Научная статья на тему 'Наследие липецкой школы педагогики'

Наследие липецкой школы педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошилова Т.Б.

Цель статьи охарактеризовать основные идеи педагогической деятельности К.А. Москаленко (объединенный урок, комментирование, поурочный балл, опережающие задания, 40-минутные уроки, пятидневная учебная неделя); Н.Н. Кузьмина (исследование истории профессионального образования, женского образования, истории российских гимназий); С.А. Шмакова (концепция организации досуговой деятельности, летнего и зимнего отдыха детей, вожатские сборы); О.А. Казанского (клубные объединения, педагогическая мастерская, экспериментальная площадка, уроки творчества, школа юного педагога, авторский семинар «Школа общения», лаборатория творческой педагогики). Педагогическое наследие К.А. Москаленко, Н.Н. Кузьмина, С.А. Шмакова, О.А. Казанского уникальное явление, оказавшее влияние на дальнейшее развитие липецкой педагогической школы. Ключевые слова: липецкий опыт, педагогическая школа, обучение, профессиональное образование, досуговая деятельность, педагогическая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наследие липецкой школы педагогики»

К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.А. МОСКАЛЕНКО

УДК 371.128.1

НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ШКОЛЫ ПЕДАГОГИКИ

Т.Б. Хорошилова

Цель статьи - охарактеризовать основные идеи педагогической деятельности К.А. Москаленко (объединенный урок, комментирование, поурочный балл, опережающие задания, 40-минутные уроки, пятидневная учебная неделя); Н.Н. Кузьмина (исследование истории профессионального образования, женского образования, истории российских гимназий); С.А. Шмакова (концепция организации досуговой деятельности, летнего и зимнего отдыха детей, вожатские сборы); О.А. Казанского (клубные объединения, педагогическая мастерская, экспериментальная площадка, уроки творчества, школа юного педагога, авторский семинар «Школа общения», лаборатория творческой педагогики). Педагогическое наследие К.А. Москаленко, Н.Н. Кузьмина, С.А. Шмакова, О.А. Казанского - уникальное явление, оказавшее влияние на дальнейшее развитие липецкой педагогической школы.

Ключевые слова: липецкий опыт, педагогическая школа, обучение, профессиональное образование, досуговая деятельность, педагогическая деятельность.

THE LEGACY OF LIPETSK PEDAGOGICAL SCHOOL

T.B. Khoroshilova

The purpose of the article is to characterize the main ideas of the pedagogical school of K.A. Moskalenko (a combined lesson, commenting, per-lesson grading, preparatory tasks, 40-minute lessons, 5-day school week); N.N. Kuzmin (studying the professional education history, female education, the history of Russian gymnasiums); S.A. Shmakov (the concept of organizing free-time activities, summer and winter rest for children, camp-counselors schools); O.A. Kazansky (clubs, pedagogical workshop, experimental platform, art lessons, young teachers' school, the author's seminar "The school of communication", creative pedagogics laboratory.) Pedagogical heritage of

K.A. Moskalenko, N.N. Kuzmin, S.A. Shmakov and O.A. Kazansky is a unique phenomenon which influenced further development of Lipetsk pedagogical school.

Keywords: Lipetsk experience, pedagogical school, teaching, professional education, free-time activities, pedagogical practice.

Липецкий государственный педагогический университет славится именами людей, которых по праву можно назвать золотым фондом педагогики, а тот бесценный вклад, который они внесли в развитие образования, - наследием липецкой педагогической школы. Среди них своей педагогической деятельностью особенно выделяются К.А. Москаленко, Н.Н. Кузьмин, С.А. Шмаков, О.А. Казанский. Их имена известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Каждый из них прошел путь от преподавателя кафедры (педагогики и психологии, педагогики, методики воспитательной работы) до ее заведования.

Это были люди, для которых педагогическая деятельность стала смыслом жизни, сумевшие скучную дисциплину «Педагогику» превратить в интересную, увлекательную и главное - живую деятельность, причем, не только практическую, но и научно-исследовательскую.

Имя Константина Александровича Москаленко связывают с таким педагогическим явлением, как Липецкий опыт. А начиналось все с размышлений Константина Александровича о «бездетности» педагогики, пассивности ученика на уроке, его слабой мотивации к изучению предметов. В организации жизни и деятельности ребенка в школе, по мнению К.А. Москаленко, не может быть мелочей. От того, как будет организована деятельность ученика, зависит успешность его обучения.

