5. Nesterova, E.I. (2022) Teleserial v Kitae: genezis i razvitie zhanra (50-90-e gg. XX v.) [Television series in China: genesis and development of the genre (50-90 years of the 20th century)]. Nauka televideniya - The Science of Television. 18(3). pp. 81-103.
6. Chinaculture.org (2017) Maestro weaved his magic to convey spirit of novel. [Online] Available from: http://en.chinaculture.org/2017-08/05/content_1049122.htm (Accessed: 12.10.2023).
7. Sarov, V. (2018) Subtitry k dajdzhestu seriala "Son v Krasnom tereme" [Subtitles for the digest of the series "Dream in the Red Chamber".]. [Online] Available from: https:// ok.ru/video/1096656294219 (Accessed: 01.10.2023).
8. Li Yasyun' (2021) Vokal'nyy tsikl "Son v Krasnoy palate" kitayskogo kompozitora Van Lipina: prelomlenie natsional'nykh traditsiy v sovremennoy muzykal'noy forme [Vocal cycle "Dream of the Red Chamber" by Chinese composer Wang Liping: refraction of national traditions in modern musical form]. Universitetskiy nauchnyy zhurnal - University Scientific Journal. 61, pp. 211-227.
9. Li Jasjun' (2023) Vokal'nye cikly v tvorchestve sovremennyh kitajskih kompozi-torov: obrazy i stilevye cherty [Vocal cycles in the works of modern Chinese composers: images and stylistic features]. Abstract of Art History Cand. Diss. St. Petersburg.
10. Osokin, A.V., Bryljova, N.A. (2019) Predmetnaja simvolika v romane Cao Sjuje-cinja "Son v krasnom tereme" [Subject symbolism in Cao Xue-qin's novel "Dream in the Red Chamber"]. Sovremennye vostokovedcheskie issledovanija - Modern Oriental Studies. 1(2). pp. 34-39.
УДК 76.01
DOI: 10.24412/2070-075Х-2023-4-104-111
А.В. Филимонова
СТАЛИНГРАДСКАЯ КНИЖНАЯ ГРАФИКА В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД:
1935-1941 ГОДЫ
Предметом исследования стало состояние книжной графики в Сталинграде в довоенный период. В статье определен круг художников, сотрудничавших в 1935-1941 годах со Сталинградским книжным издательством. Рассмотрены издания, оформленные художниками П.Ф. Гречкиным, П.П. Быковым, А.П. Быковым, К.К. Дмитриевым, П.П. Островским, П. Сысоевым.
Ключевые слова: иллюстрация, СталГиз, Сталинград, издательство, П.П. Быков, А.П. Быков, П.Ф. Гречкин, К.К. Дмитриев, П.П. Островский, П. Сысоев.
Великая Отечественная война нанесла непоправимый ущерб культуре всей страны. Довоенный книжный фонд сталинградских библиотек и документы, связанные с работой Нижне-Волжского издательства в довоенный период не сохранились. Небольшое количество существующих источников информации о деятельности сталинградских культурных учреждений в довоенный период не позволяет целостно воссоздать путь развития изобразительного искусства в Сталинграде, в частности - развитие книжной графики.
Вместе с этим, общие сведения, освещающие пути развития российской книги в 1930-1940 годы, мы можем найти в изданиях: «Рукопись - художественный редактор -книга: опыт художественного редактирования» под редакцией Е.Б. Адамова, «Книга для детей. 1881-1939: детская иллюстрированная книга в истории России» из коллекции А. Лурье, «Советская книжная графика» Ю.Я. Герчука, в сборнике статей «Искусство оформления книги: Работы ленинградских художников 1917-1964» [1; 2; 3; 4].
Целью исследования стало изучение состояния книжной графики в Сталинграде в 1935-1941 годах - периоде создания Сталинградского книжного издательства; предметом исследования - определение персоналий художников, сотрудничавших со Сталинградским издательством в начале его деятельности.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе архивных документов и довоенных изданий из собрания Российской государственной библиотеки впервые определен круг художников, сотрудничавших со Сталинградским книжным издательством. Имена художников, рассматриваемых в статье, вошли в историю как советского изобразительного искусства (К.К. Дмитриев, П.П. Островский, Б.Б. Малаховский), так и волгоградского изобразительного искусства (П.Ф. Гречкин, П.П. Быков и А.П. Быков). Однако о работе этих художников в области книжной иллюстрации известно очень мало.
