DOI 10.24411 /2076-1503-2021-10138 ВЕЛЕНТЕЕНКО Мария Васильевна,
магистрант
БУ ВО «Сургутский государственный университет
ХМАО - Югры» е-mail: [email protected]
ТАДЖИБОВА Аксана Наруллаховна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения БУ ВО «Сургутский государственный университет
ХМАО - Югры» е-mail: [email protected]
СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. В фокусе данной статьи рассматриваются приёмы дидактического материала в обучении. Ключевыми составляющими являются средства визуализации знаний и образная память. В ходе исследования производится анализ и классификация приёмов визуализации знаний в целях оптимизации учебного процесса, а именно процесса обучения иностранному языку, обсуждается классификация видов памяти, рассматриваются результаты исследования и их достоверность (результаты тестирования обучающихся, участвовавших в эксперименте).
Ключевые слова: приёмы и средства визуализации, образная память, мультимедийная презентация, ментальная карта, инфографика, галерея скриншотов.
VELENTEENKO Maria Vasilievna,
master of linguistics, Surgut State University
TADZHIBOVA Aksana Narullachovna,
Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Linguistics
and Translation Studies, Surgut State University
VISUALIZATION TOOLS AS A KEY ASPECT OF OPTIMIZING FOREIGN LANGUAGE LEARNING
Annotation. The focus of this article is on the techniques of didactic material in teaching. The key components are knowledge visualization tools and image memory. In the study, the analysis and classification of the methods of visualization of knowledge in order to optimize the educational process, namely the process of learning a foreign language, discusses the classification of types of memory, examines the results of research and their validity (the test results of students who participated in the experiment).
Key words: visualization techniques and tools, image memory, multimedia presentation, mental map, infographics, screenshot gallery.
В проведённом исследовании нам удалось эмпирически доказать, что использование средств визуализации в значительной степени помогает оптимизировать усвоение учебного материала. Еще одно доказательство научной значимости исследования заключается в том, что обсуждаемые в статье
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
приёмы и средства визуализации могут быть практически использованы на занятиях по иностранному языку, а также при самостоятельном обучении.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, повышенным интересом к изучению иностранных языков. А также необходи-
мостью в поиске таких приёмов обучения иностранному языку, которые помогут обучающимся овладеть им в кратчайшие сроки, процесс обучения будет увлекательным и способствующим росту мотивации к овладению языком, а знания при этом надёжно закрепятся в памяти.
С каждым годом показатели уровня владения английским языком россиянами движется вверх. На территории РФ английский язык преподаётся практически повсеместно и является обязательным для изучения предметом школьной программы. В связи с этим методики преподавания и приёмы повышения эффективности обучения иностранному языку находятся в постоянном процессе усовершенствования [8, с. 316-320; 9, с. 249-252]. К одному из главных и наиболее популярных приёмов обучения относится приём визуализации дидактического материала.
Как верно отметил древнегреческий философ, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского, Аристотель, глаз - тот орган чувств, который приносит нам более всего удовлетворения, ибо позволяет постичь суть природы. И эта мысль как нельзя лучше описывает учебный процесс. Ведь большую часть информации обучающиеся воспринимают при помощи органов зрения, т.е. при помощи визуализации.
Латинское слово «visualis» означает - зрительный. Новый словарь методических терминов и понятий Азимова и Щукина трактует это понятие как «представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия» [1]. Сложно переоценить значение зрения в процессе познания. Советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн считал, что «зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов» [7, с.126]. Следовательно, способность видеть данные - ключевой принцип в обучении.
Существует ряд принципов обучения. Согласно мнению выдающегося лингвиста, д-ра педагогических наук А.Н. Щукина, система дидактических принципов обучения строится на таких принципах, как сознательность, активность, наглядность, прочность, доступность и посиль-ность, межпредметная координация, межкультурное взаимодействие, профессиональная компетентность преподавателя [10, с. 148].
