К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.А. МОСКАЛЕНКО
УДК 92 Москаленко
КОНСТАНТИН МОСКАЛЕНКО - МИССИЯ ПРОМЕТЕЯ
Л.П. Шопина
Канд. пед. наук, ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
В статье рассматривается вклад заведующего кафедрой педагогики и психологии доцента Липецкого государственного педагогического университета К.А. Москаленко в развитие отечественной педагогики и характеризуются основные вехи биографии выдающегося ученого.
Ключевые слова: педагогика, инновации, Липецкая педагогическая школа.
KONSTANTIN MOSKALENKO - THE MISSION OF PROMETHEUS
L.P. Shopina
Ph.D (Pedagogy), Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University
The article considers the contribution of K.A. Moskalenko, Ph.D., the head of Pedagogics and Psychology Department of Lipetsk State Pedagogical Institute in the development of Russian pedagogics. The article also highlights the major milestones in the biography of this great scientist.
Key words: pedagogy, innovation, Lipetsk pedagogical school.
Константин Александрович Москаленко - один из интереснейших педагогов второй половины ХХ века, основоположник феномена «Липецкий педагогический опыт», знаменовавшего начало нового, современного этапа развития отечественной системы образования. Интеллигент, патриот, аналитик, обладавший талантом уникального предвидения педагогики будущего, стратег и тактик, мечтатель и прагматик, он органично объединял в себе все необходимые качества идеала Педагога.
Яркая, незаурядная личность, он коренным образом реконструировал содержание и форму стандартного школьного урока, привнеся в него динамику, темп и интеллектуальную активность. К.А. Москаленко ввел инновации, которые сделали процесс обу-
чения субъектным, личностно значимым и ценностно окрашенным. Его методики, противопоставленные рутинному преподаванию, способствовали рождению творческих личностей, которые умели к любому процессу подходить как к многофункциональной полифонической задаче, имеющей массу граней, смыслов и аспектов. Такой подход воспитывал исследовательское мышление, умение видеть актуальное, живое содержание в любом явлении, порождал аналитические способности вместо традиционных репродуктивных. Работа в группах, ответы с места, интенсивная интеллектуальная деятельность каждого, взаимные проверки учеников превращали класс в подобие творческой лаборатории, где оттачивался аналити-
ческий аппарат, способности к синтезу-анализу информации, механизмы использования приемов индукции и дедукции при расширении предметного поля знаний.
К научно-методическим инновациям Москаленко относят интенсификацию темпов усвоения нового материала, многократное повышение качества обучения за счет включения резервных возможностей интеллекта. Структурные элементы урока К.А. Москаленко включают:
- активное начало занятия: «зачин урока». Начиная урок ярко, талантливо, артистично, учитель менял ценностное отношение детей к предмету и процессу обучения. Менялись мотивация, эмоциональный фон урока. Урок, наполненный счастьем достижения желанного результата, полный игры интеллекта, радостного сотрудничества, проведенный в быстром темпе, отвечал психологическим и физиологическим потребностям растущего организма;
- обучение русскому языку с помощью укрупненных дидактических структурных единиц («пучков правил»). Структурное мышление как элемент мышления научного - безусловно, способствовало активизации работы мозга;
- введение пятидневного обучения в начальной школе за счет интенсификации учебного процесса для успевающих учащихся. Индивидуальная работа с неуспевающими в резервный день - субботу. Это - шаг к современным стратегиям индивидуального обучения. Но - без компьютера, лишь благодаря таланту, воле и энергии педагога-подвижника;
- творческие работы на каждом уроке. Это требование сегодня звучит абсолютно современно. Интуитивно талантливый педагог чувствовал, что без развития одаренности каждого ребенка страна не сможет реализовать стоящие перед ней исторические задачи;
- поурочный балл - великолепный инструмент индивидуализированного обучения. Обучения без расслабления с доброжелательной проверкой в режиме онлайн;
- объединение повторения, объяснения и закрепления в единый процесс;
- обучение детей приемам взаимо-и самоконтроля;
- ежеурочное комментирование;
- чтение вразнобой («птичий базар» и хором, в унисон);
- активное использование настенных таблиц, опорных схем, раздаточного материала;
- запись словаря под диктовку одного ученика и т.д.
