Научная статья на тему '«СТАНДАРТ БЛАГОПОЛУЧИЯ» КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА'

«СТАНДАРТ БЛАГОПОЛУЧИЯ» КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество жизни / социальные блага / конституционные блага / quality of life / social benefits / constitutional benefits

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривов Виктор Дмитриевич, Постников Сергей Леонидович

В статье представлены предпосылки формирования и анализа целесообразности разработки и внедрения в практику «стандарта благополучия», его базовые положения. Це-лью исследования являлась разработка рекомендаций по формированию «стандарта благо-получия». Работа опирается на научные и практические наработки в области регулирования качества жизни граждан. Проведённое исследование показало, что «стандарт благо-получия» может стать опорой для государственной политики в вопросе обеспечения до-стойного и неснижаемого качества жизни населения Российской Федерации, реализации неотъемлемых конституционных прав граждан, развития экономики, повышения эффективности и доступности государственных услуг вне зависимости от субъекта федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кривов Виктор Дмитриевич, Постников Сергей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«WELL-BEING STANDARD» AS A TOOL FOR ACHIEVING STRATEGIC GOALS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE STATE

The article presents the prerequisites for the formation and analysis of the feasibility of developing and putting into practice the «Standard of well-being», its basic provisions. The pur-pose of the study was to develop recommendations for the formation of a «Standard of well-being». The work is based on scientific and practical developments in the field of regulating the quality of life of citizens. The conducted research has shown that the «Standard of Well-being» can become a support for state policy in ensuring a decent and undiminished quality of life for the population of the Russian Federation, the realization of the inalienable constitutional rights of citizens, economic development, improving the efficiency and accessibility of public services, re-gardless of the subject of the federation.

Текст научной работы на тему ««СТАНДАРТ БЛАГОПОЛУЧИЯ» КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА»

Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2022. Том 14. Выпуск 4 (46) ЭО!: 10.38050/2078-3809-2022-14-4-42-55

Экономика и управление

«СТАНДАРТ БЛАГОПОЛУЧИЯ» КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Кривов Виктор Дмитриевич

Доктор экономических наук, профессор, МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет

(г. Москва, Россия)

Постников Сергей Леонидович

Кандидат военных наук, независимый эксперт,

(г. Москва, Россия)

Аннотация

В статье представлены предпосылки формирования и анализа целесообразности разработки и внедрения в практику «стандарта благополучия», его базовые положения. Целью исследования являлась разработка рекомендаций по формированию «стандарта благополучия». Работа опирается на научные и практические наработки в области регулирования качества жизни граждан. Проведённое исследование показало, что «стандарт благополучия» может стать опорой для государственной политики в вопросе обеспечения достойного и неснижаемого качества жизни населения Российской Федерации, реализации неотъемлемых конституционных прав граждан, развития экономики, повышения эффективности и доступности государственных услуг вне зависимости от субъекта федерации.

Ключевые слова: качество жизни, социальные блага, конституционные блага.

JEL коды: К38, 050, Р40, Р49.

Для цитирования: Кривов В.Д., Постников С.Л. «Стандарт благополучия» как инструмент достижения стратегических целей социально-экономического развития государства // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2022. Том 14. Выпуск 4. С. 42-55. DOI: 10.38050/2078-3809-2022-14-4-42-55

В коммерческих и публичных структурах давно сформировалась система управления, в основе которой лежат четко сформулированные цели, выраженные через показатели. Считается, что установление целей - это наиболее совершенный метод стратегического управления.

Кривов В. Д. , e-mail: vdkrivov@yandex.ru Постников С.Л. e-mail: possster@yandex.ru

Такой подход к выстраиванию системы управления встречается во всех международных корпорациях и в том или ином виде в большинстве государств. Такой подход к управлению характерен для России, США, Саудовской Аравии, Сингапура, Франции, Малайзии и других стран.

Президент России В.В. Путин подписал Федеральный закон «О стратегическом планировании» в 2014 г. Также в 2020 г. Президент выпустил указ о национальных целях развития России до 2030 г. (Указ..., 2020). Формализованные цели присутствуют при использовании программно-целевого подхода через формирование государственных программ, в которых закреплены показатели и их целевые значения.

Согласно общим подходам к данной системе управления, цели должны исходить из стратегии и каскадироваться (декомпозироваться) на подцели на нижестоящих уровнях управления. Также должна быть выстроена система мониторинга, чтобы оценить, достигнута цель или нет. Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми и актуальными и охватывать всю деятельность объекта управления, должны быть полностью понятны людям, которые работают для их достижения.

