СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Г.И. Ибрагимов, член-корреспондент РАО
Проблема взаимодействия педагогической науки и практики среднего профессионального образования (СПО) чрезвычайно актуальна как с точки зрения потребностей средних специальных учебных заведений, так и с позиций развития педагогической науки. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года - документе, определяющем тенденции развития СПО на ближайшие 5-10 лет, прямо сказано, что педагогическая наука должна перестраиваться в направлении, которое можно определить как "практикоориентированность". Последнее, разумеется, не означает снижения теоретического уровня исследований, а как раз наоборот. Современные требования к науке состоят в том, что теории должны, с одной стороны, разрабатываться на основе глубокого изучения и обобщения практики, реального педагогического опыта, а с другой - теоретические концепции, подходы, чтобы быть полезными, востребуемыми практикой, следует доводить до уровня проектов педагогической действительности — учебных программ, планов, методических рекомендаций по обучению и воспитанию студентов и т.д. _
Не менее актуальна проблема взаимодействия с наукой и для педагогической практики в лице учебных заведений СПО, их руководителей, преподавателей и студентов. Сегодня практика СПО перешла на новый этап своего развития. Основные характеристики этого этапа:
• переход от режима выживания в режим более или менее устойчивого функционирования и развития. Об этом говорят такие факты: количество ССУЗ в РТ не уменьшилось, т.е. система за годы реформ не потеряла ни одного учебного заведения, планы приема в ССУЗ выполняются. отмечается тенденция устойчивого конкурса - в среднем 1,5-1,6 чел. на место. Реализуется уже второе поколение государственных образовательных стандартов СПО;
• встроенность в систему рыночных механизмов функционирования - в большинстве ССУЗ ведется подготовка студентов на коммерческой основе, составляющей в среднем около 25-30% от приема на бюджетной основе. Кроме этого, ССУЗ научились использовать и другие механизмы рыночных отношений - оказание дополнительных платных образовательных услуг, открытие востребуемых специа 1ьностей, подготовка по заявкам Центров занятости и др. Если еще 5 лет
назад основным источником дополнительных средств был механизм сдачи в аренду помещений, то сегодня акцент смещается в сторону оказания образовательных услуг. Дополнительное образование в ссузе (так же, как и в вузе) становится видом деятельности учебных заведений, удельный вес которого растет;
• инновационная деятельность по всем основным направлениям: управление, обучение, воспитание студентов, которая стала сегодня имманентной чертой, атрибутивным свойством учебного заведения. если оно желает идти в ногу со временем.
В то же время, наряду с этими позитивными характеристиками, система СПО РТ приобрела и новые "отрицательные" черты, появились проблемы, которых раньше не было (старения кадров, качество практической подготовки и др.).
Переход ССУЗ в иное состояние неизбежно вызывает потребность в новых знаниях о том, как развиваться дальше, то есть потребность в научных знаниях, научной поддержке, а значит, потребность во взаимодействии с педагогической наукой. Каково же взаимодействие педагогической науки в лице Института среднего профессионального образования РАО и образовательной практики ССУЗ РТ?
Анализ проводимой в этом плане работы показывает, что можно выделить несколько направлений:
I. Проведение совместных научно-практических конференций, научно-методических семинаров, круглых столов в соответствии с планом НИР ИСПО РАО и планом работы Совета директоров ССУЗ РТ. При этом выделяются как бы две линии в этом направлении. Первая - ставшие традиционными ежегодные научно-практические конференции, посвященные памяти член-корреспондента РАО, профессора Н.М.Таланчука и проводимые под руководством завлабораторией ИСПО РАО, профессора В.Ш.Масленниковой и директора Казанского профессионально-педагогического колледжа Е.Е.Горшенева. Ежегодные научно-методические семинары по проблеме самореализации студентов средней профессиональной школы проводятся в Набережночелнинском эко-номико-строительном колледже (директор - А.И.Блощинский), на заседании которых принимают участие сотрудники Института, преподаватели и руководители ССУЗ Камского и Закамского регионов РТ. Есть и другие примеры, подтверждающие эту линию.
Вторая линия - это конференции, круглые столы, семинары, проводимые ССУЗ по различным актуальным проблемам, отражающим тематику НИР и потребности практики средней профессиональной школы. Так, впервые в ИСПО РАО (Г.И.Кирилова) в сентябре-октябре 2002 г. состоялась виртуальная научно-практическая конференция по проблеме "Качество профессионального образования и рынок труда", в которой приняли участие преподаватели ССУЗ России.
