https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-10-2.38
Гладкая Евгения Федоровна
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ И РИТОРИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В настоящей статье рассматриваются интерактивные формы реализации принципа наглядности на разных этапах обучения русскому языку и риторике студентов технического вуза. Лекция-визуализация, парные и командные игры-состязания, публичные выступления и другие описанные виды учебной работы, в которых принцип наглядности органично сочетается с принципом активности, способствуют пробуждению у студентов познавательного интереса, активизации их мыслительной деятельности, успешному восприятию и запоминанию учебного материала, а также созданию на занятиях особой творческой атмосферы, что делает образовательный процесс максимально эффективным.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2018/10-2/38.1^т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 10(88). Ч. 2. C. 399-402. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/10-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 378.147 Дата поступления рукописи: 15.08.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-10-2.38
В настоящей статье рассматриваются интерактивные формы реализации принципа наглядности на разных этапах обучения русскому языку и риторике студентов технического вуза. Лекция-визуализация, парные и командные игры-состязания, публичные выступления и другие описанные виды учебной работы, в которых принцип наглядности органично сочетается с принципом активности, способствуют пробуждению у студентов познавательного интереса, активизации их мыслительной деятельности, успешному восприятию и запоминанию учебного материала, а также созданию на занятиях особой творческой атмосферы, что делает образовательный процесс максимально эффективным.
Ключевые слова и фразы: наглядность; интерактивное обучение; лекция-визуализация; лексические карточки; игры-состязания.
Гладкая Евгения Федоровна, к. филол. н.
Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск gladkaya7@mail. гы
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И РИТОРИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Принцип наглядности - один из важнейших и старейших в дидактике - в век информационных технологий приобретает особую актуальность, что обусловлено, с одной стороны, широкими возможностями использования в образовательном процессе технических средств обучения, а с другой - ориентированностью современных студентов - активных пользователей сети Интернет - на аудиовизуальное восприятие информации.
На сегодняшний день по проблеме наглядности в учебном процессе высшей школы существует обширная литература. В частности, целый ряд исследований посвящен вопросу применения различных видов наглядности (учебные фильмы, мультимедийные презентации, инфографика, моделирование, интерактивные викторины и т.д.) в практике преподавания иностранного языка, в том числе и русского как иностранного (см. работы А. Е. Басыровой [2], Ж. И. Жеребцовой, В. И. Копельник, О. А. Гливенковой, Н. В. Мелеховой [4], О. В. Константиновой, А. А. Муравьевой [5], Л. А. Коняевой [6] и др.).
В настоящей статье рассматриваются возможности реализации принципа наглядности в процессе интерактивного обучения русскому языку и риторике российских студентов технического вуза. В соответствии с образовательными стандартами нового поколения во многие учебные планы технических специальностей введены такие гуманитарные дисциплины, как «Русский язык и культура речи» и «Риторика», направленные на формирование у будущих специалистов коммуникативной компетенции. Как показывает опрос на первых занятиях, мотивация к изучению непрофильных гуманитарных предметов у студентов технического вуза зачастую невысока. Одним из эффективных способов пробуждения познавательного интереса, активизации учебной деятельности является использование в преподавании наглядных средств обучения, формирующих у обучающихся представления и понятия на основе чувственных восприятий предметов и явлений.
Значение принципа наглядности в обучении сложно переоценить, еще Я. А. Коменский в XVII веке писал о нем как о «золотом правиле» дидактики (все видимое - зрению, слышимое - слуху, обоняемое - обонянию, вкушаемое - вкусу, осязаемое - осязанию). На протяжении уже нескольких столетий наглядность рассматривается педагогами как эффективное средство, облегчающее восприятие и запоминание учебного материала благодаря включению в процесс овладения знаниями различных органов чувств. «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом воспринимаются», - отмечал К. Д. Ушинский [Цит. по: 10, с. 171]. Это положение объясняется тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Например, экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает посредством только зрения или только слуха [5, с. 234]. Итак, знания тем прочнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются.
