Научная статья на тему 'США Кыргызстан: модель взаимодействия неравновесных участников'

США Кыргызстан: модель взаимодействия неравновесных участников Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
729
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / НАТО / "ПАРТНЕРСТВО РАДИ МИРА" / АФГАНИСТАН / США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / ЮСАИД

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казакпаев Марат

На первом этапе, то есть со дня обретения Кыргызстаном суверенитета, его отношения с Соединенными Штатами в военно-политической сфере развивались в целом поступательно, хотя и без особой динамики. Во многом это обуславливалось тем, что, несмотря на сложившийся имидж нашей республики как "островка демократии" в регионе, в своих внешнеполитических подходах администрация Б. Клинтона, а затем и Дж. Буша в принципе не воспринимала ее в качестве основного стратегического партнера из-за небольшой территории, а также небогатого экономического потенциала. Однако стабильный, позитивно сбалансированный курс внешней политики КР в отношении США способствовал оптимальному развитию двусторонних отношений по всем направлениям. Так, в области военно-политического сотрудничества профильные правительственные структуры, прежде всего Министерство обороны республики (неизменно при поддержке Вашингтона) участвовали в военно-политических мероприятиях Запада, не упуская возможности получать различные виды военно-технической помощи по американской и/или европейской линии. Двусторонние военно-политические связи развивались и в рамках НАТО. С момента заключения договора о сотрудничестве между Кыргызстаном и Североатлантическим альянсом в формате программы "Партнерство ради мира", к которой официальный Бишкек присоединился 1 июня 1994 года при непосредственной поддержке со стороны Белого дома, КР смогла подключиться и к другим важным программам Альянса. Важный фактор политического усиления американских позиций на постсоветском пространстве вступление Кыргызстана (декабрь 1997 г.), как и других государств СНГ, в Совет евро-атлантического партнерства (СЕАП), что значительно ускорило возможность плодотворного сотрудничества в области международной и региональной безопасности со странами-членами НАТО, в том числе с Соединенными Штатами. А в сфере финансирования совместного военного планирования и обеспечения оборонного бюджета Кыргызстана львиная доля вклада вообще остается за американской стороной. В частности, к концу 2005 года ежегодный объем военной помощи, в том числе по обеспечению системы безопасности КР превысил 8 млн долл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «США Кыргызстан: модель взаимодействия неравновесных участников»

США — КЫРГЫЗСТАН: МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕРАВНОВЕСНЫХ УЧАСТНИКОВ

Марат КАЗАКПАЕВ

старший преподаватель кафедры политологии факультета международных отношений Кыргызско-российского славянского университета (Бишкек, Кыргызстан)

Военно-политическая сфера

На первом этапе, то есть со дня обретения Кыргызстаном суверенитета, его отношения с Соединенными Штатами в военно-политической сфере развивались в целом поступательно, хотя и без особой динамики. Во многом это обуславливалось тем, что, несмотря на сложившийся имидж нашей республики как «островка демократии» в регионе, в своих внешнеполитических подходах администрация Б. Клинтона, а затем и Дж. Буша в принципе не воспринимала ее в качестве основного стратегического партнера из-за небольшой территории, а также небогатого экономического потенциала.

Однако стабильный, позитивно сбалансированный курс внешней политики КР в отношении США способствовал оптимальному развитию двусторонних отношений по всем направлениям. Так, в области военно-политического сотрудничества профильные правительственные структуры, прежде всего Министерство обороны республики (неиз-

менно при поддержке Вашингтона) участвовали в военно-политических мероприятиях Запада, не упуская возможности получать различные виды военно-технической помощи по американской и/или европейской линии.

