Научная статья на тему 'СТАБИЛИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СПЕЦИФИЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТРУДНОСТИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ'

СТАБИЛИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СПЕЦИФИЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТРУДНОСТИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная гимнастика / групповые упражнения / специфичные компоненты трудности / схемы многократных повторений / rhythmic gymnastics / group exercises / specific components of difficulty / multiple repetition schemes

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Удалова Маргарита Александровна, Зюкин Анатолий Васильевич

Изучены результативные схемы многократных повторений специфичных компонентов трудности в групповых упражнениях художественной гимнастики. Выявлено, что для успешного выполнения перебросок и сотрудничеств необходимо учитывать не только особенности композиции (логическое распределение гимнасток и предметов, сложность и качество исполнения), но и схемы многократных повторений для обеспечения надежности тренировочной и соревновательной деятельности в различные периоды подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Удалова Маргарита Александровна, Зюкин Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STABILIZATION OF THE IMPLEMENTATION OF SPECIFIC COMPONENTS OF DIFFICULTY IN GROUP EXERCISES OF RHYTHMICAL GYMNASTICS

Effective schemes of multiple repetitions of specific components of difficulty in group rhythmic gymnastics exercises have been studied. It has been revealed that in order to successfully perform transfers and collaborations, it is necessary to take into account not only the features of the composition (logical distribution of gymnasts and apparatus, complexity and quality of performance), but also the patterns of multiple repetitions to ensure the reliability of training and competitive activities in different periods of preparation.

Текст научной работы на тему «СТАБИЛИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СПЕЦИФИЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТРУДНОСТИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ»

УДК 796.412.2

DOI: 10.24412/2305-8404-2024-1-93-100

СТАБИЛИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СПЕЦИФИЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТРУДНОСТИ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

М.А. Удалова, А.В. Зюкин

Изучены результативные схемы многократных повторений специфичных компонентов трудности в групповых упражнениях художественной гимнастики. Выявлено, что для успешного выполнения перебросок и сотрудничеств необходимо учитывать не только особенности композиции (логическое распределение гимнасток и предметов, сложность и качество исполнения), но и схемы многократных повторений для обеспечения надежности тренировочной и соревновательной деятельности в различные периоды подготовки.

Ключевые слова: художественная гимнастика, групповые упражнения, специфичные компоненты трудности, схемы многократных повторений.

Удалова Маргарита Александровна, канд. пед. наук, старший преподаватель, margosha199Ыta@ mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Зюкин Анатолий Васильевич, д-р пед. наук, проф., av zyukin@mail.ru., Россия, Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Отличительной особенностью групповых упражнений является наличие в составе соревновательных композиций специфичных компонентов трудности (трудности обмена и сотрудничества). Трудности обмена (переброски) являются наиболее сложными для исполнения и определяются как способ обмена предметом по средствам броскового действия, выполняемый всеми гимнастками одновременно [3]. К сотрудничествам относятся последовательные двигатель -ные действия, связанные с высоким риском потери предмета [1]. Они служат как для усиления зрелищности соревновательных композиций, так и для повышения технической ценности. Важным условием является взаимодействие между всеми гимнастками посредством предмета или тела [4].

Правила исполнения данных технических групп строго регламентированы и требуют от гимнасток высокого уровня технической, физической и психологической подготовленности [2].

STABILIZATION OF THE IMPLEMENTATION OF SPECIFIC COMPONENTS OF DIFFICULTY IN GROUP EXERCISES OF RHYTHMICAL GYMNASTICS

Udalova M.A., candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, margosha1991rita@ mail.ru, Russia, St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia, Zyukin A.V., doctor of pedagogical sciences, professor, av zyukin@mail.ru., Russia, St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia

Effective schemes of multiple repetitions of specific components of difficulty in group rhythmic gymnastics exercises have been studied. It has been revealed that in order to successfully perform transfers and collaborations, it is necessary to take into account not only the features of the composition (logical distribution of gymnasts and apparatus, complexity and quality of performance), but also the patterns of multiple repetitions to ensure the reliability of training and competitive activities in different periods of preparation.

Key words: rhythmic gymnastics, group exercises, specific components of difficulty, multiple repetition schemes.

Для того чтобы команда успешно выполняла специфичные компоненты трудности в тренировочном и соревновательном процессе, специа -листам необходимо знать, с помощью каких средств можно добиться ста -бильного и надежного выполнения двигательных действий. Профессио-нализм специалистов проявляется в способности к критическому мышлению, умению оперировать информацией и знаниями, реагировать на из -менение ситуаций. Для реализации задачи просто многократного повторения двигательных действий недостаточно, здесь необходимы четкие схемы многократных повторений, различные вариации, чтобы гимнастки могли более полноценно реализовать свои индивидуальные двигательные воз -можности [6].

