Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ОФОРМЛЕНИЯ СБОРНИКА «ЖАР-ПТИЦА. СБОРНИК ПЕРВЫЙ» ИЗДАТЕЛЬСТВА «ШИПОВНИК» [1911–1912]'

К ИСТОРИИ ОФОРМЛЕНИЯ СБОРНИКА «ЖАР-ПТИЦА. СБОРНИК ПЕРВЫЙ» ИЗДАТЕЛЬСТВА «ШИПОВНИК» [1911–1912] Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
154
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская книга / иллюстрация / сборник «Жар-птица» / З. И. Гржебин / К. Чуковский / А. Н. Толстой / С. Черный / М. В. Добужинский / издательство «Шиповник» / children’s book / illustration / “The Firebird” series / Z. I. Grzhebin / Korney Chukovsky / A. N. Tolstoy / Sasha Cherny / M. V. Dobuzhinsky / publishing house “Shipovnik”

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корвацкая Елена Сергеевна

Сборник «Жар-птица» под редакцией К. Чуковского в оформлении представителей «Мир искусства» и близких к объединению художников вышел на рубеже 1911–1912 гг. в петербургском издательстве «Шиповник». Планировалось, что в сборнике будут регулярно публиковаться художественные произведения молодых писателей для детей. Но только одна единственная книга была выпущена издательством. В издание были включены 12 прозаических и стихотворных произведений разных авторов, таких как: «Который лопнул» Вл. Азова, «Купальщики» М. Моравской, «Жар-птица» А. Н. Толстого, «Нолли и Пшик» и «Поезд» С. Черного, «Цыпленок» и «Собачье царство» К. Чуковского и другие. Писатели и художники, задействованные в издании, хорошо знали друг друга по журналам «Сатирикон» и «Шиповник». В представлении издателя З. И. Гржебина и К. Чуковского визуальная составляющая детской книги должна была формировать индивидуальный характер всей книги наравне с текстом. Поэтому главной задачей авторов сборника являлось создание издания для ребенка в едином художественном и стилистическом ключе. История сборника «Жар-птица» рассказывает о первых литературных опытах писателей А. Н. Толстого, К. Чуковского и С. Черного в детской книге, о работе членов «Мир искусства» В. М. Добужинского, С. Ю. Судейкина и С. В. Чехонина в детских сборниках, об иллюстративных начинаниях художников В. П. Белкина и А. А. Радакова. На примере сборника можно рассматривать изменения, происходившие в отдельных книжных элементах в начале XX в., разнообразие стилистических решений в иллюстрациях, влияние разных типов репродуцирования на вид отдельных произведений и облик всей книги данного периода. Художественное оформление «Жар-птицы» демонстрирует важные процессы в развитии отечественного книжного искусства данного периода, которые можно охарактеризовать как этап поиска новых решений в книжном оформлении 1910-х гг. Издание выступает связующим звеном между «красочной» книгой рубежа XIX–XX вв. и изданиями первых десятилетий советской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE DESIGN OF THE BOOK SERIES “FIREBIRD. THE FIRST COLLECTION” BY THE “SHIPOVNIK” PUBLISHING HOUSE [1911–1912]

Edited by K. Chukovsky and designed by the representatives of the “World of Art” and artists close to the association, “The Firebird” book series was published at the turn of 1912 in St. Petersburg publishing house “Rosehip”. The plan was to regularly issue fiction books for children by young writers. But only one single book was released by the publisher. The publication included 12 prose and poetic works by various authors, such as: “Who Burst” by V. Azov, “Bathers” by M. Moravskaya, “Firebird” by A. N. Tolstoy, “Nolli and Zilch” and “Train” by S. Cherny, “Chicken” and “The Kingdom of Dogs” by K. Chukovsky, and others. The writers and artists involved in the publication knew each other well from the magazines “Satyricon” and “Brier”. In the view of the publisher Z. I. Grzhebin and K. Chukovsky, the visual component of the children’s book had to form the individual character of the entire book and the text. Therefore, the main task of the authors of the series was to create a publication for the child in a single artistic and stylistic way. The history of the “The Firebird” series shows the first literary experiences of the writers A. N. Tolstoy, K. Chukovsky, and S. Cherny in children’s books, the work of members of the “World of Art” V. M. Dobuzhinsky, S. Yu. Sudeikin and S. V. Chekhonin in children’s collections, and the illustrative initiatives of artists V. P. Belkin and A. A. Radakov. On the example of the collection, we can consider the changes that occurred in individual book elements at the beginning of the 20th century; the variety of stylistic solutions in illustrations; the influence of different types of reproduction on the appearance of individual works and the entire book of this period. The artistic design of the “Firebird” demonstrates important processes in the development of Russian book art of this period, which was the stage in the search for new solutions in the 1910s book design. The publication acts as a link between the “colorful” book at the turn of the 20th century and the publications of the first decades of the Soviet Union.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ОФОРМЛЕНИЯ СБОРНИКА «ЖАР-ПТИЦА. СБОРНИК ПЕРВЫЙ» ИЗДАТЕЛЬСТВА «ШИПОВНИК» [1911–1912]»

УДК 76.03/.09

DOI: 10.24411/2658-3437-2021-11007

Корвацкая Елена Сергеевна, кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов, доцент. РГПУ им. А. И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48. 191186. sun3109@yandex.ru

Korvatskaya, Elena Sergeevna, PhD in Art History, associate professor. Herzen State Pedagogical University of Russia, nab. Moiki, 48, 191186 Saint Petersburg, Russian Federation. sun3109@yandex.ru

К ИСТОРИИ ОФОРМЛЕНИЯ СБОРНИКА «ЖАР-ПТИЦА. СБОРНИК ПЕРВЫЙ» ИЗДАТЕЛЬСТВА «ШИПОВНИК» [1911-1912]

ON THE HISTORY OF THE DESIGN OF THE BOOK SERIES "FIREBIRD. THE FIRST COLLECTION" BY THE "SHIPOVNIK" PUBLISHING HOUSE [1911-1912]