В дальнейшем для реализации установленных целей необходимо выстроить систему, включающую формирование организационной структуры, системы нормативных локальных актов, мероприятий по снижению рисков и выстраиванию системы контрольных процедур. Такой подход характерен не только для коммерческих структур, но и для публичного управления.

Первой целью в указе Президента о национальных целях развития России до 2030 г. указано сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Для реализации этой задачи, в первую очередь, необходимы поддержка безусловных конституционных прав, активное участие населения в жизни страны, удовлетворение нужд граждан в социально-значимых сферах жизни. Именно эти цели являются основой формирования достойной жизни граждан или, другими словами, их благополучия.

Для систематизации достижения этих целей, в том числе и в регионах, целесообразно их сформировать в единую систему - «стандарт благополучия». Внедрение такого стандарта позволит внедрить общепринятые практики управления в деятельность государства, выстроить систему показателей и контролировать ее на федеральном уровне, а также позволит формализовать процесс управления с точки зрения рисков, контрольных процедур и проводить текущий мониторинг эффективности управления. Внедрение этого стандарта повысит уровень доверия граждан к государству, а реализация его показателей будет свидетельствовать об уровне жизни населения страны. Доказано, что рост доверия граждан к государству способствует росту ВВП. Согласно исследованиям, рост доверия в России до такого уровня, как в Швеции, приведет к росту ВВП на душу населения на 69% (Финмаркет, 2021). Это происходит по целому ряду причин. Например, от человека, которому государство обеспечивает определённый уровень жизни, труднее ожидать противоправных, антисоциальных действий.

В ноябре 2020 г. состоялось заседание научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, посвященное теме: «Доверие как критический фактор достижения стратегических целей социально-экономического и политического развития государства». С учетом Конституции Российской Федерации, закрепляющей понятие «социального государства», тема появления в стране достойного «стандарта благополучия» обретает глубокий смысл.

О необходимости создания «стандарта благополучия» в Российской Федерации задумались еще 25 лет тому назад. В 1996 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 769, которым предусматривались разработка и внедрение комплекса минимальных социальных стандартов (Указ..., 1996). По ряду причин работа над стандартами до логического финала завершена не была.

В 2018 году вышел традиционный пакет «майских указов» Президента России В.В. Путина, где были обозначены цели и задачи государства и органов государственной власти на ближайшие годы. Генеральной линией стали повышение уровня жизни населения Российской Федерации, обеспечение благополучной, безопасной и комфортной среды проживания для каждого жителя страны, предоставление широких возможностей для реализации способностей, потенциала и талантов. Кроме того, В.В. Путин многократно подчеркивал мысль о важности равноценного получения социальных благ для всех граждан вне зависимости от региона страны, поскольку сегодня наблюдается достаточно резкое расхождение между субъектами Российской Федерации, начиная от доступности и качества медицинских услуг, заканчивая условиями внешней среды (благоустройство, транспорт, прочая инфраструктура) и доходами.

Обнародование «майских указов» 2018 г. вернуло общество и органы власти к идее о едином стандарте таких благ. На сегодня можно смело утверждать о его необходимости. Из этого логически проистекает вопрос о разработке и внедрении подходов к формированию рекомендуемых и/или нормативных единых требований к качеству жизни жителей России. Работа в данном направлении в стране ведется, есть и конкретные меры, о которых будет сказано далее, но системного подхода пока не создано.

В исследовании неоднократно упоминается понятие «качество жизни», которое следует понимать как сочетание объективных и субъективных условий жизни граждан и уровень их удовлетворенности данными условиями. А.Н. Зубец приводит такое определение качества жизни: уровень счастья людей, или степень их удовлетворенности своей жизнью, а также объективные показатели благополучия, такие как продолжительность жизни, уровень дохода, образование и т. д. (Зубец, 2020).

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет качество жизни как человеческое благополучие, опирающееся на материальные условия, социальное самочувствие людей, способность к самореализации, экологическое состояние и безопасность их мест проживания, участие в общественной жизни на уровне страны, города или территории, а также семейную жизнь (Measuring., 2020).

Понятие «качество жизни» также включает в себя такой фактор, как «уровень жизни» - т. е. степень удовлетворения потребностей и материально-финансовых возможностей отдельных граждан или семей (размер дохода, количество потребления товаров и услуг, качество потребляемых товаров и услуг).

Целью исследования являлась разработка рекомендаций по формированию «стандарта благополучия», для чего были рассмотрены существующие наработки в этой области, сформулированы рекомендации по формированию «стандарта благополучия» как одного из первостепенных направлений политики государства в области улучшения качества жизни населения, устранения дифференциации среди субъектов России и как важного условия достижения целей и задач социально-экономического развития России.

