Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ КНИЖНАЯ ГРАФИКА ИЗ СОБРАНИЯ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.П. СУКАЧЕВА НА ВЫСТАВКЕ «СТРАНА ЧУДЕС. ХУДОЖНИКИ КНИГИ - ДЕТЯМ»'

ДЕТСКАЯ КНИЖНАЯ ГРАФИКА ИЗ СОБРАНИЯ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.П. СУКАЧЕВА НА ВЫСТАВКЕ «СТРАНА ЧУДЕС. ХУДОЖНИКИ КНИГИ - ДЕТЯМ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНАЯ ГРАФИКА / ДЕТСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ИРКУТСКИЕ ХУДОЖНИКИ / ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новикова Наталья Леонидовна

В статье рассматривается книжная графика из коллекции Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева, экспонировавшаяся на выставке детской иллюстрации, состоявшейся в Иркутске в 2022 году. Хронологические рамки коллекции -с 1929 по 2001 год. Особое внимание уделяется работам иркутских художников Г. Леви, Р. Бардиной-Шпирко, Я. Лисициной и других. Они анализируются в широком контексте отечественного искусства книги, в сопоставлении с произведениями мастеров графических школ центра России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Новикова Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S BOOK GRAPHICS IN THE COLLECTION OF THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM NAMED AFTER V. P. SUKACHEV AT THE EXHIBITION "WONDERLAND. BOOK ARTISTS FOR CHILDREN"

The article deals with book graphics from the collection of the Irkutsk Regional Art Museum named after Vladimir Sukachev, shown at the children's illustration exhibition in 2022 in Irkutsk. Chronological framework of the collection dates from 1929 to 2001. Particular attention is paid to the works of Irkutsk artists Georgy Levy, Raisa Bardina-Shpirko, Yana Lisitsyna and others. They are analyzed in wide context of domestic book art and are compared with the works of the central graphic schools masters.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ КНИЖНАЯ ГРАФИКА ИЗ СОБРАНИЯ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.П. СУКАЧЕВА НА ВЫСТАВКЕ «СТРАНА ЧУДЕС. ХУДОЖНИКИ КНИГИ - ДЕТЯМ»»

DOI: 10.17516/2713-2714-0067 YAK 069.5+069.9+769.2

CHILDREN'S BOOK GRAPHICS IN THE COLLECTION OF THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM NAMED AFTER V. P. SUKACHEV AT THE EXHIBITION "WONDERLAND. BOOK ARTISTS FOR CHILDREN"

Natalia L. Novikova

Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev Irkutsk, Russian Federation

Abstract: The article deals with book graphics from the collection of the Irkutsk Regional Art Museum named after Vladimir Sukachev, shown at the children's illustration exhibition in 2022 in Irkutsk. Chronological framework of the collection dates from 1929 to 2001. Particular attention is paid to the works of Irkutsk artists Georgy Levy, Raisa Bardina-Shpirko, Yarn Lisitsyna and others. They are analyzed in wide context of domestic book art and are compared with the works of the central graphic schools masters.

Keywords: book graphics; children's illustration; museum collection; Irkutsk artists; graphic techniques.

Citation: Novikova, N.L. (2022). CHILDREN'S BOOK GRAPHICS IN THE COLLECTION OF THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM NAMED AFTER V. P. SUKACHEV AT THE EXHIBITION "WONDERLAND. BOOK ARTISTS FOR CHILDREN". IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 4 (13), pp. 54-61.

H. JI. Новикова

Г. Г. Леей. Охотник. Иллюстрация к книге

Е.И. Шастиной «Сказки ленских берегов». 1968-1970. Линогравюра. 51x50

Иркутский областной

художественный музей им. В.П. Сукачева

G. G. Levy. Hunter. An illustration to the book by E.I. Shastina "Tales of Lena shores". 1968-1970. Linocut. 51x50 Irkutsk

Regional Arl Museum mimed after V.P. Sukachev

Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачева Иркутск, Российская Федерация

ДЕТСКАЯ КНИЖНАЯ ГРАФИКА ИЗ СОБРАНИЯ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.П. СУКАЧЕВА НА ВЫСТАВКЕ «СТРАНА ЧУДЕС. ХУДОЖНИКИ КНИГИ - ДЕТЯМ»

В статье рассматривается книжная графика из коллекции Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева, экспонировавшаяся на выставке детской иллюстрации, состоявшееся в Иркутске в 2022 году. Хронологические рамки коллекции -с 1929 по 2001 год. Особое внимание уделяется работам иркутских художников Г. Леей, Р. Бардиной-Шпирко, Я. Лисициной и других. Они анализируются в широком контексте отечественного искусства книги, в сопоставлении с произведениями мастеров графических школ центра России.

