Научная статья на тему ' Владельческая коллекция архитектора города Иркутска Бориса Михайловича Кербеля в редком фонде библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева �'

Владельческая коллекция архитектора города Иркутска Бориса Михайловича Кербеля в редком фонде библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева � Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева / библиотека / владельческая коллекция / Борис Михайлович Кербель / архитектор / книжный памятник / Irkutsk Regional Art Museum of V.P. Sukachev / library / owner’s collection / Boris M. Kerbel / architect / book monument

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бедулина Ирина Павловна

В статье впервые проведено научное историко-книговедческое описание уникальной владельческой (личной) коллекции иркутского архитектора «Библиотека Бориса Михайловича Кербеля (1910—1992)». Научная новизна исследования и его актуальность заключается в отсутствии публикаций по данной проблеме. Рассматривая состав книжного собрания, автор акцентирует внимание на наиболее ценных изданиях, опубликованных в лучших дореволюционных и советских издательствах и отражающих высшие достижения в книгопечатании. Особое внимание уделено экземплярам книг, владельцами которых некогда были известные деятели культуры, искусства, науки. На основе проведенного анализа определена историко-культурная ценность коллекции. Изучение и популяризация библиофильской коллекции Б.М. Кербеля, прослужившего около 3-х десятков лет главным архитектором города Иркутска, одного из видных отечественных деятелей культуры, позволит пополнить копилку культурных ценностей Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ownership collection of Boris Mikhailovich Kerbel, Irkutsk architect, in a rare stock of the V.P. Sukachev Irkutsk Regional Art Museum’s library

The author carries out the first scientific historical and bibliological description of a unique personal collection owned by Boris Mikhailovich Kerbel (b. 1910, d. 1992), an Irkutsk architect. Scientific novelty of the study and its relevance is in the lack of publications on this issue. Considering the composition of the book collection, the author focuses on the most valuable publications published in the best pre-revolutionary and Soviet publishing houses, reflecting the highest achievements in typography. Particular attention is paid to copies of books whose owners were once famous figures of culture, art, and science. Based on the analysis, the historical and cultural value of the collection is determined. Study and popularization of the bibliophile collection of B.М. Karbel, who served for about 3 decades as the chief architect of the city of Irkutsk and one of the prominent Russian cultural figures, will allow replenishing the treasury of cultural values of the Irkutsk region.

Текст научной работы на тему « Владельческая коллекция архитектора города Иркутска Бориса Михайловича Кербеля в редком фонде библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева �»

DOI 10.24411/9999-001А-2019-10112 УДК 002.2(7.074+379.824)

И.П. Бедулина

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева (г. Иркутск)

ipbedulina@mail.ru

Владельческая коллекция архитектора города Иркутска Бориса Михайловича Кербеля в редком фонде библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева

Аннотация

В статье впервые проведено научное историко-книговедческое описание уникальной владельческой (личной) коллекции иркутского архитектора «Библиотека Бориса Михайловича Кербеля (1910—1992)». Научная новизна исследования и его актуальность заключается в отсутствии публикаций по данной проблеме. Рассматривая состав книжного собрания, автор акцентирует внимание на наиболее ценных изданиях, опубликованных в лучших дореволюционных и советских издательствах и отражающих высшие достижения в книгопечатании. Особое внимание уделено экземплярам книг, владельцами которых некогда были известные деятели культуры, искусства, науки. На основе проведенного анализа определена историко-культурная ценность коллекции. Изучение и популяризация библиофильской коллекции Б.М. Кербеля, прослужившего около 3-х десятков лет главным архитектором города Иркутска, одного из видных отечественных деятелей культуры, позволит пополнить копилку культурных ценностей Иркутской области.

Ключевые слова: Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, библиотека, владельческая коллекция, Борис Михайлович Кербель, архитектор, книжный памятник

I.P. Bedulina

V.P. Sukachev Irkutsk Regional Art Museum (Irkutsk)

ipbedulina@mail.ru

Ownership collection of Boris Mikhailovich Kerbel, Irkutsk architect, in a rare stock of the V.P. Sukachev Irkutsk Regional Art Museum's library

Abstract

The author carries out the first scientific historical and bibliological description of a unique personal collection owned by Boris Mikhailovich Kerbel (b. 1910, d. 1992), an Irkutsk architect. Scientific novelty of the study and its relevance is in the lack of publications on this issue. Considering the composition of the book collection, the author focuses on the most valuable publications published in the best pre-revolutionary and Soviet publishing houses, reflecting the highest achievements in typography. Particular attention is paid to copies of books whose owners were once famous figures of culture, art, and science. Based on the analysis, the historical and cultural value of the collection is determined. Study and popularization of the bibliophile collection of B.M. Karbel, who served for about 3 decades as the chief architect of the city of Irkutsk and one of the prominent Russian cultural figures, will allow replenishing the treasury of cultural values of the Irkutsk region.

