№ семинарских за-ееым внимательно весглника, вступать рректные вопросы, Илу обсуждаемой ке-г-нки собеседни-ая» ки логического гп, умозаключе-ршия, проводить ■рететы, выявлять свои. Эффектив-чребует быстроты ■временно и гра-> точку зрения.
i Роджерса
f Н ОН
у Н ОН
У н ОН
в лекции?
■готике
н ОН
н ОН
н ОН
- чинара?
е-¿греком занятии
г Н ОН
у Н ОН
V Н ОН
в семинара?
■аение, в ходе raft вступает в обмен
е пирамиды (руга-шуется постепен-I обсуждающих за-tvy. пока в обсуж-группа [4]. ■анчиваться сооб-
щением-отчетом (reporting back) об итогах обсуждения. Один из участников группы получает задание обобщить итоги совместной работы, прокомментировать ход поиска и сообщить результаты. Такое устное сообщение-отчет является важной заключительной частью групповой работы, способствует целенаправленному развитию креативности, повышает активность и ответственность всех участников полилога, способствует обучению студентов технике и технологии мыслительных действий. В итоге достигается максимальная эффективность совместного научного поиска.
Исследовательская деятельность в процессе педагогической подготовки рассматривается в контексте модернизации образования, в частности, исследовательские умения самым непосредственным образом влияют на формирование ключевых компетенций специалиста, определенных Советом Европы. Поэтому проблема обучения студентов основам научной исследовательской деятельности в европейских педагогических заведениях является одной из приоритетных.
Рецензии
Литература:
1. Де Ландшеер В. Концепция "минимальной компетентности" // Перспективы: вопросы образования. - 1988. - №1. - С. 17-38.
2. Дудина Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа (гимназия): Автореферат дисс... канд. пед. наук. Челябинск, 1996. - 26с.
3. Ратнер Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом: Дисс... .докт. пед. наук. - Казань, 1997. - 324с.
4. Jordan, R. R. English for Academic Purposes: A Guide and Resource Book for Teachers. Cambridge: CUP. - 2001. - P. 321.
5. Kerlinger, F.N. Foundations of behavioral research. Educational and Psychological Enquiry. Holt, Rinehart & Winston. - 2002. - 140 p.
6. Norton, L., Horn, R., Thomas, S. Innovatory courses: matching lectures' objectives with students' perceptions and academic performance. Oxford: The Oxford Centre for Staff and Learning Development. Part X, chapter 30. - 2002. -PP. 331-343.
7. Report of the Committee on University Teaching Methods (The Hale report). - London: HMSO. - 1994. - 117 p.
8. Woodhouse, D. Auditing research and the research/teaching nexus. New Zealand Journal of Educational research.. - 2003. - №33. - PP. 39-53.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СЕЛА
Н.М.Якушкин, заместитель министра сельского хозяйства РТ, кандидат сельскохозяйственных наук
В конце 2004 года РИЦ "Школа " было издано пособие для руководителей и педагогов ССУЗ "Подготовка специалиста среднего звена для села: какой ей быть?", подготовленное творческим коллективом авторов под руководством доктора педагогических наук, профессора П.Н. Осипова (соавторы - Двояшкина К.Н., Климова И.К., Сунгатов B.C., 164 е.).
Предлагаем одну из рецензий на это пособие.
В условиях перехода к рыночной экономике агропромышленному производству
требуются новые руководители и специалисты. Следовательно, нужны новые подходы и безотлагательные решения в сфере кадрового обеспечения АПК.
Особая роль в обеспечении современного аграрного производства квалифицированными кадрами отводится учреждениям среднего профессионального образования (техникумам, колледжам), которые пользуются спросом у сельского населения и это хорошо: именно сельский житель, получив образование, чаще всего возвращается в село.
Казанский педагогический журнал, 1 '2005
63
Рецензии
Авторы совершенно справедливо отмечают, что одним из важнейших противоречий в подготовке кадров АПК является, с одной стороны - потребность в специалистах, способных и готовых трудиться в сельскохозяйственном производстве, а с другой - их нежелание делать это. Не может не беспокоить и противоречие между основным назначением сельскохозяйственных учебных заведений: подготовкой кадров для села и "вымыванием" в них основных профессий. Все это, несомненно, актуализирует рассматриваемую авторами пособия проблему.
Представленная рукопись имеет стройную структуру: на основе анализа отечественного и зарубежного опыта аграрного образования, непосредственного многолетнего наблюдения практики, бесед с руководителями и педагогами ССУЗ сельхозпро-филя, результатов специально проведенных исследований в этих учебных заведениях авторы показывают обусловленность подготовки специалистов сельскохозяйственного производства его состоянием, дают характеристику состояния подготовки специалистов в ССУЗ сельскохозяйственного профиля, обосновывают требования к ним, перспективы их развития.
Интересен материал, характеризующий социально-психологические особенности студентов и педагогов ССУЗ сельхо-зпрофиля, конкретный опыт, как отечественный (на примере Буинского ветеринарного техникума), так и зарубежный (на примере Англии), опыт подготовки специалистов для сельского хозяйства.
В предлагаемом пособии представлена концепция развития сельскохозяйственных учебных заведений как образовательных комплексов. При ее разработке учитывался опыт образовательных комплексов, анализировались проблемы, отражающие объективную необходимость реформирования системы образования; использовались результаты научно-педагогических исследований, изучались особенности реализации общего и различных ступеней профессионального образования, постановки образования взрослых в современных условиях модернизации образования, учитывались результаты исследований в области педагогики, социологии, экономики и других наук; рассматривались концепции непрерывного общего и профессионального образования, ориентированные на социально-экономические преобразования в АПК и отвечающие решению задач создания и развития системы непрерывного профессионального образования.
Безусловно, что в представленном пособии обосновываются лишь основные исходные позиции, раскрываются ведущие ориентиры, определяются основные условия и их главные требования, обеспечивающие успешность практической реализации предложенной концепции. Авторы и сами признают, что предложенная концепция - всего лишь вариант осмысления такого нового и развивающегося явления в образовании, как образовательные комплексы.
Несомненно, что пособие будет полезно руководителям и педагогам учебных заведений сельскохозяйственного профиля.
Объем 4 п. л. 70x100'/|6. Тираж 1000 экз. Заказ № А-191 ООО "Слово". 420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2.
Отпечатано в типографии ОАО ПИК «Идел-Пресс» в полном соответствии с качеством предоставленных материалов. 420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2