Аннотация. Сборник «Жар-птица» под редакцией К. Чуковского в оформлении представителей «Мир искусства» и близких к объединению художников вышел на рубеже 1911-1912 гг. в петербургском издательстве «Шиповник». Планировалось, что в сборнике будут регулярно публиковаться художественные произведения молодых писателей для детей. Но только одна единственная книга была выпущена издательством. В издание были включены 12 прозаических и стихотворных произведений разных авторов, таких как: «Который лопнул» Вл. Азова, «Купальщики» М. Моравской, «Жар-птица» А. Н. Толстого, «Нолли и Пшик» и «Поезд» С. Черного, «Цыпленок» и «Собачье царство» К. Чуковского и другие. Писатели и художники, задействованные в издании, хорошо знали друг друга по журналам «Сатирикон» и «Шиповник». В представлении издателя З. И. Гржебина и К. Чуковского визуальная составляющая детской книги должна была формировать индивидуальный характер всей книги наравне с текстом. Поэтому главной задачей авторов сборника являлось создание издания для ребенка в едином художественном и стилистическом ключе. История сборника «Жар-птица» рассказывает о первых литературных опытах писателей А. Н. Толстого, К. Чуковского и С. Черного в детской книге, о работе членов «Мир искусства» В. М. Добужинского, С. Ю. Судейкина и С. В. Чехонина в детских сборниках, об иллюстративных начинаниях художников В. П. Белкина и А. А. Радакова. На примере сборника можно рассматривать изменения, происходившие в отдельных книжных элементах в начале XX в., разнообразие стилистических решений в иллюстрациях, влияние разных типов репродуцирования на вид отдельных произведений и облик всей книги данного периода. Художественное оформление «Жар-птицы» демонстрирует важные процессы в развитии отечественного книжного искусства данного периода, которые можно охарактеризовать как этап поиска новых решений в книжном оформлении 1910-х гг. Издание выступает связующим звеном между «красочной» книгой рубежа XIX-XX вв. и изданиями первых десятилетий советской власти.

Ключевые слова: детская книга; иллюстрация; сборник «Жар-птица»; З. И. Гржебин; К. Чуковский; А. Н. Толстой; С. Черный; М. В. Добужинский; издательство «Шиповник».

Abstract. Edited by K. Chukovsky and designed by the representatives of the "World of Art" and artists close to the association, "The Firebird" book series was published at the turn of 1912 in St. Petersburg publishing house "Rosehip". The plan was to regularly issue fiction books for children by young writers. But only one single book was released by the publisher. The publication included 12 prose and poetic works by various authors, such as: "Who Burst" by V. Azov, "Bathers" by M. Moravskaya, "Firebird" by A. N. Tolstoy, "Nolli and Zilch" and "Train" by S. Cherny, "Chicken" and "The Kingdom of Dogs" by K. Chukovsky, and others. The writers and artists involved in the publication knew each other well from the magazines "Satyricon" and "Brier". In the view of the publisher Z. I. Grzhebin and K. Chukovsky, the visual component of the children's book had to form the individual character of the entire book and the text. Therefore, the main task of the authors of the series was to create a publication for the child in a single artistic and stylistic way. The history of the "The Firebird" series shows the first literary experiences of the writers A. N. Tolstoy, K. Chukovsky, and S. Cherny in children's books, the work of members of the "World of Art" V. M. Dobuzhinsky, S. Yu. Sudeikin and S. V. Chekhonin in children's collections, and the illustrative initiatives of artists V. P. Belkin and A. A. Radakov. On the example of the collection, we can consider the changes that occurred in individual book elements at the beginning of the 20th century; the variety of stylistic solutions in illustrations; the influence of different types of reproduction on the appearance of individual works and the entire book of this period. The artistic design of the "Firebird" demonstrates important processes in the development of Russian book art of this period, which was the stage in the search for new solutions in the 1910s book design. The publication acts as a link between the "colorful" book at the turn of the 20th century and the publications of the first decades of the Soviet Union.

Keywords: children's book; illustration; "The Firebird" series; Z. I. Grzhebin; Korney Chukovsky; A. N. Tolstoy; Sasha Cherny; M. V. Dobuzhinsky; publishing house "Shipovnik".

Деятельность художников объединения «Мир искусства» в детской книге подробно изучена. В научной среде рассмотрена книжная графика объединения в творчестве отдельных художников на примерах книжный ансамблей, книжек-картинок и иллюстраций в отдельных изданиях [5; 6; 10; 16; 18]. Мы хорошо знаем облик основных книг «Подарочной серии И. Кне-беля», «былинную серию» И. Я. Билибина, «Азбуку» А. Н. Бенуа и другие издания в оформлении мирискусников. Эти издания

сыграли ключевую роль в развитии художественного оформления детской книги начала XX в.

Художники объединения активно печатались в периодических изданиях и тематических сборниках. Данная сторона творчества представителей «Мир искусства» сейчас не имеет обобщенной характеристики. Художественный облик сборников для детей начала XX в. рассмотрен в нескольких научных публикациях [13; 14]. Изучение таких книг расширяет представ-

ление о наследии художников объединения «Мир искусства» и формирует более глубокое понимание художественных процессов в книжном искусстве первой половины XX в.

Сборник «Жар-птица» в оформлении «Мир искусства» и близких к объединению художников вышел на рубеже 1911-1912 гг. в издательстве «Шиповник» [9]. Издательство, просуществовав с 1906 по 1922 г. (СПб.; М.), выпускало произведения как молодых и малоизвестных, так и именитых авторов. Издательство печатало отечественную художественную литературу реалистического (И. А. Бунин, М. М. Пришвин, А. С. Серафимович, С. Н. Сергеев-Ценский, А. Н. Толстой и др.) и символистского (Л. А. Андреев, В. Я. Брюсов, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, А. Белый и др.) толка, зарубежных авторов (С. Лагерлеф, А. Стриндберг, Г. У. Уэллс и др.), юмористические остро-социальные произведения (А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, С. Черный и др.), философские и социально-политические тексты А. В. Луначарского, К. Маркса, Г. В. Плеханова и др. Также с логотипом издательства выходили собрания сочинений, тематические библиотеки (серии) и художественные альбомы. К началу 1910-х гг. «Шиповник» укрепил свои позиции в издательском мире России. Он еще сохранял оппозиционно-настроенную направленность в своей деятельности. Период 1911 г. — первая половина 1912 г. стал для «Шиповника» очень насыщенным на издательскую деятельность [1, с. 310-311; 11, с. 164-171].

