Научная статья на тему 'ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИННОВАЦИИ'

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИННОВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР / НАЗЕМНОЕ МЕТРО / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеева Н.В.

Красноярский край - важнейший транспортно-распределительный и транзитный узел Сибирского федерального округа. Железнодорожный транспорт занимает доминирующую позицию в транспортной системе Красноярского края по объему грузовых и пассажирских перевозок. В статье выделены факторы, замедляющие внедрение инноваций в железнодорожные коммуникации Красноярского края; во-первых, отмечен недостаток финансирования железных дорог, во-вторых, в качестве препятствий к модернизации железной дороги выступают природно-климатические условия. Среди инноваций в области пассажирских перевозок отмечены проекты «Наземное метро» и «Городская электричка». В области грузоперевозок выделены достижения строительства новых отрезков пути, услуга «Грузовой экспресс», введение в эксплуатацию новых объектов логистической инфраструктуры, соответствующих международным стандартам качества (логистические центры, таможенный терминал, Центр продажи грузовых услуг). Рассмотрены перспективы создания мультимодальных операторов на базе Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAILWAY TRANSPORT IN THE TRANSPORT SYSTEM OF THE KRASNOYARSK REGION: INFRASTRUCTURAL INNOVATIONS

Krasnoyarsk region is the most important transport, distribution and transit hub of the Siberian Federal District. Railway transport occupies a dominant position in the transport system of the Krasnoyarsk region both in terms of freight and passenger traffic. The article highlights the factors slowing down the introduction of innovations in railway communications in the Krasnoyarsk region; firstly, there is a lack of funding, and secondly, natural and climatic conditions which act as obstacles to the modernization of the railway network. Among the innovations in the field of passenger transportation, the projects “Ground metro” and “City electric train” were noted. In the field of cargo transportation, achievements in the field of construction of new sections of the track, the Freight Express service, the commissioning of new logistics infrastructure facilities that meet international quality standards (logistics centers, customs terminal, Freight Services Sales Center) were underlined. The prospects for the creation of multimodal operators on the basis of the Krasnoyarsk territorial center of branded transport services are considered.

Текст научной работы на тему «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИННОВАЦИИ»

Железнодорожный транспорт в транспортной системе Красноярского края: инфраструктурные инновации

Фадеева Наталья Владимировна,

канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом», Красноярский институт железнодорожного транспорта — филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», fadeeva_natali@inbox.ru

Красноярский край - важнейший транспортно-распределитель-ный и транзитный узел Сибирского федерального округа. Железнодорожный транспорт занимает доминирующую позицию в транспортной системе Красноярского края по объему грузовых и пассажирских перевозок. В статье выделены факторы, замедляющие внедрение инноваций в железнодорожные коммуникации Красноярского края; во-первых, отмечен недостаток финансирования железных дорог, во-вторых, в качестве препятствий к модернизации железной дороги выступают природно-климатические условия. Среди инноваций в области пассажирских перевозок отмечены проекты «Наземное метро» и «Городская электричка». В области грузоперевозок выделены достижения строительства новых отрезков пути, услуга «Грузовой экспресс», введение в эксплуатацию новых объектов логистической инфраструктуры, соответствующих международным стандартам качества (логистические центры, таможенный терминал, Центр продажи грузовых услуг). Рассмотрены перспективы создания мультимодальных операторов на базе Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания.

Ключевые слова: транспортные коммуникации, железнодорожный транспорт, логистические услуги, мультимодальный оператор, наземное метро, грузоперевозки, пассажирские перевозки

Сфера транспортно-логистических услуг в российских регионах демонстрирует высокую динамику развития, что, впрочем, неудивительно: от прогресса в области транспортных коммуникаций зависит эффективность функционирования стратегически важных отраслей промышленности, уровень экономического и социального благосостояния страны.