Key words: Irkutsk Regional Art Museum of V.P. Sukachev, library, owner's collection, Boris M. Kerbel, architect, book monument

Библиотека Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева — это богатейшее собрание печатных изданий по искусству: книг, альбомов, каталогов, журналов, а также рукописных книг. Объем фонда составляет около 25 тыс. экз., хронологические рамки охватывают период с конца XV по XXI вв. В музейном библиотечном фонде за почти 100-летнюю историю накопились собрания из личных библиотек знаменитых российских коллекционеров, библиофилов, меценатов, выдающихся деятелей культуры.

Работа с владельческими (личными) коллекциями проводится на основе современного российского законодательства в сфере библиотечного дела

— Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (статья 161 «Книжные памятники») [Федеральный закон, 2009, с. 7419-7421], приказа Министерства культуры РФ от 03.05.2011 г. № 429 «Об утверждении порядков отнесения документов к книжным памятникам, регистрации книжных памятников, ведения реестра книжных памятников» [Об утверждении, 2011]. В этих документах закреплены понятия «книжный памятник» и «книжный памятник — коллекция», даны их определения, утверждены критерии отнесения документов к книжным памятникам.

Книжные памятники — коллекции, являясь особо ценной частью национального библиотечного

фонда, представляют собой совокупности документов, приобретающих свойства книжного памятника только при их соединении вместе в силу своего происхождения, видового родства либо по иным признакам. В соответствии с социально-ценностным критерием отнесения коллекций к книжным памятникам выделено три вида, один из которых это «коллекции рукописных книг и/или экземпляров печатных изданий, сформированные выдающимися государственными или общественными деятелями, выдающимися деятелями науки и культуры» [Об утверждении, 2011].

В 1992 г. в Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева (ИОХМ им. В.П. Сукачева) поступила в качестве дара библиотека Бориса Михайловича Кербеля (1910-1992) — видного сибирского архитектора, главного архитектора (1944-1970) города Иркутска, члена Союза архитекторов СССР. Совладельцем книжного собрания была его супруга Ольга Григорьевна Иванова (1916-1990), известная спортсменка-волейболистка, стоявшая «у истоков иркутского женского волейбола», создатель и тренер иркутской женской команды «Спартак», мастер спорта (1946 г.), заслуженный тренер СССР (1964 г.), серебряный призер 30-го Чемпионата СССР по волейболу среди женщин в 1968 г. [Иркутск, 2006, с. 122] (ил. 1). Необходимо отметить, что часть книг и журналов по архитектуре (64 экз. за 1888-1985 гг.) сегодня хранится в Музее архитектуры города Иркутска, открытом в 2005 г. [Гордеева, 2006].

В библиотеке художественного музея была сформирована владельческая (личная) коллекция «Библиотека Бориса Михайловича Кербеля (19101992)», объем которой составляет около 700 экз. печатных изданий за 1854-1985 гг. По тематике предпочтение отдано изданиям по культуре и искусству, а также художественной литературе. Часть собрания составляют книги на иностранных языках. Видовой состав — печатные книги, альбомы, журналы. Библиотека систематизирована и имеет несколько разделов: справочные издания, история культуры, изобразительное искусство, книжная графика, художественная литература, иностранная литература, периодическая печать.

Автор статьи впервые делает попытку научного историко-книговедческого исследования владельческой коллекции Б.М. Кербеля, которое заключается в описании ее состава с целью установления степени ценности собрания, его места в истории и культуре Прибайкалья и Сибири. Изучение библиотеки раскрывает собирательские пристрастия, увлечения, интересы одного из ведущих иркутских архитекторов, обогащает его творческий портрет. Кроме того, ввод в научный оборот ценного библиофильского собрания, его популяризация способствует реализации принципа мемориальности. Всем этим определяются актуальность и новизна рассматриваемой темы.