В начале 1910-х гг. один из соучредителей издательства З. И. Гржебин (1877-1929) планировал расширить тематику выпускаемой продукции за счет детской литературы. В каталогах и рекламных проспектах «Шиповника» упоминается серия «Детская библиотека издательства "Шиповник"». В свет вышли несколько интересных изданий, совершенно разных по концепции художественного оформления.

В 1907 г. вышли «Детские рассказы» А. С. Серафимовича (1863-1949) с полосными иллюстрациями Б. М. Кустодиева (1878-1927) [20] — гармоничный книжный ансамбль с реалистическими рисунками в тон, «Морщинка» А. М. Ремизова (1877-1957) в оформлении М. В. Добужинского (1875-1957) [19] — эксперимент на каждой странице (это была первая детская книга в оформлении художника). После «Жар-птицы» в 1914 г. будет издана книга «Живая Азбука» С. Черного (1880-1932) в оформлении В. Д. Фалилеева (1879-1950) [21]. Каждое издание является завершенным гармоничным книжным ансамблем. Издательство не успело сформировать единую концепцию, определяющую внешний вид детской книги. Финансовые трудности и уход З. И. Гржебина из издательства не способствовали продолжению серии.

Книга «Жар-птица» вышла в 48 страниц, имеет почти квадратный формат (25,2 х 20,2 см), характерный для массовой детской книги 1910-х гг. Издание создавалось как аналог популярного в то время «Литературно-художественного альманаха "Шиповник"», вышедшего в 27 выпусках (1907-1922). Предполагалось, что по примеру альманаха детский сборник «Жар-птица» будет выпускаться регулярно. Поэтому на обложке авторы сборника указали название книги во множественном числе — «Жар-птицы». Также в начале книги С. Черный написал в приветственном стихотворении к читателю:

Тук! Я новенькая книжка.

Что глядишь во все глаза?

Здравствуй, мальчик, стрижка-брижка,

И шалунья-егоза!

Только, чур, не рвать страничек!

Подружимся, а потом

Будем ждать других «Жар-Птичек»

С новым радужным хвостом.

В критико-библиографическом журнале «Что и как читать детям» (№ 6, март 1912) был дан развернутый обзор сборника. В нем автор статьи пишет: «Периодически, 2-3 раза в год оно [издательство] намерено выпускать подобные сборники. Лица, принявшие участие в "Жар-птице" не общеизвестные, заурядные детские писатели, а напротив, люди, из которых некоторые впервые пробуют себя на литературе для маленьких детей» [23, с. 21].

Сборник включает 12 прозаических и стихотворных произведений разных авторов. Писатели и художники, принявшие участие в его создании, были хорошо знакомы друг с другом по журналам «Сатирикон» и «Шиповник». Издание вышло под редакцией К. Чуковского. Предполагалось, что издание выйдет под редакцией самого К. Чуковского, А. Н. Бенуа и владельцев издательства З. И. Гржебина и С. Ю. Коппельмана (1881-1942).

Над подготовкой журнала К. Чуковский работал с октября 1911 г. и, скорее всего, по январь 1912 г. [24, с. 272]. Фактически сборник стал первой детской книгой под редакцией этого писателя. Позднее К. Чуковский напишет: «Я давно носился с соблазнительным замыслом — привлечь самых лучших писателей и самых лучших художников к созданию хотя бы одной-единственной "Книги для маленьких", в противовес рыночным изданиям Сытина, Клюкина, Вольфа. В 1912 году я даже составил подобную книгу под сказочным названием "Жар-птица", пригласив для участия в ней А. Н. Толстого, С. Н. Сергеева-Цен-ского, С. Черного, Марию Моравскую, а также многих первоклассных рисовальщиков, но книга именно из-за высокого качества (а также высокой цены (уточню — книга стоила 1 р. 25 коп. в переплете)) не имела никакого успеха и была затерта базарной дрянью» [25, с. 368-369].

Большинство произведений «Жар-птицы» были написаны К. Чуковским и С. Черным, на тот момент начинающими писателями. К. Чуковский был занят в периодической печати, писал критические статьи для журналов «Шиповник», «Сатирикон», «Речь» и другие. В статье, посвященной выходу сборника, критик писал о К. Чуковском: «...талантливый фельетонист впервые выступает на новом поприще и можно пожалеть, что он не сделал этого раньше» [23, с. 22].

К 1911 г. С. Черный выпустил свои первые сборники стихов «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Его произведения публиковались в журналах «Современный мир», «Солнце России», «Современник», в газетах «Киевская мысль», «Русская молва» и другие. Но его имя пока не прозвучало в детской литературе.

В иллюстрированном каталоге «Шиповник» за 1911 г. нет упоминания о детском сборнике, но помещена интересная характеристика К. Чуковского на С. Черного: «В лице С. Черного мы должны приветствовать новую литературную силу. У него есть свой стиль, свое лицо, — и какая увлекательность лиризма! И сколько неожиданных образов, и какие полновесные слова» [27].

Авторы сборника не выстроили какой-то одной тематической и художественной концепции издания. К. Чуковский обращался к разным писателям с просьбой принять участие в сборнике, например, к А. А. Измайлову (1873-1921) [24, с. 272] и И. С. Шмелеву (1873-1950) [24, с. 262], просил прислать какие-то тексты для детей.

Издание «Жар-птица» было оформлено художниками «Мир искусства» и близкими к объединению иллюстраторами, В. П. Белкиным (1884-1951), М. В. Добужинским, А. А. Радако-вым (1877-1942), С. Ю. Судейкиным (1882-1946) и С. В. Чехониным (1878-1936).

У критиков впечатление о внешнем виде сборника было неоднозначным: «не вполне удачен», «прекрасные, жизненные и правдивые рисунки перемешены с непонятными и подчас даже плохими; нужно только отдать справедливость, что все рисунки вполне приноровлены к тексту, что так редко встречается в детских книгах. Издана книга очень нарядно» [23, с. 23].

Рисунок для издательской хромолитографированной обложки выполнил С. Ю. Судейкин (Илл. 1). Сказочная Жар-птица, цветочные мотивы и фигурки детей объедены в общую пластичную форму. Иллюстрация создана в стилистике модерна с оттенком ретроспективизма эпохи «галантного века». В экземпляре, хранящемся в РНБ, на странице перед титульным листом помещена интересная иллюстрация, выполненная в технике силуэта. Ее авторство пока не установлено. Можно предположить, что овальный рисунок с изображением парящей Жар-птицы и текстом «Жар-птица. Издательство "Шиповник"» мог бы быть эмблемой для несостоявшейся серии детских сборников.