В основе визуализации лежит принцип наглядности - один из основных принципов обучения иностранному языку. Суть принципа наглядности заключается в демонстрации языкового строя и его экстралингвистической стороны для наилучшего усвоения материала обучающимися, а также с целью сделать такой материал более
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
доступным, понимаемым для усвоения и употребления в речи.
С точки зрения А.Н. Щукина, существуют два направления использования наглядности - в качестве средства обучения и в качестве средства познания [10, с. 152]. В первом - зрительно-звуковые образы выступают помощниками в овладении языковыми навыками и компетенциями, языковыми нормами; во втором - средства наглядности носят роль источника информации, где их задачей является знакомство обучающихся с лек-сико-грамматическими единицами языка и пр.
А.Н. Щукин выделяет следующие функции наглядности при обучении иностранному языку: обучающая, контролирующая, организующая. Суть обучающей функции заключается во введении необходимого материала для урока. Контролирующей - в том, что средства визуализации выступают в роли инструмента для контроля и самоконтроля полученных знаний, навыков, умений. При подаче знаний и подборе учебного материала используется организующая функция наглядности [10, с. 153].
Центральный элемент принципа наглядности - средства визуализации. Средства визуализации - это такие средства, которые в своей совокупности или по отдельности помогают при изучении иностранного языка предоставлять лек-сико-грамматические, социокультурные, коммуникативные и фонетические знания в сжатом и чётком формате.
Опора на зрительный образ - превалирующий способ познания мира для человека. Приём визуализации также помогает обучающимся преобразовывать поступающую по разным каналам восприятия информацию в визуальную, тем самым значительно упрощая процесс её усвоения и запоминания.
Процесс обучения строится на конкретных образах, которые каждый обучающийся в силу своей индивидуальности воспринимает по-своему. В связи с этим наше исследование тесно связано с таким видом памяти, как образная. В Новом словаре методических терминов и понятий Э. Г. Азимова и А.Н. Щукина образная память характеризуется как «память на наглядное содержание сознания, то есть на зрительные и слуховые образы предметов, качеств, действий и на слова, обозначающие их. Классифицируется данный вид памяти исходя из того, какая сенсорная область задействуется для воспроизведения - зрительная, слуховая или двигательная» [1].
С.Л. Рубинштейн классифицирует виды памяти на моторную, образную, логическую и аффективную [7, с. 172]. По мнению С.Л. Рубин-
штейна, «запоминание начинается с запечатле-ния, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либо запомнить» [7, с. 161]. Именно поэтому средства визуализации можно считать одним из самых эффективных способов усвоения и систематизации знаний, информации.
Средства визуализации (или средства наглядности) на сегодняшний день являются неотъемлемой частью процесса изучения любого иностранного языка. Функции педагога в современном образовательном процессе, соответственно, тоже меняются: это не только традиционный преподаватель, умеющий работать по «классно-урочной» системе и использующий только школьную доску, но и человек, ориентирующийся в образовательных возможностях и способный
Мультимедийная презентация - это набор кадров, сменяющих друг друга в определённой последовательности. Прежде всего, это учебные материалы, подготовленные с помощью редактора Power Point, «используемые для организации работы по определённой теме, привлечения внимания учащихся к лексико-грамматическому и страноведческому материалу» [1].
В данном случае при воспроизведении задействуются зрительная и слуховая образная память. Кроме того, единство графических и звуковых образов вызывает дополнительный эмоци-
применять эти навыки при обучении [5, с. 260]. Сегодня большая часть средств визуализации напрямую связана с использованием современных информационных технологий. В данном исследовании нами рассматриваются такие средства, как мультимедийная презентация, ментальная карта, видеоряд, инфографика и использование галереи скриншотов.
Под визуальными средствами обучения принято понимать «те или иные технические устройства, приспособления, предназначенные для предъявления и записи зрительной информации» [1].
В табл. 1 представлены основные средства визуализации знаний, которые помогают освоить новый учебный материал, обобщить полученные знания и сохранить их в долгосрочной памяти.