Ключевые слова: книжная графика; детская иллюстрация; музейная коллекция; иркутские художники; графические техники.

3 отекая книжная иллюстрация как самостоятельная область художественного творчества в последние десятилетия при-т особое внимание исследователей. Свидетельство тому - выход в свет ряда изданий справочного и аналитического характера, альбомов-антологий и монографий, посвященных этой теме1.

Вместе с тем оформление детской книги осознается сегодня как актуальная проблема, поскольку теоретическое осмысление темы часто расходится с реальной издательской практикой. При всем изобилии книг на прилавках - от незамысловатых комиксов до шикарных подарочных изданий - истинно художественная иллюстрация, за исключением переизданий классики, является большой редкостью.

Привлечение внимания к этой проблеме стало одной из основных задач выставки «Страна чудес. Художники книги - детям», состоявшейся весной 2022 года в залах Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева. Она явилась совместным проектом музея и Иркутского отделения Союза художников России, приуроченным к 90-летию творческой организации. Юбилейная выставка получилась весьма репрезентативной. Ее хронологические рамки охватывают почти столетний период - с конца 1920-х годов до начала 2020-х годов. В экспозиции было представлено около трехсот произведений без малого пятидесяти авторов. Здесь соседствовали работы художников разных поколений: известных мастеров, не одно десятилетие посвятивших искусству иллюстрации, и начинающих графиков, совсем недавно оформивших свои первые книги.

Для культурной общественности города и прежде всего детской аудитории выставка стала настоящим праздником встречи с любимыми авторами и их героями, сошедшими со страниц знакомых или еще не знакомых, но манящих книг. Для художников - этапом в подведении творческих итогов и школой профессионального мастерства. Для сотрудников музея - поводом к более основательному изучению собственного графического собрания.

Присутствие в экспозиции выставки значительной части музейной коллекции позволило, с одной стороны, представить ретроспективу региональной детской иллюстрации, с другой же - включить ее в более широкий контекст отечественного искусства книги.

Коллекция детской книжной графики в фондах музея насчитывает около трехсот произведений, созданных в период с 1929 по 2001 год. Начало собранию было положено в 1950 году, когда народный художник Бурятии Р. С. Мэрдыгеев подарил музею свою гуашь «Сказочный мотив» (1939). Впоследствии из Министерств культуры СССР и РСФСР, от коллекционеров, художников и их наследников в музей поступило множество первоклассных графических листов, выполненных в самых разных техниках: рисунка и акварели, офорта и ксилографии, литографии и линогравюры, резцовой гравюры и шелкографии. Авторы этих произведений - мастера из Москвы и Ленинграда, Иркутска и Барнаула, Ижевска и Улан-Удэ - удостоены почетных званий, престижных премий и высоких наград за творческие достижения в области искусства книжной графики.

Истоки этого искусства относятся к 19201930-м годам, когда детская книга стала восприниматься как широкое поле художественного творчества, располагавшее к экспериментам.

Так, Владимир Фаворский в оформлении книжки С. Маршака «Семь чудес» (1929) в первый и единственный раз в своей практике обратился к многоцветной гравюре. Серию соста-

Я. Ю. Лисицына. Иллюстрация к сказке Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес». 1992.

Бумага, литография. 23,5x19

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Ya. Yu. Lisitsyna. An illustration to L. Carroll's fairy tale "Alice's Adventures in Wonderland". 1992. Paper, lithography. 23,5x19 Irkutsk

Regional Art Museum named after V.P. Sukachev

Г. Г. Леей. Богатырь. Иллюстрация к книге

Е. И. Шастиной «Сказки ленских берегов». 1968-1970. Линогравюра. 51,5x49

Иркутский областной

художественный музей им. В.П. Сукачева

G. G. Levy.

Epic hero.