Функционирование железнодорожной отрасли России определяется работой государственной компании-монополиста ОАО «РЖД», что, в свою очередь, привело к совмещению государственных функций развития и принципов ведения бизнеса коммерческими компаниями. По этой причине генерация ресурсов, необходимых для инфраструктурного развития, осуществляется из собственных источников, из средств, поступающих с территорий, где сеть железных дорог может отсутствовать в принципе. Подобная иррациональность инфраструктурного развития усугубляется тем, что объем располагаемых ресурсов значительно меньше фактической потребности на реновацию существующей инфраструктуры; отмечается недостаток средств на строительство новых линий иных объектов инфраструктуры, в результате чего многие регионы страны испытывают инфраструктурные ограничения.

Кроме того, исследователи отмечают фактор так называемого «корпоративного субъективизма» в инфраструктурном развитии корпорации и конфликт интересов отдельных крупных региональных пользователей инфраструктуры [8, с. 86-87]. Тем не менее, многие из этих проблем возможно решить посредством инфраструктурных инноваций и инноваций в области управления холдингом и его дочерними компаниями, что, собственно, и будет рассмотрено ниже.

см см о см

О Ш

т

X

<

т о х

X

Железнодорожные коммуникации Красноярского края: ключевые показатели, мощности и масштаб инфраструктуры

Красноярский край представляет собой критически важный транспортно-распределительный и транзитный узел Сибирского федерального округа. Транспортная инфраструктура края представлена всеми видами транспортных коммуникаций: железнодорожными, трубопроводными, воздушными, внутренними водными и автомобильными. Важность функционирования коммуникационной системы Красноярского края обусловлена, прежде всего, уникальной локацией данной территории, расположенной на пересечении важнейших общестра-новых и международных железнодорожных, воздушных, автомобильных узлов и магистралей. Железнодорожный транспорт, при этом, занимает доминирующую позицию в транспортной системе Красноярского края.

Центральным элементом железнодорожной инфраструктуры края является, безусловно, Красноярская железная дорога. Для Красноярского края железнодорожная магистраль представляет собой ключевую транспортную линию, обслуживающую основную долю грузов (известно, к примеру, что более 80 % производимой на

территории двух регионов продукции и сырья перевозится посредством инфраструктуры Красноярской железной дороги).

Красноярская железная дорога располагает довольно мощной и относительно модернизированной базой инженерных сооружений - тоннелями, мостами, виадуками, путепроводами, водопропускными трубами.

Как отмечено выше, грузовые перевозки являются важнейшим компонентом торгово-промышленной системы края. Корреспонденция грузообмена на территории края включает в себя следующие позиции: лесные, топливные грузы, продукция горнодобывающих отраслей цветной металлургии (отправка из территории края); продукция машиностроения и других отраслей промышленности (импорт на территорию края). Показатель погрузки Красноярской железной дороги в I полугодии 2022 г. составил 40 млн тонн, что сопоставимо с аналогичным периодом 2021 г. Рост показателей погрузки отмечается по ключевым номенклатурам: нефть - 3 млн тонн (рост 14,7 % к январю-июню 2021 г.); зерно - 897 тыс. тонн (рост 12 %); руда железная и марганцевая -788 тыс. тонн (плюс 55 %); строительные грузы - 582,8 тыс. тонн (увеличение 16 %); уголь - 26,8 млн тонн (снижение 2,5 %), лесные грузы - 0,8 млн тонн (минус 0,8 %). Тарифный грузооборот по итогам I полугодия зафиксирован на уровне 67,2 млрд тонно-км (что на 1,8 % больше показателя за январь-июнь 2021 г.); грузооборот с порожними вагонами - 80,6 млрд тонно-км (+0,6 %)[15].

