Научная статья на тему 'Дебаты и форматы дебатов в теории и практике преподавания иностранного языка'

Дебаты и форматы дебатов в теории и практике преподавания иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5346
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБАТЫ / ФОРМАТЫ ДЕБАТОВ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ДЕБАТЫ / DEBATE / DEBATE FORMATS / PARLIAMENTARY DEBATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орешина Екатерина Евгеньевна

В настоящее время дебаты широко применяются в обучении иностранному языку, а многообразие существующих форматов дебатов позволяет выбрать именно тот формат, который, учитывая особенности процесса обучения на каждом этапе, сможет обеспечить наибольшую эффективность. Тем не менее, при организации дебатов часто возникают трудности, связанные с отсутствием взаимодействия между участниками, низким уровнем полемичности их высказываний и нехваткой речевых и языковых средств для прояснения своей позиции. Рассматриваются основные форматы дебатов, а также трудности, возникающие при их организации, и пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Debate and debate formats in teaching foreign languages

Nowadays debate is widely used in teaching foreign languages and variety of the existing debate formats makes it possible to choose the format that, being appropriate to the peculiarities of the teaching process on every level, would be the most effective. Nevertheless while organizing a debate one often faces some difficulties which are linked to the absence of interaction between debate participants, the low level of controversy of their utterances and to the lack of language means for the clarification of their views. In the article the major debate formats are examined, as well as the difficulties connected with them and the ways of overcoming those difficulties.

Текст научной работы на тему «Дебаты и форматы дебатов в теории и практике преподавания иностранного языка»

ДЕБАТЫ И ФОРМАТЫ ДЕБАТОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Е.Е. Орешина

В настоящее время дебаты широко применяются в обучении иностранному языку, а многообразие существующих форматов дебатов позволяет выбрать именно тот формат, который, учитывая особенности процесса обучения на каждом этапе, сможет обеспечить наибольшую эффективность. Тем не менее, при организации дебатов часто возникают трудности, связанные с отсутствием взаимодействия между участниками, низким уровнем полемичности их высказываний и нехваткой речевых и языковых средств для прояснения своей позиции. Рассматриваются основные форматы дебатов, а также трудности, возникающие при их организации, и пути их преодоления.

Ключевые слова: дебаты, форматы дебатов, парламентские дебаты.

В настоящее время дебаты достаточно широко исследуются в работах П.Б. Гурвича, С.И. Курицыной, Т.Ю. Крамаровой, Л.Х. Ис-магиловой, Е.П. Ермакова, О.В. Усачевой, Е.Г. Калинкиной, Л.Д. Соловьевой, А.В. Ще-колдиной. Благодаря своим особенностям -целостности, универсальности, личностной ориентированности и ориентации на самообразование учащихся - дебаты на сегодняшний день являются одной из самых эффективных педагогических технологий, позволяющих не только овладеть соответствующими изучаемой дисциплине навыками, но и способствующих развитию творческой активности личности, формирующих умение представлять и отстаивать свою позицию, навыки ораторского мастерства, умение вести толерантный диалог и лидерские качества.

Словарь Мерриам-Вебстер предлагает следующее определение понятия «дебаты»: «Дебаты - это соревнование слов и аргументов; формальное обсуждение какой-либо темы в соответствии с определенными правилами» [1]. Западные ученые М. Залески, Б. Тейлор определяют дебаты как соревнование, игру, в которой две группы, представляющие различные взгляды на заданную проблему, выражают свою аргументированную точку зрения с целью убеждения оппонентов. Данная игра отличается четкой организацией, наличием соответствующих правил и ориентацией участников на выявление объективной истины. Такая истина определяется путем голосования участников по окончании дебатов либо решением судей, наблюдающих за ходом обсуждения [2]. Особое внимание уделяется навыкам аргументации, уровню развития речи участников.

В отличие от М. Залески и Б. Тейлора, отечественные ученые Е.И. Пассов и В.Б. Царьков игнорируют игровой характер дебатов и определяют дебаты как прения, обмен мнениями, в основе которого лежит соблюдение трех основных принципов: принцип необходимости уважения к сопернику, принцип честности и принцип отсутствия проигравших. Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и в своем опыте в риторике [3].

П.Б. Гурвич рассматривает дебаты как прием, активизирующий умственную деятельность и творческие способности человека, предоставляя возможность отстаивать свою точку зрения в обсуждении. Особенность дебатов в том, что они позволяют всесторонне рассмотреть проблему. Дебаты позволяют сторонам лучше понять позиции друг друга [4].

