационных разработок, что, в свою очередь, требует постоянного обновления и расширения перечня стандартов. В данной связи предприятие разрабатывает так называемые предстандарты (к примеру, «Инновационные технические средства железнодорожной инфраструктуры. Порядок допуска к эксплуатации», «Инновационный железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и допуска к эксплуатации» и др.). Данные документы фиксируют порядок подконтрольной и опытной эксплуатации, регулируют и регламентируют действия всех участников бизнес-процессов при допуске на инфраструктуру инновационного подвижного состава - вагонов, локомотивов, путевой техники [13].
АО «Метровагонмаш», ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод», ООО «Уральские локомотивы», а также пред-
приятия, поставляющие ОАО «РЖД» электротехническую продукцию и системы управления движением -ОАО «Радиоавионика», АО «Элара», ОАО «ЭЛТЕЗА» и др. - реализуют особую систему стандартизации. Бизнес-процессы, протекающие в них, реализуются на основании внутренних стандартов, разработанных на основе стандартов ISO, но адаптированных к реалиям отечественной инфраструктуры и специфике производства. При идентификации дефекта, неисправности или сбоя в процессах в бизнес-систему включается дополнительный процесс, исполняемый специальной группой из конструкторов и сборщиков, цель которого - выявление причины и устранения дефекта. Результаты работы группы фиксируются и учитываются в дальнейшем при обновлении стандартов и описания процессов, протекающих на предприятии.
Среди перспективных векторов развития стандартизации российских железных дорог можно отметить создание машиночитаемых и машинопонимаемых стандартов, находящихся сегодня в разработке Всесоюзного научно-исследовательского центра транспортных технологий [4]. ОАО «РЖД», помимо прочего, привлекает к «оцифровке» бизнес-процессов и частных подрядчиков: к примеру, в целях цифровизации предприятий железнодорожной промышленности применяется автоматизированная система управления качеством, аудитами и рисками КАИРИС, разработанная специалистами предприятия «ФИНЭКС» [11]. Эта и другие подобные системы направлены на осуществление мониторинга целей и процессов, они автоматически устанавливают и отслеживают показатели KPI, способны управлять рисками и возможностями, планировать и проводить внутренние аудиты, корректировать регламенты выполнения операций и целых процессов.
В целом можно отметить, что глобальная тенденция в области управления железнодорожной инфраструктурой такова: человеческое присутствие в вопросах моделирования системы процессов, их исполнения и мониторинга сокращается в пользу автоматизации; хотя, пожалуй, полного исключения человека из работы на объектах инфраструктуры дорог пока констатировать не приходится. Как справедливо отмечает В. П. Куприяновский с соавт. [8, с. 64], цифровая революция уже давно пришла в отрасль эксплуатации инфраструктурных объектов, «и в ближайшие годы ей суждено коренным образом изменить способы, по которым работают эти сектора экономики», ведь «традиционные игроки железнодорожного рынка должны реагировать быстро на многочисленные грядущие изменения».
Как показал анализ, для описания и моделирования бизнес-процессов в области управления инфраструктурой железной дороги наиболее распространенными можно назвать две технологии: IDEF (Integrated DEFinition for Function modeling), позволяющей моделировать систему процессов, совершенствовать ее и следить за ходом исполнения процессов и ЕРС или UML (Unified Modeling Language) [3].
И. В. Артамонов, в свою очередь, указывает, что IDEF и ЕРС, хоть и позволяют описывать бизнес-процессы, но обладают при этом низким уровнем «выразительности, точности и однозначности», что искажает объективность моделируемой бизнес-модели предприятия, поэтому аналитики и разработчики вынуждены создавать дополнительные документы, точнее и более полно описывающие бизнес-процессы. В данной связи и
в нашей стране, и за рубежом ведется активная разработка нового инструментария машинной стандартизации процессов, так как продукты деятельности ЮЕР, ЮГЮ, ЕИЮ можно, по сущности, использовать исключительно в целях поддержки ранее собранных документов [2].
В ряде стран мира применяется машинно-ручное управление процессами управления железнодорожной инфраструктурой, что, в свою очередь, требует применения стандартов, читаемых как человеком, так и системой. По мнению К. Стенстрёма, «люди обладают ограниченным восприятием и способностью обрабатывать информацию, а количество индикаторов, которые может отслеживать один человек, ограничено» [16, с. 24]. В данной связи управление процессами производится на основе машинной агрегации данных. Таким образом уменьшается объем утраченной информации.
