Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ'

ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная гимнастика / групповые упражнения / соревновательные программы / координационная выносливость / тренировочный процесс / rhythmic gymnastics / group exercises / competitive programs / coordination endurance / training process

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Артюх Дарья Васильевна, Сиротина Екатерина Сергеевна, Титова Анна Владимировна

Предложены пути совершенствования исполнительского мастерства спортсменок в групповых упражнениях художественной гимнастики с учетом специфики влияния координационной выносливости на качество исполнения соревновательных программ. Определено количество взаимодействий гимнасток в соревновательных композициях и выявлена взаимосвязь показателей координационной выносливости и количества ошибок в исполнении упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Артюх Дарья Васильевна, Сиротина Екатерина Сергеевна, Титова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF COORDINATION ENDURANCE ON THE QUALITY OF PERFORMANCE OF GROUP EXERCISES OF RHYTHMIC GYMNASTICS

The ways of improving the performing skills of athletes in group exercises of rhythmic gymnastics are proposed, taking into account the specifics of the influence of coordination endurance on the quality of performance of competitive programs. The number of female gymnasts' interactions in competitive compositions was determined, and the relationship between the indicators of coordination endurance and the number of errors in the perform-ance of exercises was revealed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ»

УДК 796.412.2

DOI: 10.24412/2305-8404-2023-8-69-75

ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННОМ ВЫНОСЛИВОСТИ НА КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Е.Н. Медведева, Д.В. Артюх, Е.С. Сиротина, А.В. Титова

Предложены пути совершенствования исполнительского мастерства спортсменок в групповых упражнениях художественной гимнастики с учетом специфики влияния координационной выносливости на качество исполнения соревновательных программ. Определено количество взаимодействий гимнасток в соревновательных композициях и выявлена взаимосвязь показателей координационной выносливости и количества ошибок в исполнении упражнений.

Ключевые слова: художественная гимнастика, групповые упражнения, соревновательные программы, координационная выносливость, тренировочный процесс.

THE INFLUENCE OF COORDINATION ENDURANCE ON THE QUALITY OF PERFORMANCE OF GROUP EXERCISES OF RHYTHMIC GYMNASTICS

Medvedeva E.N., doctor of pedagogical sciences, professor, elena.vlgafk@rambler.ru, Russia, St. Petersburg, National State University of Physical Culture, Sports and Health named after P.F. Lesgaft, Artyukh D.V., master's student, artyukhdv@ mail.ru, Russia, St. Petersburg, National State University of Physical Culture, Sports and Health named after P.F. Lesgaft, Sirotina E.S., candidate of pedagogical sciences, honored coach of Russia, senior coach of Russian Youth National team, ek.sirotina@ mail.ru, Russia, Moscow, Sports and Education Center "Sambo-70", Titova A.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, ann29357975@ yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

The ways of improving the performing skills of athletes in group exercises of rhythmic gymnastics are proposed, taking into account the specifics of the influence of coordination endurance on the quality of performance of competitive programs. The number of female gymnasts' interactions in competitive compositions was determined, and the relationship between the indicators of coordination endurance and the number of errors in the performance of exercises was revealed.

Key words: rhythmic gymnastics, group exercises, competitive programs, coordination endurance, training process.

Медведева Елена Николаевна, д-р пед. наук, проф., elena.vlgafk@rambler.ru, Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

Артюх Дарья Васильевна, магистрант, аг-tyukhdv@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

Сиротина Екатерина Сергеевна, канд. пед. наук, заслуженный тренер России, старший тренер молодежной сборной команды России, ек. sirotina@mail.ru, Россия, Москва, Центр спорта и образования «Самбо-70»,

Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., ann29357975@yandex.т, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

На современном этапе развития художественной гимнастики преобладают сложнокоординационные двигательные действия с предметами, плотность которых достаточно высока, и зачастую окончание одного элемента, являясь началом следующего, определяет в целом качество композиции [1]. Специфику координационной сложности группового упражнения определяет большая, чем индивидуального, продолжительность композиции, необходимость постоянного сотрудничества гимнасток и наличие видов соревновательных про-