Основополагающим методом в работе над исследованием является комплексный подход, соединивший систематизацию фактологического материала с персонологическим методом.
Главным материалом для обзора книжной графики стали издания, выпущенные в период с 1935 по 1941 годы, из собрания Российской государственной библиотеки. В статье мы будем рассматривать произведения художников, сотрудничавших со Сталинградским книжным издательством в области оформления художественной литературы.
В начале 1930 годов в деятельности советских издательств произошли изменения, связанные с курсом партии на индустриализацию страны и коллективизацию сельскохозяйственного производства - социалистическую реконструкцию народного хозяйства. План деятельности первых пятилеток предусматривал совершенствование полиграфической промышленности и укрепление государственных издательств [1]. В 1933 году в связи с переводом краевого центра из Саратова в Сталинград Нижне-Волжское краевое издательство было переведено в Сталинград, а в 1934 году оно было реорганизовано в Саратовское и Сталинградское краевые издательства.
С 1936 года и до начала Великой отечественной войны Сталинградское краевое книжное издательство было одним из крупнейших в Советском Союзе. Своей полиграфической базы у издательства не было, поэтому печатали книги в Камышине, Саратове, Энгельсе [5]. В период второй пятилетки (1933-1937) объем выпуска художественной литературы стоял на втором месте после публикации общественно-политической литературы: издавались книги, рассчитанные на широкий круг читателей. Массовыми тиражами выпускались сочинения русских классиков и советских авторов, много внимания уделялось национальным литературам [6].
Ответственным за выбор художественного оформления изданий в издательстве в 1930-1950 годы был технический редактор. По выходным сведениям изданий, выпущенных в довоенное время в Сталинграде, мы встречаем несколько фамилий технических редакторов. Это Д. Орлов (1934), Г.М. Симановский (1935), В. Лукашевич (1935-1936). Такая кадровая нестабильность, скорее всего, была связана с реорганизацией НижнеВолжского издательства, поэтому при анализе оформления изданий этого периода будем опираться на ведущую роль художника в выборе системы и стилистики оформления.
Во внешнем облике книг 1930-х годов хорошо заметна зависимость книжного оформления и полиграфического исполнения от видовых особенностей издания; наблюдается стремление к унификации и стандартизации, «даже небольшие декоративные элементы, включенные в макет, выводили книгу из числа рядовых, что вызывало повышенное внимание к ней со стороны типографии» [1. С. 46]. Именно поэтому иллюстрированные издания, вышедшие в Сталинграде в 1934-1941 годах, представляют научный интерес и открывают нам фамилии художников-оформителей, сотрудничавших в этот период со Сталинградским книжным издательством. Это братья Петр и Алексей Быковы, Виктор
Петинов, Петр Гречкин, Петр Островский, П. Сысоев, К.К. Дмитриев, Б. Малаховский, А.В. Брюн, Х. Шамьянов.
В 1930-х годах в стране началась большая работа по сбору фольклорного материала. В эти годы в периодических изданиях, в том числе и в газетах «Сталинградская правда», «Ленинский путь», «Литературная газета», регулярно печатались калмыцкие сказки, которые в дальнейшем были изданы в серии книг «Фольклор Сталинградского края»: «71 небылица»1, «Частушки колхозной деревни»2, «Калмыцкие сказки»3 [7. С. 12]. Сведения об этой серии мы узнаем из информации на клапане суперобложки издания «Калмыцкие сказки». Некрупный формат 16 х 12 см., коленкоровый переплет со «слепым» и красочным орнаментальным тиснением, цветная литографская печать, обилие иллюстраций - все это говорит об особом внимании издательства к серии «Фольклор Сталинградского края».
В оформлении нескольких изданий этой серии «Частушки колхозной деревни» и «Калмыцкие сказки» принимал участие художник К.К. Дмитриев.
«Частушки колхозной деревни» - уникальный по содержанию и оформлению сборник советского фольклора. Издание было отпечатано в 1935 году в краснодарской типографии им. Лиманского. Несмотря на небольшой (карманный) формат 62х94/32 (15х12 см), наличие у издания коленкоровой переплетной крышки, суперобложки и иллюстрированного форзаца во внешнем оформлении издания, двухцветная печать заставок, концовок и буквиц - все это говорит о высокой художественной ценности издания.
