Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ ГИМНАСТОК, ВЫСТУПАЮЩИХ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ'

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ ГИМНАСТОК, ВЫСТУПАЮЩИХ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная гимнастика / специальная выносливость / групповые упражнения / экспериментальные комплексы упражнений / rhythmic gymnastics / special endurance / group exercises / experimental exercise complexes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Анна Владимировна

Раскрыто значение и структура специальной выносливости гимнасток-«художниц» на основе анализа литературы. Представлена экспериментальная методика развития специальной выносливости гимнасток высокого класса, выступающих в групповых упражнениях. Выявлены ошибки при выполнении групповых упражнений гимнастками, выступающими по программе мастеров спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ENDURANCE OF GYMNASTS PERFORMING IN GROUP EXERCISES

The meaning and structure of special endurance of female gymnasts are revealed on the basis of literature analysis. An experimental methodology for the development of special endurance of high-class gymnasts performing in group exercises is presented. Errors were revealed when performing group exercises by gymnasts performing according to the program of masters of sports.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ ГИМНАСТОК, ВЫСТУПАЮЩИХ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ»

1

Спорт [Sport]

УДК 796.41 10.24412/2305-8404-2021-7-87-94

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ ГИМНАСТОК,

ВЫСТУПАЮЩИХ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

А.В. Титова

Раскрыто значение и структура специальной выносливости гимнасток-

«художниц» на основе анализа литературы. Представлена экспериментальная мето-

дика развития специальной выносливости гимнасток высокого класса, выступающих в

групповых упражнениях. Выявлены ошибки при выполнении групповых упражнений

гимнастками, выступающими по программе мастеров спорта.

Ключевые слова: художественная гимнастика, специальная выносливость,

групповые упражнения, экспериментальные комплексы упражнений.

SPECIAL ENDURANCE Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук,

OF GYMNASTS PERFORMING доц., ann29357975@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский

IN GROUP EXERCISES государственный педагогический университет имени

Л.Н. Толстого

Titova A.V., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, ann29357975@

yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Pedago- Высокий уровень развития всех

gical University of L.N. Tolstoy без исключения физических качеств яв-

The meaning and structure of special endur- ляется основой для успешного овладения

ance of female gymnasts are revealed on the другими видами подготовки: техниче-

basis of literature analysis. An experimental ской и тактической [6]. Для достижения

methodology for the development of special

endurance of high-class gymnasts performing высокого спортивного результата в лю-

in group exercises is presented. Errors were бом виде спорта необходимо сбаланси-

revealed when performing group exercises by

gymnasts performing according to the pro- рованно и разносторонне развивать все

gram of masters of sports. качества [2, 4, 9].

Специалистами в области художе-

Key words: rhythmic gymnastics, special en-

durance, group exercises, experimental exer- ственной гимнастики предпринималось

cise complexes. немало попыток ранжировать двигатель-

ные способности по степени значимости для определения их влияния на

спортивный результат [7]. Так, в федеральном стандарте спортивной под-

готовки по виду спорта «художественная гимнастика» влияние физических

качеств гимнасток на результативность спортивной деятельности пред-

ставлено следующим образом (табл. 1) [5].

На наш взгляд, такая градация не вполне оправдана, поскольку

художественная гимнастика – это многоплановый вид спорта и разнообра-

зие гимнастических упражнений требует развития всех без исключения

физических качеств на высоком уровне. Особенностью физической подго-

товки в художественной гимнастике, по мнению Е.А. Пирожковой (2011),

А.А. Супрун, Е.Н. Терехиной (2018), является то, что результативность

спортивной деятельности определяется не абсолютными величинами

одного из качеств: гибкости, силы, быстроты, выносливости, координации

– а особыми связями между различными компонентами двигательных про-

явлений [4, 8].

87

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

Таблица 1

Влияние физических качеств на результативность

по виду спорта «художественная гимнастика»

Физические качества Уровень влияния

Мышечная сила 2

Скоростные способности 2

Вестибулярная устойчивость 3

Гибкость 3

Координационные способности 3

Выносливость 2

Примечание: 2 – среднее влияние; 3 – значительное влияние.