В Российской Федерации существуют и активно применяются самые разнообразные стандарты и нормативы. Они затрагивают практически все отрасли, в том числе социальную сферу, и воплощены в форме нормативно-правовых актов, регулирующих конкретный вид деятельности. Например, сложно представить систему образования или систему здравоохранения без таких стандартов. Помимо базовых требований и норм, существующих на федеральном уровне и обязательных для каждого субъекта Российской Федерации, в каждом регионе разработаны и внедрены нормативы и стандарты регионального значения в зависимости от специфики субъекта федерации.

Основным критерием оценки уровня жизни в Российской Федерации на сегодняшний день является прожиточный минимум. Регионы имеют полномочия устанавливать собственный прожиточный минимум, который используется для аналогичных целей и задач.

Помимо прожиточного минимума, существует ряд федеральных стандартов в различных областях. Так, в сфере занятости населения действует такой стандарт, как МРОТ (минимальный размер оплаты труда) (ФЗ № 82, 2000). Помимо МРОТ, существуют профессиональные стандарты для разных видов деятельности, согласно которым определяется квалификация сотрудника, оцениваются его умения и знания, соответствие должности и другие значимые критерии. Действуют стандарты безопасности труда в соответствии со спецификой рабочей деятельности.

Если говорить об относительно новых явлениях в данной сфере, то нельзя не упомянуть реализацию национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» с его концепцией бережливого производства и, как следствие, с соблюдением определенных стандартов (например, 5S). Данные мероприятия призваны в том числе повысить эффективность труда, мотивацию, раскрытие потенциала, а значит, и рост доходов не только организации, но и ее работников.

Для организаций и учреждений, которые предоставляют платные социальные услуги населению, являются обязательными государственные социальные стандарты. Одним из наиболее часто употребляемых и известных стандартов этой категории является предельная величина среднедушевого дохода (ФЗ № 44, 2003). Размер указанной величины каждый регион имеет право устанавливать самостоятельно. Надо отметить, что и предельная величина среднедушевого дохода, являясь по сути своей стандартом, так же подчиняется определенной норме.

Достаточно давно существует некая стандартизация и в сфере пенсионного обеспечения. Каждый российский пенсионер имеет право на получение определенной гарантированной пенсии. В разные годы ее называли по-разному, например, базовая часть пенсии, а сегодня она носит название фиксированной выплаты к страховой пенсии, устанавливаемой в твердом размере на государственном уровне (ФЗ № 400, 2013).

Большое количество стандартов и нормативов реализуется в сфере здравоохранения. Здесь существует масштабная система законов и нормативных документов, основным является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». На каждый вид медицинских услуг есть свои обязательные для исполнения стандарты. Они же являются отправной точкой при формировании программ обязательного медицинского страхования. В случае возникновения конфликтных ситуаций стандарты становятся правовой основой для разрешения спора — была ли действительно оказана медицинская помощь в том объеме и качестве, в которых необходима.

В сфере образования также можно обнаружить значительное количество стандартов и нормативов, по которым определяется качество оказываемых услуг. Их появление обусловлено благодаря Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Федеральные государственные образовательные стандарты (коротко ФГОС), в частности, обеспечивают преемственность образовательных программ от начального до высшего образования, при этом для каждой ступени образовательного процесса существуют свои наборы стандартов. Надо сказать, что ФГОС не стоят на месте, принято разделение их на поколения.

Присутствуют определенные стандарты и в жилищном законодательстве. К ним можно отнести, например, норму площади жилого помещения на 1-2-3 человек и более (Жилищный кодекс., 2004).

В Российской Федерации с 2005 года действует система национальных проектов, направленных на улучшение качества жизни россиян по различным направлениям, большинство из которых можно отнести к социальной сфере - прямо или косвенно. В 2018 году был утвержден перечень нацпроектов на 2019-2024 гг. В регионы в рамках национальных проектов поступают значительные федеральные средства для последующего освоения. Каждый из национальных проектов затрагивает достаточно узкую сферу, задавая показатели и стандарты, но конечная цель у них общая: рост благосостояния граждан, повышение комфорта проживания в любом регионе России, стабильность и процветание общества и государства.

Так, национальный проект «Здравоохранение» направлен на улучшение качества оказания медицинской помощи и повышение ее доступности. Среди его мероприятий - решение вопроса с дефицитом кадров, улучшение условий труда для сотрудников и условий пребывания для пациентов, более доступная медицинская помощь населению, оптимизация рабочих процессов и т. д.

В рамках национального проекта «Образование» улучшаются доступность и качество образования, происходят положительные изменения в условиях обучения, ведется значительная профориентационная работа с целью последующего успешного трудоустройства и самореализации выпускников образовательных учреждений.