В оформлении сборника К.К. Дмитриев нашел выразительный композиционный прием - соединил прошлое и настоящее, частушку - как явление народной музыкальной культуры и колхозную деревню - как современный образ жизненного уклада крестьянина. На начальных полосах частей сборника размещены лаконичные символико-схема-тичные заставки, отсылающие нас к агитационным плакатам 1920-1930-х годов и рисованные буквицы, ассоциирующиеся с древнерусским уставным письмом.
Также К.К. Дмитриевым в 1935 году был оформлен сборник стихов литкружков-цев сталинградских предприятий «Голоса молодых». «Голоса молодых»4 - особенное во всех отношениях издание. Некрупный формат сборника 62х94/32 (15х12 см) и наличие переплетной крышки сделали издание прочным и удобным для чтения в любых условиях. Оформление сборника эклектичное, сочетает вхутемасовские типографские находки 1920-х годов, шрифтовую и изобразительную стилистику позднего модерна, частично напоминает рекламные плакаты 1930-х годов. Титульный лист содержит элементы ти-пографики - ступенчатый набор, сочетание рисованных и наборных шрифтов, однако мы не встречаем такую художественную смелость в оформлении переплетной крышки издания. Начальные полосы оформлены заставками, отпечатанными в одну (коричневую) краску (рисунок 2)5.
Единой стилистки оформления всех заставок в издании нет, К.К. Дмитриев использует большое разнообразие рисованных шрифтов, хоть и стремится объединить шрифт и изображение в каждой отдельной композиции. Несмотря на разностилье композиционных и технических приемов в оформлении сборника, эта книга ценна как издание, наглядно отражающее творческие поиски художника-оформителя книги 1930-х годов.
1 Семьдесят одна небылица: Калм. сказка : Для младш. и средн. возраста. Сталинград: Краев. кн-во, 1936 (типо-лит. изд-ва "Сталингр. правда"). 24 с.
2 Частушки колхозной деревни. Сталинград: Сталингр. изд-во, 1935.
3 Калмыцкие сказки / ред. вступ. статья и прим. И. Кравченко. Сталинград : Краев. кн-во, 1936 (Краснодар: тип. им. Лиманского). 232 с.
4 Голоса молодых: Сборник литкружковцев [Сталингр. предприятий]. Сталинград : Сталингр. краев. гос. изд-во, 1935. 112 с.
5 Это и другие изображения данной статьи размещены на второй странице обложки журнала «Культурная жизнь Юга России».
К сожалению, мы не можем точно установить биографию художника К.К. Дмитриева; только предполагаем, что иллюстратором был художник Константин Куприяно-вич Дмитриев (1905-1942). Известно, что учился он в Саратовском художественном училище у К.Г. Полякова, П.С. Уткина, был участником городских (1923-1927, Саратов) и областных художественных (1937, Курск) выставок. Погиб во время Великой Отечественной войны в 1942 году [8].
В оформлении серии «Фольклор Сталинградского края» участвовал художник П. Сысоев; им были оформлено несколько книг серии - калмыцкая сказка «Кёбюн»6, сборник сказок «Семьдесят одна небылица» (1935). В этих изданиях мы встречаем специфичное для книг 1930-1950-х годов явление - использование двух полиграфических способов печати - высокой и плоской (литографской). Стремление украсить сборник сказок «Семьдесят одна небылица» цветными иллюстрациями, сделать ее привлекательной для читателя, но, вместе с тем, оставить доступной по цене, заставляло технического редактора и художника книги использовать в издании иллюстрации-вклейки. Порой на одном развороте располагаются иллюстрации к одному сюжету - на вклейках были отпечатаны цветные литографии, в тексте - линейные двухцветные иллюстрации. Обложка и титульный лист не только отпечатаны разными способами: обложка -литографским, титульный лист - способом высокой печати, но и оформлены композиционно по-разному. Такой подход к оформлению иллюстраций разрушал целостность композиции книги, а порой даже мешал юному читателю.
