Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОВМЕЩЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВОК В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ГИМНАСТОК'

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОВМЕЩЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВОК В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ГИМНАСТОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология / тренировочный процесс / гимнастки / физическая подготовка / предметная подготовка / technology / training process / gymnasts / physical training / subject training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Удалова Маргарита Александровна

Представлены результаты применения технологии совмещения предметной и физической подготовок в тренировочном процессе гимнасток, выступающих в групповых упражнениях. Установлено, что в связи с отменой максимальной оценки за «трудность», сложность и скорость соревновательной композиции возросли в несколько раз, возникла потребность в модернизации тренировочного процесса гимнасток, выступающих в групповых упражнениях по художественной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF APPLYING THE TECHNOLOGY OF COMBINING SUBJECT AND PHYSICAL TRAINING IN THE TRAINING PROCESS OF GYMNASTS

The results of applying the technology of combining object and physical training in the training process of female gymnasts performing in group exercises are presented. It was established that due to the abolition of the maximum mark for "difficulty", the complexity and speed of the competitive composition increased several times, there was a need to modernize the training process of gymnasts performing in group exercises in rhythmic gymnastics.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОВМЕЩЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВОК В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ГИМНАСТОК»

УДК 796.41 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-7-102-108

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОВМЕЩЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВОК В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ГИМНАСТОК

М.А. Удалова

Представлены результаты применения технологии совмещения предметной и физической подготовок в тренировочном процессе гимнасток, выступающих в групповых упражнениях. Установлено, что в связи с отменой максимальной оценки за «трудность», сложность и скорость соревновательной композиции возросли в несколько раз, возникла потребность в модернизации тренировочного процесса гимнасток, выступающих в групповых упражнениях по художественной гимнастике.

Ключевые слова: технология, тренировочный процесс, гимнастки, физическая подготовка, предметная подготовка.

Удалова Маргарита Александровна, аспирант, margosha 1991 rita@mail.т, Россия, Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Отличительной особенностью художественной гимнастики являются упражнения с различными предметами. Они составляют основное содержание технической подготовки гимнасток, выступающих как в индивидуальных, так и в групповых упражнениях. Функциональность подготовки обусловлена возможностью совершенствования направленности и содержания спортивной тренировки. Используемый функциональный подход к сопряженному решению нескольких задач отвечает формальным критериям и требует простой перегруппировки используемых средств, методов и методических приемов для уси -ления воздействия.

Целью исследования является апробация разработанной технологии совмещения предметной и физической подготовок в тренировочном процессе гимнасток.

Задачей исследования является изучение эффективности приме -нения технологий совмещения предметной и физической подготовок как элемента комплексной программы подготовки гимнасток к соревнователь -ной деятельности.

RESULTS OF APPLYING THE TECHNOLOGY OF COMBINING SUBJECT AND PHYSICAL TRAINING IN THE TRAINING PROCESS OF GYMNASTS

Udalova M.A., graduate student, margosha 1991rita@mail.ru, Russia, St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia

The results of applying the technology of combining object and physical training in the training process of female gymnasts performing in group exercises are presented. It was established that due to the abolition of the maximum mark for "difficulty", the complexity and speed of the competitive composition increased several times, there was a need to modernize the training process of gymnasts performing in group exercises in rhythmic gymnastics.

Key words: technology, training process, gymnasts, physical training, subject training.

Методика и организация исследования. Контрольные испытания - тестирование физической и технической подготовленности гимнасток.

Для выявления различий в уровне физической подготовленности гимнасток, использовались тесты: «шпагат с опоры на правую, левую ногу», «поднимание ног в висе», «разножки», «переворот вперед», «двойные прыжки».

Уровень технической подготовленности гимнасток с предметом определялся с помощью комплексов упражнений, включающих фундаментальные и нефундаментальные технические группы, характерные для каждого предмета (скакалка, обруч, мяч, булавы). В случае оценки результативности тестирования использовались сбавки за исполнение (Е) для технических групп предмета, предусмотренные правилами соревнований по художественной гимнастике. Оценка производилась группой экспертов.