Многие авторы высказывают мнение, что значение специальной

выносливости в художественной гимнастике недооценено [2, 3], так как

другие качества (гибкость, координация, сила, быстрота) способны прояв-

ляться максимально эффективно лишь при условии многократного повто-

рения упражнений, что требует высокого уровня развития выносливости.

Также выносливость определяет способность переносить большие объемы

нагрузок в тренировке, влияет на здоровье и спортивное долголетие спорт-

сменок.

Готовясь к стартам, гимнастки, как правило, выполняют достаточно

большой объем тренировочной работы, это связано с неуклонной интен-

сификацией соревновательной деятельности и высокой конкуренцией в

художественной гимнастике. Поэтому первоочередной задачей является

необходимость формирования у спортсменок надежных и вариативных

двигательных навыков. Для стабильного выполнения сложных в техниче-

ском плане элементов, по мнению И.А. Винер (2014), требуется высочай-

ший уровень развития не только гибкости и координации – ведущих физи-

ческих качеств для гимнасток-«художниц», но и максимальный уровень

развития всех видов выносливости [10].

Считаем, что особенное значение данное физическое качество

приобретает в групповых упражнениях художественной гимнастики [9].

В этой дисциплине техническая сложность соревновательных программ в

связи с открытием окончательной оценки за выступление группы стреми-

тельно и неуклонно растет, а продолжительность группового упражнения в

2 раза больше (2,5 мин), чем в индивидуальной программе (1,5 мин), что

требует более высокого уровня функциональной подготовленности спорт-

сменок, а значит и проявления выносливости.

В рамках исследования провели видеоанализ выступлений силь-

нейших групповых команд на главных стартах страны: на чемпионате Рос-

сии (январь 2020 г., г. Москва) и на кубке России (октябрь 2020 г.,

88

3

Спорт [Sport]

г. Москва). Всего было просмотрено 146 выступлений. Полученные дан-

ные свидетельствуют о практической актуальности проблемы развития

специальной выносливости у гимнасток-групповичек.

Было выявлено увеличение общего количества допускаемых гимна-

стками ошибок в заключительной части соревновательных композиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, в упражнении с пятью мячами общее количество ошибок в первой

части упражнения составило 15,2, а во второй части – 20,6, в упражнении с

тремя обручами и двумя парами булав – 14,2 и 17,8 соответственно. По

нашему мнению, причиной этого является соревновательное утомление,

нехватка физических ресурсов в процессе состязаний гимнасток вследст-

вие недостаточного уровня развития специальной выносливости. Именно

во второй части соревновательной программы групповых упражнений по

художественной гимнастике увеличивается число ошибок при выполнении

не только трудностей предмета, но и элементов тела (табл. 2).

Таблица 2

Ошибки при выполнении групповых упражнений гимнастками,

выступающими по программе мастеров спорта, %

Количество ошибок

В первой части упражнения Во второй части упражнения

3 обруча, 3 обруча,

Ошибки 5 мячей, 5 мячей,

2 пары булав, 2 пары булав,

кол-во ошибок кол-во ошибок

кол-во ошибок кол-во ошибок

/ % от общ. / % от общ.

числа / % от общ. / % от общ.

числа

числа числа

Потеря

2,3 / 15,1 1,8 / 12,6 4,1 / 19,9 3,3 / 18,5

предмета

Неточная тра-

ектория полета 3,6 / 23,6 4,6 / 32,3 5,8 / 28,1 5,2 / 29,2

предмета

Неправильная

6,2 /40,7 4,4 / 30,9 6,7 / 32,5 4,7 / 26,4

ловля

Столкновение

0,7 / 4,6 1,3 / 9,1 1,5 / 7,2 1,1 / 6,1

предметов

Ошибки в эле-

2,4 / 16 2,1 / 15,1 2,5 / 13,3 3,5 / 19,8

ментах тела

Общее кол-во 15,2 / 100 14,2 /100 20,6 / 100 17,8 / 100

Учитывая актуальность вышеизложенного и данные поисковых

исследований, нами была сформулирована цель – разработать и экспери-

ментально обосновать эффективность методики, направленной на развитие

специальной выносливости гимнасток высокого класса, выступающих в

групповых упражнениях.

