Мир науки и образования. 2015. № 3
УДК-378.147
ДЕБАТЫ КАК УЧЕБНАЯ ИГРА В ВУЗЕ
Горелова Любовь Николаевна
Канд.филол.наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный
институт» e-mail: [email protected] Кораблева Галина Николаевна Канд.пед.наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института (филиал) Российского университета
кооперации e-mail: [email protected]
DEBATE AS TRAINING GAME IN HIGH SCHOOL
Ljubov' Gorelova
Candidate of philological Sciences, assistant professor of Humanitarian department of Mordovian humanitarian institute, Saransk
Galina Korableva
Saransky Cooperative Institute (branch) in RF Tsentrosoyuz ANOO «Russian
University of cooperation», Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются дебаты как учебная игра. Отличительными особенностями дебатов являются жесткие временные рамки выступлений каждого участника и четкие ролевые предписания. По мнению авторов статьи, курс по выбору «Риторические принципы ведения дебатов» знакомит студентов с технологией подготовки и проведения дебатов, помогает им овладеть приемами и принципами ведения дебатов.
ABSTRACT
The article deals with the debate as an educational game. Distinctive features of the debate are tight timeframe of each participant and clear role prescriptions. According to the authors, the course «Rhetorical principles of debate» introduces students to the technology of preparation of debates, helping them to master the techniques and principles of debate.
Ключевые слова: риторика; дебаты; учебная игра; принципы проведения дебатов.
Мир науки и образования. 2015. № 3
Key words: rhetoric; debates; educational game; the principles of the debate.
Одной из важных проблем современного общества является проблема общения между людьми. Будущий специалист сможет достичь успеха в профессиональной деятельности и научится слаженно работать с коллегами только тогда, когда он будет иметь высокий уровень коммуникативной культуры [4]. Научиться общаться, научиться управлять общением и приобрести навыки публичного выступления поможет курс по выбору «Риторические принципы ведения дебатов».
Слово дебаты в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова трактуется как «прения, обсуждение вопроса» [6; 133]. И. А. Стернин считает, что дебаты - это «публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на неё». По его мнению, дебаты способствуют формированию навыков аргументации, формируют умения внимательно и целенаправленно слушать собеседника, анализировать краткие и точные ответы на них, вести обсуждение в духе толерантности с соблюдением речевых, этикетных и этических норм. Участники дебатов учатся соблюдать регламент, отбирать главное, использовать приемы завоевания и поддержания внимания аудитории. Они учатся находить оптимальную речевую форму для представления аудитории своих идей, практикуются в краткости и точности речи. Наконец, дебаты формируют уважительное отношение к оппоненту -лицу, разделяющему другую точку зрения [8; 218-219].
Различают дебаты предвыборные, парламентские, учебные. Учебные дебаты - это интеллектуальная игра, которая проходит по определенным правилам. Они представляют собой обсуждение общественно значимых проблем, в ходе которого последовательно, аргументировано и корректно обосновывается своя точка зрения по вопросу, а также опровергается точка зрения противоположной стороны. Следует иметь в виду, что участники дебатов не спорят, а высказывают свою точку зрения, приводят аргументы, выслушивают оппонента, не перебивая, и задают ему вопросы.
Мир науки и образования. 2015. № 3
Учебные дебаты по форме могут быть классические, в которых участвуют две команды по три человека, а остальные являются судьями; экспресс - дебаты, в которых время подготовки сведено к минимуму и осуществляется или по материалу учебника, или по рассказу преподавателя; модифицированные дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил (сокращен регламент выступлений; увеличивается число игроков в командах; допускаются вопросы из аудитории; разрешается обращаться к аудитории во время тайм-аутов; создается группа, которая по результатам игры должна выработать компромиссное решение; появляется ведущий игры -преподаватель).
Курс по выбору «Риторические принципы ведения дебатов»знакомит студентов с технологией подготовки и проведения дебатов, помогает им овладеть приемами и принципами ведения дебатов [1]. В содержание курса входит: знакомство с правилами игры «Дебаты», обучение роли спикеров, построение сюжета доказательств, составление аргумента, обучение умению выделять аспекты при выдвижении аргументов, рассмотрение стратегии утверждения и отрицания, определение роли судейства в дебатах, организация и проведение игры.
Организация дебатов состоит из трех этапов: подготовка, проведение и обсуждение. Самый важный этап - это подготовка, которая включает: определение исходного тезиса дебатов; подбор, изучение и анализ основной литературы; распределение ролей; разработку кейса понятий, аргументов, контраргументов; разработку экспертами критериев оценки; инструктаж о процедуре дебатов.