Анализ научно-методической деятельности К.А. Москаленко позволяет предположить, что он в совершенстве владел следующими компетенциями:
• онтологическими:
- способностью воспринимать педагогический процесс как часть витального бытия ребенка;
- умением уважать в субъекте обучения личность;
• аксиологическими:
- пониманием высокой миссии педагога при формировании творческой личности гуманистического типа;
- умением преподавать предмет как систему аксиологических знаний, как ценностно емкий механизм реализации творческого потенциала личности;
• когнитивными:
- высокопрофессионально преподавать учащимся знания в объеме, превышающем требования государственного стандарта;
- активизировать познавательную деятельность учащихся, создавать на уроке атмосферу личной заинтересованности в получении знаний;
- находить наилучшие пути подачи материала, разрабатывать новые методики;
- вести диалог с оппонентами на самом высоком уровне педагогического дискурса;
• проектировочными:
- возможностями разрабатывать стратегии и тактики нетрадиционной, но психологически оправданной системы интенсификации подачи знаний;
- умениями прогнозировать образовательные и воспитательные результаты;
- определять цели, задачи и находить адекватные формы обучения учащихся;
- выявлять наиболее рациональные приемы и способы обучения;
• конструктивными:
- рационально использовать все возможности урока;
- использовать алгоритмизацию учебного процесса, структурировать операции, автоматизировать модульные интеллектуальные процессы;
• организаторскими:
- создавать коллектив единомышленников, независимых от пространственно-временных границ;
- структурировать систему знаний до уровня модели, готовой к воспроизводству в условиях любой школы;
- организовывать самостоятельную креативную деятельность учащихся и учителей по поиску информации;
• коммуникативными:
- контактность, общительность, умение понимать и слушать, способность к эмпатии;
• ораторскими:
- владение технологиями убедительной и аргументированной компоновки и презентации материала с целью его максимально эффективной подачи;
- умение убеждать;
- качества оратора-трибуна;
- культура жеста, владение телом;
- способность вести диалог, управлять полилогом, направлять волну «мозгового штурма»;
- актерская интуиция, владение интонацией, драматургией построения фразы, что делало его речь неповторимой, убедительной и яркой.
К.А. Москаленко - педагог, обладавший чрезвычайно высоким уровнем общекультурного и профессионального развития. Он абсолютно современен: его личность интегративна, педагогическая культура естественна и природо-сообразна, педагогическое мышление глобально, дидактическая компетентность отвечает самым высоким требованиям. Как носитель знания - он воплощает научную, методическую, технологическую, информационную, гуманистическую, экологическую, проектную культуру, а также культуру коммуникативную, профессионально-педагогическую и вербальную.
Инновации К.А. Москаленко способствовали развитию интеллектуальных, познавательных, аналитических способностей учащихся, их гражданской позиции, умению отстоять свою точку зрения, формированию целостного взгляда на мир, что можно квалифицировать как аксиологическую доминанту деятельности [9].
В столетний юбилей со дня рождения выдающегося ученого хотелось бы уточнить некоторые факты его биографии, чтобы вернее представить обстоятельства его жизни, культурный и социальный контекст времени, в котором ему было суждено сыграть столь важную роль.
Константин Александрович Москаленко родился 3 июня 1917 года на станции Хутор-Михайловский Сумской губернии (северо-восток современной Украины). В генетическом плане население Сум представляло собой интересный конгломерат: в середине XVII века русские служилые люди и украинские переселенцы из-за Днепра построили здесь город-крепость. С 1651 года здесь квартировал Сумской сло-бодский казацкий полк. Согласно легенде, Екатерина II, заботясь о демографической ситуации здешнего района, переселила сюда определенное количество молодых девушек из своего окружения. С тех пор сумичанки считаются одними из самых красивых славянских женщин. В довершение генетического абриса следует добавить, что в Х^ веке сюда активно переселялись крестьяне с Речи Посполитой.
Отец Константина Александровича, Александр Филиппович, родился недалеко от Сум, в селе Чернавка Черниговской губернии в 1889 году в семье железнодорожного рабочего. Обратим внимание, сколь интересно складывался генетический профиль у предков Константина Александровича: старинный город Чернигов расположен в месте пересечения границ Украины, России и Беларуси, здесь присутствовали активные вливания казачьей культуры, польской крови, проявлялись славянские и древнерусские корни. Считает-
ся, что истоки рода Москаленко находятся на Украине, но во всех древнерусских былинах Чернигов именуется старейшим древнерусским городом, одним из самобытных, окруженных легендарными (вспомним былину об Илье Муромце).
