пе-
1ИЛЯ
фор-
г льтуры в
ттежде-: • в том, необхо-:»: ~еком-тным
:твом. : ании _1ьная . -:тель-: й на .ногом . :одержа-лзации ;.зыку. аются -обхо-льный "з каж-уника-н смог :луаль-. _и лич-
. :мствен-тивной ло ино-ение с -эстран-: леятель-
ггвенность ой культу-'•!>' ЯЗЫКу В
х системы ^дает усло-:твия меж-5ласти воз-:ых заведе-;имостью в лированных нем комму-
ССУЗ НА СЕЛЕ И
ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Р.Б. Хаплехамитов, старший научный сотрудник ИПППО РАО
В настоящее время роль образовательных учреждений ССУЗ в малых городах и райцентрах возрастает. На периферии ССУЗ играет значительную роль как институт социализации, культурной преемственности, один из источников воспроизводства национально-культурной идентичности, противодействия экспансии стандартов западного образа жизни. Это особенно важно, т.к. в условиях глобализации культура рассматривается державами как механизм включения тех или иных регионов в сферу своего влияния [1].
Если рассматривать учреждения образования с точки зрения их места и роли в провинции, то они являются решающим фактором в создании социокультурной среды как совокупности условий, в которых живет человек и в дальнейшем в немалой степени будет определять свой образ жизни. ССУЗ в провинции наряду с образовательной, выполняет досуговую, просветительскую, информационную и другие функции. Вторичная социализация студентов ССУЗ предусматривает изменение некоторой части традиционных связей, но в тоже время личность приобретает новые связи, обусловленные иными жизненными обстоятельствами, что налагает отпечаток на биографию, жизненные ценности и ориентации.
Для динамичного развития региона необходима активизация не только экономики, но и непроизводственной сферы. Этому также в большой степени может способствовать система образования, которую следует рассматривать в данном случае во всех пяти аспектах: как систему образовательных учреждений, общественных и индивидуальных ценностей, общественный институт, процесс и ре-
зультат [4]. Планирование стратегий развития на уровне района должно включать в себя социальные, культурные, психологические и др. факторы [2]. К примеру, в провинциях Австрии стимулируется культурно-образовательная инфраструктура, как основа предпринимательской деятельности, в Финляндии поощряется развитие социальной сферы в целом в сельской местности [3].
Сегодня создание новых типов учебных заведений - лицеев, колледжей носит стихийный и непродуманный характер, отсутствует единая политика на уровне региона. Реформирование на уровне одного учебного заведения не приведет к положительному результату. В настоящее время в Республике Татарстан функционирует 67 ССУЗ, из них 7 - сельскохозяйственных. Подготовка кадров для села осуществляется в Буинском ветеринарном техникуме, Казанском механико-технологическом, Лаишевском и его Казанском филиале, Мензелинском и его Альметьевском филиале, Тетюшском, Тукаевском, Чистопольском сельскохозяйственных техникумах. Как видно, сельскохозяйственные ССУЗ, а также ССУЗ, расположенные в глубинке, распределены равномерно по территории республики, но инновационные изменения в иерархии их почти не коснулись. Нуждаются в пересмотре структура, перечень базовых предметов, требуется рационализация типологии с учетом региональной специфики. В этом отношении следует не только изучить, но и искать оптимальные пути практического воплощения аграрного образовательного комплекса, инициированный Альметьевским муниципальным институтом [5]. Для Та-
тарстана целесообразно создание такого комплекса на Западе РТ (Буинск).
С другой стороны, создание сети филиалов вузов из других регионов в провинции РТ носит характер недобросовестной конкуренции, когда используется бренд столичного вуза, не обеспечиваемый материально-технической базой и квалифицированными преподавателями. Такая тенденция не только тормозит инновационные процессы, но и наносит ущерб образовательной системе в совокупности. Создание образовательных комплексов - «Школа-СПТУ-техникум-институт» на базе интеграции с вузами Татарстана позволит гибко реагировать на потребности рынка труда, своевременно корректировать номенклатуру специальностей, необходимых для республики. Интеграция с Казанскими вузами повысит роль и статус ССУЗ малых городов и райцентров и явится одним из факторов внешнего импульса превращения экономической динамики во внутренний потенциал саморазвития района.
Учет региональных особенностей и необходимость оптимизации инновационных процессов требует структурных изменений и рационального размещения, прежде всего учреждений начальной и средней профессиональной школы. Тем более, что к 2015 году число выпускников школы сократится в два раза.
Для функционирования единой динамичной системы воспроизводства культуры необходима постоянная инновация, отбор наиболее ценного, современные механизмы ретрансляции интеллектуального ресурса. Инновация - это разработка и синтезирование новых идей, создание новых моделей действия, ценностей, программ. Инновационное действие следует отличать от адаптации, т. е. сложившихся моделей решения проблем. При инновационных действиях мобилизуются все ресурсы и культурные возможности, а не просто по-новому истолковываются традиции или технологические решения.