89

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

В педагогическом эксперименте приняли участие спортсменки

высокого класса (мастера спорта России) – сборная команда Тульской

области № 1 по групповым упражнениям (5 чел.) и сборная команда Туль-

ской области № 2 (6 чел.), все спортсменки занимаются на этапе спортив-

ного совершенствования в МБУ СШ «Триумф» г. Тулы. Эксперименталь-

ная часть исследования продолжалась в течение 3 мес., что соответство-

вало подготовительному этапу в годичном цикле подготовки гимнасток.

Основу экспериментальной методики развития специальной вынос-

ливости у гимнасток-«групповичек» составили два комплекса упражнений,

которые включали в подготовительную и заключительную части тре-

нировки. Эти комплексы выполнялись ежедневно (6 раз в неделю) на про-

тяжении подготовительного периода к основному старту сезона – чемпио-

нату России (3 мес.).

В подготовительную часть занятия в течение 40 мин включали ком-

плекс № 1, состоящий из четырех блоков упражнений: «Бег и прыжки

через скакалку», «Классический или народный экзерсис у станка», «Эле-

менты акробатики с предметами» и «Силовые упражнения в парах».

Продолжительность бега и прыжков со скакалкой была в среднем

4–5 мин. Гимнастки перемещались по кругу по периметру гимнастиче-

ского ковра без пауз для отдыха. Комплекс данных упражнений включал

разнообразные виды прыжков и бега. Координационная сложность зада-

ний и интенсивность нагрузки постепенно увеличивалась. Данные упраж-

нения способствовали увеличению частоты сердечных сокращений и под-

готовке опорно-двигательного аппарата к предстоящей работе.

Продолжительность хореографического экзерсиса у станка состав-

ляла в среднем 20 мин. Комплекс упражнений выполнялся поточным спо-

собом под музыкальное сопровождение и состоял из 10 комбинаций. Чере-

довали выполнение упражнений в классическом и народном стиле с целью

повышения координационной выносливости гимнасток и способности

длительное время сохранять равновесие, стоя на высоких выворотных по-

лупальцах.

«Элементы акробатики с предметами» выполнялись в среднем

10 мин. Применялись задания, выполняемые в среднем темпе по прямой

линии длиной 10–11 м от одного конца прямой к другому и обратно без

пауз отдыха. В основном использовались броски и ловли предмета с пре-

акробатическими элементами тела невысокой сложности (R-риски). Зада-

ние менялось каждый раз при смене направления движения.

Блок «Силовые упражнения в парах» имел продолжительность

5 мин и включал небольшой набор упражнении (10–12), подготавливаю-

щий основные группы мышц для основной части тренировки. Задания вы-

полнялись парами для развития синхронности и чувства партнера – ка-

честв, необходимых гимнасткам, выступающим в групповых упражнениях.

90

5

Спорт [Sport]

Интенсивность нагрузки с применением экспериментальных ком-

плексов менялась за счет:

1) уменьшения интервалов отдыха между блоками с 90 до 60 с;

2) изменения частоты прыжков и беговых шагов в блоке «Бег и

прыжки через скакалку» со 110 прыжков и беговых шагов в минуту до

170 прыжков;

3) изменения в хореографическом блоке музыкального размера с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4/4 (медленный темп) до 2/4 (быстрый темп) [1];

4) увеличения в блоке «Элементы акробатики с предметами» коор-

динационной сложности упражнений и темпа их выполнения (табл. 3).