Главным аргументом, позволяющим идентифицировать базовую этнонаци-ональную культуру семьи, является его фамилия: москалями украинцы традиционно именовали русских.
Отец Константина Александровича недалеко от Сум, в Гомеле, закончил железнодорожный техникум и более 40 лет проработал на транспорте. Известно, что в 1926 году он был смотрителем зданий на ст. Хутор-Михайловский; позже - старшим инженером службы пути юго-восточной железной дороги. За трудовые заслуги был награжден орденом Ленина. В начале войны, в 1941 году, вступил в партию. Последние годы жизни проживал в Воронеже.
Мать, Мария Георгиевна Москаленко, родилась в Оренбурге в 1884 году в семье рабочего. Окончила в Самаре фельдшерско-акушерскую школу и 30 лет (практически - всю жизнь) проработала фельдшером.
Можно сделать вывод, что в пространственном плане Константин Александрович происходил из мест с активным смешением генетического и ментального материала, что позволяет предположить наличие у его предков различных генетических вливаний. В характерологическом плане население северо-восточных окраин древней Руси формировалось в постоянном противодействии внешним врагам, что предполагает наличие умения отстаи-
вать свою позицию, верность идеалам, твердость духа.
В принципе, эти качества в полную меру проявились в личности замечательного советского педагога Константина Александровича Москаленко.
Отец воспитывал Константина и его братьев по-спартански, чтобы во взрослой жизни они не оказались зависимыми и слабыми, серьезно готовил сыновей к преодолению жизненных препятствий. Часто брал с собой на рыбалку, на охоту, причем, как вспоминают родственники, охотничьей собаки в семье не было: ее с успехом заменяли крепкие быстроногие мальчишки. Отец меньше всего хотел видеть их «тепличными растениями».
В семье родителей Москаленко абсолютизировалась трезвость. Мать и отца дети никогда не видели в неподобающем виде, пьющих отец называл «преступниками».
В 1926 году Константин поступает в среднюю школу и в 1935 году заканчивает 10 классов, получив свидетельство о среднем образовании. Далее, как и многие его сверстники, идет работать на завод. Два года - с 1935 по 1937 он - аксидировщик конденсаторного цеха завода «Электросигнал», крупного воронежского предприятия. В 1937-38 году юноша оканчивает 10-месячные учительские курсы по подготовке учителей 5-7 классов при Воронежском педагогическом институте, которые позволяют начать педагогическую деятельность: в 1938-40 годах он работает учителем средней школы с. Евстратовка Россошанского района Воронежской области [1].
Война поломала все планы, разрушила надежды и заставила по-другому взглянуть на мир, свою судьбу и будущее.
Еще в детстве Константин Александрович потерял зрение на правый глаз, поэтому от службы в армии был освобожден. Но в любой работе он был перфекционистом, работал на пределе сил, был столь же безжалостен к себе, как тысячи его сверстников на фронте. В 1941-1942 годах он назначается директором Александровской средней школы. Его талант организатора был замечен, и с февраля по июль 1942-го года его переводят на должность школьного инспектора РО-НО (районного отдела народного образования) в Россошанский район Воронежской области. Вскоре коллеги избирают его председателем РК Союза учителей [2].
Таким образом, акмеологическая траектория становления личности Константина Александровича была социально обусловленной, так как формировалась под влиянием социального заказа эпохи. Эффективное разворачивание личностного потенциала происходило в позитивно насыщенной информационной среде (подобно многим аналогичным судьбам патриотов: челюскинцев, стахановцев и т.д.), усиленное энергетикой времени начального периода становления молодого государства, верой в справедливость государственного устройства и личностной причастностью к великим свершениям.
Воронежская область была захвачена немцами. В 1942 году К.А. Москаленко, несмотря от освобождение от службы, добровольцем уходит на фронт. Он - рядовой, с 1942 по 1945 гг. находился в действующей армии в войсках связи. С июля 1943 года Москаленко - старший линейный надсмотрщик 293 ОЛБС Воронежского фронта. В 1943-45 годы воевал в составе Украин-
ского и Центрального фронтов. Участвовал во многих боях.
