Научная статья на тему 'Американское военное присутствие в Кыргызстане: проблемы и возможные последствия (по состоянию на июнь 2007 г. )'

Американское военное присутствие в Кыргызстане: проблемы и возможные последствия (по состоянию на июнь 2007 г. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
296
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ БАЗА "МАНАС" / АФГАНИСТАН / США / КЫРГЫЗСТАН / ЖОГОРКУ КЕНЕШ / РОССИЯ / ОДКБ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бондарец Леонид

Авиационная база "Манас" создана на территории Кыргызской Республики на временной основе в декабре 2001 года — в связи с подготовкой и проведением США и их союзниками "антитеррористической" операции в Афганистане. В результате мощного информационного воздействия Соединенных Штатов международное сообщество восприняло террористическую атаку на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года как вызов всему цивилизованному миру, а объявление главными виновниками произошедшей трагедии Усамы бен Ладена и возглавляемой им "Аль-Каиды", базирующихся на подконтрольных движению "Талибан" территориях Афганистана, как само собой разумеющееся, хотя обоснованных доказательств их вины не представлено до сих пор. Даже сегодня часть специалистов сомневается в том, что "Аль-Каида" могла осуществить столь масштабную акцию. Американская сторона разработала ноту о статусе базы и военнослужащих США на территории Кыргызстана, которая при поддержке приверженцев Вашингтона в высшем руководстве страны в срочном порядке была проведена через парламент. Персонал базы приравняли к административным и техническим сотрудникам посольства Соединенных Штатов согласно Венской конвенции о дипломатических отношениях от 18 апреля 1961 года. Воздушные суда и транспортные средства США освободили от проверок. Правительству Соединенных Штатов, его военным и гражданским кадрам предоставили право ввозить, вывозить и использовать в КР любую личную собственность, оборудование, предметы снабжения, материалы, технологии. При этом их также освободили от инспекций и других проверок, от таможенных сборов, налогов и иных платежей. Властям США разрешили эксплуатировать свои системы телекоммуникаций и весь необходимый для этого спектр радиочастот. КР же самоустранилась от глубокой юридическо-правовой проработки вопроса, анализа и прогноза возможных политических, экономических, стратегических и прочих последствий. В результате с самого начала основания на территории республики американского военного объекта его деятельность была и остается непрозрачной для руководства и общественности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Американское военное присутствие в Кыргызстане: проблемы и возможные последствия (по состоянию на июнь 2007 г. )»

АМЕРИКАНСКОЕ ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (по состоянию на июнь 2007 г.)

Леонид БОНДАРЕЦ

полковник, эксперт по проблемам безопасности (Бишкек, Кыргызстан)

1. Военное присутствие США в КР в контексте внешней политики Вашингтона

Авиационная база «Манас» создана на территории Кыргызской Республики на временной основе в декабре 2001 года — в связи с подготовкой и проведением США и их союзниками «антитеррористической» операции в Афганистане. В результате мощного информационного воздействия Соединенных Штатов международное сообщество восприняло террористическую атаку на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года как вызов всему цивилизованному миру, а объявление главными виновниками произошедшей трагедии Усамы бен Ладена и возглавляемой им «Аль-Каиды», базирующихся на подконтрольных движению «Талибан» территориях Афганистана, как само собой разумеющееся, хотя обоснованных доказательств их вины не представлено до сих пор. Даже сегодня часть специалистов сомневается в том, что «Аль-Каида» могла осуществить столь масштабную акцию.

Американская сторона разработала ноту о статусе базы и военнослужащих США на территории Кыргызстана, которая при поддержке приверженцев Вашингтона в высшем руководстве страны в срочном порядке была проведена через парламент. Персонал базы приравняли к административным и техническим сотрудникам посольства Соединенных Штатов согласно Венской конвенции о дипломатических отношениях от 18 апреля 1961 года. Воздушные суда и транспортные средства США освободили от проверок.

Правительству Соединенных Штатов, его военным и гражданским кадрам предоставили право ввозить, вывозить и использовать в КР любую личную собственность, оборудование, предметы снабжения, материалы, технологии. При этом их также освободили от инспекций и других проверок, от таможенных сборов, налогов и иных платежей. Властям США разрешили эксплуатировать свои системы телекоммуникаций и весь необходимый для этого спектр радиочастот.

