Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
719
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РИСКИ / ГОСУДАРСТВО / НАСЕЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев Сергей Михайлович, Мельникова Ольга Вадимовна, Ивлиев Павел Валентинович

Введение: в работе раскрывается сущность цифровой трансформации государства и ее влияние на граждан России. С учетом современных трендов развития информационной политики, отвечающих интересам безопасности и потребностям граждан, авторами дается оценка нового направления развития государственной информационной политики - цифровой трансформации. С позиции теоретико-правового осмысления они обосновывают необходимость совершенствования правового механизма в современных информационно-технологических отношениях. Цель: проведение комплексного анализа правового регулирования института цифровой трансформации основных сфер жизнедеятельности российского общества. Методы: в статье использовались современные общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, структурно-функциональный, нормативно-логический, комплексный и метод толкования правовых норм. Результаты: электронное государство отражает в себе интегральный облик основных функций современного государства. Сбалансированная государственная информационная политика способна переформатировать государственный механизм в информационном пространстве. Определяющим вектором современной российской информационной политики выступает цифровая трансформация. В центре внимания в рамках этих процессов должно находиться население государства ввиду наличия у него потребностей в предоставлении качественных услуг на основе информационных технологий. Масштабы мировой эпидемии распространения вируса CoVID-19 ускорили темпы цифрови-зации общества, способствовали созданию единой государственной системы идентификации пользователей и предопределили качественно новое технологическое развитие различных сфер жизнедеятельности. Выводы: развитие информационного общества должно быть ориентировано на создание эффективной системы информационной защиты в отношении физических и юридических лиц. В силу недостаточной развитости нормативно-правовой базы в сфере цифровой трансформации российское государство и общество будут испытывать в последующем трудности, обусловленные риском дезадаптации информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воробьев Сергей Михайлович, Мельникова Ольга Вадимовна, Ивлиев Павел Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE MODERN RUSSIAN STATE: CURRENT ISSUES OF STATUTORY REGULATION

Introduction: the paper reveals essence of digital transformation of the state and its impact on Russian citizens. Taking into account modern trends in the development of information policy that meet security interests and social needs, the authors assess a new direction in the development of state information policy - digital transformation. The researchers substantiate the need to improve the legal mechanism in modern information and technological relations in terms of theoretical and legal understanding. Task: to conduct a comprehensive analysis of legal regulation of the institute of digital transformation of key spheres of life of Russian society. Methods: the article uses modern general scientific and special methods of cognition, such as analysis, synthesis, structural-functional, normative-logical, complex and legal norm interpretation methods. Results: an e-state reflects key functions of a modern state. A balanced state information policy can transform the state mechanism in the information space. Digital transformation is the crucial development vector of modern Russian information policy. These processes should be focused on population, in term of providing high-quality services based on information technology. The COVID-19 pandemic accelerated the pace of society digitalization, contributed to creation of a unified state system of user identification and predetermined a qualitatively new technological development of various spheres of life. Conclusions: to promote an information society, it is necessary to set up an effective information protection system for individuals and legal entities. Due to insufficient development of the regulatory framework in the field of digital transformation, the Russian state and society will experience certain difficulties in the future due to the risk of information security maladaptation.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ»

Научная статья УДК 340.1:342.5:323.2 с1сн: 10.46741/2686-9764.2022.57.1.001

Цифровая трансформация современного российского государства: актуальные вопросы правовой регламентации

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОРОБЬЕВ

Академия ФСИН России, Рязань, Россия, sergey.vorobev.78@inbox.ru, ИИрэ:// orcid.org/0000-0003-0734-745

ОЛЬГА ВАДИМОВНА МЕЛЬНИКОВА

Псковский филиал Академии ФСИН России, Псков, Россия, о1да1езЬсЬепко@ hotmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2252-3107

ПАВЕЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ ИВЛИЕВ

Академия ФСИН России, Рязань, Россия, ivliev_pv@mail.ru, ЬНрз://огс1с1. огд/0000-0002-8508-1633

Реферат

Введение: в работе раскрывается сущность цифровой трансформации государства и ее влияние на граждан России. С учетом современных трендов развития информационной политики, отвечающих интересам безопасности и потребностям граждан, авторами дается оценка нового направления развития государственной информационной политики - цифровой трансформации. С позиции теоретико-правового осмысления они обосновывают необходимость совершенствования правового механизма в современных информационно-техно-логических отношениях. Цель: проведение комплексного анализа правового регулирования института цифровой трансформации основных сфер жизнедеятельности российского общества. Методы: в статье использовались современные общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, структурно-функциональный, нормативно-логический, комплексный и метод толкования правовых норм. Результаты: электронное государство отражает в себе интегральный облик основных функций современного государства. Сбалансированная государственная информационная политика способна переформатировать государственный механизм в информационном пространстве. Определяющим вектором современной российской информационной политики выступает цифровая трансформация. В центре внимания в рамках этих процессов должно находиться население государства ввиду наличия у него потребностей в предоставлении качественных услуг на основе информационных технологий. Масштабы мировой эпидемии распространения вируса ССЛ/Ю-19 ускорили темпы цифрови-зации общества, способствовали созданию единой государственной системы идентификации пользователей и предопределили качественно новое технологическое развитие различных сфер жизнедеятельности. Выводы: развитие информационного общества должно быть ориентировано на создание эффективной системы информационной защиты в отношении физических и юридических лиц. В силу недостаточной развитости нормативно-правовой базы в сфере цифровой трансформации российское государство и общество будут испытывать в последующем трудности, обусловленные риском дезадаптации информационной безопасности.

Ключевые слова: цифровая трансформация; информационная политика; цифровая зрелость; информационное общество; искусственный интеллект; информационные риски; государство; население; экономика; уголовно-исполнительная система.

12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.

| Воробьев С. М„ Мельникова О. М„ Ивлиев П. В., 2022

5.1.1 Теоретико-исторические правовые науки.

