ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Гладкая Е.Ф.
Гладкая Евгения Федоровна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск
Аннотация: статья посвящена анализу педагогического опыта преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам технического вуза. Особое внимание уделяется активным и интерактивным формам совершенствования речевой культуры обучающихся.
Ключевые слова: речевая культура, активное обучение, познавательная активность.
Речевая культура - одна из важнейших составляющих личности специалиста в любой области. В последнее время в силу разных причин уровень речевой культуры носителей русского языка резко упал. Поэтому сегодня в российском обществе вопрос о культуре речи стоит особенно остро. Одной из приоритетных задач образования (от начального до высшего) является развитие у обучающихся коммуникативной компетенции, которая заключается в умении осуществлять эффективную коммуникацию в различных речевых ситуациях с соблюдением языковых, коммуникативных и этических норм. С этой целью в учебные планы неязыковых вузов введена дисциплина «Русский язык и культура речи».
Данный курс направлен на развитие языковой личности студентов, на формирование у них ответственного отношения к речи, как письменной, так и устной. На сегодняшний день существует целый ряд исследований, посвященных различным аспектам формирования и развития речевой культуры обучающихся высшей школы (см. работы [1], [2], [3], [4] и др.).
Совершенствование речевой культуры - это дело всей жизни человека. «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному», - справедливо отмечал Н.М. Карамзин. «Высокий уровень речевой культуры предполагает высокую общую культуру личности, культуру мышления и сознательную тягу к совершенствованию своего языка» [5; 14]. Поэтому одну из важнейших задач курса «Русский язык и культура речи» мы видим в том, чтобы запустить механизм саморазвития языковой личности.
В основе саморазвития лежит умение сомневаться. На первой лекции курса мы всегда обращаем внимание студентов на позицию древнегреческого философа Сократа, который утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю». Чем шире область знания человека, тем больше его представление о том, чего он не знает. И наоборот. Именно поэтому ограниченные люди уверены, что знают все. Анализ результатов диктанта, в процессе которого пишущие могли задавать преподавателю любые вопросы по тексту, показывает, что студенты зачастую не сомневаются в своей правоте, не видят «опасных мест» - ошибаются, потому что не задумываются. Д.С. Лихачев отмечал, что интеллигентный человек - это сомневающийся человек. Преподавателю важно научить студентов сомневаться, научить их задавать вопросы и искать ответы, тем самым постоянно расширяя границы своего знания.
В связи с этим возникает еще одна проблема - пробуждение у обучающихся познавательного интереса, формирование у них устойчивой потребности в постижении нового, в саморазвитии и самообразовании. Особая актуальность этой педагогической проблемы в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам технического вуза обусловлена тем, что данный предмет для
будущих инженеров не является профильным, и, следовательно, мотивация к его изучению у них изначально невелика. Таким образом, перед преподавателем русского языка и культуры речи в вузе стоит непростая задача — с первых занятий вызвать у студентов, получающих техническое образование, интерес к изучению дисциплины гуманитарного цикла. С этой целью на протяжении многих лет нами эффективно используются в образовательном процессе следующие активные и интерактивные формы учебной деятельности:
• лекции-визуализации, в основе которых лежит сочетание принципов наглядности и активности. Например, богатым материалом для визуализации при чтении курса «Русский язык и культура речи» обладает тема «Невербальные средства общения». Использование различных видов наглядности (схем, фотографий, картинок, карикатур, видеосюжетов), а также привлечение студентов-помощников, изображающих описанные на карточках жесты (уверенности - неуверенности, критической оценки и т.д.) и позы (включения - исключения из ситуации, доминирования - подчинения и т.д.), значение которых «отгадывается» аудиторией, обеспечивает более успешное усвоение студентами учебной информации благодаря ярким наглядно-чувственным впечатлениям.
• игры в парах. При изучении орфографических и орфоэпических норм нами используются игры с лексическими карточками «Ударник литературной речи» (2012) и «Орфограф русского языка» (2015 г.). Все студенты разбиваются по парам. В каждой паре игроки поочередно берут карточки и выбирают правильный вариант произношения или написания указанных на них слов. В случае ошибки карточка остается у игрока. По завершении первого раунда игры штрафные очки вносятся в таблицу, пары обмениваются карточками, начинается второй раунд и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока каждая пара не получит свой первый набор карточек. Благодаря элементам наглядности и состязательности подобные игры (в сравнении с традиционными заданиями по данной теме: фронтальным опросом, выполнением упражнений и др.) всегда проходят очень оживленно, вызывая у студентов неизменный интерес.
• командные игры. Принцип популярной телевизионной передачи «Своя игра» активно используется нами при создании учебных игр. Команды поочередно выбирают на табло рубрику и вопрос, на который отвечают после минутного обсуждения. Выигрывает та команда, которая даст за игру больше правильных ответов. Такого рода игры целесообразно проводить на заключительном этапе изучения какого-либо раздела (например, «Нормы русского литературного языка», «Средства художественной выразительности» и др.) или курса в целом. Студенты всегда с большим удовольствием выполняют задания по поиску средств художественной выразительности в видео- и аудиофрагментах современных фильмов, мультфильмов, песен; речевых ошибок в объявлениях, телепередачах, рекламных текстах, меню ресторанов и т.д. Элемент состязательности способствует мобилизации интеллектуальных и эмоциональных сил игроков, а групповая форма взаимодействия развивает у студентов востребованное временем умение работать в команде, ценить вклад каждого игрока в общее дело, нести личную и коллективную ответственность за принятое решение.
• публичные выступления и их экспертная оценка. В рамках темы «Мастерство публичного выступления» студенты учатся не только выступать перед аудиторией, но и внимательно слушать друг друга. С этой целью они заполняют и затем комментируют таблицы экспертной оценки эффективности публичной речи в соответствии с определенной шкалой критериев. Занятия по теме «Культура публичного обсуждения» проходят в форме дебатов, в процессе которых у студентов формируется умение убедительно говорить; внимательно, не перебивая и не
критикуя, слушать оппонента; задавать «правильные» (уточняющие) вопросы; вести «гармонизирующий» диалог, исключающий агрессию и нетерпимость.
Все рассмотренные выше формы педагогического взаимодействия в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» способствуют пробуждению у студентов интереса к изучению родного языка; активизируют их мыслительную деятельность по анализу речевых фактов; развивают языковую наблюдательность, языковое чутье; формируют ответственное отношение к собственному слову и уважительное, внимательное отношение к чужому; совершенствуют не только умение правильно, красиво, убедительно говорить, но и умение активно слушать, а также создают на занятиях особую, радостную атмосферу сотворчества, столь необходимую для эффективного обучения.
Список литературы
1. Петрова С.В. Совершенствование речевой культуры студентов высшей школы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. № 7-2. С. 107-110.
2. Малахова О.Ю. Формирование речевой культуры студента вуза: от теории - к практике // Наука и культура России, 2016. Т. 1. С. 173-176.
3. Белякова Л.Ф., Сидорова Т.Л., Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Речевая культура студентов технического вуза // Высшее образование в России, 2016. № 6. С. 154-161.
4. Приходько О.В., Осипова С.И. Принципы организации образовательного процесса по развитию речевой культуры студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 1-1. С. 1114.
5. Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996.