Социальное воспитание и право
мы предполагает улучшение трудового, идейно-политического и нравственного
В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодежи стало одной из первоочередных задач государственных органов и общественных организаций, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское и трудовое становление.
Совершаемые подростками преступления - сигнал обществу о существующих недостатках в нравственном и правовом воспитании молодого поколения. Обеспечить успех такого воспитания крайне необходимо, поскольку речь идет о формировании граждан правового государства, которые впоследствии сами будут призваны создавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества.
Положение России оказывается своеобразным, когда речь идет о современных изменениях ювенальной юстиции, во-первых, потому, что самой ювенальной юстиции в ее общепринятом понимании в России нет, а значит, нельзя говорить о модернизациях именно ювенальной юстиции; во-вторых, некоторые варианты изменений правосудия для несовершенно-
воспитания молодёжи.
летних, которые происходили в мире, в России уже были или произошли, хотя сама ювенальная юстиция отсутствовала. Речь идет об упоминавшихся не раз комиссиях по делам несовершеннолетних проблемах. Еще один вариант модернизированной ювенальной юстиции - семейный суд - в России и предполагается создать. Вот почему так актуально создание самостоятельной подсистемы по вопросам борьбы с преступностью несовершеннолетних.
Литература:
1. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних / Российская юстиция. 2000, №10
2. Мельникова Э. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии / Учебное пособие 2-ое изд. Москва, 2000.
3. Везиров Р. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступностью несовершеннолетних в условиях сверх-крупного города. - Москва, АУ МВД России,2002.
4. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, Минск-типпроект, 1997.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
П.Н.Осипов, зав. лабораторией сельскохозяйственного образования ИПППО РАО, доктор педагогических наук, профессор
На всех этапах развития общество придает первостепенное значение обеспечению своей продовольственной безопасности. Это, в свою очередь, во многом зависит от уровня обеспеченности сельского хозяйства и других отраслей АПК страны высококвалифицированными кадрами, способными обеспечить эффектив-
ное функционирование и развитие сельскохозяйственного производства. К сожалению, как справедливо отмечает академик РАО А.М.Новиков, сегодня «российское сельское хозяйство оказалось практически без профессионального образования». Поэтому если мы действительно хотим возродить и обустроить Россию, то
ДОЛЖІ
ное с 2003,
с
требу
собнь
техно
нима"
МЄТОІ
хозяй веннь Это с вития ветст изво^
I
буют сельс боки; ной с рыно мыт. новы* совер технс тольь преді стать
ТИВОІ
зяйст
соста
зирої
тел^
I
обхо.
СПЄЦ!
перві такж с неї
ЛОГИ1
мост
КОМ Г
мерс
доля
СПЄК"
зяйс'
ракті
ВИТИ
в мире, в зошли, хотя ствовала. не раз ко-й^_еннолетних ыодернизи-*и - семей-гтеллгается соз-создание по вопросам гсовершенно-
на защищать оаершеннолет-.3&10
юстиция: Суголовного пропособие 2-ое
газовые и кри-сы с преступно-•словиях сверх-АУ МВД Рос-
здогия преступ-**!НСК, Минск-
Ьиия
Образования
рофессор
гззвитие сель-■; :ства. К сожа-!ечает акаде-дня «россий-: - азалось прак-
•ального образо-ы действительно роить Россию, то
должны «возрождать сельскохозяйственное образование для села» (Специалист, 2003, №7, с.7).
Современному аграрному сектору требуются качественно новые кадры, способные быть не только организаторами и технологами производства, но и предпринимателями, в совершенстве владеющими методикой анализа и прогнозирования хозяйственной деятельности, производственным менеджментом и маркетингом. Это определяет главное направление развития аграрного образования - его соответствие требованиям современного производства.
Новые формы хозяйствования требуют от руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий глубоких знаний, научных основ рациональной организации производства в условиях рыночных отношений. Сегодня агропромышленному производству требуются новые руководители и специалисты, в совершенстве владеющие организацией и технологией производства, способные не только работать на государственных предприятиях и в кооперативах, но и стать консультантами арендных коллективов, фермерских (крестьянских) хозяйств, возглавлять или работать в их составе, глубоко анализировать и прогнозировать результаты хозяйственной деятельности.
