Научная статья на тему 'Рецензия на коллективную монографию «Замятинский текст как явление русской культуры и духовности» / Е. В. Алтабаева, Е. А. Лебедева, В. Е. Маясов, Ю. Ю. Фотинова / под ред. Е. В. Алтабаевой (Тамбов, 2011. 384 с. )'

Рецензия на коллективную монографию «Замятинский текст как явление русской культуры и духовности» / Е. В. Алтабаева, Е. А. Лебедева, В. Е. Маясов, Ю. Ю. Фотинова / под ред. Е. В. Алтабаевой (Тамбов, 2011. 384 с. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ / ЗАМЯТИНСКИЙ ТЕКСТ / КОНЦЕПТОСФЕРА НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ / COLLECTIVE MONOGRAPH / ZAMYATIN'S TEXT / THE CONCEPTUAL SPHERE OF NATIONAL LANGUAGE MIND

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Леденева В. В.

В рецензии подробно анализируются основные разделы коллективной монографии, обозначается вклад авторов в рассмотрение языка Е. И. Замятина, индивидуальной концептосферы его произведений, обращается внимание на актуальность и новизну подходов в исследовании таких концептов национального языкового сознания, как пространство, время, человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the collective monograph «Zamyatin’s text as a phenomenon of russian culture and spirituality» / E. V. Altabayeva, E. A. Lebedeva, V. E. Mayasov, Y. Y. Photinova / under ed. of E. V. Altabayeva (Tambov, 2011. 384 p.)

The review analyzes in details the main sections of the collective monograph, shows the contribution of the authors into the examination of E. I. Zamyatin’s language, individual conceptual sphere of his works, draws attention to the relevance and novelty of the approaches in the study of such concepts in the national language of mind as space, time, man.

Текст научной работы на тему «Рецензия на коллективную монографию «Замятинский текст как явление русской культуры и духовности» / Е. В. Алтабаева, Е. А. Лебедева, В. Е. Маясов, Ю. Ю. Фотинова / под ред. Е. В. Алтабаевой (Тамбов, 2011. 384 с. )»

Критика, рецензии, обзоры, библиография

РЕЦЕНЗИЯ на коллективную монографию «Замятинский текст как явление русской культуры и духовности» /

Е. В. Алтабаева, Е. А. Лебедева, В. Е. Маясов, Ю. Ю. Фотинова / под ред. Е. В. Алтабаевой (Тамбов, 2011. 384 с.)

В. В. Леденева

В рецензии подробно анализируются основные разделы коллективной монографии, обозначается вклад авторов в рассмотрение языка Е. И. Замятина, индивидуальной концептосферы его произведений, обращается внимание на актуальность и новизну подходов в исследовании таких концептов национального языкового сознания, как пространство, время, человек.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коллективная монография, замятинский текст, концептосфера национального языкового сознания.

Коллективная монография «Замятинский текст как явление русской культуры и духовности» (под ред. проф. Алтабаевой Е. В.) посвящена исследованию в языке одного из ярчайших писателей XX века Е. И. Замятина важнейших национально-культурных концептов русского языкового сознания: ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ЧЕЛОВЕК (в проявлении объемом экспликаторов и культурно-информационного содержания концепта РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ).

Актуальность этой монографии сомнения не вызывает: она обращена к языку писателя, личность и творческое наследие которого вызывают большой и не угасающий интерес в последние десятилетия, с реализацией научной идеи коллектива авторов в рамках антропоцентрической парадигмы — в едином стремлении найти путь к решению остро стоящей проблемы соотношения «язык произведения — личность писателя и его концептосфера».

Новизна этого коллективного труда заключена в том, что указанные выше концепты не являлись предметом специального рассмотрения применительно к художественному творчеству Е. И. Замятина, явление замятинского текста впервые осмыслено и представлено в свете национально-культурной специфики. Авторы справедливо видят специфику и нацеленность своей работы в раскрытии лингвоаксиологической стороны творческого наследия писателя, в осмыслении трансляции его произведениями и их языком понимания и осмысления Е. И. Замятиным общечеловеческих и национальных ценностей.