И центром внимания педагога-исследователя стал урок - святая святых образовательного процесса - и деятельность ученика в процессе урока. К.А. Москаленко видел главный недостаток организации урока: большая его часть уходит на проверку домашнего задания и практически не остается времени на объяснение нового материала. Основная нагрузка в усвоении нового материала, таким образом, ложилась на плечи учеников и их родителей, что не повышало качество обучения и главное - далеко не всегда обеспечивало понимание учениками изученного. К.А. Москаленко создает принципиально иной тип урока, получившего название «объединенный», суть которого заключалась во включении учителем в урок нового материала при повторении пройденного. Это давало возможность учителю увеличивать время на усвоение новой темы в процессе урока и обеспечить ученику успешность выполнения домашней работы, минимизировав ее объем.

Новый тип урока предполагал изменение организации деятельности учеников, построение обучения на основе развития их мышления [3, с. 67]. Для решения этой задачи Константин Александрович использовал устный счет, фронтальный опрос,

несложные практические задания, позволяющие включать учеников в плодотворную работу с первых минут урока. Он разрабатывает новые методы и приемы, позволяющие активизировать деятельность учащихся и подготовить их к самостоятельной и творческой работе. Одной из таких находок стало комментированное письмо - проговаривание учеником вслух своих действий по ходу выполнения задания, что позволяло учителю выявлять ошибки учащихся, а ученикам осмысливать собственные речевые действия. Другими такими находками стали опережающие задания (они укрепляли мотивацию учеников и давали возможность подготовить учеников к усвоению новой темы задолго до начала ее изучения); ответы учащихся, не вставая с места (это экономило время урока и снижало чувство неуверенности детей); сменные доски (что позволяло учителю расположить на них необходимое количество материала и расширить возможности для самостоятельной работы учащихся у доски); поурочный балл. Последний предполагал оценку работы учащегося на протяжении всего урока (а не за какой-то отдельный его фрагмент), что оказывало более сильное воздействие на ученика и побуждало его к активной деятельности в процессе урока.

Особое внимание К.А. Москаленко уделял подготовке учащихся к самостоятельной работе, так как она позволяет повысить эффективность урока и обеспечить сознательное усвоение учеником материала: «Когда учащиеся сами приобретают знания в процессе коллективного труда, сами овладевают трудным материалом, тогда у них формируются убеждения и лучшие положительные качества» [4, с. 55]. Определяющую роль в этом играет учитель, который должен научить детей учиться.

Размышления К.А. Москаленко об эффективной организации образовательного процесса привели его к необходимости сокращения урока до 40 минут и

пятидневной неделе обучения с резервным днем - субботой, чему способствовала детальная проработка технологии организации деятельности учителя и ученика на уроке.

Идеи К.А. Москаленко, по сути революционные для того времени, стали основополагающими для многих преподавателей кафедры педагогики и учителей-практиков. По мнению С.А. Шмакова, Константин Александрович стал первым

педагогом, бросившим валун в мертвое озеро дидактики.

Липецкий опыт получил широкое распространение в СССР, странах Восточной Европы и Азии. Педагогические идеи К.А. Москаленко нашли свое продолжение в 7080-е годы в трудах педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова. В 1996 г. была учреждена премия имени К.А. Москаленко для творческих педагогических работников, а лицей №3 г. Липецка (в то время еще школа),

где Константин Александрович проводил эксперимент по внедрению своих идей, носит его имя.

Николая Николаевича Кузьмина с полным правом можно назвать образцом высочайшей культуры исследователя-историка, ученого. Область его научных

интересов - исследование процессов реформирования отечественной школы первой половины XX века, история профессионального образования, женского

образования, методология истории педагогики. Он исследовал огромный пласт истории профессионально-педагогического образования в дореволюционной России (в частности, учительские семинарии и учительские институты). Основой для его исследования послужили сотни документов региональных и центральных архивов. В его монографиях вырисовывается целостная картина системы профессионального образования в России в различных отраслях, представлена история развития профессионального образования на региональном уровне (учебные заведения Урала), проанализировано развитие профессионально-технического, коммерческого, сельскохозяйственного образования.

Н.Н. Кузьмин - авторитетный ученый союзного масштаба, являющийся автором разделов по профессиональному образованию в «Очерках истории школы и педагогической мысли народов СССР» (1973, 1976, 1987, 1991 гг.). Он научный редактор и автор коллективной монографии «Очерки истории профессионально-технического образования в СССР» (1981 г.), соавтор учебных пособий для студентов по истории образования и методике научно-педагогического исследования студентов.

Особую ценность для осмысления вопросов профессионального образования представляет опубликованная Н.Н. Кузьминым антология «Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании», в которой отражены концепции двадцати семи деятелей отечественного просвещения, включая И.И. Бецкого, Н.А. Корфа, М.В. Ломоносова, Г.В.

Плеханова, К.Д. Ушинского и других.

Статьи Николая Николаевича печатали самые авторитетные отечественные журналы. На страницах журнала «Народное образование» были опубликованы исследованные им материалы о советской педагогике 30-х годов и истории российских гимназий. Многие ответы для развития педагогической науки Н.Н. Кузьмин находил в истории педагогики, тем самым делая историю науки фундаментальным источником решения актуальных проблем.