Таким образом, железная дорога в Красноярском крае представляет собой ключевое звено транспортной инфраструктуры: посредством железнодорожных коммуникаций осуществляется межрегиональный и международный грузообмен с западными и восточными областями Российской Федерации, а также со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Основные векторы совершенствования железнодорожной инфраструктуры Красноярского края

На сегодняшний день внедрение инноваций в инфраструктуру железнодорожного транспорта Красноярского края осуществляется в рамках соглашения о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2022 - 2024 гг., заключенного между ОАО «РЖД» и Красноярским краем[16]. Стратегическими направлениями, согласно данному программному документу, стали следующие: (а) улучшение транспортной логистики, (б) внедрение технологий современных пассажирских и грузовых сервисов; (в) модернизация участков железнодорожного полотна и обслуживающей его инфраструктуры. Соглашение предусматривает широкий спектр взаимодействия и реализацию инвестиционных проектов, призванных увеличить промышленные мощности, обеспечить конкурентоспособность транспортной инфраструктуры края на глобальном уровне и, кроме того, решить важные социальные проблемы, связанные с железнодорожными перевозками. В качестве примеров подобных проектов приведем реализуемый на сегодняшний день проект «Поезд здоровья «Доктор Войно-Ясе-нецкий (св. Лука)», нацеленный на обеспечение медицинского обслуживания жителей отдалённых местностей края [9, с. 210].

Рассмотрим сильные и слабые стороны функционирования железнодорожной инфраструктуры Красноярского края на современном этапе. Среди отчетливых преимуществ следует выделить, прежде всего, колоссальную зону покрытия железных дорог на территории

края, несопоставимую с иными типами транспортных коммуникаций. Данный аспект, наряду с большой перевозочной способностью, быстрыми скоростями перевозок, невысокой стоимостью, приводит к тому, что именно железнодорожный транспорт считается приоритетным направлением внедрения инфраструктурных инноваций, одобряемых правительством края. С другой стороны, барьером для успешной и полноценной модернизации железных дорог Красноярского края является сдерживание цен за счет практики государственного регулирования тарифов и ограничения, обусловленные монополистическим характером деятельности поставщика. Несмотря на регулярные компенсационные выплаты, поступающие из федерального бюджета, нехватка финансовые ресурсов не позволяет провести полноценную кампанию по обновлению пассажирского и грузового подвижных составов, что, в свою очередь, снижает качество обслуживания и перевозок. Кроме того, даже в ситуации, когда правительство края найдет выход из проблемы финансирования модернизацион-ных проектов, в любом случае, железные дороги на территории края настолько загружены, что комплексная модернизация состава априори невозможна: сегодня загруженность железной дороги по ряду направлений не позволяет даже сменить устаревшее полотно [7, с. 42]. Таким образом, важнейшей проблемой железнодорожной инфраструктуры Красноярского края является сложность в модернизации состава и полотна. Тем не менее, администрация железной дороги и правительство края все чаще поднимают вопрос о перспективах повсеместного пуска скоростных электропоездов нового поколения. Очевидны первые точечные, не системные попытки имплементации современных информационных технологий в управление железной дорогой, перенятия и локализации зарубежного передового опыта в области железнодорожных транспортных систем [7, с. 43].

К. В. Терещенко с соавт. расширяет перечень проблемных аспектов модернизации железнодорожной инфраструктуры края следующими позициями: высокая стоимость строительства при учете осложнений, связанных с северными климатическими и погодными условиями; неразработанность маршрутной сети и результирующее из этого слабое снабжение транспортными услугами территорий нового освоения, где построены или строятся новые крупные промышленные узлы или кластеры. В целом все факторы, замедляющие внедрение инноваций в железнодорожные коммуникации в Красноярском крае, разделяют на две группы: факторы, обусловленные недостатком финансирования железных дорог, и факторы, связанными с природными условиями: климат, рельеф местности и проч. [9, с. 209].