Двусторонние военно-политические связи развивались и в рамках НАТО. С момента заключения договора о сотрудничестве между Кыргызстаном и Североатлантическим альянсом в формате программы «Партнерство ради мира», к которой официальный Бишкек присоединился 1 июня 1994 года при непосредственной поддержке со стороны Белого дома, КР смогла подключиться и к другим важным программам Альянса. Важный фактор политического усиления американских позиций на постсоветском пространстве — вступление Кыргызстана (декабрь 1997 г.), как и других государств СНГ, в Совет евро-атлантического партнерства (СЕАП), что значительно ускорило возможность плодотворного сотрудничества в области международной и региональной безопасности со странами-членами НАТО, в том числе с Соединенными Штатами. А в сфере финансирования совместного военного планирования и обеспечения оборонного бюджета Кыргызстана львиная доля вклада вообще остается за американской стороной. В частности, к концу 2005 года ежегодный объем военной помощи, в том числе по обеспечению системы безопасности КР превысил 8 млн долл.

Следует отметить, что в рамках программы «Партнерство ради мира» НАТО (в том числе, разумеется, США) были инициированы и другие мероприятия: создание миротворческого батальона «Центразбат» с проведением ежегодных учений и развитие многонациональных проектов невоенного характера. Так, последнее направление предусматривает реализацию в Кыргызстане таких планов, как «Виртуальный шелковый скоростной путь» (обеспечение доступа в Интернет научных и образовательных учреждений), «Решение экологических проблем в целях устойчивого развития в странах Центральной Азии». Кроме того, вне НАТО с 1999 года в Министерстве обороны республики внедрены и сугубо американские программы: «Военная деятельность в горных условиях», «Деятельность сил специального назначения».

События 11 сентября 2001 года, повлекшие за собой новую активизацию Соединенных Штатов во внешнеполитической и военной сферах, прежде всего в отношении режима «Талибан», обвиненного Вашингтоном в прямой причастности к этим терактам, самым непосредственным образом затронули Центральную Азию. Это ознаменовало начало нового, возможно, более качественного этапа политических отношений государств региона с США. Другими словами, события 11 сентября и антитеррористи-ческая операция международной коалиции вынудили администрацию Дж. Буша оперативно пересмотреть свои внешнеполитические подходы к сопредельным с Афганистаном государствам Центральной Азии с целью их вовлечения в свои новые геополитические приоритеты.

Формирование Белым домом новых внешнеполитических приоритетов с включением в свою геополитическую орбиту стран ЦА, которые ранее традиционно входили в близлежащую сферу политических интересов России и Китая, безусловно, способствовало резкому изменению баланса сил между державами. А Кыргызстан, в свое время гораздо легче принявший западные демократические стандарты, нежели некоторые другие республики региона, оказался реальным кандидатом в качестве основного регионального форпоста возможного военно-политического присутствия США.

Таким образом, после трагических событий 11 сентября военная составляющая стала даже доминировать в кыргызско-американском сотрудничестве. Один из важных факторов в этой сфере — создание (14 декабря 2001 г.) в нашей республике военной базы вспомогательного назначения международных коалиционных сил для ведения антитер-рористической операции в Афганистане. По условиям первоначальной договоренности, за предоставление территории под военную базу с декабря 2001 года Кыргызстан ежегод-

но получал от США около 52 млн долл. Но пролонгация и последующая ратификация официальным Бишкеком и Вашингтоном соглашений о размещении на территории гражданского аэропорта Манас военной базы «Ганси» вызвали у Москвы и Пекина настороженную сдержанность, предполагающую немедленные ответные практические действия в Центральной Азии на основе реализации ряда военно-политических мероприятий в рамках ОДКБ и ШОС.

Через несколько лет на саммите ШОС, состоявшемся в Астане 5 июля 2005 года, другие участники «шанхайской шестерки» жестко потребовали от руководителей Кыргызстана и Узбекистана определиться с конкретными сроками окончания дислокации на их территории американских военных баз, а фактически — со сроками военного присутствия Соединенных Штатов в регионе. Эти требования были мотивированы завершением активной стадии антитеррористической операции в Афганистане.

