педагогические науки
дунар. конф. «Континуальность и дискретность в языке и речи. Язык как живая система в исследовательских парадигмах современной лингвистики» 15-16 окт. 2009 г. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. С. 37-43.
10. Щепилова А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
11. Gombert J.E. Metalinguistic Development. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1992.
12. Myhill D. Writing conversations: Metalinguistic talk about writing. Bulletin Suisse de Linguistique Appliquee, 2016 [Electronic resource]. URL: http://ro.uow.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=3871 &context=sspapers (дата обращения: 18.04.2018).
Principles of grammatical competence development with the students of linguistics in the second foreign language
The article considers particular linguo-didactic principles of the grammatical competence development as exemplified in the complex grammatical phenomena of the Spanish language as the second foreign language and substantiated from the conceptual and situational-technological positions. Special principles form the theoretical basis for teaching complex grammatical phenomena of the second foreign language.
* * *
1. Baryshnikov N.V. Metodika obuchenija vtoro-mu inostrannomu jazyku v shkole. M.: Prosveshhenie, 2003.
2. Boldyrev N.N., Magirovskaja O.V. Jazykovaja reprezentacija osnovnyh urovnej poznanija // Vopr. kognitivnoj lingvistiki. 2009. № 2. S. 7-16.
3. Gal'skova N.D. Kniga dlja uchitelja k uchebni-ku «Itak, nemeckij!» po ne-meckomu jazyku kak vtoromu inostrannomu dlja 7-8-h klassov obshheob-razovatel'nyh uchrezhdenij. M.: Prosveshhenie, 1997.
4. Kashkin V.B. Bytovaja filosofija jazyka i jazykovye kontrasty. Teoreticheskaja i prikladnaja lingvistika. Voronezh: VGTU, 2002. S. 4-34.
5. Krasnoshhekova G.A. Fundamentalizacija nespecial'nogo lingvisticheskogo obrazovanija: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Pjatigorsk, 2010.
6. Kubrjakova E.S. Jazyk i znanie: na puti poluchenija znanij o jazyke: chasti rechi s kognitivnoj tochki zrenija. Rol' jazyka v poznanii. M.: Jaz. slav. kul'tury, 2004.
7. Leont'ev A.N. K psihologii obraza // Vestn. Mosk. gos. un-ta. Ser. 14: Psihologija. 1986. № 3. S. 73.
8. Orap M.A. Dinamika razvitija vneshnej struktury rechevogo opyta lichnosti // Izv. Sarat. un-ta. Ser.: Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija. 2014. № 2. S. 186-194.
9. Skvoreckaja E.V. Jepidigmaticheskaja disk-retnost' plana soderzhanija i plana vyrazhenija jazykovyh edinic raznyh urovnej // Diskretnost' i kontinual'nost' v jazyke i tekste: materialy Mezhdunar. konf. «Kontinual'nost' i diskretnost' v jazyke i rechi. Jazyk kak zhivaja sistema v issledovatel'skih paradigmah sovremennoj lingvistiki» 15-16 okt. 2009 g. Novosibirsk: Izd. NGPU, 2009. S. 37-43.
10. Shhepilova A.V. Teorija i metodika obuchenija francuzskomu jazyku kak vtoromu inostrannomu. M.: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2005.
Key words: grammatical competence, principles of teaching, metalinguistic approach, complex grammatical phenomena, language experience, second foreign language, first foreign language.
(Статья поступила в редакцию 01.06.2018)
Е.ф. гЛАдкАя (Хабаровск)
формирование навыков эффективного слушания у студентов вуза средствами дисциплин «риторика» и «русский язык и культура речи»
Описывается и анализируется опыт формирования навыков эффективного слушания у студентов вуза в рамках дисциплин гуманитарного цикла «Риторика» и «Русский язык и культура речи» посредством включения обучающихся в активную, сознательную деятельность по критическому анализу публичных выступлений и обсуждению проблем в форме дебатов.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, диалог, эффективное слушание, таблица экспертной оценки публичного выступления, дебаты, невербальные средства общения.