Рассмотрим инновации, внедренные в области пассажирских перевозок. Современные пользователи транспортными коммуникациями предъявляют все более высокие требования к качеству и скорости перевозок, в связи с чем как коммерческие транспортные компании, так и государственные предприятия-монополисты вынуждены оперативно подстраиваться под новые запросы; не исключением является и Красноярский край. Количество жителей столицы региона и его пригородов обнаруживает существенный и стабильный ежегодный прирост, поэтому сегодня налицо необходимость в расширении зоны покрытия по двум направлениям: внедрение качественной системы внутригородских пассажирских перевозок и расширение пригородного движения (особенно актуальными направлениями

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

следования пригородных поездов в последнее время стали г. Сосновоборск и г. Железногорск). Налицо нехватка маршрутов и составов, обеспечивающих внутригородское и пригородное железнодорожное сообщение, что особенно обостряется в пиковый сезонный период. В связи с этим, более 10 лет назад был запущен проект «Наземное метро» АО «Краспригород». Преимущество подобных электропоездов заключается в том, что экспресс-маршрут способен за 10-20 минут доставить пассажиров из районов города на противоположный конец. Отметим, что пиком активизации проекта стал 2012 г., после чего расширение сети наземного метро, по сущности, было прекращено.

На сегодняшний день внимание правительства края и КрасЖД сосредоточено в большей степени на другом проекте - «Городская электричка» Проект был запущен в 2012 г. (Красноярск, в свою очередь, стал первым сибирским городом, запустившим подобный проект). Проект продолжает развиваться и сегодня; его исполнителями являются Красноярская железная дорога, правительство Красноярского края, администрация Красноярска и компания АО «Краспригород», разделяющие сферы ответственности: РЖД возводит и модернизирует инфраструктурные объекты, включая посадочные платформы, АО «Краспригород» занимается организацией перевозок, мэрия несет ответственность за подходы к остановочным платформам и интеграцию электропоездов в систему общественного транспорта; в спектр полномочий органов власти края входит тарифное регулирование и законодательная поддержка проекта.

Инфраструктурными новшествами, отличающими работу данного типа коммуникации, стали следующие: использование составов нового поколения, отказ от зонирования тарифов в пользу единой стоимости проездного билета, включение в маршруты городских электричек населенных территорий-сателлитов Красноярска (к примеру, г. Дивногорск). Среди краткосрочных перспектив развития данного проекта, озвученных властями города, отметим создание радиально-кольцевой линии движения.

В 2022 г. развитие проекта «Городская электричка» продолжается: ведутся работы по созданию специального съезда, который позволит электричкам прибывать к береговой платформе, что, в свою очередь, обеспечит удобство и безопасность пассажиров станции Злобино. На станции Красноярск Северный будет завершено строительство посадочной платформы с навесами и пешеходным мостом через пути. Для предупреждения травматизма запланировано устройство пешеходных переходов со звуковой и световой сигнализацией на 6 остановочных пунктах в черте города[15].

Согласимся с П. Г. Шваловым и В.А. Хало: модернизация пассажирского сегмента железнодорожной сети не только приводит к снижению транспортно-логистиче-ских издержек и, как следствие, увеличению рентабельности экономических субъектов, но и вносит существенный вклад в «снижение остроты негативных аспектов социально-экономического развития» [14, с. 117]. Речь идет о том, что оптимизирующие инновации транспортных коммуникаций увеличивают миграционную привлекательность территории, что отчасти способствует решению проблемы оттока населения края. В связи с вышеизложенным обратимся к умозаключению, представленному В. П. Куприяновским с соавт.: качественно

спроектированная инфраструктура является существенным фактором производительности нации, обеспечения качества жизни и экономического развития, являясь драйвером роста [5, с. 34].

Тогда как проблемные моменты, связанные с функционированием пассажирских перевозок, получают внимание со стороны правительства и транспортных предприятий, в вопросах осуществления модернизации гру-оперевозок на территории края наблюдается широкий круг нерешенных проблем. К примеру, нуждаются в модернизации важнейшие транспортные узлы Красноярского края - Ачинский, ст. Саянская, ст. Клюквенная, ст. Красная Сопка; оперативная модернизация требуется на ст. Карабула, ст. Лесосибирск, ст. Курагино, ст. Дуби-нино.