Нацпроект «Демография» призван повысить продолжительность жизни россиян (а это невозможно без мероприятий по улучшению ее качества), поддерживать и стимулировать рождаемость, оздоровление нации.

Положения национального проекта «Жилье и городская среда» закрепляют такие цели, как доступное качественное жилье и низкий процент по ипотеке, улучшение городской среды (создание или реконструкция общественных пространств, зеленых зон отдыха и зеленых насаждений, мест культурного досуга и др.), возможность участия населения в жизни своих населенных пунктов в вопросах формирования комфортной жизненной среды. Процесс реализации нацпроекта во многих пунктах опирается на такой показатель, как индекс качества городской среды. Он включает в себя такие показатели, как жилье, состояние дорог, озеленение, наличие, доступность, разнообразие и качество различных видов инфраструктуры, а также эффективность управления, безопасность, современность, экологическая чистота и т. д.

Согласно данным индекса качества городской среды за 2020 год (Индекс качества., 2021), наблюдается значительный разрыв между регионами, региональными центрами, крупнейшими и малыми городами. Так, среди городов с населением более 1 млн человек в лидерах находится Москва (количество баллов 288 из 360 возможных), а замыкает рейтинг Омск (113

баллов). Среди крупных городов с населением от 250 тыс. человек до 1 млн человек самым благополучным городом является Тюмень (225 баллов), а самым неблагополучным - Архангельск (157 баллов). Аналогичная ситуация наблюдается и среди средних и малых населенных пунктов, при этом города с благоприятной и неблагоприятной городской средой существуют в каждом регионе и могут даже находиться в непосредственной географической близости.

Подводя итог, можно утверждать, что в Российской Федерации ведется системная политика, направленная на повышение качества и уровня жизни россиян, а также на устранение различий по этим параметрам в регионах. Также проводится регулярный и объективный мониторинг текущей ситуации в различных субъектах федерации и отдельных населенных пунктах. Тем не менее, эта работа нуждается в научном обосновании и более тщательной систематизации и обобщении.

Термин «стандарт благополучия» впервые прозвучал при разработке Советом Федерации материалов к заседанию Совета Безопасности Российской Федерации в сентябре 2016 г. Разработку инициировала Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко. Впоследствии концепцию «стандарта благополучия» прорабатывали в 2017 г. во время подготовки совместного отчета Совета Федерации и Государственной Думы РФ для Президента России. В отчете были отражены различные подходы и предложения по внедрению «стандарта благополучия» как необходимого элемента дальнейшего развития государства и общества (О состоянии..., 2017).

На начало 2018 г. «стандарт благополучия» рассматривался как система государственных социальных стандартов и один из механизмов реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации. Отмечались возможность и даже необходимость использования «стандарта благополучия» для эффективного и более результативного планирования в стратегических целях, во время разработки бюджетов всех уровней и других ключевых процессов.

Наиболее полно предложения по разработке и внедрению «стандарта благополучия» были сформулированы в решении Президиума Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, заседание которого состоялось 28 июня 2018 г. Этим решением Совету Федерации, Правительству России, законодательным и исполнительным органам государственной власти регионов рекомендовано подготовить и воплотить в жизнь «стандарт благополучия» (Решение., 2018). Он подразумевает не наличие неких минимумов, позволяющих человеку физически выжить, а должен задать планку достойного, комфортного проживания на территории любого региона Российской Федерации.

Надо отметить, что в целом субъекты Российской Федерации следуют этой рекомендации. Но в материалах, которые поступают с территорий, отмечается отсутствие понятия «стандарт благополучия» как такового в законодательной базе, и этот факт определенно препятствует слаженному и эффективному взаимодействию между федеральным центром и регионами. Правовая база недостаточно сформулирована и определена, и, таким образом, регионам не на что опереться при формировании собственных нормативных документов и проведении мероприятий на уровне субъекта федерации.

По вопросу разработки и внедрения «стандарта благополучия» в субъектах федерации проводилось значительное число консультаций с ведущими экспертами в своих областях, об-

щественниками, и совокупные данные легли в основу предоставляемых материалов. В них содержится большое количество интересных предложений и самых различных подходов к появлению такого стандарта, который действительно будет работать.

В материалах из регионов поступили десятки вариантов: например, одно предложение подразумевало создание комплексного показателя, согласно которому можно определить уровень благополучия, в другом прозвучала инициатива провести общероссийские социологические исследования, определяющие самые важные критерии благополучия для населения с тем, чтобы впоследствии включить их в стандарт. Помимо этого, поступило предложение расширить сам «стандарт благополучия» за рамки исключительно мер социальной поддержки и охватить им более широкий набор государственных услуг, которые направлены на защиту гражданских прав и благосостояния населения. Предложение было признано соответствующим поставленной цели, поскольку достижение «стандарта благополучия» возможно при наличии полного комплекса мер.