Свидетельством трепетного отношения коллекционера к своей библиотеке являются несколько вариантов владельческого знака — экслибриса, который менялся на протяжении многих десятилетий. Вероятно, на начальном этапе формирования своей библиотеки из-за отсутствия печатного экслибриса владелец оставлял на приобретенных книгах владельческие надписи, выполненные чернилами фиолетового, синего или красного цветов. Очевидно, по

окончании Томского технологического института и получении специальности инженера появился штемпель (шрифтовой) без рамки, на котором значилось: «ИНЖЕНЕР/Борис Михайлович/Кербель» (оттиск, штемпельная краска черного цвета).

На первом, судя по надписи, гравированном книжном знаке вписана только одна фамилия коллекционера. Экслибрис, представляет собой бумажный ярлык из пожелтевшей тонкой бумаги прямоугольной формы размером 52х45 мм. Изображение — гравюра на металле, одноцветная, размером 43х35 мм. Композиция представляет собой двойную прямоугольную фигурную рамку, стилизованную под фрагмент архитектурно-строительного плана, внутри которой между тремя горизонтальными линиями помещены — на второй слово «КНИГИ», обрамленное ромбами, на третьей — «КЕРБЕЛЬ», ниже — «№». Под ними расположены две закрытые книги. Бумажный ярлык наклеен в верхнем левом углу форзаца (ил. 2). С нашей точки зрения, описанный книжный знак был произведен в 1930-е гг., когда Кербель еще не был женат. После 1940 г. он, соединив свою жизнь с Ольгой Григорьевной, внес на всех последующих владельческих знаках имя супруги.

Весьма любопытны два варианта экслибриса с одним сюжетом. Перед нами оригинальное произведение графического искусства: в прямоугольной рамке слева от центра расположились два рядом стоящих мака, разрывающих колючую проволоку, один отрывок которой тугим завитком взмывает вверх, а внизу, у подножия цветов, другой отрывок причудливо заплетается в надпись «Ех НЬт». Справа от маков художник изобразил раскрытую книгу и над ней уже две фамилии, начертанные колючим шрифтом вертикально: «КЕРБЕЛЬБ.М. / ИВАНОВАО.Г.» (размеры 55х40 мм.). Первый вариант — гравюра на металле, оттиск на бумажном ярлыке (цинкография, рисунок черной линией на белом фоне) (ил. 3). Второй — фотография на глянцевой либо матовой бумаге, где изображение нанесено белой линией на черном фоне.

Значительная часть книг имеет прямоугольный штемпель (шрифтовой) в рамке, со словом «БИБЛИОТЕКА», расположенном слева, вертикально. Из слова выходят горизонтально две фамилии: вверху от первой буквы «И» — «Ивановой О. Г.», внизу от буквы «К» — Кербель Б. М.» (размеры 36х35 мм.).

О библиотеке Б.М. Кербеля не удалось найти публикаций, чего не скажешь о самом владельце. Из имеющихся печатных и электронных изданий узнаем, что, будучи уроженцем Иркутска, выходцем из семьи типографского рабочего, Борис Кербель в 1930 г. закончил архитектурное отделение Томского технологического института (позже Сибирский строительный институт), получив диплом инженера-архитектора. После стажировки в проектном институте «Гипрогор» (Москва) молодой архитектор в 1933 г. возвратился в Иркутск, где работал во вновь открытом филиале Московского проектного института «ВостСибпроект». Он принимал активное участие в организации Отделения Союза советских архитекторов Восточной Сибири (образовано в 1935 г.), был делегатом от архитекторов Восточной Сибири на Первом и Втором съездах Союза советских архитекторов, где был избран в состав центрального правления Союза. В 1944 г. Бориса Михайловича назначили начальником отдела по делам строительства и

архитектуры Иркутского облисполкома, он прослужил в этой должности 26 лет [Иркутск, 2006, с. 170; Иркутские архитекторы, 2011, с. 7-8].