Современное образование требует новых подходов к реализации классического дидактического принципа, в соответствии с которыми интенсификация обучения не может осуществляться «без напряжения духовных и физических сил обоих субъектов учебного процесса, то есть без активизации потенциалов и резервов психики человека», которая делает его «академически зрелым, готовым к саморазвитию как в учебной, так и профессиональной деятельности» [8, с. 13]. Далее рассмотрим такие интерактивные (субъект-субъектные) виды учебно-познавательной деятельности, в которых принцип наглядности органично сочетается с принципом активности, в результате чего каждый студент выступает полноценным субъектом учебного процесса.
Одной из современных альтернатив традиционной лекции в вузе является лекция-визуализация (см. работы Е. А. Анисимовой [1], Л. Ю. Нестеровой [7], О. В. Ощепковой [9] и др.). В отличие от традиционной лекции, лекция-визуализация представляет собой развернутое комментирование преподавателем демонстрируемых наглядных материалов (натуральных объектов, рисунков, фотографий, моделей, схем, таблиц,
400
^БЫ 1997-2911. № 10 (88) 2018. Ч. 2
графиков и т.д.) при активном участии слушателей. Визуализация учебной информации способствует более успешному ее усвоению студентами благодаря работе не только левого, но и правого (отвечающего за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации) полушария головного мозга. Процесс визуализации - это «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [3, с. 110].
Группировка преподавателем материала в схемы, таблицы, графики, использование аудио-, видеоряда и других средств наглядности позволяют упорядочить, систематизировать большой объем сложной теоретической информации; выделить наиболее значимые, существенные элементы; показать взаимосвязи между рассматриваемыми понятиями и явлениями; создать необходимые ассоциативные цепочки. Представленная таким образом учебная информация соответствует всем основным дидактическим принципам: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; доступности; научности; эмоциональности; связи теории с практикой.
Визуальная информация может предъявляться студентам через технические средства обучения или вручную. К сожалению, на практике нередко лекция с использованием ТСО сводится к зачитыванию преподавателем размещенного на слайдах лекционного материала. Такого рода дублирование вербальной и визуальной информации является серьезной методической ошибкой и не имеет никакого отношения к лекции-визуализации как форме интерактивного обучения. Цель лекции-визуализации заключается в том, чтобы через модели, схемы, таблицы и т.д. помочь восприятию, осмыслению и запоминанию обучающимися теоретического курса. Данный вид лекции предполагает большую предварительную работу по перекодированию учебной информации по теме лекции в визуальную форму, подбору и систематизации наглядных материалов, а также продумыванию заданий, активизирующих мыслительную деятельность студентов.
При подготовке к лекции-визуализации преподавателю необходимо руководствоваться чувством меры в использовании элементов наглядности, чтобы избежать чрезмерной перегрузки зрительного канала восприятия информации. Наглядность - сильнодействующее средство, которое нужно применять в разумных дозах. Важно также помнить о следующих принципах организации визуального материала: доступности содержания изображения; доступности формы изображения; композиционной организованности изображения; интервала; художественной значимости и достоверности изображения; стабильности в работе с визуальными материалами; доступности условий демонстрации [11]. Таким образом, лекция-визуализация требует от преподавателя умения оптимально сочетать вербальную и визуальную информацию, включать студентов в активный диалог, создавать на занятии атмосферу доброжелательности, доверительности и сотрудничества.
Приведем примеры использования визуализации на лекциях по русскому языку и риторике. С целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов на вводной лекции курса «Русский язык и культура речи» мы представляем систему языка в виде пятиэтажного здания, а многообразие форм национального языка - в виде круга, разделенного на сегменты. «Этажи» дома (уровни языка) и сегменты круга (формы существования национального языка) заполняются в ходе лекции при активном участии студентов. На практических занятиях в рамках письменного экспресс-опроса студенты воспроизводят эти модели уже самостоятельно. На завершающем этапе данного лекционного занятия студентам предлагается найти в отрывках из фильмов и песен примеры нелитературных форм существования языка (диалекта, жаргона, просторечия). Подобные задания всегда вызывают у аудитории живой интерес, а высокие результаты последующего тестирования свидетельствуют о том, что визуализация основных понятий лекции способствует эффективному их восприятию и запоминанию.