Как известно, контроль качества исполнения процесса - неотъемлемая часть процессного управления; в данной связи предпримем попытки обратиться к такой категории менеджмента, как КР1, и рассмотрим особенности ее внедрения ее в область управления объектами инфраструктуры железной дороги. Машинные системы, помимо агрегирования, так выполняют сравнение качества исполнения процессов, реализуют проверку выполненного процесса на соответствие регламенту (стандарту), укрупняют данные по процессам, выводят общие показатели эффективности Кр| по каждому из исполнителей, процессов или функции; человек в таком случае только направляет работу системы и задает некоторые параметры регламентации бизнес-процессов.
Практика корпоративной стандартизации процессов и их оценки на базисе КР1 крайне распространена в странах Запада, что связано с тем, что сама по себе главная директива, регламентирующая работу отрасли (речь идет о директиве EN 15341), состоит из 71 ключевого показателя эффективности КР1, разделенных на три группы и три уровня согласно типу бизнес-процессов и управленческой функции. Группы показателей имеют экономический, технический и организационный характер, а уровни идут от общих показателей процессов (агрегированных бизнес-процессов) к более конкретным показателям узконаправленных процессов. Кроме того, предприятия железнодорожной отрасли, регулируемые Директивой, априори следующие процессному подходу, стандартизируют любые, даже самые, на первый взгляд, незначительные и очевидные процессы управления инфраструктурой, что, в конечном итоге, положительно сказывается на эффективности их работы.
Таким образом, проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
1) процессный подход - один из наиболее эффективных «режимов» управления железнодорожной инфраструктурой; его сущность заключается в рассмотрении деятельности компании как совокупности процессов;
2) транспортная и смежные сферы стали одними из первых отраслей, перешедшими к процессному подходу; стандартизация процессов как один из неотъемлемых шагов при внедрении процессного подхода в управлении железнодорожной инфраструктурой обретает особенную важность по причине территориальной экспансии железнодорожных сетей и хозяйственных единиц, управляющих ими, что потребовало унификации всех манипуляций и процедур, выполняемых работниками;
3) корпоративная система стандартизации ОАО «Российские железные дороги» представляет собой совокупность документов в области стандартизации, устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации в области железнодорожного транспорта и инфраструктуры;
4) в отечественной железнодорожной отрасли являются регламентированными, тогда как многие вспомогательные рутинные процессы - до сих пор не стандартизированы, и,следовательно, имеют импровизационный, спонтанный характер; данная особенность позволяет говорить, что в ряде инфраструктурных узлов наблюдается стихийный стиль управления.
5) отмечено, что среди перспективных векторов развития стандартизации российских железных дорог можно отметить создание машиночитаемых и машино-понимаемых стандартов, а также «оцифровку» инфраструктуры в целом: такие системы направлены на осуществление мониторинга целей и процессов, они автоматически устанавливают и отслеживают показатели KPI, способны управлять рисками и возможностями, планировать и проводить внутренние аудиты, корректировать регламенты выполнения операций и целых процессов.
Литература
1. Азимина, Е. В. Генезис стандартизации бизнес-процессов на основе концепции жизненного цикла организации / Е. В. Азимина, М. Ю. Сучкова // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2020. - № 2 (52). - С. 95-100.
2. Артамонов, И. В. Описание бизнес-процессов: вопросы стандартизации / И. В. Артамонов // Прикладная информатика. - 2011. - № 3 (33). - С. 20-28.
3. Боровков, П. С. Идеология процессного подхода и техника описания бизнес-процессов / П. С. Боровков // Дайджест-финансы. - 2008. - № 3. - С. 47-53.
4. Гапанович, В. Российские железные дороги: стандарты как гарантия качества [Электронный ресурс] / В. Гапанович, Н. Быкова // «Стандарты и качество». - Ноябрь 2019. - Режим доступа: https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=182928. - Дата доступа: 28.11.2022.
5. Герасимова, Е. Б. Стандартизация как многофункциональный инструмент повышения эффективности аналитических процедур / Е. Б. Герасимова // Учет. Анализ. Аудит. - 2019. - № 1. - С. 19-27.
6. Козаченко, Д. Н. Формализация описания железнодорожной инфраструктуры / Д. Н. Козаченко, Н. И. Березовый, Н. М. Санницкий // Транспортные системы и технологии перевозок. - 2015. - № 9. - С. 23-28.
