Научная статья на тему '«Орлёнку» 45 лет'

«Орлёнку» 45 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Орлёнку» 45 лет»

«Орлёнку» - 45 лет

Подходит к концу праздничный для Всероссийского детского центра «Орлёнок» год. Для постоянных читателей, возможно, станет неожиданностью появление материалов об этом крупнейшем детском учреждении России на страницах нашего журнала. Все объясняется просто: детский центр - сложный по своей структуре образовательный комплекс, решающий государственные задачи образования и воспитания детей и молодежи от дошкольного до высшего профессионального образования. Результаты деятельности его коллектива известны в стране и за рубежом. Воспитанники центра участвуют в демократических преобразованиях нашего общества. Многие депутаты Госдумы прошли школу гражданственности в этом центре. Людмила Путина была в активе детского лагеря «Штормовой», а в «Солнечном» и «Стремительном» за шахматной доской не было равных Толе Карпову и Гарри Каспарову. Самый м-олодой и перспективный губернатор страны Александр Ткачев, герой России косм-онавт Александр Серебров, один из лучших м-енеджеров российской экономики, а ныне губернатор Калининградской области Георгий Боос, Президент Республики Калмыкия Кирсан Илюм,жинов... и многие-многие другие.

Всероссийский детский центр «Орлёнок» открылся 12 июля 1960 года в эпоху «оттепели» как своеобразная школа для подростков - лидеров пионерской и комсомольской организаций. За годы своего существования он принял около миллиона детей и м-олодежи.

Население «Орлёнка»- от полутора до двух с половиной тысяч - меняется каждую из двенадцати смен года, из всех уголков России сюда съезжаются увлеченные интересным делом подростки. Они живут в семи детских лагерях: «Солнечный» (с него начинался «Орлёнок»), «Звездный» (первый круглогодичный лагерь), «Стремительный», «Штормовой», «Дозорный», «Комсомольский» и«Олимпийский». На базе

этих детских лагерей в 2005 году осуществлено более 80 педагогических программ международного, федерального и регионального уровней. Это программы: у гражданского воспитания и социального проектирования;

у государственной поддержки детского и молодежного общественного движения России;

у государственной поддержки детского художественного творчества, фестивального и клубного движения;

у для детей, требующих особой государственной поддержки; у профильного направления (военно-патриотические объединения, поисковые отряды, юные журналисты, юные спортсмены, техники и т.п.); у оздоровительные и коррекционные программы;

у исследовательские программы проблем детства и состояния здоровья детей; у дополнительного образования детей и взрослых; у профессионального образования;

у информационного обеспечения детей и молодежи России.

Площадь центра - более 244 гектаров, протяженность вдоль моря - 4,5 км; 7% этой площади занимают здания и сооружения, остальная часть - это лесопарковая зона.

В распоряжении детей - современная общеобразовательная школа, дворец культуры и спорта, плавательный бассейн олимпийского стандарта, стадион с трибунами на 4 тысячи мест, Дом авиации и космонавтики, астрономическая обсерватория, первая и единственная в России пожарно-техническая выставка, детский автогородок, оснащенный спортивный зал, около 30 кружков и секций различной направленности. Медицинское обслуживание детей осуществляют около 120 медицинских работников. Всего в центре работают до 2400 сотрудников, которые обеспечивают все стороны жизнедеятельности детского центра.

О том, чем сейчас живет детский центр и каковы его перспективы на будущее, мы беседуем с его генеральным директором Александром Васильевичем Джеусом.

- Александр Васильевич, 45 лет - значительный период в существовании любого образовательного учреждения, влияние воспитательной системы центра испытали около миллиона российских детей, профессиональное становление получили тысячи молодых педагогов и специалистов других направлений. Как Вам удается сочетать традиции и современные подходы в деятельности «Орлёнка»?

- В истории детского лагерного движения в России «Орлёнок» занимает особое место. К настоящему моменту он сложился как центр формирования педагогической идеологии детского отдыха и досуга. Педагогической системе центра всегда была присуща гуманистическая позиция, которая в разное

время оказывала влияние на процессы развития и становления детского общественного движения. А секрет, по-видимому, в том, что творческая среда «Орлёнка», его традиции и законы, особое отношение к ребенку, к любому человеку, ступающему на землю «Орлёнка», носили осмысленный характер, были нацелены на уважение и заботу о каждом, доверие к его внутреннему миру и уникальности.