Богатым материалом для визуализации при чтении курсов «Русский язык и культура речи» и «Риторика» обладает тема «Невербальные средства общения». Многолетняя практика показывает, что использование на лекции по данной теме различных видов наглядности (схем, фотографий, картинок, карикатур, видеосюжетов), а также привлечение студентов-помощников, изображающих описанные на карточках жесты (уверенности - неуверенности, критической оценки и т.д.) и позы (включения - исключения из ситуации, доминирования - подчинения, противостояния - гармонии и т.д.), значение которых «отгадывается» аудиторией, обеспечивает более успешное усвоение студентами учебной информации благодаря ярким наглядно-чувственным впечатлениям. Система заданий по интерпретации представленного с помощью различных визуальных материалов «языка жестов» стимулирует мыслительную деятельность слушателей, создавая необходимые условия для активного обучения.
Разнообразить работу по закреплению учебного материала в рамках темы «Нормы русского литературного языка» позволяют лексические карточки, на которых с одной стороны представлена орфографическая или орфоэпическая задача, а с другой - ее решение (правильное произношение или написание слова). Лексические карточки обладают богатыми возможностями для их использования в интерактивных видах учебной деятельности. Так, неизменный интерес у студентов вызывают парные игры-состязания по чтению карточек издательства «Студия Pagedown» «Ударник литературной речи» (2012 г.) и «Орфограф русского языка» (2015 г.). Двое студентов поочередно берут карточки и выбирают один вариант произношения или написания указанных на них слов. При правильном ответе карточка откладывается в сторону, а в случае ошибки остается у игрока. Побеждает тот, у кого по окончании игры оказалось меньше карточек. Прежде чем вернуть карточки преподавателю, студенты проводят работу над ошибками - читают оставшиеся у них карточки еще раз правильно. Далее выходит следующая пара игроков, и состязание продолжается. Все остальные члены учебной группы выступают в роли активных болельщиков.
В качестве тренировочного упражнения на последующих занятиях можно использовать более динамичную версию данной игры. Все студенты разбиваются по парам, карточки делятся по количеству образовавшихся пар. Все начинают игру одновременно по описанному выше сценарию. По завершении первого раунда игры штрафные очки (допущенные ошибки) вносятся в таблицу, пары обмениваются карточками, начинается второй раунд. Игра продолжается до тех пор, пока каждая пара не получит свой первый набор карточек. Штрафные очки всех раундов суммируются, и по итогам всей игры в каждой паре, а затем и во всей группе выявляется победитель, допустивший меньше всего ошибок. По сравнению с традиционными заданиями по орфоэпии и орфографии (фронтальный опрос, выполнение устных и письменных упражнений и т.д.) работа с лексическими карточками проходит всегда очень оживленно, студенты относятся к выполнению игрового задания серьезно и ответственно. Кроме того, информация, наглядно представленная на карточках, запоминается студентами легче и надолго удерживается в памяти.
Эффективной формой реализации принципа наглядности на этапе контроля знаний является командное состязание по принципу популярной телевизионной передачи «Своя игра». Разделенные на команды студенты выбирают на электронном табло рубрики и вопросы. Последние представлены картинками, фотографиями, фрагментами фильмов, мультфильмов, телепередач, рекламных роликов, песен, в которых игрокам необходимо найти ту или иную ошибку (тема «Нормы русского литературного языка»), троп или фигуру речи (тема «Средства художественной выразительности») и т.д. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.