Среди важных этапов развития системы железнодорожных коммуникаций следует выделить завершение строительства в Нижнем Приангарье железной дороги до п. Ярки; строительства железнодорожной линии «Кызыл - Курагино», обеспечивающей доступ к минерально-сырьевой базе Республики Тыва; реконструкцию тоннелей на участке «Саянская - Кошурниково»; начало строительства Северо-Сибирского железнодорожного пути; создание международного транспортного хаба, ориентированного преимущество на осуществление грузовых перевозок на базе аэропорта «Емельяново» [9, с. 209].

Ключевой артерией, на базе которой организуется существенная доля перевозок грузов, является Транссибирская магистраль, проходящая по центральной территории Красноярского края от Мариинска до Тайшета (общая длина - 803 км). В пределах территории края магистраль представляет собой двухпутную электрифицированную дорогу, оборудованную новейшими средствами оборудования сигнализации, централизации и блокировки. Тем не менее, движение на магистрали по территории края ограничено: причиной этого является природный рельеф, обладающий сложным планом и профилем, что, в свою очередь, не позволяет резко увеличить техническую скорость составов. Достижение более высокого скоростного режима на данном участке магистрали возможно исключительно при вложении существенных капитальных затрат в модернизацию данного отрезка пути.

Так, за период с 2018 г. по 2022 г. объем инвестиционной программы Красноярской железной дороги, ключевыми проектами которой стали развитие пропускных способностей Южного хода «Междуреченск-Тайшет», проекты подготовки железнодорожной инфраструктуры к проведению XXIX Всемирной Зимней Универсиады и развитие пассажирской инфраструктуры для реализации проекта «Городская электричка») составил 182 млрд руб. (2018 г. - 22,6 млрд руб.; 2019 г. - 40 млрд руб.; 2020 - 40,4 млрд руб.; 2021 г. - 31 млрд руб.; 2022 - 48 млрд руб.)[15]. Тем не менее, недофинансирование ощущается и в смежных аспектах функционирования железнодорожной инфраструктуры, связанных с природными барьерами: вышеотмеченная магистраль и иные железные дороги края пересекают множество водных преград и горных перевалов. Данная особенность требует постройки и поддержания в хорошем операционном состоянии множества мостов, водопропускных труб, тоннелей, некоторые из которых сегодня находятся в состоянии, близком к аварийному.

Важнейшим направлением модернизации железнодорожной инфраструктуры края является введение в

эксплуатацию новых объектов логистической инфраструктуры, соответствующих международным стандартам качества и современным представлениям о грузоперевозке в целом. В данной связи отметим положительный опыт возведения сортировочного комплекса КрасЖД. Комплекс на данный момент отнесен к станциям первой категории технического оснащения автоматизированными системами. С 2007 г. по настоящий момент проводятся работы по внедрению и совершенствованию комплексной автоматизации управления сортировочной станцией на основе программного считывания информации с подвижного состава.

Процессы внедрения инноваций происходят и на таможенном терминале: сегодня работа с внешнеторговыми грузами сконцентрирована в одной локации, что позволило оптимизировать услуги по хранению грузов, проводить погрузочно-разгрузочные манипуляции и совершать оформление документов по принципу «одно окно».

Создание современных логистических центров -одно из приоритетных направлений модернизации железнодорожной инфраструктуры края. Отметим, что сегодня проекты по реконструкции существующих дорог и прокладыванию новых реализуются неотрывно от проектов по созданию сети логистических и таможенных центров. Подобный подход позволяет не только усовершенствовать транспортную связанность региона, но и снизить логистические издержки экономических субъектов Красноярского края, что в целом позволяет гармонизировать инфраструктурное развитие за счет повышения связанности элементов логистической инфраструктуры Красноярского края [14, с. 117].

