Научная статья на тему 'Красота на ферме начинается в техникуме'

Красота на ферме начинается в техникуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова И. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Красота на ферме начинается в техникуме»

Кадры для села

" и учебной

ого и оте-сельскохо-аграрного эавде жиз-:воение пе-сельскохо-гбуют отка-типов. Мы . отказывали -гюгрессивных ге основной ':йкая семейная России тракто-как эконо-. мнению, оно : сельскохозяй-|«отором работы образом или в | хозяина и чле-

емы учебно-ионного обес-¡¿провождение процесса. Для всттъ и принять тей; разра-иия студентов нового поко-дндактических на внедрение »■ггизации, про-гелств, индиви-ооом и методов

^¿здание обще-зий на базе гаедагогические гчаляют к этому

я названных ьсвать разви-специальных вно, их про-кно осущест-ьльном, регио->ровнях, так и . заведений.

КРАСОТА НА ФЕРМЕ НАЧИНАЕТСЯ В ТЕХНИКУМЕ

И. К. Климова, преподаватель Буи некого ветеринарного техникума, аспирантка ИПППО РАО

Современное состояние села вызывает справедливую критику. Неэффективность колхозно-совхозной системы, необустроенность быта, плохие дороги, отсутствие транспорта, нежелание молодежи оставаться на селе, острая нехватка специалистов сельского хозяйства при том, что каждый год ССУЗ и вузы выпускают сотни дипломированных специалистов для данной отрасли. Мы часто объясняем сложившуюся ситуацию тем, что сельскохозяйственная работа малооплачиваема и весьма трудоемка, то есть взваливаем всю вину на ту советскую систему, которая досталась нам в наследство и по вине которой все так и происходит.

В то же время в СМИ часто появляется информация о том, как хорошо и замечательно налажена работа в сельском хозяйстве в некоторых других странах: современные машины, безотходное производство, механизация всех операций, чистота помещений, отсутствие неприятного запаха на фермах, ухоженные животные, прибыльные хозяйства и так далее. Почему же у нас такая ситуация лишь в единичных хозяйствах, да и то работающих по зарубежным технологиям?

Наблюдения последних лет, сравнения ситуации, анализ положения дел в некоторых ССУЗ (именно в учебных заведениях) позволили сделать вывод: многое в этом направлении зависит и от педагогов. Умение и желание изменить окружающую среду должны развиваться у будущего специалиста сельского хозяйства в студенческие годы, а закладываться еще в детстве. Мы не можем изменить окружающую среду и мир в целом, но изменить часть мира, в который попадает студент на несколько лет обучения, мы обязаны. Особого внимания заслуживает в данном случае эстетическое воспитание молодежи, которое, как правило, связано с нравственным, трудовым, умственным.

Известно, что определенное мнение о человеке складывается при первом зна-

комстве с ним. Тоже самое происходит и во время первого знакомства с учебным заведением. Студенты первых курсов Бу-инского ветеринарного техникума при проведении бесед и четвертых курсов при написании сочинений о том, что же понравилось им в техникуме при первом знакомстве, отвечали: «Красота и чистота».

Эстетическое направление работы в ССУЗ играет наиважнейшую, первостепенную роль. Эстетическое воспитание развивает в человеке чувство прекрасного, облагораживает его. Прекрасное — это сама жизнь во всех ее проявлениях, продукты нашего труда. Человек, попадающий в атмосферу прекрасного, учится видеть это прекрасное. Эстетическое отношение к действительности не приходит само собой, оно формируется в процессе социализации.

Итог наблюдений нескольких лет позволил сделать вывод: надо не заставлять человека видеть прекрасное, а лишь предоставить ему эту возможность. Если студент окружен в техникуме различными стендами с таблицами, рисунками, лозунгами, предписаниями и правилами (а все они считались необходимыми до недавнего времени, в противном случае педагогов могли обвинить, например, в недостаточном использовании наглядной агитации в воспитании молодежи), то это часто вызывало обратную реакцию — студенты их часто не замечали или, что еще хуже, портили дополнениями, записями, карикатурами и т.п. Сегодня оформление техникума совершенно иное: ничего лишнего, только необходимая информация. А главное — картины, позволяющие видеть красоту окружающего мира.