Элементы наглядности, занимательности и состязательности позволяют превратить в увлекательную игру и традиционный диктант. Для этого учебная группа делится на команды, которые выстраиваются в линии около доски. По очереди игроки каждой команды записывают на разных сторонах доски по одному слову, а затем снова занимают место в конце своей линии. По завершении диктанта команды проверяют написанное, а затем преподаватель называет победителя - команду, допустившую меньшее количество ошибок.
Все описанные выше формы группового взаимодействия не только способствуют более эффективному усвоению учебного материала в активной совместной деятельности, но и развивают у студентов востребованное временем умение работать в команде - умение слушать и слышать друг друга, с уважением и вниманием относиться к чужому мнению, ценить вклад каждого члена группы в общее дело, коллективно принимать решения и нести за них ответственность.
Особое место в курсах «Русский язык и культура речи» и «Риторика» занимают различные виды учебной деятельности, направленные на развитие у студентов умения использовать средства наглядности в своих собственных публичных выступлениях. С этой целью в таблицу экспертной оценки публичной речи, которую заполняют все студенты в ходе занятий по ораторскому мастерству, вводится критерий «Наглядность». Преподавателю важно убедить студентов в исключительной роли наглядности в представлении материала, научить их правильному использованию в публичном выступлении предметов, аудио- и видеофрагментов, рисунков, схем и т.д. Во время выступлений студенты на собственном опыте убеждаются в силе воздействия наглядных средств. Так, неизменный восторг вызывает у аудитории такой риторический прием начала публичного выступления, как демонстрация предмета. И чем неожиданнее демонстрируемый предмет, тем больший интерес вызывает у слушателей речь оратора (например, демонстрация «углошлифовальной машины» («болгарки») в выступлении по теме «Синонимия»; красного воздушного шара - в выступлении по теме «Гипербола»; рядов разноцветных конфет - для объяснения явления синтаксического параллелизма; не на свои места надетых аксессуаров - для иллюстрации инверсии и т.д.). Нужно отметить, что оригинальная идея применения наглядных средств и самому оратору придает уверенности и энергии, которые столь необходимы в публичном выступлении.
Одной из технологий интерактивного обучения, способствующей формированию у студентов умения использовать словесно-образную наглядность, являются дебаты, которые проводятся нами в рамках темы «Культура публичного обсуждения». К обязательным структурным элементам убеждающей речи команд в ходе дебатов относится приведение примеров, иллюстрирующих общие положения доказательной части. И чем конкретнее пример, чем больше он активизирует чувственный опыт аудитории, тем сильнее его убеждающее воздействие. По нашим наблюдениям, наиболее убедительными примерами в поддержку защищаемого тезиса оказываются умело (кратко и ярко) представленные студентами случаи из их личной жизни, а также общей для всех аудиторной и внеаудиторной университетской жизни. Таким образом, только с помощью слов воссоздавая в воображении аудитории необходимые наглядно-чувственные образы, студенты убеждаются в безграничных изобразительно-выразительных возможностях языка.
Как видим, интерактивные формы работы с наглядными средствами эффективны на всех этапах обучения: от введения нового материала до контроля полученных знаний, умений и навыков. Опыт преподавания дисциплин «Русский язык и культура речи» и «Риторика» в вузе показывает, что описанная методика использования различных видов наглядности способствует пробуждению у студентов познавательного интереса, активизации их мыслительной деятельности, успешному восприятию и запоминанию учебного материала, а также созданию на занятиях особой, радостной, творческой атмосферы, что позволяет достичь максимальных результатов в решении педагогических задач.
Список источников
1. Анисимова Е. А. Лекция-визуализация как инновационный метод образования // Новые педагогические технологии.
2015. № XXI. С. 60-62.
2. Басырова А. Е. Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках РКИ // Материалы 4-й Международной научно-методической конференции. Воронеж: Науч. кн., 2016. С. 22-26.
