Научная статья на тему 'Проблемы политического характера в отношениях Кыргызстана и США'

Проблемы политического характера в отношениях Кыргызстана и США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
511
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ТЮЛЬПАНОВАЯ" РЕВОЛЮЦИЯ / МНОГОВЕКТОРНАЯ ПОЛИТИКА / ОДНОСТОРОННЯЯ ДЕНОНСАЦИЯ / АВИАБАЗА "ГАНСИ" / ЦЕНТР ТРАНЗИТНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК / TULIP REVOLUTION / MULTIVECTOR POLITICS / UNILATERAL DENUNCIATION / AIRBASE "GANSI" / TRANSIT CENTER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бейшеналиев Алмазбек Бейшеналиевич

Автор обращает внимание на то, что сотрудничество США с Кыргызстаном шло позитивно в период правления первого кыргызского президента А. Акаева. После революции 2005 года начинаются противоречия. Американцы пытаются втянуть республику в программу ХИПИК, но второй президент К. Бакиев отвергает это. Далее имело место взаимная высылка дипломатов (подозрения в шпионаже). В 2014 году была закрыта американская авиабаза в кыргызском аэропорту Манас (она появилась после взрывов в 2001 году в Нью-Йорке, сначала называлась «авиабаза Ганси», потом «центр транзитных грузоперевозок»). В 2015 году с кыргызской стороны было денонсировано Соглашение между США и Кыргызстаном от 1993 года относительно сотрудничества по оказанию помощи. Дипломатический конфликт начался 14 июля 2015 года, когда Госдепартамент США наградил премией «защитник прав человека» правозащитника из Кыргызстана Азимжана Аскарова, отбывающего пожизненный срок за «ошские события 2010 года». За последний период в политике США по отношению к Кыргызстану появились некоторые проблемы и недопонимания, и они вынуждают искать новые направления и возможности в отношениях между двумя странами. Таким образом, продолжение исследования геополитических интересов США в Центральной Азии и в Кыргызстане, особенно в сфере международной безопасности является крайне необходимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES IN KYRGYZSTAN AND UNITED STATES OF AMERICA POLITICS

The author draws attention to the cooperation of the USA with Kyrgyzstan that went positively during the reign of the first Kyrgyz president A. Akayev. After the 2005 revolution, contradictions began. Americans tried to involve Kyrgyzstan into the HIPC program, but the second president K. Bakiev refused. Then there was a mutual deportation of diplomats (suspicion of espionage).In 2014, the US airbase was closed at the Kyrgyz airport Manas (it appeared after the 2001 bombings in New York, it was first called “Gansi” airbase, later changed to transit cargo center). In 2015, the Kyrgyz side denounced the 1993 a greement between the United States and Kyrgyzstan on cooperation in providing assistance. The diplomatic conflict began on July 14 2015, when the US State Department awarded "human rights defender" a human rights activist from Kyrgyzstan Azimzhan Askarov, serving a life sentence for "Osh events of 2010". In the recent period, some issues and misunderstandings have appeared in US policy towards Kyrgyzstan, and they force to seek new directions and opportunities in relations between the two countries. Thus, the continuation of the study of US geopolitical interests in Central Asia and Kyrgyzstan, especially in the field of international security, is extremely necessary.

Текст научной работы на тему «Проблемы политического характера в отношениях Кыргызстана и США»

политические науки

Бейшеналиев Алмазбек Бейшеналиевич ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ...

УДК 327

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ОТНОШЕНИЯХ КЫРГЫЗСТАНА И США

© 2018

Бейшеналиев Алмазбек Бейшеналиевич, доктор исторических наук, доцент Региональный Институт Центральной Азии (720010, Кыргызстан, Бишкек, ул.Турусбекова, 109/1, e-mail: lmzbeishenaliev@gmail.com)