В письмах матери с фронта высвечивается характер К.А. Москаленко: в них нет трагизма и усталости, но -энергия, сила и бодрость духа. Чувствуется, что он прекрасно справляется со сложностями военной профессии, не тяготится ими и находится в хорошей психической и физической форме.
В Советской армии К.А. Москаленко служил с 15 июля 1942 года по 25 ноября 1945 года. Был уволен в запас на основании Приказа Президиума Верховного совета СССР. За безупречную героическую службу, в том числе за освобождение Польши, Чехословакии Германии, Австрии он был награжден пятью медалями: в 1944 году приказом начальника связи третьей Гвардейской танковой армии за форсирование Днестра - медалью «За боевые заслуги»; в 1945 - указом Президиума Верховного совета СССР - за участие в Великой Отечественной войне - медалью «За победу над Германией».
Один из кульминационных моментов его судьбы: в числе лучших Константин Александрович был удостоен чести участвовать в знаменитом параде Победы 24 июня 1945 года в Москве. Позже он рассказывал, что во время тренировок в кровь сбил ноги, но боялся даже показать это окружающим, чтобы не быть отчисленным из числа избранных. Сразу после парада на Красной площади он сфотографировался на память: русоволосый, с правильными точеными чертами красивого лица, в котором ясно чувствуется высокий дух, концентрированное внимание, собранность, гордый взгляд: тогда он действительно олицетворял лучшие качества советского
солдата-победителя, освободителя Европы [1].
Демобилизовавшись, Константин Александрович продолжает начатое до войны обучение в Ульяновском педагогическом институте и заканчивает его в 1947 году. Тогда же он встречает чудесного человека, ставшего преданным другом на всю жизнь, соратником во всех начинаниях, тогда - молодую красавицу, голубоглазую студентку Ольгу Лагоду. В 47-м она стала его женой. Ему - 30, ей - 20. Позади - война, впереди - радостные надежды и безудержная уверенность в счастливом будущем. Надо отметить, что Ольга Ивановна действительно была редким человеком, о таких говорят: «надежный тыл». Очень красивая, нежная, верная, сильная духом, она испытала сильное влияние русской литературы Х!Х века - отсюда ее высокий гуманизм и жертвенность. Вместе с тем была хорошей хозяйкой и смогла организовать для Костантина Александровича удобный и надежный быт. Впитавшая лучшее, что несло время, она была прекрасной женой, хорошей учительницей и искренне, талантливо и самоотверженно претворяла в жизнь педагогические идеи мужа.
В 1946 году К.А. Москаленко - лит-сотрудник и диктор ульяновского областного радиокомитета. Грамотный, обладающий хорошей дикцией и приятным тембром голоса, Константин Александрович, вероятно, мог бы сделать хорошую медиа-карьеру. В тот период его привлекала общественно-политическая деятельность. Умение красиво говорить, убеждать, доходчиво доносить информацию, вероятно, интенсивно формировалось именно тогда.
В 1948-49 годах он преподает литературу в Ульяновской УФАШ.
С 1949 года Москаленко - действительный член Общества по распространению политических и научных знаний. Активно занимается лекторской деятельностью.
Позже он обобщал факты своей биографии: «13 лет был на руководящей работе: 1946-1948 годах работал заместителем заведующего отделом агитации и пропаганды Ульяновского обкома ВЛКСМ, в 1947-48 - секретарем Ульяновского горкома ВЛКСМ.
В 1947-1949 годах обучался в университете марксизма-ленинизма. С 1938 года - член ВЛКСМ, с 1946 года -член КПСС.
В 1949-1950 годах Москаленко -инспектор школ Ульяновского облоно, директор Чердаклинской средней школы Ульяновской области. Избран членом Чердаклинского РК ВКП(б) (райкома партии).
В 1950 году он - заведующий консультационным пунктом заочного отделения Воронежского пединститута. Активно работает над кандидатской диссертацией.