Таблица 3

Экспериментальный комплекс упражнений для развития специальной

выносливости гимнасток, выступающих в групповых упражнениях

Продолжи-

Блок комплекса Задачи блока Средства

тельность

Бег и прыжки через Увеличение частоты Различные виды бега и 45 мин

скакалку сердечных сокращений прыжков через скакал-

и подготовка опорно- ку

двигательного аппарата

к предстоящей работе

Классический или Повышение координа- Основные элементы 20 мин

народный экзерсис ционной выносливости классической и народ-

у станка гимнасток и способно- ной хореографии

сти длительное время

сохранять равновесие,

стоя на высоких выво-

ротных полупальцах

Элементы акробатики Повышение показате- Броски и ловли пред- 10 мин

с предметами лей частоты сердечных мета с преакробатиче-

сокращений и развитие скими элементами тела

«акробатической» вы- невысокой сложности

носливости (R–риски)

Силовые упражнения Развитие силовой вы- Упражнения силового 5 мин

в партере носливости, подготовка характера для различ-

к основной части заня- ных мышечных групп

тия, развитие синхрон-

ности движений

На основе анализа правил соревнований и литературных данных по

теме исследования разработали комплекс упражнений № 2, который

направлен на развитие специальных видов выносливости, связанных со

спецификой двигательной деятельности гимнасток. Интегральным показа-

телем специальной выносливости в художественной гимнастике является

так называемая «композиционная» выносливость. Она включает пируэт-

91

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

ные, прыжковые, равновесные и акробатические виды двигательных дей-

ствий, выполнение которых обусловлено высоким уровнем развития сило-

вых, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей и

гибкости.

Комплекс № 2 включался в конец основной части занятия и состоял

из 4 блоков: для развития «пируэтной», «равновесной», «прыжковой» и

«акробатической» выносливости. Представленные блоки упражнений

применялись поочередно по одному в день и имели продолжительность

примерно 15 мин. Количество технических элементов в пределах одного

блока варьировалось от четырех (пируэты) до десяти (прыжки, преакроба-

тические элементы).

В настоящее время получены данные внедрения экспериментальной

методики, направленной на развитие специальной выносливости спорт-

сменок высокого класса, выступающих в групповых упражнениях. Резуль-

таты обрабатываются математически, проводится их анализ, формулиру-

ются выводы и практические рекомендации для тренеров, работающих с

гимнастками-«художницами». Представить полученные результаты пла-

нируем в дальнейших публикациях по теме нашего исследования.

Список литературы

1. Безуглая Г.А. Координация музыкального и хореографического

материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока

классического танца // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вага-

новой. СПб.: Изд-во АРБ, 2016. С. 23–29.

2. Говорова М.А., Плешкань А.В. Специальная физическая подго-

товка юных спортсменов высокой квалификации в художественной гимна-

стике: учеб. пособие. М.: Всерос. фед. худ. гимн., 2001. 50 с.

3. Пирожкова Е.А., Карпенко Л.А. Подходы к развитию специаль-

ной выносливости в гимнастических дисциплинах // Культура физическая

и здоровье. 2011. № 4 (34). С. 24–27.

4. Пирожкова Е.А., Карпенко Л.А. Проблемы классификации и

оценки специальной выносливости в художественной гимнастике // Гим-

настика: сб. науч. трудов. СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2009. Вып.

VII. С. 41–46.

5. Приказ Минспорта России от 20.08.2019 № 675 (ред. от

21.12.2020) «Об утверждении федерального стандарта спортивной подго-

товки по виду спорта «художественная гимнастика» (с изменениями и до-

полнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/ 72682824/

(дата обращения: 18.04.21).

92

7

Спорт [Sport]

6. Теория и методика обучения базовым видам спорта: формирова-

ние профессионально-педагогических компетенций средствами гимна-

стики: учеб. пособие / Е.Н. Медведева [и др.]. СПб., 2019. 184 с.

7. Теория и методика художественной гимнастики: артистичность и

пути ее формирования: учеб. пособие / И.А. Винер-Усманова [и др.]. М.:

Изд-во «Человек», 2015. 120 с.

8. Терехина Р.Н., Винер-Усманова И.А., Медведева Е.Н. Теория и

методика художественной гимнастики: подготовка спортивного резерва:

учеб. пособие. М.: Спорт, 2018. 360с.