КР же самоустранилась от глубокой юридическо-правовой проработки вопроса, анализа и прогноза возможных политических, экономических, стратегических и прочих последствий. В результате с самого начала основания на территории республики американского военного объекта его деятельность была и остается непрозрачной для руководства и общественности страны.

Уступчивость кыргызского руководства, отсутствие у него политической воли и прагматизма, а также поспешность, с которой оно приняло решение о дислокации иностранного воинского контингента в республике, позволили Вашингтону — под предлогом обеспечения «антитеррористической» операции — поставить вопрос о размещении на базе самолетов дальнего радиолокационного предупреждения и обнаружения (ДРЛО) E-3 Sentry, в просторечии именуемых АВАКСами. Этот вопрос и сегодня не снят с повестки дня. В 2005 году командующий силами дальнего радиолокационного обнаружения НАТО генерал-майор Гарри Винтербергер заявил прессе: «В ближайшем будущем нам придется выбирать один из двух вариантов применения АВАКСов: либо гонять их издалека с дозаправками, либо найти базу поблизости»1.

В 2004 году руководство базы в тайне от общественности подписало договор с Министерством обороны об аренде дополнительного участка, что существенно расширило площадь и потенциал данного объекта.

Потеря базы в Узбекистане обусловила резкую активизацию деятельности Соединенных Штатов на территории Кыргызстана в целях укрепления своего военного присутствия. Этому способствовала и позиция К. Бакиева, пришедшего к власти в 2005 году. Встречи с зачастившими в КР высокопоставленными чиновниками США (в т.ч. за закрытыми дверями с госсекретарем) завершились подписанием К. Райс и К. Бакиевым соглашения о дальнейшем использовании авиабазы «Манас»2. Президент Кыргызстана фактически дезавуировал в одностороннем порядке астанинскую Декларацию Шанхайской организации сотрудничества, содержащую требование к «антитеррористической» коалиции определиться со сроками нахождения иностранных воинских контингентов на территории государств ШОС.

2. Новые устремления США

В конце марта 2007 года посольство США в КР направило в Министерство иностранных дел страны ноту с просьбой разрешить с апреля по июль (в рамках операции «Несокрушимая свобода» и иных целях) взлет и посадку на авиабазе «Манас» всех типов самолетов, включая истребители и бомбардировщики. В ответах на запрос секретариата Совета безопасности республики ее силовые структуры в лице Министерства обороны и Государственного комитета национальной безопасности рекомендовали ограничить использование базы рамками ноты 2001 года. Содержание как ноты, так и ответа МИД, что адекватно случаю с нотой 2001 года, осталось известным лишь узкому кругу должностных лиц.

1 [http://www.analitik.kg/politics/2005/08/01/895.htm], 28 декабря 2006.

2 См.: [http://www.lenta.ru/news/2005/10/12/base/], 13 ноября 2005.

Вскоре история с нотой посольства Соединенных Штатов получила неожиданное продолжение: 2 мая Московское информационное агентство «Интерфакс» распространило заявление сотрудника одной из спецслужб Кыргызстана, что на американской авиабазе «Манас» могут быть складированы ядерные боеприпасы малой мощности. Наряду с этим Агентство напомнило заявление президента Академии геополитических проблем России генерал-полковника Леонида Ивашова о возможности использования США таких боеприпасов против Ирана3.

Посол Соединенных Штатов в КР Мари Йованович поспешила опровергнуть слухи о наличии на авиабазе «Манас» ядерных средств для нанесения ударов по ИРИ, подчеркнув, что база используется исключительно как перевалочный пункт для доставки гуманитарных грузов в Афганистан. Начальник же пресс-службы Министерства обороны КР Мурат Аширбеков заявил: «Если хоть один американский самолет с боевой нагрузкой полетит в сторону Ирана, это станет предметом разбирательства в парламенте Кыргызстана и поставит под угрозу дальнейшее пребывание авиабазы в республике, они это прекрасно понимают»4.