Пожалуй, из всей иллюстрированной художественной литературы, выпущенной в 1930-х годах, «Кёбюн» в оформлении П. Сысоева - уникальное художественное явление для краевого издательства. Калмыцкая сказка в обработке Г.М. Баркова «Кёбюн» была издана и отпечатана в Сталинграде в 1937 году. Издание крупного формата -24,8 х 19,3 см имеет 16 страниц, отпечатано в четыре цвета: черный, охра, окись хрома, синий.
Сказка рассказывает о бедном пастухе Кёбюне, отправившемся в путь за мифическим драгоценным камнем. Композиционный ритм книги ускоряется от страницы к странице, П. Сысоев использует как цветные пятна, так и цветные линии. Иллюстрации выполнены лаконично, плакатно, крупным пластическим пятном. Неординарным композиционным решением привлекают внимание обложка и титульный лист. Все композиционные элементы первой стороны обложки собраны автором в верхней половине листа; мы видим длинную зеленую тень от Кёбюна, пересекающую обложку по диагонали. Третья сторона обложки скорее напоминает довоенные рекламные плакаты. В иллюстрациях «Кёбюна» отсутствует изображение пространства, его роль выполняет белый лист страницы и полоса набора, организованная таким образом, что с помощью текстового блока мы то ощущаем край земли, то чувствуем стены ханских покоев. Сквозным элементом всей композиции книги является охристый круг солнца, движущийся вслед за главным персонажем сказки (рисунок 1).
Биографические сведения художника П. Сысоева, ярко и плодотворного сотрудничавшего со Сталинградским книжным издательством, в открытых источниках пока не найдены.
Кроме высокобюджетных изданий, в Сталинградском издательстве печатались издания учебной, методической, агитационно-политической литературы, художественная литература для широких масс. Единственным «полем действий художника» в довоенный период была обложка. По воспоминаниям Е.Б. Адамова, она несла в себе информацию, рекламу и образную трактовку литературного произведения. Наиболее удобной для печати красочных обложек и детской книжки была литография, способствующая созданию целостности всего издания [1. С. 34-35]. Над оформлением массовой лите-
6 Барков, Г.М. Кебю: Калм. сказка / обл. и рис. П. Сысоева. - Сталинград : Обл. кн-во, из-ва «Сталингр. правда», 1937. - 16 с.
ратуры в Сталинградском издательстве работали молодые сталинградские художники: братья Петр и Алексей Быковы, П.Ф. Гречкин, П.П. Островский.
Петр Гречкин7 начал работать в газете «Сталинградская правда» в 1933 году после обучения в Сталинградском художественном техникуме, он «выступал на страницах газеты с рисунками, плакатами, карикатурами», участвовал в создании агитационных плакатов «Окна ТАСС» [9]. В довоенный период с иллюстрациями П.Ф. Гречкина выходят повесть А.Ф. Абрамовича «Петербургский приют» (1935) и роман Н. Сухова «Казачка» (1940).
Художественный подход к оформлению романа «Казачка» является классическим для книги 1940-1950 годов: заставка - рисованная буквица - полосная иллюстрация -концовка. Полосные иллюстрации, раскрывающие кульминационные моменты сюжета, выполнены в черно-белой штриховой манере и обращают на себя внимание необычным подходом к верстке: они заверстаны на полосу вертикального формата, но ориентированы по горизонтали. Скорее всего, такое оформительское решение было связано с желанием художника выполнить иллюстрации на разворот, но технические возможности не позволили сделать это.
Петр и Алексей Быковы8 работали в СталГИзе с 1934 года и занимались в основном оформлением титульных элементов: обложек, переплетных крышек и титульных листов. Петр Быков создавал книги в соавторстве с художниками А.П. Быковым, А.В. Брюном, Х. Шамьяновым: Покусаев Е.И. «Парад машин» (1934), Новоспасский К.М. «Зверь в колодце»9 (1938). Целостностью подхода к композиции обложки и титульного листа привлекает внимание оформление издания «Парад машин». Редкое для изданий 1930-х годов явление - обложка, композиционно перекликающаяся с динамичным, выстроенным по вертикали рисованным титульным листом. Иллюстрация на переплетной крышке выполнена литографским способом, гармонично найден цвет, не диссонирующий с титульным листом, иллюстрация которого выполнена в линейной черно-белой технике (рисунок 4).