Для цитирования: Воробьев С. М., Мельникова О. В., Ивлиев П. В. Цифровая трансформация современного российского государства: актуальные вопросы правовой регламентации // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, № 1 (57). С. 8-18. doi: 10.46741/2686-9764.2022.57.1.001.

Original artical

Digital Transformation of the Modern Russian State: Current Issues

of Statutory Regulation

■ SERGEI M. VOROB'EV

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, sergey. vorobev.78@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-0734-745

OLGAV. MEL'NIKOVA

Pskov Branch of Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Pskov, Russia, olgaleshchenko@hotmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2252-3107

PAVEL V. IVLIEV

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, ivliev_ pv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8508-1633

Abstract

Introduction: the paper reveals essence of digital transformation of the state and its impact on Russian citizens. Taking into account modern trends in the development of information policy that meet security interests and social needs, the authors assess a new direction in the development of state information policy - digital transformation. The researchers substantiate the need to improve the legal mechanism in modern information and technological relations in terms of theoretical and legal understanding. Task: to conduct a comprehensive analysis of legal regulation of the institute of digital transformation of key spheres of life of Russian society. Methods: the article uses modern general scientific and special methodsof cognition, such as analysis, synthesis, structural-functional, normative-logical, complex and legal norm interpretation methods. Results: an e-state reflects key functions of a modern state. A balanced state information policy can transform the state mechanism in the information space. Digital transformation is the crucial development vector of modern Russian information policy. These processes should be focused on population, in term of providing high-quality services based on information technology. The COVID-19 pandemic accelerated the pace of society digitalization, contributed to creation of a unified state system of user identification and predetermined a qualitatively new technological development of various spheres of life. Conclusions: to promote an information society, it is necessary to set up an effective information protection system for individuals and legal entities. Due to insufficient development of the regulatory framework in the field of digital transformation, the Russian state and society will experience certain difficulties in the future due to the risk of information security maladaptation.

Keywords: digital transformation; information policy; digital maturity; information society; artificial intelligence; information risks; state; population; economy; penal enforcement system.

12.00.01 - Theory and history of the law and state; history of the law and state studies.

5.1.1. - Theoretical and historical legal sciences.

For citation: Vorob'evS. M., Mel'nikovaO. V., IvIievP. V. Digital transformation of the modern Russian state: current issues of statutory regulation. Penitentiary Science, 2022, vol. 16, no. 1 (57), pp. 8-18. doi: 10.46741/2686-9764.2022.57.1.001.

Введение

Современные ускоренные темпы информаци-онно-технологического процесса непосредственно влияют на действующий государственный механизм и само современное государство. Не случайно в связи с этим уже прочно закрепился термин «электронное государство» и формируются правовые основы его функционирования.

В сравнении с классическим представлением о государстве электронное государство видится в качестве облика первого, отражающего в себе новые тенденции и возможности государственной деятельности. По нашему мнению, нельзя категорично разграничивать с позиции теории государства и права эти категории ввиду смешения представлений о них. Теоретическое понимание института государства, раз-

умеется, более обширно [19, с. 24-28], нежели электронного государства. В силу этого любое государство вынуждено предпринимать меры, обусловленные потребностью в оптимизации своей деятельности, в рамках имеющейся информационно-технологиче-ской зависимости, рассматриваемой нами в качестве определенного дезадаптационного риска.

Последнее объективное обстоятельство бросает государству определенный вызов, при котором государство обязано выстроить сбалансированную грамотную информационную политику, удовлетворяющую интересам безопасности, потребностям граждан и общества. Именно это позволит реализовать комплекс мер по постепенному перестраиванию механизма государства в информационно-технологиче-ском пространстве.

По справедливому суждению М. М. Абазалиевой и М. Г. Павловой, на сегодняшний день информационная составляющая современной эпохи трансформирует не только формы, механизмы, технологии воздействия, общество в целом, но и мир политических отношений, тем самым детерминируя новые аспекты исследования политической реальности, тесно связанной по всем параметрам с новой парадигмой безопасности - информационной [1, с. 166].

В центре внимания модернизированной государственной информационной политики должно находиться население государства в силу того, что именно население является главным потребителем имеющихся информационно-технологических ресурсов. Учет информационных потребностей граждан России, доступность информационных ресурсов, оперативность и быстрота получения требуемой информации, а также свобода информационного пользования при предоставлении государственных услуг должны выступать приоритетными направлениями информационно-технологической перетрансформации государства. Нельзя при этом забывать про обеспечение государством как главным поставщиком государственных услуг познавательно-обучающего направления развития в рассматриваемой сфере. Каждый гражданин должен знать предоставляемые государством информационно-технологические возможности и уметь пользоваться доступными услугами. С учетом этого государство должно быть способным адаптироваться к имеющемуся росту ин-формационно-технологических процессов и отстаивать государственные интересы на фоне реализуемой информационной политики.

Между тем электронное управление в интересах устойчивого развития (EGOV4SD - electronic governance for sustainable development) является относительно новой областью, которая фокусируется на том, как управление может помочь обществу стать более устойчивым с использованием ИКТ. Несмотря на растущий интерес к EGOV4SD и потенциал обозначенной исследовательской области, междисциплинарные программы (EGOV и SD) исследований остаются несформированными или развиваются в рамках отдельных направлений [29, с. 94-95].

В современных условиях социокультурный сетевой императив развития общества задает параме-

тры трансформации всей системы общественных отношений, формирует новый социокультурный код развития человеческой цивилизации. Тенденция, сформировавшаяся в концеXX в., рассматривает современное общество как сеть. Сети приобретают все большее значение, они позволяют любым хозяйствующим субъектам, использующим информационные технологии и находящимся в любой точке экономической системы, свободно и с минимальными затратами взаимодействовать друг с другом. В соответствии с сетевым принципом хозяйствующие субъекты строят свои как внутренние, так и внешние связи, и такие процессы происходят в различных культурных и национальных контекстах [31, с. 65].

