Научная статья на тему 'Средства выражения картины пространства в произведениях Е. И. Замятина'

Средства выражения картины пространства в произведениях Е. И. Замятина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РЕПРЕЗЕНТАНТЫ / КАТЕГОРИЯ / SPACE / SPATIAL REPRESENTANTS / CATEGORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фотинова Юлия Юрьевна

Выявить некоторые особенности восприятия мира отдельным писателем позволяет изучение опирающихся на ментальные концепты категорий в его художественных произведениях, которое также проливает новый свет на понимание литературных текстов. Опираясь на данное положение, мы обратились к творчеству нашего земляка, мастера прозы Е.И. Замятина с целью выделить способы репрезентации категории пространства в его творчестве. Наше исследование было проведено на материале ранней прозы писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Means of expression of the picture of space in E.I. Zamyatin's works

To reveal some features of perception of the world by the separate writer allows studying which is leaning on mental concepts of the categories in his works of art which also throws new light on understanding of literary texts. Leaning against the given position, we have addressed to creativity of our fellow countryman, the master of prose E.I. Zamyatin with the purpose to allocate ways of representation of the space categories in his creativity. Our research has been spent on a material of early prose of the writer.

Текст научной работы на тему «Средства выражения картины пространства в произведениях Е. И. Замятина»

УДК 802/809.1

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КАРТИНЫ ПРОСТРАНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Е.И. ЗАМЯТИНА

© Ю.Ю. Фотинова

Выявить некоторые особенности восприятия мира отдельным писателем позволяет изучение опирающихся на ментальные концепты категорий в его художественных произведениях, которое также проливает новый свет на понимание литературных текстов. Опираясь на данное положение, мы обратились к творчеству нашего земляка, мастера прозы Е.И. Замятина с целью выделить способы репрезентации категории пространства в его творчестве. Наше исследование было проведено на материале ранней прозы писателя.

Ключевые слова: пространство; пространственные репрезентанты; категория.

Важность когнитивного подхода, позволяющего найти объяснение многих явлений языка, отчетливо осознается многими авторитетными учеными. Целесообразность обращения с этой целью к возможностям когнитивной науки продиктована общим ходом развития современной научной мысли и представляется особенно значимой в свете возрастающей ценности объяснения наблюдаемых феноменов относительно традиционного описания их и соответствующих им языковых структур и процессов [1].

Организация знания, по современным представлениям, осуществляется посредством определенных структур - когнитивных моделей, которые, в силу своей абстрактности, обеспечивают категоризацию мира и языка [2]. Эта идея позволяет предположить, что в сознании индивидуума существует определенная мыслительная область, особое ментальное пространство, отвечающее за сферу восприятия пространства личностью, и специальная категориальная структура хранения и использования этих знаний об окружающем мире.

Безусловно, подобное ментальное пространство существует и у писателей. Причем у каждого автора оно свое, сугубо индивидуальное. Выявить некоторые особенности восприятия мира отдельным писателем позволяет изучение опирающихся на ментальные концепты категорий в его художественных произведениях, которое также проливает новый свет на понимание литературных текстов.

Опираясь на данное положение, мы обратились к творчеству нашего земляка, мастера прозы Е.И. Замятина с целью выделить способы репрезентации категории пространства в его творчестве. Наше исследование

было проведено на материале ранней прозы писателя.

Как отмечает Н.Ю. Шведова, в языке понятие пространство «означают и осмысливают» «исходные местоимения» - где, куда, откуда, докуда. С их помощью оно получает свое первичное расчленение: где - «пространство вообще»; куда - «место направления действия»; откуда - «место начала действия»; докуда - «место конца действия» [3]. Таким образом, ключевыми семами можно, вероятно, назвать сему «местонахождения» объекта в реальной действительности и сему «места направления» действия объекта в реальной действительности, которые могут быть репрезентированы лексическими единицами с пространственной семантикой [4].

В структуре простого предложения в роли второстепенного члена, традиционно определяемого как обстоятельство места, используется пространственная словоформа, которая способна отразить все многообразие пространственных характеристик, чаще всего представленное в языке как локальность: местонахождение, местоположение, место направления, место исхода и т. п. объекта (предмета / лица) или проявления того или иного действия / явления [5]. Е.И. Замятин использует подобные пространственные словоформы очень широко. Приведем примеры:

В соборе свет, свечи у всех. Протопоп вычитывает Страсти не спеша, истово («Алатырь»);

На том самом месте, где раньше грибы несчетно сидели кругом алатыря-камня, -тут нынче город осел («Алатырь»);

Но там, за столиками на бульваре - по-прежнему весело и празднично. Изящные да-

мы, вежливые кавалеры - с лорнетами, биноклями, подзорными трубами («Три дня»);

Мы спускаемся спать в каюты. Ночь наивная, тихая, обыкновенная, еще не подозревающая, что в ее темную глубину уже брошена искра, что она вот-вот заполыхает... («Три дня»);

Дома пожилые, закопченные, но белые полоски порогов сверкали, как вставные зубы воскресных джентльменов («Островитяне»);

На улице солнце. Дорога просохла. Вьется апрельская легкая пыль. И так сладко-больно глядеть на первую пыль, что может даже слеза застить глаз. А может, и так это - облако мимо летит, и никакой нет слезы, что, правда, за глупости такие! («Апрель»).