Мудрость и молодость всегда сочетались в нашем центре. Именно это сочетание сохранило особую духовную среду, в которой уверенно себя чувствуют и подростки, и юные вожатые,и маститые ученые, и руководители. «Орлёнок» - это место, где главный хозяин - ребенок, место, где понимают и принимают ребенка таким, каков он есть, место, которое открывает дорогу к профессиональному становлению и мастерству.

На формирование системы воспитательной деятельности огромное влияние оказали Вера Петровна Бедерханова, Алексей Константинович Бруднов, Юрий Васильевич Бураков, Евгений Петрович Белозерцев, Владимир Петрович Васильев, Олег Семенович Газ-ман, Анатолий Викторович Мудрик, Виктор Абрамович Малов, Сталь Анатольевич Шмаков, Михаил Иосифович Рожков, Сергей Иванович Панченко, Елена Николаевна Соро-чинская, Елена Владимировна Титова, Ирина Игоревна Фришман и многие сотни ученых и сотрудников нашего уникального российского уголка для детей России.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Развивающемуся гражданскому обществу России нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Это и есть те содержательные задачи, над которыми работает администрация и коллектив центра, это задачи, которые предстоит решать и будущим поколениям педагогов.

Вся инфраструктура центра направлена на гражданское образование, воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи, подготовку лидерского звена детского общественного и молодежного движения России.

Мне часто приходится слышать много лестных слов об «Орлёнке», причем не только в России, но и далеко за ее пределами. Это, конечно приятно. Но подтверждать этот статус в работе с каждым конкретным ребенком - трудная задача, требующая ежедневного кропотливого труда всех сотрудников центра. В последние годы мы очень много делаем для того, чтобы о нас узнали, услышали о наших проблемах, о наших делах.

Концепция деятельности центра направлена на образование и воспитание, дополнительное обучение, оздоровление, развитие, выявление и раннее профилирование детей, достигших определенных жизненных успехов, занимающих лидерские позиции в различных видах деятельности, ориентированных на собственное развитие, имеющих достижения регионального и национального уровня, интегрированных в мировое сообщество.

Культурно-образовательное пространство «Орлёнка» - часть открытой системы, связанной с содержанием государственной молодежной политики в интересах детства и молодежи Российской Федерации, с системой образования РФ в целом, подсистемой дополнительного образования детей и взрослых. Это модель человеческих взаимоотношений и гражданской позиции человека по отношению к стране, обществу и государству.

Перенос подростками ценностей гражданского общества, здорового образа жизни, толерантного взаимодействия и отношений в среду проживания, в молодежное сообщество, распространение педагогических технологий гражданского образова-

ния и оздоровления подростков и молодежи в регионы Российской Федерации - наиболее важный результат нашей работы.

Наш центр - многопрофильное комплексное образовательное учреждение. Некая притягательная сила, значимость «Орлёнка» подтверждаются очень многими фактами и событиями, важнейшим из которых стал рабочий визит в «Орлёнок» Президента Российской Федерации В.В. Путина осенью 2003 года.

- Прошло два года с момента приезда Президента Российской Федерации. Как он повлиял на настоящее и будущее центра?

Приезд Владимира Владимировича Путина - результат долгой кропотливой работы по привлечению внимания государства к проблемам функционирования центра, где в течение года отдыхают, обмениваются опытом, общаются более 20 тысяч российских подростков. С января 2005 года начала осуществляться программа комплексного развития Всероссийского детского центра «Орлёнок», которая стала возможной как раз благодаря итогам визита Президента России в рамках реализации его поручения.

К проблемам современного «Орлёнка» мы относим не текущее существование и даже не совершенствование содержания образовательной и оздоровительной работы (как это ни парадоксально), а стратегическое развитие центра, то есть восстановление всей инфраструктуры и планомерное наращивание нового строительства в соответствии с генеральным планом, которое позволит, во-первых, сохранить целостность комплекса, а во-вторых, значительно увеличить прием российских детей, их сверстников из стран СНГ и из-за рубежа.

Впервые принято постановление Правительства Российской Федерации о передаче функции генерального заказчика по строительству новых объектов Управлению делами Президента России.