402
ISSN 1997-2911. № 10 (88) 2018. Ч. 2
3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
4. Жеребцова Ж. И., Копельник В. И., Гливенкова О. А., Мелехова Н В. Психологические и лингводидактические основы использования компьютерных технологий при обучении русскому языку как иностранному // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2017. № 4 (66). С. 127-136.
5. Константинова О. В., Муравьева А. А. Фильм как средство формирования языковых и коммуникативно-речевых компетенций иностранных учащихся в учебно-профессиональной сфере // Русский язык и культура в зеркале перевода. 2017. № 1. С. 233-242.
6. Коняева Л. А. Визуализация дидактического материала при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 43. С. 69-73. URL: http://e-koncept.ru/2017/570311.htm (дата обращения: 12.09.2018).
7. Нестерова Л. Ю. Преимущества лекции-визуализации в условиях распространения среди студентов клипового мышления // Высшее образование сегодня. 2015. № 7. С. 28-31.
8. Нечаева А. В., Лаврентьев Г. В., Кантор С. А. Совершенствование учебно-познавательной деятельности будущих менеджеров на основе применения электронного учебно-методического комплекса: интенсификация, оптимизация, активизация. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. 177 с.
9. Ощепкова О. В. Лекция-визуализация как активная форма обучения студентов // Вестник Самарского юридического института. 2014. № 1 (12). С. 94-97.
10. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.
11. Щукин А. Н Функции наглядности и принципы организации визуального материала в пособиях по русскому языку для иностранцев // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских: сб. ст. / под ред. А. А. Леонтьева и Н. Д. Зарубиной. М., 1977. С. 69-79.
VISUALIZATION PRINCIPLE IMPLEMENTATION IN THE PROCESS OF INTERACTIVE RUSSIAN LANGUAGE AND RHETORIC TEACHING TO TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS
Gladkaya Evgeniya Fedorovna, Ph. D. in Philology Far Eastern State Transport University, Khabarovsk gladkaya 7@mail. ru
The article considers the interactive forms of implementing the visualization principle at different stages of teaching the Russian language and rhetoric to technical university students. Lecture-visualization, paired and team games-competitions, public speeches and other described types of educational work, in which the visualization principle is combined organically with the principle of activity, contribute to the awakening of students' cognitive interest, the activation of their thinking activity, the successful perception and memorization of educational material, and also the formation of special creative atmosphere in the classroom that makes educational process as effective as possible.
Key words and phrases: visualization; interactive learning; lecture-visualization; vocabulary cards; games-competitions.
УДК 37.378 Дата поступления рукописи: 25.06.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-10-2.39
В статье ставится задача проанализировать устойчивую связь между понятием «языковое эго» и способностью эффективного изучения иностранного языка. Реализуются идеи и рассматриваются различные методы, используемые в практике обучения иностранным языкам, по формированию и всестороннему развитию феномена языкового эго обучаемых. Дается краткий обзор научных исследований в области феномена языкового эго. Правила регулирования речевого взаимодействия субъектов рассматриваются как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Когнитивный аспект позволяет по-новому подойти к изучению языкового эго, выявить его коммуникативные и психологические особенности, рассмотреть его на основе широкого спектра явлений, сопровождающих образовательный процесс и речевую деятельность.
Ключевые слова и фразы: языковое эго; иностранный язык; когнитивный аспект; образовательный процесс; психологические особенности; коммуникативная компетентность; методы обучения.
Майоренко Ирина Анатольевна, к. филол. н., доцент Эпоева Луиза Врежевна, к. филол. н., доцент Миронова Маргарита Николаевна, к. филол. н., доцент
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар ariadna0276@mail. т; luepoeva@mail. т; margarittka@yandex. т
КОММУНИКАТИВНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ЭГО В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Современная педагогическая теория и практика четко формулируют положение о процессе обучения как взаимной активности преподавателя и учащихся. Основой этого процесса является особым образом организованное и управляемое общение, которое выступает в качестве цели, содержания и результата образовательной