На наш взгляд, важным определяющим вектором современной российской информационной политики выступает именно цифровая трансформация.

Следует отметить, что применяемые в самых разнообразных областях человеческой деятельности передовые цифровые технологии создали технологический базис для формирования принципиально новой среды гражданско-правового регулирования [24, с. 96]. Впечатляющий рост цифровой экономики подтолкнул к пересмотру классических положений теории налогового права [27, с. 139]. Также необходимо констатировать, что в современных глобализаци-онных условиях возникают новые области социальной действительности, вызывающие расширение и углубление правового регулирования общественных процессов. Появились новые отрасли и институты права: информационное, космическое, медицинское и др. [4, с. 57]

Цифровизация затронула и социальную сферу. Цифровая трансформация современного российского общества повлияла на отечественные практики корпоративной благотворительности. Она существенно расширила цифровое пространство благотворительности, включающее в себя корпоративные платформы онлайн-пожертвований, платформы pro bono, сайты коммерческих организаций [5, с. 93].

Нормативно-правовая характеристика цифровой трансф ормации

В Российской Федерации разработаны правовые основы для обеспечения действия на всей территории страны цифровой трансформации. Обратимся к правовой регламентации этого направления государственной деятельности.

Цифровая трансформация подразумевает предоставление большого количества государственных услуг. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2021 № 1228 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг [16]. При этом цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг должна иметь под собой такой фундамент, как принцип комплексного подхода к решению жизненных проблем населения через суперсервисы.

Конституция Российской Федерации в п. «м» ст. 71 устанавливает, что Россия должна обеспечивать безопасность как общества и государства в целом, так и

отдельно взятой личности, в частности, при применении разного рода цифровых технологий, обороте цифровых данных.

Для обеспечения исключительного ведения государства положения ст. 75 Конституции Российской Федерации содержат важную гарантию, на основе которой должны строиться взаимоотношения между государством, обществом и гражданином. В России осуществляется комплекс мер, посредством которых призваны обеспечиваться экономический рост, повышение благосостояния населения, а также атмосфера доверия между обществом и государством. Должны гарантироваться защита достоинства членов общества и уважение трудящихся, а также поддерживаться баланс обязанностей и прав граждан, солидарность общества, в том числе и политическая [6].

Президент России в своем послании указывал на то, что потенциал Конституции Российской Федерации достаточно велик и такие основы конституционного строя, как права и свободы человека, должны оставаться главной ценностью [22]. Положения Конституции Российской Федерации смогли закрепить принципы информационного общества и конструктивные основы для реализации государственной информационной политики.

Задачи информационного развития российского общества определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"» [13]. В рамках данной программы реализуется на всей территории страны подпрограмма 4 «Информационное государство». Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» закрепляет концептуальные основы дальнейшего стратегического развития этого важного направления деятельности [10]. В данном указе постулируется существование в стране информационного общества. Также указывается, что электронные средства массовой информации, информационные системы, социальные сети, доступ к которым возможен через Интернет, безусловно, стали обыденностью для россиян. Необходимо отметить, что для российской действительности характерно использование большого количества сотовых телефонов и иных гаджетов, а также цифровых технологий.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ устанавливает так называемый режим «цифровых песочниц», в рамках которого будет происходить тестирования разного рада инноваций [18]. Речь идет о том, что «цифровые песочницы» позволяют на определенных территориях или для отдельных организаций проверять технологии, чтобы потом их можно было безопасно для общества внедрять и распространять на территории всей страны. Данный закон является весьма долгожданным и позволяет заблаговременно спрогнозировать наступление возможных рисков. Теперь развитие информационных технологий может идти гораздо быстрее и продуктивней. Так, в «Лабо-

ратории Касперского» на коммерческой основе была создана «песочница» (Sandbox), и ее активно используют в качестве инструментария для отслеживания опасных компьютерных программ и формирования в дальнейшем антивирусных баз. Создание экспериментальных «песочниц» на государственной или коммерческой основе позволит позитивно повлиять на действие обновленной российской правовой системы с учетом практики информационно-технологи-ческих прорывов.

В соответствии с данными We Are Social и крупнейшей SMM-платформы Hootsuite, количество пользователей сети Интернет в 2021 г. достигло 4,66 млрд чел., что на 7,3 % (316 млн чел.) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Аудитория социальных сетей в 2021 г. насчитывала 4,2 млрд чел., что означает прирост по сравнению с предыдущим годом на 13 %. Мобильными телефонами в 2021 г. пользовались 5,22 млрд чел., это 66,6 % мирового населения. С января 2020 г. количество уникальных мобильных пользователей выросло на 1,8 % (93 млн чел.). При этом надо понимать, что общее количество пользователей мобильной связи выросло на 72 млн чел. (0,9 %) и достигло к январю 2021 г. 8,02 млрд чел. [3].

Благодаря Интернету экономика страны в 2020 г. получила доход в 6,7 трлн руб. Более чем на 11 % лучше прошлогодних показатели в области рекламы и маркетинга - в конкретных цифрах это почти 350 млрд руб. До более чем 6 трлн руб. (22 %) выросли показатели электронной коммерции, 152 млрд руб. составили показатели инфраструктуры (20 % к прошлому году). И самое главное, что на 44 % улучшились показатели цифрового контента (123,4 млрд руб.). В целом цифровые технологии подняли отечественную экономику на 22 %.

Согласно аналитике Mediascope Интернетом в стране пользуется более 97 млн чел. Это почти 80 % представителей населения, достигших 12-летнего возраста. При этом важна интенсивность пользования цифровыми технологиями. Так, 92 % вышеуказанных лиц ежедневно пользуются Интернетом. Также надо отметить, что 90 % граждан в возрасте до 44 лет являются активными пользователями сети Интернет. А что касается молодого поколения россиян (в возрасте от 12 до 24 лет), то здесь показатели зашкаливают и превысили отметку в 95 %. По данным того же аналитического агентства Mediascope, почти 60 % мирового населения пользуется всемирной паутиной. В абсолютных цифрах это порядка 4,66 млрд чел. [2].