Итак, дебаты - это командно-ролевая интеллектуальная игровая ситуация, в которой игроки доказывают свою позицию и опровергают позицию оппонентов в строго определяемом правилами формате, который характеризуется требованиями к ролям спикеров, продолжительности и порядкам их речей и спецификой содержания обсуждения. Участники дебатов обсуждают проблему и разрешают противоречия, используя приемы аргументации и последовательное логическое обоснование своей точки зрения, в том числе и опираясь на высказывания оппонента. Цель дебатов - поиск и выявление «истины», т. е. вывода, принятого всеми или большинством участников дебатов.

Исследователи выделяют несколько форматов (стилей) дебатов, каждый из которых имеет свои особенности. Например, С.И. Курицына выделяет три формата дебатов и соотносит их со сферами применения:

1) дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами (Дебаты Карла Поппера) - школьные дебаты, адаптированные к условиям средней школы;

2) парламентские дебаты - дебаты, которые используются в высших учебных заведениях;

3) индивидуальные дебаты (Дебаты Линкольна - Дугласа) - публичные дебаты на политические темы, проводимые в органах власти, общественных организациях [5].

Помимо представленных С.И. Курицыной форматов дебатов, Е.Г. Калинкина также указывает на существование еще одного стиля - Интернет-дебатов, которые проводятся с помощью сети Интернет и позволяют вовлечь в обсуждение представителей разных городов, стран и культур [6].

В настоящее время члены Международной Образовательной Ассоциации «Дебаты» IDEA, а вслед за ними мы, выделяют и практикуют десять форматов (стилей) дебатов. К ним относятся:

1) дебаты в команде;

2) индивидуальные дебаты - дебаты Линкольна-Дугласа;

3) академические дебаты;

4) Интернет - дебаты;

5) состязательные дебаты;

6) законодательные дебаты;

7) судебные дебаты;

8) публичные дебаты;

9) парламентские дебаты.

10) дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами (Карла Поппера);

1. Дебаты в команде - это самый старый, но в то же время самый популярный формат дебатов, применяемый в американских учебных заведениях. Характерной чертой данного формата дебатов является активное участие в них ограниченного количества игроков - двух команд, состоящих из двух человек, и судьи, который непосредственно ведет дебаты и выносит решение.

2. Индивидуальные дебаты - дебаты Линкольна - Дугласа. Этот формат дебатов назван в честь претендентов на пост президента Соединенных Штатов Америки сере-

дины XIX в. Авраама Линкольна и Стивена Дугласа, которые в ходе своей предвыборной компании обсуждали вопрос о рабстве, путешествуя по городам страны. Сегодня подобный формат дебатов, используемый в учебных заведениях, во многом повторяет особенности тех исторических дебатов. Данный формат дебатов, столь мало распространенный в России, является единственным стилем индивидуальных дебатов. Основная отличительная черта этого формата - отсутствие команды, в игре участвуют всего два спикера. Особое внимание уделяется ясности, логичности и обоснованности изложения каждой из точек зрения. Оппоненты защищают убедительную моральную позицию, не противореча себе и не отрицая сложности вопроса.

3. Академические дебаты - этот формат дебатов представляет собой чисто научные дебаты. Примером академических дебатов может быть обсуждение темы «Теория эволюции: за и против».

4. Интернет-дебаты - это дебаты, проводимые с помощью Интернета. Данный формат дебатов не является обсуждением «лицом к лицу», но дает возможность преодолеть географические расстояния. Интернет-дебаты - это дебаты между людьми, живущими в разных городах, странах, на разных континентах, а, следовательно, именно этот формат дебатов является обсуждением проблемы с точек зрения различных культур, представленных участниками.

5. Состязательные дебаты - это упрощенный стиль дебатов, предполагающий соревнование между двумя группами учащихся, ориентированный не на результат, а на процесс. Состязательные дебаты представляют возможности для усовершенствования знаний иностранного языка.

6. Законодательные дебаты - этот формат дебатов во многом повторяет процесс парламентского законотворчества. Законодательные дебаты дают участникам навыки принятия общих (совместных) решений и нахождения компромиссов.

7. Судебные дебаты - это имитация судебного процесса с соблюдением соответствующих процедур. Команды представляют собой защиту и обвинение, свидетелей, подсудимого или подсудимых, и потерпевших. Судья или судебная коллегия регулируют

ход дебатов и выносят решение, основываясь на выступлениях участников. Факты представляются в виде правовых документов и показаний свидетелей. Каждое рассматриваемое дело - это оригинальный сценарий, который принимают участники.

8. Публичные дебаты - этот формат дебатов призван развивать навыки критического мышления и обсуждения проблемы в быстро меняющихся условиях. Публичные дебаты часто принимают формы, копирующие телевизионные и радио ток-шоу. Участники должны предусмотреть огромное количество вариантов развития дебатов, планируя свое выступление, и научиться быстро адаптироваться к меняющейся обстановке.