Под руководством Кербеля, которого называли «великим архитектором», «легендарной личностью», был преображен центр Иркутска, построены целые предместья на окраинах, обновлены генеральные планы других городов области. Талантливый архитектор проектировал и строил поликлиники, кинотеатры, санатории, жилые дома, ставшие «неотъемлемой частью улиц и площадей обновленного Иркутска» [Ляпин, 2009, с. 161]. Так, привлекает внимание своей изысканностью и стильностью архитектуры одно из творений Б.М. Кербеля, жилой дом в центре города (Богдана Хмельницкого, 1), построенный в 1947 г. в стиле так называемого «сталинского ампира». Дом отличающется помпезностью, обилием декоративной лепнины, наличием портика с фронтоном и колоннадой. Здание сохраняет традиции градостроительства конца XIX — начала XX вв., не выпадает «из характера сложившейся застройки...», а формирует «достаточно своеобразный и целостный облик» улицы. [Оглы, 1982, с. 77, 81].

Мемориальные доски на знаменитом доме с колонами увековечивают память прославленных литературных деятелей нашей страны — Константина Федоровича Седых (1908-1979), Елены Викторовны Жилкиной (1902-1997) и Ивана Ивановича Молчанова-Сибирского (1903-1958) [Путешествие, 1985, с. 26]. И Б.М. Кербель вместе с О.Г. Ивановой жил в своем архитектурном шедевре с 1950 г. до конца своих дней. В 2010 г. была установлена мемориальная доска в честь супругов.

Б.М. Кербель был страстным коллекционером. Кроме увлечения филателией, он был азартным библиофилом. Не выносивший небрежности ни в чем, архитектор формировал свою библиотеку исключительно книгами, отражающими высшие достижения в книгоиздании, иллюстрированными выдающимися русскими и советскими художниками и графиками: И. Билибиным, В. Васнецовым, Н. Кузьминым, Б. Дех-теревым, Ю. Коровиным, Е. Кибриком, Г. Нарбутом, В. Фаворским, КУКРЫНИКСами, А. Пахомовой и др. Кербель приобретал книги лучших дореволюционных и советских издательств — «Товарищество А.Ф. Маркс», «И. Кнебель», «Товарищество М.О. Вольф», «Товарищество И.Д. Сытина», «ACADEMIA», «Дет-гиз», «Аврора», «Художник РСФСР», «Искусство» и др.

Предварительный анализ позволяет сделать вывод, что будущий архитектор начал собирать библиотеку будучи еще подростком. Об этом говорит ранняя владельческая надпись Бориса, сделанная в апреле 1924 г., когда ему не исполнилось и 14 лет, на обороте фронтисписа первого тома сочинений Н.В. Гоголя (1893, Тов-во А.Ф. Маркс)35. Начинающий коллекционер написал витиеватым почерком: «Книга принадлежит Борису Кербель. 20/IV 1924 года» (ил. 4). Зарождающийся в мальчике художественный вкус не мог оставить незамеченными три ярких тома в празд-

35 Гоголь Н.В. Сочинения Н.В. Гоголя / Ред. [и предисл.]

H.С. Тихонравова; С 2 портр. Гоголя, грав. на стали Ф.А. Брокгаузом в Лейпциге, 2 автогр. и 3 собственноруч. рис. Т. 1-5. - 11-е изд. - Санкт-Петербург: А.Ф. Маркс, 1893. - Т.

I. XII, 488 с., 1 л. портр.; Т. 2. [4], 592 с.; Т. 3. [4], 584 с., 3 л. факс.

ничном красном цельноколенкоровом издательском переплете с тисненым золотом портретом Н.В. Гоголя в многослойной парадной рамке с растительным орнаментом, декорированным золотым, цветным и конгревным тиснением и мраморным обрезом.

Нас привлекла весьма любопытная деталь. Все три книги снабжены издательскими декоративно-орнаментальными форзацами. Левая сторона — типографский экслибрис со сложным тематическим рисунком. На правой стороне наклеены наградные свидетельства от 1893 г. Кавецкой Варваре, воспитаннице 1-го класса Каменец-Подольской Ма-риинской женской гимназии «за отличные успехи в науках и примерное благонравие», подписанные начальником гимназии и заверенные гербовой печатью. В третьем томе Кербель черными чернилами «подправил» документ, изменив имя на «Борис Кербель», «женской» на «мужской», «ученице» на «ученику», исправил год с 1893 на 19l8. А слева, в экслибрисе вписал карандашом свои инициалы и фамилию. Борис Михайлович был человеком с хорошим чувством юмора.