Для того чтобы качественно осуществлять регуляцию цифровых отношений в государстве, Правительство Российской Федерации разработало и утвердило постановление № 1646, в котором получили закрепление положение о ведомственных программах цифровой трансформации и определение цифровой трансформации [7].

Исходя из содержания этого нормативного правового акта, ключевым признаком цифровой трансформации будут являться действия государственных органов, направленные на изменение

управления оказанием государственных услуг и исполнение функций за счет использования информационных технологий. Трансформация должна быть инициирована именно государством. И все это необходимо для достижения таких целей, как повышение качества оказания услуг гражданам, снижение затрат для предпринимателей, снижение давления на государственное управление, облегчение процедуры сбора налогов, снижение зависимости от иностранной IT-инфраструктуры, а также обеспечение надежности цифровой инфраструктуры. Самым главным при этом выступает снижение чрезмерного административного давления на бизнес.

Искусство государственного управления формированием цифровых платформ состоит в нахождении государством правильного баланса (своего для каждой отрасли) между комбинированием собственного функционала и функционала коммерческих игроков для их объединения в итоговую платформенную модель. Данное государственное балансирование можно назвать дирижированием (orchestration) [28, с. 3-4]. Такое государственное управление необходимо осуществлять для устранения возможных вызовов, связанных с необходимостью проведения организационных изменений в части усиления механизмов межгосударственного, межведомственного, а также межсекторального сотрудничества, которые могут реализовываться одновременно [30, с. 270-272].

Информационно-технологические процессы сказались и на деятельности правоохранительных органов. Так, например, с учетом реалий государственной цифровой трансформации быстрые темпы развития технического прогресса, распространение различных угроз в сфере информационной безопасности, перепрофилирование исправительных учреждений, переоснащение производственных мощностей, модернизация образовательного процесса подготовки высококвалифицированных сотрудников уголовно-исполнительной системы России в своей совокупности предопределили дальнейшие векторы развития Федеральной службы исполнения наказаний.

Раздел XIV «Цифровая трансформация и научно-тех-ническое развитие уголовно-исполнительной системы» Концепции развитая уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р, определил комплекс стратегических направлений дальнейшего инновационного развития ФСИН России:

- адаптация и апробация системы сквозного обеспечения автоматизации рабочих процессов;

- применение технологий искусственного интеллекта в обеспечении безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы;

- создание и защита информационного пространства ФСИН России, а также обеспечение электронного межведомственного взаимодействия;

- создание новой методологической и технологической основы для формирования профессиональных компетенций сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях цифровой трансформации;

- развитие научного потенциала, способствующего получению передовых результатов, адаптированных к практической деятельности учреждений;

- проведение научных исследований по изучению эффективности исполнения отдельных видов уголовных наказаний и применения норм и институтов уго-ловно-исполнительного права;

- развитие технологий видео-конференц-связи при проведении процессуальных действий в судебных заседаниях, а также их использование при проведении видеосвиданий осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с родственниками, организации встреч с уполномоченными по правам человека и членами общественных наблюдательных комиссий;

- внедрение в деятельность учреждений уголов-но-исполнительной системы электронных баз постоянно обновляющихся нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также необходимых им для защиты своих интересов в судах;

- применение системы электронных очередей для посещения адвокатами своих подзащитных [14].

В целях согласованного обеспечения исполнения обозначенных направлений развития был разработан приказ ФСИН России от 30.12.2020 № 984 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [12].

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 определяет стратегические цели цифровой трансформации, в числе которых называются внедрение цифровых технологий в социальную сферу увеличение числа социальных услуг, которые можно предоставить онлайн, до 95 %, обеспечение до 97 % домохозяйств качественным доступом в Интернет, увеличение финансирования, направленного на развитие отечественных цифровых технологий, в четыре раза по сравнению с показателем в 2019 г. [8].

Отметим, что пандемия вируса СО\/Ю-19 ускорила процесс цифровизации общества: она способствовала становлению единообразной структуры идентификации пользователей, создала «цифровые рельсы» для происходящих бизнес-процессов, внедрила в повседневную жизнь граждан использование искусственного интеллекта.

Законодательство России определяет цифровую зрелость как наиболее значимый результат цифровой трансформации, то есть переход к управленческим решениям через цифровую аналитику. Вместе с тем Президент России сформулировал концептуально важные поручения для разработки стратегий цифровой трансформации.

Среди поручений президента в области реализации цифровой трансформации выделяется разработка Правительством Российской Федерации долгосрочной стратегии цифровой трансформации десяти сфер отечественной экономики, а также достижение цифровой зрелости, что подразумевает использование качественного российского программного обеспечения, созданного посредством искусственного интеллекта. Перед главами субъектов Российской

Федерации была поставлена задача разработать региональные стратегии цифровой трансформации [21].

Правительство Российской Федерации подготовило проект единого плана для реализации государственных задач, затрагивающих развитие Российской Федерации до 2024 г. и планирование деятельности в этой области до 2030 г. Соответствующие цели необходимо было утвердить до 1 октября 2021 г., обеспечив включение стратегических инициатив в сфере социально-экономического развития [20].

Проект плана дублирует национальные цели развития государства, закрепленные в указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474: создание возможностей для развития талантов и самореализации, осуществление цифровой трансформации, создание условий для развития предпринимательства и безопасной окружающей среды для жизни, а также сбережение здоровья населения.

В плане отражены вызовы 20-х гг. текущего века. Главной проблемой является именно технологическая повестка. Сложившаяся ситуация обнаружила прямую зависимость развития экономики страны и ее управления от скорости внедрения информационных технологий. Именно новые технологи должны стать катализатором качества жизни, обеспечить прорыв в разных сферах жизнедеятельности и управления. В плане сформулированы индикаторы и статистические показатели мероприятий для достижения всех целевых показателей указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 [23].