9. Парламентские дебаты - данный формат дебатов называется «парламентским», так как он напоминает дебаты, происходящие в Парламентах. Это самый распространенный формат дебатов, который отличается высокой степенью подготовленности участников, эмоциональностью, ориентацией на результат, то есть на выявление «истины». Парламентские дебаты, в отличие от других вышеперечисленных форматов, предоставляют участникам большую свободу. Участники могут использовать практические (эмпирические) и теоретические (философские) аргументы в защиту своей позиции, а также принимать участие в регулировании самого процесса (хода) дебатов. Парламентские дебаты - самый распространенный вид дебатов, используемый в учебных заведениях, в том числе и с целью развития устной иностранной речи.

10. Дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами - дебаты Карла Поппера. Данный формат дебатов назван так в честь американского философа конца XIX в. и является простейшей из «командных» форматов дебатов. Дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами призваны развивать навыки критического мышления и прививать уважение к противоположной точке зрения. Для осуществления этих целей участники в группах всесторонне исследуют обсуждаемое явление. Аргументы, звучащие в ходе дебатов, чаще всего носят философский, теоретический характер. Круг сведений, примеров и подтверждений позиции сторон, принимаемых в качестве доказательств, может быть максимально широк, с

демонстрацией связи между позицией стороны и примером. Вопросы оппонентам задаются между речами, а роли спикеров максимально дифференцированы - первый спикер представляет позицию команды, второй ее подкрепляет, а третий анализирует ход игры. Активная роль отводится судье. Он не только выносит решение о результатах дебатов, но и комментирует, насколько логичными и обоснованными были выступления участников.

Дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами являются, по нашему мнению, наиболее эффективным для обучения устной иноязычной речи форматом дебатов, так как он обладает следующими важными свойствами:

1) дебаты проходят согласно определенным правилам, что обеспечивает четкость в проведении дебатов и возможность более адекватного оценивания работы участников;

2) в ходе дебатов участники имеют возможность привлекать широкий круг сведений и фактов для аргументирования своей точки зрения;

3) формат развивает навыки критического мышления, т. е. навыки формулирования, определения, обоснования и анализа обсуждаемых мыслей и идей;

4) дебаты развивают исследовательские и организационные навыки - приводя аргументы, участник должен подкреплять их доказательствами, которые необходимо искать в различных источниках, а организация выступления непосредственно влияет на эффективность сообщения;

5) дебаты способствуют развитию навыков обсуждения проблемы с различных точек зрения и поиска возможных путей решения этой проблемы [7].

Использование дебатов между утверждающей и отрицающей сторонами на занятиях по иностранному языку позволяют расширить словарный запас учащихся, овладеть навыками аудирования иноязычной монологической и диалогической речи, развить навыки выступлений с неподготовленным сообщением. Тем не менее, при их проведении возникают определенные трудности: неспособность ведущего задействовать всех учащихся в ходе обсуждения; отсутствие взаимодействия между участниками - представляя свою точку зрения, они обращаются к учителю (ведущему), но не к оппонентам или

аудитории; отсутствие навыков работы в команде, групповой работы; слабая мотивация участников к обсуждению проблемы и неспособность концентрироваться на сути обсуждаемой проблемы; отсутствие или слабое развитие у участников навыков публичного выступления, умения четко выражать свои мысли.

Помимо указанных выше трудностей, Г.Р. Хасаншина выделяет следующие проблемы, которые возникают при использовании дебатов между утверждающей и отрицающей сторонами для обучения устной иноязычной речи:

1) участники дебатов опасаются говорить на иностранном языке, боясь сделать ошибки. Они боятся подвергнуть себя критике со стороны учителя и других участников;

2) студенты часто переходят на использование родного языка или допускают много ошибок;

3) студенты часто не владеют достаточной информацией по обсуждаемому вопросу даже на родном языке;

4) у студентов не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи [8].

Указанные выше проблемы делают взаимодействие между командами, а, следовательно, проведение эффективных дебатов невозможными. По мнению С.И. Курицыной, эти проблемы частично позволяют решать модифицирование дебатов между утверждающей и отрицающей сторонами, т. е. использование дебатов, в которых допущены некоторые изменения правил. Например, сокращается регламент выступлений; увеличивается число игроков в командах; допускаются вопросы из аудитории; организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться; осуществляется ролевая игра, т. е. учащиеся исполняют какую-либо роль; создается «группа экспертов», которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновение позиций, либо вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей; изменяется (появляется) роль ведущего игры - учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности участников [5, с. 10].