Современные реалии обусловили необходимость подготовки кадров новых специальностей, способных руководить первичными звеньями производства, а также совмещать функции руководителя с непосредственным исполнением технологических процессов. Особую значимость в развитии агропромышленного комплекса приобретает организация фермерских (крестьянских) хозяйств.
Подготовка специалистов АПК должна обеспечить удовлетворение перспективных потребностей сельского хозяйства, то есть иметь опережающий характер, а также послужить основой развития профессиональной школы как сис-
темы, приведения её в соответствие характеру общественных потребностей.
В настоящее время задачу обеспечения сельскохозяйственного производства высококвалифицированными кадрами реализуют 58 высших и 285 средних профессиональных учебных заведений, а также многочисленные учреждения начального профессионального образования, имеющиеся во всех регионах. Несмотря на действовавшие последние годы негативные факторы, они сохранились как самостоятельное звено в единой системе профессионального образования и получили свое дальнейшее развитие.
Особая роль в обеспечении современного аграрного производства квалифицированными кадрами отводится учреждениям среднего профессионального образования. Оно более престижно по сравнению с начальным профессиональным, практикоориентировано по сравнению с высшим, имеет относительно короткие сроки и невысокую стоимость обучения, а это немаловажно для удовлетворения образовательных потребностей сельского населения, имеющего ограниченные экономические возможности.
Анализ зарубежного и отечественного опыта и тенденций подготовки специалистов для сельскохозяйственного производства позволяет утверждать, что основным направлением в работе аграрных образовательных учреждении, в том числе и средних профессиональных учебных заведений, должны стать подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров по таким направлениям, как менеджмент в АПК, менеджмент персонала, маркетинг в АПК, предпринимательство (агробизнес), антикризисное управление, аграрная педагогика, бухгалтерский учет и аудит, информационно-консультационная деятельность, охрана труда, экологическая безопасность в АПК.
Изменившиеся социально-экономические условия, внедрение в профессиональную педагогику рыночных отношений требуют поиска новых форм обуче-
ния, адекватных современным требова- к развитию и саморазвитию. Это преду- маті
ниям профессионального образования. сматривает прежде всего преодоление оказ
Кадровое обеспечение АПК сегодня отрицательных тенденций, характерных опьг
должно предусматривать формирование сегодня в целом для села, педагогизацию делі
единого образовательного комплекса, сельского социума, определение страте-
включающего различные типы учебных гии и тактики развития АПК и аграрных стр
заведений (сельхозлицеи, техникумы, учебных заведений. ная
колледжи, вузы, институты повышения Для проектирования и развития фил
квалификации). Стратегической задачей ССУЗ сегодня важно определить потреб- сель
единого образовательного комплекса ность АПК в специалистах с разным мен
АПК является создание системы непре- уровнем (начальное, среднее, высшее) стр)
рывного образования кадров, основанной образования. НЄП|
на принципах регионализации, непре- Для разработки, реализации и пере- ЗОВс
рывности, преемственности, интеграции, смотра стратегии образовательного уч- лед;
вариантности, разнообразия организаци- реждения необходима адекватная инфор-
онных форм, контрактно-целевой подго- мация о положении на рынке товаров и чесі
товки специалистов. услуг. Этому способствуют маркетинго- вені
Анализ отечественного и междуна- вые исследования, по результатам кото- печі
родного опыта аграрного образования, рых разрабатывается стратегия развития про
основанный на контент-анализе литера- образовательного учреждения. С органи- ВИТІ
турных источников, непосредственном зационной точки зрения здесь важно:
включенном наблюдении практики, бесе- - изучить диагноз и осуществить заці
дах с руководителями и педагогами прогноз конкретной ситуации на рынке взаі
ССУЗ сельхозпрофиля, результатах спе- труда; СТВ(
циально организованных и проведенных - изучить соответствующие технико-
в этих учебных заведениях дискуссий и экономические показатели деятельности лис
педсоветов (Лаишевский, Тетюшский образовательного учреждения и опреде- зав(
сельскохозяйственные, Буинский ветери- лить его потенциальные возможности нов
нарный, Лубянский лесотехнический (учебно-материальная база, кадровый под
техникумы) позволил выявить и обосно- потенциал, учебно-программная доку-
вать комплекс первоочередных условий ментация, финансы); ник
проектирования и развития ССУЗ сель- - изучать различные варианты разви- циР
хозпрофиля. При этом под условиями тия образовательных учреждений родст- тур
проектирования и развития понимается венной и других отраслей; вуе
совокупность объективных возможностей - определить оптимальный вариант уче
(социальных, экономических, правовых и своего развития с участием всех субъек- шиї
др.), обеспечивающих их количествен- тов образовательного процесса, включая кон
ные, качественные и структурные преоб- обучающихся и их возможных потреби- год
разования и способствующих успешному телей; МО(
решению поставленных перед ними - разработать (также с участием всех HOC
(внешне и внутренне) задач. субъектов образовательного процесса) нш
В числе основных и первостепенных локальные документы, определяющие жаі
условий проектирования и развития стратегию и тактику управления учебным ynf
ССУЗ сельхозпрофиля.: заведением. упр
1. Социальная обусловленность, по- 2. Наличие соответствующих усло- ска
требность, заказ государства, общества вий-средств (материально-техническая ЛИІ
или инициатива самого учебного заведе- база - инфраструктура учебного заведе- га.