Нормативно-правовое сопровождение процесса обучения и требования для руководителей цифровой трансформации разного уровня

Важной составляющей успешности процесса цифровой трансформации является учреждение при реализации консолидированной программы новой должности или государственного органа - руководителя цифровой трансформации органов власти на федеральном и региональных уровнях.

Минцифры России разработало положение, устанавливающее требования к кандидатам на должность ответственного за цифровую трансформацию, а также регламентирующее проведение испытания на наличие управленческих знаний. Данная должность подразумевает наличие таких качеств, как целеустремленность, высокий интеллект, коммуникативные навыки, профессионализм, а также знание ^-инфраструктуры и цифровыхтехнологий.

Процедура проверки вышеуказанных компетенций включает в себя три этапа и проводится высококвалифицированными экспертами.

Этап 1. Проверка управленческого потенциала, в ходе чего акцент делается на выявлении навыков анализа информации, лидерских способностей (умение замотивировать людей пойти за тобой, харизматические качества, интеллект, чувство долга), готовности развиваться (открытость к новациям, готовность к критике), коммуникативных способностей (убедительность, хорошо поставленная речь), а также эмоциональной устойчивости, высокой работоспособности.

Этап 2. Выявление знаний и опыта конкретно в цифровой сфере, где компетенции можно оценить во время собеседования посредством шкалы от 0 до 3, где 0 - непроявленный уровень, 1 - базовый уровень,

2 - квалифицированный уровень, 3 - экспертный уровень.

Этап 3. Встреча с министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. На данном этапе необходимо сформулировать критерии эффективности деятельности, которых требуется достичь на должности руководителя ФОИВ, несущего ответственность за цифровую трансформацию при определении целеполагания до

3 лет.

Для обучения руководителей персонала по продвижению цифровой трансформации на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2019 г. был учрежден Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации (далее - Центр). Основная задача организации - обучение как государственных, так и муниципальных служащих, которые несут ответственность за цифровую трансформацию и совершенствование российских органов власти. Центр также ведет экспертно-анали-тическую деятельность и занимается популяризацией цифровой трансформации.

За 2019-2020 гг. более 20 тыс. госслужащих прошли обучение в Центре. Среди них министры, заместители губернаторов и заместители руководителей служб, а также государственные и муниципальные служащие.

В 2021 г. слушатели проходили обучение по четырем направлениям: программа профессиональной переподготовки «Руководитель цифровой трансформации» для 50 государственных служа-щихуровня заместителей министров, а также руководителей служб и их заместителей. Необходимо отметить, что порядка 1 тыс. чел. были охвачены программой повышения квалификации «Реализация проектов цифровой трансформации», более 6,5 тыс. муниципальных и государственных служащих освоили программу «Цифровая трансформация и цифровая экономика: технологии и компетенции», около 5 тыс. госслужащих уровня заместителя руководителя отдела и выше прошли подготовку в рамках программы «Основы цифровой трансформации» [26].

Цифровая трансформация и цифровая зрелость

Для определения уровня показателей цифровой зрелости на федеральном и региональном уровнях Минцифры России разработало методики для разных сфер жизнедеятельности. Они разграничивают показатели достижения цифровой зрелости на региональном и федеральном уровнях [15]. На федеральном уровне учитываются следующие сферы государственного развития показателей: социальная сфера, экологическая сфера и природопользование, энергетика, финансы, производство, занятие сельским хозяйством, строительство, государственное управление, образование и наука, транспорт, здравоохранение, градостроительство

и др., на региональном - государственное управление, образование и наука, транспорт, градостроительство, здравоохранение.

В целях более качественной реализации проектов по внедрению цифровой трансформации на уровне субъектов Федерации была обеспечена возможность принятия региональных документов долгосрочного планирования. Примерами последних могут послужить Стратегия цифровой трансформации социально-экономической деятельности Новосибирской области на период до 2024 г.; Концепция развития цифровой экономики Пермского края в 2018-2024 гг.; Стратегия развития информационного общества в Республике Тыва до 2030 г. «Цифровая Тува»; Концепция цифрового развития экономики Удмуртской Республики в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на 2019-2024 гг.

Субъекты Российской Федерации разработали и утвердили региональные стратегии цифровой трансформации основных отраслей экономики, социальной сферы и, конечно же, государственного управления (4663 проекта). В них обозначены направления цифровой трансформации, такие как пути сообщения, градостроительство, государственное управление, просвещение и социальная сфера, а также здравоохранение.

Вышеуказанные стратегии были согласованы с ответственными федеральными органами исполнительной власти. В среднем в нихдобавлены по 10 отраслей и 50 проектов. Среди субъектов Российской Федерации больше всего отраслей - 18 - включил Пермский край, второе место уверенно держит Республика Чувашия - 17 отраслей, тройку лидеров замыкает Забайкальский край с 16 отраслями. Что же касается проектов, то здесь пальму первенства держит Чувашская Республика со 128 проектами, вслед за ней идет Республика Татарстан со 102 проектами, Мурманская область уверенно занимает третье место с 96 проектами [25].

Необходимо отметить, что поручения Президента России от 31.12.2020 утверждают стратегические направления в области цифровой трансформации государственного управления. Для их реализации требуется адаптировать внедрение технологий искусственного интеллекта, также должно предусматриваться активное использование радиоэлектронной продукции [17].

В целях эффективного осуществления процесса цифровой трансформации следует решить целый ряд актуальных проблем, среди которых можно выделить следующие:

- во-первых, отсутствию нормативно-правового регулирования, способное заблокировать автоматический сбор социально-экономических показателей, потому что на сегодняшний день юридические лица не должны предоставлять такие сведения власти;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- во-вторых, существующая на данный момент нехватка необходимого оборудования отечественного производства для обработки информации, собранной дистанционным способом;

- в-третьих, низкий уровень компетенции и профессионализма сотрудников в цифровой сфере;

- в-четвертых, зависимость от поставок иностранного оборудования и соответствующих рисков в сфере цифровой безопасности.