Издание было выпущено с разными вариантами титульного листа в один или два цвета1. На главной странице издания можно было встретить простую типографскую виньетку с ра-

Илл. 1. Сборник «Жар-птица» (СПб.: Шиповник, [1911-1912]). Иллюстрированный переплет. Художник С. Ю. Судейкин. Хромолитография

Илл. 2. Сборник «Жар-птица» (СПб.: Шиповник, [1911-1912]). Титульный лист

стительным мотивом или авторский рисунок в ромбе символического толка с инициалами «В. Б.» (Илл. 2). Титульный лист построен на основе классической центрической композиции, но выглядит новым и современным. Он строг, гармонично выдержаны разные интервалы между строками. При наборе были использованы несколько кеглей, три типа начертания одной гарнитуры. Подобную верстку можно было нечасто встретить в детской книге начала XX в.

Текстовый блок напечатан на плотной бумаге с широкими полями. Спустя больше века текст и черно-белые иллюстрации сохранили насыщенность тона и четкость изображения. Кегль основного текста отличается в разных произведениях. Складывается общее впечатление о сборнике как о современном издании с продуманной модульной сеткой. Но сохранились «пережитки прошлого» — подписи под иллюстрациями, растительные виньетки без основной тематики, цветной шрифт и раскраска некоторых рисунков без какого-либо представления об общем ансамбле книги.

Сборник открывается сказкой «Жар-птица» в вольной интерпретации Алексея Николаевича Толстого (1883-1945). В воспоминаниях о писателе К. Чуковский упоминает: «В 1911 году издательство "Шиповник" поручило мне составить альманах "Жар-птица". Я обратился к Сергееву-Ценскому, С. Черному, Марии Моравской, Владимиру Азову и к Алексею Толстому. А какой сюжет? — спросил он. Хотелось бы о "Жар-птице". <...> Если, конечно, эта тема вам по сердцу. Ладно! — сказал он. Мне по сердцу всякая тема. B то время это было действительно так. Но в сущности своей заветной, выстраданной, единственной темы у него тогда еще не было, а было лишь "настроение души" — чисто стихийное бездумное ощущение счастья» [25, с. 263].

Пока не удалось установить, почему именно образ Жар-птицы был предложен К. Чуковским А. Н. Толстому в качестве основы для сюжета сказки. Возможно, под впечатлением от премьеры балета И. Ф. Стравинского 1910 г., но видел ли писатель эту постановку, неизвестно. Может быть, Жар-птица была выбрана как сказочный образ, знакомый многим читателям, или решение было связано с просимволистскими устремлениями издательства. Но образ огненной птицы не случаен. «Жар-птица» появится вновь в издательстве «Шиповник». В издании «Живая Азбука» С. Черного (1914) указано, что книга выходит в серии «Библиотека "Жар-птицы"». Но это издание стало первой и последней книгой в неосуществленной серии.

К. Чуковский вспоминал, что в начале 1910-х гг. он писал о А. Н. Толстом в одной из газетных статей: «Это гармоничный, счастливый, свободный, воздушный, нисколько не напряженный талант. Он пишет как дышит» [25, c. 263]. Современный критик отмечал, что сказка получилась «вполне по силам детям. Манера автора писать короткими фразами проглядывается и здесь» [23, c. 21]. В ней главным героем произведения неожиданно становится великан, который пытается поймать канарейку, улетевшую от хозяйки. Птица в конце произведения превратиться в Жар-птицу.

Иллюстрации к сказке А. Н. Толстого выполнил тогда начинающий художник Вениамин Павлович Белкин, в будущем известный живописец, график, преподаватель Академии художеств, преподаватель Ленинградского высшего художественно-промышленного училища.

В. П. Белкин не получил официального художественного образования. После Томского технологического института (1902) он учился в школе-студии А. П. Большакова в Москве (1904-1905) у М. М. Шестеркина, В. Э. Борисова-Мусатова и других московских художников. Затем уехал в Париж (до 1909). Он был близок к мастерской Е. С. Кругликовой на улице Буосонад, 17. Отсюда началась его дружба с А. Н. Толстым.

Ко времени работы над иллюстрациями к «Жар-птице» В. П. Белкин только вернулся из Парижа. В России он сблизился с кругом «Мир искусства». В 1910-е гг. В. П. Белкин печатался в журналах «Аполлон», «Лукоморье», «Сатирикон». Как сложившийся книжный график он заявил о себе в 1920-1930-е гг. С его иллюстрациями выходили книги издательства «Academia», «Былое», «Аквилон» и др. Он много работал в печатной графике, но также после 1918 г. художник сотрудничал с Государственным фарфоровым заводом (1919-1921), занимался монументальной живописью (панно «Пегас» для Пушкинского сквера

ОТТЁКЕ СБОРНИКИ

ИЗДАТЕЛЬСТВА, „ШИПОВНИКЪ'

ЖАРЪ-ПТИЦА

КНИЖКА ПЕРВАЯ

А птичка д длине пгъ тс-имшй зЛсь улсгЬаа.

кагану по- /гЬср идти, лревьч аа ПОДИВИ МЙ вють. ^»фо нъ жнв1>П еъ лягушками шяттл и насчетъ ттакый ■ечфк'

По вперить .тягушаси надкхп. припикли. и принялись смг+. н ми-витЬ у Кдккава гринки плакать.

Ек-1НИ*Н"Ь НСЛртМСя; 1Ш1 ЛЛЬ.

, , В«НЮ кщлац мл ДОЛЛ. и иагн лодясяпъ.

Проснудс* ФЪяыШ икп; еют онъ и я аин4 »г! ия фмл гкш.к"+.; г.11.12 лротсръ, падодляп. пата лукл юи Плеть, чтобы ппднЪе било, тажг+лъ къ кяякЯву н гп зорит.: — РапфУЙ ритъ.

Еклнканъ ркнрылъ роты 4-пстъ тула голову сртгулк юАнить лягуширкга к прсхпкдоиь

4 И —

Тогда кротъггъ иль тсгтюта лжхушнншй илрь;

— Првдони №вв аиста, н т^бЪ суыушс* подарю, бегь НЕ№ ИПГИИ КС ПОПИИШЬ.