Данная технология применялась в подготовительной части тренировочного занятия. Наблюдение осуществлялось за 14 гимнастками в возрасте 16-19 лет, выступавшими по программе мастеров спорта. Для эксперимента были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. Общая продолжительность исследования в подготовительном и соревновательном периодах годичного цикла составила 35 недель, 190 тренировочных занятий, в предсоревновательном мезоцикле тренировочные занятия проводились два раза в день. Характер тренировочной работы по объему и преимущественной направленности нагрузки у представителей обеих групп был одинаковым до начала проведения эксперимента. В течение исследования контрольная группа гимнасток тренирова -лась по стандартной системе подготовки, экспериментальной же группе были предложены средства совмещения видов специальной подготовки. Все применяемые средства соответствовали функциональным, физическим и техническим возможностям гимнасток.

Средствами и методами экспериментальной технологии совмеще -ния предметной и физической подготовок в подготовительной части тренировочного занятия являлись комплексы, включающие три блока упражнений:

- блок № 1: серии прыжков через скакалку различной сложности, комплексы силовых упражнений для рабочих групп мышц в сочетании с предметами и без предметов (они обеспечивали развитие гибкости, специ -альной выносливости, скоростно-силовых способностей);

- блок № 2: включал комплексы в виде небольших комбинаций упражнений с предметами (фундаментальные и нефундаментальные тех -нические группы предметов) в сочетании с бросковыми действиями и ловли различной вариативности;

- блок № 3: включал упражнения на развитие специальных двига -тельных способностей и был направлен на совершенствование элементов «трудности» тела (BD), входящих в состав соревновательной композиции (прыжков, преакробатических элементов, равновесий и поворотов) [8].

Применяемая технология чередовалась с хореографической подго -товкой по дням недели.

В результате применения экспериментальной технологии обеспечивалось постепенное снижение нагрузки от ударного микроцикла к сорев -новательному. Структура тренировочного занятия в группах также не имела отличий, включая подготовительную, основную и заключительную части.

Результаты исследования и их обсуждение. В основу предложенной технологии совмещения видов специальной подготовки гимнасток заложена концепция прогрессирующего уровня нагрузки, стимулирующая участвующие в работе физиологические системы.

Для активизации адаптационных систем целенаправленно повыша -лась одна из двух переменных физической нагрузки - объема и интенсивности [5].

В структуре и содержании такого занятия отчетливо проявлялись связи между компонентами тренировки внетренировочными факторами, временными ресурсами и условиями. Содержание и продолжительность каждой части тренировочного занятия (при сохранении базовой струк-туры) вариативны, так как зависят от совокупности функциональных составляющих: направленности тренировки, оперативного (и текущего) состояния гимнасток, условий работы (внешних факторов) [1].

В последовательных частях тренировочного занятия проявляются разные уровни физической работоспособности гимнасток: нарастание в подготовительной части, достижение ее пика в основной и снижение в конце тренировки [3].

Во время тренировочного процесса у гимнасток наблюдалось несколько зон физической работоспособности: предрабочих сдвигов, вра-батываемости, относительно устойчивого состояния работоспособности и снижения работоспособности. Достигаемые в этих зонах функциональные сдвиги обеспечивают оптимальные условия для энергообеспечения работы. Для содержания каждой части тренировочного занятия характерно использование специальных упражнений [2].

В подготовительной части тренировочного занятия решаются задачи развития и совершенствования физических способностей, совер-шенствования предметной и беспредметной подготовок, совершенствования «школы» движения, решаемые с помощью хореографической и танце -вально-двигательной подготовки гимнасток. Специальная подготовка гимнасток имеет многогранное содержание, которая определяется уровнем развития данной спортивной специализации в мире [4]. В этой связи специальная подготовка гимнасток носит интегративный характер. Отметим, что при плохой разминке возрастают риски травмирования рабочих групп мышц гимнасток и ухудшения работы сердечно-сосудистой системы.

В основной части тренировочного занятия, продолжительность которой составляет большую часть временных затрат, решаются задачи становления, реализации и совершенствования соревновательной композиций. Она включает выполнение «трудностей» обмена (ED) и тела (BD), сотрудничества различной степени сложности (СС, CR, СЯЯ, CRRR), построения, перестроения, комбинации танцевальных шагов и элементы с динамическим вращением [8] в сочетании с единообразием, синхронностью и высокой степенью надежности выполнения данных компонентов композиции [6].