Истинными жемчужинами в собрании архитектора являются два французских фолианта, которые украсят любую коллекцию. Роскошные подарочные издания знаменитой французской фирмы Ашетт (Hachette), редкие прижизненные экземпляры, обладающие признаками книжных памятников. Обе книги облачены в роскошные издательские цель-нокожаные переплеты, крышки и корешки которых украшены конгревным, блинтовым и золотым тиснениями. Фаски на крышках и бинты на корешках переплетов также указывают на высокий стиль переплетного мастерства. Завершает картину внешнего великолепия книг трехсторонний золотой обрез.

Автор первой книги Франсуа-Эмиль Мишель (1828-1909)36 — французский художник и историк искусства — кроме создания картин занимался публикациями о фламандских и голландских живописцах. В 1893 г. в издательстве Ашетт была выпущена небольшим тиражом его монография о великом голландском художнике, представителе золотого века голландской живописи Рембранте Харменс ван Рейне (1606-1669).

Вторая книга вышла из-под пера французского историка искусства, специализировавшегося по Итальянскому Возрождению, Эжена Мюнца (1845-1902)37, в которой автор, опираясь на документальное наследие Леонардо да Винчи (1452-1519), впервые внимательно и подробно изучил и описал его склад ума, характерные черты, особенности мировоззрения. Критики высоко оценили фундаментальный труд Мюнца, который был переведен на евро-

36 Michel Emile. Rembrandt: sa vie, son oeuvre et son temps / E. Michel. — [S. l.]: Librairie Hachette et C-ie, 1893. — 632 p. Ouvrage contenant 343 reproductions directes d'apres les OEvres du Maitre. (Мишель Франсуа-Эмиль. Рембрандт. Его жизнь, его творчество и его время. — Париж: Ашетт, 1893.

— 632 с.)

37 Muntz Eugene. Leonard de Vinci: l'Artiste, le Penseur, le

Savant / E. Muntz. — [S. l.]: Librairie Hachette et C-ie, 1899.

— 553 p. Ouvrage contenant 238 reproductions dans le texte 20 planches en taille-duce et 28 planches en couleurs ou en noir d'apres les OEvres du Maitre. (Евгений (Эжен) Мюнц. Леонардо да Винчи. Художник, философ, ученый, 1899. — Париж: Ашетт, 1899. — 554 с., 48 л. ил.)

пейские языки. Однако парижское издание 1899 г. было непревзойденным по полиграфическому и художественному исполнению.

Оба французских издания отличаются богатством и высоким качеством иллюстраций, как цветных, так и черно-белых, чем всегда славилось издательство Ашетт. Оно было создано в 1826 г. французским издателем Луи Кристофом Франсуа Ашеттом (18001864) с целью производства учебников для школ, позже выпускало классиков французской литературы (Вокзальная библиотека). Но мировую известность уже в XIX в. издательство приобрело, печатая роскошные подарочные издания — образцы книжного искусства.

Отлично сохранившиеся книжные раритеты, прибывшие в Россию из Парижа, до того как попасть в библиотеку Б.М. Кербеля находились во владении Калерии Александровны Козьминой (1872-1941)38 [Горбунов, 2011]. Об этом свидетельствует шрифтовой экслибрис (штемпель), проставленный на обеих книгах.

Библиофильскую ценность коллекции иркутского архитектора дополняют отечественные книги, выпущенные в начале XX в. лучшими издательствами России. К ним относится уникальное издание главного произведения Николая Васильевича Гоголя (1809-1854) «Мертвые души»39, осуществленное в 1901 г. петербургским издателем Адольфом Федоровичем Марксом (1838-1904) в своей новой типографии, оснащенной по последнему слову техники полиграфии.

Подарочный фолиант (формат in folio), ставший самым роскошным дореволюционным изданием творения Н.В. Гоголя, был приурочен А.Ф. Марксом к 60-летнему юбилею бессмертного произведения писателя. Книга готовилась к выпуску 5 лет. Издатель привлек к работе над ней самых знаменитых художников, создавших 10 гелиогравюр и 355 иллюстраций: Е.П. Самокиш-Судковскую, Н.С. Самокиша, В.А. Андреева, Н.Н. Бажина, Н.В. Пирогова, А.С. Афанасьева, В.И. Быстренина, М.М. Далькевича и др. Гелиогравюры были изготовлены в Вене у Рихарда Паулуссена, автотипии — в Штутгарте у Августа Шулера. В издании использована бумага Товарищества Красносельской писчебумажной фабрики К.П. Пе-чаткина. Шрифт был заказан в Акционерном обществе словолитни О.И. Леман в С.-Петербурге. Текст поэмы печатался в последней редакции видного академика Н.С. Тихонравова.