Политическое давление глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества, оказанное ими в Астане на руководство Кыргызстана по поводу определения срока пребывания американской военной базы «Ганси», как бы парировал визит в КР министра обороны США Д. Рамсфельда, который прибыл в Бишкек буквально через 20 дней после этого саммита, 25 июля. В ходе его визита было подписано соглашение, согласно которому наша республика на безвозмездной основе получит от Соединенных Штатов еще 200 млн долл. Наконец, в феврале 2006 года официальный Бишкек выдвинул новые предложения о пересмотре соглашения, в частности относительно повышения арендной платы за использование территории, отведенной под военную базу «Ганси».

Таким образом, внешнеполитические шаги нашего государства, основанные на принципах многовекторной дипломатии, ныне как никогда актуальны в отношениях, сложившихся в формате треугольника: Кыргызстан — Соединенные Штаты — ШОС.

В целом же военно-политические связи между КР и США представляют собой оптимальную классическую модель взаимодействия неравновесных участников международных отношений в рамках обеспечения региональной безопасности. При этом каждая сторона преследует и удовлетворяет свои стратегические интересы. Естественно, в данном случае их отношения — своеобразная система безвозмездной помощи младшему партнеру (материально-технической, финансовой, консультативной, информационной, образовательной и т.д.), при которой США, выступающие в качестве донора для КР, добровольно берут на себя приоритетные обязательства в обеспечении безопасности как Кыргызстана, так и для всей Центральной Азии.

Аспекты развития демократического общества

Возросшая геополитическая роль США в Центральной Азии, связанная с антитер-рористической кампанией в Афганистане, способствовала и более активному подходу США к решению политических вопросов в государствах региона, в том числе защите в них демократических прав и свобод. Особую озабоченность администрации Белого дома вызывали проявляемые в ряде этих стран признаки авторитаризма и коррупции, политико-правовой произвол в отношении независимых СМИ и правозащитных организаций, грубые нарушения, фиксируемые в ходе избирательных кампаний с привлечением административного ресурса, что в совокупности способствует политическому долголетию несменяемых президентов.

В рамках этого направления несомненный интерес вызывает глобальная помощь Соединенных Штатов по внедрению и развитию демократических стандартов в новых молодых государствах ЦА. Так, еще в конце 2000 года, исходя главным образом из отчетов Миссии наблюдателей ОБСЕ относительно подведения итогов парламентских и президентских выборов в Кыргызстане, Вашингтон выразил глубокое недовольство существенными нарушениями избирательного процесса, инициированными властными органами нашей республики. Кроме того, Соединенные Штаты совместно с другими странами и международными институтами неоднократно выступали с заявлениями в защиту независимой прессы КР, постоянно подвергавшейся необоснованным политическим и правовым санкциям со стороны руководства страны. В связи с этим завоеванный в середине 1990-х годов имидж нашего государства как островка демократии в Центральной Азии стал постепенно падать

В целом же за годы суверенного развития Кыргызстан получил по линии правительства США существенную (наибольшую) внешнюю помощь в виде льготных кредитов, грантов и товаров гуманитарного характера. Например, согласно информации Госдепартамента Соединенных Штатов, с 1992 по конец 2005 года эта помощь составила 792,2 млн долл. Из них на поддержку демократических преобразований направлено 120,7 млн долл., в том числе в виде грантов для неправительственных организаций и независимых СМИ. Среди профильных направлений неправительственного сектора Белый дом уделял большое внимание правозащитной деятельности, экологии, общественной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей.

Самим же распределением этой помощи занимается Агентство США по международному развитию (ЮСАИД) на основе тендера среди американских НПО, претендующих на реализацию программ администрации Соединенных Штатов. В настоящее время в рамках программ ЮСАИД задействовано свыше 40 американских неправительственных организаций и бизнес-структур. В КР в число основных контрактеров ЮСАИД входят известные международные неправительственные организации: консорциум «Каун-терпарт», Фонд «Евразия», Национальный демократический институт, Национальный республиканский институт, Демократическая комиссия при посольстве США. Их цель — продвижение демократических стандартов на основе выделения грантов для отечественных НПО. А один из наиболее крупных грантовых доноров неправительственных организаций — Фонд Сороса (точнее, созданный в республике его филиал — Сорос-Кыргыз-стан, ставший лучшим спонсором отечественной системы образования). Благодаря ему издана значительная часть учебников, учебных пособий для школ и вузов, а также научных монографий кыргызских ученых.