Целью исследования является научное обоснование схем многократных повторений специфичных компонентов трудности в различные периоды подготовки гимнасток.

Задачи исследования:

1) изучить эффективность применяемых схем многократных повто -рений в тренировочной деятельности как элемента комплексной программы подготовки гимнасток;

2) разработать практические рекомендации, которые позволят специалистам добиться обеспечения надежности двигательных действий гим -насток с предметом в различные периоды подготовки.

Методика и организация исследования. Педагогическое наблюдение осуществлялось за ходом тренировочного процесса квалифицированных гимнасток, входящих в состав команды групповых упражнений. Под наблюдение были взяты 14 гимнасток, в возрасте 17-20 лет, выступающих по программе мастеров спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время отчетливо проявляются тенденции к возрастанию сложности соревновательной композиции групповых упражнений [5]. Одним из показателей стабильности выполнения специфичных компонентов трудности может служить сопоставление суммарного количества выполненных групп трудности, выполняемых за одну соревновательную композицию, с количеством потерь предмета на каждой технической группе [8]. Установлено, что потери предмета возникают вследствие искаженного технического испол -нения броского действия, выполняемого как с «критериями», так и без них [7]. Броски из неточного построения также влияют на успешность выполнения специфичных компонентов трудности. Именно по этой причине возникают нарушения в траектории полета предмета, его высоты, плоско -сти, дальности и направления. Существенное значение приобретает психо -логическая готовность гимнасток к выполнению технических групп [9].

Для того чтобы гимнасткам минимизировать вероятность потери предмета, специалистам необходимо применять схемы многократных

повторений как в тренировочном, так и в соревновательном процессе, учитывая при этом величину нагрузки и периодизацию подготовки.

1. Схема многократных повторений «на количество».

В основном применяется специалистами для создания двигательного умения на начальных этапах реализации соревновательной композиции. Количество повторений может быть от самых минимальных -5, 10 раз «чистых», до значительных - 20, 30 и более раз «чистых». Под «чистым» исполнением подразумевается выполненное бросковое действие и последующая ловля предмета без грубых и значительных ошибок. Не допускаются смещения гимнасток в построениях и перестроениях, искажение техники двигательных действий, а также потери предмета, столкновение.

На данном этапе происходит корректировка технической составляющей (ценности) переброски или сотрудничества. Подбор «критериев» сложности, поиск наиболее «удобных» вариантов по технике исполнения движений и распределению логической составляющей в композиции, перемещению гимнасток и предмета в ходе выполнения. Все технические группы выполняются отдельно.

Данная схема повторений может подходить и для стабилизации двигательного навыка гимнасток. Количество повторений максимальное -от 30 и более «чистых» раз. Как правило, такой способ служит для выявле -ния проблемы в какой-либо технической группе, поиска возможной причины нестабильного исполнения. Проблема может носить как техниче-ский, так и психологический характер. Затрачивается значительное количество времени в тренировочном процессе для детальной проработки вопроса стабильной реализации. Техника выполнения двигательного дей -ствия идеализированная. Бросок и ловля предмета без схождения с места, если таков композиционный замысел. Бросок «на точку», если техническая группа выполняется с перемещением. Бросок предмета на один уровень по высоте, принятие его высшей точки полета. Данная схема многократного повторения является для гимнасток монотонной и психологически трудной для реализации. В процессе выполнения, особенно к концу задания, появляются ошибки, которые ранее не просматривались при исполнении. Детальная проработка проблемы позволит специалистам качественно решить вопрос обеспечения надежности какой-либо технической группы.

2. Схема многократных повторений 5/5, 10/10, 20/20 и т. д.

Данная схема применяется для создания двигательного навыка гимнасток, подразумевает выполнение отдельной группы трудности подряд, без потери предмета, в заданном количестве. Если происходит потеря предмета, а количество правильных выполнений не достигло заданного, то повторение начинается сначала. На данном этапе стабильность исполнения обеспечивается также при работе в соединениях с другими компонентами трудности композиции. Схему выполнения можно начинать реализовывать только после сформировавшегося двигательного умения к выполнению

специфичных компонентов трудности у гимнасток, так как они должны понять «грамотную» технику выполнения двигательного действия. В про -тивном случае ошибки будут возникать регулярно вследствие технической недоработки и нестабильности.

Пример количественных повторений 10/10 в базовом мезоцикле подготовительного периода (типичная схема), применяемая тренерами в тренировочном занятии групповых упражнений (рис. 1).

