Научная статья на тему 'ПРИЛОЖЕНИЕ POPPLET КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПРИЛОЖЕНИЕ POPPLET КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИС "POPPLET" / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / DATA VISUALIZATION / INTERNET-SERVICE "POPPLET" / MIND-MAPPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Майер Яна Владимировна

В статье анализируется эффективность использования технологии визуализации информации в форме интеллект-карт на базе интернет-сервиса «Popplet», как средства активизации мотивации и вовлеченности учащихся в процесс изучения английского языка в школе. Обосновывается тезис о том, что изучение английского языка станет более продуктивным при интеграции интеллект-карт, созданных на базе интернет-сервиса «Popplet», в урок английского языка. В статье описано пробное обучение с использованием интернет-сервиса «Popplet», проанализированы его результаты, которые показали, что использование интеллект-карт на базе интернет-сервиса «Popplet» на уроке английского языка дает положительные результаты, поскольку учащиеся учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее в последующем, что несомненно влечет за собой вовлеченность в процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Майер Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"POPPLET" AS A PRODUCTIVE WAY TO VISUALISE INFORMATION

This article analyzes the effectiveness of data visualization by means of using mindmapping based on the interent-service «Popplet» to instill a liking for studying into students and increase their academic performance. It is assumed, that the effectiveness of learning English will be improved while implementing the use of mindmapping into the process of learning English. The article describes a trial teaching of a foreign language using mindmapping as a form of visual outlining. The findings indicated that the Internet-service "Popplet!" worked profoundly well due to the fact that it managed to engage students’ visual intelligence and provide a way to navigate a much larger space of ideas in a smaller visual field, along with being a rather effective tool to boost students’ motivation in the English as a Second Language (ESL) classroom.

Текст научной работы на тему «ПРИЛОЖЕНИЕ POPPLET КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

ПРИЛОЖЕНИЕ POPPLET КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Мосина Маргарита Александровна

доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Майер Яна Владимировна

студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: annyhost@gmail.com

«POPPLET» AS A PRODUCTIVE WAY TO VISUALISE INFORMATION

Margarita Mosina

Professor, the Department of Foreign Languages and Methods of Teaching Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Yana Mayer

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: annyhost@gmail.com

Аннотация: в статье анализируется эффективность использования технологии визуализации информации в форме интеллект-карт на базе интернет-сервиса «Popplet», как средства активизации мотивации и вовлеченности учащихся в процесс изучения английского языка в школе. Обосновывается тезис о том, что изучение английского языка станет более продуктивным при интеграции интеллект-карт, созданных на базе интернет-сервиса «Popplet», в урок английского языка. В статье описано пробное обучение с использованием интернет-сервиса «Popplet», проанализированы его результаты, которые показали, что использование интеллект-карт на базе интернет-сервиса «Popplet» на уроке английского языка дает положительные результаты, поскольку учащиеся учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее в последующем, что несомненно влечет за собой вовлеченность в процесс обучения.

Ключевые слова: визуализация информации, интернет-сервис «Popplet», интеллект-карты.

Abstract: this article analyzes the effectiveness of data visualization by means of using mindmapping based on the interent-service «Popplet» to instill a liking for

115

studying into students and increase their academic performance. It is assumed, that the effectiveness of learning English will be improved while implementing the use of mindmapping into the process of learning English. The article describes a trial teaching of a foreign language using mindmapping as a form of visual outlining. The findings indicated that the Internet-service "Popplet!" worked profoundly well due to the fact that it managed to engage students' visual intelligence and provide a way to navigate a much larger space of ideas in a smaller visual field, along with being a rather effective tool to boost students' motivation in the English as a Second Language (ESL) classroom.

Key words: data visualization, internet-service «Popplet», mindmapping.

Ни для кого не секрет, что виртуальное пространство с каждым днем все более интенсивно влияет на окружающее человека реальное пространство и его деятельность в нем. В настоящее время главным «двигателем» необратимых изменений в современном информационном пространстве становится резкая и неожиданная смена «информационных приоритетов» в общественном, профессиональном и межличностном общении и сознании, которая заключается в растущем коммуникативном преобладании визуальной информации над вербальной. Это объясняется тем, что кардинальные инновации в кибернетических средствах и методах порождения, передачи и обработки информации всех видов и типов приводят к зарождению принципиально новых культурных тенденций в жизни общества и восприятии окружающего мира и именно поэтому наиболее яркой тенденцией в современном информационном пространстве является его растущая «визуализация». Возникающие в результате действия этой тенденции принципиально новые коммуникативные, культурные и лингвистические явления значительно преобразуют окружающую нас культурную среду и влияют на все ее составляющие: социальные, межперсональные, научные, информационные, образовательные и когнитивные процессы и явления [11].