An illustration

to the book

by E. I. Shastina

"Tales of Lena shores".

1968-1970. Linocut.

51,5x49

Irkutsk

Regional Art Museum named after V.P. Sukachev

вили обложка и семь полосных иллюстраций, отпечатанных с четырех досок каждая. Книжка С. Маршака, знакомившая маленького читателя с реалиями нового быта, вышла в издательстве «Молодая гвардия» в оформлении М. Цеханов-ского, мастера «производственного» жанра. Иллюстрации же В. Фаворского были напечатаны с авторских досок лишь спустя много лет - в 1971 году - тиражом в 500 пронумерованных экземпляров2. Два листа из этой серии - обложка и одна из разворотных иллюстраций - были подарены музею Н.И. Домашенко. Игровое начало в гравюре выходит на первый план на обложке, похожей на детский рисунок. По словам художника, «ребенок не читает, а рассматривает и играет как буквами, так и изображениями» [2, с. 269]. Буквы названия книги, вписанные в пейзаж, отражаются в воде озера, по которому плавают не только пароходы и парусники, но и большие киты. В ином ключе решена иллюстрация к «чуду пятому - самовару»: по сути, это групповой портрет семьи Фаворских, где за большим столом ведут неспешную беседу сам художник, его мать Ольга Владимировна, разливающая чай, его жена Мария Владимировна, трое их детей и другие родственники. Мягкая цветовая гамма передает запомнившуюся многим атмосферу

уюта и взаимной любви, царившую в доме: «На улице холодно, метет. В доме - свет и тепло. <... > Так на самом деле не бывает, только у Диккенса в романах, когда в хорошем месте соберутся хорошие люди» [1, с. 263]. Так незамысловатый текст познавательной книжки для детей наполняется у Фаворского более глубоким смыслом.

Творческая установка художника на то, что «книга для взрослых по материалу может быть и ценной, и никакой, а детская книга <... > должна быть праздничной и имеет право быть роскошной» [2, с. 268], реализовалась в оформлении «Слова о полку Игореве» (1950), наверное, самом известном произведении Фаворского. «Изо всех моих работ наибольший успех имело "Слово о полку Игореве", а ведь я его делал для детей, - признавался художник. - Может, потому и нравится. В людях детского много» [ 1, с. 80]. В собрании музея шесть произведений из этого цикла: две гравюры на полях и четыре фрагмента разворотных иллюстраций. Разглядывая эти маленькие шедевры, удивляешься мастерству, с которым необъятное эпическое пространство, полное света и воздуха, заключается в форму чеканной миниатюры.

Фаворский воспитал немало учеников - великолепных граверов. На выставке можно было увидеть тонкие по настроению иллюстрации Федора Константинова к трехтомнику избранных произведений А. С. Пушкина (1949) и романтически приподнятые гравюры Евгения Бургунке-ра для «Книги о великих мореплавателях» Н.К. Чуковского (1959) из собрания музея.

Но влияние Фаворского распространялось не только на непосредственных учеников. Его творчество служило образцом, а советы - источником вдохновения для многих художников-граверов. Так, иркутский график Георгий Леви, по воспоминаниям его ученицы Раисы Бардиной, «даже ездил к Фаворскому со своими гравюрами. Фаворский тогда уже был смертельно больным и никого не принимал. "Я приехал, и меня почему-то приняли, - рассказывал он мне при встрече. - Когда узнали, что я приехал из далекой Сибири, из Иркутска, я срочно был принят. Лежа в постели, он со мной разговаривал и разглядывал мои гравюры. Фаворский был в восторге от моих работ (я даже пожалел, что мало их привез)." "Продолжайте именно так работать. Вы уже хорошо знаете Сибирь, народ, эту природу сказочную... Кажется, упрощенные плоскости, незаполненные, недоработанные, а как богато

смотрятся. Вы не теряйте этого своего стиля". Я, - говорит, - был настолько ему благодарен... Прямо у его постели у меня словно крылья выросли"» [6, с. 176].