Внешнее облачение шедевра полиграфии столь же восхитительно: составной переплет из коленкора благородного бардового цвета (крышки) и коричневой кожи (корешок) украшен пейзажем Н.Н. Бажина и изображением несущейся тройки. Золотое

38 Козьмина К.А. (урожд. Яковлева). Родилась в Красноярске. Окончила Бестужевские курсы, историк, педагог, преподавательница женской гимназии в Иркутске, жена сибирского ученого-историка, этнографа, профессора Иркутского государственного университета и общественного деятеля Николая Николаевича Козьмина (1872-1938). Сотрудничала в газете «Восточное обозрение», журнале «Мир Божий».

39 Гоголь Н.В. Похождения Чичикова или Мертвые души: поэма / Н.В. Гоголь; Текст по посл. ред. акад. Н.С. Тихонравова; Худ. отдел выполнен под набл. П.П. Гнедича и М.М. Далькевича. — СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, [1900 (ценз.)]. — VIII, 572 с., [1] л. фронт. (портр.), [10] л. ил.

тиснение, фаски, а также двухсторонний торшонированный и односторонний золотой обрезы, декоративно-орнаментальные форзац и нахзац завершают великолепие этого книжного памятника. На фронтисписе помещен портрет Н.В. Гоголя, гравированный на стали.

Шрифтовые экслибрисы указывают на то, что книга некогда принадлежала Николаю Павловичу Курбатову (1861-?)40. Солидное и дорогое издание впоследствии заняло почетное место в библиотеке архитектора Кербеля.

Неменьший интерес представляют три тома шикарного издания «История русского искусства» Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960)41, вышедшего в 1910-1913 гг. в типографии Иосифа Николаевича Кнебеля (1854-1926), первом в России специализированном издательстве по искусству.

В шеститомном фундаментальном труде приняли участие яркие представители культуры и науки России: художники А. Бенуа, И.Я. Билибин, А.М. Васнецов, барон фон Н.Н. Врангель, архитекторы Ф.Ф. Горностаев, С.П. Дягилев, В.А. Покровский, Н.К. Рерих, академики художественных искусств Н.П. Кондаков, С.К. Маковский, профессора архитектуры В.В. Суслов, В.К. Трутовский, архитекторы И.А. Фомин, А.В. Щусев, профессора Г.Г. Павлуцкий, А.И. Успенский, Б.В. Фармаковский, М.И. Ростовцев. Неслучайно это богато иллюстрированное издание до сих пор является наиболее основательным исследованием по русской живописи, архитектуре и скульптуре.

Учитывая высокий научный уровень, нельзя не сказать о внешнем художественном оформлении книг. Издательские составные переплеты (коленкор, кожа) светло-коричневого цвета украшены изысканным золотым тиснением и аппликациями (на корешке). Один экземпляр имеет трехсторонний золотой обрез, остальные два — мраморный. Считается, что «История русского искусства» является самым роскошным из выпущенных И. Кнебелем изданием и представляет сегодня большую художественную и историческую ценность.

Описанные тома изначально принадлежали одному из представителей авторского коллектива, видному ученому Михаилу Ивановичу Ростовцеву (1870-1952), оставившему в книгах свой рукописный автограф42. Следующим владельцем книг был Федор

40 Курбатов Н.П. — иркутский купец, гласный Иркутской городской думы (1906—1911; 1914—1917; 1919—1920 гг.). Член различных комиссий, решающих вопросы благоустройства города Иркутска, строительства, в том числе, моста через Ангару, приемке новостроек и прочее. Известен постройкой «курбатовской бани». См.: [Колмаков, 2003, с. 113].