Подготовка и участие в работе научно-практических конференций преподавателей ССУЗ сегодня стало явлением уже обычным, никого не удивляющим. Это очень важная составная часть в повышении квалификации педагогических кадров, их профессиональном росте.
2. Проведение ежегодных научно-практических конференций студентов ССУЗ. Это тоже становится традиционным и в немалой степени благодаря усилиям директора колледжа "Иман" Л.М.
Хановой, научно-организационной и методической поддержке ИСПО РАО.
3. Важным механизмом внедрения и освоения педагогами научных разработок является работа методических объединений по предметам, которые курируются научными сотрудниками ИСПО РАО. Например, в рамках этих объединений успешно работают преподаватели гуманитарных дисциплин. В частности, объединением преподавателей иностранных языков совместно со старшим научным сотрудником, кандидатом педагогических наук Ф.М. Кадыровой в техникумах проведена олимпиада по английскому языку среди студентов, обучающихся на базе 9 и 11 классов. I тур олимпиады проходил по техникумам, II тур - на базе Казанского электротехникума связи, а награждение -в ИСПО РАО.
4. Все более актуальным становится такое направление взаимодействия ИСПО и Совета директоров ССУЗ РТ, как подготовка кадров научной квалификации из числа сотрудников ССУЗ в форме аспирантуры и соискательства. Сегодня, как известно, в ССУЗ России работает 6,4 тыс. кандидатов и докторов наук, что составляет около 4% всех работающих здесь преподавателей. По ССУЗ РТ картина примерно такая же. В целом этого, конечно, мало. Особенно для колледжей. Поэтому руководителям ССУЗ необходимо усилить работу в данном направлении. Это означает, что следует изыскивать механизмы (моральные и материальные) поощрения роста кадров в научном плане. ИСПО РАО вносит свой вклад в решение этого вопроса. Институтом за последние годы для системы СПО РТ подготовлено свыше десяти кандидатов наук. Однако здесь есть большие резервы: из 80 аспирантов и соискателей ИСПО (на сентябрь 2002 г.) только 12 - представители ССУЗ РТ.
5. Привлечение руководителей и педагогов ССУЗ к выполнению планов НИР ИСПО РАО. Яркий пример - преподаватель Казанского энерготехникума Е.А.Миронова, которая защитила в ИСПО кандидатскую диссертацию, а сейчас успешно работает как старший научный сотрудник в лаборатории естественно-математической и общепрофессиональной подготовки.
и ме-
:ния и
гановится ИСПО ; лодго-Вации из
меаспи-Ьлня. как г 6.4 тыс.
оставляюсь пре-гина при-■ ^нечно, •этому ► силить - ?знача-низмы лрения • ) РАО зопро-ы для :выше :ь есть
I- .'8 И СО-
I 2002 г.)
и пе--ов НИР одава-икума ИСПО ас ус-ый со-зенно-шьной
6. Фронтальное изучение опыта ССУЗ РТ, осуществляемое сотрудниками ИСПО РАО. Это направление также становится традиционным, ибо за период с 1994 года было уже два подобных "рейда" научных сотрудников в техникумы и колледжи. По результатам первого был опубликован сборник статей и проведена научно-практическая конференция. Такой же сборник подготовлен и по результатам последнего "выхода" в практику. В него вошли материалы, подготовленные сотрудниками ИСПО вместе с руководителями и преподавателями ССУЗ. Есть статьи, написанные самостоятельно педагогами техникумов и колледжей, что говорит о высоком уровне их готовности и научному осмыслению и обобщению опыта.
Что можно сказать в целом о состоянии образовательного процесса в ССУЗ РТ по материалам, полученным в ходе обследования? Общая картина, которая складывается, состоит в констатации того, что ССУЗ РТ вышли из полосы неустойчивого развития и перешли в зону большей или меньшей стабильности.
ССУЗ научились жить в условиях рынка. И сегодня главный механизм поиска финансов - оказание платных образовательных услуг, число которых растет. Так, показательна динамика количества слушателей. которым оказаны дополнительные образовательные услуги в Альметьевском политехническом техникуме:
1997/98 уч.год — 1626 чел.
1998/99 уч.год - 1125 чел.
1999/00 уч.год - 1665 чел.
2000/01 уч.год - 2066 чел.
Как видно, число пользующихся платными образовательными услугами с 1997 по 2001 год возросло примерно на 25%.
Изучение опыта выявило интересные находки, инновационные подходы к образовательному процессу.