Становление цифрового общества зиждется на обеспечении защиты каждого гражданина и всех юридических лиц, утечка охраняемой информации недопустима. Так, например, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26.05.2016 № 1158-0 [11]установил, что норма, содержащаяся в ст. 7 федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ [9] и устанавливающая обязанность операторов или иных лиц не выдавать третьим лицам сведения без согласия субъекта персональных данных, не противоречит ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации. В связи с этим выдавать третьим лицам информацию, касающуюся частной жизни граждан, не подлежащую контролю со стороны государства, неправомерно.

Заключение

Современное развитие информационного общества, безусловно, предполагает обеспечение защищенного состояния каждого гражданина и всех юридических лиц. Ввиду недостаточности норматив-но-правовой базы по вопросам регулирования цифровой трансформации считаем, что весьма непросто создать условия, обеспечивающие информационную безопасность участников всех сфер жизнедеятельности общества и государства.

Планомерность и адаптивное сопровождение информационно-цифровых технологий в государственном механизме требуют от всех субъектов информационных отношений консолидированного участия, обмена опытом и ответственности. Эти критерии должны быть определяющими для создания оптимально функционирующего электронного российского государства. Модель электронного государства будет зависеть от специфики цифровой трансформации, ее качественных и количественных характеристик, достаточности уровня нормативно-правового сопровождения, возникающих в процессе жизнедеятельности общества и его взаимодействия с государством рисков и угроз.

Цифровая трансформация требует формирования доверия всего населения. Для того чтобы система была действенной, требуется качественная информационная среда, способная наперед предвидеть наступление различных информационно-технологи-ческих рисков, локализовать их, снизить негативные последствия и проявления [32, с. 101-102]. Именно в среде, обогащенной новыми цифровыми технологиями, формируются взаимное доверие, общее понимание и новые возможности для совместного производства общественных благ. Право в этих сложных условиях должно выступать интегративным началом всесторонне развитого обеспечения действия института цифровой трансформации. Насколько этот процесс будетудачным, покажет его проверка временем. Последнее изменит содержание, а содержание предопределит качество.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абазалиева, М. М. Информационная безопасность как закономерная политика государства: политологический обзор исследования парадигмы / М. М. Абазалиева, М. Г. Павлова// Современная наука и инновации. - 2020. - №4 (32).-С. 166-170.

2. Вклад экономики Рунетав российскую экономику составил 6,7 трлн рублей // 26-й РИФ : сайт. - URL: https://2021. rif.ru/news/vklad-ekonomiki-runeta-v-rossijskuyu-ekonomiku-sostavil-6-7-trln-rublej (дата обращения: 21.11.2021).

3. Вся статистика интернета и соцсетей на 2021 год - цифры и тренды в мире и в России //WebCanape : сайт. - URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021 -god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 21.11.2021).

4. Гадисов, С. Р. Трансформация института государства в условиях глобализации / С. Р. Гадисов // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2013. - № 6. - С. 53-58.

5. Зазаева, Н. Б. Основные тенденции формирования цифрового пространства российской корпоративной благотворительности / Н. Б. Зазаева, С. М. Федюнина// Вестник Поволжского института управления. - 2021. - Том 21, №6. -С.92-101.

6. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами о поправках к Конституции РФ : [от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ] // Российская газета. -2020. -4 июля.

7. О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами : постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1646 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - Часть Iii. - № 42. - Статья 6612.

8. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www. pubiication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 01.09.2021).

9. О персональных данных : федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Официальный интернет-пор-тал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/7docbody&nd=102108261 (дата обращения: 25.12.2021).

10. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2017. - № 20. - Статья 2901.

11. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сазоновой Елены Александровны на нарушение ее конституционных прав статьей 7 Федерального закона «О персональных данных» : определение Конституционного Суда Российской Федерации от26.05.2016 № 1158-0//Конституционный Суд Российской Федерации : официальный сайт. -URL: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/defauit.aspx(датаобращения: 01.12.2021).

12. Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов : приказ ФСИН России от 30.12.2020 № 984 // Федеральная государственная информационная система координации информатизации : официальный сайт. - URL: https://portal.eskigov.ru/system/documents/uploads/000/939/600/original/BПЦT_ФCИH_Poccии. pdf71609408910 (дата обращения: 20.12.2021).

13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» : постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №313 (в ред. от31.03.2021)//Собраниезаконодательства Российской Федерации. - 2014. - Часть II. - № 18. - Статья 2159.

14. Об утверждении Концепции развитая уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р // Официальный интер-нет-портал правовой информации. - URL: http://publ¡catión.pravo.gov.ru/Document/View/00012021050500047index =0&rangeSize=1 (дата обращения: 12.12.2021).

15. Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной идеи развитая Российской Федерации «Цифровая трансформация» : приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 18.11.2020 № 600 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации. - URL: https:// legalacts.ru/doc/prikaz-mintsifry-rossii-ot-18112020-n-600-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 01.12.2021).

16. Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.2021 № 1228 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107260032 (дата обращения: 12.12.2021).

17. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления : распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.10.2021 № 2998-р // Официальный интернет-портал правовой информации - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110260034?index=0&ra ngeSize=1(flaTaобращения: 01.12.2021).

18. Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации : федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310024 (дата обращения: 12.12.2021).

19. Основы государства и права : учебное пособие для вузов/С. А. Комаров и [др.]; под общей редакцией С. А. Комарова. - 5 изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 681 с. - ISBN 978-5-534-12417-0.

20. Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам // Президент России : официальный сайт. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/66331 (дата обращения: 07.09.2021).

21. Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту // Президент России : официальный сайт. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64859 (дата обращения: 07.09.2021).

22. Послание Президента к Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Президент России : официальный сайт. -URL: http://www.kremiin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 25.08.2021).