«3 + 2» • /

кГ /

N

Ч é

1

1. Первая переброска «3+2»:

1) - - - + + + + + + + + + + 10/10

2. Вторая переброска «3+2»:

1) + + + + + + + + + + 10/10

Рис. 1. Схема количественных повторений 10 из 10 в базовом мезоцикле подготовительного периода

2

Следует отметить, что такая схема повторений не всегда дает гаран -тию формирования двигательного навыка у гимнасток на 100 %. Зачастую выполнение бывает случайным и требует дополнительного контроля и требовательности со стороны специалиста. Выполнение технических групп по данной схеме наиболее подходит для контрольно-подготовительного мезоцикла. Схема позволит стабилизировать психологическое состояние гимнасток к выполнению специфичных компонентов трудности.

3. Схема многократных повторений «10/10 из десятка». Данная схема может быть уменьшена или увеличена в зависимости от возможностей гимнасток и периодизации подготовки.

Схема многократных повторений «10/10 из десятка» также может применяться для создания двигательного навыка как отдельными техническими группами, так и в соединении с предыдущим движением.

Схема имеет отличительную особенность выполнения, которая состоит в том, что при потере предмета в числах до 10 количество выполненных двигательных действий не аннулируется, а продолжается далее. Техническую группу необходимо будет выполнить в следующем десятке, тем самым доводя десяток до конца.

На рис. 2 видно, что при задании в 10/10 из десятка количество повторений в первой переброске возрастает до 20 по сравнению с первым вариантом задания, при этом 13 из них результативные, 10 - выполнены

подряд. Во второй переброске количество повторений возрастает до 30, причем 21-я попытка выполнена качественно. Увеличение качественно выполненных двигательных действий увеличивает процент вероятности удачно выполненной технической группы на соревнованиях. Количество переходит в качество.

Пример количественных повторений 10 из 10 из десятка в базовом мезоцикле подготовительного периода (предложенная схема определяет процентное соотношение качественно выполненных двигательных действий одной технической группы) (рис. 2).

«Звезда» • /Л-

.¿-/--V--у

^ / \ ✓ 7

ч , ✓

J 4

1.

1. Первая переброска «Звезда»:

1) - - - + + + + + + + 10/7;

2) + + + - - + + + - - 10/6.

Итого: 20/13

Зад ание 10/10 выполнено

«4 + 1»

Г

У s

у /

У X • X У /Г

их'

2.

2. Вторая переброска «4+1»:

1) - + - - + + + - - + 10/5;

2) + + + + + +----10/6;

з) + + + + + + + + + +10/10.

Итого: 30/21

Задание 10/10 выполнено.

Рис. 2. Схема количественных повторений 10 из 10 из десятка в базовом мезоцикле подготовительного периода

Для гимнасток такая схема повторений является более сложной, так как затрачивается большее количество сил и энергии, монотонность работы возрастает. В команде создается психологическое напряжение. Появляются ошибки, которые ранее не наблюдались.

4. Схема многократных повторений «по кругу».

Особенностью данной схемы является выполнение соревнователь -ной композиции от начала и до конца. Выполняется без музыкального сопровождения с интервалами. На выполнение одной технической группы дается одна попытка. Если случается потеря предмета, круг начинается сначала либо доделывается до конца с учетом ошибки и затем добавляется еще один «чистый» круг. Ошибки, допущенные в ходе выполнения одного круга, учитываются и реализуются по различным схемам, по усмотрению специалиста. Реализация схемы осуществляется в конце основной части тренировочного занятия.

Схема многократных повторений «по кругу» подходит как для контрольно-подготовительного, так и предсоревновательного мезоцикла. Также применяется непосредственно на соревнованиях.

Таким образом, учитывалось количественное соотношение качественно выполненных двигательных действий за все выполненные попытки исполнения одной технической группы.

Выводы

1. В результате проведенного исследования были изучены схемы многократных повторений специфичных компонентов трудности, входящих в состав групповых упражнений. Установлено, что применение схе -матичных повторений позволяет повысить уровень технической и психо -логической надежности гимнасток к выполнению компонентов трудности, способствует повышению результативности соревновательной деятельно -сти.

2. Разработанные практические рекомендации позволят специали -стам своевременно вносить коррективы в тренировочный процесс, выработать собственную концепцию спортивной подготовки гимнасток.

Список литературы

1. Быстрова И.В. Сотрудничество в групповых упражнениях по художественной гимнастике // Из новейших исследований по художест -венной гимнастике: сб. статей / под ред. Л.А. Карпенко. СПб.: Изд-во ФХГ СПб., 2008. С. 44-46.

2. Винер И.А., Терехина Р.Н., Пирожкова Е.А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне ХХХ Олимпийских игр // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. 2012. № 4(86). С. 26-31.

3. Краева Е.С., Степанова И.А. Взаимосвязь качества выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики со спе -циально-двигательными способностями спортсменок // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1(143). С. 95-98.