Термин «информация» в словаре методических понятий Азимова Э.Г., Щукина А.Н. трактуется в том числе и как сообщения о фактах, событиях, процессах, оформленные и передаваемые языковыми средствами. Таким образом, визуализация информации в обучении иностранным языкам - это представление в удобной и доступной форме сообщений об основных фактах, событиях, процесса культуры, передаваемых средствами иностранного языка [1].

Важно отметить, что целесообразность использования визуализации информации конкретно в образовательном пространстве продиктована, прежде всего, необходимостью ее представления в виде, наиболее соответствующем новым потребностям современного поколения учащихся. Не зря психологи и культурологи, характеризуя современное поколение, непременно отмечают качественно новый уровень восприятия информации, о мышлении нового типа, которое формируется как реакция на стремительное возрастание информационных потоков, преимущественно в визуальной форме, на высокую фрагментарность, большое разнообразие и полную разнородность

поступающей информации. Соответственно, из вышесказанного следует логичный вывод, что особенностями такого мышления, являются способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, высокая скорость обработки информации, предпочтение к восприятию информации в образном виде, но вместе с тем неприспособленность к восприятию линейной, однородной информации, в том числе длинных книжных текстов [1].

Потребность в использовании визуализации при изложении учебного материала обусловлена диалектической связью слова и его визуального образа. В связи с тем, что вербализация учебного материала (посредством слова) и ее визуализация (посредством наглядного образа) представляют собой равноценные средства презентации необходимой усвоению информации, целесообразно применять визуальные средства как органично составляющие единицы учебной деятельности. Кроме того, обеспечение восприятия не только слуховой, но и зрительной информации, осуществляемое в структурно-логической последовательности, минимизирует трудности, связанные с усвоением нового материала. Сложно не согласиться, что это возможно реализовать исключительно благодаря широкому и активному внедрению огромного спектра визуальных средств в учебный процесс, поскольку именно с их помощью обеспечивается структурирование, схематизация и, главное, компрессия постоянно увеличивающегося учебного материала. В качестве подтверждения данной позиции, можно привести аргумент, выявленный у Г.В. Лаврентьева, Н.Б. Лаврентьевой, Н.А. Неудахиной: «Эффективным способом обработки и компоновки информации является ее сжатие, то есть представление в компактном, удобном для использования виде, что обеспечивается технологией визуализации учебного материала».

Основополагающими принципами технологии визуализации информации являются: принцип целенаправленности, принцип функциональности, принцип комплексности, принцип системного квантования, принцип когнитивной визуализации. Проведя анализ работ, посвященных применению принципов визуализации в учебном процессе (Р. Арнхейм, П. М. Эрдниев), было выявлено, что данные принципы являются универсальными и используются в различных фундаментальных дисциплинах и сферах человеческой деятельности [5].

Ни для кого не секрет, что в настоящее время используется большое количество методических средств визуализации информации, где особое внимание привлекают средства визуализации с использованием современных информационных технологий. Ведущими методическими средствами визуализации информации являются мультимедийная презентация, облако тегов, скрайбинг, сервис leammgapps, инфографика и интеллект карты. В нашем исследовании мы сконцентрировали свое внимание на эффективности применения интеллект-карт на базе интернет-сервиса Popplet на уроке иностранного языка.

Интеллект-карта (ментальная карта, ассоциативная карта) — это технология изображения информации в графическом виде, т.е. это особый вид

записи материалов в виде радиантной структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части (рис. 1), создавать ментальные карты можно на бумаге, а также использовать для этого современные информационно-коммуникационные средства. Анализ современных интерактивных сервисов по созданию интеллект карт показал, что наиболее эффективным является приложение «Popplet».

«Popplet» - это эффективный и одновременно простой в использовании и мощный по функционалу интернет-сервис, позволяющий создавать интеллект карты. Функционал данного сервиса охватывает довольно широкий спектр функций, а именно с его помощью возможно: •добавлять элементы с текстом, картинками; •добавлять видео с YouTube и Vimeo; •менять цвета каждого элемента и фон карты в целом; •совместно редактировать карту; •сохранять карту в виде картинки или pdf файла; •публиковать ментальную карту; •демонстрировать карту в режиме презентации;

•осуществлять запись во время экрана демонстрации готовой ментальной карты;

•распечатать карту;

•работать над одной картой совместно с другими учащимися, что также способствует укреплению и развитию навыков межличностного общения.