В 2017 г. в Красноярске открылся Центр продажи грузовых услуг, представляющий собой многофункциональный фронт-офис, объединяющий все ресурсы транспортно-логистических подразделений холдинга в рамках единой площадки. Так, глава Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания, указывал, что открытие центра упростит отправку грузов и пользования любыми прочими услугами железных дорог Красноярского края [4, с. 90]. Работа Центра, помимо прочего, привела к активизации дискуссий о создании полноценной системы международных мультимодальных перевозок на территории края и за его пределы.

В. Л. Медведев говорит о том, что глобальная тенденция к имплементации систем мультимодальных грузоперевозок объясняется синергетическим эффектом, формируемым за счет участия в процессе перевозки как разных типов транспортных систем, так и различных компаний - промышленных, торговых, экспедиторских и прочих [6, с. 156]. Такой проект, по нашему мнению, вполне реализуем на территории Красноярского края и, несомненно, окажется важным этапом модернизации его транспортной инфраструктуры. Тем не менее, его реализация потребует введения новых форм взаимодействия и координации, ведь в задачи мультимодаль-ного оператора входит не только грузоперевозка, но и оказание «полного комплекса услуг по транспортному обслуживанию, включающих стивидорное, экспедиторское, лизинговое, страховое, агентское, информационное, консультативное и другие виды обслуживания» [6, с. 157].

Можно сказать, что в число инновационных способов модернизации железнодорожной системы края входит

адаптация транспортных услуг к требованиям и параметрам конкретной отрасли. В частности, исходя из того, что «лесные» грузы представляют собой одну из ключевых номенклатур для грузоперевозок по территории края, КрасЖД внедрила ряд дополнительных сервисов грузоотправителей данной категории: вывоз пиломатериала к местам погрузки; взвешивание пиломатериалов на станциях, где аппараты для взвешивания отсутствуют; разработку специализированной технической документации. Успешно, помимо прочих, реализуется услуга «Грузовой экспресс» (ст. «Канск - Енисейский») с выделением вагоно-мест в составе организованного поезда, следующего по расписанию, для ускоренной доставки грузов.

Не подлежит сомнению тот факт, что обеспечение устойчивого развития и конкурентоспособности железнодорожного транспорта обусловлено внедрением инновационных решений [2, с. 63]. Можно выразить надежду, что транспортная железнодорожная инфраструктура Красноярского края и иных регионов России вскоре встанет на путь коренных технологических изменений, путь внедрения к реальную практику глобальных и национальных достижений в области аналитики, искусственного интеллекта, облачных вычислений, мобильных устройств. В целях внедрения будущих инфраструктурных инноваций железнодорожного транспорта на исследуемом нами предприятии требуется проведение ряда дополнительных организационно-управленческих инновационных мер, некоторые из которых рассмотрены нами в публикациях [1], [3], [10 - 13]. Именно качество и темп внедрения инноваций в деятельность железнодорожного транспорта определят, в конечном итоге, формирование мультимодальной цифровой транспортно-логистической среды, способной обеспечить интероперабельность услуг, высокий уровень их качества и безопасности.

Литература

1. Буц, М. Г. Структурные компоненты услуговой системы по сбыту электроэнергии, определяющие ее качество / М. Г. Буц, Н. В. Фадеева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 301.

2. Ковальчук, А. С. Стратегические направления цифровизации железнодорожного транспорта / А. С. Ковальчук, С. И. Коваль // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 5-2. - С. 63-66.

3. Колегова, К. С. Квалиметрическая оценка качества спортивно-оздоровительных услуг / К. С. Колегова, В. В. Левшина, Н. В. Фадеева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 5-3. - С. 64-69.

4. Краюшкин, Д. Центр продажи услуг Красноярской железной дороги / Д. Краюшкин // Журнал «ЛПК Сибири». - № 6. - 2018. - С. 90-99.