Динамизация инновационных процессов в системе образования на селе в немалой степени зависит от позиции главы местной администрации. В этом отношении показательна позиция главы Тетюшского района П.А. Чекмарева. В районе он инициировал археологические раскопки, краеведческий конкурс «История моего села», который проводится для выявления, сбора материалов по истории каждого населенного пункта, биографии известных уроженцев села [7]. В Тетюшском сельскохозяйственном техникуме постоянно проводятся исследования, в результате которых один из сортов пшеницы с коллекционного поля был выведен на общезерновое районное поле. В педагогическом училище каждая специальность имеет дополнительную подготовку, одну из которых студент выбирает сам.
По данным исследований каждый седьмой из числа сельской молодежи РТ получает образование в ПТУ, ССУЗ. Почти 40 % опрошенных желает продолжить свое образование [6, С. 27-28]. Этот фактор - стремление к образованию -располагает к воспитанию молодой личности - носителя экономической культуры, приобретению таких необхоимых качеств, как предприимчивость, т.е. отношение к собственной деятельности. АПК - нуждается именно в таких специалистах.
Таким образом, недооценка роли системы образования на селе, отсутствие модели инноваций, игнорирование регулирующей роли государства в этих процессах существенно тормозит преобразования, как в производственной, так и непроизводственных сферах. Потеря обществом своей идентичности, разрушение системы образования является причиной угасания творческого потенциала народа. Поэтому возникает необходимость преобразований:
- интеграции образовательных учреждений на селе с высшими учебными заведениями;
- создания аграрного образовательного комплекса;
- упорядочения сети периферийных
Образование за рубежом
:еах проза селе в зсзнпии гла-3 этом от-шкш^ул главы А Чекмарева. 2:т*ологиче-конкурс гь^й прово-ютериалов пункта, села [7]. тех-
! ■оследова-
5 ИЗ СОРТОВ
:ля был поле, спе-под-. зыби-
каждый лежи РТ ССУЗ. продол-: 3]. Этот ванию -:ой лич-культу-гхоимых т.е. от-- льности. специа-
з роли :>тствие :е регу-:;гх про--образо-1к и не-~я обще-рушение причиной народа, предельных уч-учебными
ватель-ферийных
подразделении вузов, приоритет отдавая местным;
- координация деятельности учреждений образования на уровне районов путем создания советов, в которые вошли бы глава администрации, руководители учебных заведений, работодатели;
- внедрение контрактно-целевой подготовки специалистов как на республиканском, так и на районном уровнях;
- возрождение на новом уровне профориентационной работы в школе.
Литература:
1. Запесоцкий A.C. Образование: философия, культурология, политика. -М.: Наука, 2002.-с. 177.
2. Микаэль П. Тодаро. Экономическое развитие. -М.,1999.
3. Ларина Н.И. Мировой опыт региональной политики. - Новосибирск, 1996. - с. 21.
4. Теоретико-методологические основы моделирования развития образовательных процессов в системе среднего профессионального образования / Под ред. Г.И. Ибрагимова. -1999.- с. 74.
5. Осипов П.Н., Двояшкина К.Н., Сады-кова Р.Б. Подготовка специалистов среднего звена для села: опыт, проблемы, тенденции. 2003. - 88 с.
6. Морозова Г.В. Сельская молодежь: условия жизни. -Казань, 1998. - С. 56.
7. Агровест, сентябрь-октябрь. - 2004.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В США
Р.Г. Сахиева, старший научный сотрудник ИПППО РАО
Основная цель профессионально-педагогической подготовки учителей в США - подготовка учителя-фасилитатора учебного процесса, являющегося демократической личностью, способной адаптироваться к изменяющимся условиям педагогической деятельности, реализовать гуманистические принципы в практической деятельности, готовой к личностному и профессиональному развитию на протяжении всей жизни. Столь высокие требования, предъявляемые к личности учителя, его профессиональной компетентности требуют модернизации всей системы американского педагогического образования, в том числе существенных изменений в содержании профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.
Структура, объем и содержание подготовки учителей в США неодинаковы внутри самой страны, что обусловлено
децентрализованной системой образования. Отделы образования штатов разрабатывают рекомендации по объему и содержанию образования в педагогических учебных заведениях, определяя лишь ориентировочный перечень учебного времени на их циклы. Администрация педагогического учебного заведения, как государственного, так и частного, принимая во внимание эти рекомендации, реализует собственные учебные планы и программы, которые составляются в соответствии с социальным заказом общества, стратегическими целями педагогического образования и с теми целями и задачами обучения, которые определяет руководство конкретного педагогического учебного заведения. Несмотря на отсутствие единых учебных стандартов в системе педагогического образования США, существуют четкие требования к содержанию учебных пла-