ональный отклик. А поскольку процесс запоминания и усвоения нового материала по своей природе процесс психический, то и эмоции, которые вызывает презентация, способствуют более эффективному запоминанию материала.
Одно из главных преимуществ презентации как средства визуализации заключается в том, что знание передаётся в единстве образа и текста, задействуя, наряду с ощущениями, память, мышление, воображение и личностный смысл. Мультимедийная презентация сегодня уже не просто набор слайдов в Power Point, а презентация в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
Таблица 1
Средства визуализации знаний в обучении
\ Знания Средства\ визуализация фонетические, грамматические, лексические, коммуникативные, социокультурные
познавательный аспект воспитательный аспект развивающий аспект учебный аспект
мультимедийные презентации, учебное видео, ментальные карты, облака тегов, инфографика, коллекция скриншотов усвоение норм речевых отношений и фоновых знаний, усвоение знаний о структуре и функциях языка, в т.ч. в сравнении с родным усвоение систем интернациональных ценностей, воспитание патриотизма, толерантности, формирование познавательного интереса и потребности общения развитие памяти, внимания, мышления, культуры умственного труда, способностей к познавательной деятельности формирование и совершенствование языковых навыков и речевых умений, формирование умений структурирования и визуального представления знаний
самом широком смысле этого слова, объединяющая в себе текстовую информацию, видео, иллюстрации, 3D, флеш-анимацию. Мультимедийная презентация может включать в себя мемы, GIF-а-нимацию. Презентация может быть интерактивной, с включением множества участников одновременно и носить характер групповой работы.
Использование на занятых презентаций такого плана способствует реализации коммуникативного подхода к овладению всеми аспектами изучаемого иностранного языка. Работа с презентациями способствует структурированию материала, его предоставлению в наиболее краткой и лаконичной форме.
Для графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации в обучении применяются ментальные карты. Mind maps или Ментальные карты - технология обучения, визуализирующая мысли, идеи, ассоциации. Это инструмент, способствующий развитию памяти и мышления, при использовании которого задействуются оба полушария головного мозга. Такие условия благоприятствуют развитию учебно-познавательной компетенции обучающихся.
Как правило, тема обозначается по центру доски или листа. После проработки темы урока основная идея, написанная по центру, графически соединяется с выделенными понятиями и ключевыми словами темы. Ментальные карты, или, как их ещё называют, интеллектуальные - выполняют роль визуальной опоры, упорядочивая мыслительный процесс. Интеллектуальные карты также развивают ассоциативное, критическое и творческое виды мышления.
Для мозга, ориентированного скорее на ключевые слова и образы, а не на запоминание распространенных предложений, ментальные карты - одно из самых оптимальных средств визуализации дидактического материала. Они:
• мотивируют к изучению иностранного как средства межкультурной коммуникации;
• организовывают коллективную, групповую и индивидуальную деятельность учащихся;
• способны развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся и многое другое.
Потенциал ментальных схем настолько широк, что позволяет охватить каждый аспект изучаемого языка.
Облако тегов - является при обучении особенно действенным для визуалов - людей, воспринимающих и запоминающих большую часть информации при помощи зрения. Это визуальное представление списка категорий. С помощью
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
генератора облака тегов можно сделать блок слов в виде картинки.
Это специальные сервисы, в которых конструируют разные формы: WordArt, Wordle, Tagcrowd, Tagxedo, Word Cloud, Tag It Out, WordsCloud и другие. Использование сервисов данного типа - уникальная возможность для преподавания и изучения иностранного языка. Применение такого приема значительно повышает интерес обучающихся, позволяет с самого начала урока заинтересовать обучающихся.
Быстро и структурированно можно представить сложную информацию с помощью инфогра-фики. Идейная основа такого приема - графическая организация данных, связанная с облечением идей в форму рисунка, схемы, таблицы или диаграммы. Основная цель такого приема -информирование. Посредством инфографики знания представляются в систематизированном виде, удобном для восприятия, что делает её эффективным средством визуализации при обучении иностранному языку.