Коммуникативная компетентность, которая состоит в умении осуществлять эффективную коммуникацию в различных речевых ситуациях, является одной из важнейших состав-
О Гладкая Е.ф., 2018
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ляющих личности специалиста в любой области. Речевая коммуникация представляет собой единый процесс говорения-слушания, и эффективность этого процесса в равной степени зависит как от адресанта речи, так и от адресата. Ведь слово, по справедливому замечанию М. Монтеня, «принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает». Слушание - это волевой акт, требующий от человека большого интеллектуального и эмоционального напряжения, сосредоточенного внимания, высокой заинтересованности в предмете речи [2, с. 8].
«Говорить есть не что иное, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово», - писал еще в первой половине XIX в. русский философ В.ф. Одоевский. Но это «внутреннее слово» может родиться в сознании только активного слушателя. Именно это «внутреннее слово», «ответное понимание» (по М.М. Бахтину) лежит в основе слушания как продуктивной деятельности, в процессе которой слушающий испытывает радость сотворчества.
К проблеме слушания обращаются многие современные исследователи, в трудах которых рассматриваются различные виды слушания, механизмы этого процесса, способы его активизации и т. д. (см. работы И. Атва-тер [2], М. Беркли-Ален [3], Т.Г. Винокур [4], А.П. Панфиловой [9] и др.). Вопросам методики обучения слушанию в школе и вузе посвящен ряд диссертационных исследований. Так, в работах Н.В. Нефедовой [8], Н.В. Сего-вой [10], Т.В. Атапиной [1] описывается методика развития умений и навыков активного, критического слушания как вида речевой и учебной деятельности у школьников; в работах М.М. Жилясовой [6], Г.В. Зеленовой [7], Г.Д. Ушаковой [12] - методика формирования «профессионально-педагогической компетентности слушания» («культуры слушания», «профессионального умения слушать») у будущих учителей. Ученые отмечают противоречие, существующее между заказом общества на коммуникативно развитую личность, умеющую слушать и слышать, и недостаточным вниманием к формированию этого умения в образовательном процессе [8, с. 4]. В настоящей статье анализируется педагогический опыт формирования навыков эффективного слушания у студентов технического вуза средствами таких гуманитарных дисциплин, как «риторика» и «русский язык и культура речи», введенных в учебные планы многих специаль-
ностей в соответствии с ФГОС нового поколения.
Необходимость целенаправленного обучения слушанию в вузе обусловлена тем, что этот процесс является одной из важнейших составляющих речевой и учебной деятельности студентов. В последней преобладает лекционно-семинарская форма обучения, предполагающая восприятие и понимание обучающимися большого объема информации. Следовательно, от сформированности у студентов навыков слушания зависит не только уровень их коммуникативной компетентности, но и результат их учебно-познавательной деятельности. В то же время проведенное нами анкетирование показало, что большая часть студентов не осознает сложности и важности процесса слушания и не считает, что эффективному слушанию необходимо специально обучаться. Те же студенты, для которых процесс слушания представляет трудность, в качестве причины указали свою неспособность длительно концентрировать внимание на предмете речи, который не вызывает у них интереса, является слишком сложным для понимания или освещается говорящим недостаточно ярко и живо.
Таким образом, одну из задач перечисленных выше учебных курсов мы видим в акцентировании внимания студентов на проблеме формирования навыков эффективного слушания. С этой целью на первых лекционных занятиях обучающиеся получают необходимое представление о механизме речевого взаимодействия, о равной ответственности за результат общения говорящего и слушающего, об особенностях процесса слушания, его видах, уровнях и т. д. На основе этих сведений у обучающихся формируется мотивация к развитию собственной способности слушать и слышать. Практические занятия направлены на развитие у студентов навыков эффективного слушания посредством включения их в активную деятельность по оцениванию публичных выступлений одногруппников в соответствии с определенной шкалой критериев.