грамм, предполагающих выступление с различными предметами: не только однородных, но и смешанных (3+2) [2]. Соответственно, данные особенности проявления координационной сложности повышают вероятность не только технических ошибок, но и композиционных, таких как целостность. В групповых упражнениях ошибка одной из гимнасток может привести к серии ошибок у остальных членов команды и срыву сразу 3-4 дальнейших элементов подряд, приводящих к снижению оценки за все компоненты исполнительского мастерства. Зачастую ошибки совершаются гимнастками именно в заключительной части программы (в интервале 1 мин 40 с - 2 мин 30 с), то есть спортивная форма, характеризующая уровень развития физических качеств и функциональную подготовленность гимнасток, предопределяет возможность многократно и качественно выполнить соревновательную комбинацию [3]. В связи с этим результативность освоения и выполнения современных соревновательных про -грамм групповых упражнений, отличающихся высокой сложностью и интенсивностью, обусловлена достаточным уровнем развития специальной выносливости [4], а именно координационной, что указывает на необходимость научного поиска эффективных путей ее совершенствования у спортсменок.

Цель исследования - определить пути совершенствования исполнительского мастерства спортсменок в групповых упражнениях художественной гимнастики с учетом специфики влияния координационной вынос -ливости на качество исполнения соревновательных программ.

Задачи исследования:

1) обосновать необходимость развития координационной выносливости высококвалифицированных спортсменок для повышения качества исполнения соревновательных комбинаций в групповых упражнениях художественной гимнастики;

2) конкретизировать средства и методы развития координационной выносливости, учитывая формы проявления координационных способностей, уровни построения движений, закономерности развития выносливости в художественной гимнастике.

Методика и организация исследования. В процессе обоснования совершенствования координационной выносливости спортсменок в исследовании был осуществлен ретроспективный анализ правил соревнований и содержания соревновательных программ по групповым упражнениям художественной гимнастики 2008-2020 гг., позволивший подтвердить тенденцию к повышению координационной сложности. На основе педагогических наблюдений за качеством выполнения 192 соревновательных программ групповых упражнений сильнейших команд мира 2008-2020 гг. была выявлена локализация основных ошибок и их связь с координационной выносливостью. Для выявления путей устранения ошибок применялся

опрос тренеров по художественной гимнастике (п=40), экспертная оценка качества повторного выполнения соревновательной композиции групповых упражнений спортсменками сборной команды Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, и педагогическое тестирование их координации движений (МС, п=12). Полученные данные обрабатывались с применением методов математической статистики и подвергались интер -претации.

Результаты исследования и их обсуждение. Несмотря на то что вопросам совершенствования соревновательных программ и повышения специальной выносливости спортсменов в гимнастических дисциплинах уделялось внимание многих специалистов [5-7], на данный момент остаются недостаточно изученными подходы к развитию координационной выносливости с учетом специфики групповых упражнений.

Актуальность изучаемой проблемы подтвердили установленные в ходе предварительных исследований противоречия. Педагогические наблюдения, основной задачей которых являлась конкретизация особенностей современных соревновательных программ групповых упражнений художественной гимнастики, подтвердили, что тенденция к повышению сложности соревновательных программ является неизменной и определяет содержание композиций групповых упражнений художественной гимнастики (рисунок).

2008 2010 2012 2014 2016 2018 2020

.... •••разбросы --"Сотрудничества" с броском

— • • "Сотрудничества" без броска — • - Элементы трудности обмена

Количество взаимодействий гимнасток в соревновательных композициях групповых упражнений художественной гимнастики

с 2008 по 2020 г. (п=192, кол-во)

Анализируя количественные характеристики специфических для групповых упражнений двигательных действий с 2008 по 2020 год, было установлено, что их доля обусловлена требованиями правил соревнований конкретного олимпийского цикла, и потому имеет различную динамику.

Однако в последние годы именно «сотрудничества» с бросками предметов, а также «разбросы» в большей степени определяли содержание программ групповых упражнений художественной гимнастики, их прирост с 2018 по 2020 г. составил 114 и 400 % соответственно. При этом возрастающее количество взаимодействий гимнасток посредством предмета тре -бовало точности и надежности их выполнения, в особенности бросковых элементов. Однако чем больше было бросковых элементов в соревновательной композиции, тем выше риск допустить ошибку. Это подтвердили данные корреляционного анализа: между количеством бросковых элемен -тов в программе и совершаемыми ошибками существовала сильная взаимосвязь (0,89 при р<0,05).