Заключительная часть тренировочного процесса носит адаптивный характер и направлена на постепенное снижение нагрузки для приведения организма в оптимальное состояние и подведение итогов.

При первичной обработке статистически значимых различий в уровне подготовленности гимнасток обеих групп не выявлено. Следовательно, анализируемые выборки до начала эксперимента были приблизительно на одном уровне (р>0,05)

В результате проведенного эксперимента по оценке физической подготовленности гимнасток было выявлено, что наибольший прирост показателей в экспериментальной группе наблюдался в тестировании «двойные прыжки» в скакалку 94,667±3,896 против 85,334±0,833 (р<0,05). У гимнасток экспериментальной группы наблюдалось значительное уве -личение амплитуды в тестировании «шпагат с опоры на правую, левую ногу» 2,465±0,8229 и 5,379±1,162 (р<0,05), 24±0,952 против 13,237±1,415, Ф<0,05).

В ходе сравнительного анализа в тестировании «разножки» также были выявлены достоверные различия - 16,834±0,771 и 14,5±0,679, ф<0,05) соответственно.

Улучшение показателей в тестировании «поднимание ног в висе» у гимнасток экспериментальной группы по сравнению с контрольной также отличились повышением их уровня - 18±0,749 и 15±1,096, (р<0,05) соответственно.

По результатам тестирования «переворот вперед» выявлено достоверное улучшение как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Однако наибольший прирост показали гимнастки экспериментальной группы - 4,5±0,245 против 3,167±0,595 ф<0,05).

В результате педагогического эксперимента было установлено позитивное влияние использования педагогической технологии совмещения предметной и физической подготовок на оценку технической подготовленности с предметом. Наибольший прирост показателей в экспериментальной группе выявлен в комплексах контрольных упражнений с обручем - 0,817±0,063 против 1,274±0,101 и булавами 0,842±0,064 против 1,339±0,112 (p<0,05) соответственно.

В ходе исследования достоверные улучшения выявлены в ком -плексе контрольных упражнений со скакалкой - 0,984±0,112 против 1,417±0,149 ф<0,05).

При оценке технической подготовленности с мячом достоверные различия наблюдались как в контрольной, так и в экспериментальной группе гимнасток. Однако наибольший прирост наблюдался именно в экспериментальной группе - 1,284±0,058 против 2,028±0,055 (р<0,05). Данные показатели свидетельствуют о значительном снижении количества грубых ошибок, в частности потеря предмета при выполнении бросков и ловли предмета в соответствии с «критериями».

Таким образом, результаты проведенного педагогического экспе -римента, в ходе которого апробировалась разработанная технология совмещения предметной и физической подготовки гимнасток, выступающих в групповых упражнениях, доказали ее высокую эффективность. Это позволяет утверждать, что достижение пиковых спортивных результатов к окончанию предсоревновательного мезоцикла связано с использованием разработанной технологии, обеспечивающей тонкую регуляцию функций, повышение резервов адаптации к нагрузке.

Выводы: 1. Теоретически и экспериментально обоснованная техно -логия оказывает стимулирующее воздействие, рационально сочетаемая с различными видами подготовки. Выявлен более высокий уровень техниче -ской подготовленности с предметом гимнасток экспериментальной группы, который проявился в снижении числа ошибок, приходящих на двигательные действия с предметом, в частности бросков и ловли в соответствии с «критериями». Также увеличен уровень психологической кон -центрации при выполнении элементов соревновательной композиции. Это свидетельствует о целесообразности использования технологии совмещения предметной и физической подготовок в тренировочном процессе гимнасток, специализирующихся в групповых упражнениях.

2. Выявлена прогрессивная динамика развития физических способностей гимнасток экспериментальной группы, которая позволила повысить техническую ценность соревновательной композиции, тем самым подняв ее конкурентоспособность. У гимнасток наблюдалось значительное увели -чение скорости выполнения двигательных действий с предметом и без него, повысилась амплитуда движений. Также удалось снизить величину ошибок при выполнении соревновательной композиции и достичь более высокого результата в соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Винер И.А., Терехина Р.Н., Пирожкова Е.А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне ХХХ Олимпийских игр // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес -гафта. 2012. № 4 (86). С. 26-31.