В рамках курса «риторика» студенты создают таблицы экспертной оценки эффективности публичного выступления в соответствии с принципом возрастающей сложности*. Так,
* На занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» предполагается только одно публичное выступление студентов (в рамках раздела «Риторика»), которое оценивается сразу по восьми критериям.
первое выступление оценивается экспертами только по двум критериям:
• оригинальность формы;
• оригинальность содержания.
оценивание последнего выступления осуществляется уже по восьми критериям, которые отражают основные требования к публичному выступлению:
• начало и завершение речи;
• драматизм;
• диалогичность;
• разговорность;
• эмоциональность;
• понятность;
• установление и поддержание зрительного контакта;
• регламент [11].
Методика работы с таблицами экспертной оценки включает в себя три этапа:
1) этап самостоятельной подготовки таблицы по заданным критериям (на этом этапе студент не только создает необходимую для дальнейшей работы материальную базу - таблицу, но и запоминает критерии оценивания, а также осознает свою коммуникативную задачу, что обеспечивает необходимую сознательную установку на процесс слушания);
2) этап заполнения таблицы в момент речи оратора (на этом этапе формируется важнейший навык удержания произвольного внимания на объекте оценивания, а также навыки рефлексии и конспектирования, т. к. студенту необходимо не только оценить степень соответствия публичной речи заданным критериям в баллах (от 0 до 2), но и кратко записать фрагменты речи оратора, подтверждающие данную оценку);
3) этап устного представления результатов оценивания (на этом этапе студент представляет всем присутствующим свою отметку по одному из критериев и аргументирует свое решение).
Эффективность каждого последующего этапа напрямую зависит от эффективности предыдущего. Практика показывает, что наибольшую трудность у студентов вызывает аргументация поставленной отметки. Наиболее типичный ответ на первых занятиях звучит следующим образом: «Критерий "Начало". Начало было. Ставлю два балла». Сравним с ответами тех же студентов на завершающем этапе курса: «По критерию "Начало" ставлю два балла, т. к. оратор начал свое выступление с одного из ярких риторических приемов (цитаты, вопроса, случая из жизни, потрясающего
КИЕ НАУКИ -
факта и т. д.), тем самым привлек наше внимание к теме выступления»; «По критерию "Диа-логичность" ставлю один балл, т. к. оратор, задав слишком трудный вопрос аудитории и не услышав ответа, растерялся. Следовательно, использованный риторический прием оказался неэффективным в данном выступлении». Таким образом, на третьем этапе экспертной работы студенты учатся коротко, ясно и аргументированно выражать свое мнение. Кроме того, у студентов формируется умение тактично высказывать критические замечания, что является необходимым условием гармоничного общения между людьми в различных речевых ситуациях.
описанная методика работы с таблицами экспертной оценки публичного выступления позволяет решить одну из важнейших проблем обучения слушанию, которая заключается в том, что «объективно не наблюдаемый исполнительный компонент слушания не поддается непосредственному контролю и управлению со стороны преподавателя» [8, с. 9]. В процессе же публичного представления студентом результатов своей работы с таблицей преподаватель имеет возможность оценить степень реализации цели слушания, проконтролировать уровень сформированности данного умения и дать необходимые рекомендации по его совершенствованию.
В рамках дисциплин «Риторика» и «Русский язык и культура речи» обладает большим потенциалом для формирования навыков эффективного слушания также занятие по теме «Культура публичного обсуждения. дебаты», на котором студенты учатся не только выступать с убеждающей речью, но и внимательно слушать оппонента, не перебивая его и не критикуя, а также получают ценный опыт работы в команде (об особенностях проведения дебатов на совместных занятиях российских и иностранных обучающихся вуза см. [5]). Для достижения общей цели в процессе групповой работы участникам дебатов необходимо слушать и слышать друг друга. По нашему глубокому убеждению, именно такое слушание, свидетельствующее об искреннем, «жизнетво-рящем» (Х. Ортега-и-Гассет) интересе к другому человеку, его мнению, является лучшей, самой прочной основой эффективного общения.