2005 год оказался одним из кульминационных и во внутриполитической жизни, так как массовые нарушения властными структурами организации парламентских выборов (февраль — март) привели к повсеместным конфликтам между оппозицией и руководством республики. Вынужденная же реакция со стороны международного сообщества, прежде всего посольства США, на факты беспрецедентных массовых правонарушений при проведении избирательной кампании и фальсификации итогов голосования властными органами на местах впервые способствовала вызреванию открытого конфликта в кыргызско-американских отношениях.

При этом инициатором этого процесса часто выступал сам глава нашего государства А. Акаев. Например, на открытии пропрезидентской молодежной акции «Мен — Кыргызстан» (2 февраля) он прямо обвинил американского посла С. Янга в открытом вмешательстве во внутренние дела страны. К тому же президент КР необоснованно обвинял Белый дом в организации «цветных революций» в Грузии и Украине. А с подачи окружения А. Акаева в республике были изданы фальшивые, на первый

взгляд «секретные» материалы о якобы инспирированной американским посольством попытке совершить «цветную революцию» (даже профинансировать ее) и в нашей стране.

Тем не менее на подготовку парламентских выборов в КР США выделили 650 тыс. долл. Они предназначались на финансирование специальных программ обучения представителей местных избирательных комиссий, на покупку оборудования для маркировки голосующих избирателей, около 150 тыс. долл. было направлено на соответствующую подготовку независимых наблюдателей. Только с января по март 2005-го НПО и независимые СМИ получили на эти цели свыше 1 млн долл. А за весь 2005 год Госдепартамент и другие организации Соединенных Штатов ассигновали на поддержку демократии в Кыргызстане свыше 2,5 млн долл.

Кроме того, Белый дом оказал материальную и консультативную помощь в издании в республике нового Кодекса о выборах, в техническом оснащении Центризбиркома, а также по другим аспектам совершенствования национального законодательства, охватывающего прежде всего такие разделы, как защита прав человека, в том числе прав этнических меньшинств, свобода слова и СМИ, свобода вероисповедания. А через грантовый транш Национального демократического института США и сети общественных наблюдателей за выборами (ENEMO) под руководством неправительственной организации «Коалиции за демократию и гражданское общество» свыше 80 активистов кыргызских НПО смогли участвовать в качестве международных наблюдателей на президентских выборах в Украине (ноябрь — декабрь 2004 г.).

К концу 2004 года конфликт между властными структурами и независимыми средствами массовой информации достиг критической точки. Личные же инициативы президента КР А. Акаева в этой сфере, направленные на то, чтобы закрыть или хотя бы не допустить выход в свет независимых газет «Республика» и «МСН» (они печатались в типографии, созданной известной американской правозащитной организацией «Фридом хаус») весьма негативно сказались на кыргызско-американских отношениях.

Исходя из интервью посла Соединенных Штатов в КР Стивена Янга, «революция тюльпанов» была встречена с открытым одобрением. «...То, что произошло сегодня (24 марта. — М.К.), касается кыргызского народа и его решений, но США гордятся тем, что могут выступить в роли помощника в этом процессе».

Таким образом, политико-демократическое направление деятельности Вашингтона, суть которой состоит в оказании помощи демократическим преобразованиям и выявлении нарушений в финансируемых странах, косвенно сыграло значительную роль в ликвидации прежнего правящего режима КР. За годы национального суверенитета в стране создано свыше 6 тыс. неправительственных организаций, своей общественной деятельностью способствующих становлению в ней гражданского общества. Однако, с другой стороны, ощущается зависимость отечественных НПО от зарубежного финансирования, в том числе и со стороны США. По мнению некоторых экспертов, многие неправительственные структуры предпочитают заниматься решением вопросов, прежде всего вызывающих определенный интерес западных грантодателей, но не актуальных проблем нашего государства.