Однако в интервью Дубайскому спутниковому телеканалу «Аль Арабия» (8 мая) госсекретарь США Кондолиза Райс еще раз подтвердила, что администрация Дж. Буша не исключает применения силы против ИРИ. Со ссылкой на источники в дипломатических кругах Информационное агентство «Миддл Ист ньюслайн» уведомило (10 мая) читателей, что американские военные поддерживают присутствие Соединенных Штатов в КР, так как это может помочь в подготовке воздушных ударов по Ирану, отметив резкую активизацию действий американских ВВС «особенно на базе «Манас».

Кроме того, палата представителей Конгресса США отвергла законопроекты, запрещающие совершать нападение на ИРИ без согласия парламента («Ассошиэйтед пресс», 17 мая). А 23 мая в Персидский залив вошло девять американских военных кораблей, в том числе два авианосца, для проведения военных учений («Рейтер» 23 мая).

Столь стремительное и напористое информационное воздействие всколыхнуло общественное мнение Кыргызстана, причина тому — присутствие в стране военной базы США.

3. Реакция на складывающуюся ситуацию

Информация о возможности использования базы в КР для нанесения удара по ИРИ вызвала бурную реакцию. В дополнение к иранской проблематике были вновь подняты вопросы об инцидентах и происшествиях, связанных с пребыванием военнослужащих США на территории Кыргызстана.

Парламент. Комитет Жогорку Кенеша (ЖК) по обороне, безопасности, правопорядку и информационной политике под председательством Рашида Тагаева принял решение рассмотреть целесообразность пребывания на территории республики американской авиабазы «Манас». Поводом послужило убийство (6 декабря 2006 г.) кыргызстанца Александра Иванова военнослужащим базы Закари Хэтфилдом, которого вопреки требованиям КР вывезли из страны. При этом Р. Тагаев заявил: «Не сомневаюсь, что в случае начала боевых действий Соединенные Штаты Америки будут бомбить Иран с авиа-

3 См.: Интерфакс, 2 мая 2007.

4 Минобороны КР: США не намерены использовать авиабазу «Манас» для нанесения ударов по Ирану [http://www.pr.kg/n/detail.php?id=16874], 11 июня 2007.

базы «Манас», расположенной на территории Кыргызстана. У нас есть один ориентир — Организация договора о коллективной безопасности, на него и надо держать политический курс»5.

На расширенном заседании с участием руководителей четырех комитетов парламентарии, исходя из Декларации глав государств-членов ШОС от 5 июля 2005 года, рекомендовали ЖК «сделать заявление в адрес Конгресса и правительства США о скорейшем решении вопроса о выводе воинского контингента с территории КР».

В ходе своего визита в Москву торага (спикер) парламента КР М. Султанов предложил России вернуть в Кыргызстан ее пограничников и расширить авиабазу «Кант»6. Председатель Комитета по межпарламентским связям и международным отношениям ЖК КР Карганбека Самакова призвала парламент Кыргызстана выступить с обращением к народу Ирана, где отметить, что силы антитеррористической коалиции размещены в КР лишь для осуществления миссии в Афганистане, а не в других странах.

Исполнительная власть. Происходящие события послужили поводом для исполнительной власти вновь поднять вопрос об условиях пребывания американского воинского контингента на территории КР.

Посла Соединенных Штатов М. Йованович пригласили в Министерство иностранных дел, где от нее потребовали скорейшего завершения расследования по факту убийства гражданина Кыргызстана А. Иванова американским военнослужащим и решения вопроса, связанного с инцидентом, в котором участвовал воздушный топливозаправщик ВВС США. Накануне вышеупомянутого расширенного заседания комитета ЖК Министерство иностранных дел КР распространило заявление, где говорилось, что «любое использование авиабазы «Манас» в целях, выходящих за рамки операции «Несокрушимая свобода», недопустимо и будет рассматриваться как нарушение заключенных соглашений».

Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству при правительстве КР поставило вопрос о выплате 20 млн 640 тыс. сомов в качестве возмещения ущерба, выразившегося в загрязнении окружающей среды при сливе в воздухе авиатоплива. По данным агентства, с 2003 года по сентябрь 2005 года зарегистрировано 12 случаев аварийного сброса американскими топливозаправщиками горючего, общий объем которого оценивается в 345 т.