Аннотация. Автор обращает внимание на то, что сотрудничество США с Кыргызстаном шло позитивно в период правления первого кыргызского президента А. Акаева. После революции 2005 года начинаются противоречия. Американцы пытаются втянуть республику в программу ХИПИК, но второй президент К. Бакиев отвергает это. Далее имело место взаимная высылка дипломатов (подозрения в шпионаже). В 2014 году была закрыта американская авиабаза в кыргызском аэропорту Манас (она появилась после взрывов в 2001 году в Нью-Йорке, сначала называлась «авиабаза Ганси», потом «центр транзитных грузоперевозок»). В 2015 году с кыргызской стороны было денонсировано Соглашение между США и Кыргызстаном от 1993 года относительно сотрудничества по оказанию помощи. Дипломатический конфликт начался 14 июля 2015 года, когда Госдепартамент США наградил премией «защитник прав человека» правозащитника из Кыргызстана Азимжана Аскарова, отбывающего пожизненный срок за «ошские события 2010 года». За последний период в политике США по отношению к Кыргызстану появились некоторые проблемы и недопонимания, и они вынуждают искать новые направления и возможности в отношениях между двумя странами. Таким образом, продолжение исследования геополитических интересов США в Центральной Азии и в Кыргызстане, особенно в сфере международной безопасности является крайне необходимым.

Ключевые слова: «тюльпановая» революция, многовекторная политика, односторонняя денонсация, авиабаза "Ганси", Центр транзитных грузоперевозок.

CHALLENGES IN KYRGYZSTAN AND UNITED STATES OF AMERICA POLITICS

© 2018

Beishenaliev Almazbek Beishenalievich, doctor of historical sciences, associate professor

Regional Institute of Central Asia (720010, Kyrgyzstan, Bishkek, street Turusbekova, 109/1, e-mail: lmzbeishenaliev@gmail.com)

Abstract. The author draws attention to the cooperation of the USA with Kyrgyzstan that went positively during the reign of the first Kyrgyz president A. Akayev. After the 2005 revolution, contradictions began. Americans tried to involve Kyrgyzstan into the HIPC program, but the second president K. Bakiev refused. Then there was a mutual deportation of diplomats (suspicion of espionage).In 2014, the US airbase was closed at the Kyrgyz airport Manas (it appeared after the 2001 bombings in New York, it was first called "Gansi" airbase, later changed to transit cargo center). In 2015, the Kyrgyz side denounced the 1993 a greement between the United States and Kyrgyzstan on cooperation in providing assistance. The diplomatic conflict began on July 14 2015, when the US State Department awarded "human rights defender" a human rights activist from Kyrgyzstan Azimzhan Askarov, serving a life sentence for "Osh events of 2010". In the recent period, some issues and misunderstandings have appeared in US policy towards Kyrgyzstan, and they force to seek new directions and opportunities in relations between the two countries. Thus, the continuation of the study of US geopolitical interests in Central Asia and Kyrgyzstan, especially in the field of international security, is extremely necessary.

Keywords: the Tulip Revolution, multivector politics, the unilateral denunciation, airbase "Gansi", Transit Center.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Известно, что в конце XX и в начале XXI вв. резко изменилось геополитическое положение в мире и его результаты непосредственно повлияли на постсоветские страны Центральной Азии, в том числе на Кыргызстан. Эти изменения были обусловлены с изменениями геополитической стратегии США в связи с ликвидацией двухполюсной системы международных отношений, обусловленной крахом СССР и стремлением США стать мировым гегемоном.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Кыргызские ученые рассматривали политику США, проводимую по отношению к Кыргызстану, в контексте общих вопросов международных отношений. К таким трудам относятся книги А.Акаева [1-3], А.Джекшенкулова [4; 5] и Н.М. Омарова [6; 7]. Однако политика США по отношению к Кыргызстану не рассматривалась в качестве специального и глубокого исследования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью работы является определение проблем политического характера в отношениях Кыргызстана и США. Изучение проблем в сотрудничестве Кыргызстана и США, выяснение их причин и возможных последствий.

Немаловажной причиной ослабления роли США во внешней политике Кыргызстана можно считать про-

блему недопонимания и противоречий. Сотрудничество двух стран в политической сфере шло позитивно и конструктивно примерно до 2000 года. Несомненно, что признание независимости Кыргызстана одним из первых со стороны США имело большое значение в дальнейшем становлении и развитии нового государства. Политическая поддержка США в сфере развития Кыргызской Республики в демократическом русле, в переходе к рыночной экономике, в сохранении прав человека имела неоценимое значение. Самым важным и эффективным сотрудничеством в 90-годах ХХ века можно назвать связи в политической сфере. Политическое сотрудничество претерпело несколько этапов и, в зависимости от этого, имело разный характер, приведший к разным итогам [8].