Деятельность Н.Н. Кузьмина была оценена высокими наградами в сфере образования - медалью К.Д. Ушинского, первой премией АПН СССР имени К.Д. Ушинского.

Имя ученого, филолога, публициста, педагога Сталь Анатольевича Шмакова стоит в одном ряду с именами выдающихся педагогов-новаторов. География его педагогической деятельности и широта интересов поражают. Но для огромного количества людей он был и остается непревзойденным мастером досуговой деятельности, королем игры. Исследуя игру как феномен культуры, С.А. Шмаков явился основоположником концепции игрового обучения ребенка и организации школьного досуга: «Первая культура, которую создал человек - это игровая культура, основанная на традициях труда, социальной деятельности. Воспитание детей - самый

запутанный и сложный вид творчества человека. Он требует создания... цивилизованной школы, в которой необходимо найти место преобразующей игре, хранящей духовный потенциал общечеловеческих ценностей» [5, с. 275].

Любая концепция - это теоретическая разработка проблемы, требующая практического воплощения. И С.А. Шмаков претворял идеи в жизнь,

заражая своей энергией, удивляя работоспособностью и масштабом кипучей деятельности. Он основал и стал руководителем педагогического клуба «Радуга», воспитавшим не одно поколение педагогов-организаторов досуга школьников. Для «радужан» творчество стало педагогическим кредо. Работая над проблемой целенаправленной организации свободного времени школьника, Сталь Анатольевич руководит лабораторией «Досуг школьника» на базе школ № 24 и № 75 г. Липецка. Многие формы работы, которые родились здесь (длительные походы и экспедиции по стране, клубные объединения, педагогические классы), стали традициями в жизни школ. С.А. Шмаков разрабатывает проект и курирует строительство

круглогодичного лагеря «Прометей»; организует проведение учебно-методических лагерных сборов, ставших педагогической школой подготовки студентов к работе вожатыми; разрабатывает технологию проведения педагогически насыщенных зимних каникул «Снежная республика». Понимая важность просветительской деятельности, он выступает с докладами и лекциями во многих городах России и Европы; участвует в создании проекта педагогического журнала «Мир образования»; издает огромное количество педагогических трудов, среди которых не только статьи, пособия, но и книги «Ее величество игра», «Каникулы», «Досуг школьника», «Нетрадиционные праздники в школе». В них воплощены его замыслы, взгляды, педагогическая позиция.

Одаренность и разносторонность его натуры проявилась и в написании и издании сборников песен, пьес для кукольных театров, сценариев публицистических фильмов для телеканалов.

Педагогическое наследие С.А. Шмакова - уникальное явление, оказавшее влияние не только на развитие липецкой педагогической школы, но и на российскую педагогическую действительность.

Педагогическая деятельность Олега Анатольевича Казанского - это постоянное осмысление и поиск решения актуальных проблем: школа как мир, учение как любовь, нравственные аспекты урока, учитель и творчество. Его интересовала школа, «из которой ученики и учителя не убегают сломя голову после занятий, не закрываются друг от друга учебниками, журналами и тетрадями, а такая, где каждый друг другу нужен, где есть место и учителю, и ученику, потому что главным является Человек» [1, с. 3].

И Олег Анатольевич разрабатывал идею принципиально иной школы - в которой ученик учился бы думать, а не просто что-то делать, повторяя за учителем; задавать вопросы и искать самостоятельно на них ответы; где мысли всегда правильные, хотя и

не очень «причесанные», где есть место ПОЭЗИИ и ТЕАТРУ, ФАНТАЗИИ и ОБЩЕНИЮ, ТВОРЧЕСТВУ и ИГРЕ. Его интересовала школа не обновленная, а совершенно другая: как МИР МЫШЛЕНИЯ, ОТНОШЕНИЙ, как МИР ПРЕОБРАЗОВАНИЯ человеком самого СЕБЯ. И главное - школа, где есть ЛЮБОВЬ.