Оказалось, что ряд инноваций имеет место во многих учебных заведениях, другие инновации - только в отдельных ССУЗ, третьи - относятся к группе техникумов и колледжей. В ходе анализа представленного опыта мы попытались выявить инновации, характерные для ССУЗ, относящихся к той или иной укрупненной
группе специальностей (технические, сельскохозяйственные, экономические и гуманитарно-социальные, здравоохранения, педагогические, культуры и искусства).
В ССУЗ технического профиля ярко выражена тенденция информатизации и применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это выражается в изменениях инфраструктуры (например, в Казанском авиационном техникуме, Альметьевском политехническом техникуме функционируют Информационно-вычислительные центры, имеется выход в Интернет), предоставлении студентам более глубоких специализированных знаний в области компьютерной техники применительно к специальности, поощрении и развитии интереса обучающихся к этой области знаний (в Казанском электротехникуме связи, например, для этого создана творческая студенческая лаборатория). Представляет несомненный интерес решение проблем практического обучения с помощью компьютерной технологии. Учитывая, что по ряду технических специальностей практическое обучение требует дорогостоящего оборудования, которое не под силу техникумам и колледжам, творчески работающий коллектив Казанского электротехникума связи нашел выход в том, что для знакомства с новейшим оборудованием в учебном процессе используются виртуальные ла-бораторно-практические работы. Причем программы контрольно-обучающих и виртуальных лабораторных работ разрабатываются самими студентами в форме дипломных работ.
В нынешних условиях производство испытывает недостаток кадров, особенно рабочих. Причем работодатель предпочитает брать на место рабочего выпускника со средним профессиональным образованием. Поэтому ССУЗ технического профиля сегодня стремятся дать будущему специалисту среднего звена и рабочую профессию не ниже 2-3 разряда. Овладение на высоком уровне наряду с основной специальностью и рабочей профессией сегодня является условием эффективного развития ССУЗ технического профиля.
Какие новшества характерны для ССУЗ сельскохозяйственного профиля?
Здесь постепенно зарождается тенденция перехода на контрактно-целевую форму подготовки специалистов, которая выгодна как учебному заведению (ибо обеспечивается гарантированный прием абитуриентов), так и работодателю (который также гарантированно получит нужных специалистов). Кроме того, для ССУЗ сельскохозяйственного профиля характерна устойчивая тенденция сохранения и развития системы воспитательной работы и системы профориентации учащихся. Еще одна тенденция, ярко проявляющаяся в этих ССУЗ и обусловленная тем, что техникум, колледж на селе - порой единственное профессиональное учебное заведение - это усиление роли ССУЗ как фактора, интегрирующего всех социальных партнеров (школу, родителей, колхоз, совхоз, лесхоз, дошкольные учреждения и др.) и обеспечивающего условия и возможности для непрерывного образования учащихся и взрослых.
Имеет место также тенденция смены поколения руководителей ССУЗ, постепенно приходят новые, молодые руководители, которые нуждаются в дополнительной педагогической, правовой, экономической подготовке.
В ССУЗ педагогических специальностей хорошо поставлена работа по реализации национально-регионального компонента ГОС СПО, введению дополнительных специальностей и специализаций, на которые отводится около 25% учебного времени.
Средние специальные учебные заведения системы здравоохранения отличаются хорошо налаженными связями со своими работодателями - местными лечебными учреждениями, обеспечивающими выпускникам трудоустройство по специальности. Так, в Елабужском, Зеленодольском медучилищах 90-95% выпускников трудоустраиваются в сельской местности и, что важно, закрепляются там. Этому способствует и подбор абитуриентов с учетом потребностей местных лечебных учреждений. Например, было установлено, что в г.Зеленодольске потребности в выпускниках медучилища нет и поэтому ориентир взяли здесь на сельские районы, нуждающиеся в кадрах.
Для ССУЗ медицинского профиля характерно привлечение студентов к исследовательской работе по решению актуальных проблем, характерных для местности. Совместно со студентами проводятся медико-социальные исследования по изучению продолжительности жизни жителей города и района, влиянию на нее экологического состояния окружающей среды. Заслуживает внимания и система контроля качества подготовки студентов и выпускников в ССУЗ медицинского профиля. Например, в Казанском базовом медицинском колледже по всем предметам учебного плана разработаны и апробированы пакеты разноуровневых тестовых заданий.