7. Конотопов, М. Н. Синергия предприятии и стандартизация процессов трудовой деятельности / М. Н. Конотопов // Статистика и экономика. - 2014. - № 1. - С. 69-71.
8. Куприяновский, В. П. Новая парадигма цифровой железной дороги - стандартизация жизненного цикла активов / В. П. Куприяновский, С. А. Синягов, Г. В. Сукон-ников, Н. О. Федорова, А. П. Добрынин, Д. Е. Намиот, Д. И. Ярцев // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - № 2. - С. 64-84.
9. Литвинова, О. И. Совершенствование управления логистическими системами на основе стандартизации процессов / О. И. Литвинова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 11-1 (42). - С. 62-64.
X X
о го А с.
X
го m
о
м о
M M
es es o es
o
Ш
m
X
<
m O X X
10. Марахович, М. Н. Разработка методики совершенствования бизнес-процессов / М. Н. Марахович // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - № 6. -С. 106-111.
11. Система менеджмента бизнеса железнодорожной отрасли [Электронный ресурс] // Финекс. - 2022. -Режим доступа: https://finexcons.ru/management/business-management-system-iris-22163/. - Дата доступа: 28.11.2022.
12. Стандартизация [Электронный ресурс] // Инновационный дайджест. - Режим доступа: http://www.rzd-expo.ru/innovation/the_system_
of_technical_regulation/standardization/Sistem/index.php.
- Дата доступа: 28.11.2022.
13. Стандартизация - универсальный инструмент развития [Электронный ресурс] // Информационный бюллетень «Техэксперт». - 2017. - № 6. - Режим доступа: http://www.rgtr.ru/press-tsentr/25. - Дата доступа: 28.11.2022.
14. Яценко, А. В. Анализ методов описания бизнес-процессов / А. В. Яценко, Е. А. Боркова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 12-3. - С. 167170.
15. Ghaemi, N. Railway disruption management challenges and possible solution directions / N. Ghaemi, O. Cats, R. M. P. Goverde // Public Transp. - 2017. - № 9. -С. 343-364.
16. Stenstrom, C. Operation and Maintenance Performance of Rail Infrastructure Model and Methods / C. Stenstrom. - Lulea : Lulea University of Technology, 2014.
- 224 р.
17. Приказ от 17 января 2011 года № 3 «О формировании корпоративной системы стандартизации ОАО "РЖД"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420269157. - Дата доступа: 28.11.2022.
18. Цэдэнсодном, М. С. Совершенствование системы менеджмента качества предприятия сферы услуг в области перевозок / М. С. Цэдэнсодном, Н. В. Фадеева, Е. В. Замиралова // Наука и бизнес: пути развития. -
2020. - № 5 (107). - С. 159-162.
19. Фадеева, Н. В. Описание элементов услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом в соответствии с национальными стандартами качества / Н. В. Фадеева, Б. В. Путько // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 8 (73). - С. 358-366.
20. Фадеева, Н. В. Реализация процессного подхода к услугам пассажирских перевозок / Н. В. Фадеева, Б. В. Путько // Лесной и химический комплексы - проблемы и решения: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции : в 2 т.. - 2016. - С. 134-137.
21. Перспективные аспекты экономического развития промышленности в сибирских регионах России / Са-маруха А.В., Савченко Е.Е. // Baikal Research Journal. -
2021. - Т. 12. - № 4.
Standardization of business processes in the management of railway
infrastructure Fadeeva N.V.
Irkutsk State Transport University
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
The article covers the specifics of standardization of business processes in the management of railway infrastructure. The prerequisites and reasons for the implementation of the standardization of processes in the study area are considered. The principles of standardization of processes in
the field of railway infrastructure management are considered. The features and shortcomings of the corporate standardization system of JSC "Russian Railways" are revealed. Among the promising vectors for the development of standardization of Russian railways, the creation of machine-readable and machine-understandable standards, the "digitization" of business processes in order to monitor goals and processes, automatically model and track KPI indicators, and manage risks and opportunities are noted. In general, it was noted that the global trend in the field of railway infrastructure management is as follows: the human presence in the modeling of the process system, their execution and monitoring is reduced in favor of automation. Keywords: infrastructure, railway, standardization, process approach,
business process, railway management References
1. Azimina, E. V. Genesis of standardization of business processes based on
the concept of the life cycle of an organization / E. V. Azimina, M. Yu. Suchkova // Technical and technological problems of service. - 2020. -No. 2 (52). - S. 95-100.