Этот период, наполненный активной, счастливой деятельностью, успехами, - период расцвета, пожалуй, самый безоблачный в его жизни. Он мог иметь разное продолжение, вылиться в разные интересы, перейти в разные сферы деятельности. Но устойчиво вернулся в педагогику: путь, на котором он, подобно Прометею, отдал все силы высокой красивой идее, навечно запечатлев свое имя в ряду подвижников, альтруистов и гуманистов.
В 1950 году Москаленко поступает в аспирантуру по кафедре психологии Воронежского пединститута. Именно тогда начинает обретать законченную
форму интенсивная интеллектуальная работа, целью которой была полная смена парадигмы обучения детей в школе и начало которой было положено еще в Евстратовке.
В 1954 году диссертация была успешно защищена. За два года до защиты он писал: «30 декабря 1952 года мной была направлена Секретарю Центрального комитета КПСС тов. Михайлову Н.А. рукопись «Против идеализма в работе школ», в которой был дан анализ успеваемости школьников Воронежской области и описывался новый метод выявления знаний учащихся (проверенный практикой многих сотен учителей и лично в процессе работы учителем, директором, инспектором школ), который значительно повышал эффективность урока. ... мне до сих пор не удается опубликовать выводы моих двадцатилетних наблюдений за обучением школьников на уроках. Прошу Вашего содействия в опубликовании прилагаемой статьи в журнале «Народное образование» [1].
Можно сделать вывод, что борьба за новый метод началась задолго до приезда Москаленко в Липецк, она вовлекла в свою орбиту множество людей: от простых учителей до работников Министерства. Результат не замедлил сказаться: сразу после убедительной защиты в ноябре 1954 года приказом министра просвещения РСФСР № 2194 от 18 декабря 1954 года К.А. Москаленко назначается заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого государственного педагогического института. То есть молодому ученому дают возможность на практике внедрять его научно обоснованные идеи, уже получившие достаточно широкое признание.
В новом статусе Москаленко продолжает эксперимент, многократно убеждаясь в правильности своих идей. В классах, которые работают по его методике, стабильно исчезает второгодничество, в геометрической прогрессии повышается мотивированность детей на получение знаний, стабилизируется эмоциональный фон урока, повышается обучаемость. Появляются единомышленники: многие учителя Липецка и области начинают работать под его руководством и по его методике. Успех этой работы стабилен и неизменен. Он регулярно проводит обучение своим методам, выступает в республиканской прессе, ведет активную переписку с учителями страны и зарубежья.
В октябре 1959 года в московском журнале «Народное образование» появилась статья Константина Александровича «Как должен строиться урок». Формально эта публикация и стала началом феномена, получившего название «Липецкий опыт».
В.К. Рвачева описывает этот период жизни К.А. Москаленко: « «Идеи талантливого экспериментатора были подхвачены десятками творчески работавших учителей города и области, стали широко известны педагогической общественности России и других республик Советского Союза. В центральной прессе появились материалы о небывалых учебно-методических новостях из Липецка, о невиданной результативности работы липецких учителей. Вся страна заговорила об этом опыте. Пришла слава. Передовые учителя страны - по командировочным удостоверениям и без оных - непременно стремились попасть на уроки Москаленко и его последователей. За-
нятия проходили в переполненных классных комнатах, посетители сидели на подоконниках и в коридорах...»
С.А. Шмаков писал: «...Он бросил первый валун в мертвое озеро дидактики, и в стране пошел обвал поисков и открытий в сфере обучения и развития детей».
Валерия Константиновна Рвачева -одна из преданных и верных друзей и последователей талантливого педагога, свидетельствовала: «.Москаленко предложил настоящий фейерверк новых методических приемов и решений, создающих новую мотивацию учения, новую атмосферу работы - радостную, наполненную смыслом и ответственностью» [5].
К 1963 году опыт К.А. Москаленко был не только официально одобрен коллегией Министерства Просвещения РСФСР, но получил широкую поддержку и распространение во всех союзных республиках СССР, а также за границей. И Москаленко, и кафедра в то время получали очень много писем из всех уголков Советского Союза и из зарубежных стран: Китая, Болгарии, Венгрии и др.
В этот же период он получил предложение из Америки о размещении в фондах библиотеки Бруклинского университета его книг и полной библиографии трудов как одного из самых значительных педагогов Советского Союза того периода.
