Научная статья на тему 'Развитие речевой культуры студентов технического вуза'

Развитие речевой культуры студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкая Евгения Федоровна

Статья посвящена анализу педагогического опыта преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам технического вуза. Особое внимание уделяется активным и интерактивным формам совершенствования речевой культуры обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие речевой культуры студентов технического вуза»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Гладкая Е.Ф.

Гладкая Евгения Федоровна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск

Аннотация: статья посвящена анализу педагогического опыта преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам технического вуза. Особое внимание уделяется активным и интерактивным формам совершенствования речевой культуры обучающихся.

Ключевые слова: речевая культура, активное обучение, познавательная активность.

Речевая культура - одна из важнейших составляющих личности специалиста в любой области. В последнее время в силу разных причин уровень речевой культуры носителей русского языка резко упал. Поэтому сегодня в российском обществе вопрос о культуре речи стоит особенно остро. Одной из приоритетных задач образования (от начального до высшего) является развитие у обучающихся коммуникативной компетенции, которая заключается в умении осуществлять эффективную коммуникацию в различных речевых ситуациях с соблюдением языковых, коммуникативных и этических норм. С этой целью в учебные планы неязыковых вузов введена дисциплина «Русский язык и культура речи».

Данный курс направлен на развитие языковой личности студентов, на формирование у них ответственного отношения к речи, как письменной, так и устной. На сегодняшний день существует целый ряд исследований, посвященных различным аспектам формирования и развития речевой культуры обучающихся высшей школы (см. работы [1], [2], [3], [4] и др.).

Совершенствование речевой культуры - это дело всей жизни человека. «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному», - справедливо отмечал Н.М. Карамзин. «Высокий уровень речевой культуры предполагает высокую общую культуру личности, культуру мышления и сознательную тягу к совершенствованию своего языка» [5; 14]. Поэтому одну из важнейших задач курса «Русский язык и культура речи» мы видим в том, чтобы запустить механизм саморазвития языковой личности.

В основе саморазвития лежит умение сомневаться. На первой лекции курса мы всегда обращаем внимание студентов на позицию древнегреческого философа Сократа, который утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю». Чем шире область знания человека, тем больше его представление о том, чего он не знает. И наоборот. Именно поэтому ограниченные люди уверены, что знают все. Анализ результатов диктанта, в процессе которого пишущие могли задавать преподавателю любые вопросы по тексту, показывает, что студенты зачастую не сомневаются в своей правоте, не видят «опасных мест» - ошибаются, потому что не задумываются. Д.С. Лихачев отмечал, что интеллигентный человек - это сомневающийся человек. Преподавателю важно научить студентов сомневаться, научить их задавать вопросы и искать ответы, тем самым постоянно расширяя границы своего знания.

В связи с этим возникает еще одна проблема - пробуждение у обучающихся познавательного интереса, формирование у них устойчивой потребности в постижении нового, в саморазвитии и самообразовании. Особая актуальность этой педагогической проблемы в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам технического вуза обусловлена тем, что данный предмет для

будущих инженеров не является профильным, и, следовательно, мотивация к его изучению у них изначально невелика. Таким образом, перед преподавателем русского языка и культуры речи в вузе стоит непростая задача — с первых занятий вызвать у студентов, получающих техническое образование, интерес к изучению дисциплины гуманитарного цикла. С этой целью на протяжении многих лет нами эффективно используются в образовательном процессе следующие активные и интерактивные формы учебной деятельности:

• лекции-визуализации, в основе которых лежит сочетание принципов наглядности и активности. Например, богатым материалом для визуализации при чтении курса «Русский язык и культура речи» обладает тема «Невербальные средства общения». Использование различных видов наглядности (схем, фотографий, картинок, карикатур, видеосюжетов), а также привлечение студентов-помощников, изображающих описанные на карточках жесты (уверенности - неуверенности, критической оценки и т.д.) и позы (включения - исключения из ситуации, доминирования - подчинения и т.д.), значение которых «отгадывается» аудиторией, обеспечивает более успешное усвоение студентами учебной информации благодаря ярким наглядно-чувственным впечатлениям.

• игры в парах. При изучении орфографических и орфоэпических норм нами используются игры с лексическими карточками «Ударник литературной речи» (2012) и «Орфограф русского языка» (2015 г.). Все студенты разбиваются по парам. В каждой паре игроки поочередно берут карточки и выбирают правильный вариант произношения или написания указанных на них слов. В случае ошибки карточка остается у игрока. По завершении первого раунда игры штрафные очки вносятся в таблицу, пары обмениваются карточками, начинается второй раунд и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока каждая пара не получит свой первый набор карточек. Благодаря элементам наглядности и состязательности подобные игры (в сравнении с традиционными заданиями по данной теме: фронтальным опросом, выполнением упражнений и др.) всегда проходят очень оживленно, вызывая у студентов неизменный интерес.

• командные игры. Принцип популярной телевизионной передачи «Своя игра» активно используется нами при создании учебных игр. Команды поочередно выбирают на табло рубрику и вопрос, на который отвечают после минутного обсуждения. Выигрывает та команда, которая даст за игру больше правильных ответов. Такого рода игры целесообразно проводить на заключительном этапе изучения какого-либо раздела (например, «Нормы русского литературного языка», «Средства художественной выразительности» и др.) или курса в целом. Студенты всегда с большим удовольствием выполняют задания по поиску средств художественной выразительности в видео- и аудиофрагментах современных фильмов, мультфильмов, песен; речевых ошибок в объявлениях, телепередачах, рекламных текстах, меню ресторанов и т.д. Элемент состязательности способствует мобилизации интеллектуальных и эмоциональных сил игроков, а групповая форма взаимодействия развивает у студентов востребованное временем умение работать в команде, ценить вклад каждого игрока в общее дело, нести личную и коллективную ответственность за принятое решение.

• публичные выступления и их экспертная оценка. В рамках темы «Мастерство публичного выступления» студенты учатся не только выступать перед аудиторией, но и внимательно слушать друг друга. С этой целью они заполняют и затем комментируют таблицы экспертной оценки эффективности публичной речи в соответствии с определенной шкалой критериев. Занятия по теме «Культура публичного обсуждения» проходят в форме дебатов, в процессе которых у студентов формируется умение убедительно говорить; внимательно, не перебивая и не

критикуя, слушать оппонента; задавать «правильные» (уточняющие) вопросы; вести «гармонизирующий» диалог, исключающий агрессию и нетерпимость.

Все рассмотренные выше формы педагогического взаимодействия в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» способствуют пробуждению у студентов интереса к изучению родного языка; активизируют их мыслительную деятельность по анализу речевых фактов; развивают языковую наблюдательность, языковое чутье; формируют ответственное отношение к собственному слову и уважительное, внимательное отношение к чужому; совершенствуют не только умение правильно, красиво, убедительно говорить, но и умение активно слушать, а также создают на занятиях особую, радостную атмосферу сотворчества, столь необходимую для эффективного обучения.

Список литературы

1. Петрова С.В. Совершенствование речевой культуры студентов высшей школы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. № 7-2. С. 107-110.

2. Малахова О.Ю. Формирование речевой культуры студента вуза: от теории - к практике // Наука и культура России, 2016. Т. 1. С. 173-176.

3. Белякова Л.Ф., Сидорова Т.Л., Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Речевая культура студентов технического вуза // Высшее образование в России, 2016. № 6. С. 154-161.

4. Приходько О.В., Осипова С.И. Принципы организации образовательного процесса по развитию речевой культуры студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 1-1. С. 1114.

5. Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.