Известно, что «позиция словоформы может быть решающей для связи словоформы с определяемым словом и, соответственно, для ее синтаксического значения» [6]. Выступая в предложении в препозиции в роли детерминирующего члена, пространственная словоформа, а это, как правило, наречие или падежная/предложно-падежная форма имени, взаимодействует с предикативной основой предложения и является обстоятельством места. Например:

В гимназии забудется все на минуту, закружится пропадет в веселом весеннем шуме. Такое ведь за окном солнце. И вдруг -бледнее день и клонится, и вянет Настина голова («Апрель»);

На отшибе, в завалящем проулке, разыскали Потифорну и мигом представили перед исправника («Алатырь»);

А во дворе, перед каретным сараем, закладывали уже тарантас, приторочивали чемодан землемеров. Землемер - как улыбнулся с утра, как схватился рукой за тяж -так и стоял. А Лизавета Петровна - что-то будто делала, распоряжалась будто («Землемер»).

Здесь мы согласны с мнением В.В. Тихоновой, которая отмечает, что на уровне семантической структуры предложения пространственная словоформа выступает в качестве локализатора, основной функцией которого является формирование пространственного значения предложения [5].

Пространственная словоформа может выступать в предложении и в качестве при-словного второстепенного члена, где опреде-

ляемым словом является глагол-сказуемое: К семи часам, как уговор был, пришел Барыба в чуриловский трактир. Ну и место же веселое, о Господи! Шум, гам, огни. Половые белые шмыгают, голоса пьяные мелькают спицами в колесе («Уездное»);

По человеческой просеке, мимо солдат, шелковых зонтиков, мальчишек - мы идем в город. Дерибасовская, Ришельевская... («Три дня»);

Неясно и нежно зовет мальчика ночь. Выходит из дому, - там зажгли уж огни. Вдыхает отраву апрельских рос. Минутку стоит так, пьянея («Апрель»);

Часами Барыба шатался по коридорам палаты, позевывая и лениво ожидая своей очереди («Уездное»).

Пространственные отношения в этом случае устанавливаются между членами предложения (между сказуемым и обстоятельством места); пространственная словоформа участвует в формировании значения предложения опосредованно, ее роль сводится к уточнению/пояснению обстоятельств действия, т. е. указанию на место нахождения или направления объекта или проявления действия/признака.

Представление пространственной зоны в подобных примерах осуществляется с помощью предложно-падежных форм имен существительных пространственной семантики и поддерживается глаголами, в которых присутствует сема пространства:

В расчетах выходила неувязка, надо было проверить два-три угла. Землемер пошел в поле - последний раз («Землемер);

Если в праздничный день Сеня спозарань поднялся, вопреки естеству своему - так это, значит, он идет в монастырь к обедне. И столь это бывало поучительное зрелище, что шли целой компанией глядеть («Непутевый»);

Только к четырем часам, к рассвету, стали затихать выстрелы, и мы разошлись по каютам («Три дня»);

На Крестопоклонной встал с постели: еще ветром качало, зеленый, длинный -скворешня живая; Костин озябший носик -усох, стал еще меньше, еще жалостней («Алатырь»);

Поехал Федор Волков в монастырь с Руфином, две недели потел там на пожнях,

ярушником монастырским кормился («Африка»);

Скорей выпихнул себя на площадку, притворил дверь. Теперь только прихлопнуть поплотнее, чтобы щелкнул замок... («Пещера»);

Было еще рано, у генерала еще пир шел горой, еще Нечеса там остался, а Тихмень нарочно, специально, чтоб узнать, тихонько пробрался домой - и прямо в будуар («На куличках»);

Все с одинаковыми тростями и в одинаковых цилиндрах, воскресные джентльмены со вставными зубами почтенно гуляли по улицам и приветствовали двойников («Островитяне»).

В предложении может быть употреблено сразу несколько словоформ с пространственным значением, но с разными функциональными возможностями. Помимо формирования пространственного значения всей структуры или оформления пространственных отношений между компонентами предложения пространственная словоформа может выступать в роли определения при определяемом слове - имени существительном конкретной семантики. В текстах Е.И. Замятина подобные примеры практически не встречаются, что, безусловно, является индивидуальноавторской особенностью репрезентации категории пространства.

Исследуя тексты Е.И. Замятина, мы выделили примеры, где четко видно, что использует автор и существительные с пространственной семантикой, не поддерживаемые глаголами, в которых присутствует сема пространства:

Значит, опять - Москва, протабаченная пустая комната, и, быть может, - уж никогда больше в жизни... («Землемер»);

Тут только викарий Дьюли очнулся, ответил себе: мой дом, схватился за квадратные башмаки и стал помогать пронести раненого - мимо двери («Островитяне»);

В тишине сумерной было явственно слышно, как они там в избе разговаривали, то по-нашему, то по-своему опять («Африка»);

Несть числа у него в соборе говельщиков было. Кликали колокола целый день, шел тучей народ («Алатырь»).