Вслпклщ. лишь, что мушияу! цлр4 - честньсА, р-нтъ икритк н говорить:

— Увддк, ОДлый ансгь, *зЛ_ укг втЬясв.

А Л*уШИНЫА ВШЪУЬ ГЬ ВСЛЧЫНОвЪ [>-"'Т1., ЛЮйП 1ВДШТЪ

яругталышП суидучро- и пгёчк киль :

„»Вшт бшг догадливый, сийчШъ же мгь и а <5*регъ и еты* аиро пнгь..."

— Въ суццреЪ IV!». въ чуч* сь олно» краю ноли, еъ другого — довдикт., сигала погрозись, питии» открывай, птиц л сил пфйшдетсв.

Обрэдзпэи» велнклн-ь, ивьгь сундучйкъ Н ДЫЫК побЪжаль за кешадмчиой птичкой.

А птичка ч*р«зъ ПШЙ юврзгтк летать н «рп мсолуто гору,

— Ч — а

Илл. 3. Сборник «Жар-птица» (СПб.: Шиповник, [1911-1912]). В. П. Белкин. Иллюстрации к произведению А. Н. Толстого «Жар-птица». Разворот

..1ПрвС1,гаеть млннанъ въ Марминнь салъ. а нь- салу на и&ннЬ

кснарт(-«нан шнЧнЯ СОДПЪг..ь

Илл. 4. Сборник «Жар-птица» (СПб.: Шиповник, [1911-1912]). В. П. Белкин. Иллюстрация к произведению А. Н. Толстого «Жар-птица»

■чь+К ИЯ НЭШвЗЧНИЯТЪ, №1 КФНВИЗГЦ НЛ уЛЩЛТЪ* ГЬ ЗНГЛЛН-

илась, нъ коннатахъ только к глииио: глпъ, га»ь_ пгъ,

И

Илл. 5. Сборник «Жар-птица» (СПб.: Шиповник, [1911-1912]). С. В. Чехонин. Иллюстрация к произведению К. Чуковского «Собачье царство»

ИЕИГЪ кобписЬ пизш: .нмиь" К ШПОрНьЖЬ, Кат» НИ навц-мкикЧп, ию. их уыллч.11, икъ ни И'.\\1и: асижн: ш-иа,

СиЖ'1 ИЛЬСЗМШг ИОГ.тЬллМ рт^Ьг. СНЛЖ11 ТОЛЬКО — Х1-' — Нолл* ни оиук* Кяк1< ^нл.Ек (гЛДОЦ*} ]Ьо11| и до Кип л ж шч.и

П1Ъ гъ ссбсН |улн11-.

Г^г.з.ата, НлЛЛМ II И.:]Нк1. М иГкЛЧ :Т1, К НС .1П11Г.1» >1ГП.

ПЛОИ у 'ПО ХОШКЛ 14урЫ 1КС г» иоитсггЬ псрпгтсп. Загиойрк ГйЛыОЭ

|||ЛЕ на-№Чу шничии. Зл. йКНин НуШПМкМ Vпюгтъ,

сыыашга он1.1;-:[|., сь кпсиян въ сиъ меть. ^жш. Ёзкь

Кул« Линии Ч |ЧЯЧ% Пи*Ц1 ии^т* лгцпианинЛ м (пушнп.

су.тщп- ЯОТГТСИ? Л]КМ«11Ъ К1Ж=Х1 Моры УШЛА'-Г.иы Гмгейлн] Е1илш аздеилде, ^ Пшннсъ М|>->'1', прашм^ -.1 руилъ

ш шмокншп и гга:шгъ:

- ■ Цфиик! Я чГП-ЕП МрИсЛу^Л,4

- Вк^риаю!

- Лрму"*"^ причин' Кит 411* пиигп. 11.1 аузАу.

тлгь тта?

- ЗТ — с

Илл. 6. Сборник «Жар-птица» (СПб.: Шиповник, [1911-1912]). М. В. Добужинский. Иллюстрация к стихотворению С. Черного «Нолли и Пшик»

НШп ВЪ н]ч^|Гч;гчху. Пншкъ зл ней. Слиянтыс рчлнн ил плети 31 ьрммгъ: — Бол ной. п4.и№ЛЯГ

Нгмлн вирияека: — СтушЛ Нг лип пнк1п>1

Нщнлп. к уиршки и |ю1(т**К-»-фор™и1 куяирл.ш, НЪ лждг-1>» ыиф. к«10|Ш <т»ш мы* яшм.

Eiii.il. >.1П. С1п:.пкшп>у л »ми и плачугъ: юич нкСсФ* иного наЛ|и.1н. ММЬ пяти,.

Нп.гы1 скинь Ишннъ. р™™ к^ниич с,ты пи лНи>',

Нажан и Иишт (вршчсь Ы рейку.

— Цд*?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Къ Ки±!

- И чг чгак" хфигн...

— Пй.11^ММ1. И i4llh.il, ч"| I ■ "К

7 ■ А .1Г111Л1 У Т'.ЧгЧ CnpQCII.ll Н[КЬ1Н.

Ам. Х1ЛПХ1Гу.ТЪ ПшНП* у Хатипй шпи Г|Ъ f-IJ.HI, .и

н нс

" К[чсг|. - сгрлгто Миш Нолаи.

— И —

Илл. 7. Сборник «Жар-птица» (СПб.: Шиповник, [1911-1912]). М. В. Добужинский. Иллюстрация к стихотворению С. Черного «Нолли и Пшик»

в Петрограде (1918)). С 1906 г. В. П. Белкин был постоянным участником петербургских выставок («Союз молодежи», «Мир искусства» (1909), «Община художников» (1921-1928), «Шестнадцать» (1922-1928)).

Для В. П. Белкина работа для сборника стала первым опытом в детской книге (Илл.3, 4). Современный критик написал, что «рисунки выполнены недурно, но фигуры и лица изображены грубыми и даже безобразными» [23, с. 22]. Иллюстрации в два цвета явно созданы под впечатлением от народного лубка и увлечения ксилографией. Их художник смело скомпоновал. Они решены остро через резкие ракурсы, контраст больших и малых форм. В. П. Белкин учел разные варианты организации книжного пространства, выполнив рисунки для врезок, полосных иллюстраций, парные иллюстрации для разворота. Очевидно, что инициалы «В. Б.» на виньетке титульного листа принадлежат В. П. Белкину. Этот рисунок он создал в эстетики книжной графики «Мир искусства».

