ОСНОВАТЕЛЬ УЗБЕКСКОЙ КНИЖНОЙ ПОЛИГРАФИИ
Каланов А.Д.
Каланов Аслиддин Джураевич - член творческого объединения академии художеств Узбекистана, профессор,
кафедра «Графики», Национального института художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода. г. Ташкент Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье речь идёт о творчестве основателя узбекской книжной полиграфии, народного художника Узбекистана И.Икрамова. В его творчестве большое место занимает оформление книг поэтов и писателей других народов, что говорит о широте его кругозора, разнообразии стилей в работе. В 60-е годы И.Икрамов - один из ведущих художников-графиков, работающих в области оформления книг, вносящих в это искусство черты национального своеобразия и самобытности Ключевые слова: книга, графика, иллюстрация, оформление, обложка, полиграфия, мастер.
FOUNDER OF UZBEK BOOK POLYGRAPHY Kalanov A.D.
Kalanov Asliddin Juraevich - member of the creative association of the Academy ofArts of Uzbekistan, professor,
DEPARTMENT "GRAPHICS", NATIONAL INSTITUTE OF ARTS AND DESIGN. KAMOLIDDINBEHZOD.
TASHKENT REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article we are talking about the work of the founder of the Uzbek book printing, People's Artist of Uzbekistan I. Ikramov. In his work, a large place is occupied by the design of books by poets and writers of other nations, which indicates the breadth of his outlook, the variety of styles in his work. In the 60s, I. Ikramov was one of the leading graphic artists working in the field of book design, introducing features of national identity and originality into this art.
Keywords: book, graphics, illustration, design, cover, polygraphy, master
В средневековье в эпоху Тимуридов, когда Самарканд признали столицей Восточного Ренессанса, культура книгоделия достигла высочайших вершин, являющейся образцом до сегодняшнего дня. Ручной процесс изготовления изящной книги был очень сложным, кропотливым, он был связан с трудом квалифицированных специалистов нескольких видов профессий. Процесс начинался с изготовления бумаги (когозрез, когоз куювчи), каллиграф (хаттот) заказывал мастеру изготовителю бумаги сорт, размер, исходя от характера будущей книги, писал текст, оставляя место для иллюстраций и передавал художнику (мусаввир), после мастер росписывал (лаввох) фрагменты, исполнял изящные рамки, орнаменты. Заканчивал процесс переплётчик, (саххоф) демонстрируя свою высокую квалификацию. В итоге рукопись превращалась в настоящую изящную книгу и выглядела как произведение искусства. Всё это было выполнено по определенному рецепту, плану и строго соблюдая законы изготовления книги.
Их фонды имели огромное количество рукописей не только традиционно религиозного, но и математического, астрономического, правового, исторического и географического характера. Нередко в них хранились уникальные и редкие трактаты выдающихся ученых и мыслителей, которыми пользовались известные всему миру ученые Абу Али ибн Сино (Авиценна), Абу Райхан Беруни, ал-Фараби и многие другие. 1
Творческий путь одного из основателей узбекской книжной графики, народного художника Узбекистана Искандара Икрамова занимает особое место в истории изобразительного искусства республики. И.Икрамов с раннего детства интересовался искусством, воспринимая его как настоящее волшебство. Профессия его отца, Шоикром-ака, далека от искусства, но он сумел поддержать устремления сына, который получил образование в Краевом художественном училище Туркестана (1921-1923 гг.). Ранние творческие работы художника - карикатуры -печатались на страницах юмористического журнала "Муштум". Одновременно молодой художник занимался книжной графикой. В 1924 г. он поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) при Ленинградской художественной академии.
Секреты оформления книги Искандар постигал у известных ленинградских педагогов. Получив диплом художника книжного искусства и методиста изобразительного искусства, он вернулся в Узбекистан, где возглавил отделение графики в Самаркандском государственном издательстве. Творческая деятельность Икрамова началась в качестве первого в Узбекистане художника-полиграфа.
В начале 1930-х гг. И.Икрамов оформлял такие новые узбекские журналы, как "Янги йул", "Маориф ва халк укитувчи", "Аланга". Кроме того, на страницах журналов публиковались его статьи об образовании и искусстве, пропагандирующие духовно-просветительские ценности. В эти же годы к работе издательства
1 А.Каланов. Художественная культура рукописной книги эпохи тимуридов.ж-л.Наука, образование и культура №4(38)2019.М.