Весьма перспективный, на наш взгляд, приём скриншотов представляется более целесообразным при изучении иностранного языка на более продвинутых уровнях. Суть его заключается в создании коллекции скриншотов страниц словаря со встретившимися незнакомыми словами, их объяснением, транскрипцией и приведенными примерами с использованием неизвестных слов. Впервые данный метод был представлен учителем английского языка Екатериной Соколовой в своём паблике We Study for CPE в социальной сети.
Данный прием визуализации помогает в короткий промежуток времени наглядным путем охватить широкий запас новой лексики, а также активировать его при частом обращении к коллекции таких скриншотов. Данный прием особенно практичен при самостоятельном обучении и успешно практикуется обучающимися при подготовке к кембриджским экзаменам.
Как точно сформулировал однажды в своём труде Е.А. Пассов, обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя [6, с. 7]. В коммуникативном методе обучения приоритет отдаётся принципу наглядности и использованию средств визуализации, потому что в данном случае наглядность выступает в роли основного источника формирования языковых компетенций и навыков. При помощи принципа наглядности создаются благоприятные ситуации для дискуссии и последующей самостоятельной работы.
Так, в рамках коммуникативного метода нами было проведено исследование среди обучающихся 7 классов. Исследование длилось 4 академических часа. В основу нашего эксперимента легли материалы следующих УМК: Spotlight 7, Virginia Evans, Jenny Dooley, Olga Podolyaka, Julia Vaulina; Английский язык, 7 класс. Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет.
В исследовании принимали участие два класса - 7а и 7б. В первый день исследования первой подгруппе 7а класса с целью ознакомления с новой лексикой было предложено посмотреть небольшой видеоряд по теме Playing Games. Devices. Затем вместе с первой подгруппой 7а класса с опорой на ментальную карту была освоена тема из раздела грамматики Comparative Degrees of Adjectives.
С первой подгруппой 7б класса была проработана та же тема грамматики - степени сравнения прилагательных, а также состоялось знакомство с теми же лексическими единицами, однако с минимальной визуальной опорой на материал (в ходе урока обучающиеся пользовались только учебниками и тетрадями, а преподаватель -доской) и без использования представленных выше средств визуализации.
В конце урока обеим подгруппам было предложено пройти тестирование. Результаты первых подгрупп 7а и 7б разительно отличались и показали, что использование таких средств визуализации на уроках английского языка, как мультимедийная презентация и ментальная карта способствуют лучшему усвоении обучающимися нового лексического и грамматического материала. По результатам тестирования средний балл обучающихся первой подгруппы 7б составил 3.9 из 5, в то время как средний балл обучающихся первой подгруппы 7а достиг 4.6 из 5.
Стоит также отметить повышенный интерес со стороны обучающихся первой подгруппы 7а к
использованию современных средств визуализации в ходе урока, общее оживление детей, положительный настрой на урок, а также рост мотивации к изучаемому предмету, чему, на наш взгляд, способствовали единство звука и изображения (видеоряд), а также нестандартное представление новой информации в удобной систематизированной форме с использованием ярких цветов (ментальная карта). Рассмотрим примерный план урока с использованием современных средств визуализации:
Тема: Playing games. Devices.
УМК: Английский язык, 7 класс. Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. - М.: Русское слово, 2017.
Тип урока: комбинированный.
Целевое назначение: Практическая направленность изучения теоретических знаний.
Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: развивать умения смыслового чтения: умения прогнозировать содержание текста, выделять основную мысль, главные факты;
Научиться работать с логическими схемами и диаграммами;
Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Личностные УУД: формировать личностное и жизненное самоопределение.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, компьютер, видеоряд.