Алексей Быков проиллюстрировал две книги стихов для детей сталинградского поэта К. Новоспасского - «Друзья» (совместно с Х. Шамьяновым), «Стихи» (1941). Издание «Друзья» большого формата 62х94/16 (15,4 х 23,5 см), отпечатано литографским способом в три краски: охра, серо-синий, красно-коричневый, дополнительный сложный зеленый цвет получился при наложении оттиска охры на серо-синюю плашку. Надо отметить пунктирную манеру тональной растяжки цвета, когда от густоты посаженных пером точек, от их величины и системы расположения зависит как сила тона, так и его фактура. Пунктирную манеру работы на литографском камне мы встречаем только в этой книге Сталинградского издательства (рисунок 3).
Петр Островский10 начал трудовую и творческую деятельность в редакции царицынской молодежной газеты «Резервы» в 1927 году. Он делал все - писал заголовки,
7 Гречкин Петр Федорович (1907-1990). Родился в г. Калаче-на-Дону. Выпускник Сталинградского художественного техникума (1930), член Союза художников РСФСР с 1941 года. С 1933 по 1941 годы работал художников в газете «Сталинградская правда», участвовал в создании агитационных плакатов «Окна ТАСС». В Сталинград вернулся в 1945 году.
8 Братья Петр Петрович Быков (1912-1942) и Алексей Петрович Быков (1912-1995) родились 12 октября 1912 года в Царицыне. С 1930 по 1933 годы учились в Саратовском художественном техникуме. В 1932 году начали публиковать свои рисунки в Саратовской краевой комсомольской газете «Молодой ленинец». Петр Петрович был призван на фронт, пропал без вести в 1942 году. Алексей Петрович вернулся с фронта в 1945 году в Сталинград. С 1950 по 1975 год (до выхода на пенсию) А.П. Быков был художником газеты «Волгоградская правда». Член Союза художников РСФСР с 1985 года.
9 Новоспасский К.М. Зверь в колодце: По калм. сказке / Сталинград : Обл. кн-во, 1937 (т.-л. из-ва «Сталингр. правда»). 16 с.
10 Островский Петр Петрович (1910-1990). Заслуженный художник РСФСР. Родился в с. Кирхи Туркменской АССР. Творческой деятельностью занимается с 1927 года. Специального художественного образования не получил. Член Союза художников с 1949 года.
рисовал портреты и плакаты; обладая чувством юмора, острым видением смешного, художник обращался к карикатуре [10]. В 1936 году выходит первая книга с иллюстрациями молодого Петра Островского - рассказ для детей А. Шатуна «Муха-кусуха» о похождениях пронырливой и жадной Мухи в мире насекомых. Все развороты книги переполнены жужжащими, летающими персонажами: комарами, пчелами, мошками, в образах которых легко угадывается типаж и характер (рисунок 5). Линейные рисунки на полях напоминают популярные в 1930-е годы книжки-картинки, в которых юный читатель мог не только рассматривать, но и рассказывать сюжет иллюстрации [2].
В довоенном периоде истории книжной графики Сталинграда можно заметить особый подход Сталинградского краевого книжного издательства к выбору художников-иллюстраторов. К оформлению высокобюджетных иллюстрированных книг привлекались опытные художники из других городов - К.К. Дмитриев (Курск - Саратов), П. Сысоев, Б.Б. Малаховский (Москва), А.В. Брюн (Воронеж).
Среди первых иллюстрированных книг издательства можно выделить серию «Фольклор Сталинградского края». Калмыцкая сказка «Кёбюн» в оформлении П. Сысоева и сборник поэзии «Голоса молодых» в оформлении К.К. Дмитриева отличаются от остальных книг издательства целостностью художественного оформления и хорошим качеством полиграфических материалов.
Массовые литературные и агитационные издания не требовали иллюстраций, выпускались большими тиражами для широкой аудитории, к оформлению обложек и титульных элементов таких изданий привлекались молодые сталинградские художники из краевых газет - П.Ф. Гречкин, братья А.П. и П.П. Быковы, П.П. Островский. С началом Великой Отечественной войны и до ее завершения выпуск иллюстрированной художественной литературы Сталинградским книжным издательством прекратился, издавалась в основном массовая политическая и агитационная литература.
Литература
1. Рукопись - художественный редактор - книга: Опыт художественного редактирования / сост. Е.Б. Адамов. М.: Книга, 1985. 296 с.