сш

Рис. 1. Радиантная структура интеллект-карты

Апробация исследования осуществлялась на базе АНО ДО «ЯЦ «Британия» г. Перми в 2018/2019 учебном году в ходе опытного обучения с учащимися 8 класса (KET- Senior: группа базового уровня- pre-intermediate). Цель опытного обучения заключалась в проверке эффективности применения интеллект-карт на базе приложения Popplet в образовательном процессе как средства визуализации информации в процессе обучения иностранному языку. В качестве гипотезы опытного обучения было выдвинуто предположение о том, что если в процессе обучения иностранному языку по УМК «Think 1»

дополнительно применять интеллект-карты, то это будет способствовать более эффективному восприятию и усвоению информации. Опытное обучение включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе (октябрь 2018 г.) были проведены вступительная беседа (рис. 2) и первичное анкетирование (рис. 5.)

План устной беседы со студентами группы КЕТ Senior

В ходе устной беседы каждому студенту были заданы следующие вопросы:

1) Нравится ли вам учиться в школе и ЯЦ «Britannia»? Все ли уроки

2) Как вы поступаете, когда вам нужно сделать\выучить объемное домашнее задание, которое требует много времени или монотонное задание, и

3) А как вы относитесь к отображению информации в графическом виде для

Рис. 2. План вступительной беседы

Средние результаты беседы и первичного письменного анкетирования (рис. 2) показали, что осведомленность учащихся о ментальных картах и их назначении находится на начальном этапе формирования, активное использование карт не наблюдается, однако отмечено предпочтение визуальной информации (рис. 3.1.-3.2). Также было организовано первичное анкетирование. Анкета составлена на русском языке и содержит четыре вопроса с двумя вариантами ответа (рис. 4).

Что такое mind-map?

12

10

I Знает , что такое МР Не знает, что такое ПЗ Слышал о МР, но не создавал I Хочет создать МР

ноябрь 2018 апрель 2019

8

6

4

2

0

Рис. 3.1. Результаты устной беседы со студентами группы KET Senior

Для чего нужны Mind-maps?

12 10 8 6 4 2 0

ноябрь 2018

апрель 2019

чтобы было интересно

чтобы развивать мышление

для ясности

I для систематизации информации

для стимулиции воображения

Рис. 3.2. Результаты устной беседы со студентами группы KET Senior

КАК ВЫ ЛЕГЧЕ ВОСПРИНИМАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ?

На слух 18%

Текстово 9%

Графически 73%

Рис. 4. Результаты устной беседы со студентами группы KET Senior Опрос (письменный) первичный студентов группы КЕТ Senior;

1. Слышали ли вы о интеллект-картах раньше? Да Нет

2. Знаете ли вы, что такое интеллект-нарта? □ Да d Нет

3. Использовали ли вы интеллект-карты для учебы? Да Нет

4. Как вы думаете, эффективны ли интеллект-карты? Да Нет

5. Заинтересованы ли бы а применении интеллект-карт? Да Нет

Рис. 5. Первичное анкетирование 120

На формирующем этапе опытного обучения в образовательный процесс было внедрено использование интеллект-карт. Работа с ментальными картами производилась в стандартном учебном классе, оборудованном компьютером для учителя и телевизором, заменявшим проектор, на который можно было выводить любой материал; также имелся доступ к сети Интернет. На составление карты с обычно выделялось 7-10 минут.

Контрольный этап был нацелен на определение уровня навыка использования ментальных карт, а также эффективность их применения для учащихся восьмого класса по итогам работы с ментальными картами. Было проведено повторное анкетирование (март 2019 г.; рис. 6), его результаты были сопоставлены с первоначальным анкетированием. Также по завершении данного этапа была проведена письменная рефлексия (рис. 7).

Рис. 6. Пример заполненного Рис. 7. Пример

вторичного анкетирования заполненной рефлексивной карты

12 10

Как часто вы используете интеллект-карты для решения учебных задач?

■ Использую ИК каждый день

■ Использую несколько раз в неделю

■ Не использую

Ноябрь Апрель

8

6

4

2

0

Да Нет ■ Частично

Рис. 8 Сопоставление результатов Рис. 9. Результаты рефлексии

Анализируя и сопоставляя результаты анкетирования, устного опроса и письменной рефлексии учащихся 8 класса в октябре 2018 г. и марте 2019 г., можно сделать следующие выводы:

1) В результате работы с интеллект-картами в течение учебного года школьники узнали или расширили свои знания о возможностях использования ментальных карт. Все 100% опрошенных после работы с картами отметили понимание такого явления, как целостная картина, связующие элементы.

2) Восприятие информации оказалось для учащихся более интересным, посильным, чем они считали до работы с интеллект картами.

3) В результате работы с ментальными картами в течение половины учебного года повысился уровень сформированности осознанности переработки информации: наблюдалось увеличение активного участия ребят в учебном процессе, более успешное выполнение пересказов и написания эссе, качество презентаций и докладов. Кроме этого, стоит отметить что в ходе финального устного опроса, на вопрос: «Как можно использовать интеллект-карты?» учащиеся отметили:

• конспектировать статьи, книги и аудио книги на слух;

• быстро и эффективно фиксировать информацию во время урока,

телефонного разговора и т.д;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проводить анализ во время изучения какой-либо темы;

• планировать организацию презентации и т.д.;

• планировать свой график на определенный период времени;

• генерировать новые идеи;

• готовиться к экзаменам;

• запоминания ключевой информации;

• визуализировать абсолютно любые задумки.