Все произведения К. Чуковского в сборнике, а именно «Собачье царство» (сюжет заимствован писателем из английского рассказа "Dogland"), шутливая миниатюра «Цыпленок», стихотворное произведение «Доктор», были оформлены С. В. Чехониным. В этих иллюстрациях с трудом можно узнать творчество художника «второго поколения мирискусников». В работах отсутствует жесткий штрих, нет лаконичного силуэта, характерных для манеры С. В. Чехонина. Рисунки художника реалистичны, передан объем изображения. Они репродуцированы в разных техниках, литографским способом и в технике хромолитографии в тон. Из всех можно выделить полосную иллюстрацию к рассказу «Собачье царство», где художник подробно остановился на разработке облика города собак (Илл. 5). В стихотворении «Цыпленок» отдельные небольшие рисунки расположены по строфам стихотворения.

Два произведения из четырех С. Черного в сборнике «Жар-птица» проиллюстрировал М. В. Добужинский (стихотворения «Приставалка» и «Колыбельная (Для куклы)» без иллюстраций). «Нолли и Пшик»2 — рассказ о приключениях в городе куклы и паяца, сбежавших от своей хозяйки (Илл. 6, 7). Все иллюстрации имеют одинаковый квадратный формат в рамке. В них М. В. Добу-жинский использовал следующие средства художественной выразительности: фрагментарность, острые ракурсы, резкий крупный первый план, контраст больших и малых форм. Они характерны для графики М. В. Добужинского второй половины 1910-1920-х гг. и перекликаются с кинематографическими приемами.

Иллюстрация М. В. Добужинского к стихотворению «Нолли и Пшик» — это больше разговор о городской жизни. Художник не отдает главную роль героям в графическом повествовании. Вслед за куклой и паяцем читатель смотрит в окно на большой взрослый мир или пробегает по булыжным мостовым провинциального городка под дождем. Рассказ завершается увеличенной виньеткой. В ней кот, как волк из сказки об Иване-царевиче и сером волке, летит с главными персонажами по звездному небу. В рисунках М. В. Добужинского передается озорство героев, часто меняются места действия. Это необходимые составляющие детской книги.

Иллюстрация М. В. Добужинского к стихотворению «Поезд» (Илл. 8) С. Черного имеет вытянутую прямоугольную форму. Она помещена на развороте в центре издания. Подобное решение авторов сборника расставило визуальные акценты в ансамбли книги.

Стихотворение «Поезд» будет переиздано через два года в отдельном сборнике детских стихов С. Черного «Тук-тук» (1913) [22]. Иллюстрацию для этого издания выполнит В. Д. Фа-лилеев. Оба художника выбрали фризовую композицию с целью передать сюжет стихотворения — дети играют в поезд. Интересно сравнить образную трактовку двух иллюстраций. М. В. До-бужинский решил композицию через общее графическое пятно. Он изобразил много деталей, рассказывающие о быте того времени. Д. В. Фалилеев решил свой рисунок. Ритм композиции строится на чередовании отдельных одинаковых изображений стульев, с которыми играют дети. Д. В. Фалилеев уделил внимание самой игре ребенка, пластике движения фигур.

С. Черный продолжил развивать идею детских иллюстрированных сборников. В том же 1912 г. вышло издание «Голубая

Илл. 8. Сборник «Жар-птица» (СПб.: Шиповник, [1911-1912]).

М. В. Добужинский. Иллюстрация к стихотворению С. Черного «Нолли и Пшик». Концовка

Илл. 9. Сборник «Жар-птица» (СПб.: Шиповник, [1911-1912]).

М. В. Добужинский. Иллюстрация к стихотворению С. Черного «Поезд»

книжка» [4], куда вошли произведения самого поэта, М. Горького, К. Р. Милля (псевдоним Полярный (?)). Фактически авторами идеи и составителями были М. Горький и С. Черный. Они хотели создать книгу для ребенка, которая должна была кардинальным образом отличаться от аналогичных изданий того времени своим внешним обликом и выбором литературных произведений. Оформить сборник должны были два стипендиата Академии художеств, проходившие обучение в пенсионерской поездке в Италии, В. Д. Фалилеев и И. И. Бродский (1884-1939).

Низкое качество печати и очень разные в стилистическом плане иллюстрации не позволили реализовать идею писателей.

Сборник завершается юмористическими рассказами назидательного характера Вл. Азова «Фу ты плакса какой» и «Который лопнул». Под этим псевдонимом печатался писатель, фельетонист и журналист Владимир Александрович Ашкенази (1873-1941). В критической заметке того времени дан отрицательных отзыв о его произведениях: «...это грубые вещи, резко отличающиеся от всего тона сборника. Дети критически отно-

сятся к подобного рода юмору» [23, с. 22]. Подобные сатирические тексты, показывающие детские недостатки на примерах в острой, а не назидательной форме, были не привычны читательской аудитории начала XX в.

Рассказ «Который лопнул» был проиллюстрирован

A. А. Радаковым (1879-1942) (Илл. 9), в будущем известным советским художником-карикатуристом, плакатистом и иллюстратором. А. А. Радаков был один из основных сотрудников журнала «Сатирикон», иллюстрировал еженедельный юмористический журнал для детей «Галчонок» (1911-1913) [2], много печатался в советских сатирических журналах «Крокодил», «Красный перец», «Бегемот», «Бич». Также он автор знаменитого агитационного плаката «Неграмотный — тот же слепой.» (1920).

Цветные иллюстрации А. А. Радакова, одинаковые по форме и формату, объединены в одну смысловую цепочку повествования. Художник проиллюстрировал каждую строфу стихотворения. Подобное решение в верстке (можно так сказать, прообраз будущих комиксов) А. А. Радаков использовал в журнале для детей «Галчонок», где являлся основным иллюстратором.

На задней обложке сборника помещена небольшая иллюстрация в узкой рамке — концовка всего сборника (Илл. 10). Она выполнена в технике силуэта. В ней изображены знакомые для читателя сказочные мотивы, отсылающие к творчеству Г. И. Нарбута (1886-1920): утонченные по форме растения, на их фоне представлен мир насекомых. В содержании сборника не указан автор данной виньетки. Но художник дополнил свой рисунок привычной для нас монограммой в левом верхнем углу иллюстрации — «Г. Н., 11 год».