Монография выполнена на большом фактическом материале. Это 40 произведений малых и средних эпических форм художественной прозы Е. И. Замятина: «Уездное», «На куличках», «Алатырь», «Островитяне», «Ловец человеков», «Север», «Бич Божий», рассказы: «Апрель», «Непутевый», «Три дня», «Африка», «Кряжи», «Полуденница», «Мученики науки», «Глаза», «Землемер», «Знамение», «Сподручница грешных», «Дракон», «Детская», «Мамай», «Рассказ о самом главном», «Часы», «Встреча», «Видение», «Пещера», «Русь» и другие

о

Г\|

го

го

О! А

го ^

и (V

о о

рассказы и повести. Это вызывает одобрение и служит основанием для принятия выводов авторов как убедительных, обоснованных.

Е. И. Замятину отдается в монографии должное при оценке его как истинного художника, чьи произведения следует отнести к культуроносным и культуроотражаюшим, создавшего галерею национальных образов, характеров, которые можно и должно поставить в один ряд с теми, что подарили миру И. А. Бунин, А. М. Горький, И. С. Шмелев, А. И. Куприн, М. А. Шолохов, Б. К. Зайцев, А. П. Платонов, Л. М. Леонов; в них видна сущность русской духовности.

В первой главе «Замятинский текст как достояние русской культуры» осмыслен художественный мир Е. И. Замятина, компетентно и тонко охарактеризован замятинский текст и художественная картина мира автора в их соотношении. Выявлено, что за важнейшими текстовыми смыслами, несомыми словами время, пространство, человек, природа, ум, душа, тело, судьба, совесть, речь, вера, надежда, любовь, стоят базовые национально-культурные концепты русского языкового сознания. Авторы монографии избрали концептуальный подход как основной в работе, поскольку он позволяет показать национальные, типичные черты и специфические особенности сверхтекста произведений как реализацию индивидуально-авторской концептосферы. Обзор литературы показал, как важно стало использовать этот подход на современном этапе изучения художественного текста, например, при отражении индивидуально-авторской концептосферы в наследии Е. И. Замятина в частности.

Вторая глава «Национальное пространство за-мятинского текста» посвящается исследованию концепта ПРОСТРАНСТВО. Особенности индивидуально-авторской картины пространства в за-мятинском тексте оказались в лучах пристального научного внимания; от общего к частному — путь, методологически верно избранный авторами монографии. Пространство как универсалия человеческого опыта освещается при характеристике национально-культурной специфики пространства «Уездного», предлагается его осмысление в такой период творчества писателя, как 1926-1928 гг. Ценно исследование средств языковой репрезентации концепта ПРОСТРАНСТВО в замятинском тексте, где, как показал анализ, взаимодействуют земное и космическое начала.

Динамика пространства замятинского текста продемонстрирована при характеристике отношений таких его объектов, как щель — зал — двор — трактир — судебная палата — улица — свет (весь мир), специфически представленного объекта картины мира дом, раскрыта при анализе описания и воссоздания образов пространственных объектов:

монастырь, церковь, собор. Установлена способность пространственных репрезентантов в текстах Е. И. Замятина к выражению и хранению культурологической информации. При оценке специфики пространства замятинского текста выявлено, что в ранней прозе автора оно существует не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Эти оригинальные находки писателя получили в монографии должную квалификацию и полиаспектную характеристику.

Аналогичная работа была проведена в отношении концепта ВРЕМЯ в прозе Е. И. Замятина в третьей главе «Национально-культурная специфика времени в замятинском тексте», где ценным является представление не только лексических (см. наименования времен года и названий месяцев — своего рода традиционное напоминание о «цикличности» времени: весна, лето, август, февраль, зима, июль, июнь, март, апрель, осень, май), но и словообразовательных (см. об использовании префикса за-, который указывает на начало действия: Хотел Костя загорюниться, что Глафира не с ним, да не успел: вылезли на полотне, завертелись, зажили, залюбили полотняные люди...), грамматических средств выражения категории времени (см. о глаголах: передают динамизм, подчёркивают фрагментарность изображаемого мира, отражают смену сюжетных ситуаций в избранных для анализа произведениях).

Весьма интересен раздел 3.2. « Оппозиция "день-ночь" в творчестве Е. И. Замятина». В монографии также заслуженное внимание уделено использованию номинаций религиозных праздников для создания временного образа, экспликации концепта ВРЕМЯ: Поутру на Покров нашлась кошка Милка исправницкая... Удачей исследователей стала характеристика лексемы век как выразителя концептуального содержания.