Анализ результатов анкетирования до и после использования интеллект-карт, а также сравнение результатов вступительного опроса и рефлексий позволяет сделать вывод о том, что применение разработанных заданий на уроках английского языка с учащимися 8 класса (KET- Senior: группа базового уровня- pre-intermediate) на базе АНО ДО «ЯЦ «Британия» г. Перми в 2018/2019 учебном году позволило выявить, что выдвинутая в исследовании гипотеза нашла свое подтверждение. Анализируя практику использования интеллект карт, созданных на базе приложения Popplet, мы пришли к выводу об их достаточно эффективном применении в рамках иноязычного образовательного пространства.

Список литературы

1) Арнхейм Р.Г. Искусство и визуальное восприятие / сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова. - М.: Прогресс, ПНЦ РАН, 2000. - 64 с.

2) Бейненсон В.А., Карпухина Е.А. Инфографика как форма визуализации информации в современной отечественной онлайн-журналистике // Визуальная

коммуникация в социокультурной динамике : сб. ст. / под ред. Н.Ф. Федотовой. — Казань, 2016. — С. 306-311.

3) Герасимова И.С. Зарубежный опыт визуализации научной информации в массмедиа // Медиаскоп. — 2016. — Вып. 4. — URL: http://www.mediascope.ru/node/2185 (дата обращения: 02.02.2019).

4) Гордеева Е.В. Визуализация информации в образовании [Электронный ресурс] // [Название сборника не указано]. - Б.м., б.г. - Режим доступа: https://scribinggordeeva.blogspot.com/p/blog-page_24.html (дата обращения 28.03.2018).

5) Горлицына О.А. Визуализация знаний как условие повышения качества графического образования студентов педагогических вузов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 149151. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3781/ (дата обращения: 02.06.2019).

6) Горлицына О.А. Визуализация знаний как условие повышения качества графического образования студентов педагогических вузов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 149151. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3781/ (дата обращения: 02.04.2019).

7) Изотова Н.В. Система средств визуализации в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Брянский гос. университет // [Название сбоника не указано]. - Брянск, 2012. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sistema-sredstv-vizualizatsii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения 16.03.2019).

8) Казиева И.И. Визуализация как эффективный способ обучения иностранным языкам на продвинутых этапах [Электронный ресурс] / Российский университет дружбы народов // [Название сбоника не указано]. -Москва, 2017. - Режим доступа: http://www.nop-dipo.ru/ru/node/633 (дата обращения 15.04.18).

9) Калашникова А.В., Ковальчук Т.В. Скрайбинг как инструмент визуализации мышления на уроках английского языка // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 нояб. 2017 г.) / ред. кол.: О.Н. Широков [и др.] -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 416-418.

10) Кодзова З.Н. Визуализация как принцип языковой подготовки [Электронный ресурс] Адыгейский государственный университет // [Название сбоника не указано]. - Майкоп, 2017. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-kak-printsip-yazykovoy-podgotovki (дата обращения 15.05.2018).

11) Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А.Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. -Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2015. - 231 с.

12) Collins, Allan M. and M. Ross Quillian "Retrieval Time From Semantic Memory", in Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, Elsevier, volume 8, 1969.

13) Elgammal, Ahmed, Bingchen Liu, Mohamed Elhoseiny, and Marian Mazzone, "CAN: Creative Adversarial Networks, Generating "Art" by Learning About Styles and Deviating from Style Norms", June 2017.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСА «PIC-LITS» ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА

Мосина Маргарита Александровна

доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Чупина Екатерина Евгеньевна

студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: katya.chupina@mail.ru

TEACHING CREATIVE WRITING WITH «PIC-LITS»

Margarita Mosina

Professor, the Department of Foreign Languages and Methods of Teaching Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Ekaterina Chupina

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: katya.chupina@mail.ru

Аннотация: в статье анализируется эффективность использования интернет-сервиса «PIC-LITS» как средства для развития умений креативного письма на уроках английского языка. В статье описаны возможности и потенциал интернет-сервиса «PIC-LITS», проанализированы результаты, которые показали, что использование интернет-сервиса «PIC-LITS» для развития умений креативного письма на уроке английского языка повышает интерес и мотивацию школьников, создает условия для самовыражения и самореализации учащихся посредством активизирования критического мышления и воображения.

Ключевые слова: интернет-сервис «PIC-LITS», креативное письмо, мотивация, самовыражение, критическое мышление, воображение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.