Анализируя политику президента Аскара Акаева в 90-годы, когда Кыргызстан только что приобрел суверенитет, можно отметить хорошую динамику политического диалога постсоветского Кыргызстана с США. За эти годы и до сегодняшних пор Кыргызстан был первым из Центральноазиатских государств по количеству взаимных визитов разного уровня и по количеству подписанных договоров. В Центральной Азии ни один глава государства не был так много раз с визитами в США, как Акаев, где его принимали на высоком уровне, где имел разностороннюю поддержку. В 1991 году во время визита в США он был награжден орденом "Гранд Кросс" за вклад в осуществление идей свободы и единства. Итоги работы руководства Кыргызстана по демократическому управлению

Beishenaliev Almazbek Beishenalievich CHALLENGES IN KYRGYZSTAN ...

political sciences

государством и проведению реформ по переходу к рыночной экономике были результативными. Прозападный президент постсоветского Кыргызстана в течении более 10 лет симпатизировал США и ее политике, ориентировался на западные ценности, в результате чего Кыргызстан имел много материальных и моральных дивидендов. Но в начале XXI веке в государственном управлении он устремился в сторону авторитаризма, во внешней политике предпочитал Россию, в результате чего начали проявляться проблемы и недоразумения [9].

В первые годы отношений между Кыргызстаном и США царила обстановка полного и правильного понимания. Деятельность полномочных послов шла в позитивном русле, и они внесли свои вклад в укрепление двусторонних отношений. Деятельность послов можно характеризовать таким образом.

Первый посол Эдвард Гурвиц работал в 1992-1994 годах, в этот период в Кыргызстане начало работать агентство USAID. Сразу после вручения Акаеву верительных грамот Кыргызстан вступил во Всемирный Банк, начала приходить кредитная и грантовая помощь. В составе Кыргызского Национального Университета образовался КАФ (Кыргызско - Американский Факультет), в 1993 году начал деятельность Фонд Сороса.

Айлин Мэллой работала в 1994-1997 годах и начались переговоры о членстве Кыргызстана в ВТО. В 19972000 годах приступила к работе Энн Мэри Зигмунд, КАФ получил статус Кыргызско-Американского Университета (ныне АУЦА), Кыргызстан стал членом ВТО. Бывший ранее советником посла США в России Джон О,Киф в 2000-2003 годы теперь работал послом в Бишкеке. В его время в аэропорту "Манас" открылась американская авиабаза "Ганси", начала свою деятельность организация "Фридом Хаус", открылась американская типография "Фонд поддержки СМИ".

В ослаблении политических отношений между Кыргызстаном и США в 2003-2005 годах в нарицательном смысле называется имя посла США в Кыргызстане Стивена Янга. Во время его пребывания произошло важное событие - "тюльпановая" революция. В 2005-2008 годах послом была Мари Йованович, и отношения двух стран становятся намного натянутыми. Кыргызстану навязывают идею вхождения в программу ХИПИК. Ее уход из страны совпал на 5 августа 2008 года, когда во время операции "Арсенал" МВД Кыргызской Республики в доме, арендуемом гражданами США, нашла пулеметы, гранатометы, автоматы, пистолеты и снайперские винтовки. Было изъято в общей сложности 53 единиц оружия, 15000 пуль разного калибра.

Татиана Гфеллер-Волкофф выполняла свою миссию в 2008-2011 годах, это совпало со второй революцией в 2010 году. Два кыргызских граждана, работавшие в посольстве США, подозреваются в шпионаже, и во время обыска в их доме обнаруживаются сведения о руководителях экстремистских групп в Центральной Азии. Это громкое дело было закрыто после переговоров с премьер-министром Данияром Усеновым и председателем СНБ Муратом Суталиновым. В 2010-2011 годах Татиана Гфеллер успела осуществить проект DAI, финансируемый USAID в целях укрепления Жогорку Кенеша [10]. Памела Спратлен приступила к работе в 2011 году и покинула страну в декабре 2014 году. В ее время изменили статус авиабазы на Центр транзитных грузоперевозок, а в 2014 году этот центр закрыли. Спратлена перевели в Румынию. С 2015 по 2018 года послом работает Шейла Гуолтни. Время её работы совпало с ослаблением отношений двух стран во всех направлениях. В рамках успешно проведенной многовекторной гибкой политики Кыргызстана в 1991-2000 годах в отношениях с США ощущалось существенное развитие, Кыргызстан имел полную поддержку со стороны крупной мировой державы. Но позднее, когда начались неблагоприятные тенденции в