На закрытом заседании правительства был рассмотрен вопрос о целесообразности нахождения авиабазы «Манас» и по поручению президента создана Межведомственная комиссия по пересмотру некоторых положений соглашений США по указанному объекту с учетом национальных интересов Кыргызстана. Комиссия проанализировала события и общую ситуацию, сложившуюся в связи с размещением военной базы «Манас» на территории страны, а также разработала несколько сценариев для проведения переговоров по определенным позициям, связанным с выплатой компенсаций.

Подобный подход вызвал критику со стороны парламентариев. Депутат Исхак Ма-салиев, обращаясь к членам комиссии, заявил, что они «не должны думать лишь об увеличении арендной платы за авиабазу «Манас», иначе это можно расценить как подкуп, настоящий государственный подкуп».

Однако статс-секретарь МИД Таалайбек Кыдыров высказал мнение о целесообразности дислокации в республике авиабазы «Манас» как объекта сил «антитеррористичес-кой» коалиции, пользующейся поддержкой Совета Безопасности ООН, а также в связи с

5 Здесь и далее, если это не оговорено дополнительно, использованы сообщения информационно-аналитических агентств Кыргызстана «Кабар», «Общественный рейтинг», «АКИpress», «24kg» и др.

6 См.: Федорова С., Плугатарев И. Бишкек отдает Москве границу [http://www.ng.ru/cis/2007-05-23/ 1_bishkek.html?sublist], 11 июня 2007.

содействием коалиционных сил обеспечению безопасности в Центральной Евразии и непосредственно в Кыргызстане и наркоугрозой со стороны «экстремистско-религиозных организаций».

Аналогичных взглядов придерживается и секретарь Совета безопасности Токон Мамытов: «Авиабаза Ганси была размещена на территории КР (в соответствии с мандатом ООН) для борьбы с терроризмом в Афганистане. Я должен сказать, что так как в зону интересов стран ШОС входит и Афганистан, то здесь, конечно, есть совпадение наших позиций с интересами ООН»7. А премьер-министр Алмазбек Атамбаев, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что соглашение по авиабазе «Манас» «очень хитрое, его практически невозможно расторгнуть»8.

Общество. По инициативе Партии коммунистов КР было создано «Движение за вывод американской военно-воздушной базы с территории Кыргызстана». Целями и задачами этой структуры объявлены: информирование граждан о негативных последствиях нахождения американской базы на кыргызской земле; проведение КР и США совместного расследования всех инцидентов, произошедших на базе; полная компенсация морального ущерба и наказание лица, виновного в убийстве гражданина Кыргызстана А. Иванова; реализация различных мероприятий, способствующих выводу базы из КР. Движение намерено добиваться своих целей вплоть до инициирования референдума. Координационный совет начал переговоры о совместном проведении мероприятий с партиями «Зеленых», «Жаны Кыргызстан» и «Ата Мекен», «Движением за спасение Кыргызстана» и др. В начале мая совместно с Либерально-Прогрессивной партией, Партией коммунистов Кыргызстана и Коммунистической партией Кыргызстана Движение организовало акцию протеста перед посольством Соединенных Штатов.

Аналогичную позицию заняла партия «Содружество», выступившая с заявлением о необходимости расторгнуть договор между КР и США по авиабазе «Манас». Члены партии (депутат Алишер Сабиров) считают, что Кыргызстан готов самостоятельно отразить любую агрессию силами пограничной службы, МВД и Минобороны республики. Кроме того, КР входит в состав ОДКБ, которая предназначена для предотвращения терроризма, экстремизма и подобных угроз на территории стран Содружества (политолог Токтогул Какчекеев).

В то же время лидер общественной организации «Гражданская платформа» Алишер Мамасалиев обвинил в псевдопатриотизме политиков, выступающих за немедленный вывод американской авиабазы. По его мнению, вопрос о ее выводе продиктован Бишкеку из Москвы. «Начало информационной кампании по формированию негативного имиджа авиабазы «Манас» является подготовкой основы ответного шага Москвы, касающегося размещения в Чехии и Польше американских систем ПРО».