Получив художественное образование в Московском училище памяти 1905 года, Георгий Леви оказался в Иркутске в 1949 году и связал с ним всю свою творческую жизнь. Более двадцати лет он работал в Восточно-Сибирском книжном издательстве, около двухсот книг вышло в оформлении мастера в Иркутске, Улан-Удэ, Москве. Своеобразным итогом этой работы стали иллюстрации к книге иркутского фольклориста Е.И. Шастиной «Сказки ленских берегов» (1968— 1970), которые составили самостоятельный цикл из тринадцати станковых линогравюр большого формата. Цикл явился результатом поисков собственного стиля в линогравюре, лаконичного и вместе с тем декоративного, в котором отозвались впечатления, привезенные из многочисленных путешествий по Сибири - в Якутию, Бурятию, Тофаларию, где художник не расставался с альбомом. Как и в повествованиях сибирских сказочников, в иллюстрациях Георгия Леви переплетаются древнерусские и корневые

сибирские мотивы. Города-крепости и скачущие всадники, старинные ладьи и сибирские юрты, диковинные звери, птицы и змеи являются элементами орнаментального фона для главных героев - пляшущих скоморохов, охотника с добытыми соболями, царевича на могучем коне и бурятского богатыря, восседающего на буйволе.

В собрании музея можно найти и другие примеры, когда работа над оформлением книги приобретала для художника особый интерес, выливаясь в создание самостоятельных графических серий. Так, в 1992 году в Иркутске вышла сказка Л. Кэрролла в переводе В. Набокова «Аня в Стране чудес», проиллюстрированная Яной Ли-сициной перовыми рисунками тушью. Эти изобретательные рисунки легли в основу самостоятельной серии эстампов. «Хотелось договорить, раскрыть, дополнить то, что уже было сделано для книги, - рассказывает художница. - На этот раз разговор пошел в формате литографии» [4, с. 20].

Другим примером разработки материала собственных иллюстраций в более широком осмыслении и в иной графической технике является серия шелкографий «По мотивам рассказов В.

Р. Н. Бардина-Шпирко. Лесная сказка. Медведь. 1961. Бумага, пастель. 54x74

Иркутский областной

художественный музей им. В.П. Сукачева

Я. N. Bardina-Shpirko.

Forest fairy tale.

Bear. 1961.

Paper, pastel.

54x74

Irkutsk

Regional Art Museum named after V.P. Sukachev

A. M. Муравьев. Иллюстрации к сказке

«Маша и медведь». 1981.

Шелк, темпера. 41x34

Иркутский областной

художествеииый музей им. В.П. Сукачева

A.M. Muravyov. Illustrations for the fairy tale "Masha and the Bear" 1981.

Silk, tempera.

41x34

Irkutsk

Regional Art Museum named after VP. Sukachev

Бианки» (1987) Мая Митурича, в разные годы проиллюстрировавшего несколько книг писателя. Семь графических листов большого формата выполнены в характерной для автора артистичной манере, при всей своей условности опирающейся на живые наблюдения над миром природы.

К произведениям В. Бианки обращался и Никита Чарушин, один из лучших художников-анималистов. Он повторил свои работы, созданные для книги Виталия Бианки «На Великом морском пути» (издательство «Малыш», 1985), спустя два года в виде цикла гуашей, приподнято-динамичных, словно наполненных прозрачным воздухом и свежим северным ветром. Замечательный литературный материал, каким является «самоучитель любви к родной природе» Виталия Бианки, дает возможность для проявления индивидуальности каждого художника-иллюстратора, что особенно ценно в искусстве книги.

Тема родной природы всегда была одной из любимых и в сибирской детской литературе.

«Наши питомцы и друзья» К. Янковского и Е. Крутиковой, «Приключения Храбришки» А. Ру-банович, «Белкин дом» И. Молчанова-Сибирского, «Сказки о лесных жителях» С. Устинова - все эти книги в разные годы оформила Раиса Бар-дина-Шпирко. В ее иллюстрациях восприятие мира всегда окрашено искренностью и добротой, наблюдательность сочетается с игрой воображения, литературный текст обрастает занимательными подробностями: веселая сорока носит изящные сережки-вишенки, босоногая кукушка словно примеряет малиновые цветы - «сапожки», весеннее солнышко испуганно смотрит на надвигающуюся на него тучку. Являясь полноправным соавтором писателя, Бардина создает собственную реальность - свой сказочный «детский мир, полный тайн и чудес» [5, с. 10].