Четвертая глава «Человек говорящий в замятинском тексте» отражает, как и какие языковые средства доносят национально-культурное представление человека говорящего в замятинском тексте. Глубоко и впервые комплексно анализируется здесь концепт РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в осмыслении писателя. Доказано, что система концепта РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ имеет полевую структуру, которая демонстрирует важную особенность: при традиционной ядерно-периферийной организации средств поля говорения обнаруживается значительное преимущество употреблений Е. И. Замятиным неречевых глаголов удивляться, крушиться, завести, обрадоваться, добиваться, наскочить, застрекотать, кипятиться и т. д.) перед собственно речевыми в функции ввода речи персонажей.

Выполнен убедительный количественный анализ единиц (см. о глаголе сказать: «Так, в "Уезд-

ном" в роли ввода он употреблен 31 раз, в повестях "На куличках" и "Ела" — по 27 раз, в "Наводнении" — 40 раз, в рассказе "Мученики науки" — 8 раз, в рассказе "Три дня" — 5 раз, в повести "Алатырь" — 4 раза, то есть гораздо чаще, нежели остальные единицы»; ср.: «Глаголов, употребленных однажды, в замятинском тексте подавляющее большинство: пискнуть, квакнуть, гукнуть, грохнуть, застрекотать, зарычать, зяпнутъ, забулькать, завизжать, громыхнуть, пролаять, хлопнуть, хлюпать, щелкнуть; каркать, шуршать, звякать, мурлыкать, скулить, кряхтеть, гудеть, хрипеть, пыхтеть и др. Преобладают среди них глаголы совершенного вида с семантикой однократного или мгновенного действия»).

Убедительно показано в монографии, что в качестве яркой особенности репрезентации мира человека, согласно представлению о концептосфере Е. И. Замятина, следует принять расширение системы средств речевой деятельности в его произведениях, куда активно писателем стали вовлекаться целые предикативные единицы: Ну вот и великолепно, вот и великолепно! — викарий сиял золотом всех своих восьми коронок.— Наконец-то мы опять заживем правильной жизнью.

Таким образом, в рецензируемой монографии под ред. проф. Алтабаевой Е. В. квалифицированно выявлены и убедительно охарактеризованы индивидуально-авторские репрезентации концептов ПРО-

СТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ЧЕЛОВЕК (в проявлении концепта РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) в концептуальном пространстве замятинского текста, и рассмотрена их способность к выражению и хранению культурно значимой информации (когнитивный, культурологический аспект исследования), определена специфика этих репрезентаций, показан фонд средств идиолекта и идиостиля Е. И. Замятина, отражающих особенности его художественной картины мира и осмысления им бытия в системе образов (при использовании средств образности).

Монография имеет большое теоретическое значение, раскрывая важную для изучения и постижения особенностей сторону языка и творчества Е. И. Замятина с современных позиций. Этот коллективный труд заслуживает одобрения и поддержки как актуальное исследование, имеющее несомненную новизну и предлагающее ценную для отечественной и мировой культурны филологическую информацию.

Несомненна практическая ценность монографии «Замятинский текст как явление русской культуры и духовности» (под ред. проф. Алтабаевой Е. В.), которая непременно обретёт своего читателя — специалиста, студента, аспиранта, почитателя таланта Е. И. Замятина.

ФГБОУ ВПО «Московский государственный областной университет».

Поступила в редакцию 20.12.2011 г.

1_1 О х

со §

d

-D

!г Sä

IS

о ^

и и

Ol ^

со к

¡Ji

га ^

н ^

Ol

1_|

UDC 81 REVIEW OF THE COLLECTIVE MONOGRAPH

« ZAMYATIN'S TEXT AS A PHENOMENON OF RUSSIAN CULTURE AND SPIRITUALITY» / E. V. Altabayeva, E. A. Lebedeva, V. E. Mayasov, Y. Y. Photinova / under ed. of E. V. Altabayeva (Tambov, 2011. 384 p.)

V. V. Ledeneva

The review analyzes in details the main sections of the collective monograph, shows the contribution of the authors into the examination of E. I. Zamyatin's language, individual conceptual sphere of his works, draws attention to the relevance and novelty of the approaches in the study of such concepts in the national language of mind as space, time, man.

KEY WORD S: collective monograph, Zamyatin's text, the conceptual sphere of national language mind.

к 2

ra

га

Œ

О 2 S

ai О

ai

CL

ra со ai x ai d ai

m cd

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.