Более сдержанную позицию заняла лидер правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова, которая, с одной стороны, поддержала действия комитетов Жогорку Кенеша, с другой — призвала к поиску точек соприкосновения с США в формате диалога.

Россия. В одном из своих выступлений генеральный секретарь ОДКБ Николай Бор-дюжа сообщил о готовности рассмотреть заявку Ирана о вступлении в организацию9. А секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов подчеркнул: «Сам факт того, что ни одно из государств-участников Шанхайской организации сотрудничества не поставило под сомнение место проведения предстоящего в августе саммита — Бишкек, говорит о

7 Токон Мамытов: Во время заседания секретарей Совбеза ШОС вопрос о выводе авиабазы «Ганси» из Кыргызстана не обсуждался [http://www.press-uz.info/ru/content.scm?topicId=2803&contentId=67504],

11 июня 2007.

8 Атамбаев: Соглашение по авиабазе «Манас» практически невозможно расторгнуть [http://www.kyrgyznews. kg/news/real/3196], 11 июня 2007.

9 См.: [http://www.24news.ru], 14 мая 2007.

том, что наши государства доверяют президенту, руководству страны, политическим силам Кыргызстана»10.

Иран. Реакция Тегерана публично не озвучивалась, однако 3 мая посол ИРИ Мохаммад Реза-Сабури встретился с министром иностранных дел КР Эднаном Карабаевым. По сообщениям информагентств, они обсуждали вопросы двустороннего сотрудничества во всех сферах, однако Тегеран внимательно отслеживает действия Вашингтона, направленные против Ирана. Маловероятно, что опубликованная накануне информация осталась им не замеченной и не стала предметом обсуждения.

Таким образом:

1. Обнародованная позиция исполнительной власти, стремящейся извлечь из сложившейся ситуации максимальную финансовую выгоду, в корне отличается от точки зрения парламента, поставившего вопрос о выводе воинского контингента США с территории республики.

2. Общество КР разделилось по вопросу американского присутствия в стране на два противостоящих лагеря (при наличии нейтральной прослойки).

3. Россия — как «основной стратегический партнер» — не имеет на официальном уровне четко обозначенной позиции, связанной с присутствием в Кыргызстане военной базы Соединенных Штатов и, главное, с возможностью использовать ее для нанесения удара по Ирану. Остальные союзники КР по ШОС и ОДКБ оставили без внимания возникшую проблему и возможные в этом плане угрозы данным организациям.

4. Реакция США

Посольство США в КР организовало экскурсию сотрудников администрации президента, премьер-министра, Министерства обороны, Министерства иностранных дел, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства финансов, а также членов парламента республики на авиабазу «Манас». В сопровождении посла Соединенных Штатов М. Йованович они побывали в пассажирском и грузовом терминалах, фитнес-центре, присутствовали при вылете топливозаправщика С-17 «Глобмастер III».

В своих интервью сама госпожа посол не уставала опровергать информацию о возможности использования авиабазы «Манас» против Ирана, пропагандировать выгоды для Кыргызстана, касающиеся безопасности присутствия на его территории американского воинского контингента, акцентировать внимание на финансовой помощи, оказываемой Соединенными Штатами. М. Йованович особо отмечала, что 150 млн долл., которые Вашингтон обещал выплатить Бишкеку в 2006 году, поступили в республику полностью. При этом она сказала, что данная сумма включает не только компенсацию за использование авиабазой территории КР, но и средства на другие программы содействия, предоставляемого США Кыргызстану.

Американский дипломат не обошла вниманием и рассматриваемый в Комитете ЖК вопрос о целесообразности пребывания авиабазы сил антитеррористической коалиции в бишкекском аэропорту «Манас». Накануне заседания она выразила надежду на то, что дебаты в Жогорку Кенеше будут конструктивны, не преминув отметить: «С момента создания авиабазы количество террористических атак на Кыргызстан существенно снизилось; это произошло благодаря тому, что Коалиция осуществляла свою деятельность по борьбе с тер-

10 ИА «Кабар», 25 мая 2007.