5. Куприяновский, В. П. Цифровая железная дорога - прогнозы, инновации, проекты / В. П. Куприяновский, Г. В. Суконников, П. М. Бубнов, С. А. Синягов, Д. Е. Намиот // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - № 9. - С. 34-43.

6. Медведев, В. Л. Мультимодальный транспортный узел в Красноярском крае / В. Л. Медведев // Сибирский аэрокосмический журнал. - 2006. - № 5 (12). - С. 155158.

7. Остапенко, О. А. Определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития железнодорожного транспорта на территории Красноярского края / О.

X X

о го А с.

X

го m

о

м о

M M

CS CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

A. Остапенко, К. Ю. Лобков // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. - № 9. - С. 42-43.

8. Савченко, Е. Е. Развитие железнодорожного транспорта как системообразующей инфраструктуры региона / Е. Е. Савченко// Российское предпринимательство. - 2013. - № 3 (225). - С. 86-92.

9. Терещенко, К. В. Анализ современного состояния транспортной инфраструктуры Красноярского края / К.

B. Терещенко, М. В. Мельников, Н. Е. Гильц // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - № 10.

- С. 209-210.

10. Фадеева, Н. В. Описание элементов услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом в соответствии с национальными стандартами качества / Н. В. Фадеева, Б. В. Путько // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 8 (73). - С. 358-366.

11. Фадеева, Н. В. Описание элементов услуг автосервиса в соответствии национальными стандартами качества / Н. В. Фадеева // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8-2 (61). - С. 1161-1168.

12. Фадеева, Н. В. Описание элементов физкультурно-оздоровительных услуг в соответствии с национальными стандартами качества / Н. В. Фадеева, Ю. А. Паршков // Экономика и предпринимательство. - 2016. -№ 5 (70). - С. 123-129.

13. Цэдэнсодном, М. С. Совершенствование системы менеджмента качества предприятия сферы услуг в области перевозок / М. С. Цэдэнсодном, Н. В. Фадеева, Е. В. Замиралова // Наука и бизнес: пути развития. -2020. - № 5 (107). - С. 159-162.

14. Швалов, П. Г. Оценка экономического развития и анализ развития логистической инфраструктуры в г. Минусинске, Минусинском, Идринском и Каратузском районах Красноярского края / П. Г. Швалов, В. А. Хало // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2019. - №1 (11). - С. 109-119.

15. Официальный сайт Красноярской железной дороги: Инфраструктурные проекты [Электронный ресурс].

- URL: https://kras.rzd.ru/ru/3085 (дата обращения: 20.07.2022).

16. Соглашение о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта заключили ОАО «РЖД» и Красноярский край на Красноярском экономическом форуме [Электронный ресурс]. - URL: https://kras.rzd.ru/ru/3106/page/104069?id=271420 (дата обращения: 20.07.2022).

Railway transport in the transport system of the Krasnoyarsk region:

infrastructural innovations Fadeeva N.V.

Irkutsk State University of Railway Transport

JEL classification: D24, D41, D84, D92, O11, O12, O31, O32, O34_

Krasnoyarsk region is the most important transport, distribution and transit hub of the Siberian Federal District. Railway transport occupies a dominant position in the transport system of the Krasnoyarsk region both in terms of freight and passenger traffic. The article highlights the factors slowing down the introduction of innovations in railway communications in the Krasnoyarsk region; firstly, there is a lack of funding, and secondly, natural and climatic conditions which act as obstacles to the modernization of the railway network. Among the innovations in the field of passenger transportation, the projects "Ground metro" and "City electric train" were noted. In the field of cargo transportation, achievements in the field of construction of new sections of the track, the Freight Express service, the commissioning of new logistics infrastructure facilities that meet international quality standards (logistics centers, customs terminal, Freight Services Sales Center) were underlined. The prospects for the creation of multimodal operators on the basis of the Krasnoyarsk territorial center of branded transport services are considered. Keywords: transport communications, railway transport, logistics services, multimodal operator, ground metro, cargo transportation, passenger transportation References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Buts, M. G. Structural components of the service system for the sale of

electricity, determining its quality / M. G. Buts, N. V. Fadeeva // Modern problems of science and education. - 2013. - No. 3. - P. 301.