Училища культуры и искусства отличаются небольшим контингентом студентов, здесь имеются существенные особенности в организации учебно-воспитательного процесса, в приеме и выпуске специалистов, формах повышения квалификации педагогов. В этих учебных заведениях можно выделить по крайней мере две позитивные тенденции. Первая касается формы повышения квалификации педагогов, ведущей из которых являются мастер-классы. В Альметьевском музыкальном, Казанском хореографическом училищах и других учебных заведениях этого профиля для преподавателей проводятся мастер-классы ведущих преподавателей-хореографов, музыкантов из Казанской госконсерватории, Российской академии музыки им.Гнесиных и др. А в Альметьевском музыкальном училище четыре преподавателя посетили мастер-классы за рубежом.
Вторая позитивная тенденция - это стабильное трудоустройство по специальности всех выпускников, осуществляемое благодаря налаженной системе отбора абитуриентов и устойчивым связям с работодателями.
В то же время изучение ССУЗ РТ позволило выявить и имеющиеся в них проблемы. А они есть и весьма серьезные. Их можно разбить на несколько групп: финансовые; материально-технические; организационно-управленческие; кадровые; дидактические. Обозначим лишь некоторые из них.
Практически во всех обследованных ССУЗ прекратился приток молодых спе-
профиля ха-к иссле-актуаль-! местности, юдятся мело изуче-жителей экологией среды. 1 контроля и выпуск-профиля, медицин-Iучебно-эированы : заданий, ва отли-студен-особен-учебно-еме и вы-Гиовышения учебных 'крайней Первая ификации являются музы-[жческом рзаведениях ей прово-[преподава-нз Казанской ака-др. А в училище мастер-
- это специаль-вляемое отбора зям с ра-
ГУЗ РТ по-г них про-ьезные. Их гг\пп: фи-е-ские: ор-¡садровые; вь некото-
циалистов. Это тревожный факт, вызванный низким уровнем оплаты труда педагогов. Через 10-15 лет некому будет заниматься образовательным процессом, ибо средний возраст педагогов в ССУЗ - около 50 лет.
В контексте организационно-управленческой деятельности отмечаются такие проблемы, как: отсутствие в ряде ССУЗ заместителей директора по воспитательной работе; недостаточная связь между ССУЗ по между собой.
Остро стоят кадровые проблемы. Кроме старения кадров, обозначились и вопросы, связанные с отсутствием у многих преподавателей специальных дисциплин (~ 50%) педагогического образования, с повышением их методического мастерства, ибо нет соответствующих методических объединений (как это имеет место по дисциплинам других циклов).
Что касается дидактических проблем, то отмечают в основном трудности практического обучения студентов. При этом анализ показывает, что вопросы практики актуальны, в основном, для специальностей технического и экономического профилей. Сегодня изменился сам характер проблем практики. Если еще вчера студенты ССУЗ не имели порой возможности для прохождения практики (ибо многие предприятия не работали или работали на неполную мощность), то сегодня все ССУЗ обеспечивают, студентов местами для прохождения практики. Но её содержание, качество оставляют желать лучшего. Почему это имеет место? Оказывается, потому, что по ряду новейших специальностей (наукоемкого производства) прак-
тика осуществляется на дорогостоящем электронном оборудовании, которого у ССУЗ нет. И получается, что студенты, приступая к преддипломной практике, только на предприятии впервые знакомятся с этим новейшим оборудованием. Такая ситуация имеет место с выпускниками Зеленодольского судостроительного техникума, Казанского автотранспортного техникума и др.
По экономическим специальностям студентов-практиков не допускают к бухгалтерским документам из-за "коммерческой" тайны.
Кроме того, имеет место незаинтересованность руководителей и специалистов предприятий в подготовке кадров из числа студентов ССУЗ, низкая загрузка студентов конкретной работой во время практики.
В завершение отметим, что средние специальные учебные заведения Республики Татарстан благодаря усиливающимся связям с психолого-педагогической наукой, сегодня уже более уверенно смотрят в будущее. Осознается мысль о том, что залогом эффективного развития учебного заведения в современных условиях является постоянная ориентация на изучение, исследование, поиск новых возможностей (как внутренних, так и внешних). Представляется, что на данном этапе развития средней профессиональной школы важнейшим резервом является активизация позиции ССУЗ во взаимодействии со всеми социальными партнерами, включая работодателей, родителей, органы власти, общественные организации, различные фонды, СМИ и т.д.
КАКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ НУЖНЫ ПРОИЗВОДСТВУ?
Т.В.Лопухова, старший научный сотрудник ИСПО РАО, кандидат педагогических наук
Требования к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, постоянно возрастают. Их эволюция нуждается в серьезном исследовании, так как во многом определяет пути развития системы среднего профессионального образования.
ованных :\ спе-
Характер эволюции требований к качеству профессионального образования
определяется не только прогрессивными процессами развития науки, техники и