Научная статья на тему 'Сталь шмаков'

Сталь шмаков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗНАКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРОВ / AUTHOR'S CONCEPT / SIGN PERSONALITY / PEDAGOGICAL HERITAGE / ROLE-PLAYINGS / METHOD OF PROJECTS / TRAINING OF LEADERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шопина Людмила Павловна

17 января 2011 года исполнилось 80 лет со дня рождения Сталя Анатольевича Шмакова. Сталь Шмаков крупнейший специалист в области педагогики каникул.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сталь шмаков»

илей

СТАЛЬ ШМАКОВ

Людмила Павловна Шопина,

доцент Липецкого государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

17 января 2011 года исполнилось 80 лет со дня рождения Сталя Анатольевича Шмакова. Сталь Шмаков — крупнейший специалист в области теории, методики и практики организации досугового воспитания детей и молодёжи. Его педагогическое наследие обширно и разнообразно. Он исследовал феномен игры как универсальную категорию культуры; разносторонне проанализировал явление досуга, особенности ролевой игры как дидактического средства моделирования действительности, создал авторскую концепцию коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени.

• знаковая личность • педагогическое наследие • ролевые игры • авторская концепция • метод проектов • воспитание лидеров

м

олодой С.А. Шмаков жил яркой, полной жизнью, заражая окружающих светлой верой в счастливое будущее. В зрелые годы активно работал с одарённой молодёжью, с девиантными подростками, молодыми педагогами, студентами, Творческий потенциал его проявлялся в самых разных начинаниях, привлекая многочисленных последователей и учеников. В Новосибирске, Ленинграде, Москве авторитет его был бесспорен. Его уважали все крупнейшие учёные-педагоги ХХ века: В.А. Сластёнин, Ш.А. Амонашвили, В.И. Мудрик,

Л.И. Новикова. Среди его учеников и друзей — заместитель мэра Москвы Л.И. Швецова, советник генерального директора ДОЦ «Орлёнок» С.И. Панченко, управленческая элита многих российских городов. Его мнение было определяющим для решения на уровне министерства многих проблем, касающихся культуры досуга молодёжи. Поэтому С.А. Шмакова можно считать знаковой личностью педагогической науки второй половины ХХ века.

В его экспериментальной воспитательной социальной среде со её законами, ценностями, правилами общежития, коммуникативными механизмами перерабатывался

Чародное образование 3'2011

1ЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

«человеческий материал» и создавались характеры «высшей пробы качества». Творческими лабораториями Сталя Анатольевича и его соратников стали созданные им педагогические классы, в которых школьники на протяжении всего периода обучения в школе готовились к профессии учителя; педагогические отряды, состоявшие из самых ярких студентов, лидеров, вожаков, воспитывающая система «Орлёнка», в разработке концепции которого С.А. Шмаков принимал самое активное участие; ДОЦ «Прометей», созданный непосредственно по идеям Сталя Анатольевича, студенческий клуб «Радуга», цирк «Алые паруса»; цирк «Арена смелых», ставший школой нормальной жизни для десятков юных правонарушителей.

С 1950-х годов в живой, реальной практике воспитывающего социума, созданного Сталем Анатольевичем, полновесно присутствовали методики, которые сегодня считаются новаторскими. Метод проектов, который сегодня считается инновационным — это, по сути, любое творческое дело шмаковцев с хорошим анализом и проработанной технологией. В Новосибирске в 1950-е годы у Сталя Анатольевича работал целый школьный завод, выпускавший востребованную продукцию и зарабатывавший очень хорошие деньги (в некоторых архивных документах фигурирует сумма «миллион рублей»).

Ещё одна непростая проблема современной педагогики была давным-давно решена посредством шмаковской технологии воспитывающей среды: это дилемма коллективизма и индивидуализма.

Попытаемся вывести определение понятия коллективизм из высказываний Сталя Анатольевича, то есть восстановить модель социума, который он строил.

«Ставь себя на место счастливых и особенно несчастных ребят. Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять. «Люби всех детей, а особенно — самых для тебя неприятных». «Должно быть не подчинение, а согласование интересов. Приспособление и равнодушие идут рука об руку». «Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеют-

ся — ты победитель». «Возрождение или утверждение духовного начала — вот наша конкретная задача работы и дружбы с детьми».

К вожатым, которые для ребёнка в лагере — высшая инстанция власти, самый большой авторитет, он обращался: «Развивай в себе поэтическое видение мира. Без живого дара поэзии трудно быть настоящим пионерским вожаком». Удивительной глубины высказывание, определяющее сущность, программу действий власти: способствовать пониманию красоты мира и отношений между людьми. То есть сущность власти — не ограничительная, не репрессивная, а способствующая раскрытию сущности человека как венца Творения.