Надо сказать, что за эти годы мы добились многого в развитии инфраструктуры центра. Проведен капитальный ремонт трех круглогодичных детских лагерей - «Звездного», «Стремительного», «Штормового». При проведении ремонтных работ в детских лагерях использовались новые технологии, которые в значительной степени улучшили комфорт проживания и быта подростков. Завершаем замену глубоководного выброса канализации

с очистных сооружений. Похорошели территория и лесопарковая зона «Орлёнка». Мы практически обновили парк автобусов, на которых встречаем детей и возим их на экскурсии по памятным местам Краснодарского края. Большое внимание деятельности центра оказывают губернатор Кубани Александр Николаевич Ткачев, министр образования и науки России Андрей Александрович Фурсенко и руководитель Федерального агентства по образованиюГригорий Артемович Балыхин. Все в совокупности позволило возродить былую славу центра.

Начата реконструкция жизненно важных объектов: Дворца культуры и спорта, пирса, готовится к реконструкции стадион и Дом вожатых.

Расширяется круг партнеров центра: мы начали сотрудничество с Министерством внутренних дел и Министерством по делам ГО и ЧС Российской Федерации.

В 2004 году «Орлёнок» второй раз вошел в сотню лучших предприятий России.

Особый вклад центр вносит в развитие и совершенствование дополнительного образования детей. Научно-техническое, музыкальное, художественное творчество детей ежегодно получает государственную поддержку в период проведения специализированных смен. «Орлёнок» - стимул для ребят в достижении успеха в выбранном виде деятельности, а следовательно, стимул в развитии. Актив крупнейших детских и молодежных организаций России проводит у нас свои общественные акции.

- Центр создан для детей, но ведь с ними и для них работают сотни специалистов

- педагогов, медиков, инженеров, поваров, водителей... Каков совокупный результат их деятельности?

- Мы считаем, что ребёнок должен многому научиться за смену, но приехать домой он должен отдохнувшим. Лучший отдых - это смена деятельности, возможность хоть на двадцать дней вдруг стать отважным мореплавателем, покорителем горных вершин, исследователем морских глубин, участником научных экспедиций, режиссером фильма, видеоролика, создателем компьютерной программы. На стадионе, на десятках спортивных площадок можно заняться любимым спортом, погонять мяч или посоревноваться в быстроте и выносливости, поплавать в настоящем бассейне.

Каждый ребенок должен уехать из «Орлёнка» чуть-чуть другим - понимающим свои возможности, поверившим в то, что доброе отношение к человеку возможно и создает защиту для каждого. В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности

- это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата.

Социализация как результат социального воспитания - одна из целей деятельности педагогов центра.

Одной из ведущих задач центра является оздоровление подростков, состояние здоровья которых из года в год, как известно, ухудшается. Это направление работы все более заявляет о себе как наиболее приоритетное. Рекре-ативно-оздорови-

тельная функция детского лагеря имеет педагогическую направленность, так как, во-первых, осуществляется воспитателями, педагогами, а во-вторых, оздоровительная работа проводится в тесном единстве с воспитательной, поскольку все виды и формы деятельности детского коллектива направлены на укрепление здоровья ребенка.

Сегодня практически невозможно работать с подростками без привлечения всего педагогического потенциала Центра. Мы многое сделали, чтобы прийти к единому пониманию содержания педагогической деятельности, в центре которой должен быть ребенок с его мироощущением и индивидуальностью. «Орлёнок» - это не только отряд и детский лагерь - это огромный коллектив, в котором много замечательных профессионалов, готовых прийти на помощь, передать свой опыт, поддержать в трудную минуту. Таким образом, подчеркиваются основополагающие, системные принципы функционирования воспитательной системы «Орлёнка» - Уважение, Добро, Забота, Творчество, Сотрудничество и Сотворчество детей и взрослых.

Приезд в лагерь дает возможность подростку расширить его представления об окружающем мире, реализовать собственные потенции в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, апробировать собственные модели и открыть для себя иные модели поведения, обогащающие его социальный опыт.

Для тысяч российских детей «Орлёнок» - это центр культурыи образования, где работает уникальная школа и детская библиотека, где звучит живая музыка, где на многочисленных аллеях и тропинках можно встретить полюбившегося актера, известного спортсмена или ведущего любимой телевизионной программы. Здесь можно выпустить пусть маленькую, но свою книгу, сборник стихов и настоящую газету. А вечерами любоваться закатами над Черным морем, в котором купался днем. Путешествовать по звёздному небу и открывать свои звёзды, которые манят таинственностью и чудом, сочинить свои легенды и найти настоящего друга.