41 История русского искусства / Игорь Грабарь; в обраб. отд. частей изд. приняли участие: А. Бенуа, И.Я. Билибин, Ап.М. Васнецов, Н.Н. Врангель [и др.]. — Москва: издание И. Кнебель, [1910-1913]; Т. 1: Архитектура. До-Петровская эпоха. — М.: Изд-во И. Кнебеля, [1910]. — [6], 508, [5] с.: ил.; 1 л. фронт.; Т. 2: Архитектура. До-Петровская эпоха. (Москва и Украина). — М.: Изд-во И. Кнебеля, [1911]. — 478, [2] с.: ил.; 1 л. фронт.; Т. 3: Архитектура. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. — М.: Изд-во И. Кнебеля, [1912]. — 584 с.; 1 л. фронт., 4 л. илл.

42 Ростовцев М.И. — русский историк античности, археолог, профессор Петербургского, Мадисонского (штат Висконсин, США) и Йельского университетов (Нью-Хейвене, США), действительный член Российской Академии наук

Федорович Верномудров (отец Федор) (1864-1938) 43[Колмаков, 2003, с. 775; Романов, 1994, с. 61, 70, 403], о чем говорят владельческая надпись и печатный экслибрис (бумажный ярлык).

Издатель И. Кнебель активно сотрудничал с художниками «Мира искусства», издавал детские книги, олицетворяющие изысканность подлинного искусства. Непреходящую ценность в коллекции Кербеля имеют два таких издания: русская сказка «Морозко» с рисунками Петра Семеновича Афанасьева (1866-1960)44 и веселая история, сочиненная поэтом Василием Андреевичем Жуковским (1783-1852), иллюстрированная непревзойденным мастером книжной графики Георгием Ивановичем Нарбутом (1886-1920) «Как мыши кота хоронили»45. Обе книжки одеты в цветные издательские обложки, иллюстрации воспроизведены в технике хромолитографии, представляют сегодня значительную редкость (ил. 5).

Объем нашего исследования не позволяет сделать всеобъемлющее описание коллекции Б.М. Кербеля. За рамками статьи осталось еще немало важных данных, указывающих на уникальность и ценность библиофильского собрания иркутского архитектора с признаками коллекции — книжного памятника регионального уровня, имеющего непреходящее значение для истории и культуры Приангарья.

Список литературы

1. Горбунов Юний Алексеевич. Писательницы России: материалы для библиографического словаря. Электронные тексты и коллекции. Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского. [2011]. — URL: http://book.uraic.ru/ elib/authors/gorbunov/sl-10.htm, свободный (дата обращения: 14.04.2019).

2. Гордеева О. Спасибо ему за воздух // Пятница. — 2006. — 28 апр. — 5 мая (№ 16). — С. 15.

3. Иркутские архитекторы. — Иркутск: Репро-центр А 1, 2011. — 272 с.

4. Иркутск: энцикл. слов. — Иркутск: Агентство «Комсомольская правда — Байкал», 2006. — 368 с.

5. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись 1661-1940 гг. — Иркутск: Оттиск, 2003. — 848 с.

6. Ляпин А.А. Кербель Борис Михайлович: 100 лет со дня рождения // Приангарье: годы, события, люди: календарь знаменат. и памят. дат Иркут. обл. на 2010 г. — Иркутск: изд. ИОГУНБ им. И.И. Молчанова-Сибирского, 2009. — Вып. 43. — 161-163.

(1917 г.), член многих академий и научных обществ, почетный доктор ряда университетов мира. Из России уехал в 1918 г. Книги с автографом М.И. Ростовцева хранятся также в библиотеке Педагогического института Иркутского государственного университета.

43 Верномудров Ф.Ф. — иркутский православный священник, гласный Иркутской городской думы (1902-1906, 1915-1917 гг.), председатель Братства во имя Святителя Иннокентия при Иркутском кафедральном соборе. С 1920 по 1925 гг. четырежды подвергался аресту. В 1937 г. арестован как «руководитель террористической группы. Расстрелян вместе с сыном Владимиром.

44 Морозко: Сказка / Рис. П.С. Афанасьева. — Москва: И. Кнебель, [1909]. — 11 с.: цв. ил.

45 Жуковский, Василий Андреевич. Как мыши кота хоронили / Соч. В. Жуковского; Рис. Г. Нарбут. — Москва: И. Кнебель, [1910]. — [11] с.: ил.

7. Об утверждении порядков отнесения документов к книжным памятникам, регистрации книжных памятников, ведения реестров книжных памятников: приказ Министерства культуры Российской Федерации от 3 мая 2011 г. № 429 // Российская газета.