2. Книга для детей. 1881-1939: детская иллюстрированная книга в истории России: из коллекции Александра Лурье / сост. Л. Ершова, В. Семенихин: в 2 т. М.: Улей, 2009.
3. Герчук Ю.Я. Советская книжная графика. М.: Знание, 1986. 128 с.
4. Искусство оформления книги: Работы ленинградских художников 1917-1964 / пре-дисл. Э. Кузнецова. Ленинград: Художник РСФСР, 1966. 185 с.
5. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО) Ф. Р-6281. Оп. 2-1. Ниж-не-Волжское книжное издательство.
6. Мандель Б.Р. Книжное дело и история книги. М.: DirectMEDIA, 2014. 1020 с.
7. Горяева Б.Б. Калмыцкая волшебная сказка: сюжетный состав и поэтико-стиле-вая система. Элиста: ЗАО «НПП «Джангар», 2011. 128 с.
8. Художники Саратова и Саратовской губернии: библиографический указатель / авт.-сост. И.А. Жукова, Ю.С. Рогожникова, О.Н. Червякова. Саратов: Из-во «Новый Ветер», 2010. 692 с.
9. Архив ОК ВОО ВТОО «Союз художников России». Гречкин П.Ф.
10. Островский П.П. Карикатуры. М.: Правда, 1965. 50 с.
Stalingrad Book Graphics in the Pre-War Period: 1935-1941
Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2023, 4 (91), 104-111. DOI: 10.24412/2070-075X-2023-4-104-111
Anna V. Filimonova, Volgograd State Social and Pedagogical University (Volgograd, Russian Federation). E-mail: [email protected].
Keywords: illustration, StalGiz, Stalingrad, publishing house, P.P. Bykov, A.P. Bykov, P.F. Grechkin, K.K. Dmitriev, P.P. Ostrovsky, P. Sysoev.
The small number of preserved sources of information about the activities of cultural institutions in the pre-war period does not allow us to holistically recreate the path of development of fine art in Stalingrad, in particular, the development of book graphics. The purpose of the study was to study the state of book graphics in the period of the creation of the Stalingrad Book Publishing House, the subject of the study is to determine the personalities of artists who collaborated with the Stalingrad publishing house at the beginning of its activity. The scientific novelty of the study is that on the basis of archival documents and pre-war publications from the collection of the Russian State Library, a circle of artists who collaborated with the Stalingrad Book Publishing House was determined for the first time. The names of the artists considered in the article have entered the history of both Soviet fine art: K.K. Dmitriev, P.P. Ostrovsky, B.B. Malakhovsky and Volgograd fine art: P.F. Grechkin, P. P. Bykov and A. P. Bykov, but very little is known about the work of these artists in the field of book illustration. In the pre-war period of the history of Stalingrad book graphics, one can notice the special approach of the Stalingrad Regional Book Publishing House to the selection of illustrators. Experienced artists from other cities were involved in the design of high-budget illustrated books - K.K. Dmitriev (Kursk - Saratov), P. Sysoev, B.B. Malakhovsky (Moscow), A.V. Brun (Voronezh). Among the first illustrated books of the publishing house, the series "Fol'klor Stalingradskogo kraja" can be distinguished. Kalmyk fairy tale "Kebjun" in the design of P. Sysoeva and the collection of poetry "Golosa molodyh" in the design of K.K. Dmitriev differ from other books of the publishing house in the integrity of the artwork and good quality of printing materials. Mass literary and propaganda publications did not require illustrations, were produced in large editions for a wide audience, young Stalingrad artists from regional newspapers - P.F. Grechkin, brothers A.P. Bykov and P.P. Bykov, P. P. Ostrovsky were involved in the design of covers and title elements of such publications. With the beginning of the Great Patriotic War and until its completion, the publication of illustrated fiction by the Stalingrad Book Publishing House ceased, mainly mass political and propaganda literature was published.
References
1. Adamov, E.B. (comp.) (1985) Rukopis' - hudozhestvennyj redaktor - kniga: Opyt hudozhestvennogo redaktirovanija [Manuscript - art editor - book: Experience in art editing]. Moscow: Kniga.