Отличительными особенностями дебатов являются жесткие временные рамки выступлений каждого участника и четкие ролевые предписания. Цель дебатов - убедить судей в том, что аргументы одной команды лучше, чем аргументы другой команды. К основным элементам дебатов относятся: тема, утверждающая сторона, отрицающая сторона, аргументы, поддержка и
Мир науки и образования. 2015. № 3
доказательства, перекрестные вопросы, решение судей. В дебатах принимают участие две команды: утверждающая и отрицающая. В каждой команде, как правило, по три спикера, но их число может быть увеличено в зависимости от типа дебатов. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается таймкипер, который следит за соблюдением регламента.
Команды обсуждают заданную тему, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить судей в своей правоте. Вместе с аргументами участники дебатов представляют доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы спикеру-оппоненту и отвечают на вопросы оппонентов. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой команды называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть заданы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок противника.
Студенты в процессе изучения данного курса проявляют инициативу и самостоятельность в выборе темы дебатов, в подборе информации по теме, в построении выступления. При выборе темы следует иметь в виду, что она должна затрагивать значимые проблемы и быть актуальной. Тема формулируется четко и ясно, но не в форме вопроса, а в форме утверждения, например: «Обучение в высших учебных заведениях должно быть
бесплатным», «Служба в армии должна быть контрактной», «Западная культура губит отечественную культуру», «Демократические преобразования в России невозможны без гражданского правосознания», «Компьютер может заменить преподавателя» и др.
Любого участника дебатов подстерегает опасность при отстаивании своей позиции впасть в односторонность, уйти от темы. Важным элементом выступления в дебатах является последовательность доказательств. Спикер должен обосновывать свои утверждения, соединять доказательства «в цепочку», выявлять причинно-следственные связи, объяснять результаты,
Мир науки и образования. 2015. № 3
основания. Рассчитывать на успех в игре можно только в том случае, если участники будут серьезно и основательно готовиться к ней. Это означает, что студенты много времени потратят на совместную работу, вырабатывая умения работать в команде, формируя навыки общения и поддержки друг друга в сложных ситуациях. Хорошее впечатление произведет та команда, участники которой будут терпимо воспринимать первые промахи и неудачи, избегут взаимных упреков и обвинений.
Судьи в ходе дебатов заполняют протокол, указывают сильные и слабые стороны команд и решают, какая из них оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Степень убедительности определяется по следующим критериям: - культура речи, корректность, соблюдение
регламента, содержательность аргументов, правильность выдвинутых тезисов, достоверность фактов, умение задавать вопросы, красноречивость, наличие речевых ошибок, избыточное цитирование и т.д.
В процессе проведения дебатов, как отмечает Т. В. Светенко, следует соблюдать три принципа: Первый принцип: уважение. Дебаты не касаются личности участников. Нельзя унижать человека за то, что он не согласен с точкой зрения оппонента. Дебаты касаются идей и их столкновений. Участники должны атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов. Второй принцип: честность. Задача участника дебатов -быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрестных вопросов. Третий принцип: проигравших нет. Обучение имеет большее значение, чем победа. Если кто-либо участвует в дебатах только для того, чтобы выиграть, он поставил неправильную цель [7; 8].
Таким образом, дебаты представляют собой не только увлекательную игру. Они формирую у студентов навыки эффективного общения, умение выступать публично, готовят к самостоятельности и ответственному принятию решений.
Список литературы:
Мир науки и образования. 2015. № 3
1. Горелова Л.Н., Кораблева Г.Н. Значение курса по выбору «Риторические принципы ведения дебатов» в формировании коммуникативной культуры будущих юристов // Культурологический подход в экономикоправовом развитии региона: Материалы Международной научно-практической конференции XIV Макаркинские научные чтения. Саранск, 2014. С. 64-70.
2. Горелова Л.Н. Интерактивные формы занятий как фактор формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Мир науки и образования. 2015. № 1. С. 11.
3. Каверин Б. И. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2005. 285 с.
4. Кораблева Г. Н. Риторический анализ текста как прием формирования профессиональных компетенций будущего педагога // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. №4 (60). Т. 3 С. 79-82.
5. Леммерман X. Уроки риторики и дебатов: Пер с нем. М.: ООО «Уникум-Пресс», 2002. 336 с.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1996. 797 с.
7. Светенко Т. В. Путеводитель по дебатам // Дебаты. Учебнометодический комплект. М.: БОНФИ, 2001. 167 с.
8. Стернин И. А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М : ИЦ «Академия», 2003. 272 с.