Важную роль в обсуждении проблемы играет и умение оппонентов задавать вопросы друг другу. Вопрос, возникающий в сознании адресата в момент речи адресанта, - это яркий
известия вгпу
показатель успешности процесса слушания. В ходе дебатов студенты в так называемом «раунде перекрестных вопросов» отрабатывают умение задавать своим оппонентам «правильные» вопросы (т. е. вопросы на прояснение позиции).
Каждый корректно сформулированный вопрос приносит команде дополнительные баллы. На этом этапе дебатов студенты также учатся благодарить друг друга за вопросы и ответы. Участники дебатов убеждаются в том, что использование в диалоге формул речевого этикета (всем известных «волшебных» слов) способствует созданию позитивного коммуникативного климата в группе, настраивает оппонентов на ведение «гармонизирующего» диалога, исключающего агрессию и нетерпимость.
Занятия по невербальной коммуникации, которые также являются неотъемлемой частью рассматриваемых гуманитарных курсов, способствуют развитию у студентов умения «читать» собеседника по его мимике, жестам, позе и т. д. Полученные на лекционном занятии знания о невербальных средствах общения студенты активно применяют на практике. во время публичных выступлений не только ораторы, но и слушатели стараются устанавливать и поддерживать зрительный контакт; выражать своей позой, жестами, мимикой заинтересованность в процессе общения, открытость собеседнику, включенность в ситуацию и т. д.
в ходе описанной в настоящей статье сознательной деятельности студенты учатся соблюдать важнейшие правила эффективного слушания: не уходить от ответственности за общение; концентрировать свое внимание на собеседнике; стараться понять не только смысл слов, но и чувства говорящего; придерживаться одобрительной установки по отношению к собеседнику [2, с. 94-96]. В результате у обучающихся формируются следующие качества хорошего слушателя, сформулированные М. Беркли-Ален:
• пытливый ум и «открытое сердце»;
• умение улавливать новые мысли и идеи, соотнося услышанное с уже известным;
• способность сосредоточиваться и слушать «всем своим существом»;
• умение «слушать сердцем», без предубеждений, не осуждая говорящего;
• осознание процесса;
• способность не упускать важные детали;
• направленность на восприятие новых идей, методов и способов, улавливание «сути»;
• способность быть начеку, подчеркивая, проясняя, соглашаясь или дополняя;
• сосредоточенность на идеях и замыслах говорящего с помощью своих ощущений, чувств и интуиции [3, с. 156-157].
Таким образом, опыт преподавания дисциплин «Риторика» и «Русский язык и культура речи» обучающимся вуза показывает, что навыки эффективного слушания нуждаются в формировании и развитии не меньше, чем навыки эффективной речи. Умение слушать востребовано в любой сфере человеческой деятельности. В этом умении проявляется основной принцип культуры общения - внимательное и уважительное отношение к собеседнику. И для формирования столь необходимых в любой коммуникации умений и навыков эффективного слушания на занятии необходима специально организованная систематическая, сознательная деятельность обучающихся, выступающих в роли активных слушателей. Целенаправленное обучение студентов слушанию существенно повышает эффективность их учебной и коммуникативной деятельности, а также активизирует взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Список литературы
1. Атапина Т.В. Методика обучения слушанию на уроках русского языка (при подготовке к написанию изложения): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1994.
2. Атватер И. Я вас слушаю.: советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М.: Экономика, 1988.
3. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Питер Пресс, 1997.
4. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993.
5. Гладкая Е.ф. Дебаты как средство формирования поликультурной компетентности российских и иностранных обучающихся дальневосточного технического вуза // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2016. № 4. С. 147-151.
6. Жилясова М.М. Формирование профессионально-педагогической компетентности слушания у будущего учителя: на примере учителя иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2010.