23. Проект единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и плановый период до 2030 года // Стратегия 24 : официальный сайт. - URL: https://www.strategy24.ru/rt/news/ proekt-edinogo-piana-po-dostizheniyu-natsionalnykh-tselei-razvitiya-rossiiskoi-federatsii-na-period-do-2024-goda-i-na-pianovyi-period-do-2030-goda (дата обращения: 10.09.2021).

24. Решетняк, С. Р. Классификация цифровых прав / С. Р. Решетняк // Вестник экспертного совета. - 2021. - № 1. -С. 96-105.

25. Стратегии цифровой трансформации // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : официальный сайт. - URL: https://digitai.gov.ru/ru/activity/directions/1064/ (дата обращения: 01.12.2021).

26. Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации : официальный сайт. - URL: https:// www.ranepa.ru/struktura/tsentr-podgotovki-rukovoditeiej-tsifrovoj-transtormatsii/ (дата обращения: 10.09.2021).

27. Шохин, С. Налогообложение цифровой экономики: конец оптимизма / С. Шохин, Е. Кудряшова, А. Шашкова // Международные процессы. - 2021. - № 2 - С. 138-150.

28. Cordelia, A. Government as a platform, orchestration, and public value creation: The Italian case / Antonio Cordelia, Andrea Paletti // Government Information Quarterly. - 2019. - Volume 36, no. 4. - Pp. 1-15.

29. Estevez, E. Electronic Governance for Sustainable Development - Conceptual framework and state of research / Elsa Estevez, Tomasz Janovwski // Government Information Quarterly. - 2013. - Volume 30, no. 1. - Pp. 94-109.

30. Gil-Garcia, R. Towards a Smart State? Inter-agency collaboration, information integration, and beyond / J. Ramon Gil-Garcia// Information Polity. - 2012. - Volume 17, no. 1. - Pp. 269-280.

31. Oliinyk, D. Conceptual framework for the digital transformation of the economy and society/D. Oliinyk, D. Nizhnyi //The balanced development of national economy under the conditions of modern world transformations. - Daugavpils : Daugava Print, 2019.-P. 65-77.

32. Webster, C. Smart governance: Opportunities for technologically-mediated citizen co-production / C.William R.Webster, Charles Leleux// Information Polity. - Volume 23, no. 1. - Pp. 95-110.

■ REFERENCES

1. Abazalieva M.M., Pavlova M.G. Information security as a legitimate state policy: a political science review of the paradigm research. Sovremennaya nauka i innovatsii=Modern Science and Innovation, 2020, no. 4(32), pp. 166-170. (In Russ.).

2. Contribution of the Runet economy to the Russian economy amounted to 6.7 trillion rubles. 26-i RIF; sait [26th RIF: website]. Available at: https://2021 .rif.ru/news/vklad-ekonomiki-runeta-v-rossijskuyu-ekonomiku-sostavil-6-7-trln-rublej (In Russ.). (Accessed November 21, 2021).

3. All statistics of the Internet and social networks for 2021 - figures and trends in the world and in Russia. WebCanape: sait [WebCanape: website]. Available at: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (In Russ.). (Accessed November 21, 2021).

4. Gadisov S.R. Transformation of the institution of the state in the context of globalization. Vestnik FAGS=The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration, 2013, no. 6, pp. 53-58. (In Russ.).

5. Zazaeva N.B., Fedyunina S.M. Main trends in the digital space formation of Russian corporate philanthropy. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya=7"fte Bulletin of the Volga Region Institute of Administration, 2021, vol. 21, no. 6, pp. 92-101. (In Russ.).

6. Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993; subject to amendments made by federal constitutional laws on amendments to the Constitution of the Russian Federation [of December 30, 2008 No. 6-FKZ, No. 7-FKZ, of February 5, 2014 No. 2-FKZ, of July 21, 2014 No. 11 - FKZ, of March 14, 2020 No. 1 -FKZ], Rossiiskaya gazeta=RussianNewspaper, July4, 2020. (In Russ.).

7. On measures to ensure effectiveness of measures to use information and communication technologies in the activities of federal executive authorities and management bodies of state extra-budgetary funds: Decree of the RF Government No. 1646 of 10, 2020. In: Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation of the Russian Federation], 2020, part3, no. 42, art. 6612. (In Russ.).

8. On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the RF President No. 474 of July 21, 2020. Ofitsial'nyi internet-portalpravovoi informatsii [Official Internet portal of legal information]. Available at: http://www.publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (In Russ.). (Accessed September 1, 2021).

9. On personal data: Federal Law No. 152-FZ of July 27, 2006. Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii [Official Internet portal of legal information]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102108261 (In Russ.). (Accessed December 25, 2021).

10. On the Strategy for information society development in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the President of Russia No. 203 of May 9, 2017. In: Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation of the Russian Federation], 2017, no. 20, art. 2901. (In Russ.).

11. On refusal to accept for consideration the complaint of citizen Elena A. Sazonova on violation of her constitutional rights by Article 7 of the Federal Law "On personal data": ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 1158-0 of May 26, 2016. Konstitutsionnyi Sud Rossiiskoi Federatsii: Konstitutsionnyi Sud Rossiiskoi Federatsii: ofitsial'nyi

sait [Constitutional Court of the Russian Federation: official website]. Available at: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/ default.aspx (In Russ.). (Accessed December 1, 2021).

12. On approval of the departmental program of digital transformation of the Federal Penitentiary Service for 2021 and for the planning period of 2022- 2023: Order of the Federal Penitentiary Service of Russia No. 984 of December 30, 2020. Federal'naya gosudarstvennaya informatsionnaya sistema koordinatsii informatizatsii: ofitsial'nyi sait [Federal State Information System for the Coordination of Informatization: official website]. Available at: https://portal.eskigov. ru/system/documents/uploads/000/939/600/original/VPTsT_FSIN_Rossii.pdf?1609408910 (In Russ.). (Accessed December, 12.2021).

13. On the approval of the state program of the Russian Federation "Information Society": Decree of the RF Government No. 313 of April 15, 2014" (as amended March 31, 2021). In: Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation of the Russian Federation], 2014, part 2, no. 18, art. 2159. (In Russ.).