проведении внутренней и внешней политики со стороны руководства страны, отношение США к Кыргызстану начало меняться в худшую сторону. Началом ухудшений можно отметить критику США итогов президентских и парламентских выборов 2000 года, после которых руководство страны во главе с Акаевым начало переходить к авторитаризму, а пришедший к власти в 2005 году Бакиев взял курс на диктатуру. Эти тенденции привели к ухудшению двусторонних отношений. С одной стороны, усиление влияния России и Китая в Кыргызстане, с другой стороны, обострение мировой геополитической обстановки изменили политику США. Американцы стали активно вмешиваться во внутренние дела Кыргызстана, начался новый поворот в политической сфере. После терактов 2001 года в Нью-Йорке и размещения в "Манасе" коалиционных сил США перешли на активные, а иногда и на доминирующие отношения с Кыргызстаном [11].

На самом деле, как было спланировано полит-технологами и стратегами США, согласно политическим и стратегическим интересам, проделанная работа за 10 лет в постсоветском Кыргызстане должна была дать свои положительные плоды в начале XXI века. Прежде всего, крепко обосновав западные (американские) демократические ценности внутри страны, Кыргызстан должен был стать плацдармом США для дальнейшего распространения их доктрины на другие страны региона, но, к сожалению, режим Акаева склонился -к авторитаризму, влез в коррупцию. Такую тенденцию показали президентские, парламентские выборы и референдум. В результате США оказались между официальной политической властью и оппозицией. Как признался американский посол С. Янг, он чаще начал встречаться с оппозицией, приветствовал и тайно поддерживал мартовскую революцию 2005 года. Чтобы контролировать ситуацию, США вмешиваются во внутреннюю жизнь Кыргызстана, косвенно и непосредственно влияют на "цветные революции". В своем интервью "РИА Новости" Аскар Акаев назвал одну из причин тюльпановой революции 2005 года -его отказ разместить в 2004 году в аэропорту "Манас" разведывательный самолет "АВАКС" (AwAкS). В своей речи Акаев сообщил, что посол США в Кыргызстане Стивен Янг откровенно занимался госпереворотом [10]. Посол же в ответном интервью АКИpress заявил, что кандидаты в депутаты боролись не в одинаковых условиях, не правильно велись агитационные работы в СМИ, в результате чего выборы в Жогорку Кенеш прошли не честно. Итак, перед революцией 2005 года США непосредственно вмешивались во внутренние дела республики, начав контролировать отдельные вопросы. Апрельская революция в Кыргызстане и пришедшая новая власть, ее пророссийская политика, отдельные промахи властей США привели к дальнейшему ослаблению политических отношений между Кыргызстаном и США. Демократы-чиновники, занимавшие высокие посты в Госдепартаменте США, старались сохранить налаженные, добрые отношения с Кыргызстаном. Например, это чиновник Госдепартамента США Фатема Сумар, ответственный работник организации, борющейся с незаконным международным оборотом наркотиков, Кэролл Перез, они приезжали с рабочими визитами в Бишкек и вели переговоры с руководством. Но такие действия не поправили положение. В это же время президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев встретился с помощником Госдепартамента США по Южной и Центральной Азии госпожой Ниша Десаи Бисвал. По официальным данным, кыргызский президент обсудил с госпожой Бисвал "актуальные вопросы в сферах взаимного интереса" между двумя государствами. Атамбаев особо отметил, что Бишкек "будет сотрудничать с Вашингтоном, учитывая собственные национальные интересы". Это не удовлетворяло американскую сторону._

политические науки

Бейшеналиев Алмазбек Бейшеналиевич ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ...