Следует отметить, что примеры, относящиеся к последней группе, в исследованных текстах встречаются крайне редко. Та-

ким образом, можно сделать вывод, что чаще всего автор поддерживает существительное глаголом. Безусловно, это одна из особенностей построения Е.И. Замятиным пространственной картины в произведениях малой прозы.

Нет сомнения в том, что картины пространства, созданные этим автором, являются яркими и интересными. Писатель знал и любил русское слово в его живом разговорном обличии, владел им, ценил его как универсальное средство художественной выразительности. Подчеркивает этот факт и Е.В. Алтабаева, которая отмечает в одной из работ, что «при чтении произведений Е.И. Замятина возникает особое ощущение реальности, сиюминутности происходящего. Его герои настолько естественны. Натуральны, искренни в любых своих проявлениях, что подчас трудно избавиться от состояния присутствия, соучастия в описываемых событиях» [7].

На основании выделенных нами из текстов Е.И. Замятина примеров можно сделать вывод об особенностях индивидуальноавторской картины пространства этого писателя. Основными репрезентантами категории «пространство» в ранней прозе автора являются пространственные словоформы. Для создания яркой, красочной, живой, динамичной картины пространства автор использует преимущественно имена существительные с пространственной семантикой, чаще всего поддерживаемые глаголами движения, что создает тот непередаваемый национальный колорит, который присущ каждому произведению этого замечательного писателя, признанного мастера русского слова.

1. Алтабаева Е.В. Категория оптативности в современном русском языке: монография. М., 2002.

2. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1990. Вып. 23. С. 12-51.

3. Шведова Н.Ю. Местоимение и смысл. Класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства. М., 1998.

4. Тихонова В. В. Лексема сторона как средство выражения пространственных отношений. Проблемы современного синтаксиса: теория и практика: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. С.М. Колесникова. М., 2002. С. 39-42.

5. Тихонова В.В. Функционирование пространственной словоформы в структуре простого предложения // Русское слово, высказывание, текст: рациональное, эмоциональное, экспрессивное: межвуз. сб. науч. тр., посвященный 75-летию проф. П.А. Леканта. М., 2007. С. 110-113.

6. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

7. Алтабаева Е.В. Высказывания с семантикой волеизъявления как средство речевого воздействия в произведениях Е.И. Замятина // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: в 6 кн. / под ред. Л.В. Поляковой. Тамбов, 1997. Кн. 6. С. 52-54.

Поступила в редакцию 18.06.2009 г.

Fotinova Ju.Ju. Means of expression of the picture of space in E.I. Zamyatin's works. To reveal some features of perception of the world by the separate writer allows studying which is leaning on mental concepts of the categories in his works of art which also throws new light on understanding of literary texts. Leaning against the given position, we have addressed to creativity of our fellow countryman, the master of prose E.I. Zamyatin with the purpose to allocate ways of representation of the space categories in his creativity. Our research has been spent on a material of early prose of the writer.

Key words: space; spatial representants; category.

УДК 802/809.1

ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Е.И. ЗАМЯТИНА

© Е.А. Лебедева

В статье рассматриваются средства выражения грамматического времени в произведениях Е.И. Замятина. Выявляется особенность текстов данного автора, состоящая в том, что грамматическое время в произведениях постоянно подкрепляется использованием лексических средств выражения категории времени.

Ключевые слова: категория времени; глагольные формы; композиция текста.

Цель нашей статьи - выделить особенности языковой репрезентации концепта ‘время’ в творчестве нашего земляка Е.И. Замятина. Актуальность работы состоит в том, что до настоящего времени не были выделены средства и способы репрезентации данной категории в произведениях этого автора. Наше исследование позволит раскрыть особенности языковой картины времени писателя. Характерно то, что Е.И. Замятин очень внимательно и трепетно относился к языку и «...его произведения отмечены особым «дыханием» фразы, чутьем слова-знака и слова-звука, многоголосием текстовой ткани.» [1].

Как известно, время, пространство и человек являются языковыми универсалиями. В разных системах знания существуют различные представления о времени: бытовое, научно-физическое, научно-философское,

грамматическое и др., что подтверждает неоднозначность его толкования.

Категория времени, как отмечают исследователи, является «одной из труднейших и даже загадочных категорий, на что неоднократно указывалось в работах как отечественных, так и зарубежных лингвистов» [2].

Изучение категорий, их содержания, структуры и принципов формирования представляет собой одну из наиболее важных и разрабатываемых проблем в лингвистике, которая особенно стала изучаться в связи с актуализацией нового научного направления -когнитивизма.

Концепт ‘время’ составляет когнитивную основу категории времени. Специфика понятийного содержания этой категории и способов ее языковой репрезентации определяется когнитивными основаниями концепта ‘время’ и его концептуальными признаками.

В художественном тексте наблюдается стремление автора передать жизненный поток событий, описать свойства времени, изменить его ход, разомкнуть временные границы. Текстовое художественное время яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.