2. Kovalchuk, A. S. Strategic directions of digitalization of railway transport /

A. S. Kovalchuk, S. I. Koval // Economics and business: theory and practice. - 2022. - No. 5-2. - S. 63-66.

3. Kolegova, K. S. Qualimetric assessment of the quality of sports and health

services / K. S. Kolegova, V. V. Levshina, N. V. Fadeeva // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2019. - No. 5-3. - S. 64-69.

4. Krayushkin, D. Center for the sale of services of the Krasnoyarsk railway /

D. Krayushkin // Magazine "LPK Siberia". - No. 6. - 2018. - P. 90-99.

5. Kupriyanovsky, V. P. Digital railway - forecasts, innovations, projects / V.

P. Kupriyanovsky, G. V. Sukonnikov, P. M. Bubnov, S. A. Sinyagov, D.

E. Namiot // International Journal of Open Information Technologies. -2016. - No. 9. - P. 34-43.

6. Medvedev, VL Multimodal transport hub in the Krasnoyarsk Territory / VL

Medvedev // Siberian Aerospace Journal. - 2006. - No. 5 (12). - P. 155-158.

7. Ostapenko, O. A. Determination of strengths and weaknesses, opportuni-

ties and threats for the development of railway transport in the Krasnoyarsk Territory / O. A. Ostapenko, K. Yu. Lobkov // Actual problems of aviation and cosmonautics. - 2013. - No. 9. - P. 42-43.

8. Savchenko, E. E. Development of railway transport as a backbone infra-

structure of the region / E. E. Savchenko// Russian entrepreneurship. -2013. - No. 3 (225). - S. 86-92.

9. Tereshchenko, K. V. Analysis of the current state of the transport infrastruc-

ture of the Krasnoyarsk Territory / K. V. Tereshchenko, M. V. Melnikov, N. E. Gilts // Actual problems of aviation and cosmonautics. - 2014. - No. 10. - S. 209-210.

10. Fadeeva, N. V. Description of the elements of services for passenger transportation by air in accordance with national quality standards / N. V. Fadeeva, B. V. Putko // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 8 (73). - S. 358-366.

11. Fadeeva, N. V. Description of the elements of car service services in accordance with national quality standards / N. V. Fadeeva // Economics and Entrepreneurship. - 2015. - No. 8-2 (61). - S. 1161-1168.

12. Fadeeva, N. V. Description of the elements of physical culture and health services in accordance with national quality standards / N. V. Fadeeva, Yu. A. Parshkov // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 5 (70). - S. 123-129.

13. Tsedensodnom, M. S. Improvement of the quality management system of

a service sector enterprise in the field of transportation / M. S. Tseden-sodnom, N. V. Fadeeva, E. V. Zamiralova // Science and business: ways of development. - 2020. - No. 5 (107). - S. 159-162.

14. Shvalov, P. G. Evaluation of economic development and analysis of the development of logistics infrastructure in the city of Minusinsk, Minusinsk, Idrinsky and Karatuz districts of the Krasnoyarsk Territory / P. G. Shvalov, V. A. Khalo // Socio-economic and humanitarian journal of Krasnoyarsk GAU. - 2019. - No. 1 (11). - S. 109-119.

15. Official site of the Krasnoyarsk railway: Infrastructure projects [Electronic

resource]. - URL: https://kras.rzd.ru/ru/3085 (date of access: 20.07.2022).

16. An agreement on cooperation in the field of railway transport was concluded by Russian Railways and the Krasnoyarsk Territory at the Krasnoyarsk Economic Forum [Electronic resource]. - URL: https://kras.rzd.ru/ru/3106/page/104069?id=271420 (date of access: 20.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.