2. Краева Е.С., Степанова И.А. Взаимосвязь качества выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики со специально-двигательными способностями спортсменок // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (143). С. 95-98.

3. Креативные методы управления предсоревновательной подготовкой в художественной гимнастике: монография / С.А. Барченко [и др.]. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. 160 с.

4. Модельные характеристики компонентов исполнительского мас -терства гимнасток групповых упражнений, выступающих в соревнованиях по многоборью / Е.С. Крючек [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 2 (120). С. 76-80.

5. Объективные факторы успешного выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 117-123.

6. Семибратова И.С. Совершенствование выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2007. № 1 (23). С. 65-67.

7. Степанова И.А., Анисимова А.А. Факторы, влияющие на качество бросковых движений с разнородными предметами в групповых уп -ражнениях художественной гимнастики // Экспериментальная и инно -вационная деятельность, потенциал развития отрасли физической культуры и спорта: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т.В. Фендель. Чайковский: Изд-во ЧИФК, 2020. Т. 2. С. 176-181.

8. Удалова М.А. Технология совмещения предметной и физической подготовки гимнасток, выступающих в групповых упражнениях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 1 (203). С. 427-430.

References

1. Viner I.A., Terekhina R.N., Pirozhkova E.A. Analiz sorevnovatel'noj deyatel'nosti gimnastok v gruppovyh uprazhneniyah nakanune HHH Olimpijskih igr [Analysis of the competitive activity of female gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2012. No. 4 (86). P. 26-31.

2. Kraeva E.S., Stepanova I.A. Vzaimosvyaz' kachestva vypolneniya perebrosok v gruppovyh uprazhneniyah hudozhestvennoj gimnastiki so special'no-dvigatel'nymi sposob-nostyami sportsmenok [Interrelation of the quality of performing transfers in group exercises of rhythmic gymnastics with the special motor abilities of athletes] // Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2017. No. 1 (143). P. 95-98.

3. Kreativnye metody upravleniya predsorevnovatel'noj podgotovkoj v hudozhest-vennoj gimnastike [Creative methods of managing precompetitive training in rhythmic gymnastics]: monografiya / S.A. Barchenko [et al.]. SPb.: Publishing house of the Russian State Pedagogical University im. A. I. Herzen, 2020. 160 p.

4. Model'nye harakteristiki komponentov ispolnitel'skogo masterstva gimnastok gruppovyh uprazhnenij, vystupayushchih v sorevnovaniyah po mnogobor'yu [Model characteristics of the performance skills components of gymnasts in group exercises performing in all-around competitions] / E.S. Kryuchek [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Les-gafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2015. No. 2 (120). P. 7680.

5. Ob"ektivnye faktory uspeshnogo vypolneniya perebrosok v gruppovyh uprazhne-niyah hudozhestvennoj gimnastiki [Objective factors for the successful implementation of transfers in group exercises of rhythmic gymnastics] / E.N. Medvedeva [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 6 (160). P. 117-123.

6. Semibratova I.S. Sovershenstvovanie vypolneniya perebrosok predmetov v gruppovyh uprazhneniyah hudozhestvennoj gimnastiki [Improving the performance of object transfers in group exercises of rhythmic gymnastics] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2007. No. 1 (23). P. 65-67.

7. Stepanova I.A., Anisimova A.A. Faktory, vliyayushchie na kachestvo broskovyh dvizhenij s raznorodnymi predmetami v gruppovyh uprazhneniyah hudozhestvennoj gimnastiki [Factors influencing the quality of throwing movements with heterogeneous objects in rhythmic gymnastics group exercises] // Experimental and innovative activity, development potential of the branch of physical culture and sports: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf. / under total ed. T.V. Fendel. Tchaikovsky: CHIFK Publishing House, 2020. Vol. 2. P. 176-181.

8. Udalova M.A. Tekhnologiya sovmeshcheniya predmetnoj i fizicheskoj podgotovki gimnastok, vystupayushchih v gruppovyh uprazhneniyah [Technology of combining subject and physical training of female gymnasts performing in group exercises] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2022. No. 1 (203). P. 427-430.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.