14. On Approval of the Concept for the development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the RF Government No. 1138-r of April 29, 2021. Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii [Official Internet portal of legal information]. Available at: URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120210 50500047index=0&rangeSize= 1 (In Russ.). (Accessed December 12, 2021).

15. On approval of the methods for calculating target indicators of the national idea of development of the Russian Federation "DigitalTransformation": Order ofthe Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media No. 600 of November 18, 2020. Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty v Rossiiskoi Federatsii [Laws, codes and regulatory legal acts in the Russian Federation]. Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintsifry-rossii-ot-18112020-n-600-ob-utverzhdenii/ (In Russ.). (Accessed December 1, 2021).

16. On approval of the Rules for development and approval of administrative regulations for public services provision, on amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation and invalidation of certain acts and certain provisions of acts of the Government of the Russian Federation: RF Government Decree No. 1228 of July 20, 2021. Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii [Official Internet portal of legal information]. Available at: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202107260032 (In Russ.). (Accessed December 12, 2021).

17. On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of public administration: RF Government Decree No. 2998-r of October 22, 2021. Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii [Official Internet portal of legal information]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110260034?index=0&rangeSize=1 (In Russ.). (Accessed December 1, 2021).

18. On experimental legal regimes in the field of digital innovations in the Russian Federation: Federal Law No. 258-FZ of July 31, 2020. Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii [Official Internet portal of legal information]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310024 (In Russ.). (Accessed December 12, 2021).

19. Komarov S .A. et al. Osnovy gosudarstva i prava: uchebnoe posobie dlya vuzov [Fundamentals of state and law: textbook for universities], Moscow: Izdatel'stvoYurait, 2020. 681 p.

20. List of instructions following the meeting ofthe Council for Strategic Development and National Projects. Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossiiskoi Federatsii [Official website ofthe President ofthe Russian Federation], Available at: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/66331 (In Russ.). (Accessed September 7, 2021).

21. List of assignments following the conference on Artificial Intelligence. Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossiiskoi Federatsii [Official website of the President of the Russian Federation], Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/64859 (In Russ.). (Accessed September 7, 2021).

22. Presidential Address to the Federal Assembly of January 15, 2020. Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossiiskoi Federatsii [Official website of the President of the Russian Federation], Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/62582 (In Russ.). (Aaccessed August 25, 2021).

23. Draft plan to achieve national development goals ofthe Russian Federation for the period up to 2024 and the planning period up to 2030. Strategiya 24: ofitsial'nyi sait [Strategy 24: official website]. Available at: https://www.strategy24.ru/ rf/news/proekt-edinogo-plana-po-dostizheniyu-natsionalnykh-tselei-razvitiya-rossiiskoi-federatsii-na-period-do-2024-goda-i-na-planovyi-period-do-2030-goda (In Russ.). (Accessed September 10, 2021).

24. Reshetnyak S.R. Classification of digital rights. Vestnik ekspertnogo soveta=Bulletin of Expert Council, 2021, no. 1, pp. 96-105. (In Russ.).

25. Digital transformation strategies. Ministerstva tsifrovogo razvitiya, svyazi i massovykh kommunikatsii Rossiiskoi Federatsii: ofitsial'nyi sait [Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation: official website]. Available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064/ (In Russ.). (Accessed December 1, 2021).

26. Training Center for Managers and teams of Digital Transformation. Rossiiskaya akademiya narodnogo khozyaistva i gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii: ofitsial'nyi sait [Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President ofthe Russian Federation: official website]. Available at:https://www.ranepa.ru/ struktura/tsentr-podgotovki-rukovoditelej-tsifrovoj-transformatsii/ (In Russ.). (Accessed September 10, 2021).

27. Shokhin S., Kudryashova E., Shashkova A. Taxing digital economy: the end of optimism. Mezhdunarodnye protsessy=lnternational Trends, 2021, no. 2, pp. 138-150. (In Russ.).

28. Cordelia A., Paletti A. Government as a platform, orchestration, and public value creation: The Italian case. Government Information Quarterly, 2019, vol. 36, no. 4, pp. 1-15.

29. Estevez E., Janovwski T. Electronic governance for sustainable development - conceptual framework and state of research, Government Information Quarterly, 2013, vol. 30, no. 1, pp. 94-109.

30. Gil-Garcia R. Towards a smart state? inter-agency collaboration, information integration and beyond information. Polity, 2012, vol. 17, no. 1, pp. 269-280.

31. Oliinyk D., Nizhnyi D. Conceptual framework for the digital transformation of the economy and society. In: The balanced development of national economy under.the conditions of modern world transformations. Daugavpils, 2019. Pp. 65-77.

32. Webster C.R., Leleux C. Smart governance: opportunities for technologically-mediated citizen co-production. Information Polity, vol. 23, no. 1, pp. 95-110.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОРОБЬЕВ - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии ФСИН России, Рязань, Россия, эегдеу. vorobev.78@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-0734-745

ОЛЬГА ВАДИМОВНА МЕЛЬНИКОВА - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-право-вых дисциплин Псковского филиала Академии ФСИН России, Псков, Россия, oigaleshchenko@hotmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2252-3107 ПАВЕЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ ИВЛИЕВ - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России, Рязань, Россия, iviiev_pv@maii.ru, https://orcid.org/0000-0002-8508-1633

SERGEI M. VOROB'EV - Doctor of Sciences (Law), Associate Professor, professor of the Department for the Theory of the State and Law, International and European Law of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, sergey.vorobev.78@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-0734-745

OLGA V. MEL'NIKOVA - Candidate of Sciences (Law), associate professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Pskov Branch of Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Pskov, Russia, olgaleshchenko@hotmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2252-3107

PAVEL V. IVLIEV - Candidate of Sciences (Law), associate professor of the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, ivliev_pv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8508-1633

Статья поступила 20.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.