9. Титова А.В., Борисова В.В. Специальная физическая подготовка

в художественной гимнастике: учеб.-метод. пособие. Тула, 2018. 57 с.

10. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы

развития: учеб. пособие / И.А. Винер-Усманова [и др.]. М.: Изд-во «Чело-

век», 2014. 200 с.

References

1. Bezuglaya G.A. Koordinaciya muzykal'nogo i horeograficheskogo materiala v

processe osushchestvleniya muzykal'nogo soprovozhdeniya uroka klassicheskogo tanca

[Coordination of musical and choreographic material in the process of implementing musical

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

accompaniment for a classical dance lesson] // Vestnik Akademii Russkogo baleta im.

A.Ya. Vaganovoj [Bulletin of the Academy of Russian Ballet. I. Vaganova]. SPb.: Publishing

house ARB, 2016. P. 23–29.

2. Govorova M.A., Pleshkan' A.V. Special'naya fizicheskaya podgotovka yunyh

sportsmenov vysokoj kvalifikacii v hudozhestvennoj gimnastike [Special physical training of

young athletes of high qualifications in rhythmic gymnastics]: textbook. allowance. M.: Vse-

ros. fed. thin anthem., 2001. 50 p.

3. Pirozhkova E.A., Karpenko L.A. Podhody k razvitiyu special'noj vynoslivosti v

gimnasticheskih disciplinah [Approaches to the development of special endurance in gym-

nastic disciplines] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health]. 2011.

No. 4 (34). P. 24–27.

4. Pirozhkova E.A., Karpenko L.A. Problemy klassifikacii i ocenki special'noj vy-

noslivosti v hudozhestvennoj gimnastike [Problems of classification and assessment of special

endurance in rhythmic gymnastics] // Gymnastics: collection of articles. scientific. works.

SPb.: Publishing house of NSU im. P.F. Lesgafta, 2009. Issue VII. P. 41–46.

5. Prikaz Minsporta Rossii ot 20.08.2019 № 675 (red. ot 21.12.2020) «Ob ut-

verzhdenii federal'nogo standarta sportivnoj podgotovki po vidu sporta «hudozhestvennaya

gimnastika» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Order of the Ministry of Sports of Russia

dated 20.08.2019 No. 675 (revised from 21.12.2020) "On the approval of the federal standard

of sports training in the sport of" rhythmic gymnastics "(with amendments and additions)]

[Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/72682824/ (date of access: 18.04.21).

6. Teoriya i metodika obucheniya bazovym vidam sporta: formirovanie profession-

al'no-pedagogicheskih kompetencij sredstvami gimnastiki [Theory and methodology of

teaching basic sports: the formation of professional and pedagogical competencies by means

of gymnastics]: textbook. allowance / E.N. Medvedev [et al.]. SPb., 2019. 184 p.

93

8

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

7. Teoriya i metodika hudozhestvennoj gimnastiki: artistichnost' i puti ee formirova-

niya [Theory and methodology of rhythmic gymnastics: artistry and ways of its formation]:

textbook. allowance / I.A. Viner-Usmanova [et al.]. M.: Publishing house "Chelovek", 2015.

120 p.

8. Terekhina R.N., Viner-Usmanova I.A., Medvedeva E.N. Teoriya i metodika hu-

dozhestvennoj gimnastiki: podgotovka sportivnogo rezerva [Theory and methodology of

rhythmic gymnastics]: textbook. allowance. M.: Sport, 2018. 360 p.

9. Titova A.V., Borisova V.V. Special'naya fizicheskaya podgotovka v hudozhest-

vennoj gimnastike [Special physical training in rhythmic gymnastics]: teaching method. al-

lowance. Tula, 2018. 57 p.

10. Hudozhestvennaya gimnastika: istoriya, sostoyanie i perspektivy razvitiya

[Rhythmic gymnastics: history, state and development prospects]: textbook. allowance /

I.A. Viner-Usmanova [et al.]. M.: Publishing house "Chelovek", 2014. 200 p.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.