роризмом в Афганистане, и террористы уже не подступали к границам Кыргызстана и не проникали на его территорию. Поэтому база в первую очередь служит интересам страны».

Кроме того, М. Йованович пыталась всячески оправдать американскую сторону, которая вывезла в Соединенные Штаты своего военнослужащего Закари Хэтфилда, расстрелявшего гражданина КР. По ее версии, действия США были согласованы с кыргызской стороной. «Мы тесно сотрудничали с правительством Кыргызстана по вопросу выезда З. Хэтфилда из республики», — заявила она. Вместе с тем М. Йованович подчеркнула, что военнослужащий З. Хэтфилд не освобождается от ответственности, однако лишь под юрисдикцией Соединенных Штатов. Стремясь снизить накал антиамериканских настроений, Министр обороны США предоставил вдове А. Иванова финансовую помощь (55 тыс. долл.).

5. Обобщения и выводы

Информация о возможном военном воздействии на Иран с использованием авиабазы «Манас», раздутая СМИ с подачи официальных источников, способствовала эскалации в стране конфликтного потенциала. Возникли разногласия между исполнительной и законодательной ветвями власти; кроме того, социум раскололся на два противостоящих лагеря. Всплеск антиамериканских настроений достиг таких масштабов, что вынудил государственные структуры США действовать в направлении нейтрализации его негативных последствий. Умиротворить общественное мнение и были призваны экскурсия чиновников на авиабазу, педалирование положительных сторон ее дислокации на территории Кыргызстана и решение о выплате компенсации вдове погибшего.

Одновременно наращивались усилия по воздействию на правящую элиту в целях укрепления своих позиций: активное обсуждение проблемных вопросов с высокопоставленными чиновниками, пропаганда перспектив двустороннего партнерства, акцентирование внимания на «негативных» последствиях вывода базы, угрозы прекращения сотрудничества.

Дополнительными рычагами влияния являются:

— финансово-экономическая зависимость КР от Всемирного банка и МВФ;

— высокий уровень коррупции;

— свободно действующие в стране представительства государственных и неправительственных институтов, а также организаций Соединенных Штатов;

— широко разветвленная сеть НПО, подконтрольных США.

Отсутствие реакции союзников Кыргызстана по ШОС и ОДКБ приумножает возможности Соединенных Штатов оказывать давление на руководство республики и добиваться выгодного для себя решения.

Возникают правомерные вопросы: с какой целью Вашингтон затеял всю эту «игру», в частности, почему США потребовалось усиливать свою авиационную группировку в КР?

Вашингтон имеет возможность использовать для укрепления своей авиагруппы в Афганистане аэродромы Кандагара, Кабула и Баграма. Для «точечных» ударов по малочисленным отрядам талибов достаточно уже находящихся там бомбардировщиков. Кроме того, у талибов нет самолетов — основной мишени истребительной авиации, но зато авиация есть у Ирана, и цели для бомбовых ударов, если верить «утечке» информации из Пентагона, уже определены.

Однако, во-первых, уже прошли те времена, когда Белый дом мог без соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН применить военную силу — как это было в

Афганистане и Судане (1998 г.), а также в Югославии (2000 г.). Ни Россия, ни Китай, имеющие право вето в СБ ООН, не поддержат такого решения.

Во-вторых, возросло противодействие агрессивной внешней политике администрации Дж. Буша в самих США.

В-третьих, в соответствии со своей военной доктриной Соединенные Штаты могут одновременно вести две локальные войны, а они уже увязли в Афганистане и Ираке. Удар по Ирану вызовет немедленные ответные действия, и США неизбежно будут вовлечены в третий вооруженный конфликт, для которого у них может не хватить ресурсов. Несомненно, в Вашингтоне это прекрасно понимают.

Следовательно, демонстрация намерений и силы призвана в первую очередь оказать давление на Тегеран, чтобы заставить его отказаться от своей ядерной программы и исключить помощь Ирана террористическим группировкам в Ираке и в других государствах.