К сожалению, молодежь сегодня редко посещает картинные галереи, выставки художников, музеи. А в сельской местности это почти невозможно сделать из-за отсутствия таких учреждений. Маленькие города, районные центры, села удалены от

Кадры для села

крупнейших культурных центров, именно этот фактор способствует повышенному интересу юношей и девушек к культуре. Ведь не секрет, что в маленьких городах учащихся некуда сводить на экскурсию, кроме как в краеведческий музеи, небольшие музей в различных школах и на предприятиях. А ведь знакомство с произведениями культуры вызывает у молодых людей глубокий эмоциональный интерес и потребность более глубокого постижения культуры. И не удивительно, что ни у кого не возникает желания, не поднимется рука испортить эту красоту. Произведения искусства вызывают эстетическое наслаждение. Человек, чуткий к прекрасному, стремится и жизнь свою строить по законам красоты. Произведения искусства всегда были «учебником жизни» (Н.Г. Чернышевский). Воспитание средствами искусства привлекательно и действенно.

Но недостаточно лишь любоваться произведениями искусства. Необходимо видеть красоту окружающей природы, ее богатство, красоту, гармонию. А для этого необходимо, чтобы студент мог сам поучаствовать в создании прекрасного. Эстетическое воспитание невозможно без деятельности самих студентов по законам красоты. Если окружить здание учебного заведения множеством цветов и растений, умело подобрав их сочетание, то вряд ли найдутся люди, не восхищающиеся этим многообразием красок, морем цветов. Каждый обучающийся в техникуме чувствует не только свою причастность к этому прекрасному миру, но и определенную гордость, что он обучается именно здесь. В последние годы в Буинске именно ветеринарный техникум получает высшую награду за благоустройство и озеленение города.

Многообразен спектр средств эстетического воспитания. Поддержание чистоты и порядка внутри учебного здания и на прилегающей территории — это тоже дело эстетической направленности. Именно обстановка, не допускающая неряшливости, неаккуратного вида, заставляет и учащихся вести себя более культурно. Хочется соответствовать уровню этого учебного заведения, строить свое поведение, поступки по законам красоты.

Важную роль играет привлечение студентов в художественную самодеятельность. Анализ сочинений первокурсников позволяет выделить одну закономерность: в период адаптации к учебному заведению многих талантливых и способных ребят буквально насильно «вытаскивали» на сцену, от чего они, застенчивые и скромные сельские ребята, впоследствии получали огромное наслаждение, испытывали чувство гордости. Ведь сцена раскрепощает человека, делает его более свободным, коммуникабельным, развивает многие нравственные качества, мировоззрение, речь, артистические способности. Студент живет активной, интересной, насыщенной жизнью. Период адаптации к учебному заведению происходит быстрее и менее болезненно, особенно для иногородних студентов. В последующие годы умение профессионально петь или танцевать приводило к тому, что студенты могли заменить своих наставников на любом мероприятии. Не случайно, будущие ветеринары занимают призовые места на конкурсах художественной самодеятельности среди сельхозтехникумов республики.

Попадая на территорию техникума, студент чувствует, что он попадает в мир Прекрасного, Доброго, Светлого, он привыкает к такому окружению. Все это вместе взятое создает высокий престиж учебного заведения. А студент, долгое время находившийся здесь, и на своем рабочем месте постарается создавать уют, порядок, чистоту, красоту. Может, и на наших фермах помещения будут блестеть от чистоты, труд работников будет полностью механизирован, их внешний вид опрятен, кормить животных будут под определенную музыку для получения большего привеса или больших надоев. Ведь это уже давно используется во всем мире, должно использоваться и у нас.

Экономические преобразования в стране ставят перед профессиональным образованием задачу подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем профессионализма. Одним из главных условий подготовки является воспитание внешней и внутренней культуры студента средствами эстетического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.