Возвращаясь после «Орлёнка» домой, в свои школы, объединения, дети, подростки становятся организаторами, лидерами новых социальных инициатив, интересных и значимых дел, объединяя вокруг себя тысячи мальчишек и девчонок.

Мы видим, как создаются объединения «орлят» в Туле, Волгограде, Москве, Челябинске, Новосибирске, Дагестане, Мордовии, в других регионах. Конечно, этому нужно учиться, многое знать и уметь, воспитывать в себе лидерские качества. Над этим и работает коллектив сотрудников «Орлёнка», не забывая добрых традиций совместной коллективной творческой деятельности взрослых и детей. Пожалуй, главным результатом в нашей работе является то, что каждый подросток может раскрыть свои способности, добиться успеха, значимого для себя и для других.

Вдумайтесь в тот факт, что уже в новом веке, а он начался в 2001 году, на базе семи детских лагерей было реализовано более 200 программ федерального и регионального уровня различной направленности, в них приняли участие около ста тысяч российских детей и их сверстников из Белоруссии, Латвии, Молдавии и дальнего зарубежья.

и Более половины программ разработано и осуществляется в сотрудничестве с региональными органами по делам молодежи. Каждая из программ ориентирована на оказание помощи регионам в реализации содержания государственной молодежной политики. Участие детей в этих программах является средством формирования у них, представителей всех наций и народностей современной России, ценностей толерантных отношений.

и Каждая вторая программа носит опытно-экспериментальный инновационный характер и направлена на поиск нового педагогического содержания работы с современными подростками. Одним из основных направлений подобного поиска стали смены досуговооздоровительного характера. Активно стали использоваться технологии информационного обеспечения воспитательного и оздоровительного процесса в центре.

Независимо от статуса и уровня смен в каждой из них обеспечивается программа лидерского образования, направленная на приобретение подростками лидерского опыта - в этом историческая миссия центра, существующая 45 лет, которую мы бережно поддерживаем и развиваем.

Вообще в основе стратегического развития центра заложен принцип опережения. Центр активно поддержал развитие фестивального движения детей и молодежи России. Все начиналось с первого фестиваля «Алиса» в 1991 году, а в 2005 году на нашей базе пройдет 16 фестивалей различного содержания. Благодаря сменам в центре стали активно развиваться кадетские школы и корпуса.

Детская журналистика оформилась как крупнейшее творческое объединение ЮН-ПРЕСС тоже благодаря сотрудничеству с нашим центром. В каждой смене работает детский пресс-центр, который формирует это объединение.

Понимая значимость профилактики безнадзорности детей и подростков, мы уже пять лет проводим на своей базе смену «Клубное кольцо России», готовим кадры специалистов для работы в клубах по месту жительства; в стране работают более 50 тысяч подобных учреждений. Они создают условия для нормального развития и воспитания детей, снижая возможность их попадания в преступные и девиантные группировки молодежи.

Сейчас мы делаем всё для развития движения юных инспекторов движения, юных пожарных, юных спасателей, то есть тех объединений для детей, подростков и молодежи, которые научат их вести себя в современном социуме и в сложных природных и техногенных ситуациях, сохранят жизнь и здоровье молодому поколению.

Сегодня произошли существенные изменения в поведенческих стратегиях детства. В детской среде усилилась ориентация на стратегии типа «активность - индивидуализм». «Орлёнок» радикально меняет практики поведения подростков: преобладающей становится модель «активность - коллективизм». Во всех возрастных группах снижается доля ригидных установок, связанных с подавлением собственных импульсов, и возрастает степень открытости, готовности к взаимодействию с окружающими (активность — основа таких установок). Однако в восприятии социального мира по-прежнему присутствует граница между «своими» и «чужими».

Интеграция системы отдыха российских детей в международное лагерное движение потребовало от нас создания дирекции морских, туристских и спортивно-оздоровительных программ, которая призвана обеспечить реализацию новых для нас видов занятий детей: серфинг, дайвинг, яхтинг, морские и пешие походы, занятия горным альпинизмом, аквааэробика, другие необычные виды спорта и развлечений. Теперь ребята могут понырять с маской, походить на серфингах и яхтах, поработать на станках на судоверфи, сходить в горы, преодолеть скальный участок на альпинистской подвеске, покататься на лошадях. То есть немного рискнуть. Испытать то будоражащее чувство восторга от преодоления страха, напряжения мышц, которое так необходимо современному человеку.