Такое положение говорит о том, что стратегические интересы официальной власти Кыргызской Республики, как и интересы других государств Центральной Азии, вряд ли совпадут с целями и задачами американцев и их партнеров по НАТО в Евразии. Такого же духа встречи были у госпожи Бисвал на встрече в гостинице HYATT в Бишкеке с представителями местных неправительственных организаций и гражданского общества. Обычно на таких встречах по накатанной схеме американской дипломатии идет шельмование республиканской власти "по сохранению прав человека", но здесь такого результата не было [12].

И, наконец, подтверждая ухудшение двусторонних политических отношений между США и Кыргызстаном, одним из памятных событий стала дата 20 июля 2015 года. В этот день премьер-министр Кыргызской Республики Темир Сариев подписал постановление по односторонней денонсации Соглашения, подписанного 19 мая 1993 года о сотрудничестве по облегчению оказания помощи между двумя странами. Согласно постановлению, соглашение от 1993 года теряет силу 20 августа 2015 года. Это стала для США первым и очень серьезным демаршем со стороны Кыргызстана, стало серьезным дипломатическим ударом.

Откровенно говоря, указанное Соглашение в свое время было очень полезным. Учитывая интересы двух государств, правительства США и Кыргызстана подписали его в 1993 году в целях облегчения процесс гуманитарного, экономического, технического сотрудничества. В рамках этого соглашения товары и транспорт, отправляемые из США в Кыргызстан, не облагались налогами, таможенными выплатами и другими тарифами [13]. Говоря о денонсации договора, помощник Госсекретаря США Ниша Бисвал заявила, что между США и Кыргызстаном будет продолжаться сотрудничество в виде проектов другого характера. Официальный Бишкек объяснил такой шаг ответной акцией протеста на вручение правозащитнику Азимжану Аскарову премии Госдепартамента США, он был осужден за убийство на пожизненный срок.

Дипломатический конфликт начался 14 июля, когда Госдепартамент США наградил ежегодной премией "Защитник прав человека" правозащитника Азимжана Аскарова и венесуэльскую неправительственную организацию "Форо Пенал". Это решение Госдепартамента было принято на фоне защиты прав человека и сохранения свободы слова в вопросах развития демократии. Кыргызстан этот жест принял как грубое вмешательство во внутренние государственные дела.

Похолодание политических отношений между официальными властями США и Кыргызстаном продолжилось дальше, и как сообщают разные источники, президент Кыргызстана, несмотря на приглашение руководства США, по разным причинам избегал встречи с ними. Разногласия между официальными властями двух стран вызывают проблемы политического характера и в других сферах. Эксперты утверждают, что денонсация договора между Америкой и Кыргызстаном вредит Кыргызстану. Вашингтон дал понять, что денонсация может привести к уменьшению финансовой поддержки Кыргызстану, что будут приняты какие-либо экстренные меры [14].

На этой основе было прогнозирование о сокращении материальной помощи, оказываемой Кыргызской Республике по линии ЮСАИД на $ 50 млн. Было сказано, что на такой резкий шаг Кыргызстан мог пойти под влиянием Москвы. Были мнения противоположного характера, что ни Россия, ни третьи силы не повлияли на это. В связи с изменениями и тяжелым положением международной обстановки в XXI веке, в политических отношениях США к Кыргызстану наметились существенные изменения, и это привело к ослаблению политических отношений двух стран [15]. Есть еще одна проблема, отрицательно влияющая на

ухудшение отношений между Кыргызстаном и США, это проблема вокруг свободы слова. Как известно, в ноябре 2003 года на грант Госдепартамента США при спонсорстве "Фридом Хаус" на $ 2 млн в Бишкеке был открыт "Центр поддержки СМИ". Но здесь начали появляться проблемы. Этот Центр защищал оппозиционные организации, он был открыт, чтобы свободно распространять их информацию, и во многом это не устраивало официальную власть Кыргызстана. Были случаи, когда услугами Центра пользовались представители оппозиции соседнего Казахстана и Таджикистана.