Какими они могут быть? Направленными на достойный доход, обеспечивающий нужды жителя Российской Федерации, комфортную среду и жилье, качественное образование, трудоустройство по специальности с обязательным набором социальных гарантий, доступное здравоохранение, возможность участия в жизни общества и государства, личную безопасность каждого человека и т. д.

Таким образом, встает вопрос четкого определения, чем является «стандарт благополучия» и какова его структура. В данном случае можно изначально опереться на наиболее разработанную и признанную на международном уровне классификацию прав и свобод человека и гражданина по сферам проявления этих прав и свобод. Именно эта классификация нормативно оформлена в многочисленных международных правовых актах.

Согласно указанной системе права человека и гражданина разделяются на группы:

• личные (гражданские) права;

• политические права;

• социально-экономические и культурные права.

В составе каждого права, которое принадлежит гражданам Российской Федерации, находятся конституционные права, неотъемлемые и безусловные для каждого гражданина страны, гарантированные основным законом государства. В контексте обеспечения конституционных прав предлагается такое определение «стандарта благополучия», представленное одним из соавторов (С.Л. Постниковым) в 2019 г.: «механизм нормативно-правового, организационного и финансового обеспечения реализации конституционных прав граждан Российской Федерации, гарантирующий гражданам неснижаемый уровень качества жизни вне зависимости от места проживания» (Доверие., 2019).

В практическом плане «стандарт благополучия» может быть выражен в форме Государственной информационной системы, которая будет включать в себя набор информации по различным сферам деятельности в разрезе гражданских прав. Данная система должна иметь, с одной стороны, высокую степень защищенности, с другой - обеспечивать следующие возможности:

• доступ каждого гражданина Российской Федерации к перечню имеющихся персонально для него государственных услуг;

• компаративный анализ объема и содержания государственных услуг в регионах России для получения объективной статистики и эффективного обмена опытом;

• оценка качества и эффективности оказываемых в субъекте Российской Федерации государственных услуг в целях их повышения и наибольшей доступности для населения.

Идея разработки и внедрения «стандарта благополучия» уже нашла поддержку и развитие. В октябре 2018 г. Мэр Москвы С.С. Собянин, выступая с ежегодным отчетом о работе правительства города, внес предложение о создании и реализации в российской столице системы гарантий московским пенсионерам1. Она получила название «Московский стандарт благополучия пенсионеров», и это один из первых опытов создания «стандарта благополучия» на примере конкретной территории.

В московский стандарт включили обязательные элементы, касающиеся поддержки пожилых жителей по линии здравоохранения. В частности, сюда вошли персональное наблюдение в медучреждениях для пенсионеров с хроническими заболеваниями и паллиативная помощь для престарелых. Людям с ограниченными возможностями, маломобильным гражданам гарантирован персональный патронаж.

Инициатива Правительства Москвы не осталась незамеченной на федеральном уровне и получила положительную оценку со стороны Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, выразившей надежду, что удачный опыт столицы будет взят на вооружение регионами.

В регионах Российской Федерации также ведется работа по созданию и внедрению стандарта социального благополучия человека. Первой в этом направлении стала Ростовская область. Региональные власти начали реализацию проекта в 2020 году2. Сама идея появилась вскоре после референдума по принятию поправок в Конституцию Российской Федерации, и новый стандарт призван воплотить на уровне региона обновленные положения Основного закона. В документ будут включены показатели, выполнение которых станет непременным для органов власти Ростовской области. В разрабатываемый стандарт включили такие параметры, как равный для всех жителей доступ к качественным услугам сфер образования, здравоохранения и культуры. Сформировать окончательный перечень планируется по итогам масштабного общественного обсуждения. Уже поступают предложения. Поскольку Ростовская область имеет богатую историю и мультикультурные традиции, их доступность для каждого жителя и сохранность предложено включить в региональный стандарт. Равные возможности для занятия спортом, поддержка предпринимательства, образовательные программы, развитие городской среды и многое другое - жители Донского региона подготовили немало идей и инициатив, которые предстоит рассмотреть и обсудить.

Помимо формирования нормативно-правовой базы предстоит предпринять важные меры в сфере цифровизации. Правительство России в последнее время приняло ряд шагов по совершенствованию системы информационно-технологического обеспечения социальной сферы (Постановление., 2021).