Интересно, что в 1918 г. в издательстве «Парус» вышел сборник рассказов, сказок и стихов для детей «Елка» под редакцией А. Н. Бенуа и К. Чуковского (1918) [8]. Параллели между двумя сборника очевидны. Заведующим художественным отделом издательства «Парус» был З. И. Гржебин. Он будет не раз возвращаться к идее издания детских книг. Авторами «Елки» были художники и писатели, принявшие участие в создании «Жар-птицы»: М. Моравская, А. Н. Толстой, С. Черный, К. Чуковский, М. В. Добужинский, С. В. Чехонин.

Во внешнем виде двух сборников «Жар-птица» и «Елка», изданных с разницей в 7-8 лет, прослеживается тенденция к объединению книжного пространства. Издание 1918 г. является цельным книжным ансамблем. Это выражается в новых пропорциональных отношениях между форматом издания, отдельными иллюстрация, кеглем и другими элементами книги. Пока стилистика иллюстраций не имеет какой-то общей направленности. В сборник были включены реалистические рисунки

B. Д. Замирайло, Д. Н. Кардовского и В. В. Лебедева, выполненные в разных техниках. Работы А. Н. Бенуа, С. Ю. Судейкина и В. Я. Чемберс сохраняют черты детской книги начала XX в. — эпохи модерна. Иллюстрации Ю. П. Анненкова и И. А. Пуни решены через формальные решения, трансформацию формы и декоративную составляющую цвета.

Перед авторами сборника стояла сложная задача — создание единого художественного облика книги-сборника груп-

Илл. 10. Сборник «Жар-птица» (СПб.: Шиповник, [1911-1912]). А. А. Радаков. Иллюстрация к произведению Вл. Азова «Который лопнул»

пой художников. Отчасти она была выполнена. Сборник «Жар-птица» был представлен на Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге 1914 г. как достижение отечественного печатного дела.

Сейчас оценивая книжное искусство прошлого века, мы назовем «Жар-птицу» важной составляющей художественных процессов в отечественном книжном искусстве XX в. Внешний вид сборника отражает общие процессы, которые происходили в меняющемся пространстве книжного мира начала XX в. Авторы сборника впервые показали, что в данном типе издания для детей визуальная составляющая должна формировать индивидуальных характер всей книги наравне с текстом.

«Жар-птица» предвосхитила будущий рассвет книжного искусства. Издание является связующим звеном между «красочной» книгой рубежа XIX-XX вв. и изданиями первых десятилетий советской власти.

Примечания:

1 Установлено по экземпляру в РНБ и публикации на сайте Rarus's gallery. Аукцион антикварных книг. URL: http://www.raruss.ru/ childrens-books/3738-zhar-bird-coUection-for-childrens.html (дата обращения: 12.10.2020).

2 Произведение датируется 1912 г. Это еще раз доказывает тот факт, что издание «Жар-птица» вышло не в конце 1911 г, а уже в начале 1912 г.

Список литературы:

1. Баренбаум И. Е. Книжный Петербург. М.: Книга, 1980. 440 с.

2. Галченок: Детский журнал. СПб.: М. Г. Корнфельд, 1911-1913.

3. ГерчукЮ. Я. Искусство печатной книги в России XVI-XXI веков. СПб.: Коло, 2014. 511 с.

4. Голубая книжка: Сказки М. Горького, С. Черного, К. Милля. СПб.: О. Н. Попова, 1912. 64 с.

5. Голынец С. В. Книжная графика И. Я. Билибина // Книга: Исследования и материалы 1968. Сб. 16. С. 46-66.

6. Гусарова А. П. Книжная графика М. В. Добужинского // Очерки по русскому и советскому искусству. М.: Художник РСФСР, 1965. С. 137-148.

7. Динерштейн Е. А. Синяя птица Зиновия Гржебина. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 427 с.

8. Елка / Под ред. А. Н. Бенуа и К. И. Чуковского. Пг.: Парус, 1918.

9. Жар-птица: Детский сборник. Кн. 1. СПб.: Шиповник, [1911]. 48 с.

10. Издательство И. Н. Кнебель и художники детской книги: Из истории создания книг «Подарочной серии» / [Вступ. ст. и сост. 74

Л. И. Юниверг; худож. О. В. Некрасова]. М.: Книга, 1989. 43 с.

11. Книга в России. 1895-1917 / [И. И. Фролова, В. Е. Кельнер, Н. Г. Патрушева и др.]; под общ. ред. канд. ист. н. И. И. Фроловой; Рос. нац. б-ка. СПб.: Российская национальная библиотека, 2008. 720 с.

12. Книга в России: В 2-х т. / Гос. публ. ист. б-ка России; под ред. В. Я. Адарюкова и А. А. Сидорова. М.: Государственная публичная историческая библиотека, 2008. — Репринтное издание. М.: Гос. изд., 1924-1925.

13. Корвацкая Е. С. Художественное оформление детских сборников и хрестоматий начала XX века в России // Труды Государственного Эрмитажа: [Т.] 1 [Ч.] 1: Судьбы книжных собраний России до и после революции 1917 года: материалы Международной научной конференции, состоявшейся 26-28 октября 2017 г. в Государственном Эрмитаже. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. С. 300-318.

14. Корвацкая Е. С. Художественное оформление сборника «Елка» издательства «Парус» (1918 г.) // Научные труды. Проблемы развития отечественного искусства. РАХ Институт имени И. Е. Репина. 2010. Вып. 12. С. 120-134.

15. Корнилов П. Е. В. П. Белкин // Искусство книги. Вып. 2. М.: Искусство, 1961. С. 131-134.

16. Липович И. Н. Книжная графика «Мир искусства» (Некоторые аспекты теории и художественной практики): автореф. дис. ... канд. искусств. Ленинград, 1974. 10 с.

17. Литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник». СПб., 1907-1917.

18. Лобанов В. М. Книжная графика Е. Е. Лансере. М.; Л.: Гизлегпром, 1946. 108 с.

19. Ремизов А. М. Морщинка: Сказка. СПб.: Шиповник, 1907. 16 с.

20. Серафимович А. С. Детские рассказы. СПб.: Шиповник, [1907]. 196 с.

21. Черный С. Живая азбука. СПб.: Шиповник, [1914]. 31 с.