подключились и русские художники, хорошо знавшие жизнь и быт узбекского народа, его древнюю историю, высоко ценившие традиционное художественное наследие. Известный писатель Ойбек писал о художнике: "Первый узбекский художник-полиграф - книжный "доктор", наш друг Искандар к своей работе относится с особой любовью.
Искренность художника, оригинальность его произведений проглядываются во всех штрихах и линиях его работ. Как любой талантливый художник, Искандар очень хорошо понимает секреты линий и красок, вдыхает в них жизнь и движение". Результатом многолетних педагогических изысканий художника явились учебные пособия "Изучение рисунка", "Как печатаются газеты и книги?" (1933). Работая над ними, Искандар Икрамов ставил перед собой задачу обучения изобразительному искусству в узбекских школах.
В книжной графике художника особое место занимают иллюстрации к произведениям великих ученых прошлого (Бируни, Абу Али ибн Сины), узбекских поэтов и писателей (Навои, Лутфи, Хамзы, Ойбека, Х.Алимжана, Г.Гуляма). При оформлении книг художник умело использует традиции орнаментального искусства "навдош". Результатом первых таких опытов являются созданные Икрамовым орнаментальные композиции к музыкальной партитуре по произведению А.Навои "Фархад и Ширин". При их разработке художник использовал такие мотивы, как "куш жадвал", "тамга", "ислими". Созданные им в традициях восточного орнамента геометрические и растительные узоры, украшающие переплеты и страницы книг, привлекают внимание тонкостью и изысканностью рисунка.
С помощью традиционных изобразительных и выразительных средств художник превращает книгу в подлинную жемчужину искусства. Используя богатые цветовые сочетания - темно-красный фон с серебристым узором, бархатные форзацы ("бахмал"), титульные листы с крупными орнаментированными медальонами, ажурные узоры "ислими" в оформлении страниц, - художник каждый раз создает книги, являющиеся образцом высокого художественного вкуса.
Одной из характерных особенностей творчества художника Искандара Икрамова является глубокое знание правил и законов оформления книги, точное понимание целей и задач книжного декора. Именно эти черты четко проявились в оформлении книг, изданных к 500-летию А.Навои - шедевров мировой литературы "Хамсы", "Фархада и Ширин", "Лейли и Мажнуна". Художнику удалось при помощи изобразительных средств передать основную суть произведений. Используя традиционные узоры, художник стремится к их современной интерпретации. Его рисунки являются образцами графических работ, выполненных в национальном стиле, они совершенны с точки зрения полиграфии.2
ГУлУ.ЩЦ-!
НАПОИЙ
Рис. 1. И.Икрамов Обложка книгу "Лирика " А.Навои. 1959.
2 Ш.Гуломова. Мастер узбекской книжной графики. San'at.2/2004
В творчестве художника большое место занимает оформление книг поэтов и писателей других народов, что говорит о широте его кругозора, разнообразии стилей в работе. В 60-е годы И.Икрамов - один из ведущих художников-графиков, работающих в области оформления книг, вносящих в это искусство черты национального своеобразия и самобытности. Книги, оформленные художником в эти годы, получили высокую оценку на всесоюзных и зарубежных выставках. На Международной книжной выставке, которая проводилась в городе Лейпциг (Германия, 1959 г.) за оформление сборника "Лирика" А.Навои художник был награжден медалью, что является доказательством больших достижений узбекского книжного искусства. В этот же год И.Икрамова назначают председателем правления Союза художников Узбекистана. Как председатель правления, он внес большой вклад в развитие изобразительного искусства республики, в укрепление организационной структуры и творческой основы Союза.
Сегодня на книжных полках многих семей достойное место занимают книги с неповторимыми и изящными узорами, которые хранят вечную память о художнике И.Икрамове.
Список литературы /References
1. Ш.Гуломова. Мастер узбекской книжной графики. San'at.2/2004
2. А.Каланов. Художественная культура рукописной книги эпохи тимуридов.ж-л.Наука, образование и культура №4(38)2019.М.