Выступая по данному вопросу, Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин отметил, что в России существует большое количество всевозможных льгот и пособий, но далеко

1 Официальный сайт Правительства Москвы: URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/1299/5109050/ (дата обращения: 5.08.2021).

2 Официальный сайт Правительства Ростовской области: URL: https://www.donland.ru/news/10399/ (дата обращения: 21.12.2021).

не все граждане пользуются возможностью их получить по причине неосведомленности в своих правах3. Надо отметить, что многие действующие меры социальной поддержки призваны помочь как малообеспеченным гражданам, так и тем, кто под это определение, согласно существующим нормативам, формально не подходит. Тем не менее, они право имеют и могут обратиться за государственной поддержкой. Этим гражданам необходимо помочь, создав централизованную электронную платформу, где будут размещаться необходимые сведения для каждого человека индивидуально. Такая система позволит не только повысить информированность населения о его правах, но и значительно сократить и упростить процесс получения необходимых льгот, поскольку в ней уже будут находиться все необходимые сведения и документы.

26 февраля 2021 г. вышло распоряжение Правительства России № 431 -р, которое утвердило такой документ, как «Концепция цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года»4. Это означает появление вышеуказанной единой электронной платформы, где будут сконцентрированы все услуги по оказанию мер социальной поддержки. Ее возможности будут широкими: здесь сконцентрируется информация, необходимая для назначения льгот и пособий, от соответствующих ведомств.

На основе Концепции будет построена и система «социального казначейства», о которой сказал Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин. В Концепции особенно отмечается важность активной вовлеченности в процесс предоставления услуг на цифровой платформе со стороны местных органов власти. Когда система будет слаженно работать от столицы до отдельного райцентра, тогда систему «социального казначейства» можно будет считать реализованной.

В декабре 2021 г. был запущен пилотный проект, направленный на внедрение принципов клиентоцентричности. На сегодняшний день проект имеет название «Государство для людей», в нем участвуют все федеральные ведомства, а также несколько регионов - Нижегородская, Самарская, Липецкая, Тульская и Московская области. Целями данного проекта обозначены повышение качества жизни граждан и повышение уровня доверия к государству. Для этого предлагается изменить подходы к взаимодействию с людьми и минимизировать бюрократические процессы5. Сделать это предлагается в том числе благодаря внедрению стандартов клиентоцентричности: «Государство для людей», «Государство для бизнеса» и «Стандарт внутреннего клиента». На момент подготовки публикации проводилась работа по доработке инструментов и стандартов, составлению дорожных карт по реализации проекта6.

Как показало исследование, для обеспечения повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека должен быть разработан «стандарт благополучия», который будет являться механизмом нормативно-правового, организационного и фи-

3 Портал «Вести»: URL: https://www.vesti.ru/finance/article/2638046 (дата обращения: 21.12.2021).

4 Официальный сайт Правительства Российской Федерации: URL: http://government.ru/docs/41634/ (дата обращения: 21.12.2021).

5 Официальный сайт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации: URL: https://ac.gov.ru/news/page/gosudarstvo-dla-ludej—eto-novaa-kultura-vzaimodejstvia-gosudarstva-grazdan-i-biznesa-27247 (дата обращения: 30.08.2022).

6 Портал ТАСС: URL: https://tass.ru/ekonomika/15835007 (дата обращения: 23.09.2022).

нансового обеспечения реализации конституционных прав граждан РФ, гарантирующих гражданам достойное качество жизни вне зависимости от места проживания. Внедрение стандарта благополучия позволит внедрить общепринятые практики управления в деятельность государства; выстроить систему показателей качества жизни граждан и контролировать ее на федеральном уровне; формализовать процесс управления с точки зрения рисков, контрольных процедур и проводить текущий мониторинг эффективности управления. Результаты исследования могут применяться органами федеральной и региональной власти при разработке социальных и иных стратегий и политик.

Список литературы

Доверие в пяти ракурсах. Материалы научного семинара «Реалистическое моделирование» // Аналитический вестник. 2019. № 2 (716).

Зубец А.Н. Российские и международные подходы к измерению качества жизни. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2020.

О состоянии и основных направлениях совершенствования российского законодательства в сфере государственной региональной политики в Российской Федерации. Отчет. М., 2017.

Жилищный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ от 29.12.2004 г.: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/21918 (дата обращения: 12.12.2021).

Официальный сайт Правительства Москвы: URL:

https://www.mos.ru/mayor/themes/1299/5109050/ (дата обращения: 5.08.2021).

Официальный сайт Правительства Ростовской области: URL: https://www.donland.ru/news/10399/ (дата обращения: 21.12.2021).