— 2011. — 22 авг.

8. Оглы Б.И. Иркутск: О планировке и архитектуре города. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982. — 112 с.

9. Путешествие по улице Карла Маркса. — Иркутск: Ред.-изд. отд. Упрполиграфиздата, 1985. — 30 с.

10. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994.

— 560 с.

11. Федеральный закон № 119 от 03.06.2009 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле"» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 23. — С. 7419-7421.

References

1. Federal'nyj zakon No 119 ot 03.06.2009 g. «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O bibliotechnom dele"». Sobrante zakonodate/'stva Rossijskoj Federacii, 2009, No 23, рр. 7419-7421. (in Russ.).

2. Gorbunov Junij Alekseevich. Pisatel'nicy Rossii: materialy dlja bibliograficheskogo slovarja. Jelektronnye teksty i kollekcii. Sverdlovskaja oblastnaja universal'naja nauchnaja biblioteka im. V.G. Belinskogo. [2011]. - URL: http:book.uraic.ru. elib. authors. gorbunov/sl-10.htm, svobodnyj (data obrashhenija: 14.04.2019). (in Russ.).

3. Gordeeva O. Spasibo emu za vozdukh. Pyatnitsa, 2006, 28 apr. — 5 maya (No 16), p. 15. (in Russ.).

4. Irkutskie arhitektory. Irkutsk: Reprocentr A 1, 2011, 272 p. (In Russ.).

5. Irkutsk: e'nciklopedicheskij slovar\ Irkutsk, 2006, 368 p. (in Russ.).

6. Kolmakov Ju.P. Irkutskaja letopis' 1661-1940 gg. Irkutsk, 2003, 848 p. (in Russ.).

7. Ljapin A.A. Kerbel' Boris Mihajlovich: 100 let so dnja rozhdenija. In Priangar'e: gody, sobytija, ljudi: kalendar' znamenat. i pamjat. dat Irkut. obi. na 2010 g. Irkutsk: Irkut. obl., Irkut. obl. gos. univers. nauch. b-ka im. I.I. Molchanova-Sibirskogo, 2009, Iss. 43, рр. 161-163. (in Russ.).

8. Ob utverzhdenii porjadkov otnesenija dokumentov k knizhnym pamjatnikam, registracii knizhnyh pamjatnikov, vedenija reestrov knizhnyh pamjatnikov: prikaz Ministerstva kul'tury Rossijskoj Federacii ot 3 maja 2011 g. Rossijskajagazeta, 2011, No. 429, 22 avg. (in Russ.).

9. Ogly B.I. Irkutsk: O planirovke i arhitekture goroda. Irkutsk: Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1982, 112 р. (in Russ.).

10. Puteshestvie po ulice Karla Marksa. sost. Kolmakov Ju.P. Vseros. obshh. ohrany pamjatnikov ist. i kul't. Red.-izd. otd. Uprpoligrafizdata. Irkutsk, 1985, 30 р. (in Russ.).

11. Romanov N.S. Letopis' goroda Irkutska za 1902-1924 gg. Sost., predisl. i prim. N.V. Kulikauskene. Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1994, 560 р. (in Russ.).

Ил. 1. Борис Михайлович Кербель и Ольга Григорьевна Иванова. Фонд Музея архитектуры Иркутской региональной организации «Союза архитекторов России»

Ил. 2. Экслибрис Бориса Михайловича Кербеля. Бумажный ярлык, прямоугольный, одноцветный (52х45), цинкография, 1930-е гг. Библиотечный фонд ИОХМ им. В.П. Сукачева. Снимок автора

Ил. 3. Экслибрис Бориса Михайловича Кербеля. Бумажный ярлык, прямоугольный, одноцветный, сюжетный (55х40), цинкография, 1940-е гг. Библиотечный фонд ИОХМ им. В.П. Сукачева ИОХМ им. В.П. Сукачева. Снимок автора

Ил. 4. Владельческая надпись, чернила (синие). Библиотечный фонд ИОХМ им. В.П. Сукачева ИОХМ им. В.П. Сукачева.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снимок автора

Ил. 5. Книги из коллекции иркутского архитектора «Библиотека Бориса Михайловича Кербеля (1910-1992)». Библиотечный фонд ИОХМ им. В.П. Сукачева ИОХМ. Снимок автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.