Начало 70-х годов было болезненным: начался медленный, но неуклонный процесс сворачивания эксперимента. Но в это время он все же держится крепко и уверенно. Работа в вузе идет своим чередом: с 1970 по 1975 гг. он преподает студентам общую психологию, возрастную физио-
логию, психологию физического воспитания и спорта, возрастную и педагогическую психологию. Ведет спецсеминары на темы «Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока». В 1972-75 годах он работает на пяти факультетах (подумать только, сколько студентов имели счастье общаться со столь яркой личностью и осваивать инновацию «из первых рук»).
25 июня 1980 года в Москве на коллегии Минпроса РСФСР вновь обсуждалось его экспериментальное исследование «Школьная пятидневка с резервным днем». Константин Александрович выступал на коллегии с докладом «Предварительные итоги эксперимента», лично докладывал о достижениях, говорил о проблемах, убеждал, доказывал, агитировал.
Учебно-методическая работа этого периода поражает своими объемами и серьезностью. Все силы и время поглощает руководство на общественных началах проблемной лабораторией «Школьная пятидневка с резервным днем». По-прежнему с полной отдачей он работает в школах: корректирует, консультирует, направляет. В 1979 годах экспериментальные школы № 3, 9, 19 г. Липецка 4 раза подвергались тщательной длительной проверке: два раза (октябрь, апрель) - комиссией Минпроса РСФСР, НИИ школ и Академия педагогических наук СССР, два раза проверку проводили ОБЛОНО и РАЙОНО.
Причем, проверки самого разного уровня продолжались и были очень разными по настрою и целям. Е.К. Москаленко вспоминает, как однажды министерский проверяющий искренне сказал ему: «Ехали в Липецк с установкой закрыть эксперимент, но когда лич-
но увидели его реальные результаты, -против фактов не пойдем. Это сила» [1].
Сам он формулирует свой вклад в историю советской педагогики так: «В 1962-64-х годах мной разработана принципиально новая методика обучения русскому языку - структурное правописание. В начальных классах за один год свободно усваивается программа двух лет обучения. Получено много положительных письменных отзывов об эффективности этой методики от учителей Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Калмыкии, Астраханской, Воронежской, Липецкой и др. областей [1].
В личных бумагах К.А. Москаленко, находящихся в музее педагогики Липецкой области, есть запись: «28.03.1974 года на партийном собрании (института) слушали Москаленко о выполнении устава КПСС. Планы -Докторская (зачеркнуто). Критика -Докторская» [2].
Защитить докторскую диссертацию Константину Александровичу так и не удалось, хотя, по сути, он многократно перевыполнил все необходимые требования.
Дальнейшая судьба ученого складывалась сложно и трагично. Эксперимент стали сворачивать. После многочисленных министерских проверок, которые неизменно вызывали восторженные отклики, из Москвы приходили разгромные отчеты. Москаленко обвинили в изменении государственной программы, необоснованном расширении учебного материала, в создании недопустимых стандартов, в несанкционированном изменении структуры урока. Заслуги ученого были сведены лишь к распространению Липецкого опыта в практике преподавания. По программам Москаленко продолжали работать лишь две липецкие
школы. Лишь недюжинное здоровье и вера в справедливость его дела помогали перенести потрясения.
Константин Александрович очень тяжело переживал по сути крах всего, чему отдал жизнь. Лишь две школы в начале 80-х годов ХХ века точно и последовательно продолжали работать по его методикам.
Методика Москаленко как необходимое звено вписалась в базовую ступень мощной педагогики ХХ века, обеспечившей гигантский взлет науки, производства, формирования человеческого капитала. «Привитые», «инфицированные» «по Москаленко» молодые люди легко вписывались в систему высшей школы, они умели и любили учиться, поглощали знания интенсивно, качественно и творчески.
Таков в общих чертах портрет замечательного ученого, общий стаж работы которого равнялся 48 годам (с пребыванием на фронте и учёбой в аспирантуре). Заметим, все же счастливым годам, так как работал он, по свидетельству родных, с необыкновенной отдачей, жил в профессии столь интенсивно, страстно и ярко, что смог «зажечь», перевернуть косное педагогическое сознание у нескольких поколений наиболее сенситивных педагогов. Это судьба Прометея, находящего свое счастье в самопожертвовании и не мыслящего для себя иной, спокойной судьбы. А проблемы? Для Прометея они - естественная среда жизни. Не было бы «пространства беды» -не рождались бы Прометеи. Именно им присуща черта: «Если не я -
то кто?», именно благодаря им движется прогресс.