Можно предположить, что США способны имитировать нападение на ИРИ с целью вызвать встречную реакцию, в том числе применение силы. Иран неоднократно заявлял, что ответный удар будет нанесен по тому месту, откуда начнется атака. От границы ИРИ до Бишкека менее 1 500 км по прямой, а твердотопливные ракеты средней дальности «Шехаб-3», взятые на вооружение иранской армией, имеют радиус действия до 2 000 км. «Оснащение их кассетными боевыми частями и использование «стелс»-технологии, делающей невозможным обнаружение и перехват таких боеголовок, способны существенно изменить расстановку сил в регионе»11.

«Манас» — единственная база США в Центральной Евразии. Она (помимо того, что является стратегическим плацдармом) позволяет Соединенным Штатам «держать под колпаком» нефтегазовые потоки региона, особенно сейчас, когда Россия, Казахстан и Туркменистан договорились о строительстве нового прикаспийского трубопровода, который может свести на нет усилия США по прокладке газовой магистрали в обход России по дну Каспийского моря. Не случайно министр энергетики Соединенных Штатов Сэмуэль Бодман призвал европейские государства «взять это [соглашение] на заметку соответствующим образом»12.

Вместе с тем нельзя полностью исключить и самый негативный сценарий. Дж. Буш стремительно теряет популярность не только в мире, но и в самих США. Как сообщает РИА «Новости», по данным последнего опроса общественного мнения, опубликованным в Вашингтоне 24 мая, «за последний месяц число американцев, считающих войну в Ираке провалом, увеличилось на 10% и достигло рекордной отметки в 76%»13.

В этих условиях президент Соединенных Штатов может предпринять любые шаги для того, чтобы до окончания срока своего правления восстановить пошатнувшийся авторитет.

6. Возможные сценарии дальнейшего развития ситуации

В дальнейшем ситуация может развиваться по трем сценариям.

■ Сценарий № 1. США добиваются продления сроков пребывания своего воинского контингента на территории Кыргызстана до полного завершения «антитеррори-стической» операции в Афганистане.

11 Иран испытал кассетную «стелс»-ракету [http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2006/03/31/198886],

12 июня 2007.

12 Ведомости, 15 мая 2007.

13 См.: Джордж Буш предсказывает «кровавый август» в Ираке // ИА «Кабар», 25 мая 2007.

Этот сценарий обусловлен:

— поддержкой президентом КР американского военного присутствия на территории страны;

— поддержкой позиции президента правительством, стремящимся в условиях дефицита бюджета получить дополнительные финансовые вливания в виде грантов и помощи, часть которых, как правило, выделяется на нужды администрации;

— наличием в парламенте, как показали события зимы — весны 2007 года, пропрезидентского большинства;

— поддержкой Соединенных Штатов значительной частью политически активного общества, существующего на западные деньги;

— большим внешним долгом международным финансовым институтам, находящимся под патронажем США;

— отсутствием четко обозначенной негативной реакции союзников по региональным организациям на американское военное присутствие в Кыргызстане.

■ Сценарий № 2. Кыргызстан ограничивает пребывание воинского контингента

США на своей территории конкретными сроками.

Возможен при следующих условиях:

— компромисс между исполнительной и законодательной властью в том случае, если депутаты, инициировавшие процесс закрытия базы, сумеют сформировать парламентское большинство;

— договор между исполнительной и законодательной властью, имеющий целью предотвратить массовые столкновения в случае раскола общества на непримиримых противников и сторонников присутствия на территории КР воинского контингента США;

— содействие третьих стран и организаций в погашении внешнего долга;

— обозначение союзниками по ШОС и ОДКБ негативного отношения к военному присутствию в республике Соединенных Штатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Сценарий № 3. Кыргызстан признает нецелесообразным размещение военного

персонала и военных объектов на своей территории и расторгает соглашение с

США.

Этот сценарий требует в первую очередь кардинального изменения позиции президента и правительства. Условиями его реализации могу стать:

— жесткая бескомпромиссная позиция парламента, опирающегося на поддержку общества;

— массовая поддержка «Движения за вывод американской военно-воздушной базы с территории Кыргызстана»;

— выкуп заинтересованными государствами или организациями внешнего долга КР;

— прессинг союзников по ШОС и ОДКБ.