Сказка, открывающая безграничный простор для творческой фантазии, всегда являлась для художников одним из самых любимых жанров словесности. Неудивительно, что на выставке с названием «Страна чудес» именно иллюстрации к сказкам из музейной коллекции занимали одно из центральных мест. Здесь можно было сравнить героев сказок A.C. Пушкина в интерпретации Бориса Дехтерева, Татьяны Мавриной, Николая Домашенко и Бориса Уханова; увидеть раритетные литографии Константина Рудакова к «Дюймовочке» Г.Х. Андерсена и новелле Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1936). Во всех подробностях рассмотреть знаменитые литографии Евгения Кибрика к «Героическим былинам» (1950), офорты Менсадыка Гарипова, созданные по мотивам мифов, легенд и сказок удмуртского народа (1986), или работы сибирских мастеров - линогравюры Владислава Туманова к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» (1965), акварели Татьяны Югатовой к «Золушке» Ш. Перро (1978).

Особенное внимание привлекали хорошо знакомые многим поколениям читателей иллюстрации к русским народным сказкам Юрия Васнецова и Евгения Рачева. Если забавные герои Ю. Васнецова («Гусли-самогуды», 1971) напоминают персонажей народных лубочных картинок или декоративных росписей, то Е. Рачев («Лиса и волк», 1954) изображал сказочные сюжеты в условно реалистической манере. «Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, - говорил художник, - значит, у меня получилось...» [7].

Работы иркутских художников на темы народных сказок из собрания музея органично вписались в этот праздничный ряд. Здесь и забавные, добрые, полные занимательных подробностей рисунки Раисы Бардиной-Шпирко, и яркие, выполненные темперой на шелке иллюстрации Александра Муравьева к сказке «Маша и медведь».

Многие художники Иркутска регулярно сотрудничали с Восточно-Сибирским книжным издательством. Несмотря на далекие от совершенства полиграфические возможности издательства, их работы по своим художественным достоинствам, ярким образным решениям, техническому мастерству часто не уступали лучшим образцам отечественной книжной графики. В оформлении иркутских художников вышло немало книг сибирских писателей. Примером такого сотрудничества являются памятные с детства многим иркутянам иллюстрации Владимира Тетенькина и Вальтера Фридемана к «Забавным сказкам» М. Сергеева или рисунки Сергея Элоя-на к собранию сочинений Г. Михасенко (2001) с их романтической интонацией и сквозной темой полета, олицетворенного в образе бумажного голубка из школьной тетрадки.

Музейная коллекция книжной графики явилась своего рода камертоном выставки «Страна чудес. Художники книги - детям», задавая высокую планку профессионального мастерства, литературной эрудиции и уважения к читателю любого возраста для графиков, работающих в нашем городе в области иллюстрации. Хочется надеяться, что выставка не пройдет бесследно, явится ориентиром в сегодняшней ситуации, определяющей творческую работу художников, издателей и всех, кому небезразлична литература для детей: именно она «воспитывает хороший вкус, эстетическое чувство, вообще восприятие изобразительного искусства, которое для ребенка начинается с детской книги. Любовь к Отечеству, наконец, тоже прививается детской книгой!» [3].

Примечания

1. Здесь можно назвать некоторые из этих изданий: Карасик, М. Ударная книга советской детворы: фотоиллюстрация и фотомонтаж в книге для детей и юношества 1920-1930-х годов. - Москва : Контакт-культура, 2010; Книга для детей. 1881-1939: детская иллюстрированная книга в истории России, 1881-1939: из коллекции Александра Лурье : [в 2-х кн.]. - Москва : Улей [и др.], 2009; Кудрявцева, Л.С. Собеседники поэзии и сказки. Об искусстве художников детской книги. - Москва : Московские учебники,

2008; Чистобаев, С.В. Художники детской книги СССР. 1945-1991. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербург Оркестр : Речь, 2017.

2. Фаворский, Владимир Андреевич : [альбом иллюстраций к книге С. Маршака] : [7 чудес] / [вступ. статья Е. Левитина] ; гравюры В. Фаворского. - [б. м.] : [б. и.], 1971. - 8 отд. л. ил. в папке; 47x36 см.