Есть еще одна проблема. В Кыргызстане есть НПО, финансируемые США и отрицательно влияющие на отдельные политические вопросы. Это вызывает недопонимание между двумя странами. Количество таких НПО порядка 20 тысяч, они работали в разных сферах страны. По некоторым сведениям, 10 % из них ведут деятельность в сфере политики и защиты прав человека. В революциях 2005 и 2010 годов, в протестных и оппозиционных политических событиях они проявляют активность и приносят много хлопот официальной власти. Такая работа никогда не нравилась руководству республики. Поэтому по отношению к ним всегда предпринимались разного рода меры воздействия, применялись ограничения в том или другом деле. Например, депутатами парламента V и VI созывов предпринимались попытки принять закон "О некоммерческих организациях", чтобы придать членам НПО статус "зарубежных агентов". Несомненно, такие попытки вызывали недоумения со стороны США [16; 17]. О нелицеприятных делах, связанных с сохранением свободы слова в Кыргызстане США всегда информирует руководство страны по разным каналам.

Подводя итоги, можно сказать, что действия излишне политического характера таких организаций как "Центр поддержки демократии", "Международный республиканский институт", "Фридом Хаус", "Фонд Сороса" обострили политические вопросы между США и Кыргызстаном.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. За последний период в политике США по отношению к Кыргызстану появились некоторые проблемы и недопонимания, и они вынуждают искать новые направления и возможности в отношениях между двумя странами. Таким образом, продолжение исследования геополитических интересов США в Центральной Азии и в Кыргызстане, особенно в сфере международной безопасности является крайне необходимым.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акаев А. Памятное десятилетие. Бишкек: Учкун, 2001. 518 с.

2. Акаев А. Кыргызская государственность и эпос «Манас». Бишкек: Учкун, 2003. 287 с.

3. Акаев А. Думая о будущем с оптимизмом. Размышления о внешней политике и мироустройстве. М.: Международные отношения, 2004. С. 935-948.

4. Джекшенкулов А. Д. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. М.: Научная книга, 2000. 306 с.

5. Джекшенкулов А. О безъядерной зоне в Центральной Азии // Международная жизнь. 1999. № 6. С. 92-96.

6. Омаров Н.М. Международные отношения в эпоху глобального развития. Бишкек: Наука и образование, 2003. 280 с.

7. Омаров Н.М. Центральная Азия в Зеркале «Чужой Большой Игры»: путь к самоидентификации или капитуляции? //Интересы России, Китая, США и ЕС в Центральной Азии. Бишкек: 2004. С. 150-156.

8. Акимбеков С. М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2003.

Beishenaliev Almazbek Beishenalievich CHALLENGES IN KYRGYZSTAN ...

political sciences

9. U.S. Senate, Committee on Armed Services. Testimony of the Director of Central Intelligence, the Honorable Porter J, Goss, March 17, 2005.

10. KyrgyzNews: Латышский стрелок. Убийственное [Электронный ресурс] URL:kyrgyznews.com/news. php?readmore=4825 (дата обращения 30.11.2017 г.).

11. Мэхен А. Т. Влияние морской силы на историю 1660-1783.СПб: Terra Fantastica, 2002.

12. Утро.ш: Служба нацбезопасности Кыргызстана пострадала от матрешки с героином. [Электронный ресурс]. URL: www.utro.ua (дата обращения 30.05.2018 г.).

13. Павлов, Ю. М. Мировая политика и международная экономика. М.: Флинта, 1998.

14. Клооп, [Электронный ресурс]. URL: http://ky.kloop. asia/2015/07/31/stratfor-kyrgyzstan-kajradan-aksh-menen-cha-taktashty/http://www.rian.ru/economy/20110218/335697642. html(дата обращения 30.05.2018 г.).

15. Элементы // Евразийское обозрение. 1996. № 7. С. 26-32.

16. U.S. Department of State, Robert O Blake, Jr., Assistant Secretary, Bureau of South and Central Asian Affairs, U.S. Policy Towards Central Asia, Carnegie Endowment for Peace, July 30, 2010.

17. U.S. Department of State, Robert O. Blake, Jr., Remarks U.S. Policy in Central Asia, Forum of the Central Asian-Caucasus Institute, January 25, 2012.

Статья поступила в редакцию 03.08.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.