Я объездил много стран, но ничего подобного «Орлёнку» не видел. И, думаю, не потому, что это - «мой» лагерь. Нигде так серьезно не относятся к общению с ребенком, не ценят так высоко его мнение, как у нас.

- Вы обеспечиваете реализацию всех видов и типов образовательных программ: от дошкольного (детский сад-начальная школа) до высшего профессионального (центр-учредитель филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела). Зачем это детскому учреждению?

«Орлёнок» часто называют еще и академией детской педагогики. Ныне решено по-хозяйски распорядиться уникальным опытом, знаниями и талантами педагогов. Создан и начал действовать межотраслевой региональный центр подготовки и повышения квалификации специалистов. Здесь будут проходить подготовку не только педагоги и воспитатели, но и, например, педиатры и другие специалисты, чья профессия требует непосредственного контакта с детьми.

Думаю, что объяснять важность рассматриваемой нами проблемы нет необходимости. В центре постоянно работают более 350 педагогов различных специальностей, летом - 750 человек. Общая численность сотрудников в52 отделах и службах центра летом - около 2500 человек, в осенне-зимне-весенний период -1700 человек. Современный коллектив центра характеризуется: многообразием должностей, профилей, специальностей; наличием в кол-

лективе творческих личностей, яркихиндивидуальностей. Характерно также и то, что коллектив Центра выступает в качестве субъекта собственного развития и совершенствования.

Вообще-то тезис «Кадры решают всё» актуален для любой современной организации. Мы можем ставить перед собой любые задачи, но без кадрового подкрепления никогда их не решим. Поэтому действует система непрерывного профессионального роста педагогов и специалистов. Согласитесь, что бесконечно приглашать молодых специалистов из регионов России сегодня достаточно сложно, хотя мы их ищем, выбираем лучших, учим и воспитываем в нашей школе педагогических работников. Но в центре еще более полутора тысяч должностей, на которых нужны квалифицированные специалисты и работники. Отсюда свой колледж, курсы повышения квалификации. Мы стали соучредителями филиала Сочинского государственного университета, в котором обучаются по шести специальностям в основном жители Краснодарского края и Туапсинского района. По окончании выпускники идут на работу в центр.

Мы обязаны стать мощным кадровым центром России, который будет готовить специфическую категорию педагогов - организаторов летнего отдыха и детского общественного движения России, специалистов в сфере государственной молодежной политики, которая сегодня постепенно возрождается и развивается.

Развертывание и совершенствование системы непрерывного дополнительного и профессионального образования взрослых в сфере государственной молодежной политики, социальной работы с детьми и молодежью, организации летнего отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, детского и молодежного движения в России - становятся приоритетом в работе центра.

При этом мы обязаны показывать лучшие образцы работы с детьми и молодежью всем, кто будет приезжать на курсы повышения квалификации в кадровом центре.

Создание кадрового центра ставит перед нами и серьезную задачу восстановления системы взаимодействия с регионами России, аналогичными центрами в России и СНГ -«Океаном», «Артеком», «Зубренком» и т.д. Сегодняшний уровень этого взаимодействия меня абсолютно не устраивает. Необходимо строить его на уровне партнерства по отбору кадров не только педагогов, но и других категорий молодых специалистов, чтобы внешний уровень нашего взаимодействия обогащал содержание работы с детьми.

Мы гордимся тем, что на базе «Орлёнка» проведено множество научных исследований, что он стал местом проведения научных и научно-практических конференций по различным направлениям деятельности. Более трехсот диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, более 20 докторских диссертаций защищено за время его существования на материалах научного поиска учеными России. В центре создается мощная научная база: унас работают два доктора педагогических наук, доктор медицинских наук, 12 кандидатов по различным научным специальностям. База научного роста составляет около пятидесяти соискателей докторских и кандидатских степеней по разным специальностям.

Всероссийский детский центр на протяжении всей истории своего существования адекватно реагировал на изменение инфраструктуры общества, накапливая уникальный опыт работыс детьми и подростками. Это позволяет говорить о возможности создания межведомственного научно-методического кадрового центра, деятельность которого будет направлена на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с профессиональными дополнительными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям, что будет способствовать развитию деловых и творческих способностей специалистов, повышению их культурного уровня. Это тоже традиция, которая получает новое осмысление в современном «Орлёнке».

Сорок пять лет - хороший возраст и для человека, и для организации. Здоровья и благополучия всем, кто причастен к «Орлёнку» в прошлом, настоящем и будущем!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.