Официальный сайт Правительства Российской Федерации: URL: http://government.ru/docs/41634/ (дата обращения: 21.12.2021).

Официальный сайт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации: URL: https://ac.gov.ru/news/page/gosudarstvo-dla-ludej—eto-novaa-kultura-vzaimodejstvia-gosu-darstva-grazdan-i-biznesa-27247 (дата обращения: 30.08.2022).

Портал «Вести»: URL: https://www.vesti.ru/finance/article/2638046 (дата обращения: 21.12.2021).

Портал «Индекс качества городской среды»: URL: https://индекс-городов.рф (дата обращения: 12.12.2021).

Портал ТАСС: URL: https://tass.ru/ekonomika/15835007 (дата обращения: 23.09.2022).

Постановление Правительства РФ «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» № 1342 от 16.08.2021 г.: URL: https://base.garant.ru/402647208/ (дата обращения: 12.12.2021).

Решение Президиума Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Условия осуществления научно-технологического и социально-экономического прорыва в регионах России. Законодательное обеспечение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в «майском» Указе», Москва, 28.06.2018 г.: URL:

http://council.gov.ru/media/files/dz4pBW7aT9p4Rf4qXrasHWXc62A5yjUA.pdf (дата обращения: 12.12.2021).

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» № 474 от 21.07.2020 г.: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 12.12.2021).

Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9404 (дата обращения: 12.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» № 82-ФЗ от 19.06.2000 г.: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/15714 (дата обращения: 21.12.2021).

Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» № 44-ФЗ от 05.04.2003 г.: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/19356 (дата обращения: 21.12.2021).

Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38043 (дата обращения: 12.12.2021).

Финмаркет ИА «Интерфакс»: URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3406174 (дата обращения: 12.12.2021).

Measuring well-being and progress. OECD Statistics and Data Directorate Paris, March 2020: URL: https://www.oecd.org/sdd/OECD-Better-Life-Initiative.pdf (дата обращения: 21.12.2021).

DOI: 10.38050/2078-3809-2022-14-4-42-55

Economics and Management

«WELL-BEING STANDARD» AS A TOOL FOR ACHIEVING STRATEGIC GOALS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE STATE

Viktor D. Krivov

Doctor of Economics, Professor, Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics

(Moscow, Russia)

Sergei L. Postnikov

Candidate of Military Sciences, independent expert,

(Moscow, Russia)

Abstract

The article presents the prerequisites for the formation and analysis of the feasibility of developing and putting into practice the «Standard of well-being», its basic provisions. The purpose of the study was to develop recommendations for the formation of a «Standard of well-being». The work is based on scientific and practical developments in the field of regulating the quality of life of citizens. The conducted research has shown that the «Standard of Well-being» can become a support for state policy in ensuring a decent and undiminished quality of life for the population of the Russian Federation, the realization of the inalienable constitutional rights of citizens, economic development, improving the efficiency and accessibility of public services, regardless of the subject of the federation.

Keywords: quality of life, social benefits, constitutional benefits. JEL: К38, 050, P40, P49.

For citation: Krivov, V.D., Postnikov, S,I. «Well-being Standard» as a Tool for Achieving Strategic Goals of Socio-Economic Development of the State. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal, vol. 14, no. 4, pp. 42-55. DOI: 10.38050/2078-3809-2022-14-4-42-55.

References

Doverie v pyati rakursakh. Materialy nauchnogo seminara «Realisticheskoe modelirovanie» [Trust in five angles. Materials of the scientific seminar "Realistic modeling"], Analiticheskiy vestnik. 2019. № 2 (716). (In Russian)

Zubets A.N. Rossiyskie i mezhdunarodnye podkhody k izmereniyu kachestva zhizni [Russian and international approaches to measuring the quality of life], M.: Finansovyy universitet pri Pravi-tel'stve Rossiyskoy Federatsii, 2020. (In Russian)

O sostoyanii i osnovnykh napravleniyakh sovershenstvovaniya rossiyskogo zakonodatel'stva v sfere gosudarstvennoy regional'noy politiki v Rossiyskoy Federatsii. Otchet. [On the state and main directions of improvement of Russian legislation in the field of state regional policy in the Russian Federation. Report.] M., 2017. (In Russian).

Zhilishchnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Housing Code of the Russian Federation [Official website of the Moscow Government] №2 188-FZ ot 29.12.2004 g.: Available at: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/21918 (accessed: 12.12.2021). (In Russian)

Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Moskvy [Official website of the Moscow Government]. Available at: https://www.mos.ru/mayor/themes/1299/5109050/ (accessed: 5.08.2021) (In Russian).

Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Rostovskoy oblasti [Official website of the Government of the Rostov region]. Available at: https://www.donland.ru/news/10399/ (accessed: 21.12.2021). (In Russian)

Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva RF [Official website of the Government of the Russian Federation]. Available at: http://government.ru/docs/41634/ (accessed: 21.12.2021). (In Russian).

Ofitsial'nyy sayt Analiticheskogo tsentra pri Pravitel'stve [Official website of the Analytical Center under the Government of the Russian Federation]. Available at: https://ac.gov.ru/news/page/gosudarstvo-dla-ludej—eto-novaa-kultura-vzaimodejstvia-gosudarstva-grazdan-i-biznesa-27247 (accessed: 30.08.2022). (In Russian)

Portal «Vesti». Available at: https://www.vesti.ru/finance/article/2638046 (accessed: 21.12.2021)/ (In Russian).

Portal «Indeks kachestva gorodskoy sredy» [Portal "Urban Environment Quality Index"]: Available at: https://indeks-gorodov.rf (accessed: 12.12.2021). (In Russian)

Portal «TASS» [Elektronnyy resurs]. Available at: https://tass.ru/ekonomika/15835007 (accessed: 23.09.2022). (In Russian)

Postanovlenie Pravitel'stva RF «O Edinoy gosudarstvennoy informatsionnoy sisteme sotsi-al'nogo obespecheniya» [Decree of the Government of the Russian Federation "On the Unified State Information System of Social Security"] № 1342 ot 16.08.2021 g.: Available at: https://base.gar-ant.ru/402647208/ (accessed: 12.12.2021). (In Russian)

Reshenie Prezidiuma Nauchno-ekspertnogo soveta pri Predsedatele Soveta Federatsii Feder-al'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii «Usloviya osushchestvleniya nauchno-tekhnologicheskogo i sotsial'no-ekonomicheskogo proryva v regionakh Rossii. Zakonodatel'noe obespechenie zadach, postavlennykh Prezidentom Rossiyskoy Federatsii v «mayskom» Ukaze» [The decision of the Presidium of the Scientific Expert Council under the Chairman of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation "Conditions for the implementation of scientific, technological and socio-economic breakthrough in the regions of Russia. Legislative support of the tasks set by the President of the Russian Federation in the "May" Decree"], Moskva, 28.06.2018 g.: Available at: http://council.gov.ru/media/files/dz4pBW7aT9p4Rf4qXrasHWXc62A5yjUA.pdf (accessed:

12.12.2021). (In Russian)

Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii «O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Fed-eratsii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030"] № 474 ot 21.07.2020 g.: Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (accessed: 12.12.2021). (In Russian)

Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 23.05.1996 g. № 769 «Ob organizatsii podgotovki gosudarstvennykh minimal'nykh sotsial'nykh standartov dlya opredeleniya finansovykh normativov formirovaniya byudzhetov sub"ektov Rossiyskoy Federatsii i mestnykh byudzhetov» [Decree of the President of the Russian Federation No. 769 of 23.05.1996 "On the organization of the preparation of State Minimum social standards for determining Financial Standards for the Formation of Budgets of Subjects of the Russian Federation and Local budgets"]: Available at: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/9404 (accessed: 12.12.2021). (In Russian)

Federal'nyy zakon «О minimal'nom razmere oplaty truda» [Federal Law "On the Minimum Wage"] № 82-FZ ot 19.06.2000 g.: Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/15714 (accessed: 21.12.2021). (In Russian)

Federal'nyy zakon «O poryadke ucheta dokhodov i rascheta srednedushevogo dokhoda sem'i i dokhoda odinoko prozhivayushchego grazhdanina dlya priznaniya ikh maloimushchimi i okazaniya im gosudarstvennoy sotsial'noy pomoshchi» [Federal Law "On the Procedure for Recording Income and Calculating the Average Per Capita Income of a Family and the Income of a Single Citizen for Recognizing Them as Poor and Providing them with State Social Assistance"] №2 44-FZ ot 05.04.2003 g.: Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/19356 (accessed: 21.12.2021). (In Russian)

Federal'nyy zakon «О strakhovykh pensiyakh» [Federal Law "On Insurance Pensions"] № 400-FZ ot 28.12.2013 g.: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38043 (accessed: 12.12.2021).

Finmarket IA «Interfaks» [Finmarket Interfax News Agency]: Available at: http://www.fin-market.ru/main/article/3406174 (accessed: 12.12.2021). (In Russian)

Measuring well-being and progress. OECD Statistics and Data Directorate Paris, March 2020: Available at: https://www.oecd.org/sdd/OECD-Better-Life-Initiative.pdf (accessed: 21.12.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.