Таким образом, данные наблюдений свидетельствовали, что, с одной стороны, в наличии тенденция на повышение сложности и интенсивности соревновательных композиций групповых упражнений художест-венной гимнастики, а с другой, несоответствие уровня развития координационной выносливости спортсменок непрерывно повышающимся требованиям является причиной снижения качества реализации двигательных программ и демонстрации соревновательной композиции в целом.

Следует предположить, что повышение качества исполнения соревновательных композиций достигается в том числе за счет совершенствования методик специальной физической подготовки и развития координационной выносливости спортсменок. Однако проведенный опрос тренеров по художественной гимнастике (п=40) свидетельствовал, что в современной практике подготовки спортсменок отсутствуют методики, учитывающие мировую конкуренцию и данную тенденцию развития вида спорта. Так, большинство тренеров (85 %) не уделяют внимания развитию координационной выносливости, а отсутствие специальных научно обоснованных методик указывает на наличие проблемы проектирования данного процесса в аспекте совершенствования соревновательных композиций.

С целью решения данной проблемы и конкретизации направленности тренировочного процесса, обеспечивающего повышение качества исполнения соревновательных композиций групповых упражнений художественной гимнастики, был осуществлен анализ влияния утомления гимнасток на степень отклонения компонентов исполнительского мастерства от модельных (таблица).

Взаимосвязь показателей координационной выносливости и количества ошибок в соревновательной композиции групповых упражнений художественной гимнастики (п=12)

Ошибки, допускаемые в соревновательной комбинации

Контрольные «большие» «средние» «малые»

упражнения 2-й 5-й 2-й 5-й 2-й 5-й

«прогон» «прогон» «прогон» «прогон» «прогон» «прогон»

1 0,42 0,44 0,68* 0,78* 0,50 0,71*

2 0,28 0,48 0,81* 0,70* 0,74* 0,62*

3 0,33 0,05 0,09 0,37 0,19 0,47

4 0,18 0,25 0,70* 0,60* 0,78* 0,69*

5 0,37 0,38 0,61* 0,77* 0,66* 0,73*

6 0,19 0,22 0,66* 0,57 0,55 0,71*

7 0,12 0,18 0,63* 0,84* 0,64* 0,83*

8 0,09 0,38 0,77* 0,82* 0,55 0,84*

Примечание: * - при р<0,05, контрольные упражнения: 1 - бросок двух мячей двумя

руками в обручи (на 3 и 6 м), 2 - «кувырок» под броском двух предметов, ловля по команде с указанием, какой ловить, 3 - «шене», 2 переворота, «релеве» в ст. «пассе» с закрытыми глазами, 4 - «батман тандю» с малыми бросками, 5 - равновесие «аттитюд» с «мельницей» булавами вверху, 6 - в ст. руки с мячами впереди, под метроном отбив мяча правой рукой, маленький бросок мяча левой и с подъемом на «релеве», перекат мячей по рукам, 7 - последовательные ловли разнородных предметов из противоположных направлений, 8 - лежа, руки в стороны, махи ногами: правая вперед, левая в сторону и наоборот.

Сравнительный анализ силы корреляций свидетельствовал, что не -зависимо от объема предварительно выполненной нагрузки высококвалифицированными гимнастками их утомление практически не является при -чиной грубых ошибок в технике движений: это объясняется достаточно высоким уровнем автоматизации технических навыков у гимнасток на данном этапе спортивной подготовки. При этом был установлен высокий уровень связи количества «средних» и «малых» ошибок с координационной выносливостью как в начале, так и в конце тренировки.

В большинстве контрольных соревновательных упражнений (87,5 %) утомление определяло качество их выполнения. Исключением являлась невысокая корреляционная связь, зафиксированная при выполнении равновесия, являющегося соревновательным упражнением одной из самых простых структурных групп художественной гимнастики и выполняемого без броска предмета [8].

Исходя из анализа динамики силы корреляционных взаимосвязей, было сделано заключение, что в подавляющем большинстве случаев (75 %) связь координационной выносливости с количеством допускаемых ошибок увеличивается к концу основной части тренировки. Это означало, что наличие утомления определяет координационную точность движений, качество исполнения соревновательной комбинации и в дальнейшем

результативность соревновательной деятельности. То есть координационная выносливость как результат адаптации гимнасток к координационным нагрузкам обусловлена не только длительностью тренировочного процесса, но и сложностью, разнообразием технических действий, а также объемом предварительно выполненной функциональной нагрузки (на фоне утомления, после «прогона» программы и т. д.). Именно это является основными направлениями повышения уровня развития координационной выносливости спортсменок.