2. Artamonov, I. V. Description of business processes: standardization issues
/ I. V. Artamonov // Applied Informatics. - 2011. - No. 3 (33). - S. 20-28.
3. Borovkov, P. S. The ideology of the process approach and the technique
of describing business processes / P. S. Borovkov // Digest Finance. -2008. - No. 3. - S. 47-53.
4. Gapanovich, V. Russian railways: standards as a guarantee of quality
[Electronic resource] / V. Gapanovich, N. Bykova // "Standards and quality". - November 2019. - Access mode: https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=182928. - Access date: 11/28/2022.
5. Gerasimova, E. B. Standardization as a multifunctional tool for improving
the efficiency of analytical procedures / E. B. Gerasimova // Accounting. Analysis. Audit. - 2019. - No. 1. - S. 19-27.
6. Kozachenko, D. N. Formalization of the description of the railway
infrastructure / D. N. Kozachenko, N. I. Berezovy, N. M. Sannitsky // Transport systems and transportation technologies. - 2015. - No. 9. - S. 23-28.
7. Konotopov, M. N. Synergy of the enterprise and standardization of labor
activity processes / M. N. Konotopov // Statistics and Economics. - 2014. - No. 1. - S. 69-71.
8. Kupriyanovsky, V. P. A new paradigm of the digital railway - standardization
of the life cycle of assets / V. P. Kupriyanovsky, S. A. Sinyagov, G. V. Sukonnikov, N. O. Fedorova, A. P. Dobrynin, D E. Namiot, D. I. Yartsev // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - No. 2. - S. 64-84.
9. Litvinova, O. I. Improving the management of logistics systems based on
the standardization of processes / O. I. Litvinova // International Research Journal. - 2015. - No. 11-1 (42). - S. 62-64.
10. Marakhovich, M. N. Development of methods for improving business processes / M. N. Marakhovich // Economics and business: theory and practice. - 2018. - No. 6. - P. 106-111.
11. Business management system of the railway industry [Electronic resource] // Finex. - 2022. - Access mode: https://finexcons.ru/management/business-management-system-iris-22163/. - Access date: 11/28/2022.
12. Standardization [Electronic resource] // Innovative Digest. - Access mode: http://www.rzd-expo.ru/innovation/the_system_ of_technical_regulation/standardization/Sistem/index.php. - Access date: 11/28/2022.
13. Standardization - a universal development tool [Electronic resource] // Techexpert Newsletter. - 2017. - No. 6. - Access mode: http://www.rgtr.ru/press-tsentr/25. - Access date: 11/28/2022.
14. Yatsenko, A. V. Borkova, E. A. Analysis of business process description
methods. Economics and business: theory and practice. - 2019. - No. 123. - S. 167-170.
15. Ghaemi, N. Railway disruption management challenges and possible solution directions / N. Ghaemi, O. Cats, R. M. P. Goverde // Public Transp. - 2017. - No. 9. - P. 343-364.
16. Stenstrom, C. Operation and Maintenance Performance of Rail Infrastructure Model and Methods / C. Stenstrom. - Lulea : Lulea University of Technology, 2014. - 224 rubles.
17. Order dated January 17, 2011 No. 3 "On the formation of a corporate standardization system for Russian Railways" [Electronic resource]. -Access mode: https://docs.cntd.ru/document/420269157. - Access date: 11/28/2022.
18. Tsedensodnom, M.S. Improving the quality management system of a service sector enterprise in the field of transportation / M.S. Tsedensodnom, N.V. Fadeeva, E.V. Zamiralova // Science and business: ways of development. - 2020. - No. 5 (107). - S. 159-162.
19. Fadeeva, N. V. Description of the elements of services for passenger transportation by air in accordance with national quality standards / N. V. Fadeeva, B. V. Putko // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 8 (73). - S. 358-366.
20. Fadeeva, N. V. Implementation of the process approach to passenger transportation services / N. V. Fadeeva, B. V. Putko // Forest and chemical complexes - problems and solutions: collection of articles based on the materials of the All-Russian scientific and practical conference: in 2 t.. - 2016. - S. 134-137.
21. Perspective aspects of the economic development of industry in the Siberian regions of Russia / Samaruha A.V., Savchenko E.E. // Baikal Research Journal. - 2021. - T. 12. - No. 4.