ния, то есть наличие своего рода установ- ния, сочетание бюджетного и внебюд-
ки, целевой ориентации и готовности ру- жетного финансирования, развитая вне- TON
ководителя и педагогического коллектива бюджетная деятельность, локальная нор- та
преду-.^доление ч*. характерных эедагогизацию тенне страте-и аграрных
и развития лить потреб-« с разным , высшее)
легации и пере-'82~ельного уч--г-гізатная инфор-товаров и маркетинго-_ льтатам кото-развития нч. С органи-■_:есь важно:
* осуществить к на рынке
♦зшие технико-Т' деятельности Те-;'Я и опреде-
’ЗМОЖНОСТИ
кадровый :ная доку-
лнты разви-ждений родст-
ный вариант всех субъекта, включая ых потреби-
с участием всех _го процесса) определяющие іі-'.ЄНИЯ учебным
ющих усло-о-техническая учебного заведе-го и внебюд-развитая вне-локальная нор-
мативно-правовая база, престижность оказываемых образовательных услуг, опыт инновационной деятельности отдельных педагогов, учебного заведения).
3. Интеграция образовательных структур (ПУ-ССУ3-вуз) - непрофильная и профильная, стимулирование профильной интеграции. Развитие ССУЗ сельскохозяйственного профиля в современных условиях наиболее эффективно в структуре образовательных комплексов непрерывного профессионального образования (школа - ПУ (ПЛ) - ССУЗ (колледж) - вуз) при условиях, если:
- главным приоритетом в управленческом взаимодействии сельскохозяйственных учебных заведений станет обеспечение непрерывности профильного профессионального образования представителей сельского социума;
- определить содержание и организационные основы функционального взаимодействия субъектов сельскохозяйственного образования;
- обосновать требования к специалистам среднего звена АПК и учебным заведениям, готовящим их и на этой основе осуществлять целевую контрактную подготовку специалистов для села.
4. Вариативный подход к управлению, расширение управленческих функций и пересмотр управленческих структур. Практика убедительно свидетельствует, что эффективному управлению учебными заведениями, осуществляющими многоступенчатую подготовку конкурентоспособных специалистов, сегодня способствуют: ориентация на саморазвитие; повышение целенаправленности, системности и гибкости управления; переход от реактивного к опережающему управлению; демократизация управления; нормотворчество; само-управляемость (стратегическая, тактическая, оперативная); принцип «первого лица»; управление на основе мониторинга.
5. Социальное партнерство. С учетом планируемого перехода от приоритета отраслевого управления учебными
заведениями к их регулированию на региональном и местном (муниципальном) уровнях вполне очевидно, что заказчиком кадров для села, главным социальным партнером аграрных образовательных учреждений могут и должны быть главы администраций. Это обусловлено тем, что именно они заинтересованы в экономическом и духовном развитии района, представляют интересы всех мелких работодателей, малых предприятий, фермеров, лично знают каждого руководителя, возможности его предприятия, учреждения, хозяйства, видят перспективы с учетом общереспубликанских планов развития, конкретную потребность в специалистах определенного профиля.