Выводы. На основе проведенного исследования было установлено, что координационная выносливость является значимым фактором формирования исполнительского мастерства спортсменок групповых упражне -ний художественной гимнастики. Ее целенаправленное развитие обеспечивается проектированием и реализацией содержания тренировки с учетом сложности групповых упражнений художественной гимнастики. Это будет способствовать уменьшению количества «малых» и «средних» ошибок, зачастую возникающих в хорошо освоенных элементах в соревнователь -ных программах групповых упражнений и являющихся показателями недостаточного развития координационной выносливости, а также низким уровнем адаптационных возможностей организма спортсменок.

Список литературы

1. Семибратова И.С., Егорова М.С. Особенности путей совершенствования элементов «трудности предмета» в художественной гимнастике // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2022. № 4 (42). С. 71-77.

2. Степанова И.А., Анисимова А.А. Эффективность программы совершенствования сотрудничеств повышенной сложности с разнородными предметами в групповых упражнениях художественной гимнастики // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 1 (191). С. 336-341.

3. Чертихина Н.А. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в художественной гимнастике // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 6 (196). С. 366-399.

4. Титова В.О., Титова А.В., Борисова В.В. Эффективность методики направленного развития выносливости у гимнасток высокого класса // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 10. С. 120-126.

5. Пирожкова Е.А. Интегральный показатель специальной вынос -ливости в гимнастических видах спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. № 3 (73). С. 158-161.

6. Удалова М.А., Болотин А.Э., Быстрова И. В. Многокомпонентная методика обеспечения надежности при выполнении групповых упражне -ний по художественной гимнастике // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 2. С. 135-148.

7. Объективные факторы успешного выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 117-123.

8. Коновалова Л.А., Поканинов В.Б. Биомеханическая структура бросковых действий в художественной гимнастике // Ученые записки уни -верситета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 2 (144). С. 101-106.

References

1. Semibratova I.S., Egorova M.S. Osobennosti putej sovershenstvovaniya elementov «trudnosti predmeta» v hudozhestvennoj gimnastike [Features of ways to improve the elements of "difficulty of the subject" in rhythmic gymnastics] // Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training]. 2022. No. 4 (42). P. 71-77.

2. Stepanova I.A., Anisimova A.A. Effektivnost' programmy sovershenstvovaniya sotrudnichestv povyshennoj slozhnosti s raznorodnymi predmetami v gruppovyh uprazhneniyah hudozhestvennoj gimnastiki [The effectiveness of the program for improving cooperation of increased complexity with heterogeneous subjects in group exercises of rhythmic gymnastics] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 1 (191). P. 336-341.

3. Chertihina N.A. Ob"em i intensivnost' trenirovochnoj nagruzki v hudozhestvennoj gimnastike [The volume and intensity of the training load in rhythmic gymnastics] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 6 (196). P. 366-399.

4. Titova V.O., Titova A.V., Borisova V.V. Effektivnost' metodiki napravlennogo razvitiya vynoslivosti u gimnastok vysokogo klassa [The effectiveness of the method of directed development of endurance in high-class gymnasts] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2022. Iss. 10. P. 120-126.

5. Pirozhkova E.A. Integral'nyj pokazatel' special'noj vynoslivosti v gimnasticheskih vidah sporta [Integral indicator of special endurance in gymnastic sports] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgaft]. 2011. No. 3 (73). P. 158-161.

6. Udalova M.A., Bolotin A.E., Bystrova I. V. Mnogokomponentnaya metodika obespecheniya nadezhnosti pri vypolnenii gruppovyh uprazhnenij po hudozhestvennoj gimnastike [A multicomponent method of ensuring reliability in performing group exercises in rhythmic gymnastics] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2021. Iss. 2. P. 135-148.

7. Ob"ektivnye faktory uspeshnogo vypolneniya perebrosok v gruppovyh uprazhneniyah hudozhestvennoj gimnastiki [Objective factors for the successful implementation of transfers in group exercises of rhythmic gymnastics] / E.N. Medvedeva [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 6 (160). P. 117-123.

8. Konovalova L.A., Pokaninov V.B. Biomekhanicheskaya struktura broskovyh dejstvij v hudozhestvennoj gimnastike [Biomechanical structure of throwing actions in rhythmic gymnastics] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgaft]. 2017. No. 2 (144). P. 101-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.