4. Модельные характеристики компонентов исполнительского мастерства гимнасток групповых упражнений, выступающих в соревнованиях по многоборью / Е.С. Крючек [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 2(120). С. 76-80.

5. Объективные факторы успешного выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 6(160). С. 117-123.

6. Пантелеева Е.А. Оценка предполагаемой результативности выступлений юных гимнасток в групповых упражнениях по психолого -педагогическим характеристикам спортсменок // Ученые записки универ -ситета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3(21). С. 236-239.

7. Семибратова И.С. Совершенствование выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2007. № 1(23). С. 65-67.

8. Степанова И.А., Анисимова А.А. Факторы, влияющие на качество бросковых движений с разнородными предметами в групповых упражнениях художественной гимнастики // Экспериментальная и иннова -ционная деятельность, потенциал развития отрасли физической культуры и спорта: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 т. / под общ. ред. Т.В. Фендель. Чайковский: Изд-во ЧГИФК, 2020. Т. 2. С. 176-181.

9. Удалова М.А., Болотин А.Э., Быстрова И.В. Многокомпонентная методика обеспечения надежности при выполнении групповых упражне -ний по художественной гимнастике // Известия Тульского государствен -ного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 2. С. 135-148.

References

1. Bystrova I.V. Sotrudnichestvo v gruppovyh uprazhneniyah po hudozhestvennoj gimnastike [Cooperation in group exercises in rhythmic gymnastics] // From the latest research in rhythmic gymnastics: collection. articles / ed. L.A. Karpenko. St. Petersburg: Publishing house FHG St. Petersburg, 2008. P. 44-46.

2. Viner I.A., Terekhina R.N., Pirozhkova E.A. Analiz sorevnovatel'noj deyatel'nosti gimnastok v gruppovyh uprazhneniyah nakanune HHH Olimpijskih igr [Analysis of the competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University named after P.F. Lesgafta]. 2012. No. 4(86). P. 26-31.

3. Kraeva E.S., Stepanova I.A. Vzaimosvyaz' kachestva vypolneniya perebrosok v gruppovyh uprazhneniyah hudozhestvennoj gimnastiki so special'no-dvigatel'nymi sposob-nostyami sportsmenok [The relationship between the quality of throws in group exercises of rhythmic gymnastics and the special motor abilities of female athletes] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University named after P.F. Lesgafta]. 2017. No. 1(143). P. 95-98.

4. Model'nye harakteristiki komponentov ispolnitel'skogo masterstva gimnastok gruppovyh uprazhnenij, vystupayushchih v sorevnovaniyah po mnogobor'yu [Model characteristics of the components of performing skills of group exercise gymnasts performing in all-around competitions] / E.S. Kryuchek [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2015. No. 2(120). P. 76-80.

5. Ob"ektivnye faktory uspeshnogo vypolneniya perebrosok v gruppovyh uprazhne-niyah hudozhestvennoj gimnastiki [Objective factors of successful execution of throws in group exercises of rhythmic gymnastics] / E.N. Medvedeva [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgafta]. 2018. No. 6(160). P. 117-123.

6. Panteleeva E.A. Ocenka predpolagaemoj rezul'tativnosti vystuplenij yunyh gim-nastok v gruppovyh uprazhneniyah po psihologo-pedagogicheskim harakteristikam sportsme-nok [Assessment of the expected performance of young gymnasts in group exercises based on the psychological and pedagogical characteristics of athletes] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgafta]. 2015. No. 3(21). P. 236-239.

7. Semibratova I.S. Sovershenstvovanie vypolneniya perebrosok predmetov v grup-povyh uprazhneniyah hudozhestvennoj gimnastiki [Improving the implementation of throwing objects in group exercises of rhythmic gymnastics] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgafta]. 2007. No. 1(23). P. 65-67.

8. Stepanova I.A., Anisimova A.A. Faktory, vliyayushchie na kachestvo broskovyh dvizhenij s raznorodnymi predmetami v gruppovyh uprazhneniyah hudozhestvennoj gimnas-tiki [Factors influencing the quality of throwing movements with different objects in group exercises of rhythmic gymnastics] // Experimental and innovative activities, potential for the development of the field of physical culture and sports: collection. materials Vseros. scientific-practical conf.: in 2 volumes / under general. ed. T.V. Fendel. Tchaikovsky: ChGIFK Publishing House, 2020. T. 2. P. 176-181.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Udalova M.A., Bolotin A.E., Bystrova I.V. Mnogokomponentnaya metodika ob-especheniya nadezhnosti pri vypolnenii gruppovyh uprazhnenij po hudozhestvennoj gimnas-tike [Multicomponent methodology for ensuring reliability when performing group exercises in rhythmic gymnastics] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2021. Iss. 2. P. 135-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.