Наряду с этим 25 марта 2006 года посольство США выступило с заявлением, в котором выражена серьезная озабоченность внутриполитической ситуацией в КР, в частности активизацией криминальных структур, в том числе их попытками легализироваться даже путем вхождения во властные структуры. В связи с этим, как отмечено в данном заявлении, президент и правительство республики должны незамедлительно предпринять необходимые превентивные меры, но, разумеется, в рамках правового поля.

Гуманитарные инициативы и поддержка экономических реформ

В целом к концу 2005 года объем предоставленной Соединенными Штатами гуманитарной помощи США Кыргызстану составил 286,7 млн. долл.

В рамках программ Министерства сельского хозяйства США «Продовольствие ради прогресса» и « Правительство — правительству» с середины 1992 года КР входит в число стран, получающих целевую гуманитарную поддержку. Так, эти гуманитарные программы предусматривают, в частности, предоставление зерна (в том числе риса), растительного масла и соевых бобов. Средства, вырученные от их продажи, направляются на осуществление реформ в сельском хозяйстве республики. По линии этого же министерства реализуется программа стипендии Кохрана, цель которой — повышения квалификации работников данной отрасли.

Текущие гуманитарные программы для Кыргызстана предполагают поставку товаров по Программе гуманитарных перевозок правительства США. А Министерство сельского хозяйства Соединенных Штатов осуществляет программу продовольственной помощи для Кыргызстана через Международный корпус милосердия, который и распределяет все получаемые товары в школах, больницах и детских домах.

Программу поддержки экономических реформ в КР в основном координирует ЮСАИД под руководством американского посла. С 1992 года через ЮСАИД Вашингтон одобрил и внедрил программы финансово-экономической помощи и реформ на 201,3 млн долл.

Однако в целом двусторонние связи так и не получили своего должного развития в силу, как мы уже отмечали, географической отдаленности, а также по причине низких экспортных возможностей КР. А из США Кыргызстан импортирует главным образом продукты питания, фармацевтические изделия, оборудование для выращивания и переработки зерна.

В мае 2000 года Конгресс Соединенных Штатов аннулировал в отношении КР известные дискриминационные поправки Джэксона-Вэника от 1974 года, что наряду со вступлением Кыргызстана во Всемирную торговую организацию (1998 г.) должно способствовать дальнейшему развитию двусторонних экономических связей.

В ы в о д ы

В силу наметившегося в Центральной Азии геополитического противостояния между США, с одной стороны, Россией и Китаем, с другой — Кыргызстан как неравновесный участник стремится акцентировать свои усилия на сохранении единого поля сотрудничества и в рамках устанавливающейся западной модели безопасности государств ЦА, и в аспекте участия в деятельности ШОС. Фактор донорской политики Соединенных Штатов по всем направлениям способствует долгосрочному военно-политическому сотрудничеству официального Бишкека с Вашингтоном, где главной компромиссной точкой все же является существование военной базы «Ганси».

Что касается политико-демократического ракурса, то огромное влияние США на события марта 2005 года, в том числе через многочисленные гранты для неправительственных организаций КР в период парламентских выборов в республике, вынуждают (и в дальнейшем будут вынуждать) ее нынешнюю элиту прислушиваться ко всем американским инициативам и претензиям, особенно в части соблюдения соответствующих стан-

дартов. Немаловажную роль в этом плане станет играть фактор активной деятельности НПО и СМИ, а также донорская помощь со стороны Соединенных Штатов.

И все же географическая отдаленность КР и ее слабый экономический потенциал не будут способствовать развитию двусторонних торгово-экономических и гуманитарных связей, во всяком случае, в ближайшей перспективе. Но вместе с тем улучшение финансово-кредитной инфраструктуры позволит привлечь дополнительные инвестиции Вашингтона. Однако все же необходимо констатировать, что в этой сфере и в дальнейшем будет превалировать безвозмездная гуманитарная помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.