Эта идея школы как мира воплощалась О.А. Казанским в самых разных его проектах:

- в разрабатываемых новых учебных курсах для студенческой аудитории: «Человек как предмет педагогики», «Школьник: его формирование и развитие», «Педагогическая деятельность как процесс», «Образование как трансляция культуры»;

- в авторском семинаре «Школа общения», который он вел в самых разных городах: Алма-Ате, Березниках, Владивостоке, Владимире, Гурзуфе, Новосибирске, Перми, Рязани, Туле, Ялте;

- в организации и руководстве клубных объединений: дискуссионного клуба «Точка зрения», театра «Контуры», киноклуба «Восхождение», которые по сути были экспериментальной лабораторией педагога-мастера, своеобразной культурной зоной общения студентов и преподавателей. Для многих О.А. Казанский как ведущий киноклуба стал первооткрывателем имен и творчества таких режиссеров, как Анджей Вайда, Эмиль Кустурица, Акира Куросава, Федерико Феллини, Андрей Тарковский и других. Это было своеобразное восхождение каждого по ступенькам знаний, культуры на олимп кинематографа, а через содержание фильмов - и восхождение к самому себе, открытие в себе себя другого средствами искусства. Потому что искусство позволяет прожить нам множество жизней и посмотреть на мир глазами других - режиссера, оператора, героев фильма, соотнести свою точку зрения, свой взгляд на мир с представлениями других людей и стать отправной точкой к изменению себя;

- в интеллектуальных играх (ОДИ), в которых в ситуацию мыследеятельности погружались не только студенты, преподаватели, но и учителя, ученики. «Я и время», «Мое я через N лет», «Образование себя», «Педвуз глазами первокурсника» - это далеко не все темы, разрабатываемые на играх. После них участники выходили обновленными, утрачивались стереотипы мышления;

- в «Уроках творчества» для учащихся школ (урок мышления, поэзии, фантазии, общения, театра);

- в организации лаборатории творческой педагогики, ставшей экспериментальной площадкой для молодых преподавателей педагогики.

Важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что она от начала и до конца представляет собой процесс взаимодействия людей, в первую очередь учителя и ученика. И это взаимодействие осуществляется в форме

личностных отношений. Эта особенность подчеркивает важность в педагогической деятельности нравственных аспектов. Развивая традиции педагогической школы К.А. Москаленко, касающиеся организации урока, О.А. Казанский разрабатывает его нравственные основы:

- урок как лаборатория мысли, где ценным становится процесс познания и радость открытия, а не результат, не проверка памяти и посещаемости учащихся;

- многообразие видов и методов деятельности, а не традиционный путь от проверки домашнего задания к объяснению нового материала и от него к домашнему заданию;

- организация успеха и выявление непохожести каждого, а не поиск виновных и ленивых, деление детей на слабых и сильных;

- атмосфера доброжелательности, уважения и доверия, а не атмосфера подозрения, вины, скованности, пугливости;

- взаимопонимание и сотрудничество, когда и учитель, и ученик заинтересованы в успехе друг друга [2, с. 54].

Педагог, задающий нравственный ракурс урока, помогает ученику приобретать внутренние установки, ценности и идеалы, которыми он сможет руководствоваться в жизни, не нуждаясь во внешнем контроле со стороны родителей, школы, полиции и др.

Педагогическая деятельность К.А. Москаленко, Н.Н. Кузьмина, С.А.

Шмакова, О.А. Казанского - это образец служения своей профессии, развития лучших традиций прошлого и источник новаторских идей современности.

Итог деятельности каждого из них можно оценить по трем направлениям:

- собственная педагогическая деятельность;

- литературное наследие;

- научная педагогическая школа, которую каждый из них создал.

Они воспитали достойных учеников. Сегодня их последователи работают учителями в школах, преподавателями в вузах, продолжая и развивая традиции

и с» Т X u и

липецкой педагогической школы. И даже выбирая иной путь, каждый из них остается учеником своего учителя, поскольку учит пришедших к ним учеников именем своего Учителя, тем самым обеспечивая притягательность и бессмертие его идей.

Список литературы

1. Казанский О.А. Игры в самих себя. - М.: Роспедагентство, 1995. - 127 с.

2. Казанский О.А. Педагогика как любовь. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 133 с.

3. Москаленко К.А. Как должен строиться урок: в порядке обсуждения // Народное образование. 1959. № 10. С. 64-71.

4. Москаленко К.А. Психолого-педагогические основы объединенного урока // Сборник педагогических статей. - Липецк, 1995. - 144 с.

5. Шмаков С.А. Избранные сочинения: Научные труды. - Липецк: Неоновый город, 2009. Том 1. - 623 с.

References

1. Kazanskij O.A. Igry v samih sebya. - M.: Rospedagentstvo, 1995. - 127 s.

2. Kazanskij O.A. Pedagogika kak lyubov'. - M.: Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1996. - 133 s.

3. Moskalenko K.A. Kak dolzhen stroit'sya urok: v poryadke obsuzhdeniya // Narodnoe obrazovanie. 1959. № 10. S. 64-71.

4. Moskalenko K.A. Psihologo-pedagogicheskie osnovy ob"edinennogo uroka // Sbornik pedagogicheskih statej. - Lipeck, 1995. - 144 s.

5. SHmakov S.A. Izbrannye sochineniya: Nauchnye trudy. - Lipeck: Neonovyj gorod, 2009. Tom 1. - 623 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.