При первом сценарии США будут продолжать оказывать давление на руководство Кыргызстана с целью добиться дальнейшего количественного и качественного расширения своего военного присутствия в стране. Последнее же администрация Соединенных Штатов использует в качестве фактора влияния на политическую (в том числе военнополитическую) обстановку в Центральной Евразии и сопредельных районах. При этом, согласно опыту размещения элементов ПРО в Чехии и Польше, США будут действовать целеустремленно и наступательно, изыскивая и применяя на практике любые инструменты для демонтажа ШОС и ОДКБ.

Своеобразным катализатором, побуждающим Соединенные Штаты активизировать усилия по вовлечению государств региона в орбиту своего влияния, может стать консолидация интересов Китая, России, Казахстана и Туркменистана в нефтегазовой сфере, когда получат развитие магистральные трубопроводы в КНР и ЕС через Россию, а не через Кавказ.

От США можно ожидать и любых «асимметричных» действий в Центральной Евразии, Южной Азии и на Среднем Востоке, способствующих трансформации в их пользу сложившегося в настоящее время статус-кво. Следует учесть, что Соединенные Штаты неоднократно отказывались от выполнения своих внешнеполитических обязательств под предлогом того, что в силу изменившихся обстоятельств ранее данные обещания не отвечают интересам их безопасности.

Помимо проблемы Ирана в ближайшей перспективе в повестке дня утвердятся вопросы смены руководств Казахстана и Узбекистана, членов ШОС и ОДКБ, что США непременно используют для очередного этапа «продвижения демократии», формирования новой политической архитектуры и расклада сил. Они уже перевели на узбекский язык фильм «Как свергнуть диктатора» — библию «цветных» революционеров.

В этом случае Кыргызстан вполне может стать объектом различного рода санкций и ограничений со стороны союзников по региональным организациям. Предпосылки к этому имеются.

Недовольство КНР военным присутствием США в КР уже вылилось в то, что инвестиции Китая в Таджикистан несопоставимы с экономической помощью Кыргызстану. Дальнейшее военное усиление Соединенных Штатов в КР может привести к переориентации китайских товарных потоков на другие страны региона. Не секрет, что значительная часть населения существует за счет перепродажи ширпотреба, произведенного в КНР. Не составляет тайны и то, что в 40 километрах от бишкекского рынка «Дордой» — перевалочной базы китайских товаров — простаивает его «двойник» в Казахстане.

Недовольство стратегическими устремлениями Вашингтона растет и в Москве. С каждым выступлением президента РФ обостряется его критика США, особенно по поводу размещения элементов их ПРО в Европе. В качестве «асимметричных» действий Россия может принять меры по вытеснению Соединенных Штатов из Центральной Евразии. Например, россиянам посоветуют не брать на работу трудовых мигрантов из Кыргызстана.

Казахстан, уже ощущающий себя региональным лидером, вряд ли откажется поддерживать Китай и Россию: они слишком заинтересованы друг в друге, особенно в нефтегазовой сфере.

Все это неизбежно поставит руководство КР перед выбором: стать сателлитом США и полностью им подчиниться или продолжать участвовать в действующих в Центральной Евразии региональных организациях. Находясь в окружении государств-членов ШОС и ОДКБ, Кыргызстан будет вынужден пойти на ограничение сроков функционирования или закрытие авиабазы «Манас». Но такой вариант возможен лишь при согласованных и энергичных действиях сопредельных стран и их союзников.

При втором и третьем сценариях военное присутствие Соединенных Штатов администрация Белого дома будет использовать в первую очередь в качестве фактора давле-

ния и влияния на правительство КР, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. Вашингтон четко осознает, что авиабаза «Манас» (при ее нынешнем международно-правовом статусе) — единственный стратегически выгодный для него военный плацдарм в регионе. Поэтому правительство США способно использовать любые политические и военно-политические рычаги, вплоть до организации свержения руководства, противящегося его курсу.

Однако оба последних сценария будут способствовать укреплению союзнических связей Кыргызстана, что может обеспечить безопасность, политическую стабильность и экономическое развитие государства. Главным условием реализации указанных сценариев станет реальная помощь союзников по ШОС и ОДКБ, направленная на избавление республики от финансовой зависимости от МВФ и Всемирного банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.