Б. Шальнев пишет: «Это теперь, слава Богу, стало престижно объясняться ему в любви. Мы же были живыми свидетелями, какие муки крестные выпали на его долю. Как всякий талантливый человек, Константин Александрович, наделенный даром предвидения, раньше других почувствовал необходимость упредить деградацию науки, народного образования, которые в начале 60-х годов с нарастающей трагичностью входили в зону разрушительных хрущевских реформ. Спасением могла стать всесторонняя интенсификация взаимных усилий учителя и ученика, активизация форм и методов их взаимодействия исключительно на творческой основе» [8].
Он был уверен, что проживет долгую жизнь: об этом свидетельствовала генетика рода. Но разгромные статьи в центральной прессе, шельмование, присваивание его заслуг подорвали здоровье Константина Александровича. Он ушел из жизни в 1984 году.
Сегодня многое меняется в мире. Идеями Москаленко пользуются в Польше, Болгарии, Чехословакии, Индии, Аргентине и других странах. Они лежат в основе множества инновационных методик, являясь их фундаментальным методологическим основанием. Хотелось, чтобы и имя замечательного ученого, красота и мощь его личности навсегда сохранились в памяти благодарных потомков как образец высокого служения своей стране и ее прекрасному будущему.
Список литературы
1. Архивы семьи К.А. Москаленко.
2. Архив музея Липецкой педагогики (СШ №40).
3. Бербаш Т.И. Инновации К.А. Москаленко в преподавании дисциплин художественно-эстетического цикла» // Шопина Л.П. Липецкая педагогическая школа: имена, идеи, судьбы Липецк, 2012.
4. Видякова З.В. Воспитание современного учителя на традициях отечественной школы // Межвузовский сборник научных трудов. - Липецк: ЛГПУ, 2010. - 128 с.
5. Рвачева В.К. Воспоминания о К.А. Москаленко // Шопина Л.П. Липецкая педагогическая школа: имена, идеи, судьбы Липецк, 2012.
6. Стюфляева З.М. Воспоминания о К.А. Москаленко // Шопина Л.П. Липецкая педагогическая школа: имена, идеи, судьбы Липецк, 2012.
7. Тонких В.Е. У истоков Липецкого опыта. - Елец, 2005. - С. 8-9.
8. Шальнев Б. Сердце на ладони. Лирические уроки // Липецкая школа. / Сост. проф. В.В. Шахов. - Липецк - Рязань, 1995.
9. Шопина Л.П. Липецкая педагогическая школа: имена, идеи, судьбы. - Липецк, 2012.
List of references
1. Arhivy sem'i K.A. Moskalenko.
2. Arhiv muzeya Lipeckoj pedagogiki (SSH №40).
3. Berbash T.I. Innovacii K.A. Moskalenko v prepodavanii disciplin hudozhestvenno-ehsteticheskogo cikla» // SHopina L.P. Lipeckaya pedagogicheskaya shkola: imena, idei, sud'by Lipeck, 2012.
4. Vidyakova Z.V. Vospitanie sovremennogo uchitelya na tradiciyah otechestvennoj shkoly // Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. - Lipeck: LGPU, 2010. - 128 s.
5. Rvacheva V.K. Vospominaniya o K.A. Moskalenko // SHopina L.P. Lipeckaya pedagogicheskaya shkola: imena, idei, sud'by Lipeck, 2012.
6. Styuflyaeva Z.M. Vospominaniya o K.A. Moskalenko // SHopina L.P. Lipeckaya pedagogicheskaya shkola: imena, idei, sud'by Lipeck, 2012.
7. Tonkih V.E. U istokov Lipeckogo opyta. - Elec, 2005. - S. 8-9.
8. SHal'nev B. Serdce na ladoni. Liricheskie uroki // Lipeckaya shkola. / Sost. prof. V.V. SHahov. -Lipeck - Ryazan', 1995.
9. SHopina L.P. Lipeckaya pedagogicheskaya shkola: imena, idei, sud'by. - Lipeck, 2012.