Безусловно, подобные модифицированные дебаты являются наиболее адаптированными к особенностям процесса изучения иностранного языка, однако они способствуют решению указанных выше проблем лишь частично. Залогом успешного ведения дебатов является тщательная подготовка со стороны ведущего и участников.

Во-первых, Г.Р. Хасаншина полагает, что дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами предполагают наличие у их участников достаточного высокого уровня владения всеми видами речевой деятельности - говорением, чтением, письмом и аудированием, так как все они непосредственно связаны с умениями, необходимыми для проведения дебатов. Недостаток речевых и языковых средств для раскрытия своей точки зрения и понимания аргументов соперников могут помешать эффективному взаимодействию [8, с. 151].

Во-вторых, активная работа учителя по подготовке к проведению дебатов между утверждающей и отрицающей сторонами должна включать, по мнению П.Б. Гурвича, ознакомление студентов с темой и проблемой дебатов, сообщение тезисов или их формулирование студентами и так называемую первичную ориентировку по дебатам, т. е. комментарий к тезисам, в котором преподаватель излагает студентам возможность противоположных подходов к решению вопроса. Первичные высказывания показывают, как разделяются мнения, и какова осведомленность студентов по обсуждаемому вопросу. Ориентируясь по этим высказываниям, руководитель дебатов предпринимает шаги для установления «баланса противоречий», т. е. укрепляет ту точку зрения, которая слабее представлена [4, с. 128].

В-третьих, обучение иностранному языку должно включать не только индивидуальную, но и групповую работу. Психологические исследования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова показали эффективность групповых форм организации работы учащихся. Регулярная работа в группах помогает учащимся чувствовать себя активными творцами, а не пассивными исполнителями. Умение работать в команде, навыки групповой работы создают надежную основу для эффективного взаимодействия между участниками дебатов.

Таким образом, дебаты можно определить как обмен мнениями между двумя группами, представляющими противоположные точки зрения на заданную проблему, основанный на привлечении навыков аргументации и логически построенных высказываниях участников с целью определения истины, т. е. точки зрения, принятой всеми или большинством участников, либо судьями по окончании дебатов. В настоящее время используются следующие форматы дебатов: дебаты в команде, индивидуальные дебаты, академические дебаты, Интернет-дебаты, состязательные дебаты, дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами, законодательные дебаты, судебные дебаты, публичные дебаты, парламентские дебаты. При использовании дебатов для обучения устной иноязычной речи часто возникают следующие проблемы: отсутствие взаимодействия между участниками и низкий уровень полемичности высказываний, нехватка речевых и языковых средств, боязнь сделать ошибку и переход на родной язык. Дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами являются наиболее эффективными для обучения устной речи, а их адаптация (модифицирование) к особенностям учебного процесса и активная всесторонняя подготовка к дебатам преподавателя и учащихся являются залогом их успешного проведения.

1. Merriam - Webster Dictionary. Merriam Webster, 1994.

2. Zaleski M. Using Debate in Second Language Teaching // Idebate. International Debate Education Association. 2004. V. 1. Issue 2. P. 32-41.

3. Пассов Е.И., Царьков В. Б. Концепции коммуникативного обучения. М., 1993.

4. Гурвич П.Б. Основы обучения устной иностранной речи на языковых факультетах. Владимир, 1972. С. 124.

5. Курицына С.И. Образовательная программа и образовательная технология «Дебаты» [Электронный ресурс]: обзорная лекция // Ярославский Институт Развития Образования: [сайт]. Ярославль, 2004. URL: http: // www.iro.yar.ru: 8101/institut/cot/method/lection1.shtml. С. 2.

6. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. СПб., 2002.

7. Ермаков Е. П. Формат дебатов Карла Поппера в Кыргызстане. Бишкек, 2003.

8. Хасаншина Г. Р. О некоторых аспектах обучения говорению в неязыковых вузах // Вестн. ТИСБИ. 2005. № 2. С. 148.

Поступила в редакцию 26.02.2008 г.

Oreshina E.E. Debate and debate formats in teaching foreign languages. Nowadays debate is widely used in teaching foreign languages and variety of the existing debate formats makes it possible to choose the format that, being appropriate to the peculiarities of the teaching process on every level, would be the most effective. Nevertheless while organizing a debate one often faces some difficulties which are linked to the absence of interaction between debate participants, the low level of controversy of their utterances and to the lack of language means for the clarification of their views. In the article the major debate formats are examined, as well as the difficulties connected with them and the ways of overcoming those difficulties.

Key words: debate, debate formats, Parliamentary debate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.