Литература

1. Владимир Андреевич Фаворский. Воспоминания о художнике / сост., вступ. ст. и прим. Г.А. Загянской и Е.С. Левитина. - Москва : Книга, 1990. - 358 с.

2. Книга о Владимире Фаворском / сост. Ю. Молок. -Москва : Прогресс, 1967. - 316 с.

3. Кудрявцева, Лидия. Детская книга стала изгоем. Открытое письмо к членам Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. - URL: https://svpressa.ru/ blogs/article/205538/ (дата обращения 12.10.2022).

4. Лисицина, Я.Ю. Иркутская Алиса и ...другие. -Иркутск, 2015. - 44 с. : ил.

5. Новикова, Н. Мир, полный тайн и чудес // Восточно-Сибирская правда. - 2015. - 3-10 февраля. - № 4. - С. 10.

6. Новикова, Н. Сквозь испытания судьбы. О выставке Г.Г. Леви // Сибирь. - 1999. - № 2. - С. 172-176.

7. Художник-иллюстратор Евгений Рачев. - URL: https://vokrugknig.blogspot.com/2016/02/blog-post_8. html (дата обращения 12.10.2022).

References

1. Vladimir Andreevich Favorskij. Vospominaniya о khudozhnike [Vladimir Andreevich Favorsky. Memories about the artist], introduction and commentaries by G. A. Zagyanskaya, E. S. Levitin. Moscow, Kniga, 1990, 358 p.

2. Kniga о Vladimire Favorskom [The book about Vladimir Favorsky], compiler Yu. Molok. Moscow, Progress, 1967, 316 p.

3. Kudryavceva Lidiya. Detskaya kniga stala izgoem. Otkry' toe pis' mo k chlenam Soveta po kul' ture i iskusstvu pri Prezidente RF [Kudryavtseva Lidia. Children's book became an outcast. The open letter to the members of the Presidential council for culture and art of the Russian Federation], available at: https://svpressa.ru/blogs/ article/205538/ (accessed 12.10.2022).

4. Lisitsyina Ya. Yu. Irkutskaya Alisa i ...drugie [The Irkutsk Alisa and ... others]. Irkutsk, 2015,44 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Novikova N. Mir, polny'j tajn i chudes [A world full of secrets and wonders]. Vostochno-Sibirskaya pravda, 2015, February 3-10, no. 4, p. 10.

6. Novikova N. Skvoz' ispy'taniya sud'by'. O vy'stavke G.G. Levi [Through trials of destiny. About G.G. Levy's exhibition], Sibir', 1999, no. 2, pp. 172-176.

7. Khudozhnik-illyustrator Evgenij Rachev [The artist-illustrator Evgeny Rachev], available at: https:// vokrugknig .blogspot. com/2016/02/blog-post_8.html (accessed 12.10.2022).

Об авторе

Новикова Наталья Леонидовна - старший научный сотрудник Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева, хранитель фонда графики E-mail: [email protected]

Novikova Natalia Leonidovna

Senior researcher at the Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev, curator of the Graphics Fund

КАК КРАСКИ ПОШЛИ ГУЛЯТЬ

В. В. Тетенькин, В. К. Фридеман. Обложка книги М. Д. Сергеева «Как краски пошли гулять». 1961. Бумага, акварель. 29x22,5

Иркутский областной

художественный музей им. В.П. Сукачева

V. К Tetenkin, V. К. Friedeman. The cover

ofM. D. Sergeev's book

"How the colors

went for a walk".

1961. Paper,

watercolor.

29x22,5

Irkutsk

Regional Art Museum named after V.P. Sukachev

С. H. Элоян. Обложка 4-го тома Собрания сочинений Г. Михасенко. 2001. Бумага, акварель, тушь, перо. 22x29,5

Иркутский областной

художественный музей им. В.П. Сукачева

S. N. Eloyan.

The cover

of the 4th volume

of the Collected Works

ofG. Mikhasenko.

2001. Paper,

watercolor, ink, pen.

22x29,5

Irkutsk

Regional Art Museum named after Y. P. Sukachev

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.