22. Черный С. Тук-тук. М.: Издание И. Д. Сытина, 1913. 24 с.

23. Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал. 1912. № 6 (март).

24. Чуковский К. И. Собрание сочинений: в 15 т. М.: ТЕРРА, 2001. Т. 14. 686 с.

25. Чуковский К. И. Собрание сочинений: в 15 т. М.: ТЕРРА, 2008. Т. 5. 479 с.

26. Чуковский К. И. Современники: Портреты и этюды. М.: Молодая гвардия, 1962. С.368-369.

27. Шиповник, изд-во (Петербург). Иллюстрированный каталог изданий издательства «Шиповник». СПб.: Акц. изд. и книготорг. о-во «Гектор», [1911]. 48 с.

Sources:

Benois A. N.; Chukovsky K. I. (ed.). Elka (Christmas Tree). Petrograd, Parus Publ., 1918. (in Russian) Cherny S. Tuk-tuk. Moscow, izdanie I. D. Sytin Publ., 1913. 24 p. (in Russian)

Cherny S. Zhivaia azbuka (Live Alphabet). Saint Petersburg, Shipovnik Publ., [1914]. 31 p. (in Russian) Chukovsky K. I. Sobranie sochinenii (Collected works). In 15 vols. Moscow, TERRA Publ., 2001. Vol. 14. 686 p. (in Russian) Chukovsky K. I. Sobranie sochinenii (Collected works). In 15 vols. Moscow, TERRA Publ., 2008. Vol. 5. 479 p. (in Russian) Chukovsky K. I. Sovremenniki: Portrety i etiudy (Contemporaries: Portraits and Sketches). Moscow, Molodaiia gvardiia Publ., 1962, pp. 368-369. (in Russian)

Galchonok: detskii zhurnal (Galchenok: Children's Magazine). Saint Petersburg, M. G. Kornfeld Publ., 1911-1913. (in Russian) Golubaia knizhka: Skazki M. Gor'kogo, S. Chernogo, K. Millia (Blue Book: Tales of M. Gorky, Sasha Cherny, K. Mill). Saint Petersburg, O. N. Popova Publ., 1912. 64 p. (in Russian)

Literaturno-khudozhestvennye al'manakhi izdatel'stva "Shipovnik" (Literary and Artistic Almanacs of the Publishing House "Shipovnik"). Saint Petersburg, 1907-1917. (in Russian)

Remizov A. M. Morshchinka (The Wrinkle): A Fairy Tale. Saint Petersburg, Shipovnik Publ., 1907. 16 p. (in Russian) Serafimovich A. S. Detskie rasskazy (Children's Stories). Saint Petersburg, Shipovnik Publ., [1907]. 196 p. (in Russian) Shipovnik, izd-vo (Peterburg). Illiustrirovannyi katalog izdanii izdatel'stva "Shipovnik" (Shipovnik Press (Petersburg). Illustrated Catalog of Publications of the Publishing House "Shipovnik"). Saint Petersburg, Gector Publ., [1911]. 48 p. (in Russian) Zhar-Ptitsa (Firebird): Children's collection. Book 1. Saint Petersburg, Shipovnik Publ., [1911]. 48 p. (in Russian)

References:

Adariukov V. Ia.; Sidorov A. A. Kniga v Rossii (A Book in Russia). In 2 vols. Moscow, The State Public Historical Library of Russia Publ., 2008 [Reprint edition]. (in Russian)

Barenbaum I. E. Knizhnyi Peterburg (Book Saint Petersburg). Moscow, Kniga Publ., 1980. 440 p. (in Russian) Chto i kak chitat' detiam (What and How to Read to Children), 1912, no. 6 (March). (in Russian)

Dinerstein E. A. Siniaia ptitsa Zinoviia Grzhebina (Blue Bird of Zinovy Grzhebin). Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2014. 427 p. (in Russian)

Frolova I. I.; Kellner V. E.; Patrusheva N. G. et al. Kniga v Rossii. 1895-1917 (A Book in Russia. 1895-1917). Saint Petersburg, The National Library of Russia Publ., 2008. 720 p. (in Russian)

Gerchuk Iu. Ia. Iskusstvo pechatnoi knigi v Rossii 16-21 vekov (The Art of Printed Book in Russia in the 16th-21st Centuries). Saint Petersburg, Kolo Publ., 2014. 511 p. (in Russian)

Golynets S. V. Book Graphics of I. Ia. Bilibin. Kniga: Issledovaniia i materialy (Book: Researches and Materials), 1968, collection 16, pp. 46-66. (in Russian)

Gusarova A. P. Book Graphics of M. V. Dobuzhinsky. Ocherki po russkomu i sovetskomu iskusstvu (Essays on Russian and Soviet Art). Moscow, Khudozhnik RSFSR Publ., 1965, pp. 137-148. (in Russian)

Kornilov P. E. V. P. Belkin. Iskusstvo knigi (The Art of the Book). Issue 2. Moscow, Iskusstvo Publ., 1961, pp. 131-134. (in Russian) Korvatskaya E. S. Artistic Design of Children's Collections and Anthologies of the Beginning of the 20th Century in Russia. Trudy Gosudarstvennogo Ermitaga (Proceedings of the State Hermitage Museum). Vol. 1. Part 1. Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2019, pp. 300-318. (in Russian)

Korvatskaya E. S. Artistic Design of the Collection "Elka" of the Publishing House "Parus" (1918). Nauchnye Trudy (Scientific Works), 2010, vol. 12, pp. 120-134. (in Russian)

Lipovich I. N. Knizhnaia grafika "Mir iskusstva" (Nekotorye aspekty teorii i khudozhestvennoi praktiki) (Book Graphics "The World of Art" (Some Aspects of Theory and Artistic Practice)): PhD Thesis abstract. Leningrad, 1974. 10 p. (in Russian)

Lobanov V. M. Knizhnye illustratsii E. E. Lansere (Book Illustrations by E. E. Lansere). Moscow, Leningrad, Gisleham Publ., 1946. 108 p. (in Russian)

Univerg L. I. (comp.). Izdatel'stvo I. N. Knebel' i khudozhniki detskoi knigi: Iz istorii sozdaniia knig "Podarochnoi serii" (Publishing House I. N. Knebel and Artists of Children's Books: From the History of the Creation of Books "Gift Series"). Moscow, Kniga Publ., 1989. 43 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.