«Личность ребёнка начинается там и тогда, когда участвует в производстве ценностей для других, для себя». «Бусы без нитки — не бусы, хоть как пересыпай. Нить нужна. Тогда — бусы»... Это о необходимости педагогического руководства столь популярными сегодня в науке о воспитании процессами: самовоспитания, самоорганизации, самообразования. «Вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека». «Каждый ребёнок — Вселенная, и маленького атома бывает достаточно, чтобы зажечь в ней новое светило». Философский подтекст: констатация совпадения сущностей личности и общества. Иными словами, человек и мир не могут быть кардинально антагонистичны. Это закон выживания вида. Разнообразие устремлений, дарований, талантов, характеров, идеалов, интересов при единстве этических и духовных доминант — модель равновесной социальной структуры.

Интегративное определение феномена коллективизм в шмаковском понимании может выглядеть следующим образом: коллективизм — это отражение в моделях социального поведения основополагающих жизнеобеспечивающих законов

4ародное образование 3'2011

Л.П. Шопина. Сталь Шмаков

бытия, основанных на принципах любви, согласия, развития, творчества, взаимопомощи. Недаром в «Орлёнке» существует целая реабилитационная система подготовки детей к возвращению в старые условия дома. О чём свидетельствует этот факт? Если человек попадает в такую креативную среду — «заболевает» на всю жизнь, заражается её энергетикой. Недаром говорят, что бывших вожатых не бывает. И 70-летние соратники Сталя Анатольевича хранят в душах огромную любовь к миру детских оздоровительных лагерей. «Лагерь — это удовольствие, которому нет цены». Что же так привлекало молодёжь в эти «творческие лаборатории»? Природа, занятость, питание, режим? Конечно, но это не главное. Главное — радостное общение, пространство любви, доверия, молодого счастья, творческих дел, задора, перспектив.

Принципы, привнесённые в коммуникативную систему ДОЛ последователями комму-нарской методики, гласили: «Живи для улыбки товарища». «Все дела творческие, иначе — зачем?». Сколь продуктивным было бы общество, если бы в нём реализовались эти принципы!

Модная сегодня тенденция — воспитание лидеров — это то, чем по сути Шмаков занимался всю жизнь. Множество крупных руководителей в Липецкой области и в стране — преданные ученики Сталя Анатольевича. С.А. Шмакова всегда привлекали ценности мышления, креативности и компетентности.

Следует особо упомянуть о некоторых наиболее удачных воспитательных технологиях Сталя Анатольевича. Известно, что он имел несколько патентов в области теории воспитания. Созданный на кафедре ТиМВР ЛГПИ в 1994-1996 ВНИК «Реабилитационный досуг» работал по федеральной программе «Дети Чернобыля», профессор занимался разработкой реабилитационных методик для детей из поражённых радиацией районов.

Проект имел большой общественный резонанс и принёс реальную помощь больным.

Сталь Анатольевич — признанный специалист, крупный учёный и талантливый педагог-экспериментатор в сфере отдыха и оздоровления детей. В ряде территорий России по его концепциям созданы и работают научно-практические центры (Сургут, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Новосибирск), проводятся педагогические конкурсы его имени».

В живом творческом педагогическом процессе у С.А. Шмакова присутствовали многие технологии, которые сегодня оформились в различных школах у разных авторов как инновационные. Но есть один аспект, в котором Сталь Анатольевич наверное кардинально расходился бы с современной педагогикой. Это абсолютизация процесса самообразования и обозначение роли учителя лишь как помощника и координатора самостоятельной работы учащегося. Шмаков писал: «Роль учителя — потрясать ребёнка. Потрясать содержанием труда». Лишь от потрясения рождается любовь, талант, преданность Родине.

Общение с Учителем учит культуре чувств. Учит понимать через живое Слово трепетную плоть и душу великой русской литературы. Радоваться игре ума при решении естественно-научных задач. Живое общение с талантом — это, к сожалению, в наших школах не норма, это — желанный подарок судьбы, дар провидения. Если сегодня возникшие перекосы в построении парадигмы образования не будут откорректированы, то через 10 лет будет утерян драгоценный пласт нашей образовательной и воспитательной культуры, блестящим выразителей и идеологом которой являлся, в том числе, и профессор Сталь Анатольевич Шмаков.

Вероятно, ученики Сталя Анатольевича должны осмыслить данную проблему и сделать его идеи общим достоянием. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.