6. Стимулирование профессгюнапь-ного самоопределения сельской молодежи, ее профессиональной ориентации, адаптации молодых сельских тружеников на производстве. Необходимо активизировать работу по профориентации, восстановить ее статус как государственной системы. Необходимо целевое направление на учебу выпускников сельских школ. Кроме того, на самые дефицитные профессии (агроном, зоотехник и другие специальности для АПК) необходимо принимать на основе договора (целевой прием). Абитуриент получит от государства образовательную субсидию, но потом в обязательном порядке отработает за нее несколько лет на селе. То есть бюджетное образование останется бесплатным только для учащихся, а государству обойдется в ту сумму, за которую оно «купит» себе нужного специалиста. Безусловно, наряду с этим необходимо и создание условий для адаптации молодежи на селе.
Стимулирование профессионального самоопределения предусматривает своевременное выявление и учет индивидуальных особенностей студентов как субъектов трудоустройства в АПК, формирование в ССУЗ среды, адекватной желаемой предстоящей социально-профессиональной деятельности будущих молодых специалистов.
7. Кадры. Развитие учебного заведения предусматривает прежде всего развитие кадрового потенциала, создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей и руководителей. Особое внимание должно быть обращено на необходимость обеспечения педагогического образования у руководителей аграрных учебных заведений, многие из которых его не имеют. Это обусловлено тем, что от педагогов сегодня требуется:
- готовность к работе в инновационном режиме;
психологическая приспособляемость к изменениям и восприятию нового (овладение новыми педагогическими технологиями, информационными системами, условиями работы, расширение функциональных обязанностей, в частности освоение исследовательской функции);
- психологический настрой на постоянный научный поиск, способность и готовность заниматься им, готовность к созданию научного продукта;
- готовность к переучиванию, самообразованию, духовному самосовершенствованию;
желание и умение участвовать в управлении педагогическим коллективом на разных уровнях (творческие группы, методические комиссии, объединения, советы и т.д.).
Одним из новых видов педагогической деятельности, оформившимся в последнее десятилетие, является педагогическое проектирование, стало быть педагогу сегодня нужны знания «проектировщика», специальные умения, творческие способности, мотивы участия в проектировании. Знания проектировщика можно рассматривать как условие его успешной деятельности.
Кроме того, сегодня особенно необходимо снижение социальной напряженности в среде преподавателей и студентов, способствовать созданию нормальных условий для организации образова-
тельного процесса, трудовой и учебной деятельности.
8. Изучение международного и отечественного опыта развития сельскохозяйственного производства и аграрного образования. Обращение к правде жизненных фактов, изучение и освоение передового зарубежного опыта сельскохозяйственного производства требуют отказа от идеологических стереотипов. Мы долгое время, к сожалению, отказывали аграрной сфере Запада в прогрессивных началах. Между тем там ее основной ячейкой является жизнестойкая семейная ферма. Видные аграрники России трактовали крестьянское хозяйство как экономическую категорию. По их мнению, оно представляет собой мелкое сельскохозяйственное предприятие, в котором работы выполняются главным образом или в значительной мере трудом хозяина и членов его семьи.
9. Создание системы учебнометодического и информационного обеспечения, психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Для этого требуется: разработать и принять новый перечень специальностей; разработать программу воспитания студентов ССУЗ; обеспечить создание нового поколения методических и дидактических материалов, направленных на внедрение активных методов информатизации, программных обучающих средств, индивидуализацию содержания, форм и методов обучения.
10. Связь с наукой. Создание общественных научных лабораторий на базе аграрных учреждений, педагогические коллективы которых проявляют к этому повышенный интерес.
Практическая реализация названных условий призвана способствовать развитию сельских средних специальных учебных заведений. Безусловно, их проектирование и развитие должно осуществляться как на общефедеральном, региональном, муниципальном уровнях, так и на уровне самих учебных заведений.
КР А
И.К.
(
ет сг ность обует сутст остав циaл^ что к сотни даннс сложі хозяй весьм вину доста тороР 1
етея I
мечат
хозяй
совре
водст
тота
запах
прибі
му ж
НИЧН1
по за[
]
НИЯ I
некот
дения
в это
гов.
жаюи
душе
студе
детст
жаюи
нить
дент
заны.
даннс
мол о,
нраве
ЧЄЛОЕ