Таблица 2
Примерный план урока с использованием средств визуализации. День 1.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Время
1. Начало урока Приветствие. Good morning! I'm glad to see you. What day is it today? Shall we start our English lesson? Приветствуют учителя, отвечают на вопрос 1 мин. Вопросно-ответная форма работы
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
2. Основной этап Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности Актуализация знаний In this unit, we talk about games and computers to present and practice comparative and superlative adjectives. Обучающиеся осознают, какова тема урока 1 мин. Прогнозирование темы урока по ключевым словам
Puzzle quiz: How many triangles can you count in the picture of the cat? Which line is longer, A-C or B-C? Make as many words as possible from the letters in the word 'computer'. Which games do you play? Называют игры 4 мин. Вопросно-ответная форма работы
A teacher asks students to read the adjectives and check the meaning. They then use the adjectives to write sentences about games they are familiar with. Пишут предложения, используя новые прилагательные 2 мин. Выполняется индивидуально
Games: A teacher asks students to read the words in the box. Then tell them to match the words with the pictures. Обучающиеся соотносят название слов с изображениями. 3 мин. Выполняется индивидуально
Видеоряд Ответы проверяются 2 мин. Групповая форма работы
A teacher asks students to copy the table and write the words from exercise 1 in the correct columns. Заносят данные в таблицу 2 мин. Выполняется индивидуально
A teacher asks students to read the definitions and check the meaning. Students then match five of the words from the box in exercise 1 with the definitions. Соотносят 5 слов с определениями 2 мин. Выполняется индивидуально
A teacher asks students to read and copy the questions, completing them with words from exercise 1. Check as a class, asking students to read out the completed questions to check pronunciation and intonation. Обучающиеся проводят опрос одноклассников, заполняя пропуски в предложениях 5 мин. Работа в парах, групповая работа
Mental map. Degrees of comparison of Adjectives. Учитель объясняет тему, используя карту. Слушают и запоминают 1 мин.
Учитель объясняет, как выполнить упражнение 1. Выполняют упражнение на отработку грамматики 3 мин. Выполняется индивидуально
Учитель объясняет задание Обучающиеся составляют предложения по теме «Степени сравнения», пользуясь картой 3 мин. Выполняется индивидуально
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
3. Рефлексия Well done, dear students! We had a lot of work. Совместное подведение итогов, рефлексия, раздача материалов для тестирования. Now I know... Now I can. Объяснение заданий теста
4. Контроль знаний Решение небольшого по объёму теста 13 мин.
5. Завершение урока Collecting tests. Прощание. Thank you for coming! Have a good day! 1 мин.
В ходе тестирования обучающимся нужно было дать перевод трёх слов с английского языка на русский:
Упр.1. Translate into Russian: 1. Board games; 2. Draughts; 3. Pack of cards Затем обучающимся необходимо было дать перевод четырёх слов с русского языка на английский:
Упр.2. Translate into English: 1. Шахматы; 2. Игровая приставка; 3. Кости (игральные); 4. ПО (программное обеспечение)
В упр. 3 обучающимся нужно было подписать три картинки - изображение карты памяти, стилуса и игровой приставки.
В четвёртом и пятом упражнениях требовалось образовать comparative и superlative forms of adjectives:
Упр. 4. Write the comparative forms of the following adjectives:
1. Cheap; 2. Expensive; 3. Easy; 4. Bad; 5.
Good
Упр. 5. Write the superlative forms of the following adjectives:
1. Long; 2. Boring; 3. Good; 4. Bad; 5. Exciting В следующий день исследования первой подгруппе 7б класса (ранее посетившей урок с минимальной опорой на визуальный материал) было предложено освоить лексику по теме Your future, our future!, а также конструкции будущего времени. В ходе урока использовались такие средства визуализации, как мультимедийная презентация и инфографика. Первая подгруппа 7а класса при изучении того же материала пользовалась только учебниками и тетрадями, а учитель -доской. Стоит отметить, что результаты тестирования подгруппы 7а на этот раз оказались хуже результатов подгруппы 7б, использовавшей в ходе занятия современные средства визуализации. Средний балл обучающихся подгруппы 7б достиг 4.5 балла из 5, в то время как средний балл обучающихся подгруппы 7а составил 3.6 балла из 5.