7. Зеленова Г.В. Формирование культуры слушания учащихся педагогического колледжа в учебном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Таганрог, 1998.
8. Нефедова Н.В. Обучение слушанию как виду речевой и учебной деятельности учащихся
педагогические науки
старших классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004.
9. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004.
10. Сегова Т.Д. Обучение слушанию как виду речевой деятельности в 5-6 кл.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.
11. Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Изд. центр «Академия», 2012.
12. Ушакова Г.Д. Методика обучения студентов слушанию как профессиональному умению: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1993.
Formation of effective listening skills of university students by means of disciplines "Rhetoric" and "Russian Language and Culture of Speech"
The article deals with the experience of developing effective listening skills of University students as part of the disciplines "Rhetoric" and "Russian Language and Culture of Speech" by inclusion of students in the active, conscious activities on the critical analysis of public speeches and discussion of issues in the form of debates.
* * *
1. Atapina T.V. Metodika obuchenija slushaniju na urokah russkogo jazyka (pri podgotovke k napisa-niju izlozhenija): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1994.
2. Atvater I. Ja vas slushaju...: sovety ruko-voditelju, kak pravil'no slu-shat' sobesednika. M.: Jekonomika, 1988.
3. Berkli-Alen M. Zabytoe iskusstvo slushat'. SPb.: Piter Press, 1997.
4. Vinokur T.G. Govorjashhij i slushajushhij. Varianty rechevogo povede-nija. M.: Nauka, 1993.
5. Gladkaja E.F. Debaty kak sredstvo formirova-nija polikul'turnoj kompetentnosti rossijskih i ino-strannyh obuchajushhihsja dal'nevostochnogo tehni-cheskogo vuza // Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke. 2016. № 4. S. 147-151.
6. Zhiljasova M.M. Formirovanie professional'-no-pedagogicheskoj kompetentnosti slushanija u bu-dushhego uchitelja: na primere uchitelja inostranno-go jazyka: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Vladikavkaz, 2010.
7. Zelenova G.V. Formirovanie kul'tury slusha-nija uchashhihsja pedagogicheskogo kolledzha v uchebnom processe: avtoref. dis. . kand. ped. na-uk. Taganrog, 1998.
8. Nefedova N.V. Obuchenie slushaniju kak vi-du rechevoj i uchebnoj dejatel'nosti uchashhihsja star-shih klassov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2004.
9. Panfilova A.P. Delovaja kommunikacija v pro-fessional'noj dejatel'nosti. SPb.: Znanie, IVJeSJeP, 2004.
10. Segova T.D. Obuchenie slushaniju kak vidu rechevoj dejatel'nosti v 5-6 kl.: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2006.
11. Sternin I.A. Prakticheskaja ritorika. M.: Izd. centr «Akademija», 2012.
12. Ushakova G.D. Metodika obuchenija stu-dentov slushaniju kak professional'nomu umeniju: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1993.
Key words: communicative competence, dialogue, effective hearing, table of expert evaluation ofpublic speech, debate, non-verbal means of communication.
(Статья поступила в редакцию 06.06.2018)
Е.Б. ЦЫГАНОВА (Набережные Челны)
англоязычный рекламный видеоролик как средство развития навыков аудирования на ступени среднего общего образования
Использование рекламного материала на уроках английского языка отвечает требованиям к проведению аудирования на ступени среднего общего образования. Англоязычный рекламный текст соответствует принципу аутентичности языкового материала и отличается небольшой продолжительностью и средним темпом речи. Рекламный текст имеет ряд языковых особенностей, которые обусловливают успешность восприятия, а значит, и последующего использования материала.
Ключевые слова: аудирование, англоязычный рекламный видеоролик, аутентичный языковой материал, урок английского языка, коммуникативный подход.
Обучение аудитивным навыкам представляет собой сложный механизм, требующий от учителя иностранных языков умения методически правильно организовать работу, а от обучающихся - умения концентрировать свое внимание. Связано это прежде всего с много-
О Цыганова Е.Б., 2018