2. Ershova, L., Semenikhin, V. (comp.) (2009) Kniga dlja detej. 1881-1939: detskaja illjustrirovannaja kniga v istorii Rossii: iz kollekcii Aleksandra Lur'e [A book for children. 1881-1939: children's illustrated book in the history of Russia: from the collection of Alexander Lurie]. In 2 vols. Moscow: Ulej.
3. Gerchuk, J. (1986) Sovetskaja knizhnaja grafika [Soviet book graphics]. Moscow: Znanie.
4. Kuznetsova, E. (foreword) (1966) Iskusstvo oformlenija knigi: Raboty lenin-gradskih hudozhnikov 1917-1964 [The Art of book design: Works by Leningrad artists 1917-1964]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR.
5. The State Archive of the Volgograd region (GAVO). F. R-6281. Op. 2-1.
6. Mandel, B.R. (2014) Knizhnoe delo i istorija knigi [Book business and book history]. Moscow: DirectMEDIA.
7. Gorjaeva, B.B. (2011) Kalmyckaja volshebnaja skazka: sjuzhetnyj sostav i pojetiko-stilevaja sistema [Kalmyk fairy tale: plot composition and poetic-style system]. Elista: ZAO "NPP "Dzhangar".
8. Zhukova, I.A., Rogozhnikova, Yu.S., Chervyakova, O.N. (2010) Hudozhniki Saratova i Saratovskoj gubernii: bibliograficheskij ukazatel' [Artists of Saratov and Saratov province: bibliographic index]. Saratov: Novyj veter.
9. Archive of the VOO VOO "Union of Artists of Russia". Grechkin P.F.
10. Ostrovskij, P.P. (1965) Karikatury [Caricatures]. Moscow: Pravda.
УДК 745/749
DOI: 10.24412/2070-075X-2023-4-111-119
М.Б. Похлебаева, Ю.В. Гуменная, А.Е. Валуева, У.Д. Шаповалова
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ «СКУЛЬПТУРНОЙ ЖИВОПИСИ»
Статья посвящена изучению вопроса развития декоративно-прикладного искусства и его актуальности в современном пространстве искусства. Проводится ретроспективный анализ этапов становления скульптурной (объемной) живописи, ее симбиоза с классической живописью и скульптурой. Раскрывается поэтапно процесс ведения работы над интерьерным панно в технике «скульптурной живописи». Дается анализ возможности ее дальнейшего развития в самостоятельное направление декоративно-прикладного искусства, открывающее новые горизонты и выстраивающее новые взаимодействия между утилитарностью и искусством.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, современные материалы, «скульптурная живопись», техника, эстетическое воспитание, художественно-творческая деятельность.
Актуальность исследования. Мир искусства развивается стремительно и интенсивно. Знания в области классических искусств, их видов и ретроспективы их развития на данном этапе истории становятся лишь частью от общей картины мировой художественной культуры. В работе представлено и проанализировано одно из современных видов искусства, появившееся на стыке двух монументальных видов академического искусства - скульптуры и живописи и выделившееся в самостоятельную творческую деятельность. Синтез скульптуры и живописи привел к появлению уникального направления в декоративно-прикладном искусстве.
Историко-теоретический анализ литературы позволяет выделить основные направления исследований в психологическом и педагогическом аспектах искусства, которые раскрываются в трудах таких ученых, как Л.С. Выготский, Е.В. Жердев И.Я. Богуславская. B.C. Кузин, Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон, И.И. Зарецкая и др.
Фундаментальные характеристики развития искусства и пути взаимодействия традиционной и современной культуры декоративно-прикладного искусства и его влияние на развитие творческой активности личности затронуты в трудах И. Я Богуславской, И.В. Шейко, М.С. Соколова, Н.Б. Смирнова, В.Е. Новаторова, А.С. Максяшина, Е.Г. Ва-куленко, М.А. Некрасова, А.В. Захарова, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и др. Необходимость сохранения традиций и преемственности в декоративно-прикладном искусстве раскрыты в трудах Л.И. Сорокиной, Н.А. Прямковой [1. С.25]
Вопросы об актуальности и возможности продвижения современного декоративно-прикладного искусства исследованы в работах А.В. Трачук, К.А. Сончик, Р.В. Гавва, Е.Н. Ложкомоева, Т.В. Нечаева, В.А. Колычева, Т.М. Иванчикова, О.Н. Мищук, С.В. Заг-раевского и др.