Из чего мы делаем вывод, что использование при обучении иностранному языку средств визуализации способствует реализации учебного, воспитательного и познавательного потенциалов путём визуализации дидактического материала, обеспечивает более качественное овладение обучающимися навыками устной и письменной речи, повышает уровень языковой, речевой, социокультурной и межкультурной компетенций. По мнению самих обучающихся, наиболее информативными, познавательными и увлекательными для них были уроки с применением современных средств визуализации.
Уроки с применением современных средств визуализации способствуют не только наиболее эффективному овладению навыками, знаниями и теми или иными компетенциями, расширению лексического запаса, налаживанию когнитивных связей, обеспечению межкультурного знакомства, но и передаче информации в доступной и понятной форме, повышают эффективность обучению иностранному языку, а главное - мотивируют обучающихся к дальнейшему изучению иностранного языка, в т.ч. и самостоятельному.
Считаем, что дальнейшее использование, изучение технологии создания, усовершенствование и разработка таких современных приёмов и средств визуализации при изучении любого иностранного языка, как ментальные карты, мультимедийная презентация, видеоряд, облако тегов, инфографика и использование галереи скриншотов необходимо и является перспективным.
Список литературы:
[1] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. - М.: Икар, 2009. - 448 с.
[2] Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1990. - 251 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
[3] Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981. -140 с.
[4] Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - 1209 с.
[5] Забирова В.Х., Таджибова А.Н. Обучение лексике английского языка в средних классах общеобразовательной школы с применением компьютерных программ // Образование и право.
- 2020. - № 2. - С. 259-263.
[6] Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному общению. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
[7] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2019. - 713 с.
[8] Шагбанова Х.С. Формирование языковой компетентности в сфере бытового и профессионального общения студентов вузов // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - № 3 (30). - С. 316320.
[9] Шагбанова Х.С., Шагбанов И.Ф. Внедрение CLIL в образовательный процесс российских вузов // Образование и право. - 2018. - № 6. - С. 249-252.
[10] Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учеб. пособие для препод. и студ. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
Spisok literatury:
[1] Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyy slovar' metodicheskikh terminov i ponyatiy. - M.: Ikar, 2009.
- 448 s.
[2] Vereshchagin Ye. M., Kostomarov, V.G. Yazyk i kul'tura. Lingvostranovedeniye v prepodava-nii russkogo yazyka kak inostrannogo. - M.: Russkiy yazyk, 1990. - 251s.
[3] Gal'perin I.R. Tekst kak ob"yekt lingvistich-eskogo issledovaniya. - M.: Nauka, 1981. -140 s.
[4] Yefremova T.F. Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyy. - M.: Russkiy yazyk, 2000. - 1209 s.
[5] Zabirova V. Kh., Tadzhibova A.N. Obu-cheniye leksike angliyskogo yazyka v srednikh klas-sakh obshcheobrazovatel'noy shkoly s primeneniyem komp'yuternykh programm // Obrazovaniye i pravo. -2020. - № 2. - S. 259-263.
[6] Passov Ye. I. Kommunikativnyy metod obu-cheniya inoyazychnomu obshcheniyu. - 2-ye izd. -M.: Prosveshcheniye, 1991. - 223 s.
[7] Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psik-hologii. - SPb.: Piter, 2019. - 713 s.
[8] Shagbanova Kh. S. Formirovaniye yazyko-voy kompetentnosti v sfere bytovogo i profession-al'nogo obshcheniya studentov vuzov // Voprosy gumanitarnykh nauk. - 2007. - № 3 (30). - S. 316320.
[9] Shagbanova Kh. S., Shagbanov I.F. Vnedreniye CLIL v obrazovatel'nyy protsess rossiys-kikh vuzov // Obrazovaniye i pravo. - 2018. - № 6. - S. 249-252.
[10] Shchukin A.N. Obucheniye inostrannym yazykam. Teoriya i praktika: ucheb. posobiye dlya prepod. i stud. - M.: Filomatis, 2004. - 416 s.
\
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:
• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.
• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-1лЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.
f
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021